Курсоваяработа на тему:
«Направления психотерапевтическойи коррекционной работыпри неврозах у подростков»
Введение
Цель работы
1) понять причины и особенности нарушений в состоянии и поведениидетей и подростков
2) выявить главные психотравмирующие ситуации у детей и подростков
3) профессионально определять необходимые методы психотерапии
Работа состоит из двух частей – теоретической ипрактической.
В теоретической части рассмотрен опыт разных психотерапевтов ипсихологических школ по направлениям психотерапевтической и коррекционнойработы. В практической проведено психодиагностическое исследование по выявлениюподростков с проявлениями различных неврозов. Использована методика «Детскийопросник неврозов». Текст методики изложен в приложении.
1.Историческая справка
Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначенияряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения насущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – этопсихогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга.Это заболевание пограничное между нормой и патологией. Оно характеризуетсянерезко выраженными нарушениями психической деятельности.
В XX веке, особенно в конце его, наблюдается увеличение неврозов всвязи с ускорением темпа и ритма жизни, информационными и эмоциональнымиперегрузками, шквалом социальных перемен и др. факторами. Не каждый человекможет своевременно адаптироваться, перестроиться, возникают нарушения типапсихогений.
Научные достижения в области неврозов принадлежат многимотечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизическиемеханизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослыхвнесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозову детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко,А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).
Остановимся на более полном определении невроза.
Невроз – это психогенное заболевание, причиной которого являетсядействие психотравмирующих раздражителей и ситуаций, психических травм.
Невроз проявляется в форме обратимых нарушений нервнойдеятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств.Эти нарушения обычно осознаются личностью и переживаются ею как болезненныеявления.
В качестве самостоятельной, болезненной формы невроз чащевозникает у детей 6–7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе иокружающим, понимают социальные мотивы поведения, нравственные оценки,значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста развиваютсяреакции невротического типа в ответ на эмоционально неприятные воздействиямикросоциальной среды.
Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте создается за счеттех подростков, которые страдают с детства. В период восьмидесятых годов впсихоневрологических диспансерах по данным Личко А.Е. на учете состоялооколо 15% подростков. В 90-х годах этот процент увеличился. Период половогосозревания, «пубертатного кризиса» не дает резкого возрастания заболеванияневрозами. Некоторые авторы (А.Е. Личко, 1985) считают, что вероятно вэтом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. Те жепсихогенные факторы, которые у детей и взрослых вызывают невроз, у подростков впериод становления характера ведут к девиантному поведению.
К возникновению неврозов предрасполагают индивидуальныеособенности личности: особенности характера и темперамента, тип высшей нервнойдеятельности (ВНД) и др. Большое значение имеют отклонения в воспитанииребенка, приводящие к формированию «невротической диспозиции» – повышеннойчувствительности к определенным психогенным раздражителям. Имеют значение имногие другие факторы: церебрально-органическая недостаточность, как следствиепатологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм. Соматическаяослабленность также предрасполагает к неврозу.
Патофизиологической сущностью неврозов является срыв ВНД врезультате перенапряжения или сшибки основных нервных процессов, наличиеконкурирующих очагов возбуждения и торможения.
Наши наблюдения подтверждают, что напряженная работа в школе,вузе, на производстве, окрашенная положительными эмоциями и стимулами неприводит к неврозам. Но большие перегрузки без положительного эмоциональногофона могут привести к неврозам.
Существуют разные формы неврозов: неврастения, невроз страха инавязчивых состояний, истерический, депрессивный невроз, моносимптомные(моносимптоматические) неврозы.
2. Характеристика отдельных форм неврозов, направленияпсихотерапевтической и коррекционной работы
2.1 Неврастения
Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей,взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается упредставителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера.Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках.
Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность,нарушение сна, головные боли, снижение настроения.
А.Е. Личко выделяет два типа неврастении – гиперстенический иастеноипохондрический.
Гиперстенический тип:
Ведущий симптом – крайняя раздражительность, которая усиливаетсяпри утомлении и в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают поничтожным поводам.
Проявляются также непереносимость шума, реже яркого света и резкихзапахов. Выражена вегетативная лабильность и разнообразные вегетосимптомы:изменения со стороны ССС, кожных покровов, потовыделения, кишечные спазмы,головокружения и т.д.
Нарушение сна характеризуется трудностью засыпания, иногдабеспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями. Головнаяболь характеризуется чувством стягивания, сжатия, болезненностью колеи головы.Головные боли сильнее по утрам (воскресные утренние боли). У подростковнаблюдается трудность сосредоточения во время занятий.
Астеноипохондрический тип:
Характеризуется повышенной утомляемостью, вялостью, сниженнымнастроением, склонностью к. желанию постоянно лежать и отдыхать. Наблюдаетсяслезливость у женщин и апатия у мужчин. Плохой сон, отсутствие свежести послесна, вялость, сонливость в течение дня. Масса соматических жалоб: сердцебиения,перебои, неприятные ощущения в области сердца; схватки в животе и др.
У мальчиков-подростков ведущим соматическим симптомом являютсянеприятные ощущения в области сердца, а у девочек-изменения со стороны ЖКТ.
Течение неврастении обычно длительное, месяцами, годами.Наблюдается ухудшение состояния при новых психогенных травмах.
Дифференциальный диагноз: исключить хронические соматическиезаболевания, церебрастению после черепно-мозговых травм.
Цель психотерапии – разрешить психогенную ситуацию рациональнымпутем (психологическую терапию студенты изучают в курсе: «Основы психотерапии»).
Психотерапия у подростков всегда начинается с установленияконтакта, анализа типа акцентуаций характера (Личко, и другие). Затемвыясняется сущность внутриличностного конфликта (используются методыпсиходиагностики).
Выбор типа психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная)осуществляется индивидуально.
Направления психотерапевтической и психокоррекционной работы:
1. Главное средство лечения неврозов – психотерапия.
2. Исключение перегрузок.
3. Отдых, отпуск, направление в санатории неврологическогопрофиля, направление к психоневрологу.
Медикаментозное лечение осуществляет только врач.
Психолог медикаментозно не лечит, у него своипрофессиональные функции:
1) Психодиагностика психического состояния в данный момент;
2) Психотерапия: рациональная терапия, аутогенная терапия,музыкотерапия, трансактный анализ, психосинтез и др.;
3) Психореабилитация после лечения в клинике;
4) Психопросвещение (беседы, лекции) и психопрофилактика;
5) Психокоррекция с членами семьи.
2.2 Невроз страха и тревожного ожидания
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболеераспространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить какнегативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определеннымисобытиями и как бы предвещает наступающую психогению. Следовательно, человекощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не вериг в успехсвоей попытки избежать опасности. Таким образом, страх – чувство, связанное состремлением избежать опасность, обусловленное инстинктом самосохранения в егооборонительной форме.
Определяющим симптомом невроза страха является наличие свободногостраха – общая неопределенная боязливость. Кроме этого к невротическому страхутакже относятся следующие формы:
– Многообразные фобии, когда страх накрепко связывается сопределенными содержаниями представлений.
– Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии идругих формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в видеаффекта или приступа свободного страха.
Высокая степень общей неопределенной боязливости, готовая на времяпривязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страхаожидания» или «боязливого ожидания» всегда имеет отношение к заболеваниюневрозом страха или тревожного ожидания. При неврозе страха внутренний конфликтзаключается в неспособности защитить себя, сохранить свое «Я» от внутренних ивнешних угроз. Это конфликт самоопределения: уверенности в себе, прочностисвоего развивающегося «Я» при встречах с воображаемой или реальной опасностью.
Факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппироватьследующим образом:
– наличие страхов у родителей, главным образом у матери. Вбольшинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детствеили проявляются сейчас. Хотя речь не идет о генетической передаче страхов,определенная склонность к чувству беспокойства все же может иметь место. Нужнопомнить, что мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно стараетсяоберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах.Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыковпсихологической защиты и избегая всего, что вызывает страх, вместо того, чтобыактивно преодолевать его. Повышенное беспокойство по поводу воображаемых иреальных опасностей родителей также приводит к непроизвольной передаче страхаребенку;
– большое количество запретов со стороны родителя того же полаили полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а такжемногочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье являются факторомвозникновения страха;
– конфликтные отношения между родителями;
– психические травмы типа испуга, обостряющие возрастнуючувствительность детей к тем или иным страхам (нападение, убийство на глазахребенка, пожары и др.).
В том случае, когда страхи наблюдаются у детей дошкольноговозраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненноесостояние. Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают длительныйхарактер ведущего признака, то речь уже идет о неврозе страха и тревожногоожидания.
Невроз возникает либо остро, внезапно, при наличии очевидной ибезусловной психической травматизации, когда окружающие ребенка и сам ребенокотдают себе отчет в причине его возникновения. При этом наблюдается:
• непродолжительная заторможенность, ребенок пуглив;
• прячется в угол;
• вскрикивает при неожиданном шуме, стуке;
• суетлив, беспокоен;
• озирается по сторонам.
Иногда невроз возникает постепенно и незаметно, исподволь, как быбез внешнего повода. Ни ребенок, ни окружающие его лица не могут назватьпричину невроза. В данном случае важную роль играет неправильное воспитание,неуспеваемость в школе, нарушение сна. После незначительной заторможенностипоявляются:
• рассеянность;
• капризно-раздражительное настроение;
• повышенная утомляемость;
• лабильный пульс:
• пугливость.
Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новымивидами страха. Главное в качественном характере: аффективное заострение: боязнисмерти, нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (умальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не простовозрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страхасмерти.
Работа психолога-практика с фобиями клиентов представляет большуюсложность, так как основу патологических страхов составляет глубоко скрытаятревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещениитревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство на другуюситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишьзаместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствиенеразрешимых внутренних конфликтов.
Пример: «Шестилетний мальчик отказывался есть, несмотря на все уговорывоспитателей, с трудом глотал и принимал только жидкую пищу. В беседепроизводил впечатление запуганного, не реагирующего на замечания сразу и в тоже время крайне подвижного и суетливого ребенка. Страх у него развился послетого, как он поперхнулся косточкой. Прямо он не говорил, что боится умереть, нооб этом свидетельствовали отказ от твердой пищи да и беспокойное поведение вцелом. Почему же мальчик из столь банального события сделал такую драму? О егоэмоциональной чувствительности и впечатлительности было известно всемокружающим. Но никто не догадывался, что незадолго до случая с косточкой онсделал волнующее открытие о своей рано или поздно неизбежной смерти. Но одногоэтого было бы недостаточно для развития невроза страха. Два года назад мать сама подавились косточкой и страдалакакое-то время от затрудненного дыхания, обследовалась у различных врачей. Сынбыл свидетелем разговоров о предполагаемой опухоли и видел тревогу матери. Былоему в то время 4 года, но он очень любил мать, разделял многие ее переживания.Когда с ним произошло подобное, он испугался вдвойне, вспомнив то, что было сматерью. А она, еще полностью не оправившись от страха своей смерти, испугаласьеще больше. Вот почему произошла стойкая фиксация страха у мальчика, и он врезультате охватившего его острого чувства беспокойства стал отличаться отсверстников».
Консультант-психолог не должен проявлять поспешность в интерпретированиивнутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. За одной и тойже фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты.
Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий являетсяусиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Поэтомуклиент нередко спокойно говорит о своем страхе, но отрицает существование любыхвнутренних конфликтов, связанных с этим страхом. Консультант должен быть готовк такому поведению. Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявитьсясамыми разнообразными способами. Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях сконсультантом. Они склонны сопротивляться стремлению консультанта говорить овещах, провоцирующих тревожность. Сопротивление опять же принимает разныеформы. Клиент забывает детали предыстории своих проблем, которые проливают светна суть психологического конфликта. Например, возникновение фобии как-тосвязано с изменениями жизни клиента, системы отношений его личности, но клиентоб этом даже не упоминает, хотя такая информация существенна для пониманияприроды фобии. Возможно вообще избегание разговора о себе.
Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведенияклиентов с фобиями. Взрослые клиенты часто занимаются самолечением, покупаютмедицинские книги, стремятся испробовать всевозможные методы лечения, однакоизбегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам.Консультанту-психологу важно разобраться, почему клиент это делает.
Для коррекции и психотерапии страхов у детей можно использоватьметод десенсибилизации (поведенческая психотерапия).
Метод десенсибилизации
Метод десенсибилизации был предложен Д. Вольпом.
Десенсибилизацию можно рассматривать как вариант метода поэтапныхизменений, который используется при работе с отрицательными эмоциональнымисостояниями, в первую очередь с явлениями тревожного ряда, страхами (фобиями).
Десенсибилизация предусматривает систематическое движение поиерархии вызывающих тревогу ситуаций, от наименее к наиболее стрессогеннымситуациям. Вторым механизмом обеспечивающим действенность этого метода,является сочетание вызывающих тревогу стимулов с переживанием релаксации иудовольствия, которые в определенной степени не совместимы с чувством страха.Смысл коррекции заключается в продвижении через серию небольших тщательноградуированных шагов, допускающих у ребенка лишь легкое состояние волнения.Каждый раз, когда ребенок продвигается на один шаг и оказывается в чуть болеестрашной для него ситуации, ему оказывается, определенная помощь, котораянаправлена на уменьшение возникшей тревоги.
Последовательность предметов и ситуаций, вызывающих тревожныеопасения, воспроизводится и отрабатывается до тех пор, пока ребенок нестановится в состоянии пройти все эти шаги, не испытывая тревоги. Очень важно,чтобы тревога удерживалась на минимуме. Главная идея заключается в замещениитревожных реакций в ситуации, вызывающей страх и тревогу на релаксацию(расслабление).
Десенсибилизация может проводиться в двух вариантах:
1. Ситуации, вызывающие страх и тревогу, предъявляются в реальнойжизни, (invivo). Примером такой работы может быть работа сМартином, описанная Раттером, испытывающим страх перед собаками. Его проблеманосила обособленный характер и причины ее возникновения были связаны снеблагоприятным опытом общения с этими животными. У Мартина совсем не вызывалитревоги изображения собак. Легкое напряжение вызывали маленькие пушистыеживотные. При виде же любой живой собаки у мальчика возникало сильноебеспокойство, которое достигало своего пика, если животное было большим ибыстро двигаясь, приближалось к ребенку. При работе с Мартином использовалсяметод систематической десенсибилизации, который заключался в том, что емупоказывали живых животных, размер и сходство с собаками которых постепенновозрастали. Это были морские свинки, крысы, кролики, обезьяны, овцы, козы. Вкаждом случае для уменьшения тревоги использовался либо шоколад, либопоглаживание животного. Во время пятой из ежедневных встреч ребенку показалималенькую послушную собаку, постепенное приближение к которой подбадривалосьтерапевтом. В более поздних занятиях использовались маленькие живые собачки, ав последних – большие псы. Сначала собаки находились на поводке, который держалзнакомый взрослый, потом их спускали с поводка, а затем за поводок их держалуже сам Мартин.
2. Работа может проводиться с мысленными представлениями, когдаребенку предлагается как можно более четко представит образ (картинку) тойситуации, которая вызывает напряженность. Ребенку предлагают закрыть глаза,расслабиться и представить себе ситуацию или предмет, находящийся на нижнейступени иерархии тревоги. Как только у него возникает чувство тревоги, психологпредлагает емупрекратить мысленное представление и расслабиться. Припроведении этой процедуры психолог должен быть уверен в том, что ребенокнаходится в состоянии релаксации, иначе эта работа может дать противоположныйрезультат. Поэтому предварительно необходимо обучить ребенка приемам быстрого иэффективного расслабления (аутогенная тренировка).
Как уже говорилось, необходимым элементом при работе по этомуметоду является обязательное переживание ребенком удовольствия или релаксации.Мощным источником положительных эмоций может быть игровая ситуация. Поэтомумоделирование страшной для ребенка ситуации в игре может иметь психотерапевтическийэффект но механизму десенсибилизации.
При составлении пошаговой программы работы с ситуациями,вызывающими тревогу, можно использовать в качестве этапов указанные выше формымоделирования ситуации: мысленное представление, проигрывание, столкновение стакой ситуацией в реальной жизни.
Чистяковой М.И. описана работа с Пашей, испытывающим страхтемноты. При попытке подвести его к двери в темную комнату он давал яркуювегетативную реакцию: появлялась бледность, дрожь, задержка дыхания. Для Пашибыла намечена пятиступенчатая программа по преодолению страха перед темнотой.Сначала он в присутствии детей в детском саду в ярко освещенном зале воображалсебя одиноко сидящим в темной комнате. На следующем занятии он участвовал всюжетно-ролевой игре «В темной норе», по ходу которой два друга, Утенок иЗайчонок попались в лапы к хитрой Лисе, которая заманила их в свою нору.Мальчик играл роль робкого Утенка. При повторении игры Паша был назначен нароль смелого Зайчонка, который не плакал, как Утенок, а искал выход изситуации. На третьем занятии мальчик исполнял роль пугающего в этюде «Ночныезвуки». Паша непривычно растормозился, стал очень громко кричать (как сова) иэнергично раскачиваться (как дерево в бурю). Когда он полностью перевоплотилсяв игровой образ, его отправили за дверь в темный коридорчик перед залом, где ондолжен был ждать музыкального сигнала, а дети в зале оживленно договаривались,как они его будут пугать, когда он войдет. Мальчик настолько был поглощенпроисходящим в зале, что не осознал того, что ему пришлось несколько минутстоять в полной темноте за дверью. В ходе дальнейшей работы Паша назначался наэту роль несколько раз и время его пребывания в темном коридорчике каждый разувеличивалось.
Профилактика, психотерапия и психокоррекция неврозов
Профилактика психогенных заболеваний заключается в созданииусловий среды, снижающих возможность травматизации психики. Улучшение условийсреды, трудовое воспитание, закаливание, надзор за здоровьем учащихся вучебно-воспитательных учреждениях, психологическое просвещение, вооружающееродителей пониманием особенностей психического развития детей, правильныйрежим, чередование учебной, нагрузки и отдыха, а также привитие инициативы исамостоятельности – все это мероприятия, препятствующие развитию психогенныхзаболеваний. В абсолютном большинстве случаев неврозы излечимы благодарялечебно-психологическими и психолого-педагогическим мероприятиям ипотенциальным возможностям детского организма.
Коррекция психогенного заболевание предусматривает, в первуюочередь, устранение факторов, травмирующих больного. Такие больные обычнонуждаются с начала в лечении в специальном психоневрологическом учреждении, азатем в длительной психологической реабилитации.
Лечение неврозов представляет значительные трудности, так какнаряду с психической травматизацией (иногда не совсем выраженной), которуюнеобходимо выявить, наблюдается соматическое истощение, при котором показанообщеукрепляющее лечение. Профилактика неврозов заключается в специальнойтренинговой работе.
С физиологической точки зрения процесс обучения и воспитанияявляется прежде всего процессом образования условных связей, стереотипов инавыков. Он обеспечивает тренировку нервных процессов. Необходимо формированиецеленаправленной активности, выдержки и самообладания, обеспечивающихустойчивость и сопротивляемость организма воздействию психогенных факторов.
Сочетание занятий по общеобразовательным предметам спроизводственным обучением, воспитание трудолюбия, чувства долга, борьба степличной обстановкой, эгоизмом, тенденцией к превосходству над другимиявляются факторами, тонизирующими кору больших полушарий головного мозга,препятствующими развитию неврозов. Чрезмерное внимание, постоянная тревога оребенке, выполнение всех его желаний и капризных побуждений лишают ребенкасамостоятельности, снижают выдержку и культивируют в нем черты эгоцентризма.Вредно, разумеется, и недооценивать интересы ребенка, имеющего свой собственныйвнутренний мир, игнорирование которого может привести к ощущению заброшенности,одиночества. Уделяя ребенку внимание, родители, воспитатели не должны идти наповоду всех его желаний.
При лечении неврозов необходимо выяснить их причину и попытатьсяее устранить. Давая заболевшему рекомендации, не следует фиксировать еговнимание на наблюдающихся у него психопатологических проявлениях. Применяютсяметоды психотерапии, направленные на восстановление силы корковых процессов,выработку новых и торможение старых связей, устранение очага инертногозастойного возбуждения и др. Большое значение в лечении имеют покой, длительныйсон, пребывание в психоневрологическом стационаре, школе санаторного типа илисанатории. Подход к больным неврозом должен быть строго индивидуальным. Если,например, при неврастении основными в лечении являются отдых, покой, то принекоторых других формах невроза он применяется как вспомогательный методлечения и в ряде случаев становится даже нежелательным, тогда детей, подростковвключают в активную групповую деятельность.
При моносимптоматическом неврозе прежде всего выясняется была липричина болезни.
Поскольку мононевроз довольно часто возникает в результатенарушения педагогического такта или неправильного воспитания, то одними изэффективных методов его лечения являются педагогическое вмешательство,психотерапия, рациональная беседа, направленные на перевоспитание личности.
Ребенок, подросток погружен в свой внутренний мир, со своимипроблемами, имеющими для него важное значение, он нуждается во вниманииокружающих его взрослых, разъяснении интересующих вопросов, удовлетворении егопотребностей. Все это необходимо дать ребенку, но не тогда, когда он добиваетсясвоей цели обманом, криком, судорогами, рвотой и другими подобными реакциями.Эти реакции следует игнорировать, чтобы отучить от них ребенка. При анорексии,например, ребенка кормят насильно. Между тем голод является лучшимфизиологическим стимулятором аппетита. При отказе от приема пищи, если он необусловлен соматическим заболеванием, следует, не фиксируя внимания убратьпищу.
При нервном кашле, афонии, крике, падении на пол, как протестепротив режима, ребенка лучше оставить в покое, пока у него не прекратятся этиистерические стигмы. Вне этих реакций ребенок, конечно, нуждается во вниманииокружающих. В зависимости от лечения мононевроза лечебно-педагогическоевмешательство имеет свои особенности.
При психогенном заикании (логоневрозе) необходимо комплексноелечебно-коррекционое воздействие. Оно должно воздействовать не только наречевую функцию, но и на личность в целом. Ребенок с остро возникшим заиканиемнуждается сначала в полном речевом покое, молчании. Лечение должно бытьнаправлено на восстановление нормального течения корковых процессов путемувеличения продолжительности сна.
Логопедическая коррекция проводится на игровом или учебномматериале, направлена на выработку плавной речи, устранение судорожнойготовности, нормализацию условных речевых связей. Эти занятия обоюдноготерпения – как от ученика, так и от психолога, дефектолога, учителя.
Коррекция неврастении должна быть этиологической. В первую очередьустраняют неблагоприятную ситуацию, травмирующую психику, в том числе уменьшаютили полностью исключают учебную нагрузку, проводят мероприятия, направленные наповышение соматического тонуса. Наряду с уменьшением нагрузки и введениемщадящего режима применяют средства, усиливающие процесс торможения в коребольших полушарий. В случае, когда нет возможности устранить неблагоприятнуюситуацию и течение болезни принимает затяжной характер, необходимо длительноеобщеукрепляющее лечение и переориентацию. Последнее заключается в привитииребенку, подростку, взрослому навыков и умений приспособления к сложившейсядействительности, преодоления данной неприятной ситуации. При этом следуетучитывать как тяжесть ситуации, так и возможность ее устранения, возраст,умственное развитие.
Лечебно-педагогическое и психологическое вмешательство при неврозенавязчивых состояний должно быть комплексным (общеукрепляющая терапия,рациональная психотерапия, направленная на подавление навязчивости). Если приневрастении рекомендуется санаторный режим, то при неврозе навязчивых состоянийон может оказать отрицательное воздействие. Психологу и педагогу-воспитателюнужно учитывать, что освобождение ребенка с навязчивым состоянием от занятий,уменьшение учебной нагрузки, перевод на постельный режим лишь усилят у негонавязчивость. Отдых, сочетаясь с бездельем, приводит к увеличению очагавозбуждения, фиксации ипохондрических тенденций. Такие больные лучше себячувствуют при достаточной рабочей нагрузке.
Уменьшение навязчивого состояния можно достичь путем вовлеченияребенка в интересную учебную, игровую и трудовую деятельность, создающую новыеочаги возбуждения в коре большого мозга. При неврозе тревожного ожидания истраха применяются методы поведенческой терапии, витаминизация.
Большое значение имеет рациональная психотерапия в видеразъяснения больному необоснованности страхов, убеждения егов том, чтоих причина устранена, а настоящее чувство тревоги обусловлено самовнушением.Для преодоления чувств тревоги и навязчивости можно использовать тренировки,постепенно расширяя поставленные задания. Все рекомендации должны быть строгоиндивидуальными.
При коррекции всех форм неврозов важную роль играет выяснениеситуации, в которой возникла фрустрация, характера фрустрации и интрапсихическогоконфликта. Если ситуация, оказывающая психотравмирующие действие, не разрешена,следует помочь больному найти выход из этой ситуации. Этого можно достичь либопутем изменения внешних обстоятельств, либо путем переориентации личности,изменяющей цели поведения. Такая переориентация позволяет ликвидироватьфрустрацию, хотя обстоятельства, в которых она возникла, и остаютсянеизменными.
Переориентация личности достигается с помощью психотерапии.Психотерапия показана не только при лечении истинных неврозов, но и при леченииневрозоподобных состояний как важная составная часть комплексной терапии.
Первый этап работы психолога с детьми – психодиагностика. Цельмоей психодиагностической работы – выявление детей, подверженныхневротическим расстройствам.
Диагностическое исследование было проведено в 8-х классах КЗ ЛСШ I–III ст. №1 г. Луганска.В исследовании приняли участие 70 человек.
Для выявления склонности к неврозам учащимся была предложенадиагностика: «Детский опросник неврозов». См. приложение. Утверждениятеста-опросника систематизированы в шести основных аспектах проявленияневротических расстройств у детей – депрессии, астении, нарушений поведения,вегетативных расстройств, нарушений сна и тревоги.
Необходимо особо отметить, что перечисленные расстройства могутприсутствовать у ребенка в комплексе, т.е. депрессия не исключает вегетативныхрасстройств или нарушений сна.
Были получены следующие результаты:
Таблица 1
Всего обследованных детей
Дети, у которых были выявлены невротические нарушения
70
26
Таблица 2
16–20 (высокий уровень риска наличия данного невроза)
15–11 (средний)
1–10 (низкий)
10
10
1
8
4
Вид невроза
Депрессия
Астения
Нарушение поведения
Вегетативные расстройства
Нарушения сна
Тревожность
Результаты диагностики «Детский опросник неврозов»
/>
Вывод: Из 70 человек, принявших участие в обследовании у 26 человекбыли выявлены невротические нарушения. У 10 человек – депрессия, у 10 –Астения, у 8 – нарушение сна, у 4 – тревожность, у 1 – нарушение поведения. Какбыло отмечено выше, опросник помогает выявить комплексные нарушения. У 5учащихся выявлены такие нарушения:
1) Депрессия– астения 2 учащихся
2) Депрессия– нарушение сна 3 учащихся.
По итогам психодиагностики была проведена беседа с родителямиучащихся, имеющих невротические нарушения, а также проведена беседа с класснымируководителями. Проведена ознакомительная лекция среди педагогическогоколлектива. С детьми, подверженным неврозам, была назначена психотерапия,составлена индивидуальная психокоррекционная работа.
Заключение
Для успешной работы с детьми и подростками подверженныхневротическим состояниям необходимо выработать четкие рекомендации необходимыедля устранения всех форм неврозов.
Общие принципы психотерапии и психокоррекции неврозов у детей иподростков в психологической службе учебно-воспитательных учреждений и детскихпсихоневрологических отделений:
1. Первый этап – психодиагностический. Предварительное тщательноеизучение личностных и психических свойств ребенка или подростка.
2. Второй этап – изучение личностного развития детей в онтогенезе.Изучение анамнеза и всего многообразия межличностных отношений в семье, вшколе, в компаниях и группировках сверстников.
3. Третий этап – индивидуальный подбор методов психотерапии,составление индивидуальной программы психокоррекционной работы.
4. Индивидуальная психотерапия и коррекция должна сочетаться сработой с родителями и всей семьей. Чем меньше возраст, тем болеенеукоснительно должен соблюдаться этот принцип, так как собственныеневротические расстройства родителей, атмосфера неблагополучной семьи,неправильное воспитание являются ведущими факторами происхождения неврозов удетей и подростков.
5. Параллельная работа с учителями.
Список литературы
1 В. Франкл Человекв поисках смысла. – М., 1990
2 А.И. ЗахаровПсихотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1992
3. К. Леонгард Акцентуированныеличности. Киев, 2000
4. Алан Е. АйвиПсихологическое консультирование и психотерапия. – М., 1999
5. Руководство попсихотерапии под ред. В.К. Рожкова, 1989
6. М. Раттер Помощьтрудным детям – М., 2003
7. М.И. ЧистяковаПсихогимнастика – М., 2005
8. Роджерс К. Взгляд напсихотерапию. Становление человека – М., 2004