Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности учета МБП

План 1. Особенности учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. 2. Методика начисления износа МБП с учетом изменений с 01.01.99г. 1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ Малоценными и быстроизнашивающимися предметами являются средства труда, ко­торые, как и основные средства, многократ­но участвуют в производственном процессе и включаются в затраты на производство продук­ции (выполнение работ, оказание услуг) частя­ми по мере износа. Для учета МБП и их изно­са планом счетов бухгалтерского учета преду­смотрены счета 12 (активный, инвентарный) и 13 (пассивный, регулирующий).
Имущество, учитываемое в составе МБП. В составе МБП учитывают: · предметы, служащие менее одного года независимо от их стоимости; · предметы стоимостью менее 100 минимальных ме­сячных оплат труда за единицу по цене приобре­тения независимо от срока их службы, за исклю­чением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости; · орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и др.) независимо от их стоимости и срока службы; бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовоз­ных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогрева­тельные домики, котлопункты, пилоточные мастер­ские, бензозаправки и т. д.); · специальные инструменты и специальные приспо­собления (целевого назначения для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуальных заказов) неза­висимо от стоимости; · специальную одежду, специальную обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы; · форменную одежду, предназначенную для выдачи работникам предприятия, независимо от стоимости и срока службы; · временные (нетитульные) сооружения, приспособ­ления и устройства, затраты по возведению кото­рых относят на себестоимость строительно-мон­тажных работ в составе накладных расходов; · тару стоимостью менее 50 минимальных оплат труда за единицу по цене приобретения или изготовления для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления техноло­гических процессов. Задачи учета МБП. Бухгалтерия предпри­ятия при учете МБП обязана обеспечить: · их своевременное и полное оприходование и расчеты с поставщиками; контроль за сохранностью МБП по материально ответственным лицам и в местах их эксплуатации; · выявление фактической себе­стоимости "по приобретенным МБП; · контроль за соблюдением нормативных сроков их службы, правильное и точное включение в издержки производства затрат, связанных с использованием МБП; · своевременное и правильное оформление пришедших в негодность (изношенных), испорчен­ных или утерянных инструментов, производст­венной одежды и обуви, форменной одежды, хозяйственного инвентаря. Первичные документы по учету МБП Для отражения операции движения (поступ­ления, внутреннего перемещения, передачи в эксплуатацию, списания) малоценных предметов предназначены унифицированные формы первич­ной учетной документации. Форма № МБ-1 "Ведомость на пополнение (изъятие) постоянного запаса инструментов (приспособлений)" применяется для учета изме­нения запаса инструментов (приспособлений) в раздаточных кладовых на тех предприятиях, где учет ведется по принципу формирования посто­янного оборотного (обменного) фонда. Ведомость составляется в двух экземплярах руководителем производственного подразделения (цеха, участка) предприятия совместно с руководителем инстру­ментального или планового отдела при необходи­мости изменения нормы постоянного запаса ин­струментов (приспособлений). Один экземпляр ведомости находится в инструментальном отделе, второй – в цехе. На основании данных ф. № МБ-1 вносят необходимые изменения в карточки склад­ского учета (ф. № М-12) инструментально-разда­точной кладовой (ИРК). Форма № МБ-2 "Карточка учета малоцен­ных и быстроизнашивающихся предметов" слу­жит для регистрации различных МБП, выданных работнику из раздаточной кладовой предприятия для длительного пользования. Малоценные пред­меты могут выдаваться также на бригаду рабочих под расписку бригадира. Карточки заполняет кладовщик в одном экземпляре на каждого ра­ботника, получившего эти предметы. При полу­чении каждого предмета работник расписывается в карточке. При сдаче работником предметов в кладовую кладовщик, проверив их, отмечает дату, количество и расписывается в карточке, которая хранится в картотеке кладовой. Для учета инструментов (приспособлений), выданных рабочему из кладовой предприятия и в кратковременное пользование, применяется ин­струментальная марка, в которой указываются номер инструментальной раздаточной кладовой, номер цеха, табельный номер рабочего. На каж­дую марку кладовщик выдает только один инст­румент. При этом кладовщик раздаточной кладо­вой помещает инструментальные марки в ячейки стеллажа, в которых хранятся выданные инстру­менты. При сдаче инструментов кладовщику ра­бочий получает свои марки обратно. Форма № МБ-3 "Заказ на ремонт или заточку инструментов (приспособлений)" необ­ходима для учета инструментов (приспособлений), переданных на заточку или в ремонт, и исполь­зуется на тех предприятиях, где инструменты (приспособления) затачивают и ремонтируют в централизованном порядке. Заказ выписывает в двух экземплярах кладовщик раздаточной кладо­вой. Один экземпляр остается у кладовщика с распиской исполнителя, другой передается вместе с инструментом в заточную мастерскую. После заточки или ремонта инструмента (приспособле­ния) кладовщик делает отметку в своем экземп­ляре о возврате инструмента (приспособления) и расписывается в экземпляре цеха – исполнителя. Формой № МБ-4 "Акт выбытия малоцен­ных и быстроизнашивающихся предметов" оформляются поломки и утери инструментов (приспособлений) и других МБП. Акт составля­ют в одном экземпляре мастер и начальник соответствующего подразделения (цеха, участка) предприятия. При поломке, порче и утере МБП по вине работника акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается в цехе (на участке), второй направляют в бухгалтерию предприятия для удержания с работника в установленном порядке стоимости поломанного, испорченного или утерянного предмета. Когда работник предъявляет акт выбытия, ему взамен негодного или утерянного предмета выдают годный, о чем делают запись в карточ­ку учета МБП (ф. № МБ-2). Акты выбытия впоследствии прикладывают к акту на списание (ф. № МБ-5, МБ-8). Акт выбытия МБП может быть составлен на одного или нескольких работ­ников. При утере МБП составляют отдельный акт, который является также основанием для списа­ния этих предметов с учета. Форма № МБ-5 "Акт на списание инстру­ментов (приспособлений) и обмен их на годные" применяется для оформления списания инстру­ментов (приспособлений), пришедших в негод­ность, и обмена их на годные на тех предприяти­ях, где учет ведется по методу обменного (обо­ротного) фонда. Акт составляет в одном экземпляре комиссия производственного подраз­деления предприятия (цеха, участка) на основа­нии разовых актов выбытия МБП (ф. № МБ-4). Негодный инструмент по акту сдают в кладовую как утиль. Акт визируется начальником инстру­ментального или планового отдела и представля­ется на центральный инструментальный склад (ЦИС). Склад выдает цеху инструменты (приспо­собления) того же наименования, марки и размера по акту без выписки требований и лимитных карт. После того, как инструменты (приспособления) со склада выданы, акт передают в бухгалтерию. В бухгалтерии согласно актам инструменты (при­способления) списывают со склада, не отражая их движение по раздаточным кладовым цехов. Выданные складом инструменты (приспособле­ния) в порядке обмена по актам в карточках учета раздаточных кладовых не отражают.
В форме № МБ-6 "Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений" учитываются перечисленные предметы, выдаваемые работникам предприятия в индивидуальное пользование по установленным нормам. Карточка ведется в одном экземпляре и хранится у кладовщика.
Если взятые предметы спецодежды, спецобу­ви или предохранительных приспособлений уте­ряны, в личной карточке (ф. № МБ-6) по строке, в которой зафиксирован утерянный предмет, в разделе "Возвращено" делают запись: "Акт вы­бытия № . и дата". Дежурная спецодежда, спецобувь и предохра­нительные приспособления коллективного пользо­вания, выдаваемые работникам только на время выполнения работ, для которых они предусмотре­ны, должны находиться в кладовых и выдаваться под ответственность мастеров и других работников, список которых утверждает руководитель предпри­ятия. Данные об этих предметах записывают на отдельные карточки с пометкой "Дежурная". В условиях автоматизированного учета лич­ные карточки не ведутся. Форму № МБ-7 "Ведомость учета выда­чи (возврата) спецодежды, спецобуви и предо­хранительных приспособлений" применяют для учета выдачи этих предметов работникам пред­приятия в индивидуальное пользование по уста­новленным нормам и их возврата в условиях автоматизированной обработки учетных данных. Эту форму заполняет в двух экземплярах кла­довщик отдельно на выдачу и на возврат спец­одежды, спецобуви и предохранительных приспо­соблений; затем ведомость оформляют соответст­вующими подписями. Один экземпляр передают в бухгалтерию, второй остается у кладовщика. По этой же форме ведут учет спецодежды, принятой от работников в стирку, дезинфекцию, ремонт и на летнее хранение. Форма № МБ-8 "Акт на списание малоцен­ных и быстроизнашивающихся предметов" служит для оформления списания морально ус­таревших, изношенных и не пригодных для дальнейшего использования инструментов (при­способлений), спецодежды, спецобуви, предохра­нительных приспособлений по истечении срока службы, других МБП и сдачи их в кладовую как утиля. Акт составляет в одном экземпляре ко­миссия на основании разовых актов выбытия МБП (ф. № МБ-4). После сдачи списанных пред­метов в кладовую как утиля акт с распиской кладовщика передают в бухгалтерию. На МБП разных видов акты по списанию составляются отдельно. Учет МБП на складе и в эксплуатации Поступление МБП от поставщиков (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 60) на центральный склад оформ­ляют теми же первичными документами, что и поступление материалов – приходными ордерами ф. № М-4, а при необходимости - актами при­емки ф. № М-7. МБП со склада передают в подразделения предприятия (цехи, службы, отделы, участки) по требованиям ф. № М-11. При установлении кон­троля за рациональным использованием этих предметов следует руководствоваться норматив­ными сроками службы предметов. МБП на центральном складе учитывает заве­дующий складом в карточках количественно-сум­мового учета ф. № М-12, запись в которые вносят на основании данных приходных ордеров и тре­бований. Карточки открываются отдельно на ка­ждый предмет. Учет инструментов, находящихся в эксплуа­тации. Записи об инструментах постоянного поль­зования, выданных членам трудового коллектива в длительное пользование для выполнения ими трудовых обязанностей, делают в инструменталь­ной карточке ф. № МБ-2, открываемой на работ­ника под его расписку. Если на предприятии малоценные предметы принято выдавать брига­диру, то и инструментальную карточку открыва­ют на него либо на работника. Инструментальные карточки хранятся в раздаточной кладовой пред­приятия, а на малых предприятиях - на цен­тральных складах. Изношенные инструменты подлежат возврату и заменяются новыми без оформления документов, если они использовались в пределах нормативного срока службы. При сдаче инструментов кладовщик, проверив их, отмечает дату, количество и расписывается в карточке. Оборотный инструмент для временного поль­зования на определенный срок и для выполнения отдельных заданий выдается в порядке, установ­ленном на предприятии. Можно рекомендовать порядок, принятый на государственных и муни­ципальных предприятиях, при котором инстру­мент выдают по специальным металлическим жетонам (маркам). При поступлении на работу предприятие вручает работнику инструменталь­ные марки. Особенности учета и выдачи специальной одежды и специальной обуви. На предприятиях всех организационно-правовых форм распростра­нена система мер, предусмотренная трудовым законодательством, по охране труда лиц, рабо­тающих в неблагоприятных условиях. В общей системе мероприятий по охране труда работаю­щих в таких условиях предусмотрены меры индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов: вредные условия труда, особые температурные условия, загрязне­ния и т.п. Наличие хотя бы одного из этих факторов служит основанием для бесплатной выдачи членам трудового коллектива и лицам, работающим в нем по трудовому соглашению, спецодежды, спецобуви и других средств инди­видуальной защиты. Указанные предметы членам трудового кол­лектива предприятия выдаются бесплатно по действующим нормам. Нормы выдачи производ­ственной одежды и сроки ее службы установлены для каждой специальности. Одежду и обувь выдают со склада по ведомости, где указываются: фамилия, имя и отчество получателя, вид одежды или обуви, их оценка, срок носки и место подписи получателя. Учет выданной спецодежды и спец­обуви ведется в личных карточках ф. № МБ-6, которые хранятся у кладовщика цеха (службы, участка). Эти средства являются собственностью предприятия и подлежат возврату по окончании сроков носки взамен новых средств индивидуаль­ной защиты, а также в случае, когда с работником расторгнут трудовой договор (контракт). Если спецодежда и спецобувь не были выданы в срок и работник предприятия в связи с этим приобрел их сам, то предприятие обязано возмес­тить ему затраты и оприходовать приобретенное как инвентарь предприятия. Средства индивидуальной защиты, бывшие в употреблении, могут быть выданы другим работ­никам после стирки, химчистки, дезинфекции, ремонта. Хранение спецодежды и спецобуви. Для хранения выданных работникам средств индиви­дуальной защиты руководство предприятия обя­зано предоставить специальное оборудованное помещение (гардероб). Как правило, членам тру­дового коллектива запрещается по окончании рабочего дня выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пре­делы предприятия. Однако там, где по условиям работы указанный порядок хранения нельзя ус­тановить, эти предметы остаются у работника, и ответственность за их сохранность несет сам работник. Данное положение должно быть преду­смотрено правилами внутреннего трудового рас­порядка. За средствами индивидуальной защиты сле­дует обеспечить надлежащий уход. Химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, обезвре­живание и обеспыление спецодежды, а также ремонт, дегазация и обезвреживание спецобуви проводятся за счет предприятия в сроки, уста­новленные с учетом производственных условий. Материальная ответственность за ущерб, причи­ненный предприятию в связи с утратой или порчей по небрежности средств индивидуальной защиты и в других случаях (хищение, умышлен­ная порча), регулируется действующим законода­тельством и локальным нормативным документом, разработанным и утвержденным самим предпри­ятием.
Порядок обмена износившегося инструмен­та, спецодежды, спецобуви. Изношенные инстру­менты, специальная одежда и обувь, предохрани­тельные устройства заменяют на новые без оформления документов, если они использовались в течение нормативного срока их службы. На предметы, возвращенные ранее установленного для замены срока, составляются акт выбытия ф. № МБ-4 с указанием причины досрочного списания и за счет кого должны быть списаны расходы (на производство или отнесены на ви­новное лицо).
Учет хозяйственного инвентаря. Хозяйствен­ный инвентарь (шкафы, столы, стулья и др.), находящийся в эксплуатации в подразделениях предприятия (цехах, службах, отделах, на участ­ках), учитывается в инвентаризационных описях ф. № инв.-З, один экземпляр которых находится в бухгалтерии предприятия, а второй – у лица, ответственного за сохранность этого инвентаря. Аналитический учет хозяйственного инвентаря материально ответственные лица могут вести в карточках ф. № М-12 или количественно-суммо­вого учета отдельно по видам МБП и местам их эксплуатации. Для контроля за сохранностью малоценных предметов на каждом из них проставляют номенк­латурный номер, клеймо, штамп или прикрепляют бирку предприятия. Наиболее ценным и служащим длительный срок предметам присваивают инвен­тарные номера так же, как и основным средствам. Списание МБП. Списание МБП из эксплуа­тации оформляется актом ф. № МБ-8, кото­рый составляет в одном экземпляре комиссия на основании разовых актов выбытия МБП (ф. № МБ-4). На разные виды МБП акты на списание составляются отдельно. Учет МБП в бухгалтерии предприятия В бухгалтерии предприятия МБП учитыва­ют по их фактической себестоимости, которая включает в себя покупную стоимость по продаж­ным ценам (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 60), расхо­ды по доставке собственным (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 23) или сторонним (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 60) транспортом, расходы по погрузке и выгрузке (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 70, 71, 68, 69) без учета НДС. Уплачиваемый при приобретении этих предметов НДС принимается на учет по субсчету 19-4 (д-т субсч. 19-4, к-т сч. 60, 71, 76). В дальнейшем суммы уплаченного НДС подлежат зачету (д-т сч. 68, к-т субсч. 19-4) и списанию в порядке, предусмотренном Инструкцией № 39 ГНС. Учтенный при приобретении малоценных предметов на субсчете 19-4 НДС списывают на уменьшение НДС, уплачиваемого предприятием в бюджет (д-т сч. 68, к-т субсч. 19-4) после фактической оплаты расчетных документов по­ставщиков и оприходования МБП на складе. Например, если МБП поступили от поставщиков в мае, а счет – платежное требование поставщика предприятие оплатило в этом же месяце (или июне), то уплаченную сумму НДС предприятие зачтет также в мае (или соответственно в июне) вне зависимости от времени фактической пере­дачи МБП в эксплуатацию. При передаче МБП на непроизводственные цели и их выбытии вслед­ствие стихийных бедствий НДС уплаченный спи­сывают за счет соответствующих источников (д-т сч. 08, 29, 65, 80-3, 81-2, 86, 87, 88, 96). Если МБП выбывают до момента их передачи в экс­плуатацию в результате недостач, то НДС спи­сывают на счет 84 (д-т сч. 84, к-т субсч. 19-4). Если МБП изготовлены вспомогательным под­разделением предприятия, то они принимаются на учет со счета 23 (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 23). Если возникла производственная необходимость, то МБП могут быть приобретены за налич­ные средства, выданные под отчет (д-т сч. 12, к-т сч. 71). Возможно приобретение малоцен­ных предметов у физических лиц (д-т сч. 12, к-т субсч. 76-3) с оплатой непосредственно из кассы (д-т субсч. 76-3, к-т сч. 50) или с расчетного счета (д-т субсч. 76-3, к-т сч. 51). В этом случае на совершение сделки должен быть составлен договор купли-продажи в пись­менной форме. При этом следует учесть, что если продавец зарегистрирован как предприниматель и плательщик в бюджет подоходного налога, то этот налог с полученного им дохода от прода­жи не удерживается. Если продавец не являет­ся предпринимателем или является, но не заре­гистрирован в налоговом органе как платель­щик подоходного налога, то предприятие должно удержать с суммы его дохода, превышающего 1000-кратный размер минимальной месячной оп­латы труда, подоходный налог в установленном размере (д-т субсч. 76-3, к-т сч. 68) и перечис­лить его в бюджет (д-т сч. 68, к-т сч. 51). Если учетной политикой предприятия принято для учета процесса заготовления использование счетов 15 и 16, то все операции по приобретению МБП отражаются предварительно на дебете сче­та 15 (к-m сч. 23, 60, 68, 69, 71, 76 и др.) с последующим их оприходованием по учетной (плановой) стоимости (д-т субсч. 12-1, к-т сч. 15) и списанием возникающих отклонений фактиче­ской себестоимости заготовленных МБП от учет­ной на счет 16: положительная разница (д-m сч. 16, к-т сч. 15); отрицательная разница (д-т сч. 15, к-т сч. 16). Выявленные и учтенные на счете 16 откло­нения подлежат в дальнейшем списанию (к-т сч. 16) пропорционально учетной стоимо­сти МБП, выбывших со склада, положительной (д-m сч. 08, 20, 23, 25, 26, 29, 31, 43, 45, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96) или сторнировочной записью в зависимости от характера расхода. Аналитический учет МБП ведется: хранящих­ся на центральном складе – в сальдовой книге ф. № М-14; находящихся под отчетом в эксплуа­тации по лицам, ответственным за их сохран­ность, и местам их конкретного использования – в инвентарных описях ф. № инв.-З или оборотных ведомостях. Особенности учета операций по передаче МБП в эксплуатацию. Переданные в эксплуата­цию МБП стоимостью в пределах 1/20 установ­ленного лимита (в настоящее время 189750 руб.) за единицу бухгалтерия предприятия сразу спи­сывает (к-т субсч. 12-1) и включает в издержки производства (д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 31, 43) или по другим направлениям (д-т сч. 08, 81-2, 88, 96). В дальнейшем для контроля их сохран­ности и правильного использования ведут опера­тивный количественный учет предметов, закреп­ленных за материально ответственным лицом. Если эти предметы возвращаются на склад пред­приятия, то их принимают на учет обратной записью (д-m субсч. 12-1, к-т сч. 08, 20, 23, 25, 26, 29, 31, 43-2, 81-2, 88, 96). При передаче в эксплуатацию (д-т субсч. 12-2, к-т субсч. 12-1) предметов стоимостью более 189750 руб. за единицу (за исключением инстру­ментов и приспособлений) начисляют износ в раз­мере 50 % их стоимости и включают его в из­держки производства (эксплуатации) (д-m сч. 20, 23, 25, 26, 29, 31, 43, к-m сч. 13) или дебет счетов 08, 29, 81-2, 88, 96. Оставшиеся 50 % износа этих предметов начисляют при выбытии их из эксплуатации. Износ в этом случае опре­деляют за минусом стоимости лома, полученного при списании МБП (д-m сч. 10, к-m субсч. 12-1). ­ Пример. Списаны МБП по актам в сумме 3600 тыс. руб. Оприходованы отходы в виде лома (400 тыс. руб.) и топлива (200 тыс. руб.): Д-т субсч. 10-6 – 400 тыс. руб. Д-т субсч. 10-3 – 200 тыс. руб. Д-т сч. 13 – 3000 тыс. руб. К-т субсч. 12-1 – 3600 тыс. руб. Положением о бухгалтерском учете и отчет­ности в Российской Федерации разрешено при передаче МБП в эксплуатацию (за исключением специнструментов и спецприспособлений) незави­симо от стоимости начислять по ним износ в размере 100 %. Этот вопрос решает само пред­приятие при определении учетной политики на предстоящий год.
Оприходованные по цене возможного исполь­зования материалы при последующем списа­нии (д-т сч. 13, к-т сч. 12) относят на внереа­лизационные доходы (прибыль) предприятия (д-т сч. 10, к-т субсч. 80-3). ­ Пример. Списаны МБП в сумме 3600 тыс. руб., по которым при передаче их в эксплуатацию был начислен износ 100 %. Получены при этом отходы по цене возможного использования: лом - 400 тыс. руб. и топливо - 200 тыс. руб. Будут сделаны записи:
1. Д-т сч. 13 3600 тыс. руб. К-т субсч. 12-2 2. Д-т субсч. 10-6 – 400 тыс. руб. Д-т субсч. 10-3 – 200 тыс. руб. К-т субсч. 80-3 – 600 тыс. руб. Стоимость специнструментов и спецприспо­соблений погашается в соответствии с установ­ленной нормой (сметной ставкой) (д-т сч. 20, к-т сч. 13), рассчитанной по данным сметы расходов на их заготовление (приобретение), и запланированным выпуском продукции. ­ Пример. Стоимость спецприспособлений со­ставила 30000 тыс. руб. и при их помощи пред­полагается изготовить 5000 изделий. Сметная ставка погашения в расчете на одно изделие составит 6000 руб. (30000 тыс. руб.: 5000 шт.). При выпуске в течение месяца 600 изделий будет начислен износ в сумме 3600 тыс. руб. (6000 руб. ∙ 600 изделий). Особенности учета форменной одежды. На отдельных предприятиях в составе МБП чис­лится форменная одежда. Целесообразно для ее учета к счету 12 открыть субсчёт 4 "Форменная одежда". Поступает она на склад от поставщиков (д-т субсч. 12-4, к-т сч. 60) в готовом виде. В исключительных случаях допускается индиви­дуальный пошив форменной одежды, но и тогда ее получение из пошивочного ателье и выдача работнику должны быть оформлены через склад предприятия. Форменная одежда выдается в готовом виде и предназначена для ношения только на работе. Она должна соответствовать утвержденному образцу. Учет расчетов за форменную одежду ве­дут на активном расчетном счете 73 "Расче­ты с персоналом по прочим операциям", суб­счет 4 "Расчеты за форменную одежду". Фор­менную одежду выдают работникам за полную стоимость с рассрочкой платежа на период ее носки (д-т субсч. 73-4, к-т субсч. 12-4), со скидкой 50 % ее стоимости или бесплатно. Выданную форменную одежду учитывают непосредственно в бухгалтерии предприятия в лицевых счетах, открываемых на каждого работ­ника, который имеет право пользования данными предметами. В карточках указывают наименова­ние каждого предмета, входящего в комплект форменной одежды, и дату его выдачи. ­ Пример. Выдан форменный костюм стоимо­стью 1080 тыс. руб. работнику на 3 го­да без скидки (размер месячного платежа 30 тыс. руб.). Эти операции будут отражены на счетах бухгалтерского учета следующим образом: 1. Д-т субсч. 73-4 1080 тыс. руб. – на стоимость выданной форменной одежды. К-т субсч. 12-4 2. Д-т сч. 70 30 тыс. руб. – по мере погашения задолженности. К-т субсч. 73-4 Если костюм выдан со скидкой 50%, то следует делать записи: 1. При выдаче: Д-m субсч. 73-4 – 540 тыс. руб. Д-m сч. 20, 25, 26 – 540 тыс. руб. К-т субсч. 12-4 – 1080 тыс. руб. 2. При удержании: Д-т сч. 70 15 тыс. руб. К-т субсч. 73-4 Погашение стоимости выданной форменной одежды начинается с месяца, следующего за месяцем ее получения. Стирка, чистка и ремонт форменной одежды осуществляются за счет пред­приятия. Новые предметы или комплект форменной одежды выдаются по истечении установлен­ных нормами сроков носки. Если форменная одежда пришла в негодность до истечения этих сроков, то составляется акт о ее непригодности с указанием причины. Акт утверждает руководи­тель предприятия. Неоплаченную часть стоимости форменной одежды, пришедшей в негодность по вине работника до истечения установленного срока носки, возмещает этот работник в сроки, оговоренные при ее выдаче. При увольнении работник должен возвратить форменную одежду либо погасить соответствую­щую часть ее стоимости. Возмещению подлежит неоплаченная часть стоимости этой одежды, про­порционально сроку носки, в зависимости от полной стоимости. ­ Пример. Работник, получивший форменный костюм стоимостью 1080 тыс. руб. на 3 года со скидкой 50 %, увольняется через 20 меся­цев. Тогда он обязан возместить предприятию 480 тыс. руб. (1080 тыс. руб.: 36 ·16). Задолженность взыскивается с учетом факти­ческого долга в сроки, согласованные с работником, обычно в течение 6 месяцев после увольнения. В этом случае работник выдает обязательство о погашении долга. При неуплате в указанный срок долга сумму взыскивают через суд. Учет временных нетитульных приспособлений и устройств. На предприятиях, которые ведут новое строи­тельство хозяйственным способом, в составе МБП особой группой выделяют временные нетитуль­ные сооружения и приспособления (субсч. 12-3). К ним, в частности, относятся: конторы и кладо­вые производителей работ и мастеров, кубовые и душевые помещения, выпускные леса и подмост­ки на стройках, подвесные люльки, мелкие таке­лажные и монтажные приспособления, известко­вые ямы, заборы, помещения для обогрева рабо­чих, сараи и навесы, проходные и сторожевые будки, ограждения и устройства по технике безопасности и другие устройства. Затраты на строительство временных нети­тульных приспособлений и устройств предвари­тельно отражают на счете 23 "Вспомогательные производства" или на счете 30 "Некапитальные работы". По окончании работ приспособления и устройства принимают на учет по себестоимости (д-т субсч. 12-3, к-т сч. 23 или 30).
Размер износа временных нетитульных при­способлений и устройств определяют по специ­альному расчету ежемесячного погашения их стоимости при составлении акта сдачи в эксплуа­тацию временного (нетитульного) сооружения (ф. № КС-8). При этом принимают во внимание предполагаемые расходы по разработке времен­ных приспособлений и устройств и ожидаемый возврат материалов, а также предполагаемый объем работ за время использования того или иного временного приспособления и устройства.
Износ временных приспособлений и устройств входит в затраты по капитальному строительству в составе накладных (общехозяйственных) расхо­дов (д-т сч. 26, к-т сч. 13). Временные приспособления и устройства и погашение их стоимости фиксируют в специаль­ной ведомости аналитического учета. После использования временные нетитульные приспособления и устройства разбирают и спи­сывают (д-т сч. 13, к-т субсч. 12-3). Факт разборки подтверждают актом (ф. № КС-9). Акт составляет комиссия с участием лица, ответст­венного за возврат получаемых от разборки материалов. Предполагаемый возврат указывают на основании данных актов о вводе объекта в эксплуатацию. Если количество полученных от разборки материалов отличается от количест­ва предполагаемого возврата, то лицо, ответст­венное за возврат, пишет в акте объяснение. Стоимость материалов, полученных от разборки временных приспособлений и устройств, прихо­дуют (д-т сч. 10, к-т субсч. 12-3). Перед составлением годового отчета проводят инвентаризацию временных (нетитульных) при­способлений и устройств, выявляют стоимость их фактического износа и сопоставляют ее с суммой погашения. Разницу между фактическим и начис­ленным износом дополнительно проводят положи­тельной записью (д-т сч. 26, к-т сч. 13) или сторнируют записью по счету 26. Особенности учета МБП в субъектах малого предпринимательства. В этих субъектах мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы ре­комендовано учитывать непосредственно на счете 10 "Материалы", субсчет "Малоценные и быст­роизнашивающиеся предметы". При их передаче в эксплуатацию они подлежат списанию и вклю­чению в издержки производства (д-т сч. 20, 26, к-т сч. 10), но при этом их учет в эксплуатации осуществляется оперативно материально ответст­венными лицами. При списании МБП из эксплуа­тации полученные возвратные отходы в виде лома, ветоши берутся на учет как внереализаци­онные доходы (д-т сч. 10, к-т субсч. 80-3). Такой порядок учета МБП необходимо оформить как элемент учетной политики. 2. МЕТОДИКА НАЧИСЛЕНИЯ ИЗНОСА МБП С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ С 01.01.99г. С 01.01.99 вводится в действие приказ Минфина России от 15.06.98 № 25н "Об утверждении Положения по бухгал­терскому учету "Учет материально-про­изводственных запасов" ПБУ 5/93" (в дальнейшем - ПБУ 5/98), который был издан в порядке реализации прав по ре­гулированию бухгалтерского учета, пре­доставленных пунктом 2 статьи 5 Феде­рального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". ПБУ 5/98 регламентирует порядок учета материалов, МБП, готовой продук­ции, товаров и оборудования к установке. Наряду с привычными для россий­ских бухгалтеров положениями данный документ содержит и некоторые ново­введения. Новые положения В отличие от Основных положений по учету материалов на предприятиях и стройках (приложение к письму Минис­терства финансов СССР от 30.04.74 № 103), предусматривавших, что расхо­ды по содержанию отдела снабжения и заводских (фабричных) складов не включаются в себестоимость заготовляемых материальных ценностей, а учиты­ваются в составе общезаводских расхо­дов (п. 9), ПБУ 5/98 устанавливает, что затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации входят в состав фактических затрат по приобре­тению материально-производственных запасов (п.6). Несмотря на некоторые сложности с распределением затрат между приобретенными материально-производственными запасами, данное нововведение позволит устранить про­тиворечия между представителями кон­тролирующих органов и предприятиями, реализующими излишние ТМЦ по цене, близкой к закупочной, с условной рентабельностью в 1-2 процента. Налоговые инспекторы ссыпаются на пункт 2.5 Инст­рукции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (опублико­вана в действующей редакции в "НА" № 14, 1997), согласно которому в соста­ве себестоимости реализуемой при этом варианте продукции должны учитываться также расходы по ее предварительной доставке на склады предприятия и хра­нению. Таким образом, оспаривается факт реализации товара с рентабельнос­тью, так как с учетом упомянутых расхо­дов цена оказывается ниже или равна се­бестоимости. Последствием становится доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен или цен реализации ана­логичных товаров в предшествующие 30 дней. Когда затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организа­ции включаются в себестоимость товара сразу, эти противоречия снимаются. В целях o6ecпечения реальности данных годового баланса организации в ПБУ 5/98 предусмотрена оценка материаль­но-производственных запасов (кроме МБП и оборудования к установке) по це­не возможной реализации, если она ока­жется ниже стоимости их заготовления (п. 11). Сумма производимой уценки подлежит отнесению на финансовые ре­зультаты организации, но, по общим пра­вилам, не учитывается для целей налого­обложения. Наряду с методами ФИФО, ЛИФО и средней себестоимости предусматри­вается применение метода оценки спи­сываемых материально-производствен­ных запасов по себестоимости каждой единицы. При этом если раньше пред­приятиям предоставлялось право уста­новить в приказе об учет­ной политике только один из методов, то теперь по разным номенклатурным позициям могут применяться разные методы списания (п. 15. 20). В отличие от пункта 46 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 26.12.94 № 170), а пункте 23 ПБУ 5/98 установлен порядок применения метода начисления износа по МБП по ставкам в 50 или 100 процентов, линейного способа (по норме исходя из срока использования) и спосо­ба списания пропорционально объему продукции (по норме исходя из предпо­лагаемого объема продукции) вне зави­симости от конкретного вида МБП. На­пример, линейный способ начисления амортизации может быть применен не только в отношении предметов проката, но и в отношении спецодежды, Порядок применения отдельных пунктов Рекомендуется обратить внимание на порядок применения положений, изложенных в отдельных пунктах ПБУ 5/98. При применении положений пункта в ПБУ 5/98 следует учитывать, что в соответствии с действующим законодатель­ством предусмотрены следующие слу­чаи включения сумм НДС в стоимость приобретенных материально-производ­ственных запасов: - при их приобретении предприятиями у организаций розничной торговли (п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добав­ленную стоимость");
- по многооборотной таре, имеющей за­логовые цены (п. 19 Инструкции Госна­логслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты нало­га на добавленную стоимость"); - по товарам, использованным при из­готовлении продукции и осуществле­нии операций, освобожденных от на­лога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами "в"–"ш", "ы"–"я1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на до­бавленную стоимость" (п. 20 "б" Инст­рукции Госналогслужбы России от 11.70.95 № 39 "О порядке исчисле­ния и уплаты налога на добавленную стоимость");
- по материальным ресурсам, приобре­тенным на территории Российской Фе­дерации и использованным при произ­водстве работ (услуг), местом реализации которых является террито­рия государств – участников СНГ(п. 20 "б" Инструкции Госналогслужбы Рос­сии от 11.10.95 № 39 "О порядке ис­числения и уплаты налога на добавлен­ную стоимость"); - для предприятий розничной торговли предусмотрен учет товаров включая НДС (п. 41 Инструкции Госналогслуж­бы России от 17.70.95 № 39 "О поряд­ке исчисления и уплаты налога на до­бавленную стоимость"). Положения пункта 10 ПБУ 5/98 приме­няются в случае, когда в договоре о бар­тере не определена сумма сделки, что допускается пунктом 3 статьи 424 ГК РФ. Однако, оговорив только перечень и количество обмениваемых ТМЦ, уча­стники сделки должны исчислить НДС не только исходя из себестоимости реа­лизуемого по бартеру товара, но и про­извести его доначисление исходя из уровня рыночных цен или цен реализа­ции в предшествующие 30 дней (п. 9 Ин­струкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стои­мость"). Доначисление производится за счет финансовых результатов деятель­ности организации, но без учета убыт­ков для целей налогообложения. Согласно пункту 2.5 Инструкции Госна­логслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюд­жет налога на прибыль предприятий и организаций", при реализации ТМЦ по цене не выше себестоимости предприя­тия должны представить в налоговый орган одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль соответствуете дополни­тельные расчеты для доначисления на­лога на прибыль. Аналогичные доначис­ления необходимо произвести по дорожным налогам в соответствии с пунктами 3 и 17 Инструкция Госналогслужбы России от 15.05 95 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, по­ступающих в дорожные фонды". Во избежание доначисления налогов стороны могут воспользоваться положе­ниями статьи 432 ГК РФ, согласно кото­рой договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто согла­шение по всем существенным условиям договора. При этом существенными яв­ляются все те условия, относительно ко­торых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Од­ним из таких условий, согласно пункту, 1 статьи 424 ГК РФ, может являться цена договора. Цена по договору может быть установлена на уровне выше себестои­мости ТМЦ, но ниже рыночного уровня цен. В этом случае фактическая себесто­имость приобретенных по бартеру мате­риально-производственных запасов должна определяться ценой договора. Иными словами, положения пункта 10 ПБУ 5/98 допускают исключения. Напомним, что порядок отражения в бухгалтерском учете бартерных опера­ций разъяснен письмом Минфина России от 30.10.92 № 76-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе". Содержащееся в пункте 14 ПБУ 5/98 указание о порядке пересчета в рубли стоимости приобретенных за иност­ранную валюту материально-производ­ственных запасов основывается на тре­бованиях пунктов 12 и 13 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Рос­сийской Федерации (утв. приказом Мин­фина России от 26.12.94 № 170), а также пунктов 2 и 3.3 ПБУ 3/95 "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 50). Напомним, что основа­нием для отражения в бухгалтерском уче­те материально-производственных запа­сов является факт перехода прав собственности на них в соответствии с ус­ловиями договора. Согласно статьям 223 и 224 ГК РФ, право собственности у при­обретателя вещи возникает с момента ее передачи, под которой подразумевается вручение вещи приобретателю, передача коносамента или иного товарораспоряди­тельного документа на нее, если иное не предусмотрено договором. Классифика­тор условий поставки (приложение 4 к приказу ГТК России от 25.12.96 № 774), а также Международные правила толкова­ния торговых терминов ИНКОТЕРМС-90 содержат широкий диапазон условий по­ставки от EXW("C завода"), предполагаю­щего переход к покупателю права собст­венности на товар при непосредственном получении его со склада изготовителя до DDP ("Поставка с оплатой пошлины"), возлагающего на поставщика максимальные обязанности по доставке товара. В качестве дополнительного условия пе­рехода права, собственности на товар может выступать факт его оплаты. В связи с этим первичными документа­ми, указывающими дату, на которую не­обходимо определять установленный Банком России курс рубля к соответствующей валюте, являются либо накладная на непосредственное получение товара на складе поставщика, либо транспорт­ные документы в виде коносамента, авианакладной, почтовой квитанции, накладной на наземную перевозку груза, других транспортных документов, приня­тых в международной практике, либо платежные документы. Заметим, что дан­ные о стоимости импортируемого товара, указываемые в ГТД, предназначены для целей исчисления таможенных пла­тежей и налогов, а не для определения балансовой стоимости декларируемого имущества. Рекомендуемые бухгалтерские проводки Поставка товара на условиях предварительной оплаты Дт 61 Кт51 Выплачен аванс Дт 07, 10,12,41 Кт 60 Приняты к учету ТМЦ без учета НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в сто­имость приобретенных ТМЦ) Дт19/1 Кт 60 Отражена сумма НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в стоимость приоб­ретенных ТМЦ) Дт 60 Кт 61 Погашены взаиморасчеты с поставщиком Дт19/2 Кт19/1 Сумма НДС переведена с субсчета "Неоплаченный" на субсчет "Оплаченный" Дт 68/ндс Кт19/2 Сумма НДС отнесена на расчеты с бюджетом Дт 07, 10, 12,41 Кт26/склад Распределены затраты заготовительного аппарата и складских служб пропорционально стоимос­ти приобретенных ТМЦ путем списания затрат, собранных на специальном субсчете Поставка товара на условиях последующей оплаты Дт 07,10,12,41 Кт 60 Приняты к учету ТМЦ без учета НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в сто­имость приобретенных ТМЦ) Дт19/1 Кт 60 Отражена сумма НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в стоимость приоб­ретенных ТМЦ) Дт 60 Кт51 Погашены взаиморасчеты с поставщиком Дт 19/2 Кт 19/1 Сумма НДС переведена с субсчета "Неоплаченный" на субсчет "Оплаченный" Дт 68/ндс Кт19/2 Сумма НДС отнесена на расчеты с бюджетом Дт 07, 10, 12, 41 Кт26/склад Распределены затраты заготовительного аппарата и складских служб пропорционально стоимос­ти приобретенных ТМЦ путем списания затрат, собранных на специальном субсчете Поставка товара при аккредитивной форме расчетов Дт55 Кт51 Открыт аккредитив Дт 60 Кт55 Поступила выписка из банка об освоении аккредитива в связи с отгрузкой товара и представлени­ем отгрузочных документов Дт 07, 10, 12, 41 Кт 60 Приняты к учету ТМЦ по субсчету "В пути" без учета НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подле­жит включению в стоимость приобретенных ТМЦ) Дт19 Кт 60 Отражена сумма НДС по субсчету "По ТМЦ в пути" (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в стоимость приобретенных ТМЦ) Дт 07, 10, 12, 41 Кт 07, 10,12,41 Приняты к учету поступившие ТМЦ и списаны с субсчета "В пути" на соответствующие субсчета Дт 19/2 Кт 19 Сумма НДС переведена с субсчета "По ТМЦ в пути" на субсчет "Оплаченный" Дт 68/ндс Кт19/2 Сумма НДС отнесена на расчеты с бюджетом Дт 07, 10,12,41 Кт26/склад Распределены затраты заготовительного аппарата и складских служб пропорционально стоимос­ти приобретенных ТМЦ путем списания затрат, собранных на специальном субсчете Поставка товара по бартеру Дт 46,47,43 Кт 01, 10, 40, 41 Отгружен бартерный товар Дт 46,47, 48 Кт 68/ндс Начислен НДС Дт 46, 47,48 Кт 80 Отражен финансовый результат Дт62 Кт 46,47,48 Отражена задолженность по отгруженному по договору бартерному товару Дт 07, 10, 12, 41 Кт 60 Приняты к учету ТМЦ без учета НДС (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в стоимость приобретенных ТМЦ) Дт 19/1 Кт 60 Отражена сумма НДС по субсчету "Неоплаченный" (кроме случаев, когда сумма НДС подлежит включению в стоимость приобретенных ТМЦ) Дт 60 Кт 62 Закрыты взаиморасчеты по бартерной операции Дт 19/2 Кт 19/1 Сумма НДС переведена с субсчета "Неоплаченный" на субсчет "Оплаченный" Дт 66/ндс Кт 19/2 Сумма НДС отнесена из расчёты с бюджетом Дт 07, 10, 12,41 Кт26/склад Распределены затраты заготовительного аппарата и складских служб пропорционально стоимости приобретенных ТМЦ путем списания затрат, собранных на специальном субсчете Список использованной литературы: 1. Приложение к приказу МФ РФ от 28.07.94г. Положение по Бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»., М.:1994. 2. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж.Г., Станков П.А., Бухгалтерский учет под редакцией А.Д. Ларионова. Проект М. 1998г.
3. Бухгалтерский учет. Журнал, 1999г. 4. «Бухгалтерский учет»: Учебник/ И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.; Под общ.ред. И.Е. Тишкова.- Мн.: Высш.Шк. 1997г. 5. «Бухгалтерский учет»: Учебник/П.С.Безруких, Н.П. Кондранов, В.Ф. Палий и др.; Под. ред. П.С. Безруких. - М.: «Бухгалтерский учет», 1996г. 6. Власова В.М. «Первичные документы»: В 3-х вып.- М.: Финансы и статистика. 1996. 7. В.П. Астахов. Теория бухгалтерского учета, И.Ц. Март, г.Ростов-на-Дону, 1999г. 8. Гражданский кодекс РФ (1-я и 2-я части) ФЗ от 21.11.96 № 129-Ф № «О бухгалтерском учете» 9. Главбух, Журнал, 1999г. 10. Глушков И.Е Бухгалтерский учет на современном предприятии, Новосибирск, 1999. 11. Камышанов П.И «Бухгалтерский учет и аудит» - М.: Приор, 1998г. 12. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета» Учебник Финансы и статистика. I 996г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Глобальная экономика – стоимость террора
Реферат Исламский радикализм на Северном Кавказе как разновидность сепаратистской угрозы на рубеже XX-XXI
Реферат «Гимназия №2 г. Орска»
Реферат "Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях" Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги от воздействия агрессивных сред, особенности оказания первой медицинской помощи при них. Обморожения,
Реферат Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке
Реферат Сущность и основные элементы денежно кредитной системы
Реферат Юго-западные русские земли
Реферат Науково методичне об рунтування організації медико соціального забезпечення ліквідації великомасштабної
Реферат Использование проектной работы на уроках английского языка в 7-8 классах в процессе формирования
Реферат Краеведческий подход в обучении географии (организация и проведение краеведческих экскурсий и экспедиций)
Реферат Особливості економічного зростання Сполучених Штат Америки в сучасних умовах
Реферат Особенности формирования ценностно-мотивационной сферы социального работника
Реферат Adoption Discrimination Essay Research Paper Adoption Discrimination
Реферат Теорема вириала в преподавании физики и астрономии
Реферат Опричнина 2