РЕФЕРАТ
По курсу «Естествознание»
На тему «Общение как форма межличностных отношений»
1. Межличностное общение
Человек представляет собой существосоциальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленныхцелей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обменинформацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка,сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений,убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий,осуществление совместной деятельности.
В социологии под общениемпонимается специфическое межличностное взаимодействие людей как членовобщества, представителей определенных социальный групп.
В формировании и развитии человекаобщение играет исключительно важную роль. Именно через общение человек получаетзнания об окружающем его мире, присваивает общественные ценности, созданныечеловечеством, познает природу и суть общественных отношений. Вступая в общениес другими людьми, индивид формирует критерии и оценки своего поведения, оно вто же время является важным условием развития его самооценки и самопознания.
Межличностное общение можетосуществляться на различной основе. В первую очередь в основе успешногомежличностного отношения должно лежать взаимопонимание. Взаимопонимание — этосовместное постижение и реконструкция смыслового содержания явленийисторической, социальной, культурной и природной реальности.
Не менее важное значение дляэффективного межличностного общения имеют лежащие в его основании солидарностьи толерантность.
Солидарность — это единствоубеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы,основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповыхцелей, совместная ответственность.
Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятныйфактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способностьчеловека противостоять разного рода жизненным трудностям без утратыпсихологической адаптации. Например, толерантность к тревоге проявляется вповышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне —в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятныевоздействия без снижения адаптивных возможностей. В основе толерантности лежитспособность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, ивозможность предвидеть выход из нее, с другой.
Достаточно часто используется идругое определение толерантности — уважительное, терпимое отношение людей кинакомыслию. Наличие толерантности облегчает взаимодействие с другими людьми,поэтому ее воспитание должно стать важным элементом социализации личности.
Общение является важным фактором,лежащим в основе поведения. Поведение — совокупность действий и поступковиндивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера,темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживаются его отношения к предметами явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждаетсяпотребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение егоинтересов.
Межличностные отношения развиваютсяи достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующихлюдей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение отних приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести кпоявлению асоциального поведения — это поведение, характеризующееся отрицаниемсоциальных норм и ценностей, принятых в обществе.
2.Агрессивное поведение
Система межличностных отношенийможет быть нарушена и в том случае, если человек проявляет агрессивноеповедение. Агрессивное поведение — это действие, поступок, нацеленные напричинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полногоуничтожения) другому имуществу или объекту. Агрессивное поведение может явитьсярезультатом внутренне присущей человеку агрессивности, либо фрустрации. Ономожет появиться и как следствие недостаточной или неудачной социализации.
В процессе общения человек всегдастремится определить, каким образом воздействовать на партнеров по общению, подвергатьсявоздействию с их стороны.
Содержание общения заключается впередаче информации в ходе межличностных отношений от одного лица другому. Этомогут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, обобстановке во внешней среде. Общение характерно и для животных, но наиболееразнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общенияявляются люди. Информация между людьми может передаваться с помощью органовчувств, речи, письменности, технических средств записи и хранения информации.Часто процесс общения сводится к обмену и материальными предметами. Этот болееширокий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную,информационную). Таким образом, главным признаком общения является обмен информацией.
В зависимости от содержания, целейи средств можно выделить несколько форм общения:
по содержанию оно может быть:материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмензнаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями,. умениями,навыками);
по целям общение делится на:биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов,личностного роста индивида);
по средствам общение может быть:непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живомусуществу, — руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.), опосредованное(связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагаетличные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей всамом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которымимогут выступать другие люди).
Важной характеристикой процессаобщения выступает его культурный уровень. Культура общения предполагаетвзаимопонимание и бесконфликтность, учет интересов всех сторон и признаниеправа человека на собственное мнение, Культура общения — это система знаний,умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общественнойжизни.
Чтобы общение, как взаимодействие происходилобез проблем, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство).Предполагает «упонимание другого человека, представление себя другомучеловеку.
Ориентировка в ситуации общения,осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход изнего).
Составной частью культуры общенияявляется культура речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризуюшаясясоблюдением ее норм, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливогообращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.
3.Межличностные конфликты и их разрешение
Процесс межличностного общенияможет быть и конфликт. Такая ситуация возникает, в частности, в результате неадекватноговосприятия одним человеком другого. Этому восприятию мешают многие факторы: сформировавшиесястереотипы (упрощенные образы определенных типов, ситуаций и т. д.);существующие усталость, предрасположенность субъекта действовать определеннымобразом), в том числе конфликтные недоразумения (неправильное понимание одним другого);межличностная несовместимость.
Межличностные конфликты по своимвозможным последствиям делятся на конструктивные и деструктивные.
К конструктивным последствияммежличностных конфликтов относят прояснение взаимоотношений между людьми;нахождение способов их улучшения; создание общности людей, причастных к решениюпроблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процессасамоосознания.
Деструктивные последствия конфликтапроявляются в случае, если столкновение выходит за пределы содержательной сферыв плоскость личностно-эмоциональную: призрачность выигрыша ввиду осложненияличных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженныепослеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье.
Успешное разрешение межличностныхконфликтов возможно на основе понимания того, почему партнер по общениюявляется для нас трудным. При этом следует помнить, что он труден не тольконам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуациитрудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этомследует помнить общие принципы общения с такими людьми:
осознать, что человек труден вобщении и определить его тип;
уйти от влияния этого человека, еготочки зрения, сохранять спокойствие, нейтралитет; если предмет важен и значим инельзя уклониться от общения с таким человеком, надо выявить причины трудности;
найти способ удовлетворения егоскрытых интересов и нужд;
использовать совместный подход кразрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этогочеловека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.
Межличностные конфликты тесносвязаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликтывытекают из внутриличностных проблем, когда противоречивые тенденции возникаютвнутри личности и ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов насвои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях и вестисебя неадекватно. Партнеры по общению, не всегда представляя трудностиоппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт. Наряду с этиммежличностные конфликты могут быть включены в столкновения другого уровня —внутри- и межгрупповые. Это объясняется тем, что к участникам межличностного посвоей природе конфликта нередко подключайся, близкие им люди (сторонники), чтообъективно ведет к изменению социальной среды конфликта. Возможен и обратный процесс:групповое столкновение может привести к появлению межличностных конфликтов.Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликтыобусловливают друг друга, вытекают друг из друга.
4. Дружба какмежличностное отношение
Общение предполагает установлениеразличных видов отношений: знакомства, приятельства, товарищества, дружбы илюбви. Кроме того, межличностные отношения разделяются на формальные (например,беседа между должностными лицами в служебное время и неформальные (вечеринка,турпоход), деловые (служебные) и личные.
Дружба — форма межличностныхотношений, основанная на общность интересов и взаимной привязанности. Дружбе присущи:личностный характер (в противоположность например, деловым отношениям), добровольнаяи индивидуальная избирательность (в отличие от родственной солидарности,обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость,интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.
Цели дружбы могут быть различными:
Деловыми;
Эмоциональными, связанными судовольствием от общения друг с другом;
Рациональными, основанными навзаимном интеллектуальном обогащении друзей;
— нравственными, ориентированнымина взаимное моральное совершенствование.
Все эти цели в реальной жизнисложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, адружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Для дружеских отношений характерноглубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможностьобщаться друг с другом почти без слов, воспринимать и точно понимать на основеедва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и невоспринимаемых окружающими.
Люди в дружеских отношениях руководствуютсянормами и правилами, такими как равноправие, уважение, понимание, взаимопомощь,доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в товремя как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать другдругу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.
Списоклитературы
1. Белокрылова О.С.,Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс,2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание.Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., МатяшГ.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебныхзаведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И.Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.