Реферат по предмету "Социология"


Социализации личности подростков с девиантным поведением по средствам социально-культурной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ………………………..
§1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. ……………………….
§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков. ………………………………...
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельно­сти с подростками отклоняющегося поведения. ………….
§2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. ……………………………. §2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками отклоняющегося поведения. ………………………………………………….
§2.3. Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения. ………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………
……..2
……..5
……..5
…….15
…….30
…….30
…….36
…….43
…….54
…….56
…….58
ВВЕДЕНИЕ
Значительное место в общей структуре правонарушенийзанимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступностирастет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогеннуюситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих в учебе,употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовныепреступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнесподростковый рэкет, продажа наркотиков и многое другое. И все это заставляетзадуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, какорганизовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностныхкачеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а вцелом предопределяет его положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательнымикультурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационнымицентрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительныйрезультат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса всовременных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогическоговоздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию.Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы являетсядеятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальныхинтересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсеналсредств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантнымповедением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферыличности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга,творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогическоговоздействия.
Необходимость выявления педагогических возможностей культурно-досуговойдеятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителейпредопределила тему данной работы.
Цель работы – выявление возможностей и условийсоциализации личности подростка на основе использования средств и методовкультурно-досуговой деятельности.
Цель предопределили следующие задачи:
*       найти пути предупреждения и преодоления подростковой преступности;
*       выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
*       выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности,применяемые в работе с подростками;
*       разработать и предложить социально-педагогическую программу социализацииподростков отклоняющегося поведения с применением средств культурно-досуговойдеятельности;
Объект исследования: особенностипроцесса социализации подростков отклоняющегося поведения.
Предмет исследования: организацияпроцесса социализации подростков отклоняющегося поведения на основеиспользования педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования — теоретический анализ источникови документов, наблюдение анкетирование, беседы.
Практическая значимость – проработав ипроанализировав материал, разработать и предложить социально-педагогическуюпрограмму социализации подростков отклоняющегося поведения, которая может бытьиспользована в деятельности центра социальной помощи семье и детям п. Загорск.
Степень разработанности проблемы.
Проблема отклоняющегося поведения изучается такиминауками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.
В этом плане значительную ценность представляют работы В.АБалцевич, С.А. Белигевой, Г.П. Гавриловой, И.С. Кона, А.П. Краповского, В.А.Крутецкого, В.Ф. Лелюх, А.С. Макаренко, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, А.М.Прихотан, Б.А. Титова, М.В. Цилуйко, Д.Б. Элькомина, М.Г. Ярошевского и многихдругих.
Методологической базой исследования послужили идеиА.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титовао роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И.Фроловой о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формированииличности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения сокружающими для коррекции отклоняющегося поведения. 
 
   


ГЛАВА 1.Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
 
§1.1.Общаяхарактеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Главная задача профилактической работы в системеправонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальныхотклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являютсярезультатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различныминеблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическимиособенностями.
Как известно, отклоняющимся асоциальным поведением, называютповедение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные виды отклоняющегося поведения – преступность иуголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхожденииотклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов,причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении отклоняющегосяповедения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственногосознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевойсферы.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильногоразвития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявленияотклоняющегося поведения и объясняются относительно низким уровнеминтеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности,отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка оттребований группы и принятых в ней целостных ориентации.
Отклоняющееся поведение у подростков нередко служитсредством самоутверждения, выражает процесс против действительности иликажущейся несправедливости взрослых.
В свою очередь, отклонения делятся на:
n отклонениякорыстной ориентации;
n агрессивнойориентации;
n отклонениясоциально-пассивного типа.
Социальные отклонения корыстной направленности. К ним относятправо правонарушения и проступки, связанные со стремлением получитьматериальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи, спекуляция).Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступныхуголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляютсяв действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои,изнасилование и убийство).
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремленииот дохода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданскихобязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. Ктаким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество,употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мирискусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление этой позиции –самоубийство, суицид.
Таким образом, асоциальное поведение различаясь как по содержаниюи целевой направленности, так и по степени общественной опасности, можетпроявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали иправа, незначительных проступков до тяжелых преступлений.
Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведениянесовершеннолетних:
1. Алкоголизация. Это явлениераспространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростковупотребляющих спиртные напитки.
  Сравнительно-социологические исследования выявили несколькозакономерностей этой проблемы:
nПьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.
nПьянство связано со специфическими формами социального контроля. В однихслучаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в другихвыступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
nАлкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленномстремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
2. Наркомания. Находясь внаркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растетчисло преступлений, краж, убийств. По А.Е. Личко[1], существуют разные уровни наркомании:
nединичное или редкое употребление наркотиков;
nмногократное употребление, но без признаков физической и психическойзависимости;
nнаркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость,поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физическойзависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;
nнаркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика ипоиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то,чтобы избежать мучений.
nнаркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.
По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервыеприобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.
2. Агрессивноеповедение.
Подростковая агрессия — чаще всего следствие озлобленностии пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощреннуюжестокость нередко проявляют жертвы избалованны маменькины сынки, не умеющиеотвечать за свои поступки.
3. Суицидальноеповедение.  
   Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, – 
·  32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
·  21% — 15 летних;
·  12% — 14 летних;
·  4% — 12-13 летних.
Профилактика подростковых самоубийств заключается не визбежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата,где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончитьс жизнью, а крик о помощи.
4. Психическиерасстройства.
Целесообразно различать, с одной стороны,возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой стороны,характерные для этого возраста акцентуации характера, то естькрайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерноусилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определеннымпсихогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Как связаны психические нарушения и закономерности нормальногопротекания переходного возраста?
1. Болезнь начинается в подростковомвозрасте, потому, что ее характер, скрытый период простирается на много лет, иона просто не успевает развиваться в детстве.
2. Нарушения вызываются тем, что среда иобщество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например,усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростковпограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.
3. Возраст определяет своеобразиеболезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни.Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бредафизического недостатка.
4. Процессы переходного возрастапредрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определеннымнеблагоприятным воздействиям.
5. Период полового созревания провоцируетвыявление ранее скрытой патологии.
   5. Противоправное поведение.
 Наибольшую склонность к преступному поведению имеютподростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохимижилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членамисемьи и низкой заботой о воспитании детей. По наблюдениям психологов срединесовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются и вменяемыми,имеют определенные отношения от нормы. По данным социологического исследования,которое проходило в Саратовской области среди несовершеннолетних преступников,60% из них имеют какие-то отклонения в психике (психозы, неврозы и т.д.)
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, такназываемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний ещене стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются науровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих отобщественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических итоксических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения,не представляющих большой общественной опасности.
Криминогенный  (преступный) уровень. В данном случае социальныеотношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когдаподросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебнымиорганами и представляет более серьезную общественную опасность.
Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношенийнесовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых накомиссиях по делам несовершеннолетних.
Возрастной состав несовершеннолетних приходящих черезкомиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшиеподростки 11-13 лет (до 26%).
Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления:48% — подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% — за побегии бродяжничество; 3-5% — за употребление алкоголя и столько же зааморальное поведение.
Более углубленное психологическое и социально-психологическое исследование личности подростков с отклоняющимся поведением показало, что онитакже характеризуются разной степенью деформации системы внутреннейповеденческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметноенеблагополучие выявляется в системе межличностных отношений в семье, школе, наулице.
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведениеявляется результатом неблагоприятного социального развития нарушения процессасоциализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст,так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетнихпроисходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния,которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.
В связи с этим, отрицательное влияние испытываемое подросткомсо стороны ближайшего окружения можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующиевлияния.
Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются состороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциальногоповедения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуютантиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторынаправленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мыимеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтовмогут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группыпреступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же рольмогут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образжизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляетсяв результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влиянийсреды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общеечисло которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних,лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьнаясреда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержитнепосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определеннойчасти подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможнасоциальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данномслучае имеют место эффекты косвенной десоциализации,проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивостии нормам и ценностям ближайшего окружения.
Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловленыразнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогическогохарактера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвеннойдесоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации«запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которыхпроисходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждениедесоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующихвлияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды вколлективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им статьпредпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазахподростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущихинститутов социализации.
С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннююпрофилактику правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать не столькос позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процессадесоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, чтозаключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующихвлияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции исоциально-психологической реабилитации.
Рассмотрение ранней профилактики с позиции предупрежденияпроцесса десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний онеблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведениенесовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применениявоспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании иповедении подростков.

§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведенииподростков.
Положение дел с подростковой преступностью ееразвития в ближайшее будущее в значительной мере определяет будущее взначительной мере определяет будущую криминогенную ситуацию в России. На начало1996 года в стране насчитывалось более 12,5 млн. подростков в возрасте от 14 до18 лет. Это возраст, с которого в соответствии с национальнымзаконодательством, наступает уголовная ответственность.
Подростки этой возрастной группы составляют около 8% населениявсей страны, однако на их долю приходится 16% зарегистрированных преступлений.За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза, а за десятилетиеудвоилось.
2/3 совершенных преступлений подростками составляют корыстныеи корыстно-насильственные преступления. В преступности несовершеннолетних всеболее проявляется корысть, садизм, жестокость. Растет количество преступленийна почве наркомании, токсикомании. В Бурятии проблема отклоняющегося поведенияявляется одной из самых актуальных проблем. Республика является одним из самыхнеблагоприятных в криминальном отношении регионов, где уровень преступностивозрастал вплоть до 1996 года при общем снижении в Российской Федерации. Почислу преступлений на 100 тыс. жителей в 1995-96 гг. Бурятия занимала 4 местосреди регионов РФ и третье место по подростковой преступности после Чукотки иМагаданской области.
Если говорить более конкретно о преступности среди подростковв Бурятии, то всего на учете состояли 4263 несовершеннолетних и 1052неблагополучные семьи, в которых родители уклоняются от воспитания своих детей.
В отношении данных семей инспекциями по делам несовершеннолетнихсовместно с органами социальной защиты проводится серьезная и кропотливая работа.       
Из 4263 подростков, состоящих на проф. учете в подразделенияхмилиции 1144 проживают в неполных семьях, 109 не имеют родителей, 1451 неработают и не учатся. То есть это дети, которые в современных условиях, когдародители подолгу не получают заработную плату, с легкостью могут встать истановятся на преступный путь.
В настоящее время особо остро встала проблема наркопреступностиобщества. Так, по сообщению помощника прокурора Б.Д. Дармаевой, если за 1995год было совершено 133 преступления связанных с наркотиками, то за 1997-98 гг.они возросли в два раза, 1997 — 262, 1998 — 277 преступлений.[8]
Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовнойсферах общества устранили традиционные формы социального контроля, системывоспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальныхсредств общеобразовательные, культурно-просветительные и правоохранительные органы,а во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.
Существенно сократилась численность реабилитационных учреждений,баз отдыха и досуга населения. Все сильнее сказываются такие факторы  как:семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия нателевидении, свободная продажа спиртных напитков.
    Но одна из основных причин возникновения преступностизаключается в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижениижизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность длямногих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.
Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. Запоследние годы широкое распространение получила проституция и порнография,расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания.Регулярный просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправныедействия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.
Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной,политической и экономической сферах общество значительно расширяет спектрсоциально-педагогических и социально-экономических факторов, активностимулирующих подростковую преступность. Среди них, такие факторы:
1. кризисные явленияв семье — нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержаниядетей. Одним из первых  и важных социальных институтов для человека являетсясемья «… именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку,именно в семье происходит формирование ролевого поведения»[40].
В семье ребенок получает первые навыки  общения, поведения,накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, вкаких условиях происходит  воспитание, зависит формирование духовныхпотребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов)культурных ценностей.
Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разнымвоспитательным потенциалом:
1. воспитательно-сильные — доля такихсемей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановкаблизка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосферасемьи.
2. воспитательно-устойчивые — такой типсемьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие всемье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации,прежде всего школы.
3. воспитательно-неустойчивые — такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этоготипа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, котораятем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательномупотенциалу семьи.
4.  воспитательно-слабыес утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, гдеродители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратиликонтроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;
5. воспитательно-слабые с постояннойконфликтной атмосферой;
6. с агрессивно-негативнойконфликтной атмосферой;
7. маргинальныесемьи, с алкогольной и сексуальной деградацией;
8.  правонарушительные;
9.  преступные;
10. психически отягощенные;
Последние пять типов семей являются ссоциально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся вобстановке  постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царятагрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогическисильных и устойчивых семьях.
Во многих случаях дети воспринимают поведение старшихчленов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителямии воспроизводят стереотипы их поведения.
Сравнительные исследования семейподростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различнымиисследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно болеенеблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этомсреди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья,аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально-конфликтныеотношения в семье.
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений,снижающих негативность семейного воспитания [1].
*       неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;
*       неблагоприятный социально-психологический климат в семье;
*       психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитаниюдетей.
Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различноймере влиять на формирование личности подростка.
В воспитании подростка определяющим является социально-психологическийклимат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственнаянаправленность семьи как социального института.
К сожалению, в настоящее время большинство семей не вполной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого– неполноценное воспитание личности.(К этому приводят факторы социальногориска), об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые былиразработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко:Среди них можно выделить:
*       социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизнисемьи, плохие жилищные условия);
*       медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия,хронические заболевания детей и т.д.);
*       социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья,семьи с повторным браком или сводными детьми);
*       социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательнымуровнем, деформированными ценностными ориентациями);
*       криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизниродителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных ксубкультуре преступного мира).
Как известно, на разных возрастных этапах развития человекадемонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковыйпериод, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянноеповышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежатьпедагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнаниявозрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когдаэто условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи каксоциального института.
2. Дистанцирование школы от детей. Средиинститутов социализации, обуславливающих усвоения подростками социальногоопыта, особое место занимает школа, прямое назначение которой обучать ивоспитывать детей, давать им знания необходимые для будущей профессиональнойдеятельности. Наряду с вышеперечисленными назначениями, школа выступаетинститутом социализации.
3. Отчуждение и утрата влияния школызначительно более распространенное  явление среди дезадаптированных учащихся,чем утрата влияния семьи. Очевидно, психолого-педагогические факторы школьнойдезадаптации прежде всего нужно искать в причинах, снижающих референтнуюзначимость школы. Поэтому было выделено две стадии социальной дезадаптации.
Первая стадия – педагогическая запущенность,характеризуется утратой референтной значимости и отчуждением от школы, какинститута социализации при сохранении высокой референтности семьи.
Вторая стадия, более глубокой и опасной дезадаптации – социальнаязапущенность, характеризуется тем, что наряду со школой подростокотчуждается и от семьи теряя связь с остальными институтами социализации,становятся как бы социальным Маугли, усваивая искажаемые целостно-нормативныепредставления и криминальный опыт в асоциальных преступных подростковых компаниях.
Все это может рассматриваться в следующих аспектах:
*       отчуждение ребенка от коллектива, отдаляясь от учебной деятельности,деятельности коллектива, становится чужим среди своих.
*       подросток все дальше отдаляясь от учебного заведения не поддаетсявоспитывающему влиянию.
*       появляется много времени для бесцельного время провождения, апотребность в общении толкает подростка на поиск приятелей на стороне, внеформальных группах с асоциальной направленностью.
*       возникновение конфликта в семье, школе, отсюда возникает бродяжничество.
Школа также призвана восполнять дефекты семейного воспитания,оказывать психолого-педагогическую поддержку семье  в целях предупреждениянарушения социализации детей и подростков.
3. Влияниеасоциальных группировок в микросреде.
Одной из характерных отличительных черт непереходного периодаявляются те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфересамосознания, то есть в этот период закладываются основы самосознания,представления о себе как о субъекте труда, общения и познания.
Процесс формирования самосознания существенно изменяетхарактер взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, таки сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации. Уподростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление ксамостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это стремлениек взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующеесясознание защищается от внушаемого влияния взрослых.
У подростка появляется не менее настойчивое стремление кобществу сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую рольинститута социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказываютбольшое значение  в усвоении подростков социального опыта. «Контакт общенияподростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью»[8].
Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальнымотклонениям, проявляются тогда, когда на первое место по сравнению с семьей ишколой по степени влияния выходит неформальные асоциальные группы сверстников.
По характеру социальной направленности И.С. Полонский делитстихийные группы на три типа:
*       просоциальные или социально-положительные;
*       асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутыев системе узкогрупповых ценностей;
*       антисоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем)социально отрицательные группы 3/5, то есть большинство изученных подростковыхобъединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным иблизким к этому типу объединением.
В просоциальных группах подростков объединяет естественноестремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха,развлечений и это не должно вызывать беспокойства  у органов профилактики.Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков,кофе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечениемродителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.
Совсем другого перехода требуют асоциальные группы, которыедолжны быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов профилактики.
Таким образом, когда семья и школа перестает оказыватьвлияние, в результате подростки перестают усваивать моральные ценностинеформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль вформировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемойсреды общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведутк значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утратесоциальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении ростаподростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинами социального характера возникновенияотклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носятсубъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениямив подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылкитрудновоспитуемости.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболеетрудными является кризис подросткового возраста.
В этот период от детства к взрослости происходят серьезныеизменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношенийподростка с окружающими.
Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвященонаибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологиипедагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка»,А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебнойдеятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователейэтого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер имногие другие.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемостиможно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношенияхподростка[2]:
1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в периодполового созревания:
· неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем,отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
· «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системыв период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости,эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;
2. Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями,учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняетсяследующими причинами:
nтак называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяетсяморалью равенства;
nчувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияниявзрослого;
nповышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно вниманиик мнению сверстников.
3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками,как с представителями своего, так и противоположного пола:
*       активное формирование потребности общения со сверстниками обостряемстремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях можетпроявляться в различных формах асоциального поведения;
*      половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьмасерьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также можетслужить толчком к асоциальным проявлениям.
Важно учесть, что кризисность подросткового возраста можетбыть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательныеусловия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей,тех сложных изменений, которые переживает подросток.
Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуютнормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические  предпосылкиасоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. Кним относятся:
1. нервно-психическиезаболевания и отклонения.
У несовершенных правонарушителей, состоящих на учете вдетских комнатах милиции наблюдаются различные психические аномалии:олигофрения, психозы, психопатии, неврозы, признаки органического пораженияголовного мозга [8].
Психические патологии тесно связаны с неблагоприятнымиконфликтными отношениями в семье.
2. социальная адаптация умственно-отсталыхдетей. Умственная отсталость таких детей затрудняет их социальную адаптацию.При особых неблагоприятных условиях  они могут легко попадать под влияниевзрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках.
3. пограничные явления, проявляющиеся удетей с отклоняющимся поведением (А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуациихарактера).
Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, прикоторых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживаетсяизбирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействийпри хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».
Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны,прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с органическимповреждением мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторынастолько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения у исследователейпри определении первопричинности поведения подростка.
Поэтому эффективная профилактика правонарушителей должнапредполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так имедико-социального характера, направленных на оздоровление среды, лечение икоррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Завершая рассмотрение проблемы психобиологическихпредпосылок асоциального поведения, можно сделать такие выводы:
*       В качестве психобиологических предпосылок социального поведения могутвыступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуациихарактера, отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптациюдетей и подростков.
*       Анализ психобиологических предпосылок показывает, что эффективная ранняяпрофилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексныхмер социально-педагогического, организационно-административного имедико-педагогического характера и, в свою очередь, требуем наличия достаточноширокой специальных учебно-воспитательных реабилитационных учреждений,рассчитанных на детей с различными отношениями в психическом развитии.
*       Важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельностиявляется повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей,родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенночасто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.
Таким образом, проработав и проанализировав материал попроблеме условий и причин возникновения отношений подростков, следует сказать,что в числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезисасоциального поведения, можно выделить такие как:
1. индивидный фактор, действующий на уровнепсихобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняютсоциальную адаптацию индивида.
2. психолого-педагогический фактор,проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
3. социально-психологический фактор,раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних сосвоим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе.
4. личностный фактор, который проявляется вактивно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормами ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности.
5. социальный фактор, определяющийсясоциальными и социально-экономическими условиями существования общества.

ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подросткамиотклоняющегося поведения
§2.1. Характеристика основных средств воздействиякультурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения.
Культурно-досуговая деятельность является одним изважнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды,окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить каквзаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если перваясостоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке унего индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получаетвозможность развиться.
Известно, что личность развивается в процесседеятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает впроцессе социальной деятельности, как результат этой деятельности.Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессесоциальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс,где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностныесилы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само этообъективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения,раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующимпоколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений инавыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговойдеятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся сискусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения,нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведениеподростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекциявозможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, таккак здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самыхразличных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностьювоздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности какпедагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективныхформ и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяетдостигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегосяповедения – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействиякультурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора формкак важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетаниеспособа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности,обусловленное его содержанием. [10].
Организационные формы работы с подростками должны быть направленына развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, чтоподростковый период развития характеризуется существенными изменениями всехсторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подростоксубъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому толькодифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечитьэффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма.Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены постепени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средстввоздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления,вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческиевстречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха,шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: еслипронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованнаянежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являютсяособенностями трудных подростков.
Яркой формой организации зрелищных представления являютсябалы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, ксожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздниковнужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы,диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте,дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формироватьсвою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуютребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту темувызовут большой интерес.
В практике культурно-досуговой деятельности встречаетсятакая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение дляподросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровойдеятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность».На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект дают формы, заимствованные стелевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры«Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая формаорганизации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные(дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если впервом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-тотематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клубаспособствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка,ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные ипрактические интересы подростков, можно создавать комнаты психологическойразгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью,техническому творчеству.
Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формыкультурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитиеличности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой иобществом в целом.
Рассмотрим основные направления культурно-досуговойдеятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическомпроцессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговыхучреждений является гражданское воспитание, формирующее научноемировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданскомвоспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлоенашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д.
В данном случае привлечение наглядных техническихсредств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовутнаибольший интерес у подростков
Другим важным направлением культурно-досуговойдеятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитаниязаключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков.Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсиина производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различныхпрофессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление культурно-досуговой деятельности –формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением –нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принципвоспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубеосуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственногопросвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развиваяличность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всеммногообразии его проявлений.
Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговойдеятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитиеспособностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и вискусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задачаучреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельностьс помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты(«мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами,посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитаниеобуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков.Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, егоморальных качеств и эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связьфизического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данного направления способствует организациякружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственноеотношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Таким образом, все эти направления культурно-досуговойдеятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности)личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленноговоспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное инравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностейподростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходисоциализация подростков, которая носит положительную направленность.
Современное состояние педагогического процесса убеждает втом, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении,выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизациюотношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества вцелом.
§2.2. Анализ деятельностиучреждений социально-культурной сферы с подростками отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности.Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особоактуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Заглянем немного назад, когда еще было социалистическоеобщество, коммунистическая партия, комсомол, пионерия. Именно в этот периодвелась активная борьба с преступностью. В начале 50-х годов в Ленинграде былсоздан координационный совет по работе с трудными подростками. Самое непосредственноеучастие в деятельности совета принимал Дворец культуры им. Дзержинского, вкотором было создано специальное отделение по работе с детьми (подразумевалисьтрудные подростки).
Координационным советом были решены все основные проблемы,принципиальные для эффективного, комплексного воздействия. Ведущее место вработе с подростками отклоняющегося поведения отводилось клубу. С этой целью вкаждом районе города были созданы специализированные районныевоенно-патриотические подростковые клубы – «Аврора», «Северянин», «Дзержинец» –всего 23 клуба. Клуб должен точно, а не понаслышке знать трудных подростковсвоего микрорайона. Поэтому была установлена конкретная взаимосвязь работыклуба с милициями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Были решены всенеобходимые материальные вопросы: для каждого из клубов выделено помещение, нашлисьи руководители.
Самыми популярными оказались, конечно, спортивные секции,а также наибольший интерес вызвали военно-спортивные кружки и кружки спортивнойтехники.
Создание вокально-инструментальных кружков привлекли ребятсвоей общедоступностью, модой на ансамбли среди молодежи, возможностью показатьсебя, выделиться из общей массы подростков. Особо популярными сталитрадиционные «Слеты» клубистов.
Районные слеты проводились 2 раза в год. На слетах быловсе: соревнования в различных видах спорта, на полосе препятствий, в строевойподготовке, в выступлениях художественной самодеятельности и многое другое. Вконце дня (слет продолжался целый день с 9 утра до 9 вечера) клубу-победителювручалось знамя, атрибуты и награды. Эти слеты как бы подводили итог всейдеятельности клубов за год. Очень большое удовольствие получали ребята отобщения со сверстниками, от эмоциональных переживаний в желании победить.
Главной особенностью работы таких клубов было то, чтонаряду с культурно-досуговой деятельностью (кружки, секции, слеты, массовыемероприятия) велась и кропотливая индивидуально-педагогическая работа, котораястроилась по двум направлениям: индивидуальное шефство и индивидуальная работас родителями подростков.
Индивидуальное шефство организовывалось клубом совместно синспекцией по делам несовершеннолетних путем привлечения к деятельностистудентов и курсантов высших учебных заведений.
Постоянная работа с родителями подростков складывалась поступеням: от привлечения родителей к педагогическим встречам, к постояннойиндивидуальной работе и затем к участию в клубных мероприятиях, посвященныхвоспитанию детей и подростков в семье.
Подобная работа с подростками отклоняющегося поведенияразвернулась и в нашем городе. Под руководством бывших афганцев в 1984-84 гг.были созданы военно-патриотические клубы «Авангард» и «Маяк».
В стены клубов предполагалось привлечь подростков, которыесостояли на учете в инспекции оп делам несовершеннолетних, отстающие в учебе,не поддающиеся воспитанию в семье.
Направленность клубов была военно-патриотическая, отсюдаследует, что с подростками велась работа, готовящая их к службе в армии!
В летний период был организован летний лагерь в ВерхнемСаянтуе. Ребята жили в палатках, питались в полевых условиях. Дети были оторваныот города, от уличной жизни. Контингент здесь был такой: 20% — подростки,посещающие клубы постоянно, 35% — из малообеспеченных семей; 45% — ребята,состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работа этих клубоввелась в полную силу. Но в связи с отсутствием финансирования в начале 90-хгодов заканчивается их деятельность.
В настоящее время в нашем городе функционирует два Дворцадетского и юношеского творчества, три Дома творчества, около 70 клубов инесколько центров эстетического и творческого развития.
Одним из таких учреждений является Дворец Детского июношеского творчества «Рассвет», который находится в пос. Загорск. В 1998 годуон был создан на базе бывшего Дворца культуры «Рассвет». С приходом новогодиректора Розенко А.Т., обновлением педагогического коллектива он сталработать в полную силу.
Работа ДДЮТ «Рассвет» строится по следующим секторам:
Øцентр художественной самодеятельности;
Øкультурно-массовый отдел;
Øспортивный комплекс «Забайкалец»;
Øцентр технического и прикладного творчества.
В ДДЮТ 114 творческих объединений, где занимаются более6000 человек. Среди них можно выделить такие образцовые коллективы, как театр«Подснежник», танцевальный ансамбль «Радуга», фото-киностудия «Полет», ансамбльэстрадных танцев «Каскад». Эти коллективы были неоднократными лауреатами идипломантами городских, республиканских и всесоюзных конкурсов.
Вызывает особый интерес как традиционные, так и новыенаправления деятельности дворца:
Øизостудия;
Øэкологическая школа выживания;
Øмузыкальная студия;
Øакадемия дошкольников;
Øстудия декоративно-прикладного творчества.
Два года назад в поселке Курба закончил свою работу летнийтрудовой лагерь, куда привлекались подростки отклоняющегося поведения попричине ухода начальника лагеря. Летом этого года под руководством директораДворца планируется открытие такого же лагеря в поселке Ацагаты. Планируетсянабрать 70 человек.
В 1993 году в нашем городе начинается формирование сетистационарных учреждений по оказанию помощи детям и подросткам, попавшим втрудные жизненные ситуации.
На сегодняшний день функционирует 10 таких центров:
1.  ЗагорскийТерриториальный Центр помощи семье и детям;
2.  Социальный приютпри Бичурском центре помощи населению;
3.  Приют при Кабанскомцентре помощи населению;
4.  Отделение службыпомощи семьям и детям при Курумканском центре помощи;
5.  Закаменскийсоциальный приют для несовершеннолетних;
6.  Приют приПрибайкальском центре помощи населению;
7.  Приют приБаргузинском центре помощи населению;
8.  Отделениямедико-санитарной реабилитации при Галзуринском санатории;
9.  Северо-Байкальскиймедико-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями;
10.     Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Среди них хочется выделить работу центра социальной помощисемье и детям поселка Загорск, который занимает оказанием квалифицированнойпомощи семье и детям. В центре функционируют три службы:
1.  Служба по работес семьей и детьми, руководитель Т.Г.Поздеева
2.  Службареабилитации детей, руководитель Дьяченко С.А.
3.  Службаконсультативной экстренной помощи, руководитель Козлова Г.И
Последняя из вышеперечисленных служб проводит работу сподростками общеобразовательной сменной средней школы, где обучается 360человек. Это в основном, «трудные» подростки, в возрасте от 13 до 18 лет,состоящие на учете в отделении милиции. Работа с подростками ведется последующим направлениям:
1.  профилактическое.
-   выезды в спецучреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола);
-   беседы: «у опасной черты: проблема подростковой преступности», «алкогольи наркотики – их последствия».
2.  психологическаяреабилитация
-   психологические тренинги – позитивное развитие личности;
-   психологический семинар для родителей трудных подростков;
-   психологический семинар для учителей;
3.  социально-педагогическаяреабилитация
-   организация летнего оздоровительного лагеря городского типа;
-   уроки этики и морали «Дорога к счастью». (Проводились среди 11-х классов)
4.  культурно-досуговое
-   экскурсии по достопримечательным памятным местам нашего города (этнографическиймузей);
-   «День открытых дверей» — посещение кружков и секций ДДЮТ «Рассвет»;
-   проведение мероприятий «Остров Сокровищ», «Школа детектив», «Под знакомзодиака».
Помимо работы по данным направлениям существует такаяформа – как телефон доверия. Он работает круглосуточно. Для подростков специальнооткрыта «Горячая линия», которая работает с 15.00 до 17.00.
Вопросы, с которыми обращаются подростки, носят весьмаразнообразный характер. Среди них такие как:
·  взаимоотношения со сверстником;
·  формирование личности;
·  учеба и проф. ориентация;
·  наркомания, алкоголизм;
·  суицид;
·  одиночество;
·  конфликт с учителями;
·  сексуальные проблемы;
·  прочие.
По словам психолога Центра Севастеевой Н.В., такая форма,как телефон доверия нужна и необходима, так как число обращений подростковрастет с каждым годом.
Бесспорно, данные учреждения ведут работу с подросткамиотклоняющегося поведения – одни из них в большей, другие – в меньшей. Но, темне менее, нет единого целенаправленного процесса, который бы был направлен навоспитание каждого подростка в отдельности путем индивидуального подхода. А этовозможно только при условии ввода подростка в социально-педагогическую среду,коллектив. Поэтому наша задача – выявить предпосылки создания такогокультурно-досугового учреждения, которое бы охватывало развитие всех сторонличности подростка, обеспечивая тем самым коррекцию процесса социализации. Этимучреждением является клуб, который должен выполнять роль институтасоциализации.

§2.3.Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегосяповедения.
 
Разработка данной программы, прежде всего, ориентироваланас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведенияподразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение частоназывают девиантным, отклоняющимся.
Отклоняющееся поведение – это система поступков,отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психическогоздоровья, права, культуры и морали [14].
Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории:во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, этоантисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когдатакие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, акогда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.
Так же говорят о деликвентном (противоправном) икриминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собойгруппу повышенного риска. Потому что:
1.  сказываютсявнутренние трудности переходного возраста, начиная с психогармональныхпроцессов и кончая перестройкой «Я-концепции».
2.  противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – детские формыконтроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым уже недействуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину исамоконтроль еще не сложились и не окрепли;
3.  ограниченность инеопределенность социального положения юношества.
Все эти особенности находят свое проявление в таких формахповедения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном ипротивоправном поведении, суицидах.
Совершению правонарушений и преступлений среди подростковспособствует ряд причин:
1.  разрушениеинститута семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;
2.  социально-экономическийкризис;
3.  отсутствиежизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд,на выбор профессии;
4.  плохаяорганизация досуга среди детей и подростков.
И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать всеусловия для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именнодосуг играет особо важную роль в социализации личности подростков.
Затянувшийся социально-экономический кризис в стране,утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась наподрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, запериод 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая в 2раза. Что касается нашей Республики, то по числу преступлений на 1000 жителей в1996-97 гг. Бурятия занимала четвертое место среди регионов РоссийскойФедерации и третье место по подростковой преступности после Чукотки иМагаданского края.
Крайне тяжелое положение сложилось в поселке Загорск.Большая часть жителей, проживающих в нем, работает на авиазаводе, который находитсясегодня в трудном экономическом положении.
Длительное время рабочие находятся в административныхотпусках, подолгу не получая заработную плату. Многие родители, пытаясь уйти отпроблем, находят выход в пьянстве, отсюда возрастает число асоциальных семей, астрадают, прежде всего, дети. Материальная бедность, отсутствие контроля со стороныродителей толкают детей на улицу. Такие семьи нередко являются поставщикамидетей с асоциальным поведением.
Отсутствие специально предназначенных мест для общения,условий для самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальнойи противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки,секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилосьчисло детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и причинамиэтому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов в даннойдеятельности.
Нами было проведено социологическое исследование. Цельданного исследования – выявить спектр интересов, потребностей и установок подростков.
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 23% — девушкиот 15 до 17 лет, 27% — мальчики от 14 до 18 лет, которые обучаются в общеобразовательнойсредней сменной школе №2 поселка Загорск. Важно отметить, что большая частьэтих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по деламнесовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых можно отнести кподросткам отклоняющегося поведения.
Как известно, в определенные возрастные периоды жизничеловека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно вподростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, посравнению с семьей и школой.
Эта тенденция прослеживается в результатах исследования.Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 56%, 32% — посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, восновном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряднегативных моментов, – нет четкой цели этого мероприятия; организация подобнойформы – создает условия для проявления асоциального поведения (драки,употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой дляроста правонарушений и преступлений. Далее, 14% — предпочитают слушать музыку.Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не посещает досуговыхучреждений.
В последнее время на выбор образца поведения подросткаособое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно ониучаствуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевымифильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию.Так:
54% подростков смотрят боевики,
28% — триллеры,
3% — фильмы с элементами эротики,
8% — комедии.
На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?»подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматьсяспортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбралилишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да»выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» – 67%.
При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:
13% — не курю,
15% — не употребляю спиртные напитки, и только 6% из нихзанимаются спортом.
А на вопрос «нет»
а) не занимаюсь спортом – 19%
б) употребляю спиртные напитки – 49%
в) курю – 10%.
Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта:
первый – их суждения о здоровом образе жизни, авторой – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.
В следующих вопросах мы попытались выяснить, что являетсяисточником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получилиследующие ответы.
Употребление спиртных напитков:
50% — в компании друзей,
36% — из любопытства,
14% — просто так от нечего делать.
Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:
        26% — из любопытства;
18% — пример родителей;
14% — влияние друзей;
10% — мода;
11% — желание почувствовать себя взрослей;
Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья.Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно всемье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил,социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большаячасть опрошенных  — 67% ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.
Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решениипроблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередьподросток делится со своими проблемами с друзьями – 52%, 26% — с родителями,22% — не делится ни с кем.
Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненныеценности ценят подростки, дал нам следующий результат:
44% — счастье в семье,
26% — любовь,
27% — материальная обеспеченность,
26% — здоровье,
21% — образование.
Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили,что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения и, конечноже, никакой организации досуга. Именно от того, как проходит процесссоциализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведениеявляется следствием нарушения социализации.
Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальнуюнаправленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье всемье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить такихподростков, поставить их на правильный жизненный путь.
И поэтому наша задача – создать все условия для коррекцииих социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическуюсреду, одной из которых является коллектив.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаемсоциально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегосяповедения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что даннаяпрограмма будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, которыйбудет создан при центре социальной помощи семье и детям поселка Загорск. Вкачестве целевой установки можно рассматривать восстановление социальногостатуса в процессе творческого и физического развития детей.
Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 летобщеобразовательной средней сменной школы №2 поселка Загорск при абсолютномучете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба синспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальнымиучреждениями.
Важным условием успеха деятельности клуба является то,чтобы он был сформирован в соответствии с определеннымисоциально-педагогическими условиями:
Øсистематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения,недопустимость их разрыва;
Øдобровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;
Øвозможность выбора занятий по интересам;
Øдружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.
Цель данной программы – коррекция процесса социализацииподростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое,творческое, социальное развитие.
Задачи:
·  вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;
·  создание условий для их самовыражения, саморазвития;
·  создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;
·  совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по деламнесовершеннолетних, а также центром социальной помощи поселка Загорск, так кактолько совместными усилиями можно добиться положительных результатов ввоспитании трудных подростков.
Деятельность клуба будет вестись по следующимнаправлениям:
-   спортивно-оздоровительная;
-   профессиональная ориентация;
-   художественное творчество;
-   техническое творчество;
-   краеведческая.
Отнесение этих направлений к тому или иному видувоспитания является условным, так как нельзя четко разграничить граниприменения тех или иных форм деятельности. В данном случае мы использовалипринцип доминирования.
Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовоевоспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональнойориентации:
·  создание кружка технического творчества (радиотехника), что в своюочередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг поремонту технических приборов;
·  посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях –демонстрация диапазона профессионального выбора;
·  конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;
·  организация интересных встреч с представителями различных профессий.
Гражданское воспитание. Его цель – формированиегражданского самосознания:
Целью создания краеведческого кружка «Мой поселок»является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательскихнавыков. В рамках деятельности кружка предполагается:
Øустные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;
Øпроведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».
Организуя социально-культурную деятельность по физическомувоспитанию, планируется:
Øорганизовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;
Øоткрытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первоймедицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийныхбедствий;
Øпроведение дня здоровья (ежемесячно).
Цель данного воспитания – физическое развитие, закалкиорганизма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а такжеосознание необходимости в здоровом образе жизни.
Нравственное воспитание. В процессе деятельности данногонаправления происходит формирование нравственных качеств личности:
Øучастие в движение «Социальная инициатива» – помощь престарелым, слабым,обездоленным людям;
Øорганизация театрализованных представлений, праздников, мероприятий длядетей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работеподразумевается совестное сотрудничество с Центром социальной помощи семье идетям пос. Загорск);
Øвоскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».
Эстетическое развитие подростков будет происходить:
I. Через участие подростков в эстетической секции«Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочекпроисходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель –формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основныезадачи секции «Грация»:
-   духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;
-   рост творческой активности;
-   физическое оздоровление.
Работа секции включает в себя следующие направления:
1)  группа шейпинга;
2)  психологическиетренинги;
3)  цикл бесед «УрокиАфродиты» – теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическимвопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);
4)  обучение танцам испециальной пластике;
II. Посещение театров, музеев, выставок.
III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазамиребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».
Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:
1)  кукольном театре,где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаютсятехнологии шитья кукол
2)  кружок «Игра нагитаре».
Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужнопомнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе можетобеспечить успех всей деятельности клуба.
Исполнители программы:
-   профессиональные педагоги;
-   профессиональные режиссеры;
-   специалисты по эстетическим вопросам;
-   комиссия по делам несовершеннолетних.
Финансирование:
Министерство культуры Республики Бурятия, Городское управлениеобразования, спонсорская поддержка, Администрация Железнодорожного района.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
        1 Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г. 2 Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,1994 г. 3 Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г. 4 Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г. 5 Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988 6 Воловик А. Введение в интерес. М.,1983 7 Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997 8 Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994 9 Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986 10 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 11 Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995 13 Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997 14 Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 15 Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970 16 Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985 17 Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980 18 Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965 19 Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999 20 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988 21 Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995 22 Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996 23 Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 1986 24 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995 25 Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996 26 Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998 27 Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995 28 Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование — №1, 1997 29 Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова. М., 1987 30 Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996 31 Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999 32 Санхядова А.К. Вестник социального работника. Бурятское отделение межрегиональной ассоциации работников, Вып. 1, 1998 33 Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997 34 Социально-психологические особенности формирования любительских объединений (методические рекомендации) М., 1986 35 Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 1979 36 Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. Л., 1987 37 Теория и методика социальной работы, Часть II, М., 1994 38 Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996 39 Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992 40 Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982 41 Харчева В. Основы социологии. М., 1997 42 Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 1998 43 Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967

ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
Убедительно просимВас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будутиспользованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение,но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно,искренне и личностно. Цель данного исследование – выявить спектр интересов,потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов,к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которыеВы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет тогоответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свойсобственный вариант ответа в пункте «другое».
Заранее благодарим Вас за участие!
Сначала сообщите, пожалуйста,некоторые данные о себе.
Ваш пол:
Возраст:
1. Чемпредпочитаете заниматься в свободное время
а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями(подругами)
г) посещать досуговые учреждения;
д) посещать дискотеки, ночныеклубы;
е) другое
2. Какиефильмы предпочитаете смотреть?
а) боевики;
б) триллеры;
в) детективы;
г) фильмы с элементами эротики;
д) комедии;
е) мелодрамы;
3. Чтотакое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) не курить;
б) не употреблять спиртныенапитки;
в) заниматься спортом;
г) жить полноценной духовнойжизнью;
д) другое.
4. Ведешьли ты здоровый образ жизни?
(подчеркните то, что относится к вам)
Да
Нет
-   курю
-   употребляюспиртные напитки
-   не занимаюсьспортом
-   употребляюнаркотики
5. Если тыуже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?
а) в компании друзей;
б) в дни семейных торжеств;
г) от нечего делать;
д) из любопытства;
е) случайно;
ж) другое.
6. Если тыуже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?
а) влияние друзей;
б) пример родителей;
в) любопытство;
г) мода;
д) желание почувствовать себявзрослей;
е) другое.
7. Если утебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее обсуждаешь?
а) с друзьями;
б) с родителями;
в) не обсуждаю вообще;
г) другое.
8. В какойсемье ты воспитываешься?
а) в полной;
б) в неполной (воспитывает однамать или отец).
9. Какиежизненные ценности являются для тебя наиболее важными?
а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) другое.
Благодарим за ответы!!!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.