Реферат по предмету "Психология"


Невербальное общение

Введение……………………………………………………………………….….3
1 Невербальное общение……………………………………………….…….…..4
1.1 Азбука языка тела……………………………………………….……………4
1.2 Методологические проблемы исследования невербальногообщения……………………………………………………………………………9
1.3 Стимульный материал и методика исследования невербальногообщения…………………………………………………………………………..13
1.4 Основные невербальные средства общения…………………………..…...19
Заключение…………………………………………………………..…………..24
Список литературы…………………………………………………..………….25
Введение
Целью данной работы является изучение и анализневербального общения.
В последнее время возникла новая увлекательнаянаука – кинесика (от греч. kinesis – движение). Предметом ее стало изучениеязыка тела. Она изучает отражение поведения человека в невербальной форме:телодвижениях (жестах, мимике), используемых в процессе общения людей.
Постижение невербального общения – это изучениекомплекса всех его движений, от вполне сознательных до совершенно спонтанных,от тех, что существуют в отдельных сообществах, до тех, которые пересекают всекультурные барьеры.
Актуальность данной темы обусловлена нарастающиминтересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когдаобщество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и вобщении друг с другом.
Среди основных задач данной работы можно выделитьследующие:
1. Определить понятие и сущность невербальногообщения;
2. Проанализировать методику исследованияневербального общения;
3. Выявить определенные аспекты невербальногообщения.
В качестве теоретической базы были использованыработы М.С. Андрианова, Джулиус Фаст, Р. Бердвистела и других авторов. Данныеработы позволили дать более качественную оценку в области науки кинесики.
1 Невербальное общение
1.1 Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XXвека, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много.
Общение людей не может быть уподоблено передачеинформации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальнымисообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоцииобщающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, ктововлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональноеотношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспектобмена информацией, особое, невербальное общение. К средствам невербальногообщения принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д.,которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда изаменяющую средства вербального общения – слова. Товарищу, поведавшему опостигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами,сопровождаемыми знаками невербального общения: опечаленным выражением лица,понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокимивздохами и т.д.
Мы выражаем свое состояние невербальным способом:недоверчиво приподнимаем одну бровь, потираем нос от любопытства, стискиваемруки перед грудью, чтобы изолировать себя или защититься, пожимаем плечами,демонстрируя безразличие, заговорщицки подмигиваем, барабаним пальцами внетерпении, хлопаем по лбу, обнаружив свою оплошность.
Жесты многочисленны. И в то время как некоторыесовершенно преднамеренны, другие почти преднамеренны, существуют и иные:потирание пальцем над верхней губой, стискивание рук, чтобы защитить себя, –эти жесты совершенно бессознательны.
Существенно важное значение для усиления действиявербального общения имеет пространственное размещение общающихся. Реплика,брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. Внекоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранныхязыках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок другдругу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенноповышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыковобщения на иностранном языке.
Соответствие используемых средств невербальногообщения целям и содержанию словесной передачи информации является одним изэлементов культуры общения.
В попытке выделить определенные аспекты языкатела и унифицировать научные знания надо учесть те факторы, о которых Р.Бердвистел написал в научном руководстве по этому предмету «Введение вкинесику». По существу, он попытался составить аннотационную систему длякинесики, или языка тела, разложить все основные движения на их составляющие иобозначить символами.
Возможно, когда человек потирает нос, этоуказывает на несогласие, но может указывать и на то, что просто он чешется. Вотгде лежат реальные сложности кинесики: отделении значащих жестов от незначащихи бессознательного от старательно заученного.
Когда женщина сидит, наклонив параллельно ислегка скрестив в лодыжках ноги, это точно может указывать надисциплинированный ум, но гораздо вероятнее, что это рассчитанная поза или дажерезультат воспитания хороших манер. В некоторых руководствах, обучающих тому,«как стать обаятельной», поясняется, что это изящная и женственная поза, исоветуют женщинам принимать именно такую позу, которая позволяет женщине вмини-юбке принять удобное, но не слишком «откровенное» положение. Наши бабушкисчитали именно его «подходящим для дамы».
Вот некоторые из причин, по которым обществодолжно подходить к кинесике с осторожностью и изучать движение или жест тольков условиях контекста движения в целом, и также должно понимать модели движенияв терминах разговорного языка. Оба они, и жест и речь, при всей своейпротиворечивости, тем не менее, неразделимы.
Разрабатывая методологические проблемы этойобласти, Бердвистел предложил выделить единицу телодвижений человека. Основноерассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвиженияразделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложныеконструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавиттелодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин,или кинему. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при егоизменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобноефразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бердвистела былипостроены своего рода «словари» телодвижений, даже появились работы околичестве кинов в разных национальных культурах. В предложениях Бердвистелачеловеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рукалевая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела вцелом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы – кины– были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения,что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода.Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записидостаточно надежной.
Несколько более скромный вариант предложен длязаписи выражений лица, мимики.
Зоны лица
/>
/>
Рис. 1. Методика FAST (Facial Affect Scoring Technique)
Вообще в литературе отмечается более 20 000описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложенаметодика, введенная П. Экманом и получившая название FAST – Facial AffectScoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоныгоризонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок).Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощимимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенномимические движения (рис. 1). Эта методика получила распространение вмедицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попытокприменения ее в «нормальных» ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что издесь проблема кодов решена полностью.
Таким образом, анализ всех систем невербальногообщения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (аиногда самостоятельную) роль в процессе общения. Обладая способностью не толькоусиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальногообщения помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса,как намерения его участников. Вместе с вербальной системой общения эти системыобеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организациисовместной деятельности.
1.2 Методологические проблемы исследованияневербального общения
Исследователи давно отметили, что пониманиецелостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного,систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности)так или иначе несет информацию о характере партнеров по общению и потому можетпопасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований поневербальному общению посвящены лицу человека: традиционно считается, чтоименно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играютважнейшую роль в общении людей. Но в реальности – и многие специалисты знаютэто – важную информацию несет все же не только лицо, а и «позно-тоническаяактивность». В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляютсяпсиходинамические характеристики и личностные свойства человека. Именнопозно-тонические выражения характера личности служат тем зримым языком,посредством которого происходит невербальный диалог.
Тем не менее, несмотря на важность данногоаспекта невербального общения, в настоящее время в этом направленииисследований существует значительный пробел. Это объясняется тем, что вотличие, например, от жестов, мимических движений, физиогномических примет,многие из которых подчас имеют более или менее однозначную трактовку, позыкаждого человека сугубо индивидуальны и изучение их сопряжено с определеннымитрудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом,стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимостиотдельных поз – вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные,которые всегда следует учитывать при восприятии поз. В результате,исследователи пришли к выводу, что удобнее всего изучать позы посредствомрисунков так называемых «палочных фигур». Широкое распространение получила, вчастности, классификация «палочных фигур» Сабина и Хардика; авторы связалиопределенные позы человека с некоторыми качествами его личности (илиисполняемой ролью) и придали 42 «палочным» позам конкретное толкование. Всепоследующие исследования поз фактически опирались на эту классификацию и малочто могли добавить как к ее исходной интерпретации, так и к изучению этогоаспекта невербального общения.
Таким образом, восприятие и понимание человека наоснове его экспрессивного поведения – процесс невербального общения –предполагает наличие у воспринимающего некоторых структурированныхпредставлений (категорий), позволяющих ему читать знаки и сигналы языка тела.Соответственно, исследователи стали все чаще прибегать к использованиюфотографией, пиктограмм, графических рисунков и предприняли немало попыток посозданию различных классификаций и «словарей», позволяющих расшифровыватьотдельные невербальные коммуникативные коды.
Однако наряду с изучением категориальнойорганизации социального познания все больше внимания начинает уделяться другойформе структурирования знаний. Речь идет об относительно устойчивых, обобщенныхструктурах прошлого опыта, позволяющих предвосхищать изменения вида объектов,порядок развития событий, их содержание и связь. Такими структурами являютсяособого рода схемы – фреймы.
Под фреймом обычно подразумевают минимальноеописание какого-либо явления или объекта, обладающее следующим свойством:удаление из описания любой составляющей приводит к тому, что данный объектперестает правильно опознаваться (классифицироваться). Некоторые фреймыявляются врожденными в том смысле, что они естественно и неизбежно возникают впроцессе когнитивного развития человека, примером здесь может быть знаниехарактерных черт человеческого лица. Другие фреймы усваиваются из опыта илиобучения. Фреймы, как правило, активируются определенными стилистическимимаркерами – свойствами демонстранта или социальным контекстом, такими, как,например, гнев, любовь, стремление к сотрудничеству или власти, групповаяпринадлежность и т.п., которые выражаются чаще всего невербально. Это,безусловно, имеет важнейшее значение, поскольку фреймы активизируются, когдаинтерпретатор, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения,оказывается в состоянии приписать ему интерпретацию, поместив содержаниефрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».
Введение и исследование фреймов значительноизменило научные представления о коммуникативных процессах. Особенно этокасается исследований понимания связного текста, но, безусловно, фреймовыйанализ может быть успешно применен и в исследованиях по невербальному общению.Однако, если текст вербального сообщения разворачивается последовательно, тобольшинство невербальных «сообщений» осуществляются одновременно. Кроме того,тот или иной активированный фрейм ведет к жестко обусловленной, подчиненнойопределенному алгоритму интерпретации, что подчас и проявляется в ошибках иограниченности подобной интерпретации в целом. В то же время люди, искушенные вязыке тела, обладают большей пластичностью во взаимодействии с другими.Воспринимая невербальное «сообщение», особенно если ситуация неоднозначна, онистремятся избежать двусмысленности и достичь определенности в его интерпретациии понимании партнера. При этом они строят свои предварительныеинтерпретационные гипотезы (стратегии), которые могут изменяться на основедополнительной информации и плавно переходить друг в друга. На успешность вневербальном общении оказывают влияние также и такие факторы, как личностная исоциальная идентичность взаимодействующих, их психологические особенности –установки, воображение, наблюдательность, опытность, т.е. все то, что можноназвать особым паралингвистическим дискурсом.
Именно такой подход к исследованию языка теласоответствует духу современных научных представлений о процессе вербальногообщения. Понятие «дискурс» успешно разрабатывается в лингвистике.Терминологическое значение ему первыми придали Э. Бенвенист и З. Харрис,привлекавшие к описанию и пониманию текста социокультурную ситуацию.Дискурсивный анализ значительно развил Т. Ван Дейк, который предложилстратегическую модель обработки связного текста; при этом он подчеркивал, чтостратегические процессы во многом противоположны процессам алгоритмическим.Вероятно, подобный стратегический анализ паралингвистического дискурсапредставляется перспективным для исследования процесса невербального общения.Именно в русле такого методологического приема было проведено исследованиевосприятия человека по фотографии и оценки его характера – процессаневербального общения с опорой на экспрессию лица. Анализ проявленийпозно-тонической активности осуществлен с тех же позиций.
Главной целью проведенного исследования былопроверить гипотезу о том, что процесс невербального общения протекает всоответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса.
При реализации этой цели решались следующиезадачи:
— выявить с помощью экспертов и обычныхреспондентов основные стратегии обработки паралингвистического дискурса впроцессе невербального общения – восприятия и толкования конкретных поз ипантомимики человека;
— определить стилистические маркеры каждой позы,позволяющие строить соответствующие им гипотезы обработки паралингвистическогодискурса;
— определить фреймы, активируемые в этомпроцессе;
— провести содержательный анализ интерпретацийпоз респондентами.
1.3 Стимульный материал и методика исследованияневербального общения
В качестве стимульного материала исследованиябыли использованы черно-белые рисунки поз человека, выполненные Е. Горевой (см.рис. 2); именно оригинальная техника исполнения рисунков как нельзя лучшеподходила для целей данного исследования. Во-первых, рисунки были выполнены всилуэтной графике, но значительно отличались от традиционных «палочных» фигур ипозволяли воспринимать изображенных людей как реально действующих, не фиксируяпри этом внимания на строении тела, одежде, временной отнесенности,национальности, половой принадлежности и т.п., что позволяло исключить этифакторы из восприятия данных поз или их влияние условно считать незначительным.
Во-вторых, каждый человек, изображенный нарисунке, заметно отличался от всех остальных (обладал своей индивидуальностью),но одновременно был похож на других – в первую очередь стилистикой экспрессии,что в целом объединяло изображенных на рисунках людей в одну общую группу подкодовым названием «Труппа лицедеев».
В-третьих, каждый рисунок представлял собой непросто какую-то одну отдельно взятую статическую позу, а отражал определеннуюфазу некоего события: на нем был изображен момент разворачивающегосяневербального сообщения – поза человека в ее динамическом аспекте, со своейпредысторией и последующим развитием. Именно присутствие в рисункахопределенного контекста было особенно значимым для настоящего исследования.Специфика рисунков и заключалась в том, что каждый из них содержал нескольковозможных вариантов прочтения.
/>Рис. 2. Общее изображение поз человека приневербальном общении
В-четвертых, хотя главным опорным моментом привосприятии респондентами рисунков выступали позы, у каждого изображенногочеловека присутствовали и жесты, и мимика, и даже некоторые физиогномическиеприметы.
Все вышеперечисленные особенности подобранногостимульного материала позволяли максимально приблизить ситуацию восприятиярисунков респондентами к реальной ситуации взаимодействия людей в процессеневербального общения.
Итак, поза человека на каждом рисунке выступаланекоторым условным «паралингвистическим текстом», но могла восприниматьсяреспондентами неоднозначно, поскольку содержала в себе различные возможныеварианты ее прочтения (толкования). Та или иная трактовка рисунка-позы зависелаот психологических особенностей самого интерпретатора – его воображения,установок, наблюдательности, опыта, владения некоторыми социальнымипредставлениями и фреймами, а также от его личностной и социальнойидентичности, что в целом и составляет паралингвистический дискурс, которыйпомогает человеку ориентироваться в ситуации и вступать в общение.
Стимульный материал исследования был подвергнутспециальной экспертизе (экспертами выступали психологи, специалисты поневербальному общению, преподаватели и актеры студий театра пантомимы), былиопределены содержащиеся в рисунках ведущие стилистические маркеры, выражающиесяневербально и позволяющие воспринимающему определять соответствующие стратегииобработки паралингвистического дискурса. Содержащиеся в шестнадцати изображенныхпозах маркеры позволяли, по мнению экспертов, идентифицировать восемьэмоционально-экспрессивных состояний, каждое из которых имело по дведополнительные градации – активную и пассивную форму. По сути, это было ведущимпринципом формирования стимульного материала: чтобы каждая из поздемонстрировала одно из таких состояний и в целом они охватывали широкий спектрэмоциональных проявлений. Приводим перечень этих состояний с указаниемдемонстрирующих их поз:
1) радость, чувство удовольствия, получаемые отощущения превосходства над партнером (позы 1 и 2: первая – нескрываемоеудовольствие от обмана, активная форма; вторая – скрытая ирония, пассивнаяформа);
2) напряженность, возбуждение, агрессивность(позы 3 и 4: первая – скрытая угроза; вторая – возбуждение, открытая угроза);
3) злоба, гнев (позы 5 и 6: первая – нескрываемоеи неконтролируемое раздражение, активное негодование, попытка оскорбления;вторая – пассивное негодование, скрываемое раздражение);
4) спокойствие, расслабленность (позы 7 и 8: первая– активный отдых, наслаждение; вторая – пассивный отдых, задумчивость,отрешенность);
5) чувства, направленные на себя сжестами-самоадаптерами: любовь-жалость (позы 9 и 10: первая – пассивноесамолюбование; вторая – активная жалость к себе);
6) печаль (позы 11 и 12: первая – пассивнаяпечаль, обессиленность; вторая – печаль от усталости и боли, активная форма);
7) отчаяние (позы 13 и 14: первая – активнаямольба; вторая – пассивное отчаяние, безнадежность);
8) страх (позы 15 и 16: первая – активная форма,возбуждение, реактивность; вторая – пассивная защита).
В качестве иллюстрации приводятся обобщенныерезультаты опроса по отдельным позам изображенных фигур.
Поза 1. Гипотеза (ведущая стратегияинтерпретации): нескрываемое удовольствие от обмана партнера.
Маркеры: лохматые, растрепанные волосы,зачесанные назад, лысеющая голова (указание на возраст и, следовательно, опыт вневербальном общении); характерная довольная улыбка; направленная к партнерутыльной стороной левая рука с завлекающим движением; отвлекающий жест высокоподнятой правой руки (примерно на уровне глаз невидимого, закадровогопартнера); наклон верхней части тела в сторону партнера при одновременномотгораживании от него левой ногой; общее дисгармоничное, «закрытое» положениеног (колени почти сжаты, ступни широко разведены), неконгруэнтное по отношениюк открытому положению верхней части тела. Кисти рук изображены художникомукрупненно, непропорционально по отношению ко всему телу, что призвано привлечьвнимание воспринимающего. В целом указанные маркеры должны были актуализироватьу респондентов образ-представление (и активировать соответствующий фрейм) оразворачивающейся перед ними сцене: «выступление фокусника-гипнотизера вцирке».
Что касается ответов на вопрос «Какой эточеловек?», то чаще других респондентами назывались следующие качества,характеризующие, по их мнению, изображенного человека: неискренний, радующийся,умный, изворотливый, пластичный, увлеченный, опытный.
Поза 4. Гипотеза: возбуждение, стремление в шуткунапугать партнера.
Маркеры: общая динамичность позы – в движении, вбеге; руки с растопыренными пальцами подняты и устремлены вперед к партнеру,однако в целом жест имеет целью преувеличение физических параметров (маскировкамаленького роста и тщедушности тела); утрированно-устрашающая мимика (вытянутыевперед губы). Активируемый фрейм: «имитация драки подростков, поза-пугало».
Ответ на вопрос «Какой это человек?»: смешной,забавный, комичный, активный, злобный. Таким образом, гипотеза полностьюподтвердилась, поза воспринималась респондентами в целом однозначно, однакобыли и альтернативные интерпретационные стратегии: «отмахивающийся и убегающийот какой-либо угрозы» (защитное движение рук), «подслушивающий, припавший кстене или двери» (опирающиеся на что-то растопыренные руки).
Поза 9. Гипотеза: самовлюбленность,самолюбование.
Маркеры: максимально открытая, расслабленная поза– приседание на левую ногу, коленопреклонение; согнутое и выступающее впередколено правой ноги; расслабленно свисающая левая рука, согнутая в локте изапястье, опирающаяся на выставленное колено правая рука; склоненная голова – вцелом характерная поза «ритуального посвящения», клятвы (открытость,доверительность, расслабленность); но: жест-самоадаптер – целование запястьяруки вкупе с утрированной художником удлиненной, «утонченной» шеей делают позушаржированной и изменяют ее первоначальный смысл в сторону демонстративногопроявления самовлюбленности – самопосвящения себя в рыцари. Активируемый фрейм:«нарциссизм».
По мнению респондентов общий характерологическийпортрет содержал в себе противоречивые качества: самовлюбленный, нервный,демонстративный, эгоистичный, непонятный; влюбленный, утонченный, добрый,грустный.
Поза 16. Гипотеза: пассивная, «глухая» защита.
Маркеры: поза с приседанием назад; выставленныевперед колени; руки обхватывают голову в инстинктивном защитном движении, нобез особой надежды на реальную защиту. Активируемый фрейм: «страх, опасность,от которой нет защиты».
Ответ на вопрос «Какой это человек?»: задумчивый,напряженный, добрый, смешной, глупый, странный, обидчивый.
Таким образом, разрабатываемый подход к анализуневербального общения и результаты проведенного исследования позволяютпо-новому оценить процесс и расширить представления о его протекании вповседневной действительности.
1.4 Основные невербальные средства общения
Кинесические средства общения
Наиболее значимые – кинесические средства –зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющиевыразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительныедвижения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации отводитсямимике – движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души.Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лицелектора теряется до 10-15% информации.
С мимикой очень тесно связан взгляд, иливизуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь,люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.
Американскими психологами Р. Экслайном и Л.Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формированиявысказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулируетмысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностьюготова, – на собеседника.
Если речь идет о сложных вещах, на собеседникасмотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто вданный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того,чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит всторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположениик общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем всеоснования полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятсяплохо, а если на нас обращают слишком много внимания, то это свидетельствует охорошем к нам отношении.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы осостоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаетсясознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться илисужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересованчем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четырераза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроениезаставляет зрачки сужаться.
Таким образом, не только лицевая экспрессия несетинформацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главнымисточником информации о психологических состояниях человека, оно во многихситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимическиевыражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движениятела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрытьсвои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становитсямалоинформативным, а тело – главным источником информации для партнера. Поэтомув общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокуснаблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы,стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации.
И, наконец, походка человека, т.е. манерапередвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние.Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали попоходке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось,что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая,угнетенная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
Просодические и экстралингвистические средстваобщения
Характеристики голоса относят к просодическим иэкстралингвистическим явлениям. Просодика – это общее название такихритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембрголоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение вречь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека:плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическимисредствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; онидополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражаютэмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаютсявысоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в болеешироком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталостьобычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концуфразы.
Скорость речи также отражает чувства: быстраяречь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует обугнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышатьинтонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которыепрактически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления нетолько наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того,хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движениесовершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая зажестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтомуне нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, чтосообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс исинхронизировать его.
Такесические средства общения
К такесическим средствам общения относятсядинамические прикосновения в форме рукопожатия похлопывания, поцелуя. Доказано,что динамические прикосновения являются биологически необходимой формойстимуляции общения, а не просто сентиментальной особенностью человеческогообщения. Использование человеком в общении динамических прикосновенийопределяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнера, возраст,пол, степень их знакомства.
Рукопожатия, например, делятся на три типа:доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу,ладонь развернута вверх) и равноправное.
Такой такесический элемент, как похлопывание поплечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положенияобщающихся.
Такесические средства общения в большей мере, чемдругие невербальные средства, выполняют в общении функции индикаторастатусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватноеиспользование личностью такесических средств может привести к конфликтам вобщении.
Проксемические средства общения
Общение всегда пространственно организовано.Одним из первых пространственную структуру общения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Футбол: лондонский Arsenal
Реферат Культура Древней Японии
Реферат Закономірності виміру головних показників роботи тракторів в експлуатації
Реферат «Евгений Онегин». Роман в стихах
Реферат Механізм формування престижу деяких професій інтелектуального характеру, умови його формування
Реферат Размышления о Луне и Незнайке
Реферат «Разработка информационной системы (например регистратуры медицинской поликлиники)»
Реферат Охота за VIP
Реферат Защита прокурором трудовых прав и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве
Реферат Проблемы семейного воспитания в истории педагогики
Реферат Сказание о мутьянском воеводе Дракуле. Отношение автора к герою
Реферат Платежные системы 2
Реферат Iii. Проблемы ответственности за отдельные виды контрабанды
Реферат Проектирование элементов систем электроснабжения сельского хозяйства
Реферат The Buddhas First Sermon Essay Research Paper