ФИЛИАЛРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
РЕФЕРАТ
Ненормативный кризис семьи: развод
Минск, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Развод,причины и типология
2. Психологическаяпомощь на разных этапах развода
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ«Развод – этопредохранительный клапансупружеского котла» А. Декурсель
Впоследние годы в нашей стране растет число разводов при одновременномсокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличениюколичества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин иженщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждыхпяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодыесемьи, просуществовавшие менее 5 лет. Французский социолог Ф. Приу описала такназываемую европейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странахзначительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформлениябрака. Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака неявляется необходимым условием при намерении завести детей. В-третьих, пары,заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или неимеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывовзначительно увеличивается.
Внашей республике ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствиеокончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционноймодели семьи, но с другой – ранние разводы и частые повторные браки приближаютее к европейской. По мнению социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), у насфункционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, илитрадиционный, детоцентристский, или современный, супружеский, илипостсовременный. Беларусь с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскимистранами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня – это«брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни ивоспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается скорее как партнер сосвоими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака вэтом случае – лишь этап в развитии семьи.
1.Развод, причины и типология
Развод,как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития.По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым,в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию повопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям– 51,8%, отцу – 39,2%, а также к юристам – 10,2%, психологам и врачам – 4,9%.Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся впредразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потериценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % – поступай, как хочешь; 40% – разводись; 14,7 % – «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумайситуацию»; 21,6 % – «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на разводдрузья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь.
Исследователивыделяют причины разводов:
•укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
•ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимнуюсупружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
•недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
•разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.
Помнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, –это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны,эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делаютжизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувстваответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но этолишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины имотивы.
Важнымусловием исследования является принцип нетождественности мотивов развода егопричинам. Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, чтопотребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе. Чащевсего выделяются следующие мотивы разводов:
/> отсутствие общих взглядов и интересов (втом числе и религиозные разногласия). Отсутствиеобщих увлечений приводит к тому, что супруги проводят досуг раздельно, темсамым увеличивая разрыв в своих интересах. Поскольку с момента рождения ребенкажена оказывается «привязана» к дому и все возможности досуга значительноограничиваются, возникают и усиливаются конфликты по поводу «несправедливого»распределения свободного времени между супругами.
/> несоответствие(несовместимость) характеров. Чертами характерапартнера, вызывающими раздражение и отчуждение супругов, признаются мелочность,нечестность, легкомысленность, непрактичность, недоверчивость,неуравновешенность.
/> плохиеотношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников). По данным 3.Розенталя, 8% разводившихся молодых супругов (стажсупружества до двух лет) в качестве причины развода указывали на вмешательствов их жизнь родителей, в то время как среди супругов со стажем семейной жизниболее пяти лет — только 0,6%. Таким образом, с возрастанием семейного стажауказанная причина распада семьи теряет свою актуальность.
/> половаянеудовлетворенность. Признавая безусловнуюнеобходимость обращения супружеской пары к сексологу, подчеркнем, что вподавляющем большинстве случаев в основе сексуальных дисгармонии лежатпсихологические причины, разрешение которых с необходимостью требует участияпсихолога-консультанта.
/> насилие в семье, агрессивное поведение супруга, включающее всеформы проявления aгрессии от физического насилия до ворчливости и раздражительности.
/> принадлежность супруга к определенной профессии или включенность ввиды деятельности, которые не могут быть приняты партнером в силу ценностных,религиозных, политических, этических и других убеждений и принципов.
/> Неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов я отказ отразрешения проблемы с использованием современных методов медицинскойрепродуктологии или усыновления ребенка.
/> Материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи, неудовлетворенностьнизким неудовлетворительным уровнем жизни.
Науровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших кразводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких какпьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы даютвозможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохиежилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнутьбрак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резкоотрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6%мужчин объясняют развод «пьянством супруга».
Спсихологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающихи разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнестиморально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг вдруге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальныенормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимногонедовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторытакже стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятностина работе, противоречия с родственниками и соседями).
Приизучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд).
Ø Вероятностьсвязи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Какизвестно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.
Ø Различныетипы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрениебрака или развода родственниками или значимыми для него лицами.
Ø Способвыбора брачных партнеров.
Ø Легкостьили трудность супружеского приспособления между людьми различного социальногопроисхождения.
Разводне происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных иликонфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степеньудовлетворенности взаимоотношениями в семье. Намерение развестись не связываютс уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастнаязакономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатыеменее 5 лет, как правило, не озабочены разводом.
Еслиожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любыесерьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования всемейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом рождения детей. Ранниебраки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями иотсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательноскладывается к 25 годам.
Психотерапевтическоепонимание проблемы развода в современном обществе выражено в следующемвысказывании: «… Патология брака за последние 40–50 лет связана с бредовойфантазией: в браке два «я» становятся одним существом и растворяютсяв «мы». Можно представить, что это привело к сильному подавлениюиндивидуальных потребностей. Часто муж и жена исполняли функции отца и матери,так и не став личностями. Когда испарилось религиозное ощущение святости бракаи появилось стремление к индивидуации, развод стал способом вырваться из цепейтакого рабства, где двое отказываются от своего лица и становятся никем радитого, чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак. Когдабредовая идея о святости брака потеряла силу, антитезой рабству брака сталанезависимая жизнь в одиночестве. Брак разрушался, когда муж или жена уходили,или один из них совершал самоубийство, или они продолжали жить – спина к спине,пребывая в глубокой и тщательно спрятанной горечи. Мужчина и женщина образуютсемью, имея в своем распоряжении семейные мифы как с одной, так и с другойстороны. Семья долго живет с ними и иногда только в процессе развода илиострого семейного конфликта приходит к необходимости понять, что же стоит зареальными разногласиями. Американский психолог Маслоу предложил диалектическуюмодель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующиеим терапевтические методы помощи его участникам:
1) эмоциональный развод (крах иллюзий в супружеской жизни,неудовлетворенность браком, рост отчуждения, страх и отчаяние, утрата чувствалюбви);
2) время размышлений и отчаяния перед разводом (шок, боль, страхперед будущим, попытки вернуть партнера и прежние отношения любви);
3) юридический развод (юридическое оформление развода, депрессия,попытки суицида, угрозы);
4) экономический развод (налаживание экономических, финансовых,хозяйственно-бытовых отношений в условиях реалий прекращения прежнихбрачно-семейных отношений);
5) установление баланса между родительскими обязанностями и нравомна опеку;
6) самоисследование и установление нового внутриличностного,межличностного и социального баланса одиночество и поиск новых друзей, печаль иоптимизм, противоречивость чувств, формирование нового стиля жизни, определениенового круга обязанностей для членов семьи);
7) психологический развод знаменует восстановление уверенности всебе, самоценности и личностной автономии, поиск новых объектов любви иготовность к длительным отношениям.
«Эмоциональныйразвод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности,отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры,стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супруговили участие в групповой терапии.
Времяразмышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью иотчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастуюшоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерноотрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное.Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернутьлюбовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапетерапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию вситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.
Юридическийразвод – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Этастадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большегоколичества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супругиили один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведениесопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением кпереговорам. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всейсемьи, так и для каждого индивидуально.
Вовремя развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость ксебе, беспомощность, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультацияадвоката или посредника, в качестве которого может выступать и социальныйработник, помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права(привилегии). На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаютсядети.
Экономическийразвод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев илипечаль («Жизнь разрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическоесопровождение может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой –для детей.
Установлениебаланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супругпереживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйкивынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового и страх не справиться спроблемами.
Времясамоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этогопериода – одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его:нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение.Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей,появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня длядетей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. В это времявозможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей,групповая – для одиноких.
Психологическийразвод – на эмоциональном уровне – это готовность к действиям, доверие к себе,энергичность, самоценность, независимость и автономия. Накогнитивно-поведенческом – синтез новой идентичности и окончаниепсихологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность кдлительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в видедетско-родительской, семейной, групповой терапии для детей и взрослых.
Психологическая помощь на разных этапахразвода
Развод включает два периода—собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствийразвода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственноразводе можно выделить три фазы; 1) обдумывание и принятие решения о разводе;2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация.
Стадия, предшествующаяразводу, начинается с фазы обдумывания и принятия решения о прекращениибрачно-семейных отношений как оптимальном в сложившихся условиях варианте разрешениясемейного кризиса. На ее протяжении происходит нарастание деструктивности идисгармоничности семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими.Превалирует тревожность, дурное настроение, чувство разочарования,неудовлетворенности, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия. Снижениеуровня субъективной удовлетворенности браком, чувство утраты любви приводят квозникновению холодности, враждебности и дистантности в отношениях супругов,что является индикатором начала процесса эмоционального развода. В большинствеслучаев наблюдается асимметрия динамики эмоционального развода у партнеров: укого-то чувство любви сохраняется, у кого-то угасает. Обдумывание и принятиерешения о разводе одним или обоими супругами продолжается от нескольких дней донескольких лет и основывается на осознании ими невозможности дальнейшегосуществования в рамках семейной системы. Конфронтация с партнером приобретаетцеленаправленный характер: высказываются обдуманные претензии и требования,наконец ставится вопрос о целесообразности развода. Сообщение супругом партнеруо принятом решении вызывает шок, отчаяние, чувство пустоты и хаоса, амбивалентностьпереживания, составляющих характерный паттерн эмоционального переживанияотвергнутым партнером решения о разводе. Решение о разводе либо принимаетсявторым супругом сразу, либо следуют переговоры и «тайм-аут» и отсрочкойпринятия окончательного решения. Одним из вариантов «цивилизованного» принятиярешения о разводе является более или менее длительное раздельное проживаниесупругов при сохранении воспитательной и экономической функций семьи.Раздельное проживание создаст благоприятные условия для эмоциональнойстабилизации супругов, переоценки ими реального состояния и будущего семьи иокончательного принятия решения о дальнейшей судьбе. С момента объективированияпроблемы развода эмоциональный развод приобретает все более осознанный характери принимает форму сознательной целенаправленной реорганизации и реконструкцииэмоциональных отношений между супругами.
Фаза планированияликвидации семейной системы начинаетсяс момента окончательного принятия решения о разводе супругом или обоими супругами.Свойственные ей негативно-тревожный эмоциональный фон существования семьи,высокая эмоциональная напряженность и фрустрированность представляют серьезнуюугрозу для разумного выхода из кризиса.
Ликвидация семейной системысвязана с необходимостью изменения роли левой структуры семьи, перераспределением ее основных функций ипостроением нового образа жизни. Ее задачи:
-эмоциональный развод,предполагающий эмоциональную сепарацию супругов; трансформацию эмоциональнойпривязанности к партнеру;
-физический развод, включающийтерриториальную сепарацию и приводящий к раздельному проживанию бывшихсупругов;
-экономический развод —заключение соглашения и договоренностей о разделе имущества и жилища, о формахэкономической поддержки бывшими супругами друг друга, о вкладе каждого из них вобеспечение материального благополучия детей и планировании в случаенеобходимости шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;
-социальный развод включаетдве задачи — реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройкуотношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Дляразрешения социального развода супруги должны информировать прародителей идругих членов расширенной семьи с обеих сторон о принятом решении. Явноенепринятие развода прародителями, осуждение и обвинение ими супругов, попытки«силовыми методами» добиться от них отмены решения создают фактор рискастабилизации семьи после развода. Необходимо еще на стадии планирования распадасемьи выработать соглашение о формах взаимодействия и участия прародителей вбудущей жизни обоих супругов после развода и воспитании детей. Другой задачейявляется информирование по мере необходимости друзей, знакомых, сослуживцев,администрации предприятий, где работают супруги, о принятом ими решении расторгнутьбрак.
Таким образом, планированиераспада семейной системы осуществляется путем переговоров о решенииматериальных, бытовых и имущественных проблем, связанных с прекращениемфункционирования семьи. Если эмоциональный развод завершен либо его динамикапозитивна и отражает принятое решение о целесообразности прекращениясупружеских отношений, то возможен конструктивный диалог между супругами. Еслиже нет и эмоциональные отношения супругов окрашены чувством обиды, гнева, враждебности,то переговоры заходят в тупик и принимают деструктивный характер. Каждыйстремится причинить боль другому, идея «наказания» виновной стороны доминирует,дети становятся разменной монетой и выторговывают прав и привилегий иливовлекаются в борьбу как средство давления и шантажа противной стороны попринципу цель оправдывает средства.
Завершается развод фазойсепарации — прекращением ведения супругами совместного хозяйства исовместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическоеотделение супругов — уход в прародительскую семью или на иное место жительства.Даже если супруги продолжают жить под одной крышей, происходит раздел«хозяйства», комнат, бюджет перестает быть общим и т.д. Интенсифицируетсяпроцесс, эмоционального развода — происходят аффективная переоценка характераотношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ Я и Ты иустановление новых правил и норм взаимодействия. Важным компонентом сепарацияявляется трансформация образа «Мы», построение нового образа «Мы», «Я» и «Ты» вбудущем. Подчеркнем, что даже после развода «Мы» как целостная структурасохраняется, поскольку даже тогда бывшие супруги остаются родителями своихдетей, сохраняя единство «Мы как родители».
Период развода связан сюридическим оформлением нового статуса семьи, признанием прекращения действияпрежних прав и обязательств супругов в связи с расторжением брака и принятиемновых обязательств по, сохранению родительских функций. Продолжительность этогопериода определяется правовыми нормами (от 2 до 5—6 месяцев в зависимости отналичия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супругами).Развод — не просто проставление «штампа в паспорте» как процесса юридическогооформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, атакже соглашения об участии супругов в воспитании детей. Если родители недостигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будетобеспечена реализация права одинокого родителя на воспитание детей, решениепринимает суд. Именно он решает, с кем из родителей останутся дети, исходя изинформации об их возрасте и поле; эмоциональной привязанности к родителям идругим членам семьи; финансово-экономических условиях, которые можетпредоставить детям каждый из родителей, естественно при условии финансовой поддержкивторого родителя; возможности реализации родителем воспитательной функции;состоянии соматического и нервно-психического здоровья родителей и их правовомстатусе (дееспособность, гражданство, административные правонарушения,нахождение под следствием или в исправительно-трудовом учреждении и пр.). Вслучае необходимости проводится психологическая экспертиза, заключение которойносит рекомендательный характер. Краеугольным камнем принятия решения о том, скем останутся дети, является принцип охраны интересов психического здоровья иразвития ребенка. К участию в принятии такого решения привлекаются органыопеки, на которые возлагается контроль его осуществления. Обычно доподросткового возраста вопрос о том, с кем должны остаться дети, решается в пользуматери. До достижения ребенком старшего подросткового возраста не рекомендуетсяпрямо ставить его перед выбором родителя, с которым он хотел бы остаться жить.Ради благополучия, здоровья и психического развития ребенка крайне желательнопродолжать переговорный процесс между родителями до заключения добровольногосоглашения, основанного на защите его прав и интересов. Участие психолога какспециалиста-консультанта, способного представить и аргументировать матери иотцу ребенка возможные следствия различных вариантов решения вопроса об опеке,на этом этапе развода представляется в высшей степени целесообразным.
Как правило, на этой стадиипроисходит или продолжается процесс территориальной и экономической сепарации, устанавливаются новыеотношения между экс-супругами.
Оcновноесодержание и после разводного периода составляет перестройка семейной системы иее стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы: 1) послеразводную (доодного года); 2) фазу перестройки (2—3 года); 3) фазу стабилизации (2—3 года). Каждаяхарактеризуется собственными задачами, продолжительностью, особенностямиэмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования. Метафора послеразводнойфазы — «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий послеюридического оформления развода. Семья па какое-то время может утратитьспособность нормально функционировать. Продолжительность этой фазы различна (отнескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальнойподдержки. Основная цель послеразводной фазы — построение нового стиля иобраза жизни в условиях неполной семьи. Соответственно, задачами развития семьивыступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита деловогосотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановлениеэкономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономическойкомпетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить илиулучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретениенеобходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов;построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами,прародителями; реконструкция эго-идентичности. Развод воспринимается личностью,особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит кострому переживанию ею собственной несостоятельности, неуверенности в себе,депрессии, самообвинению; формирование нового образа семьи у детей — раздельноепроживание — все-таки ставит перед ребенком задачу адаптации к новым условиямобщения и сотрудничества с каждым из родителей.
Одной из серьезных задач, скоторыми сталкиваются супруги после развода, является стабилизацияфинансово-экономического положения семьи. Финансовые трудности заставляютразведенных супругов искать сверхурочную или новую, высокооплачиваемую работу,чтобы свести бюджет в новых условиях, либо, напротив, отказаться от престижнойи финансово выгодной работы, чтобы освободить время для ухода за детьми и ихвоспитания. В любом случае кардинальное изменение социальной ситуации развитиясемьи, пережившей развод, сопровождается изменением образа жизни, включающеепересмотр прежде сложившихся моделей исполнения ролей. Супруг, совместнопроживающий с ребенком, должен научиться эффективно справляться с множеством ролей,ранее распределявшихся между мужем и женой таким образом, чтобы ролеваяперегрузка не наносила ущерба воспитанию ребенка. Супруг, отделившийся отсемьи, стоит перед задачей интенсификации общения с ребенком так, чтобыкомпенсировать временной недостаток общения с ребенком, неизбежный прираздельном проживании. Оба родителя должны научиться принимать и уважать другдруга как отца (мать) своего ребенка, преодолев обиду, эмоциональный негативизми чувство мести в отношении бывшего супруга. Заключение договора о полноправномучастии каждого из супругов в воспитании ребенка после развода станет надежнымсредством профилактики негативных его следствий, как для ребенка, так и длябывших супругов.
Еще одно следствие разводасостоит в переживании бывшими супругами чувства личностного краха. Вбольшинстве случаев развод происходит по инициативе одной из сторон.Отвергнутый партнер особенно тяжело переживает решение о разводе. Инициаторразвода даже при явно негативном паттерне чувств и эмоциональных проявлений, связанныхс ним, сохраняет контроль над ситуацией, в то время как для отвергнутогопартнера характерным переживанием является чувство бессилия, безысходности.Особенно остро переживают тревогу и страх утраты контроля над ситуацией жены.Постразводный синдром, включающий переживание депрессии безысходности, утратысмысла жизни, страха и отчаяния, низкой самооценки более характерен для женщин.Мужской вариант постразводного синдрома отличается чувством одиночества,подавленности, растерянности нарушениями сна, аппетита, обращением к алкоголю,снижением интереса к профессиональной деятельности, сексуальнымирасстройствами.
Основными задачамипсихологической помощи супругам на этой фазе являются следующие: уничтожитьобраз «невосполнимой утраты»; стабилизировать эмоциональное состояние супругов,помочь им преодолеть чувство тревоги, страха, безысходности; обрести чувствофинансовой и экономической самостоятельности; помочь принять ответственность заблагополучие себя и детей; обеспечить эффективное распределение семейных ролейс привлечением ресурсов прародительской семьи, согласовать взаимные ролевыеожидания супругов, включая роли бабушки и дедушки. Фаза перестройки являетсяповоротной в развитии отношений бывших супругов. Завершается их эмоциональныйразвод, предполагающий трансформацию эмоциональной связи в сторону устойчивогодоброжелательного нейтрального отношения к бывшему супругу. Вместе с тем могутнаблюдаться резкие колебания эмоционального статуса разведенных супругов — отдепрессии к необоснованной эйфории. Нередко переживание отверженности иэмоциональной пустоты толкает экс-супруга на немедленный поиск нового объектапривязанности. Лихорадочное стремление как можно скорее «залечить раны» иобрести душевное спокойствие представляет собой компенсаторную реакцию личностина утрату и направленность на ее восполнение. Здесь прослеживаются два сценарияразвития событий. В первом случае активность направляется на поиск партнера какзаместителя супруга в отношениях любви. Во втором зоной поиска объекта привязанностистановятся детско-родительские отношения. Родитель переносит на ребенка нерастраченнуюсилу своей любви, делая ребенка се заложником. С психологической точки зрениятакая стратегия преодоления кризисной ситуации постразвода являетсянеэффективной, поскольку окончательного разрыва с прежним объектомпривязанности еще не произошло. Браки, заключенные на этой стадии, достаточночасто также завершаются разводом, поскольку основным мотивом здесь оказываетсястремление восстановить эго-идентичиость или обрести чувство безопасности.Партнер же рассматривается инструментально, отношение к нему как к уникальной исамоценной личности отсутствует. Женятся в этих случаях обычно мужчины,поскольку женщина остается с ребенком, что создает ей значительные трудности приповторном браке. По статистике около 65% мужчин женятся повторно в течение пятилет после развода. Настойчивое стремление разведенных супругов, в первуюочередь женщин, во что бы то ни стало найти нового партнера, выйти замуж,создать новую семью отражает желание компенсировать утрату и на этой основереинтегрировать свою личностную идентичность. Для профилактики поспешных инеобоснованных решений о заключении повторного брака необходимо работать надрасширением системы социальных и межличностных связей разведенных супругов стем, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку, сопереживание и понимание,
На этой же фазе происходят стабилизация финансово-экономическогоположения семьи, приспособление к новому уровню доходов и изменение стиля жизнисемьи в соответствии с ним.
В сфере детско-родительскихотношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейноговоспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери иснижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в семейномвоспитании могут происходить по типу возрастания гиперпротекции и повышеннойморальной ответственности. Нередко наблюдаются возрастание требований кребенку, предоставление ему большей самостоятельности. На фоне объективноговозрастания автономии ребенка в деловом сотрудничестве зачастую происходитусиление эмоционального симбиоза ребенка и матери, стремящейся «привязать» егок себе и видящей в общении с ним единственный источник эмоциональной поддержки.В таких случаях мать пытается ограничить общение ребенка со сверстниками и егоправо на самостоятельный выбор друзей. В подростковом возрасте это чреватобунтом, протестом, выраженными реакциями эмансипации, символическим (а иногда иреальным) уходом аз дома. Часто для подростков развод родителей воспринимаетсякак крах идеала романтической любви.
Интервенция с целью оказанияпсихологической помощи супругам необходима при усугублении дисфункциональностисемьи, связанной с проблемами воспитания ребенка, распределением ролей иобязанностей в неполной семье, установлением кооперативных отношений спрародительскими семьями и включением бабушек и дедушек в процесс воспитания.Важной задачей психологической работы с разведенными супругами становитсяпомощь в реинтеграции и развитии позитивной личностной идентичности.
Перечислим основныенаправления оказания психологической помощи семье на этой фазе.
1. Помощь в построении нового образа семьи и семейной структуры.Стратегия психологической работы вырабатывается, исходя из того, что личностинеобходимо осознать и почувствовать свою способность справиться с ситуацией.Однако фокусирование психологической работы на оказании эмоциональнойподдержки, по мнению ряда психотерапевтов, может привести к формированиюзависимости от психолога-консультанта. Поэтому акцепт должен был перенесен назадачи планирования образа жизни семьи и создания ролевой структуры новой,неполной семьи. Специфической особенностью неполной семьи является ролеваяперегруженность матери и, в силу необходимости оказания ей помощи, усилениезначения бабушки. Крайне важной становится задача разграничения ролевыхобязанностей матери и бабушки. Например, очевиден вопрос, кто будет сидеть сребенком, мать которого занята на работе. Обычно на помощь приходит бабушка.Роль ее в случае неполной семьи приобретает особую значимость и во многомопределяет дальнейшую судьбу семьи. Плохо, когда бабушка полностью замещаетработающую мать, стремясь быть максимально полезной семье. В результате матьоказывается лишенной и супружеской, и материнской роли. Если бабушка играет внеполной семье значительную роль, то привлечение ее к участию в психологическомконсультировании становится не просто желательным, а жизненно необходимым.
2. Восстановление и амплификация реабилитационного ресурса сетисоциальных связей и отношений семьи. Разведенному супругу необходимо укреплятьотношения со сверстниками и друзьями каждого из супругов. Нередко после разводасупруги отказываются от прежних друзей, мотивируя это остротой воспоминаний опрежней семейной жизни, боязнью осуждения и отвержения в пользу бывшегосупруга. Могут быть востребованы разные стратегии, например стратегиясамоизоляции из-за боязни социального осуждения или стратегия избыточногоповерхностного общения, мотивированного страхом и неуверенностью в собственныхвозможностях осмыслить новую ситуацию. Разведенный супруг должен бытьмаксимально инициативен в активизации уже имеющихся дружеских связей и всоздании новых. Тем более что в случае развода друзья часто избегают навязыватьсвое общение, опасаясь причинить боль.
Для супругов, пережившихразвод, важно сохранить возможность социальных контактов с общими друзьями.Между ними должна быть достигнута договоренность о том, что оба в равнойстепени могут получать поддержку друзей. Для обеспечения такой возможностибывшим супругам следует руководствоваться определенными правилами: не создаватьобъединенного фронта с друзьями против экс-супруга; не искажать образ супруга,не приписывать ему слабости и недостатки, а напротив, утверждать егодостоинства; не использовать социальные контакты для сбора информации осупруге, не допускать манипулирования супругом, даже преследуя благородныецели.
В случае дефицита дружескихсвязей функцию эмоциональной и социальной поддержки осуществляет психолог,который одновременно вместе с клиентом предпринимает шаги по созданию сетисоциальной поддержки. Примером тому могут служить клубы разведенных семей.
3. Формирование нового образа семьи у детей. Основная проблемаразвода для ребенка — сепарация с эмоционально значимым родителем, страх потерятьего любовь и заботу, чувство потери безопасности. Не менее важной дляпостразводной стадии становится задача формирования новой системы отношений сродителями. Страх и тревога ребенка усиливаются в тех случаях, когда взрослыеоставляют его в неведении или табуируют тему развода. Психологическиерекомендации по формированию нового образа семьи у ребенка могут бытьсформулированы следующим образом:
ü нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, «тайна» и отсутствиеинформации многократно усиливают тревогу;
ü необходимо сообщить ребенку в четкой и ясной форме, что обародителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом с ними заботиться о нем;
ü сообщать оразводе должны оба родителя — ребенок долженбыть уверен в своей ценности для обоих и отсутствии между ними разногласий втом, как будут строиться их отношения с ним после развода;
ü нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить, вплотьдо старшего подросткового возраста. Если в семье не один, а двое или троедетей, то родители часто начинают их «делить». Общих правил в отношении того, скем останется ребенок, нет, но принимаются во внимание следующиеобстоятельства. Во-первых, степень привязанности детей друг к другу. Еслиразлучают братьев и сестер, привязанных друг к другу, то второе событие можетоказать еще более психотравмирующее воздействие, чем сам развод. Необходимопринять во внимание планы каждого из родителей. Если кто-то из них предполагаетсоздать новую семью, то решать вопрос о том, с кем останутся дети, необходимовсем вместе, включая потенциальных отчима и мачеху. И, конечно, как указывалосьвыше, первоочередное значение имеет степень привязанности ребенка к родителям.Безусловная любовь матери и привязанность к ней ребенка заведомо перевешиваютна чаше весов материальный достаток и экономическое благополучие отца.Материальные условия можно создать разовым усилием — любовь и чувствобезопасности нужны как воздух ежечасно и ежесекундно;
ü необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждатьпроблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность вэтом;
ü желательно не изменять образ жизни самого ребенка. Например, послеразвода лучше оставлять ребенка в том же детском саду или школе. Это важно,поскольку позволяет сохранить прежний круг общения и интересов ребенка. Общениесо сверстниками компенсирует недостаток общения и эмоциональной поддержки.
Завершающей фазойпослеразводного периода является фаза стабилизации. На этом этапепроблемы перестройки семьи успешно преодолены, между бывшими супругамиустанавливаются ровные партнерские отношения, становится возможным ихэффективное сотрудничество в воспитании детей. Теперь можно подумать озаключении нового брачного союза — в прошлом остаются обиды распавшегося брака,теряют свою актуальность мотивы «мести» бывшему супругу. Открытость социальнымконтактам и коммуникации, преодоление тревоги, связанной с боязнью новыхблизких отношений и неудач, создают хорошие «стартовые условия» для образованияновой гармоничной семьи. К сожалению, следует констатировать, что повторныйбрак — удел лишь немногих разведенных женщин. Российская статистика неумолимосвидетельствует о том, что повторный брак разведенной женщины, имеющей детей, —скорее исключение, чем правило. Для мужчин повторное создание семьи оказываетсянесравненно более легкой задачей. Простота ее решения уравновешивается длямужчин риском одиночества после развода: ведь женщина остается «одинокой матерью»,а мужчина — просто одиноким человеком. Психологическим критериемстабилизации семьи после развода является готовность бывших супругов принятьпрошлое, признать счастливые моменты своего брака и выразить благодарностьпартнеру за все хорошее, что им довелось пережить вместе.Задачамипсихологической работы с семьей на этой фазе становятся формирование новогообраза идеальной семьи после развода, помощь в распределении ролей в семье стем, чтобы исключить ролевую перегрузку матери за счет использования всегопотенциала широкой социальной поддержки. В нашей стране психологическая помощьлюдям в ситуации развода еще совсем недавно не считалась актуальной, и непотому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а всилу того, что развод не относили к явлениям, характерным для советского образажизни. В последние годы психологи активно обсуждают, какие методыконсультирования более эффективны для людей, переживающих развод. Опытзарубежных коллег показывает, что эти люди нуждаются в помощи на разных уровнях– социальном, материальном, физическом и др.
Помнению психолога Ю.Е. Алешиной, консультирование тех, кто принял решениерасторгнуть брак, отличается от других видов психологической коррекции ярковыраженной информирующей функцией. Поэтому специалисты, работающие сразводящимися супругами, должны быть хорошо осведомлены в области юридическихаспектов развода и особенно в вопросах, связанных с детьми. Любой развод, дажежеланный, – серьезная травма, которая усугубляется необходимостью полнойреорганизации жизни и переживается иногда долгие годы. До развода большинстволюдей не представляют, с какими трудностями они могут столкнуться, но основнойпроблемой для них становится обустройство жизни после расставания. Муж и женамогут прийти в консультацию вместе или приходит один из супругов, чаще всеготот, кто остается в одиночестве. Иногда к специалисту обращается инициаторразвода с просьбой помочь доказать семье правильность своего решения идействий, следующих за его принятием. Изменение жизненных ожиданий и планов,семейной структуры и семейных ролей, решение материальных и юридических проблем– любой из этих вопросов может стать темой для самостоятельного блока вконсультативной работе.
Одиниз основателей американской семейной терапии Р. Лэнг убежден, что даже сегодняслово «брак» для многих означает клятву, обещание, и нарушение этой клятвычеловек воспринимает очень болезненно. Психологические проблемы на разныхэтапах развода особенно трудны для партнеров. Поэтому необходимотерапевтическое сопровождение на всех стадиях развода. В зависимости отиндивидуальных особенностей пары и протекания развода оно может иметь различныеформы. Супруги могут нуждаться как в информационно-консультативной, так ипсихотерапевтической поддержке. Система работы с семьями может строиться в двухнаправлениях: помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам иизучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье (В.Сатир). Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода, на наш взгляд,являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью,и, во-вторых – с «расширенной семьей», которая может включать не только егородственников, но и знакомых, друзей. В случае необходимости люди спсихическими проблемами, нарушениями поведения, переживающие семейныеконфликты, могут получить профессиональную помощь в психологическихконсультациях. Если собственные попытки преодоления кризиса в супружескихотношениях потерпели неудачу и ресурсы поддержки в социальной сети недостаточныили кажется, что нет возможности найти решение, первое, что нужно сделать, –разыскать семейную консультацию, где есть специалисты по данной проблеме.
Семейно-центрированнаяпрактика как модель социальной работы сосредоточена на взаимоотношенияхчеловека, его семьи и их окружения, влияющих, в свою очередь, на более широкиесоциальные силы и системы, в которые они включены.
Социальнаяпсихология и психотерапия исходят из того, что надежные социальные отношениямежду членами семьи, родственниками, подругами оказывают позитивное влияние напсихическое самочувствие и здоровье. Принадлежность к группе, семьеподдерживает чувство самоценности, помогает справиться с кризисами, конфликтамии напряжением, а также с факторами риска для здоровья. Психологическиеконсультативные мероприятия должны не только концентрироваться на патологии иразработке путей ее преодоления, но и включать целенаправленный поиск иподдержку социальных ресурсов. Таким образом, психосоциальная практика тесносвязывается с концепцией действий для поддержки психической компетентности(индивидуальными ресурсами и стратегиями создания сети социальных контактов) –это называется работой с сетью. Консультирование, ориентированное на сетьсоциальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциямтерапии и консультирования, а как их дополнение и дальнейшее развитие. Первыйуровень ориентированного на сеть консультирования – это содержательный анализ,диагностика взаимоотношений клиентов с окружающими людьми. Анализ сети – этометод визуального содержательного представления социальных отношений человека.С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобылучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований вотношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизниличности. Опыт исследований показывает, что эта форма представления побуждаетчеловека, нуждающегося в психологической помощи, осмыслить свои социальныеотношения и в то же время позволяет специалисту относительно просто встроитьпрактику визуализирования в интервью. Благодаря ярко выраженнымдиалогично-рефлексивным качествам метод «карты сети» можно эффективноиспользовать в консультативно-терапевтической практике. При исследовании сетивозможны различные варианты визуального представления социальных отношений.Например, группа психологов под руководством австрийского ученого Ф.Штраусаиспользовала систематизированную форму, позволяющую испытуемым проанализироватьразличные сферы своей жизни в сравнении с областями родственной сети (семья,родственники, друзья, соседи).
Немецкийпсихолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамкахконсультативной работы.
1.В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сетьсоциальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и ихструктуру.
2.Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображеныконцентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».
3.Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми чувствует себяособенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются впервом круге вокруг «я».
4.Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менеесвязан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в болееудаленных кругах.
5.В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены,существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могутбыть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения илиорганизации, с которыми был связан клиент.
6.В заключение при составлении карты сети особыми значками отмечаются те, ктосвязан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны илиразвивались напряженно.
7.Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структурыотношений, анализ нередко продолжается на последующих консультациях. В диалоге,который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронутыследующие комплексы тем
•Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе).
•Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота,множественность контактов и т.д.).
•Качественные изменения отношений в последние годы (одни отношения с появлениемпроблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. Откого вы отдалились? С кем установили новые или восстановили старые связи)
•Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми,иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональнуюбезопасность).
•Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение ущерба,искренность, внимание и интерес).
•Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта;напряженность, конфликтность), доступность членов сети.
8.Анализ ресурсов поддержки в сети.
•Возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли к кому клиентуобратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?).
•Формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическаяпомощь).
•Значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма помощипотребностям? Каковы различия в оказании поддержки?).
•Желания и ожидания при оказании поддержки.
•Степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли членысети у клиента совета и помощи?).
9.Ресурсы сети клиента и готовность использовать их (Что представляет собой опытиспользования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства ониспытывает, обращаясь за помощью?).
Пониманиеи визуализация того определения, в котором живет человек, стимулирует его кболее интенсивному критическому анализу своих социальных отношений,активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социальногополя.
Будутли социальная сеть и объективно сложившиеся возможности использоваться вкачестве ресурсов поддержки, зависит от внешних норм и ценностей семьи, гдеклиент родился, от биографического опыта, а также от его желаний, страхов ипритязаний. Л. Толсдорф (1976) исследовал «поведение пользователя»: в разныхклинических популяциях он ввел понятие «ориентация сети», под которой понималсовокупность убеждений, установок и ожиданий человека относительно тойподдержки, которую он может получить от членов своей сети, преодолеваяжизненные проблемы.
Людис негативной ориентацией сети имеют низкую самооценку, испытывают страхзависимости и недоверие к другим. Они не чувствуют себя способнымивоспользоваться ресурсами своего окружения, не хотят афишировать свои проблемы,полагая, что каждый должен справляться с ними сам. Консультирование,ориентированное на сеть, концентрируется, прежде всего, на таком восприятиичеловеком ситуации, в которой он оказался. Задача психолога на первом этапе –научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанномукритическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у негоопыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогаетактивизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи Частообиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близких или даже отказом впомощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослаблениеего защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимыхдля клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший кпсихологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именнопоэтому избегает мобилизации социальных ресурсов. Общий анализ и проработкаличной ориентации в сети требует в первую очередь психотерапевтическиориентированных действий. Второй этап работы с сетью включает в себя методывмешательства в структуру повседневных, обыденных отношений человека,обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействияили структурных изменений его социальных отношений. Консультативная работастроится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усиленииуверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поискпотенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждаютчаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты, например слюдьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники. Вработе с психологом клиенты часто обнаруживают желание возобновить или усилитьотношения с людьми, которые в прошлом были им эмоционально близки, но по разнымпричинам отошли на второй план или полностью исчезли из их повседневной жизни.Через визуализацию соединений отношений на карте сети иногда внезапно возникаютлюди, с которыми существуют шаткие, неблизкие отношения, но к которым клиентиспытывает уважение и доверие. Если в распоряжении имеется лишь толькосокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствуетпотребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на измененияхв структуре отношений. Цель консультирования в этом случае – восстановлениесвязей между распадающимися частями сети, а также стабилизация и усилениесуществовавших до сих пор поверхностных контактов. Методы конструирования сетине ограничиваются усилением существующих отношений и интенсификацией слабых илиразрушенных контактов, они направлены на образование новых связей и системподдержки. Отправной точкой для работы с сетью служат побуждение и инициативаактивной самопомощи, поиск дополнительных форм ежедневной поддержки ипрактической помощи, которые могут включать в себя способы проведениясвободного времени, советы, информацию по уходу за детьми. Концепция сетипредлагает теоретические рамки для анализа связей и взаимных взаимозависимостеймежду уровнем микросоциальных отношений, мезосоциальными процессами имакросоциальными условиями субъективных процессов. Цель сетевой поддержки втом, чтобы стимулировать собственные силы и возможности клиента, помочь емуосознанно использовать и мобилизовать социальные ресурсы для преодоления своихпроблем, а также обнаруживать и строить новые отношения. Партнеры в ситуацииразвода нуждаются как в информационно-консультативной, так и в собственнотерапевтической социально-психологической помощи. Терапевтическое сопровождениена разных этапах развода может иметь разные формы – это и индивидуальнаятерапия для каждого из супругов, и парная терапия, и терапия для детейразводящихся супругов.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. КарабановаО.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования:Учеб.пособие.-М.; Гардарики,2004.-320с.
2. Прохорова О.Г.Основы психологии семьи и семейногоконсультирования: Учебное пособие- М.; ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
3. РайгородскийД.Я. Психология семьи; Учеб. Пособие — Самара; Издательский Дом «БАХРАХ-М».2002-752с.
4. ЭйдимиллерЭ.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.-3-е изд. –СПб.;Питер,2002-656с.
5. ШнейдерЛ.Б. «Основы семейной психологии: Учеб.пособие.-М.: Издательство Московскогопсихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2003.-928с.