Реферат по предмету "Психология"


Методологические принципы клинической психологии

План
1. Методологические принципы клинической психологии. 3
2. Социально отклоняющееся поведение личности. 10
3. Провести исследование и написать заключение по методике«Пиктограмма»  18
Литература. 241. Методологические принципы клинической психологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплинуособо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемысовременной науки — проблемы «природы человека» как существа биосоциального посвоим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью —субъективной, которая далеко не всегда совпадает по содержанию с реальностью,существующей независимо от человека. Принято считать, что психология — этонаука о психике. Однако психика — достаточно сложное явление, в котороевключаются несколько взаимосвязанных, но различных по своей природе областей:осознаваемая субъективная реальность, бессознательные психические процессы,структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение.Соответственно, психику можно рассматривать с разных точек зрения: со стороныматематических, физических, биохимических, физиологических процессов или каксоциокультурный, лингвистический феномен.
Первая теоретико-методологическая проблема клинической психологиизаключается в том, что в науке существует две противоположных тенденции впонимании того, что же такое есть психика. Первая тенденция заключается в том,чтобы рассматривать психику как удобную биологическую метафорунейрофизиологических процессов, протекающих в мозге.
Другая тенденция в трактовке понятия психика заключается в том, что подней понимается общая способность живых существ реагировать на абиотические(биологически нейтральные) воздействия. Например, на звук. В эту общуюспособность включается совокупность процессов восприятия, способов переработкиинформации и регулирования реакций организма на абиотические воздействия. Приэтом церебральные процессы здесь не составляют существо этой общей способности,а являются всего лишь инструментом, с помощью которого эта способность можетреализоваться. Как рука является только орудием хирурга, но не причиной егодеятельности, так и мозг является всего лишь орудием психической деятельности,но не ее причиной.
В зависимости от строения инструмента психической деятельности у живыхсуществ имеются разные способности реагирования, т. е. — разные психики:элементарная сенсорная (реагирование только на отдельные свойства среды),перцептивная (реагирование на целостные образования), интеллектуальная(реагирование на соотносящиеся между собой феномены) и сознательная(реагирование на вербально конструируемый образ реальности, который имеет самостоятельноесуществование, безотносительно наличным отношениям человека и среды). У высшихживотных эти психики также выступают уровнями психического функционирования:чем выше церебральная организация животных, тем более представлены у них этиуровни. Есть эти уровни психического и у человека. Однако отличительной чертойпсихики человека является наличие сознания и четырех высших психических функций(ВПФ), которых нет у животных. К высшим психическим функциям относятся:произвольные внимание и память[1], логическое мышление, а также высшие эмоции —эмоциональные отношения (чувства).
Первые три уровня психики имеют следующие характеристики: 1) формируютсяпод влиянием биологических факторов; 2) имеют непосредственную связь судовлетворением конкретных, ситуативных биологических потребностей; 3)инстинктивны по способу осуществления.
Высшие психические функции обладают следующими характеристиками: 1)формируются под влиянием социальных факторов (общение, воспитание, обучение),2) опосредованы знаково-символическими формами (главным образом речью), 3)произвольны по способу осуществления.
Таким образом, психика человека выступает не столько более высокой формойорганизации животной психики, сколько качественно иным способом взаимодействиячеловеческого организма со средой, возникающим под действием не биологических,а социальных факторов. Социальность является неотъемлемым свойством психикичеловека, поэтому, по крайней мере в отношении человеческой психики,нейробиологическая парадигма, популярная в биологически ориентированноймедицине, имеет слабую методологическую состоятельность.
Действительно, человек обладает уникальным нейрофизиологическим механизмомзнакового опосредствования при взаимодействии со средой. Этот механизм связан сналичием развитых верхних передних отделов лобных долей больших полушарий мозга(коры), чего нет у других приматов. Благодаря ему, человек приобретаетвозможность взаимодействовать со средой опосредованно — через систему знаковыхобозначений реальности, а не напрямую, и, соответственно, быть относительнонезависимым от среды, что повышает его адаптационные возможности.
При рассмотрении мозга и психики в качестве параллельно протекающихфизиологических и психических процессов психика оказывается эпифеноменом —побочным явлением, сопутствующим мозговой деятельности, но не связанным с нейникакими причинно-следственными взаимоотношениями. Психические процессы исостояния пациента выступают здесь вспомогательными, не играющими существеннойроли в патогенезе болезни субъективными ощущениями, сопровождающими нарушенияна физиологическом уровне изменений в организме. Другими словами, психическоеесть пассивная «тень» физического, которую можно принимать во внимание только вкачестве диагностически важного признака, указывающего на какое-либо«глубинное» биологически обусловленное нарушение. Современное проявлениеконцепции параллелизма мозга и психики существует в виде так называемого«двойного аспектизма», в котором признается, что физиологическое и психическоеявляются просто разными точками зрения на одно и то же явление — нейропсихическуюдеятельность мозга, которую в равной степени можно описывать физиологическимили психологическим языком.
Все рассмотренные традиционные подходы к решению проблемы связи мозга ипсихики страдают одним методологическим недостатком: они опираются нанейробиологическую парадигму психики как продукта деятельности мозга и поэтомуне могут объяснить, как на психическом уровне функционирования организмавозникают качества, которые невозможно предвидеть на физиологическом уровне.
Если же рассматривать психику как способ информационного взаимодействияорганизма со средой, то в этом случае психическое выступает фактором системнойорганизации отдельных мозговых процессов: как организм взаимодействует сосредой на информационном уровне, так организуются и мозговые процессы, которыеобеспечивают это взаимодействие. Другими словами, связь мозга и психикиявляется не прямой, а опосредованной — через функциональные динамическиесистемы, возникающие в мозге в процессе решения текущих задач по обеспечениюжизнедеятельности организма. Сначала в психике возникает образ будущегорезультата взаимодействия организма и среды, под который в мозге выстраиваетсяопределенное нейрофизиологическое обеспечение — система отдельныхфизиологических процессов. Мозг помогает организму в достижении субъективногообраза потребного будущего (результата взаимодействия организма и среды),избирательно вовлекая отдельные физиологические процессы в единый комплексусилий по достижению предполагаемого результата. Именно будущий результатдетерминирует текущую активность мозга, является причиной определенной мозговойорганизации при тех или иных психических состояниях.
Организм всегда имеет информационный эквивалент практического результатавзаимодействия со средой, в котором содержатся его прогнозируемые параметры.Этот информационный эквивалент сначала поступает в такой нейрофизиологическийаппарат, который получил название акцептора результата действия. Но поступаетон в него из психического уровня информационного взаимодействия со средой, накотором этот результат называется целью поведения. Кратко говоря, психическийакт сначала подготавливает некоторый образ будущего («активное опережающееотражение реальности»), а затем мозг выстраивает под этот образ обеспечивающуюдостижение необходимого результата функциональную нейрофизиологическую систему.
Основным вопросом здесь оказывается то, как и откуда на психическом уровневозникает информация о потребном результате взаимодействия организма и среды?Можно предположить, что настроенный определенным образом мозг сначалаулавливает какие-то информационные сигналы, значимые для жизнедеятельности организма,которые перерабатываются психикой, чувствительной к тем или иным сигналам,после чего сформированный психикой образ реальности запускает исполнительныенейрофизиологические процессы. Тогда центром «совмещения» психической ифизической реальности гипотетически может выступать ретикулярная формация, дажепо внешнему виду напоминающая «приемопередающее антенное устройство»(«сеточку»). В этом случае нарушения психической деятельности можноинтерпретировать как особым образом организованную мозговую деятельность,подготовленную «необычными» или искаженно воспринятыми информационнымисигналами.
Другая проблема — это проблема взаимосвязи психики и сознания. Исходя изрешения вопроса о соотношении мозга и психики, используют и два подхода крешению вопроса соотношения психики и сознания. Первый подход состоит в такназываемый нейрофизиологической трактовке феномена сознания как оптимальногоуровня возбуждения нейрофизиологических процессов. В рамках этой концепции дажевыделяют определенные мозговые структуры, ответственные за функционированиесознания — так называемую центр-энцефалическую систему во главе с ретикулярнойформацией ствола мозга. Действительно, повреждение ствола приводит к однозначномувыключению сознания. Данная концепция допускает существование сознания и увысших животных (млекопитающих), имеющих развитую ЦНС. Здесь сознание естьтакие психические процессы, в которых участвует внимание, понимаемое какактивная селекция отдельных элементов реальности. Другими словами, этоопределенная характеристика психических процессов, суть которой заключается винтеграции жизненного опыта организма. Как только организм перестаетизбирательно реагировать на отдельные признаки среды, считается, что он утратилфункцию сознания. Практическая проблема здесь заключается в том, что тогдалюбое нарушение психической деятельности следует трактовать как нарушениесознания, что противоречит клиническим традициям.
Второй подход характеризует собственно психологическую трактовку сознаниякак высшего способа психического взаимодействия со средой, состоящего извербальных (знаково-символических) образов реальности, возникающих вопределенный момент времени и включающих в себя также вербальный образ самогочеловека — самосознание. Говоря словами С. Л. Рубинштейна, сознание есть знаниео чем-то, что существует отдельно от нас. Здесь сознание нетождественнопсихике: оно является только одной из форм психической деятельности,свойственной исключительно человеку (у которого, соответственно, имеются ибессознательные психические процессы, в которых не участвуют вербальные способывзаимодействия со средой). При этом сознание является социальным продуктом,возникающим в системе отношений между людьми. Его формой является мышление, асодержанием — социальные характеристики среды и личности. Соответственно,нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальныххарактеристик среды и собственных личностных характеристик.
В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существуетдва подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания ипсихики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологическоговозбуждения, проявляющийся в виде комы, обморока, глубокого сна или общей анестезии.В случае разграничения сознания и психики бессознательным считаютсяневербализуемые или недоступные вербализации психические процессы и состояния.Причины, по которым психические процессы и состояния оказываются недоступнымивербализации, могут быть различными.
Для клинической психологии важными представляются те из них, которыесвязаны с процессами вытеснения из сферы осознания (вербализации) тревожащихфизиологических импульсов, желаний, воспоминаний, образов, а также те, которыесвязаны с автоматическими, привычными действиями, текущая вербализация которыхне нужна для их осуществления (более адекватный термин — предсознательное).2. Социально отклоняющееся поведение личности
Отклоняющееся поведение человека — это его поведение, не соответствующеенормам, принятым обществом, членом которого он является. Отсюда синоним —ненормальное поведение. Но это определение требует уточнения того более общегопонятия, через которое оно дано: «поведение» — «специфические различия» — «норма»,поскольку эти слова очень по-разному понимаются.
Слово «поведение» — омоним, имеющий в науке ряд значений. Во-первых, этообщенаучное понятие, применяемое и к роботу, и даже к атому в магнитном поле взначении двигательной активности как реакции на воздействие среды. Во второмзначении поведение — это категория этологии как биологической науки, взявшей навооружение формулу бихевиоризма S→R и различающей ряд его уровней:донервный; низший нервный, инстинктивный, определяемый генетическимипрограммами; условно-рефлекторный; и наконец, присущий только человеку(сохранившему и низшие уровни) — деятельность.
Но чаще, как в разбираемом случае отклоняющегося поведения, эллипсис этогопонятия применяется и используется как прием анализа деятельности исходя извнешнего ее результата.
Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группойпредставлений и наиболее частных суждений членов группа о требованиях кповедению (в указанном значении этого слова) с учетом их социальных ролей,создающих оптимальные условия бытия, с которым эти нормы взаимодействуют и,отражая, формируют его.
Различают нормы биологические, относящиеся к организму человека, исоциальные — к его поведению в группе людей. Нарушение социальных нормличностью влечет осуждение или даже наказание ее группой. Среди многихсоциальных норм (партийных, профессиональных, трудовых, эстетических,религиозных и т. д.) для отклоняющегося поведения особое значение имеютнравственные и правовые нормы. В силу этого понятие отклоняющегося поведениянередко связывают только с поведением, нарушающим эти нормы. Вместе с тем, какбудет показано в этой главе, понятие это значительно более широкое, и именно вэтом широком и разностороннем плане весьма существенно для теории личности. Спозиций принципа единства сознания, личности и деятельности это широкое пониманиеотклоняющегося поведения, помогающего, в свою очередь, лучше понять наличие илинарушение координационной функции личности.
Поведение личностей, реализующее нарушение ими нравственных и правовыхнорм, наиболее чутко оценивается группами, в которые входят эти личности. И этоне случайно, так как определяется самой сущностью отклоняющегося поведения исущностью нравственных и правовых норм.
Нравственные нормы — это род социальных норм, ранее устанавливаемыхобычаями, а теперь — этикой как отраслью марксистско-ленинской философии.Отклоняющееся поведение, нарушающее нравственные нормы, проявляется какпроступки, осуждаемые групповым мнением, так как оно ухудшаетсоциально-психологический климат группы.
Обычно понятия «нравственность» и «мораль» считают синонимами. Безнравственноеотклоняющееся поведение — это действия и деятельность, результаты которыхобъективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, ихсовершающей. Аморальное отклоняющееся поведение — это безнравственноеотклоняющееся поведение, так и оцениваемое его совершающим. Оно может бытьслучайным для личности, но сознательное, повторное его совершение говорит обаморальности личности и низком уровне или даже об отсутствии у нее нравственныхспособностей. Нравственные способности — это свойства личности, определяющиенеотклоняющееся поведение при условии знания соответствующих норм.
Излагаемая концепция нравственных и правоправных способностей, несмотря нато что она уже вошла в монографии и учебники, до сих пор время от временивызывает возражения. Утверждается, например, что это ломброзианство или жеоправдание каждого преступника, невиновного в отсутствии у него правоправныхспособностей. Но этот довод опирается на в корне неверное понимание фатальнойобусловленности любых способностей, противоречащее теории способностей,изложенной в гл. VIII (в которой и придется вернуться к этому возражению).
Более осторожное возражение задается в виде вопроса: «Зачем вводитьпонятия нравственных и правоправных способностей, если есть понятия «преступныенаклонности», «порог преступления» и «личностный подход» в криминологии». Ответясен: понятие «способности» включено в обе психологические категории —«личность» и «деятельность», что позволяет через отклоняющееся поведение, какнарушение закона нормативного поведения, лучше увидеть в личности то, что(несколько перефразируя слова И.П.Павлова, которыми был начат этот параграф)слито и усложнено в социальной норме. Более того, только опираясь на этипонятия, четко включенные в общую систему психологических понятий, можноразличать личность преступника и преступную личность. А это различие имеетпервостепенное значение для исправительно-трудовой педагогики.
Личность преступника — это синоним личности человека, совершившегопреступление, а еще точнее действия, которые в данном обществе оценены закономкак преступление. Более конкретно — это личность осужденного, начинающего отбыватьприговор. Ведь если бы было доказано, что данная личность не совершила преступления,человек не был бы осужден. Но далеко не каждый преступник является преступнойличностью. Более того, вторых среди первых немного, даже среди находящихся вусловиях строгого режима.
Преступная личность — это личность с низким моральным уровнем, стойкимиасоциальными установками и, следовательно, с выраженной склонностью к рецидивампреступлений. Вопрос, каждую ли преступную личность можно перевоспитать, еще нерешен, но здесь полная аналогия с больной личностью и вообще болезнью:известно, что не от каждой болезни можно вылечить, но врач обязан от любойболезни любого больного лечить до последней минуты. Эта аналогия отнюдь неозначает биологической обусловленности преступной личности, которая до концаможет быть понята с позиции соотношения процессуального и содержательного, очем речь пойдет в гл. IX. Но и процессуальные особенности личности, как ибиологические особенности в целом, «сами по себе… не порождают преступности,но оказывают влияние на динамику поведения человека...» 13 — как написано вновейшей книге по этой проблеме, в которой, как пока еще в криминологии вцелом, больше разбирается проблема социального и биологического, в то время каксоотношение процессуального и содержательного еще осталось за ее рамками.Преступление, если оно доказано, всегда более четко выражено и глубжехарактеризует личность, чем проступок. Потому задача систематизации итипологизации личностей преступников и более практически необходима, и вместе стем может быть достаточно четкой. Хотя ниже речь пойдет о различных личностяхпреступников, но все сказанное относится и к личностям с более легкимиотклонениями поведения.
Но можно их классифицировать и по индивидуально-психологическому критерию,по которому могут быть четко выделены следующие типы личностей преступников:
1-й тип самый отягощенный, он определяется соответствующими взглядами ипривычками, внутренней тягой к повторным преступлениям;
2-й тип определяется неустойчивостью внутреннего мира; личность совершаетпреступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
3-й тип определяется высоким уровнем правосознания (в случае ранеесовершенного преступления — глубоким раскаянием в содеянном), но пассивнымотношением к другим нарушителям правовых норм;
4-й тип определяется не только высоким уровнем правосознания, но иактивным противодействием или хотя бы попытками его нарушению правовых норм;
особый 5-й тип безотносительно к личности, ее внутреннему миру определяетсявозможностью только случайного, в частности в условиях алкогольного опьянения,преступления.
При достаточно внимательном, глубоком и разностороннем изучении не толькокаждый из судимых или осужденных, но и каждый вообще может (а в первом случае идолжен) быть отнесен к тому или иному из этих психологических типов. Дляосужденных это особо важно при представлении к условно-досрочному освобождению.Ошибки здесь (а они всегда возможны) могут зависеть от трех причин:поверхностного изучения личности; ее умения маскироваться; неожидаемогоизменения личности вследствие неучтенных обстоятельств.
Преступная личность как психологическое понятие определяется безоговорочнотолько у 1-го типа из указанных выше. Только в этом случае понятия «личностьпреступника» и «преступная личность» совпадают, и их расхождение требуетглубокой перестройки данной личности. Для 2-го типа это совпадение чаще бываеттолько кратковременным.
Все единичное в личностях преступников при всем их неповторимомразнообразии может быть сведено к четырем типам, как к особенному. Условно икратко эти типы могут быть названы так:
•        случайно-небрежные;
•        оступившиеся;
•        привычные правонарушители;
•        преступники-профессионалы.
Примером случайно-небрежных являются осужденные за дорожно-транспортныепроисшествия при обгоне.
Здесь приговор является актом социальной справедливости к пострадавшим ивоспитательным мероприятием как по отношению к виновнику, так и к другим иисчерпывает исправительные мероприятия.
Оступившиеся под влиянием обстоятельств, если у них нет оснований бытьзачисленными в следующую группу, составляют у нас далеко не главную, как иногдасчитают, массу осужденных. Это весьма дифференцированная группа, дающаяосновной контингент для успешного условно-досрочного освобождения, не дающегорецидивов. Именно к этому типу принадлежит тот подтип преступников, которых«достаточно провести по тюремному коридору», по словам Г.М.Медынского, чтобыполучить воспитательный результат, с трудом получаемый в процессе исполненияприговора трех остальных типов. Отграничение этого типа преступников отпредыдущего типа, «случайно-небрежных», определяется тем, что его представителивполне сознательно идут на преступление, оправдывая свой шаг иногдаобстоятельствами, иногда (что психологически, но существу, то же самое) слишкомбольшим соблазном, «игрой, стоящей свеч» и надеждой на безнаказанность, на«авось».
От следующего типа личностей — преступников «привычных правонарушителей» — тип «оступившихся» отличается отсутствием глубоких корней в социальной патологииразвития их личности до первого преступления. Он очень редко дает рецидивы, аесли дает, то обычно вследствие невозможности трудоустроиться или перехода в4-й тип под влиянием уголовного окружения в ИТУ, оказавшегося болеедейственным, чем необходимые исправительно-воспитательные мероприятия. Поаналогии с медицинским понятием и термином «преморбидная личность», т. е.«личность до данного заболевания», здесь можно и нужно говорить о социальноздоровой прекриминальной личности. Однако если у клинически полноценнойпреморбидной личности заболевание может быть вызвано только внешними дляличности причинами, то у этого типа личности при ее первом преступлении внешниевоздействия всегда только доминируют.
На типе привычных правонарушителей надо остановиться несколько подробней.Советский человек получил так много прав и свобод, что любое «нельзя» многие(можно даже сказать — очень многие) личности стали переживать как ограничениесвоей личной свободы. Отсюда часто, особенно у молодежи, возникает внутреннееубеждение: «Мне все можно», а любой запрет воспринимается как толькоусловность. Отсутствию внутреннего уважения к понятию «нельзя» и к праву, аследовательно и к закону, способствует и частная непродуманность запретов.
А ведь именно из-за потери чувства «нельзя» происходит подавляющеебольшинство случаев хулиганства. И именно она лежит в основе преступлений,вызванных алкоголем, а их, как известно, большинство. Ослабление социальныхтормозов у прекриминальной личности преступников этого типа приводит к ослаблениюне только психологических, но и физиологических тормозов, стирая грань междуправонарушением типа перехода улицы на красный свет и правонарушением,квалифицируемым как преступление.
Тип преступников-профессионалов, совершающих повторные преступления,характеризуются низкой общей и особенно моральной культурой. Это тотединственный случай, когда типом личности преступника является преступнаяличность. Анализ психологических типов так называемого делинквентного (лат.delinquens — правонарушение) отклоняющегося поведения требует хотя бы краткоостановиться на психологии бюрократизма как на одной из форм такжеотклоняющегося поведения в межличностном деловом общении со стороны «властьимущего» или — чаще — только считающего себя таковым с рядовым членом общества.Волокита, отписки вместо принятия решения — вот «поведенческое выражение» несоответствияличности той общественной роли, которую она должна выполнять. Итак, изучениесоциально отклоняющегося поведения в его наиболее выраженной форме — преступления— позволяет экстраполировать выявленные на этом уровне закономерности и на противоправственныепоступки. Этому помогает понятие нравственных и правоправных способностей, окоторых, не употребляя этих терминов, давно уже говорят наиболее передовые итворческие отечественные юристы. Преступление, если оно доказано, всегда болеечетко выражено и глубже характеризует личность, чем поступок. Потому задачасистематизации и типологизации личностей преступников и практически необходима,и вместе с тем может быть достаточно четкой. Хотя выше речь шла опсихологических типах личностей преступников, сказанное относится ко всем видамотклоняющегося поведения его так называемого делинквентного типа, в том числе ибюрократизма.3. Провести исследование и написать заключение пометодике «Пиктограмма»
Методика «Пиктограмма» (пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый дляопосредованного запоминания) — экспериментально-психологическая методика дляизучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослогокультурного человека. Используется также для характеристики особенностеймышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма — рисуночный образ,создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность длядиагностики шизофрении.
Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу).
Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество словили выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображениеили знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимуловиспользуются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямоеизображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник»,«теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).
Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследованиетолько особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенныеобозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назватьсоответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементовисследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемыхиспытуемым. Время обследования не регламентируется.
Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбориспытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (приэтом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), тоединственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободнымрисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого,его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого ивозможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.
Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики,является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает какмнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построениеобраза, пригодного для запоминания, является следствием творческой активностимышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова,С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда — широкие возможности для исследованиямышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследованияс применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностеймышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммысопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно приинтеллектуальной недостаточности).
В советской психологии методика использовалась в контексте изученияопосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С.Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования былпредложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретноеслово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связимежду словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н.Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминанияслова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение,особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова,1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).
В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствованияинтерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категорииисследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяетвозможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретациюрезультатов, является основой для стандартизации показателей, что приближаеттест к современным психодиагностическим методикам.
Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы являетсяинтерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается изкачественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой наоснове отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношенияобразов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов,недоступных формализации (особые феномены), в том числе графическихособенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка,факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы,геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимыеобразы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по факторучастоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности(близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). Крегистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию;сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые»реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемыхи т.д.
Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения налисте бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяютсядифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные наосновании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы,которые носят как статистический, так и описательный характер.
Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммыанализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха,рисуночными проективными тестами, в частности  вербальными методикамиисследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определяласьсопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями издоровых.
Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методикизучения познавательной сферы и личности в отечественной клиническойпсиходиагностике.
Анализ
Особенности проведения.
•        Набор слов
•        Веселый праздник
•        Развитие
•        Тяжелая работа
•        Зимний день
•        Разлука
•        Легкая работа
•        Болезнь
•        Счастье
•        Обман
•        Бедность
Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержанияобраза, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера,времени.
Порядок обработки и интерпретации
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всехчетырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания,эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве ипр.).
Критерии оценивания:
1. Самый важный критерий — «адекватность». Иногда для оценки достаточноодного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у егоавтора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и егопиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи — знак «-». Нормахарактеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше.
2. Спустя некоторое время после выполнения задания — обычно через 15-20мин — эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходныхпонятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается списокпонятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Еслииспытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, ондопускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложногопонятия, перепутывания, Как и первый критерий, второй критерий —«восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» — в норме достаточновысок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти вмышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например,Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировалсяпрежде всего на запоминаемость признаков.
3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» — также оцениваетсяэкспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствиемаксимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застольяс конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот жевеселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), топиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которыетрудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла.Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые внорме соответствуют величине в 2 балла.
4. Четвертый критерий – «стандартность-оригинальность» пиктограмм — такжеоценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и,во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения ужеговорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низшийбалл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результатысуммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуютвеличине в 2 балла.Литература
1.      Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 317.
2.      Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии.М., 1977.
3.      Платонов К. К. О процессе самоукрепления коллектива//Коллектив иличность. М., 1975. С. 92.
4.      Гилинский Я. И. Отклоняющееся поведение как социальноеявление//Человек и общество. Л., 1971. Вып. 3;
5.      Кони А. Ф. Избранные произведения. М., 1956. С. 19.
6.      Плевако Ф. Н. Речи. М., 1909. С. 69.
7.      Познышев С. В. Криминальная психология: (Преступные типы). Л.,1926. С. 6.
8.      Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии: О структуреиндивидуального преступного поведения. М., 1968. С. 130, 131, 163, 172.
9.      Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971, С.34.
10.    Исправительно-трудовая педагогика. М., 1967. С. 148—149
11.    Платонов К. К. Проблемы способностей. С. 187; Глоточкин А. Д.,Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология, С. 241—243; Платонов К, К.Терминологический минимум… С. 47, \ .58.
12.    Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение,ответственность, М., 1982. С. 294.
13.    Медынский Г. М. Трудная книга. М., 1964. С. 325.
14.    Платонов К. К. Роль преморбидной личности в психогенных состоянияхлетчиков // Актуальные вопросы клинической и судебной медицины, Л., 1970, С,15—24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формування комунікативної компетенції у дітей
Реферат урок как основная форма организации в школе
Реферат Формирование нравственной культуры старшеклассников
Реферат Формирование милосердия у подростков
Реферат Решение кубических уравнений в радикалах
Реферат Урок в системе личностно ориентированного образования
Реферат Упорство и решительность японцев (Гамбари)
Реферат дипломної роботи Проблеми формування і виконання місцевих бюджетів затверджена наказом по університету
Реферат Урок русского языка в 3-м классе
Реферат Визначення понять природа і природознавство
Реферат Государственное управление физической культуры и спорта
Реферат Заключение сделок в сфере жилищных правоотношений в РФ
Реферат Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И Канта
Реферат Физика в МГУ
Реферат Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству