Реферат
«Нейропсихологический подход кпроблеме школьной неуспеваемости»
Выполнил:
Преподаватель:
2004 г.
Содержание:
1. Введение
2. Нейропсихологический подход.Основные принципы.
3.Кинетический фактор
4. Модально –специфические факторы
5. Кинестетический фактор
6. Пространственный
7. Фактор произвольной регуляциипсихической деятельности
8. Фактор энергетическогообеспечения
9. Симультивный, сукцессивный ифактор межполушарного взаимодействия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом ихшкольного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма,чтения, счета, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам.
Неуспеваемость особенно если она проявляется еще в начальных классах,существенно затрудняет ребенком овладение обязательной школьной программой.Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системызнаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируютсяумственные и практические операции, действия, навыки, без которых невозможнопоследующее обучение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента,начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программысредних классов; в результате такие дети выпадают из обучения.
Своевременное выявление причин школьной неуспеваемости, пониманиебиологических и социальных механизмов возникновения этих трудностей должноуменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническуюнеуспеваемость и предотвратить тем самым ситуацию возникновения у школьниканервно – психических и психосоматических расстройств и отклоняющегосяповедения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресснеуспеваемости».
2. Нейропсихологический подход. Основные принципы
Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке сименем одного из выдающихся отечественных психологов — А.Р. Лурия.Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие именно составляющиепсихики, входящие в психические действия, связаны с работой известных насегодняшний день зон мозга. Сложные по своему составу психические процессыразделяются в соответствии с представлениями психологии на взаимосвязанныезвенья, которые соотносятся также между взаимосвязанными между собойотделами коры, подкорковых образований правого и левого полушарий мозга. Этознание было накоплено при изучении и диагностике нарушений психическойдеятельности, обусловленных поражениями мозговых структур при опухолях, травмах,инсультах и других заболеваниях нервной системы.
В силу многозвенности своего внутреннего строения ни одна психическаяфункция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью,всегда остаются сохранные составляющие. Вместе с тем никогда не нарушаются всепсихические процессы одновременно. На этом основании разработаны подходы кпсихологической коррекции, где психические функции, пострадавшие в одном изсвоих компонентов, подлежат переструктурировании. За счет опоры на полноценноработающие звенья как внутри поломанной функции, так и за ее пределами, вдругих психических процессах. Данный опыт и систематизация полученных данныхпривели к расширению сферы приложения нейропсихологии с выходом ее за границыклиники и собственно патологических, болезненных нарушений психическойдеятельности человека, с обращением к изучению психики здоровых людей. Впервую очередь это относиться к случаям, когда по разным причинамобнаруживаются те или иные отклонения в функционировании психики и мозга, затрудняющиевозможности адаптации человека в разных сферах жизни.
Центральное место, создающих повышенную нагрузку на нервную систему ипсихическую сферу, занимает начальный этап обучения ребенка в школе. Этосвязано с существенным изменениям привычных для ребенка условий бытия, нередкоприводит к школьной неуспеваемости.
До недавнего времени развитие психики ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга. Лишь в случаях выраженной патологии нервной системы(врожденной или рано приобретенной) эта связь приобретала значимый характер иисследовалась специально в рамках специальной психологии. Иначе говоря, приотсутствии грубых нарушений интеллекта, дефектов речи или сенсорных систем,роль мозга декларировалась, но оставалась за скобками при изучении закономерностейиндивида.
Резкое возрастание числа детей, обнаруживающих трудности в обучении,увеличение количества леворуких, необходимость формирования специальныхпрограмм по обучению и воспитанию младенцев, рожденных раньше срока или с малымвесом, и соответственно с незавершенным внутриутробным становлением мозга –все это заставляет обратиться к проблеме анатомического развития мозга и морфогенезу.
Данный подход позволяет рассматривать поставленную нами проблему всистемном подходе. Не касаясь всех сторон принципа системности, обратимся кнекоторым тезисам, существенным для понимания смысла нейропсихологическогоподхода к пониманию школьной неуспеваемости:
ü Всепсихические процессы (действия) складываются как сложное целое, состоящее извзаимосвязанных между собой частей (или звеньев), обеспечиваются наборомдействующих мозговых структур, объединенных в функциональные органы.
ü Всезвенья, составляющие функционального органа находятся в иерархическихотношениях, то есть одни из них играют ведущую роль в структуре целого, другие– подчиненную.
ü Одно итоже звено может входить в различные психические процессы. Соответственно, однаи та же участвует в обеспечении нескольких психических функций.
Для обозначения связи между мозговой структурой, ее ролью вфункциональном органе и тем звеном в различных психических процессах, котороепри этом реализуется и применяется понятие «фактор». Таким образом, связующимпонятием между психическим функциями и работающим мозгом является фактор.
Рассмотрим выше сказанное на примере такого психического процесса какписьмо. (Приложение 1).
Выделяют следующие базальные (основные) факторы, наиболее разработанные внейропсихологии, они необходимы не только для нормального онтогенеза, но и вдальнейшем присутствуют в познавательной деятельности в виде опорных еесоставляющих. Выявление и понимание недостаточно сформированного фактора вкачестве слабого звена, позволяет эффективно организовать коррекционную работу с ребенком, имеющим трудности в обучении.
3. Кинетический фактор
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечиваеттакие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одногоэлемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализациицепи последовательных сменяющих друг друга «шагов».
Например: При нарушении данного фактора в случае мозговой патологии илипри его несформированности, элементы движения выполняются изолированно,двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая иплавная смена включенных в движение компонентов. Эти черты обнаруживают себя вобеспечении письма и рисования. В более выраженных случаях недостаточностикинетического фактора могут возникать своеобразные застревания на коком–либофрагменте движения с его повторным или неоднократном повторении. Так же всеотмеченные феномены относятся и к речевой моторике, поскольку она требуетплавной смене артикуляции, перехода от слова к слову при построениивысказывания, и представлены пропусками согласных в тех словах, где онисочетаются.
Таким образом, кинетический фактор выводится за пределы сугубодвигательных процессов, приобретая свою функциональную роль в обеспечениипсихических действий прямо с моторикой не связанных. Из этого следует, что вслучае несформированности или дефицитарности данного фактора в индивидуальномразвитии ребенка именно это звено, в общем, конструкте психики должно стать«мишенью» психолого-педагогического коррекционного воздействия. В частности,развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на уроках ритмики, приигре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления такихпроцессов как речь и мышление.
4. Модально – специфические факторы
Они связаны с работой тех отделов мозга, куда приходит информация от органовчувств, и обеспечивают восприятие тактильных (осязание), слуховых и зрительныхстимулов и одновременно в случае специальной задачи вводиться в память.
В контексте описания группы этих факторов важно выделить следующиеособенности: во-первых, индивидуальные особенности, проявляющиеся впреимущественном развитии зрительной и слуховой памяти, во–вторых значительнуюроль тактильной сферы в развитии ребенка на ранних этапах онтогенеза. У детейтактильное восприятие представлено в жизни гораздо более интенсивно и, чем увзрослых. Известно, например, из логопедической практики, что при формированииобраза буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв.Органы чувств и соответствующие зоны мозга закономерно воздействуют междусобой, и работа одного анализатора активирует работу другого.
В данной группе особое место занимает восприятие звуков речи, называемоефонетическим слухом. Звуки речи включены в систему языка, где каждый звук имеетсмыслоразличительную функцию.
Например, по опытам, проведенными Леонтьевым с детьми у которыхнаблюдались ошибки в письменной речи произошли значительные успехи в результатеформирование у них звуко – высотного музыкального слуха на основанииспециальных приемов, включающих развитие двигательной подстройки голосовогоаппарата.
5. Кинестетический фактор
Обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенныхв мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию о взаиморасположениимоторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Зонамозга, ответственная за этот фактор, — теменная область. Данный фактор тесносвязан с осязанием, то есть с модально – специфическим фактором. Этовзаимодействие необходимо для реализации комплексов движений тела, рук, ног,органов артикуляции, движении глаз и тд.
Например: брать книгу со стола. Вдевать нитку в иголку, перепрыгивание лужи, переход по узкому мостику и тд. Все это требует очень внимательногоконтроля за органами движения с готовностью к немедленной коррекции. В основевсех этих движений лежит кинестетический фактор, который проявляется еще умладенца (удерживание головы), хорошо его видно, когда ребенок начинает ходить.Один и тот же фактор пронизывает разные психические процессы, кинестетическийне исключение. Речевая моторика, формирование артикуляций осуществляются безучастия зрения, исключительно на кинестической основе. Сформированное письмотакже требует полноценных, кинестически подкрепленных тонких движений.
Развитию данного фактора способствует двигательная активность ребенка вразличных сферах, отдельные компоненты которой должны быть объектом воспитанияи обучения.
6. Пространственный
Восприятие и переработка пространственных характеристик ипространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психическогоотражения – важнейшее и необходимое условие адаптивного существования.
Пространственная организация мира представлена человеку в трех основныхсоставляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные емупредставления о пространстве во внутреннем плане и квазипространство, которомунет аналогов в реальном мире. Квазипространство – это упорядочная системазнаков и символов, выработанные человечеством для обобщения представлений омире с возможностью передачи другим людям. ( Например: нотная запись).
Данный фактор играет огромную роль в процессе обучения. Рисование,черчение, геометрия – эти и многие дисциплины основаны на установлениисоотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит – ихпространственных взаимосвязей. Например: ребенок затрудняется при чтении текста мелким шрифтом в отличие от текста крупным шрифтом. Это можетобъясняться тем, что причиной такой диссоциации, может быть то, что уже владеядействием прочитывания слов и фраз, ученик еще не освоил необходимой дляполноценного чтения операции «конструирования» текста. Сформированное чтениевключает в себя возможность организации пространственного поля текста, что приплотной печати в случае мелкого шрифта сделать трудно.
Данный фактор развивается на основе активных движений, является продуктомработы височно – теменно – затылочной области зоны ТРО.
7. Фактор произвольной регуляции психической деятельности
Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенезпродолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. Впроизвольную регуляцию включаются:
ü Постановкацелей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными ипрогнозируемыми задачами;
ü Планирование;
ü Контроль
Именно контроль является наиболее слабым звеном в регуляции деятельностиу ребенка, что проявляется в не доведении действия до конечного результата,соскальзывании, в отсутствии проверки после выполнения задания. Здесь могутнаблюдаться такие явления как отвлекаемость школьника на внешние раздражители,поступающие во время решения какой – либо задачи. Контролирующая составляющаяфактора формируется в игровой деятельности (ролевые игры, игры с правилами т.д.).
Непослушный ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкцийвследствие нежелания следовать им. Он просто еще не умеет, не знает, какудержать себя от неодобряемых взрослыми действий. Слишком велика зависимость о непосредственных влияний окружающего мира; еще очень трудно предвидетьрезультаты собственных действий, разделить в свое сознании желаемое «сейчас» ивозможно «после» и вообще представить себе даже ближайшее будущее. Необходимоедля этого, по словам Выготского, сотрудничество с самим собой складывается втечение всей жизни человека. Для ребенка оно может быть просто непосильнойзадачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделовмозга только — только оформляется к семи годам.
8. Фактор энергетического обеспечения
Связан с работой с глубинными отделами мозга. Активное состояние мозговыхструктур, континуум «сон – бодрствование» регулируется самим же мозгом, преждепредставленными в нем отделами, имеющими отношения к витальным потребностям, крегуляции биологических ритмов и систем жизнеобеспечения организма. Потенциалактивности, возможности человека сохранять ее стабильность во многомопределяются уровнем сформированности именно этих структур. Известно, что естьлюди, называемые стеничными или, напротив, астеничными. Первые могутдействовать активно в течение длительного времени, вторым требуется более частыесмены фаз напряжения и отдыха.
Несмотря на то, что глубинные структуры мозга интенсивно закладываютсяеще в период внутриутробного развития, их созревание продолжается и послерождения, Обеспечиваемый этими церебральными отделами баланс возбуждения и торможения(нейродинамика) у ребенка еще очень нестабилен, что можно видеть, например, внередко свойственном ребенку перевозбуждении.
Черепно-мозговые травмы, даже протекающие без выраженных симптомов,недостаточность в работе сердечно – сосудистой системы, неблагоприятныеэкологические влияния, интоксикации различного рода, последствия инфекционныхзаболеваний, снижают уровень активности глубинных структур, и мозга в целом.Проявляется это в повышенной утомляемости, замедленности включения вдеятельность, колебаниях ее продуктивности в относительно коротких временныхинтервалах. Наиболее отчетливо слабость фактора проявляется в процессах памяти,внимания.
Все сказанное о факторе у детей проявляется с особенной выраженностьюдаже при нормальном развитии, но может усугубляться в случаях минимальныхмозговых дисфункций. Так же не следует забывать также и о роли психогенныхпричин в ослаблении данного фактора. Ребенок, находящийся в ситуации. Например,длительного семейного конфликта или испытывающий эмоциональное постоянноенапряжение во взаимоотношениях со сверстниками. Может обнаружить все названныевыше проявления, связанные с недостаточностью энергетического обеспеченияпсихической активности.
9. Симультивный, сукцессивный и фактор межполушарного взаимодействия
Сукцессивный фактор обеспечивает определенные виды информации, требующиепоследовательной (Сукцессивной) обработки. В отличие от этого, существуеттакие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляетсяцелостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отраженияобозначается как симультанная.
Сукцессивность и симультность отчетливо просматриваются в процессемышления, которое может быть последовательным, рассуждающим или целостным,интуитивным в случае получения ответа сразу без промежуточных действий. Данныефакторы, связанные между собой. Как целые и составляющие его части, где частисращиваются друг с другом, что уже не видны. Моделью иллюстрирующей этоположение, являются разрезные картинки. Таким образом, часть определяетсяцелым, а целое – частью, но при этом целое не является механическим результатомсоединения частей, которые подчиняются законам структуры целого. Восприятиеречи происходит сукцессивно, но ее понимание основано на факторесимультивности. Известно, что понимание иностранной речи при не очень успешномвладении ею облегчается знанием контекста, то есть знанием того, о чем пойдетразговор в целом.
Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных влевое полушарие мозга, а фактор симультности в правым. Связи между этимибольшими церебральными органами осуществляется благодаря специальным отделоммозга, важнейшим из которых является мозолистое тело. Именно оно обеспечиваетмежполушарное взаимодействие и взаимную дополнительность сукцессивных исимультанных стратегий психического отражения.
В онтогенезе данные факторы формируются постепенно, не синхронно и имеютбольшие индивидуальные различия. Особенно заметные в случае дисгармоничногоразвития в сторону преобладания одного из этих факторов при недостаточнойсформированности межполушарных связей, как на морфологическом, так и нафункциональных уровнях.
Заключая описание основных факторов, лежащих в основе психическойдеятельности особенно значимых для ее формирования в детском возрасте.Описанные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющих психическихпроцессов. Вместе с тем данные факторы являются основными, поскольку наосновании оценки их состояния можно осуществлять диагностику познавательныхпроцессов, В познавательной сфере ребенка целесообразно рассматриватьразличные процессы на основе их общих составляющих. Выделение такихпсихологических функций, как восприятие, память, речь, внимание. Мышление идвижение при это не исключаются. Эти процессы имеют сложное внутренне строение.Свою динамику развития и, главное связанны между собой в объединяющих их общихзвеньях. Для понимания логики развития ребенка и возможных трудностей вобучении. Более эффективным является диагностика не отдельных психическихпроцессов, а тех сквозных компонентов, которые создают базис для их содружественного развития. Выявление недостаточного сформированного фактора вкачестве слабого звена, позволяет определить «мишень» психолого –педагогической коррекционной помощи с трудностями в обучении.
Заключение
Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход можно назватьследующие предпосылки школьной неуспеваемости:
ü Предъявляемые школьникутребования могут не совпадать повремени со стадией нормального анатомического ифункционального развития мозга, опережая его возрастную готовность квыполнению поставленных перед ребенком задач.
ü Вторая вероятная причина –отставание или отклонение в анатомическом развитии отдельных мозговых структур.
ü В-третьих, даже принормальном морфологическом созревании может не складываться соответствующийуровень функционирования.
ü В четвертых причинойтрудностей может стать то что в процессе развития мозговых функциональныхорганов не проработаны необходимые связи – взаимодействия, как между различнымиструктурами мозга, так и между психическим процессами.
Приложение1
Составляющее звено
Функциональное значение в процессе письма
Зона мозга
Нейропсихологический фактор Зрительный образ буквы Анализ элементов, различение письменных и печатных букв. Затылочные отделы Перцептивный Зрительно – пространственный образ буквы Различие букв, имеющие сходные конструкцию, положение буквы в зеркальном пространстве. Теменно – височно- затылочная подобласть Пространственный Исполнение написания Схема движения; тонкие движения руки; плавность переходов.
Теменная область, задне-лобная
( премоторная область) Кинетический
Инициация
написания Постановка целей, выбор программы сочетаний букв, слов, контроль за написанием с понимаем смысла, расстановка знаков препинания. Лобные отделы Произвольной регуляции Соотнесение звука и буквы ч/з проговаривание Различение сходных по артикуляции звуков, а так же дифференцировка звуков в сложных сочетаниях Теменная область Кинетическая Восприятие звуков речи Различение звуков. Верхне-височная область Фонематический Слухоречевая память Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. Широкая височная область Модально-специфический Стабильность написания Равномерность темпа письма; сохранение размеров буквы по строке; соразмерность интервалов. Глубинные структуры Нейродинамический
1. Разные составляющие письма имеютразличную значимость для реализации.
2. Пройдя весь этап формированиясистема «сжимается», происходит интериоризация психического действия.
3.Уплотнение, не нарушающее эффективности действия возможно только, при условиитщательной проработки всех компонентов.
Списоклитературы
1. Н.П.Слободняк Психологическая помощь с проблемами в обучении. М., 2003 г.
2. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968.
3. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю.Балашова Неуспевающие дети.
4. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейноевоспитание» М., Просвящение 1990г.
6. Г. Крайг Психология развития.СПб., Москва. Харьков, Минск, 2000