Реферат по предмету "Психология"


Общение как форма межличностных отношений

РЕФЕРАТ
По курсу «Естествознание»
На тему «Общение как форма межличностных отношений»

1. Межличностное общение
Человек представляет собой существосоциальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленныхцелей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обменинформацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка,сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений,убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий,осуществление совместной деятельности.
В социологии под общениемпонимается специфическое межличностное взаимодействие людей как членовобщества, представителей определенных социальный групп.
В формировании и развитии человекаобщение играет исключительно важную роль. Именно через общение человек получаетзнания об окружающем его мире, присваивает общественные ценности, созданныечеловечеством, познает природу и суть общественных отношений. Вступая в общениес другими людьми, индивид формирует критерии и оценки своего поведения, оно вто же время является важным условием развития его самооценки и самопознания.
Межличностное общение можетосуществляться на различной основе. В первую очередь в основе успешногомежличностного отношения должно лежать взаимопонимание. Взаимопонимание — этосовместное постижение и реконструкция смыслового содержания явленийисторической, социальной, культурной и природной реальности.
Не менее важное значение дляэффективного межличностного общения имеют лежащие в его основании солидарностьи толерантность.
Солидарность — это единствоубеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы,основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповыхцелей, совместная ответственность.
Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятныйфактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способностьчеловека противостоять разного рода жизненным трудностям без утратыпсихологической адаптации. Например, толерантность к тревоге проявляется вповышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне —в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятныевоздействия без снижения адаптивных возможностей. В основе толерантности лежитспособность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, ивозможность предвидеть выход из нее, с другой.
Достаточно часто используется идругое определение толерантности — уважительное, терпимое отношение людей кинакомыслию. Наличие толерантности облегчает взаимодействие с другими людьми,поэтому ее воспитание должно стать важным элементом социализации личности.
Общение является важным фактором,лежащим в основе поведения. Поведение — совокупность действий и поступковиндивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера,темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживаются его отношения к предметами явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждаетсяпотребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение егоинтересов.
Межличностные отношения развиваютсяи достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующихлюдей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение отних приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести кпоявлению асоциального поведения — это поведение, характеризующееся отрицаниемсоциальных норм и ценностей, принятых в обществе.

2.Агрессивное поведение
Система межличностных отношенийможет быть нарушена и в том случае, если человек проявляет агрессивноеповедение. Агрессивное поведение — это действие, поступок, нацеленные напричинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полногоуничтожения) другому имуществу или объекту. Агрессивное поведение может явитьсярезультатом внутренне присущей человеку агрессивности, либо фрустрации. Ономожет появиться и как следствие недостаточной или неудачной социализации.
В процессе общения человек всегдастремится определить, каким образом воздействовать на партнеров по общению, подвергатьсявоздействию с их стороны.
Содержание общения заключается впередаче информации в ходе межличностных отношений от одного лица другому. Этомогут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, обобстановке во внешней среде. Общение характерно и для животных, но наиболееразнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общенияявляются люди. Информация между людьми может передаваться с помощью органовчувств, речи, письменности, технических средств записи и хранения информации.Часто процесс общения сводится к обмену и материальными предметами. Этот болееширокий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную,информационную). Таким образом, главным признаком общения является обмен информацией.
В зависимости от содержания, целейи средств можно выделить несколько форм общения:
по содержанию оно может быть:материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмензнаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями,. умениями,навыками);
по целям общение делится на:биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов,личностного роста индивида);
по средствам общение может быть:непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живомусуществу, — руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.), опосредованное(связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагаетличные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей всамом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которымимогут выступать другие люди).
Важной характеристикой процессаобщения выступает его культурный уровень. Культура общения предполагаетвзаимопонимание и бесконфликтность, учет интересов всех сторон и признаниеправа человека на собственное мнение, Культура общения — это система знаний,умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общественнойжизни.
Чтобы общение, как взаимодействие происходилобез проблем, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство).Предполагает «упонимание другого человека, представление себя другомучеловеку.
Ориентировка в ситуации общения,осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход изнего).
Составной частью культуры общенияявляется культура речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризуюшаясясоблюдением ее норм, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливогообращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.

3.Межличностные конфликты и их разрешение
Процесс межличностного общенияможет быть и конфликт. Такая ситуация возникает, в частности, в результате неадекватноговосприятия одним человеком другого. Этому восприятию мешают многие факторы: сформировавшиесястереотипы (упрощенные образы определенных типов, ситуаций и т. д.);существующие усталость, предрасположенность субъекта действовать определеннымобразом), в том числе конфликтные недоразумения (неправильное понимание одним другого);межличностная несовместимость.
Межличностные конфликты по своимвозможным последствиям делятся на конструктивные и деструктивные.
К конструктивным последствияммежличностных конфликтов относят прояснение взаимоотношений между людьми;нахождение способов их улучшения; создание общности людей, причастных к решениюпроблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процессасамоосознания.
Деструктивные последствия конфликтапроявляются в случае, если столкновение выходит за пределы содержательной сферыв плоскость личностно-эмоциональную: призрачность выигрыша ввиду осложненияличных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженныепослеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье.
Успешное разрешение межличностныхконфликтов возможно на основе понимания того, почему партнер по общениюявляется для нас трудным. При этом следует помнить, что он труден не тольконам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуациитрудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этомследует помнить общие принципы общения с такими людьми:
осознать, что человек труден вобщении и определить его тип;
уйти от влияния этого человека, еготочки зрения, сохранять спокойствие, нейтралитет; если предмет важен и значим инельзя уклониться от общения с таким человеком, надо выявить причины трудности;
найти способ удовлетворения егоскрытых интересов и нужд;
использовать совместный подход кразрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этогочеловека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.
Межличностные конфликты тесносвязаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликтывытекают из внутриличностных проблем, когда противоречивые тенденции возникаютвнутри личности и ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов насвои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях и вестисебя неадекватно. Партнеры по общению, не всегда представляя трудностиоппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт. Наряду с этиммежличностные конфликты могут быть включены в столкновения другого уровня —внутри- и межгрупповые. Это объясняется тем, что к участникам межличностного посвоей природе конфликта нередко подключайся, близкие им люди (сторонники), чтообъективно ведет к изменению социальной среды конфликта. Возможен и обратный процесс:групповое столкновение может привести к появлению межличностных конфликтов.Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликтыобусловливают друг друга, вытекают друг из друга.
 
4. Дружба какмежличностное отношение
Общение предполагает установлениеразличных видов отношений: знакомства, приятельства, товарищества, дружбы илюбви. Кроме того, межличностные отношения разделяются на формальные (например,беседа между должностными лицами в служебное время и неформальные (вечеринка,турпоход), деловые (служебные) и личные.
Дружба — форма межличностныхотношений, основанная на общность интересов и взаимной привязанности. Дружбе присущи:личностный характер (в противоположность например, деловым отношениям), добровольнаяи индивидуальная избирательность (в отличие от родственной солидарности,обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость,интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.
Цели дружбы могут быть различными:
Деловыми;
Эмоциональными, связанными судовольствием от общения друг с другом;
Рациональными, основанными навзаимном интеллектуальном обогащении друзей;
— нравственными, ориентированнымина взаимное моральное совершенствование.
Все эти цели в реальной жизнисложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, адружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Для дружеских отношений характерноглубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможностьобщаться друг с другом почти без слов, воспринимать и точно понимать на основеедва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и невоспринимаемых окружающими.
Люди в дружеских отношениях руководствуютсянормами и правилами, такими как равноправие, уважение, понимание, взаимопомощь,доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в товремя как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать другдругу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.
 

Списоклитературы
1. Белокрылова О.С.,Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс,2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание.Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., МатяшГ.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебныхзаведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И.Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика преподавания темы "Глобальная сеть Интернет" в 11 классах экономического профиля
Реферат Палітычнае і сацыяльна-эканамічнае развіццё Беларусі ў складзе Расійскай імперыі ў канцы ХVІІІ-першай
Реферат Анализ хозяйственной деятельности 6
Реферат Средства создания комического в детективах Д. Донцовой
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Буг по маршруту порт Феодосия порт Палермо
Реферат От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена
Реферат Начало самодержавия России. Государство Ивана VI (Грозного)
Реферат 8 формирование и развитие речи в онтогенезе
Реферат Церква і наука
Реферат Организация подготовки очистных забоев при гидравлическом способе добычи угля на шахте им. Ворош
Реферат Eleanor Rigby Essay Research Paper Eleanor RigbyLoneliness
Реферат Навигационное планирование перехода Алжир Сплит
Реферат Прокурорский надзор в исполнительном производстве
Реферат Стилевые традиции Державина в произведениях И.А. Бунина «Иерихон», «Роза Иерихона»: образ Святой земли
Реферат Разработка солнечных часов