Предмет,структура и задачи П.
1.История становления
2.Предмет, задачи и структура
3.Гуманитарная и авторитарная концепции пед. процесса
Встановлении П выделяют 3 этапа:
1- общедидактицеский(17-19в)
Осн.представители: Песталотццы, Руссо, Каменский, Гербат, Кактерев.
Основныепроблемы: связь развития, воспитания и обучения. Творческая активность детей,развитие способностей детей, роль личности учителя.
2- самостоятельная наука(17-19в)
какприменить педагогику и психологию
Основныепредставители: Пиаже, Валон, Дьюи, Уотсон, Скинер.
Развитиетестовой психологии, все, что связано с педологией
3- Разработать обучающие технологии и дать им обоснование. Психологическиезадачи образовательного процесса
Объектизучения — человек
Предмет- механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком вобразовательном процессе.
Основныепроблемы — управление умственной деятельностью учеников, формирование ихпознавательных процессов, личность учителя и различные виды взаимодействий.
4компонента:
1психология образовательной деятельности(единство учителя и ученика)
2психология учебной деятельности и его субъекта — ученика.
3психология педагогической деятельности и ее субъекта — учителя
4психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
Теоретическиезадачи:
1Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.
2Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения
3Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.
4Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.
практическиезадачи:
1Помочь педагогу строить обучение на психологической основе.
2Помогать создавать благоприятный психологический климат в школах.
3Помочь педагогу реализовать себя, свои педагогические способности.
педагогическаяпсихология ближе к дидактике и методике, общей и возрастной психологии,медицине.
Гуманитарнаяконцепция предполагает направленность на личность.
Принципдиологизации
Принциппроблематизации(направленность на активизацию познавательной активности)
принципперсонализации(взаимодействие личностей, а не ролей)
принципиндивидуализации
ПодходРоджерса
2типа учения:
1Бессмысленное(принудительное, безличностное, оценивается извне, направлено наусвоение значений, опирается на память)
2Осмысленное(свободное, самостоятельное, творческое, направленное на усвоениесмысла, опирается на мышление)
Учительсоздает благоприятные условия, он должен обладать 3-мя установками:
1искренность и открытость
2принятие и доверие(вера учителя в возможности своих учеников)
3эмфатическое понимание(умение учителя понимать учеников)
Роджерсисследовал учителей, обладающих такими установками.
Приемы:
Умениеадаптировать средства обучения к возрасту и особенностям учеников.
Созданиесферы обратных связей в системе обучения(постоянно следить за тем, как детиусваивают материал
Заключениеконтракта с учениками.
Различныеформы групповой и парной работы.
Организоватьгруппы свободного общения( для учеников, учителей, тез и других)
Критерииоценки работы учителя:
Активностьучеников
характеробщения
характервопросов к учителю
когнитивноефункционирование
контактглаз
Психологияучебной деятельности и ее субъекта
1.Сущность и закономерности учебной деятельности
2.Структура
3.Психологическая характеристика усвоения
4.Типология неуспевающих учеников.
Вобразовательный процесс включены 4 компонента(научение, обучение, учение,учебная деятельность)
1.Научение — всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельностиребенка, предшествующее деятельности и не вызывается врожденнымифизиологическими реакциями организма.
Научениебывает 2-х видов:
1- рефлекторное(оно не сознательно, автоматическое, основанное на подражании)
2- когнитивное(основано на сознательном наблюдении, эксперименте и осмысленныхдействиях)
2.Обучение — целенаправленное последовательная передача общественно-историческогосоцио-культурного опыта другому человеку в специально организованных условиях.Это двойственный процесс(ученик- учитель)
3.Учение — активность человека, его деятельность и фактор психологическогоразвития
Учениеимеет 2 стороны:
1- учение — накопление знаний
2- учение — умение оперировать этими знаниями
Эффективностьучения зависит от того:
чемуобучают(содержание материала)
ктои как обучает(методика)
когдаобучают
4.Учебная деятельность — воспроизведение накопленных человеком знаний, умений испособностей.
Рядхарактеристик:
-направленностьна изучение материала
-осваиваютсянаучные понятия
-имеетпрограмму действий
-ведетк изменениям в самом человеке
-вней формируется самоконтроль и саморегуляция
вучебной деятельности выделяют 3 стороны:
1содержательная(знания)
2операциональная(способы усвоения знаний
3мотивационная(желание учиться)
Выделяют3 группы мотивов учения
-отрицательные мотивы
-положительные мотивы ( долг перед родителями, желание быть лучше)
-собственно-познавательные мотивы ( сам мотив учения)
Путиформирования мотивов:
1.Учитель пытается довести до ученика, что ему необходимо учиться
2.Учитель пытается организовать деятельность ученика.
Методы:
— опора на потребность
— организация учебного процесса
— использование отметок
Человекаможно сравнивать только с самим собой ( вчера не смог сделать, сегодня сможешь)
Структураучебного процесса
Учебныезадачи, учебные действия, контроль и оценка
Взадаче указывается, что необходимо сформировать
Состав задачи:
Предметнаяобласть, отношения, которые связывают эти объекты
Требования — то, что нужно сделать в ходе задачи
Оператор — как это сделать, как решить задачу
Учебныедействия
Учебнаядеятельность отвечает на вопрос «Как выполнить?»
Действия:
1.С позиции ученика
целеполагание
программирование
планирование
исполнительство
контрольи самоконтроль
оценкаи самооценка
2.с позиции учителя
преобразование
исследование
3.С позиции особенностей психических процессов
перцептивные
мыслительные
интеллектуальные
4.По степени самостоятельности
репродуктивные
редуктивные
5.контроль (этапы)
контрольза результатами
поэтапныйконтроль (за этапами выполнения)
контрольза процессом организации
Показатели
1.Умение перед началом деятельности планировать и прогнозировать трудности
2.Умение изменять действия при изменении условий
3.умение чередовать развернутый и сокращенный виды контроля
4.Умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с символами
5.Умение составлять проверочные задания
САМОКОНТРОЛЬ
Выделяют4 стадии проявления:
— отсутствие (контроль только со стороны учителя)
— полный самоконтроль
— выборочный самоконтроль (контролируются только самые главные моменты)
— внутренний самоконтроль ( ученик чувствует, что допустил ошибку, и самисправляется)
— оценка ( отличать от отметки)
2типа оценок:
ретрооцептивные(мера усвоенных знаний)
прогностическая(прогнозирование своих возможностей)
Результатучебной деятельности — усвоение.
Процессписьма, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и их использованиена практике в новых ситуациях.
Психологическиекомпоненты освоения:
1. Отношение к учению(+) (Должно бытьсвязано с практикой, надлежащее изложение материала, организация активностиучеников)
2. Наглядное восприятие материала
3вида наглядности:
1. предметная
2. изобразительная
а)собственно изобразительная (картинки,макетки)
б)символическая (схемы, графики)
в)словесная (учитель владеет речью)
3.Осмысление (какие применяются для усвоения)
4.Запоминание (как организован процесс...)
Врезультате обучения должны сформироваться учебные понятия.
· Условие — должна быть развита аналитико-синтетическаяфункция головного мозга.
Неверноеформирование научных понятий называется генерализацией.
2 причины: объективная и субъективная(влияние нашеговосприятия, житейских понятий, недостатки в работе учителя)
· Вводя новые понятия детям необходимо подчеркиватьсущественное и несущественное.
· Давать возможность изменять понятия, чтобы было видносущественное и несущественное.
· Результат усвоения — это знания, умения и навыки.
Существенныепризнаки, по которым можно судить о навыках:
Внешниепризнаки (скорость и отсутствие ошибок)
Внутренние признаки (низкая утомляемость,неосознанность этапов отсутствие промежуточных этапов)
Умения:общие (для любого предмета) и специальные (для конкретного предмета).
3группы общеучебных умений:
1. Учебноорганизационные ( намечатьзадачи, рационально панировать свои действия, создавать благоприятные условиядля детей);
2. Учебноинформационные (библиографический поиск, работа с книгами, справочниками);
3. Умение наблюдать;
4. Учебноинтеллектуальные ( мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать, рациональнозапоминать, логически осмысливать, решать проблемы, самостоятельно решатьзадачи, осуществлять самоконтроль)
Этапыформирования общеучебного умения:
1. выявление исходного уровняразвития умений у учеников
2. инструктаж о содержании умений (рассказать в чем суть умений и как их формировать)
3. этап по обработке умений
4. применение умений в новых условиях
5. контроль за формированием умений
6. сформированность умений
Воснове:
Обучаемость- восприимчивость к знаниям. Бывает общая и специальная. В основе обучаемостилежит развитость мышления.
1. развитость продуктивногомышления(практическое, условно — логическое).
2. умение устанавливать связь междуабстрактным и конкретным.
3. гибкость мышления.
Наобучаемость влияет:
1. самоконтроль
2. отношение к школе, учебе, учителю
3. тип усвоения
4. заинтересованность
5. отношение к учебе родителей
Признаки,по которым можно судить об обучаемости:
1. обобщенность мыслительнойдеятельности
2. самостоятельность
3. гибкость
4. осознанность
5. общий тонус
6. специфика запоминания
Отношение:
Тригруппы неуспевающих учеников:
1.Низкая обучаемость
+ отношение к школе
позиция школьника
а)чистые практики
б)лентяи (привыкли списывать)
2.Высокая обучаемость
- отношение к школе
утрата позиции школьника
а) хорошо развито мышление, знают много, но не попредмету,
могут реализовываться в кружках.
б) хулиганы (достаточно умны, любят верховодить)
3.Оченьтрудные для учителей.
ПСИХОЛОГИЯОБУЧЕНИЯ
· Этапы активизации процесса обучения
· Современные теории обучения
· Формирование творческого мышления
· Психологические критерии оценки методики обучения
· Психологические особенности применения индивидуальногои дифференциального подходов в обучении
· Психологические основы к изучению иностранных языков.
ОСНОВНЫЕЭТАПЫ
1. группировка учащихся( возраст,способности)
2. эллективная система обучения (предметы по выбору)
3. неградуированные классы
4. программированное обучение
5. компьютерное обучение
ТЕОРИИОБУЧЕНИЯ, ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГАЛЬПЕРИНА
Четырехарактеристики умственного действия.
1. степень овладения умственнойдеятельностью
а)предметные действия (наглядно-действенное мышление)
б) уровень громкой речи без опоры на предметы (наглядно-образное мышление)
в)действия в уме (абстрактное, словесно-логическое мышление)
2.степень обобщености (умение опираться на существенные признаки)
3. степень сокращенности (полнотапромежуточных операций)
4. 4. степень освоенности(способность использовать в других ситуациях)
ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Предварительное знакомство с деятельностью и выделениеее ориентировочной основы
· Материализованный
· Внешнеречевой
· Внешняя речь про себя
· умственный план
ТРИВИДА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ:
1. дается образец действия ирезультат. Подробных инструкций не дается.
2. дается и образец, и результат, иподробные инструкции.
3. Анализ самого действия. Учительучит анализировать и выделять существенные моменты.
Материализованныйэтап — это карточка.
Внешнеречевойэтап — проговаривание вслух
Умственныйплан — учитель дает нестандартные задания, и если дети усвоили материал, то ониспособны его выполнить.
Даннаясистема дает умение учиться, развивает логическое мышление.
ТЕОРИЯТЕРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ ДАВЫДОВА
Давыдоввыделил два вида мышления:
· эмпирическое (повседневное, по законам индукции, отчастного к общему.
· теоретическое ( научное, развивается по законамдедукции, от общего к частному)
Ввелпонятие модели.
СИСТЕМАЗАНКОВА
ПРИНЦИПРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
· обучение на высоком уровне
· ведущая роль теоретических знаний
· осознание школьниками собственного учения
· работа над развитием всех учащихся.
ПРОГРАММИРОВАННОЕОБУЧЕНИЕ СКИННЕРА
1. разбиение всего материала на малыесоставные части (шаги)
2. поощрение за правильный шаг инаказание за неправильный
3. наличие системы подсказок
Общеевсе они направлены на индивидуальное обучение.
Формаобучения — групповая (детям приходится общаться).
Недолжно быть перегрузки (не больше двух уроков, ведь каждая тема подходит дляэтого)
4.во всем подчеркивать дисциплину.
Требованиядля закрепления нового материала:
1. оптимальный состав группы — 5человек
2. группы отбираются исходя изуспеваемости
3. желательно, чтобы знания былиразные по предмету
4. желательно, чтобы сидели кругом
5. необходимо учитыватьвзаимоотношение учеников
6. необходимо выбрать старосту,которого нужно чаще менять
7. менять состав групп
8. подбирать для каждой группы своизадания
9. разумно сочетать групповую формуработы со всеми остальными.
Вариантыгрупповой работы:
Мозаика
составгруппы — 5 человек. Они объединяются на 3-4 урока. Основная нагрузка на дом.Каждый готовит свою тему, а на уроке друг друга обучают. Каждый зависит отдругих.
Турниры
составгруппы 4-5 человек. Группа работает 3 урока, на 4-ый проводится турнир междугруппами.
Раделениетруда
каждыйв группе выполняет какую-то свою часть работы (организатор, летописец, эрудит,практик, спикер). Каждый бывает в различных ролях).
Работав парах
Объединяютсяс разной успеваемостью. Более сильный ученик выступает в роли учителя.Повышается ответственность, активность, обмен знаниями, эффективность обучения.
АКТИВНЫЕМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
· метод погружения
· мозговой шторм (применяется начиная с подростковоговозраста, спонтанно!)
· деловые игры (большие по объему, требуют огромнойподготовки, имеет цель, сценарий, комплект ролей)
· ролевые игры
· нейро-лингвистическое программирование (влияет наподсознание).
3вида мышления:
1. Активное
2. Самостоятельное
3. Творческое
Дляразвития всех уровней мышления характерно проблемное обучение.
3вида проблемного обучения:
1. учитель указывает на проблему,формирует ее, помогает ученикам решать ее.
2. учитель только указывает напроблему.
3. учитель только подбрасывает идею.
Самоесложное(способы усложнения):
варьироватьусловия заданий, лишние данные, несформулированный вопрос, проблема междужитейскими и научными понятиями, теорией и практикой.
Критерииоценки
1. Методика должна быть развивающей.
2. Опора на зону ближайшего развития,а не на актуального.
3. Должны обеспечиваться функциивысших психических процессов.
4. Должна происходить развитиеличности (обогащение опыта).
5. Учебное сотрудничество (диалог, ане монолог).
6. Должен активизироватьсяпознавательный интерес.
7. Должно развиваться творчество.
8. Процесс должен опираться намышление, а не на память.
9. Должен учитываться возрастучеников.
Индивидуальныйподход — подбор заданий, которые соответствуют каждому ученику.
Дифференцированныйподход — выделение групп учеников со сходными психическими особенностями:устные, письменные, у доски, групповые, и т.д.)
ПСИХИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ. Сильные и слабые стороны учебной деятельности.
· Успеваемость.
· Уровень развития.
· Характер мышления.
· Интересы.
· Кругозор.
· Отношение к предмету.
· Межличностные отношения в классе.
Возможныеформы урока:
· Традиционная (объяснение, домашнее задание).
· Дискуссия.
· Лабораторные работы.
Факторы,влияющие на форму урока:
1. Уровень развития психики учеников.
2. Особенности интересов.
3. Микроклимат в классе.
4. Ведущая деятельность.
=================ПРОПУЩЕНО==============
МЕТОДЫВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Подражание — самый первый метод.Только для самых маленьких. Высокие требования к поведения взрослогочеловека(обучающего).
2. Внушение — второй метод. Направленна подсознание. Некритическое восприятие. Авторитет ->эффективность. Неэффективно в подростковом и юношеском возрастах. Огромнаяответственность.
3. Заражение — ситуативный,эмоциональный метод. Успешность завысит от веры заразителя в то, что говорит.Очень важны: Настроение, энтузиазм, актерское мастерство.
4. Убеждение — направлен на мышление,осознание. Цель — доказать что- то(взгляды, истинность, ложность). Только есличеловек истинно принял чью-нибудь точку зрения, то только тогда убеждающийдостиг цели.
Условия:
· Объективность должен сам верить в то, что говорит.
· Полнота раскрытия вопроса.
· Необходимо использовать общие положения, конкретныефакты.
· Достаточный уровень эмоциональности.
· Речь должна быть доступной.
· Необходимо анализировать факты, известные собеседнику.
· Логичность речи.
· Учитывание индивидуальных особенностей человека.
· Устранить все возможные сомнения и возражения.
ПРИЕМЫВЛИЯНИЯ
· Созидающие. Направлены на активизацию положительныхэмоций. Поощрение (доброта, внимание, показать превосходство в знаниях,активизация чувств, планковый подход, доверие, поддержка, и т. д.)
· Тормозящие. (ориентированы на отрицательные эмоции,приказание, ласковый упрек, мнимое безразличие, недоверие, ирония, развенчание,возмущение, осуждение, наказание, пренебрежение).
· Взрыв — эмоциональная реакция. Безотказен.
Приемывзаимодействия:
· предоставление свободы выбора
· смена социальной позиции
· развитие идентификации
ВЛИЯНИЕ:
· Целенаправленное (учитель ставит цель, разрабатываетпрограмму)
· Нецеленаправленное (учитель не ставит целей, но всеравно влияет)
Планывлияния:
· рулевой (урокодатель)
· личностный (знание — не цель, а средство, учитель — личность)
· Аспекты личностного влияния:
· учитель — представитель науки, которую он преподает
· учитель — посредник (теория — практика)
· владение средствами общения (общение — воспитание)
· учитель — социальный эталон.
ДИНАМИКАЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ (моменты):
1. Социально — психологический(доверие к учителю)
а)учитель — представитель учебного заведения
б)доверие на конкретном уроке (ситуативное)
в)доверие стабильное (длительное взаимодействие).
· Познавательно — педагогический (передача знаний)
· Конструирующе — педагогический (учитель воздействуеткак личность)
· Варианты межличностных отношений:
· Конъюнктивный (объединяющий) «МЫ»
· Дизъюктивный (разъединяющий) противопоставлениеучитель — ученики «ВЫ» и «Я»
· хаотический (учитель — человек настроения)
Предпосылкиуспешного личностного взаимодействия:
1. Личностные (качества:профессиональная направленность, владение темпераментом, благоприятные чертыхарактера, способности)
2. Ситуативные (непредсказуемые.Основное качество учителя — гибкость.)
=================ПРОПУЩЕНО==============
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагогическоеобщение — профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и внеего, имеющее определенные педагогические функции и направленное на созданиеблагоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.
Выделяют3 стороны педагогического общения:
1. обмен информацией
2. межличностное взаимодействие
3. восприятие и понимание людьми дугдруга.
Педагогическоеобщение — творческий процесс:
· творчество в организации учебной информации
· умение познать личность учеников
· творчество в выстраивании взаимоотношений
Качестваучителей, требуемые учениками:
· Конкретность
· демократичность
· личностные качества (терпеливость, эрудированность,разнообразие интересов, современность, чуткость, понимание)
· Умение влиять на учеников (подобрать подходящий методвоздействия)
· Объективная оценка, отметки.
ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Подготовка к педагогическому общению дома.
2. Первые минуты урока (постановкацели, задач).
3. Управление вниманием на уроке:
способыпривлечения внимания:
· голосовой (немонотонность)
· речевой (умышленные оговорки, ошибки, вставлять врассказ фамилию или имя отвлекающегося, шутки, термины из другого предмета и т.д.)
· мимика и пантомимика
· организационные.
4. Обратная связь (проверкаусвоенного)
5. Выбор форм поощрения и наказания.
Виды критики(25):
1. подбодрение
2. упрек
3. надежда
4. аналогия
5. похвала
6. озабоченность
7. безличная критика
8. сопереживание
9. сожаление
10.удивление
11.ирония
12.намек
13.смягчение
14.укоризна
15.замечание
16.предупреждение
17.требование
18.вызов
19.совет
20.конструктивная критика
21.опасение
22.окрик
23.обида
24.покровительство
25.угроза
5. Подведение итогов.
Педагогическоеобщение имеет свою структуру:
Позицииделят на внешние и внутренние:
Внешние(поведение, как учитель ведет себя на уроке
· позиция превосходства
· позиция равенства
· позиция подчинения
Внешние(установки учителя на определенное общение)
· Установка (позиция) ребенка ( решение проблемперекладывается на других)
· Установка взрослого человека (сам обдумывает ситуацию)
· Позиция родителя (воспитателя)
КОНФЛИКТ
2группы:
1. внутриличностные (с самим собой,между разными мотивами, между хочу и могу)
2. межличностные (между людьми)
Этапыразрешения внутриличностных конфликтов:
· Помочь человеку осознать, какие тенденции вступили впротиворечие
· Человек приходит к выводу, что ситуация требуетразрешения
· Вернуть человеку эмоциональное равновесие
· Человек должен пересмотреть самооценку (прийти кадекватной)
· Изменить уровень притязания, заняться самоконтролем
· Дальнейшее оберегание человека от межличностныхконфликтов
Межличностныеконфликты:
1. Мотивационные (конфликт лидерствамежду учениками)
2. Организационные (недостатки ворганизации школьной жизни)
· 1-ый конфликтный период — адаптация к школе
· 2-ой конфликтный период — переход в среднюю школу
· 3-ий конфликтный период — 9 класс (остаться илиуходить)
· 4-ый конфликтный период — 11 класс (самоопределение)
3. Конфликт взаимодействия (чистоличностный, когда не могут договориться два человека).
Структураконфликта включает в себя внешние, внутренние позиции и объект.
Сфераконфликта
1. деловая (обсуждается поступки,действия учеников)
2. личная (обсуждаются личныекачества)
Динамикаконфликта
1. Нарастание
2. Реализация
3. Затухание (характерно чувствовины).
Дваварианта:
1. постараться лучше понять собеседника(поставить себя на его место, логически обдумать, и т.д.)
2. Управление своим эмоциональнымсостоянием.
Выходиз конфликтов:
1. тип — конфликт учителя и ученика.(диалог)
· задавая вопрос — подождать ответа
· делать паузы, не занимать все коммуникативноепространство
· вопросы должны быть развернутыми
· высказав свою точку зрения, не бояться критики состороны ученика
· поощрять ученика высказывать свое мнение (Как тысчитаешь?...)
2. тип — конфликт между учениками
Методикапосредничества (посредник — взрослый) в четыре шага:
1. найдите время, чтобы поговорить(никуда не спешить, желательно отдельное посещение)
2. оговорить два правила:
если начались переговоры, то их нельзя прерывать
нельзя использовать силовые приемы
посредник сохраняет нейтралитет
3. взаимные претензии
4. соглашение (оговариваетсяпроведение каждой стороны, наказание за нарушение соглашения, докум. Фикс.)
5. Конфликт учителя с родителями
Установки,с которыми родители приходят в школу:
оборонительная
наступательная
растерянная
Трифазы общения:
1. сопротивление эмоциональномувоздействию
2. установление равноправного общения(доброжелательность, начинать необходимо с хорошего, подчеркивать значимостьродителей в воспитании, предложить подумать вместе)
3. Отыскание форм сотрудничества
МЕТОДИКАВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА
Правила:
· Главное- диалог, отношения, а не правота учителя
· Обсуждать проблемы
· По возможности учитывать интересы собеседника
· Искать варианты решения
· Не верить генетике
· «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга
Вариантыисхода конфликта:
1. сотрудничество (выход для каждого)
2. соперничество
3. компромисс
4. избегание
5. приспособление (полная уступка)
SEEMS TO END HERE...