Реферат по предмету "Психология"


Люди в групповом общении

Содержание
1. Сущность межличностных взаимоотношений в коллективе. Типыповедения людей в групповом общении
2. Нравственно-психологические качества судьи,следователя, прокурора
3. Составьте симптомокомплекс деловых качеств личности,необходимых в личностной структуре профессиограммы юриста
Список литературы

1. Сущность межличностныхвзаимоотношений в коллективе. Типы поведения людей в групповом общении
Человек характеризуется через различные формы внешней ивнутренней активности. Он, как субъект, инициирует, творит, создает внутренниймир и свои поступки, контролирует чувства, вырабатывает собственные ценности ижизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит жизненно важные задачи,вырабатывает способность ладить с людьми, создает условия для своего развития.Все это трудно представить без связи с другими людьми, которые называютсямежличностными отношениями.
При формировании группы или вхождении в нее нового членанаблюдается развитие межличностных отношений, проходящее через 4 стадии[1]:
Стадия «Мы – Они» показывает, что найденыединомышленники, получена поддержка части группы, с которой идентифицируют себячлены, сформированы симпатии и антипатии, возникло чувство причастности к тому,что происходит в группе.
Стадию «Я – Они» характеризует дистанцирование илиотчуждение Я от группы, хотя продолжает идти поиск общего. Здесь важнымявляется проявление автономии и чувства личной свободы члена группы.
Стадия «Я – Ты» характеризуется драматизмом поиска своегоместа, борьбой за статус и подходящую групповую роль, на этом этапе такжеформируется близость, принятие другого, проявляется стремление быть нужным.
Стадию «Я – Я» характеризует полная самоактуализация иреализация человека в группе таким образом, что он и без группы не теряет себя.Если групповые отношения позволяют достичь этой стадии, возникает высший этапсамоинтеграции и самопринятия личностью себя (в любой группе, включая итрудовой коллектив).
В разных группах может проявляться разный тип отношений,при котором определенная стадия фиксирована и дальнейшее развитие непроисходит. Если стадия зафиксирована из-за субъективных возможностей личности,значит на более высокие отношения она не способна, это — барьер ее личностномуросту и развитию ее отношений.
Необходимо отличать личные и деловые отношения. Первыеоснованы на симпатии-антипатии, вторые — опосредованы теми функциями, которыевыполняет человек, его статусом, деловой целью. Первые формируются посвободному выбору, вторые, как предписано штатным расписанием и обязанностями.По этой причине любить на работе никто никого не обязан, но все должны бытьвежливы и предупредительны. На работе человек не имеет право не толькоигнорировать свои обязанности, но и пребывать в плохом настроении.
Взаимодействие может формироваться как содействие,соревнование, конкуренция, противодействие и т.п.
Общение может быть формальным (чем-то ограниченным) инеформальным, а именно, масочным, ролевым и личностным. При масочном общениипроисходит лишь обмен какими-то знаками, это самое ограниченное для личностногопроявления и поверхностное взаимодействие. Наиболее используемое — ролевоеобщение обусловлено и ограничено выполнением различных социальных функций(межличностных, профессиональных и других ролей). В личностных отношениях,примерами которых может быть дружба, любовь, личность может проявить себя лишьс теми ограничениями, которые ей ставит самоуважение. В таких отношенияхпроявляются принципы: 1. каждый имеет право быть самим собой; 2. никто никомуничего не должен; 3. я уважаю себя. Понятно, что такие отношения редки,происходят с избранными людьми. Их формирование требует больших вложений отпартнеров, ведь нужно создать общее пространство взаимодействия, не потерявсебя и не нарушив границы другого Я.
2. Нравственно-психологическиекачества судьи, следователя, прокурора
Существуют профессии, предъявляющие повышенныенравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится кпрофессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми итак или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.).Общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования. Следственнаядеятельность как раз и относится к подобным видам профессий. Действительно,следователь, согласно ст. 68 УПК, обязан доказывать виновность обвиняемого,выявлять мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личностьобвиняемого, а также подвергать анализу психические качества иных лиц, выяснятьих психические состояния в определенные промежутки времени и т. д., что,естественно, невозможно без психологического контакта с людьми, безпроникновения в их внутренний мир.
Большая социальная значимость и ответственностьпрофессиональной деятельности следователя обусловливают предъявление к немуповышенных требований со стороны общества. Мораль получает своепрофессиональное использование преимущественно в творческих по своему характерупрофессиях. Профессия же следователя, несомненно, является творческой[2].
Все это и позволяет говорить о специфических нравственныхтребованиях, предъявляемых к следователю.
Профессиональная мораль следователя является предметом следственнойэтики, представляющей собой раздел судебной этики как учения о нравственныхначалах осуществления правосудия и деятельности, с ним связанной. Изучениеморального облика следователя — одна из основных задач следственной этики, таккак от того, каким будет этот облик, зависит не только подлинная нравственностьследственной деятельности, но и ее объективность.
В современной профессиональной этике для раскрытия черт,составляющих моральный облик представителя той или иной профессии, обращаются кэтической категории «нравственная ценность». Нравственные ценности следователя- это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности иповедения в быту, с самой профессиональной деятельностью и выраженными в нейморальными отношениями. Среди таких нравственных ценностей можно выделитьценности-нормы, ценности-цели, ценности-качества.
Применительно к следственной деятельности ценности-нормы- это определенные, сложившиеся на основе нравственных принципов нашегообщества правила поведения следователей, при помощи которых регулируются ихотношения между собой, с другими должностными лицами, с гражданами и обществомв целом. Основой таких ценностей-норм является объективная необходимостьсочетания общественных и личных интересов в ходе предварительного следствия.
Расследование уголовных дел часто связано с моральнымиконфликтами между общественными и личными интересами. Так, например, исходя изобщественных интересов и выполняя свой профессиональный долг, следовательарестовывает обвиняемого или задерживает подозреваемого. Тем самым он, конечно,приносит ущерб как интересам этих лиц, так и интересам их близких. Однакоследователь здесь не может исходить из какой-либо раз и навсегда установленнойиерархии или шкалы ценностей (например, из тезиса, что личная свобода человека,счастье и спокойствие его близких — всегда меньшая ценность, чем интересырасследования, и т. д.). Руководствуясь законом и правосознанием, он долженприменять предоставленные ему властные полномочия только в тех случаях, когдаиспользованы все иные возможности для достижения целей правосудия.
Это положение полностью соответствует глубоконравственным принципам уголовного процесса. Оно проявляется и в том, чтоприменение властных полномочий следователем в уголовно-процессуальномзаконодательстве не регулируется категорически однозначно. Следователь всегдаимеет определенный тактический простор. Так, согласно ст. 89 УПК он вправе (ноне обязан!) применить одну из мер пресечения, согласно ст. 147 УПК он может (ноне обязательно должен!) подвергнуть обвиняемого приводу в случае его неявки безуважительной причины и т. д.
Ценности-нормы следователя всегда выступают как единстводолжного и сущего (реального), как элемент его нравственного сознания ирезультат его нравственной практики. Данные нормы регулируют и объясняютинтересы следователей как профессиональной группы и интересы общества. Ониобосновывают и узаконивают необходимость достижения общественных целей,разрешения общественных задач, служения общественным идеалам и т. д. Ценности-нормы,как и вся профессиональная мораль в целом, выполняют важную функцию социальногоуправления, помогая следователю успешнее осуществлять профессиональнуюдеятельность, правильно выбирать линию поведения в различных ситуацияхпредварительного следствия и в быту.
В ценностях-целях выражаются нравственные ориентации иустремления следователя — добросовестная деятельность на благо общества.
Критерием же и необходимым условием добросовестноститакой деятельности в первую очередь является точное и неуклонное исполнениезаконов. Соблюдение всех принципов и норм уголовного процесса — одна изосновных обязанностей, входящих в профессиональный нравственный долгследователя.
В целом же под профессиональным нравственным долгомследователя справедливо понимается совокупность моральных обязанностей,выполнение которых обеспечивает раскрытие объективной истины в каждомподлежащем расследованию случае общественно опасного деяния в целях укреплениязаконности, предупреждения преступлений, воспитания граждан в духе уважения кзаконам и исполнения нравственных норм.
Ценности-цели находят свое выражение и в идеалахследователей. При этом их личные идеалы отражают индивидуальные особенности(интересы, склонности, способности и иные личностные черты).
Ценности-качества следователя выступают как устойчивыеэлементы его морального сознания и поведения — и профессионального, иповседневного. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения, возникающие входе предварительного следствия, были подлинно нравственными, следовательдолжен обладать определенными морально-политическими качествами, такими, какчестность, правдивость, нравственная чистота, стремление к истине, к торжествусправедливости, гуманизм, понимаемый как уважительное отношение к интересамличности в сочетании с непримиримым отношением к преступности.
Указанные нравственные качества, будучи профессиональнонеобходимыми для следователей, самым непосредственным образом влияют наукрепление и повышение престижа органов предварительного следствия, наэффективность уголовного судопроизводства.
Одной из главных характеристик личности судьи являетсяего профессиональная направленность, которая включает в себя совокупностьморально-политических, интеллектуальных, характерологических ипсихофизиологических качеств.
Профессиональная направленность обусловлена идейнойубежденностью судьи, которая выражается в непримиримом отношении к нарушениямтребований законности, в строгом исполнении предписаний закона при разрешенииуголовных дел. Она помогает судье преодолевать отрицательные воздействияокружающей среды.
Идейная направленность судьи проявляется в том, чтоуважение к праву, к законности выступает как его личное убеждение.
Составной частью профессиональной направленности судьиявляется его профессиональный долг, который предполагает заботу опрофессиональной чести, о постоянном совершенствовании профессиональногомастерства, стремление воспитывать своей деятельностью и личным примеромуважение к закону, правосудию, суду. Чувство долга заключается также вморальной ответственности судьи за правильность рассмотрения и разрешенияуголовного дела.
Профессиональный долг судьи сочетается с высокимиэтическими требованиями, оказывающими значительное влияние на отправлениеправосудия. Среди таких нравственных категорий первостепенное место занимаетсудейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтрольубеждения с точки зрения не только норм морали, но и тех правовых требований,которые предъявляются к принимаемому по делу решению. Судейская совесть нетолько заставляет судью соотносить свои решения с правовыми предписаниями инормами нравственности, но и повелевает действовать в соответствии сосложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным влияниям.
В профессиональной направленности личности судьи, визбирательности его поведения важную роль играют нравственные качества.Значение нравственных качеств судьи в отправлении правосудия состоит в том, чтоони исключают субъективизм при принятии решения по делу, гарантируютформирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела,которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.
Стержневыми качествами судьи, которые способствуютполноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовногодела, постановлению законного и обоснованного приговора, являются честность,справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметитьпоследнее качество — объективность. Объективность выражается в беспристрастномотношении к делу, людям. Противоположные данному качества — пристрастность,предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо отних избавляться.
Из других личностных свойств, необходимых судье, следуетотметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, знаниежизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность. Эти, а также указанныевыше свойства являются определяющими в структуре личности судьи[3].
Прокурору необходимы следующие психологические качества:
способность устанавливать и поддерживать эмоциональныеконтакты с участниками общения;
способность понимать внутренний мир собеседника, егопсихологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние;
доброжелательность, вежливость по отношению к людям,умение слушать, эмпатийность;
свободное владение вербальными, невербальными средствамиобщения;
умение в конфликтных ситуациях проводить адекватнуюситуации стратегию коммуникативного поведения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов,соглашений;
развитый самоконтроль над эмоциями, настроением,стенический тип реагирования в психогенных ситуациях;
адекватная самооценка;
чувство юмора.
Негативные качества личности прокурора[4]:
замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность насвоих проблемах, переживаниях (интравертированность);
повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимоесамолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность;
неадекватно завышенная самооценка;
недостаточное владение вербальными и невербальнымисредствами общения.
3. Составьте симптомокомплекс деловыхкачеств личности, необходимых в личностной структуре профессиограммы юриста
Глубина мышления, позволяющая понять сущность факта,предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты происходящего.
Широта мышления – способность привлечь различные знания,охватить широкий круг вопросов из области теории и практики.
Мобильность и быстрота ума – способность к продуктивномумышлению в разнообразной обстановке, ускоренной оценке обстоятельств.
Самостоятельность мышления – способность ставить инаходить пути решения задач без посторонней помощи.
Целеустремленность – несмотря на помехи, при решенииопределенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании,последовательно и планомерно заниматься ее разрешением.
Критичность – склонность взвешивать предположения,отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения.
Гибкость мышления – установка рассматривать явление сразных точек зрения, варьировать способы действия, перестраивать своюдеятельность, изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Сенситивность — повышенная нервно-психическаячувствительность к различным факторам внешнего воздействия.
Эмоциональная устойчивость.
Пониженный уровень тревожности, т.е, умереннаяэмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях.
Сопротивляемость различным психотравмирующим условиям.
Толерантность — привыкание или устойчивость кнервно-психическим перенапряжениям.
Способность устанавливать эмоциональные контакты сразличными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределахдоверительные отношения.
Доброжелательное, вежливое отношение к людям, умениеслушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться напереживания собеседника).
Адекватная самооценка.
Чувство юмора[5].

Список литературы
1.        Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональнойдеятельности юриста. – М.: Гардарика, 2001. – 420 с.
2.        Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1980. – 362с.
3.        Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение вспециальность. Учебное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1997. – 512 с.
4.        Коновалова В.Е. Правовая психология. — Харьков: Консум, 1997. – 479 с.
5.        Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональномотборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросыпсихологии. — 1994. — № 3. С. 95.
6.        Романов В.В. Юридическая психология. – М.: ВЕЧЕ, 2003. – 446 с.
7.        Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. – М.: Весть, 2004. – 410 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :