Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Философская лирика В.С. Соловьева

Творческаяработа
по русскойлитературе третьей трети XIXвека
Философскаялирика В.С. Соловьева
 
СмоленцевойКсении (3 курс РА-ОД)

Владимир Соловьев — поэт, публицист, критик и философ, сын известного русского историка, профессораМосковского университета Сергея Михайловича Соловьева, своим творчеством оказалсильнейшее влияние на формирование философских и эстетических взглядов«младосимволистов», определил поэтическую образность первых книг тех же АндреяБелого, Александра Блока.
Помимо знаменитейшихфилософских работ («Общий смысл искусства», «Смысл любви», «Чтения оБогочеловечестве» и др.) Соловьев оставил значительное стихотворное наследие.Особую известность приобрели стихотворения «Софийного» цикла. Визвестный период поэт-философ начинает увлекаться идеей Софии на почве изучениямистических учений". София — как видение предстаёт перед поэтом. Она — иприрода (небесная лазурь), и — лик любимой женщины одновременно. Иногда этотолько улыбка или только глаз. Ей Владимир Соловьёв посвятил стихотворения «Всяв лазури сегодня явилась...»; «У царицы моей есть высокий дворец...»; «Оковечности», поэму «Три свидания».
В «маленькойавтобиографии", поэме «Три свидания», которую так часто цитировалипоэты-символисты, Соловьев утверждал божественное единство Вселенной. И в этойпоэме, прежде всего, отразились его глубинные переживания, связанные спостижением «Души мира», «Вечной Женственности», «Подругивечной». В поэме речь идет о трех встречах, свиданиях с той, которую онназывает здесь Подругой вечной, и обращением к которой начинается и завершаетсяпоэма. Первая встреча поэта-философа произошла еще в детстве, 36 лет назад: Мнедевять лет, она…ей — девять тоже.
«Был майский деньв Москве», — как молвил Фет. Вторая встреча — в Лондоне, в Британскоммузее осенью 1875 года: И вот однажды — к осени то было — Я ей сказал: «Обожества расцвет! Ты здесь, я чую, — что же не явила Себя глазам ты с детскихлет?» И только я помыслил это слово, — Вдруг золотой лазурью все полно, Ипредо мной она сияет снова — Одно её лицо — оно одно.
третья — в пустыне близКаира в начале 1876 года:
И долго я лежал вдремоте жуткой, И вдруг повеяло: «Усни, мой бедный друг!» И я уснул;когда ж проснулся чутко, — Дышали розами земля и неба круг. …Все видел я, и всеодно лишь было — Один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размервходило, — Передо мной, во мне — одна лишь ты.
Три свидания, три главыв поэме, три оценки поступков рассказчика как глупых. Число «три» явно довлеетнад автором («Три силы», «Три разговора о войне, прогрессе иконце всемирной истории…» и т.д.). Поэтичность и философичность, легкостьи юмор — вот основные черты данной поэмы.
Переоценить значениеВладимира Соловьева на русскую философию и поэзию трудно. Одна из основных темБлока — о видении Прекрасной Дамы — восходит по литературной тематике кпушкинскому романсу «Жил на свете рыцарь бедный» и к поэме «Трисвидания» Соловьева. В круг интересов философа-поэта входили историядогматов, история религий, этика, эстетика, политические вопросы… Большоевпечатление на современников производила сама личность философа, в которой былонечто «пророческое».
Философская и пейзажнаялирика Соловьева во многом продолжает традиции Фета и Тютчева. Многие критикиотмечали, что его лирика лишена психологической конкретности, полна туманныхмимолетных впечатлений. Сам Соловьев лирику считал откровением человеческойдуши в ее единстве и созвучии с живой душой природы, с мировым строем. Особаяже заслуга Владимира Соловьева в том, что он сумел наполнить глубокойфилософией поэзию, а философию пропитать необыкновенною поэтичностью.
Кконцу XIX в. поэтическая философия природы пришла к таким итогам: природабожественна и прекрасна, исполнена мысли и любви, но есть в ней какое-торавнодушное и грозное начало, на которое, в свою очередь, отвечает человексвоим вечным ропотом. Есть в человеке «безумье», нарушающее природныйстрой, но есть безумье и слепость в самой природе, враждебные человеческомуразуму.
ВладимирСоловьев стал одним из лириков конца XIX в., пытавшихся разрешить этопротиворечие. «Темного хаоса светлая дочь» – так называет Соловьевозеро Сайму, и это общий принцип его отношения к природе: она есть путь от хаосак гармонии, многотрудный, жестокий и победительный.
Светиз тьмы. Над черной глыбой
Вознестисяне могли бы
Ликироз твоих,
Еслиб в сумрачное лоно
Невпивался погруженный
Темныйкорень их.
 
Неслучайно именно Соловьев(1994) в статье о Тютчеве охарактеризовалоснову его поэзии как чувство страха в основах мироздания. Сам мыслительглубоко переживал этот хаос, но считал его растущим навстречу гармонии, подобнотому, как розы, погруженные корнями во мрак земли, возносят навстречу небу своисолнечные лики. Вселенная в его поэтическом мире понимается как «творимаялегенда» – творимая совместными усилиями Софии и человека, еевозлюбленного. Философ мыслит и объясняет Вселенную поэтическими образами.Философия и поэзия представляются лишь двумя сторонами одного и того жепроцесса познания мира.
Философскаялирика природы Владимира Соловьева резко вычленяет антитезы: свет и мрак,солнце и мгла, звезды и земля, явное и тайное, вечное и переменчивое – и ищетпути их разрешения (озеро Сайма – «темного хаоса светлая дочь», розы– «свет из тьмы»). Ему особенно дорого женственное начало в природе,воплощаемое образом земли, ее темного, жизнепорождающего лона:«Земля-владычица! К тебе чело склонил я…» (1886), «Мы сошлись стобой недаром…» (1892), «Нильская дельта» (1898).
Образысвета и мрака, характерные для поэзии последних десятилетий XIX в., лишаются уСоловьева аллегорической однозначности (борьба добра и зла, прогресса иреакции), приобретают многосложный метафизический смысл («О, как в тебелазури чистой много…», 1881; «Бедный друг, истомил тебя путь…»,1887; «Пусть тучи темные грозящею толпою…», 1891; «Милый друг,не верю я нисколько…», 1892), а также философское осмысление мирозданиякак «пути от хаоса к гармонии». Для Владимира Соловьева «Смертьи Время царят на земле».
Противопоставлениянеба и земли и мотив жизни как сна восходят к романтическому мировидению,которое получит новое развитие в поэзии символизма: «Один лишь сон – иснова окрыленный// Ты мчишься ввысь от суетных тревог». Земная жизнь лишь«тяжкое пробуждение», в котором «Ты будешь ждать с томительнойтоской// Вновь отблеска нездешнего виденья,// Вновь отзвука гармониисвятой».
Картинамира, представленная в философской поэзии второй половины XIX в., поражаетсвоей неоднозначностью. Это и ощущение хаоса, господства ночной стихии,одиночества и бессилия человека, переданные Ф.И. Тютчевым. С не меньшей силойфилософская поэзия воплотила истинный смысл природы, человеческой слитности сней, потаенный смысл природных стихий, ощущение единства человеческогосуществования и космической беспредельности, которые ощущаются в лирике А.А.Фета. Это и понимание равнодушного и грозного начала в природе, на котороеропщет человек и которое является началом движения к гармонии как в поэзииВладимира Соловьева. А также принижение мира природы, которая оказываетсяслабее человека (как, например, у Брюсова), невозможности духовной человеческойжизни из-за характера жизненных условий. Это и воспевание всевластности стихии,многообразия ее проявлений, поэтическое восприятие красоты противоречийокружающего мира, ощущение трагичности человеческой жизни в слиянии с природой.
Философскаяпоэзия не дает окончательных решений и формул. Как ни одна другая разновидностьпоэтического творчества, философская поэзия рассчитана на восприятие читателя,прямой контакт с ним. В то же время, безусловно, существует дистанция междуфилософией и философской поэзией. Философская поэзия воплотила совершенноособое восприятие мира, не укладывающееся в тесные рамки строгого логическогопознания. Интуитивно, силой художественного отображения и предчувствия она,преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникала вглубь процессов,совершающихся во Вселенной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :