Реферат по предмету "Религия"


История возвращения еврейского народа на родину

(1880-1939)
До Нового времени было известно два пути решения проблемы существования евреев в изгнании. Первое решение — приспособиться (временно, пока не пришел Избавитель) к «рабству у царств»*. В сущности, это означало — примириться с судьбой изгнанников в постоянном поиске нового «царства», которое в данный момент нуждается в еврейском уме и еврейском труде и готово — правда, ценой унижений и дискриминации — обеспечить евреям сносное существование, не задевая их национально-религиозной сущности. Это временное решение затягивалось все больше и становилось все более постоянным по мере того, как слабела надежда евреев на возвращение в Страну Израиля, опустошенную, разрушенную и отсталую.
Но по мере того, как продолжалось изгнание, по мере того, как увеличивались преследования и гонения, возникало второе решение — радикальное. Оно существовало в двух вариантах. Один — это мессианские движения, стремившиеся «приблизить конец изгнания» сверхъестественным, мистическим путем. Такова была цель лжемессий. Как известно, мессианские движения окончились крахом. Другой вариант — массовое возвращение евреев на их историческую родину, с тем, чтобы возродить ее из развалин, — увенчался успехом. Провозвестники Сиона
Историческая реальность Европы ХШХ века поставила под вопрос первое решение. Вслед за движением Просвещения* (Гаскала) и эмансипацией* евреи наконец-то добились облегчения бремени «рабства у царств»* — дискриминации и унижений, к которым они привыкли еще со времен средневековья.
Однако цена приспособления была слишком высока: от евреев требовался отказ от их национально-религиозной сущности — вплоть до полной ассимиляции. С другой стороны, по мере того, как евреи старались приспособиться к европейскому обществу, ненависть к ним не только не стала меньше, но приобрела наукообразное обоснование и предстала перед миром в новом обличье современного антисемитизма. Оба эти фактора вновь напомнили евреям о существовании альтернативы -вновь ожили надежды «приблизить конец» изгнания, «вернуться в Сион», чтобы возобновить на древней земле нормальное существование евреев как нации. На этот раз, однако, речь шла не о сверхъестественных путях достижения этой мечты — мистике и каббале, как это было в эпоху мессианских движений, — а о путях вполне земных и реальных, тех же самых, по которым шло в XIIIX веке национально-освободительное движение других народов Европы.
Идеи национально-освободительных движений на Балканах и в особенности в Италии оказали глубокое влияние на первых «провозвестников Сиона», вышедших из разных кругов европейского еврейства: как «традиционных», так и «просвещенных». Надо учесть, что идея
«Возвращения в Сион» встретила противодействие у многих раввинов, которым было памятно тотальное разочарование, постигшее еврейский народ вследствие трагического крушения мессианского движения Шабтая Цви. Тогда раввин Калишер* в своей книге «Дришат-Цион» («Стремление к Сиону») предложил концепцию «начала Избавления»: сделать первый шаг в медленном и долгом движении, конец которого будет назначен Высшим Провидением. В 1836 г. рав Калишер предложил барону Ротшильду* и сэру Монтефиоре* купить земли Палестины у египетского султана Мухаммада Али, который к тому времени захватил Страну Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. В соответствии с этой идеей в 1870 г. Карл Нетер, секретарь общества «Коль Исраэль Хаверим» («Все евреи — товарищи») построил сельскохозяйственную школу в Микве-Исраэль. Сходные идеи высказывали сефардский раввин Алкалаи* и ассимилированный социалист Моше Гесс* в своей книге «Рим и Иерусалим», а также другие «провозвестники Сиона», предлагавшие соединить «политический сионизм» с сионизмом практическим. «Практический сионизм» халуцианское движение
Идеи «провозвестников Сиона» (как и идеи христианских сторонников «Возвращения в Сион», по разным причинам — религиозным, гуманистическим, политическим, — поддерживавших идеи сионизма) не могли бы найти своего воплощения, если бы не движение «Хибат-Цион»*, которое, как мы уже говорили выше, во многом было вызвано к жизни русским антисемитизмом и погромами. В движении «Хибат-Цион» участвовали как ортодоксальные раввины, так и «просветители». Под воздействием этого движения отдельные энтузиасты (халуцим*) и группы («Билу»*) начали репатриироваться в Страну Израиля, чтобы воплотить основную идею «практического сионизма». Эту идею можно сформулировать так: изгнание — это тяжкая болезнь, от которой народ Израиля «выздоровеет», когда вернется на свою родину и станет обрабатывать родную землю, когда построит в Стране Израиля справедливое общество, основанное на ценностях Писания и еврейской традиции. Среди репатриантов «Первой алии»* были в основном религиозные люди, соблюдавшие традиции. Р. Аврагам Ицхак Кук* (благословенна будь память праведника!), раввин Яффо и еврейских поселений Страны Израиля во времена Первой алии и Главный раввин Страны Израиля в период британского мандата, видел в поселенческом движении «начало Избавления», а в его пионерах -нерелигиозных «халуцим» — средство в руках Божественного Провидения.
На фоне мощного потока еврейских эмигрантов на Запад (см. приложение 4: с. 150), представлявшего классическое воплощение первого пути евреев диаспоры: из изгнания в изгнание, — движение «халуцим» из России и Румынии, отправлявшихся не на Запад, а на Восток, было лишь тонкой струйкой. Но оно встретилось с другой струей — с евреями Грузии, Йемена, Северной Африки, Ирака, Бухары, которые ничего не знали о том, что происходит в Европе и не были связаны с национальным движением европейских евреев, но также стремились в Страну Израиля. Большинство из них поселились в Иерусалиме и «святых городах» — Хевроне, Тверии и Цфа-те. Халуцим создавали сельскохозяйственные поселения в Иудее, Шомроне (Самарии), Галилее; в свою очередь, жители «старого ишува»* в 1860-1878 начали селиться за стенами старого Иерусалима и также основали ряд сельскохозяйственных поселений.
Поселенцы-халуцим оказались в очень тяжелой ситуации. Им не хватало знаний и навыков для ведения сельского хозяйства на земле Палестины; их соседи -арабы — крайне враждебно относились к самой идее еврейского поселенчества в Стране Израиля. Им не хватало рабочей силы, инструментов и денег. Все это вынудило жителей большинства новых поселений обратиться за поддержкой к барону Ротшильду и поставило их в то самое положение, которого они хотели избежать — в положение, сходное с жителями «старого ишува», живших на средства «халуки» (т.е. на деньги, которые собирали для них евреи диаспоры). Постепенно часть халуцим Первой алии превратилась в издольщиков у администрации Ротшильда, часть оставила страну; наиболее удачливым удалось разбогатеть и они стали нанимать на работу арабов. Идеология движения «Билу»* потерпела крах. Мечта своим трудом создать в Стране Израиля образцовые поселения, в которых сыны древнего народа могли бы возродиться к новой жизни — эта мечта оказалась несостоятельной дважды: в области хозяйственной и в области культуры и идеологии. «Политический сионизм». Теодор Герцль
Разочаровывающие итоги Первой алии заставили многих восточно-европейских деятелей «Ховевей Цион» — и в их числе основателей движения «религиозного сионизма» раввинов Могилевера и Рейнса — поддержать «политический сионизм» в той форме, в которой сформулировал и выразил его идеи такой весьма нестандартный еврейский лидер, как ассимилированный австрийский журналист Биньямин Теодор Герцль*. В своей книге «Еврейское государство» он предложил европейским народам новый способ решить «еврейский вопрос» и избавиться от ненавистных чужаков: предоставить евреям во владение клочок земли, на котором они могли бы жить как народ… Вернувшись на свою землю, они не будут больше рассеяны по всему миру. Герцль обращался к немецкому кайзеру, к турецкому султану, к властям Франции и Англии в надежде получить «чартер» — документ, дающий евреям право на владение собственной территорией. Лихорадочная политическая деятельность Герцля не приносила плодов, но тем не менее он скептически относился к «практическому сионизму», считая, что «филантропическое поселенчество» сможет привести к решению «еврейского вопроса» только через сотни лет. Нет, считал Герцль, этого можно достичь только путем коренного преобразования — «метаморфозы» самого еврейского народа, когда в Стране Израиля будет создано новое, прогрессивное общество, которое будет нерелигиозным и весьма мало связанным с еврейской традицией.
В отличие от «неповоротливых» восточноевропейских деятелей, «Сионистов Сиона»*, Герцлю — светскому европейцу и обладателю выдающегося организационного таланта — удалось добиться значительных успехов на политической арене. По его инициативе 29 августа 1897 г. в Базеле собрался первый Сионистский конгресс, в котором участвовали 197 представителей еврейства со всех концов света. Герцль считал Сионистский конгресс основным средством построения «государства в пути». Он писал: «В Базеле я основал еврейское государство. Самое большее через пятьдесят лет его признают все». Эти пророческие слова сбылись: в 1948 году возникло государство Израиль. Конгресс объявил о создании «Всемирной сионистской организации» и принял знаменитую «Базельскую программу», определившую задачи сионистского движения. В ней говорилось:
««Сионизм стремится создать в Стране Израиля для еврейского народа дом и родину, которые были бы защищены международным законодательством. Для достижения этой цели следует обратиться к следующим средствам:
1. Развитие Страны Израиля путем заселения ее евреями-земледельцами, ремесленниками и владеющими какой-либо профессией.
2. Организация и сплочение всего еврейства в различных меропроятиях, местных и общих, в соответствии с законами каждой страны.
3. Усиление национального чувства и национального сознания.
4. Подготовительная работа к достижению согласия государств с целями сионизма.
Уже к моменту смерти Герцля (1904 г.), благодаря его усилиям, сионистское движение было хорошо организованным и эффективным. Наряду с „Сионистским конгрессом“ — всеобщим органом сионистской организации -был создан „Совет сионистских деятелей“ как исполнительный орган. В 1898 г. был организован Национальный банк — »Фонд еврейских поселений". На Пятом конгрессе (1901 г.) была создана «Керен га-Каемет ле-Исраэль» — организация, которая по сей день занимается освоением пустынных земель и посадкой деревьев в Стране Израиля.
Кишиневский погром 1903 г. привел Герцля к убеждению, что следует использовать любую возможность для того, чтобы решить проблему евреев России. Английское правительство предложило для еврейского поселенчества одну из своих колоний — Уганду, малонаселенную страну с плодородной почвой и прекрасным климатом. Герцль представил «План Уганды» на Шестом Сионистском конгрессе в 1903 г. Шестой конгресс стал ареной острого конфликта «политических сионистов» из стран Западной Европы с более традиционалистски настроенными «сионистами Сиона» из России и Польши. Хотя предложение Герцля было направлено в первую очередь на решение проблем российского еврейства, «Сионисты Сиона» категорически отвергли его. Герцля удивило то, что значительная часть еврейства продолжает мыслить в традиционных и, как ему казалось, давно отброшенных категориях: не стремится к «нормализации» (т.е. унификации) еврейской жизни и сохраняет ничем не объяснимое влечение к «не нормальной» Стране Израиля, которую нельзя заменить никакой другой. Основатель «политического сионизма» почувствовал, что эти евреи, прочно связанные с традицией, никогда не откажутся от Страны Израиля — даже если принятие «Проекта Уганды» поможет им решить те политические проблемы, во имя которых и было создано его движение. «Синтетический сионизм». Декларация Бальфура
После смерти Герцля усилились позиции сторонников «практического сионизма», призывавших сосредоточить все усилия на алие и поселенческой деятельности в Палестине — вопреки всем объективным трудностям. По их мнению, только упорная работа на месте сможет, когда придет время, оказаться решающим аргументом в пользу «чартера», которого добивались «политические сионисты».
На Восьмом сионистском конгрессе (1907 г.) доктор Хаим Вейцман*, из сторонников «практического сионизма» предложил синтез обеих сионистских концепций. «Я вижу, — сказал он, — в политическом сионизме синтез работы по всем направлениям, а в практической работе — средство для достижения политических целей».
*       В 1904 г. началась Вторая алия — новая волна репатриации, большую часть которой составляла революционно и социалистически настроенная молодежь. Побудительным фактором этой новой волны явились гнев и разочарование после погромов, а также прозвучавший из Страны Израиля призыв спасти дело еврейского сионистского поселенчества. Эта волна алии получила полную поддержку «синтетического сионизма» в лице «Управления Страны Израиля», открывшегося в Яффо в 1908 г. «Управление», во главе которого стоял А.Руппин, поддержало организацию учебной сельскохозяйственной фермы «Киннерет», первой поселенческой сельскохозяйственной коммуны (киббуца*) «Дегания», кооператива (мошава*) «Мерхавия», постройку городского квартала «Ахузат-Баит», который в будущем стал основой Тель-Авива, и «Эйн-Ганим» — рабочего поселка недалеко от Петах-Тиквы.
Рост сельскохозяйственного поселенчества и «завоевание труда» (т.е. рабочих мест) евреями в конкуренции с арабами породило первое национальное движение арабов Палестины, выразившееся прежде всего в жестоком еврейском погроме в Яффо (1908 г.), а также в попытках воспрепятствовать покупке земли кооперативом «Мерхавия» в Изреэльской долине. Реакцией на это стало создание организации «га-Шомер» («Страж») -первого зародыша еврейской самообороны в Стране Израиля.
Большая часть репатриантов Второй алии не выдержала трудностей и покинула Страну Израиля. Те, кто остались, во многом продолжили халуцианские традиции Первой алии. В то же время у них было и свое идеологическое наследство — социалистические идеи, привезенные из страны исхода — России. Они стали почвой, на которой возникли первые рабочие партии Израиля, существующие и по сей день.
Наконец, стараниями Хаима Вейцмана, бьш получен «чартер», которого так долго ждали «политические сионисты». Вейцману удалось использовать сложившуюся уникальную ситуацию, в которой соединились политические и моральные факторы: с одной стороны, Англия была озабочена своим престижем в глазах американского еврейства, поскольку ей очень хотелось получить мандат на Палестину; с другой стороны, английские политические лидеры признавали законность и справедливость стремления еврейского народа наконец обрести родину. В 1917 г., в конце Первой мировой войны, была опубликована Декларация Бальфура, в которой говорилось:
«Правительство Ее величества благосклонно смотрит на создание национального дома для еврейского народа в Стране Израиля. Оно сделает все возможное для того, чтобы достичь этой цели, однако под ясным и четким условием: чтобы это не ущемило гражданских и религиозных прав нееврейских общин Палестины, а также не повредило политическому положению евреев в других странах мира».
«Чартер» — «политическое чудо», которое послал Бог сионизму, — придал сионистскому поселенческому движению необходимое ему политическое покровительство английских мандатных властей. Это дало возможность маленькому еврейскому ишуву*, составлявшему в 1914 г. 85.000 евреев на 600.000 арабов (см. приложение 3: с. 149), возможность развиваться, создавать условия для приема следующих волн алии, все увеличивающейся в связи с нарастанием антисемитизма в Европе между Первой и Второй мировыми войнами (см. приложение 5: с. 151), и готовиться к неминуемой схватке с арабами, количество которых увеличивалось параллельно увеличению еврейского ишува. Нарастание арабского сопротивления еврейскому поселенческому движению нашло поддержку среди арабских государств, освобождавшихся в это самое время от опеки европейских держав.
И все же надо хорошо понимать: только практическая работа на местах уберегла «чартер» от забвения. Люди Первой алии, заложившие основы сельского хозяйства и общества в Стране Израиля, и особенно люди Второй алии — те, кто сумел осуществить «захват работы»; те, кто основал первые киббуцы и мошавы; те, кто боролся за введение иврита в повседневной речи и в образовании, включая Технион (1913 г.), — только они не дали идее «чартера» разделить судьбу многочисленных утопических прожектов и великих идей, которыми полны книги еврейских и христианских «провозвестников Сиона» в ХШХ веке. С другой стороны, если бы не политический «чартер», признанный народами мира и положенный в основу британского мандата в 1922 г., по-прежнему сохранялся бы медленный ритм первых волн алии, состоявших из идеалистов. И тогда — на фоне враждебных действий английской администрации в Палестине и увеличения арабского населения, усиленно подстрекаемого к беспорядкам и погромам, — кто знает, многим ли отличалась бы тогда судьба сионистского дела от судьбы предыдущих попыток еврейского заселения Страны Израиля.--PAGE_BREAK--Волны алии в страну Израиля в период «государства в пути»
Декларация Бальфура — величайшее достижение политического сионизма — не подняла, против всех ожиданий, волну алии евреев Западной Европы, чьи проблемы пытался разрешить сионизм. У евреев Восточной Европы Декларация Бальфура вызвала всеобщее ликование, но и здесь не привела к массовой алие в Страну
Израиля — даже среди тех, кто мечтал об этом. Причиной тому была большевистская революция, которая закрыла двери алии и начала преследовать сионизм и сионистов. И все же среди людей Третьей алии (1918 -1923), на счету которой — осушение и заселение Изреэльской долины и деятельность «Гдуд га-Авода»* [«Рабочего батальона»], среди участников алии «ге-Халуц»*, возглавляемой Йосефом Трумпельдором* и алии «Поалей-Цион»*, под руководством Давида Бен-Гуриона* и Ицхака Бен-Цви*; — большую часть среди них составляли выходцы из России, к которым присоединились также евреи из Польши, Литвы и Румынии. В общем, эта волна алии была не из самых больших (см. приложения 4 и 5: с.с. 150,151 ); из нее многие возвратились обратно или эмигрировали в Америку.
Массовая алия — которую, в отличие от всех предыдущих, составляли представители средних классов (см приложение 5: с. 151) началась в 1924 г. Это так называемая Четвертая алия (1924 — 1928), последовавшая за экономическим кризисом и подъемом антисемитизма в Польше. Эта алия увеличила население городов, особенно Тель-Авива, который вырос с 16 тысяч в 1922 г. до 40 тысяч в 1925 г.
Но все предыдущие волны алии несравнимы по количеству с Пятой алией (1929 — 1939 гг.) — 235.000 человек! Эту волну репатриантов составляли польские и немецкие евреи. Выходцы из Польши, большей частью представители среднего класса, бежали оттуда, спасаясь от растущего антисемитизма властей и народа. Немецкие евреи в основном были образованными и состоятельными людьми, которым удалось вовремя оставить нацистскую Германию. Они внесли большой вклад в развитие промышленности в Стране Израиля. В 1935 г. в Страну Израиля «легальным образом» въехали 60.000, а «нелегальным образом» — еще 12.000 евреев. Последние большие волны алии, несли с собой не сионистов-идеалистов, но беженцев, у которых не было другого выхода. Сыграло тут роль и принятое в это самое время решение американских властей ограничить въезд в страну, что увеличило алию в Страну Израиля.
Перед Второй мировой войной еврейский ишув в Стране Израиля уже приближается к полумиллиону жителей. 120.000 из них живут в сельскохозяйственных поселениях, в большинстве своем разбросанных на прибрежной низменности и в долинах, а также в Галилее, в Иудее и в Негеве (см. карту 13, с. 184). Прибывшие с последними потоками алии «буржуа» привезли с собой немалые средства (в особенности немецкие евреи), что сразу подстегнуло ритм индустриализации страны. Быстро развивалось строительство в больших городах. В 1939 г. Тель-Авив насчитывает уже 132 тысячи жителей.
Первые волны алии, численно еще небольшие, но движимые благородным идеалистическим пафосом, наложили свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся в Стране Израиля общество и культуру, определили ее характерные черты: социалистический сионизм, неприятие всего, что связано с «галутом»* (изгнанием), антиклерикальная настроенность. Последние большие волны алии несли беженцев, которые застали в Стране Израиля уже более или менее сформировавшиеся традиции и приспособились к ним.
Поселенцы отвоевывали у безжизненной пустыни все новые и новые территории. Там, где больше тысячи лет не жили евреи, где ничего не росло и не могло расти, поднимались города и поселки. Так мечта политических сионистов о «национальном доме» превращалась в реальность «государства в пути» в границах исторической Страны Израиля. Все это было весьма не по душе британским мандатным властям и особенно арабам, которые с трудом верили своим глазам, наблюдая, как стремительно меняется Страна Израиля за считанные годы между двумя мировыми войнами.
Правительство Англии любой ценой хотело сохранить свое господство в Палестине: она обладала исключительной стратегической ценностью, в частности, как возможная военная база вблизи от Индии и Афганистана. Что же касается Декларации Бальфура, английская администрация видела в ней всего лишь удачный ход в политической игре, подобный тем, которые ей не раз уже удавалось проделать в тайных дипломатических сношениях с Францией, Россией и арабскими государствами Ближнего Востока. Получив мандат на Палестину, в тех границах, которые наметили сами англичане, исходя из своих интересов на Ближнем Востоке, британское правительство окончательно уяснило себе, что исполнение мандата, его духа и буквы — в частности, превращение еврейского населения Палестины из национального меньшинства в большинство, — идет вразрез со стратегическими целями Англии. Кроме того, англичане ни в коем случае не хотели портить отношения с арабами. Не последнюю роль в этом играл, конечно, экономический фактор, в особенности полученные англичанами сведения о запасах нефти на территории арабских княжеств. Исходя из этого, английское правительство начало и скрыто и явно «сокращать» Декларацию Бальфура, содержавшую двусмысленные выражения, которые при желании можно было истолковать по-разному. Толкование англичан все больше склонялось в пользу арабов.
Англичане рассчитывали остаться в Палестине надолго. Усиление еврейского ишува и его первые скромные шаги к независимости противоречили их планам. Вот почему английское правительство стремилось свести на нет два важнейших фактора осуществления сионистской программы: массовую алию и поселенческую деятельность евреев в границах исторической Страны Израиля. (О границах Страны Израиля, согласно заявлению «Всемирной сионистской организации» на мирной конференции 1919 г. — см. карту 10, с. 181). Возникновение «арабской проблемы»
Арабы, населявшие Страну Израиля, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были потомки разных народностей, принявшие ислам после арабского завоевания. Особенно много таких сравнительно недавних мусульман было в горных районах Страны Израиля, где им удалось уцелеть после опустошительных нашествий завоевателей и не менее смертоносных набегов местных бедуинов. Параллельно усилению нового еврейского ишува усилился также приток в Страну Израиля арабов из соседних арабских стран — Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана. (Об арабской иммиграции в Страну Израиля см. приложение 3: с. 149). Все они с презрением и ненавистью относились к репатриантам Первой алии. Нападения вооруженных арабских банд на вновь основанные еврейские поселения были обычным делом. Поначалу они никем — ни арабами, ни евреями -не осознавались как национальное движение: это был просто разбой.
Но вот в 1911 г. 150 знатных арабов обратились в турецкий парламент с протестом против приобретения евреями земель в Стране Израиля и вообще против репатриации евреев в Страну.
В Декларации Бальфура (1917 г.) содержалось заявление о том, что сионизм получает отныне, с согласия мирового сообщества, покровительство великой державы. Это заявление дало новый мощный толчок развитию конфликта между евреями и арабами. Конфликт, начавшийся на задворках агонизирующей Оттоманской империи, начинает перемещаться в самый центр мировой политики.
С момента опубликования Декларации Бальфура арабо-еврейский конфликт получил новый статус. Теперь это было столкновение между двумя национальными движениями. При внимательном рассмотрении обнаруживалось, что у этих движений были похожие, но разные цели. Арабам, населявшим страны «Дома ислама» («Дар-аль-Аслам»), от Индии до Марокко, была нужна государственная независимость. Евреи же, рассеянные по всем уголкам планеты, хотели в первую очередь «собрать изгнанников» [«киббуц галуйот»], чтобы решить демографическую проблему в странах рассеяния. С международного согласия они хотели создать в Стране Израиля свой «национальный дом», как сказано в Декларации Бальфура.
В 1918 г. во главе «Комитета делегатов» — органа при английской администрации в Стране Израиля -встал Хаим Вейцман. Он стремился рассеять недоброжелательность арабов, подозрительно относившихся к вторжению «чужаков» в «Дом Ислама». Ему удалось организовать встречу с королем Фейсалом из рода Хашимитов, который был в хороших отношениях с англичанами. На встрече был подписан документ, в котором говорилось, что возвращение евреев на родину встретит благосклонный прием у арабов, поскольку откроет возможности взаимного сотрудничества в общих интересах. Казалось, что после этой встречи больше не останется оснований для конфликта между арабами и евреями-сионистами. В 1921 г. на Двенадцатом сионистском Конгрессе была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось, что евреи должны жить в обстановке гармонии и взаимного уважения с арабским народом в месте их совместного проживания. Вейцман, отличавшийся весьма трезвым подходом к политике, не обошел вниманием исключительно жесткую позицию, занятую Иерусалимским муфтием Хадж Амин эль-Хуссейни. Он предложил такую формулировку: «Не владеть и не быть во владении» Но и эта попытка компромисса потерпела неудачу. Точно так же не вызвало интереса у арабов неофициальное предложение руководителей ишува в 1938 г.: дать еврейскому ишуву на срок 5-10 лет статус национального меньшинства (40%). Оказалось, что у арабов нет никакой административной инстанции, которая могла (и хотела бы) принять решение о компромиссе на этой основе.
Зеэв Жаботинский*, считавший себя продолжателем линии Герцля в сионизме, сочетал припниципы «политического сионизма» с новыми идеями о еврейской военной организации. Его идеология получила название «ревизионизм»*. Жаботинский признавал законность национального движения арабов и готов был предоставить им все права в качестве национального меньшинства в еврейском государстве. Однако он считал, что мира с арабами нельзя достигнуть путем уступок. Мира можно будет добиться только с позиции силы, «железной стены».
Давид Бен-Гурион, вождь «социалистического сионизма», в начале своей деятельности (1921-1933) верил, что арабскую проблему удастся решить на основе идей классовой солидарности. Он считал, что сионистскому движению удастся попутно освободить арабских крестьян — феллахов — от эксплуатации землевладельцев — эффенди. Будучи избран в руководство сионистской организации (1933-1938), Бен-Гурион неоднократно встречался с лидерами арабов Страны Израиля и арабских государств. В качестве основы для переговоров между евреями и арабами он предлагал совместное участие в органах власти (в течение срока действия мандата) и федеративное сотрудничество будущего еврейского государства с соседними арабскими странами. Но все его предложения были отвергнуты. Только тогда Бен-Гурион сосредоточил свои усилия на организации еврейской самообороны в преддверии неминуемого столкновения с арабами.
Арабы не желали идти ни на какие компромиссы. Вначале (в 1917-1920) их жесткая позиция находила поддержку во враждебном отношении английских оккупационных властей к сионистскому движению в Палестине. В дальнейшем она опиралась на «практическую политику» английского правительства, сформировавшуюся уже во времена верховного комиссара Палестины лорда Сэмюэля, еврея и либерала, который лично был не склонен уступать арабам. Однако те устраивали погромы, вслед за которыми начинались «комиссии по расследованию» и издавались «Белые Книги»*. Общий смысл их выводов сводился всегда к одному: чтобы предотвратить беспорядки, надо прекратить или хотя бы уменьшить еврейское поселенчество в Стране Израиля.
Арабы же предпочитали политику силы, которая выражалась прежде всего в погромах. Эта политическая линия формируется уже в начале 20-х годов, когда арабы нападают на Метуллу и Тель-Хай, при защите которого погибает Йосеф Трумпельдор*. Погромы преследуют и еще одну цель: помешать Англии получить мандат на конференции в Сан-Ремо*. В период мандата арабы продолжают ту же политику, видя, что еврейский ишув* в стране растет и укрепляется. В 1921 г. они предпринимают попытку напасть на «старый ишув». В 1929 г. происходит кровавый погром в Хевроне, в ходе которого было вырезано почти все еврейское население города. В 1936 начинается «Большое восстание», представлявшее собой, в сущности, реакцию на большую алию 1935 г., когда арабы почувствовали, что еврейский ишув в Стране Израиля превращается в заметное национальное меньшинство, и — если сохранятся те же темпы заселения Эрец Исраэль — быстро станет народом, способным самостоятельно, без английского покровительства, противостоять всем попыткам остановить его развитие.
Позиция арабов и английских властей застала еврейских поселенцев врасплох: совсем не так они представляли развитие отношений с арабами. Однако они быстро оправились от удивления. Постепенно в еврейских поселениях развивается система обороны, благодаря которой в дальнейшем удастся успешно отбивать нападения арабов. В начале 20-х годов возникает еврейская военная организация «Гагана» [«Оборона»]. Мандатные власти отказываются признать ее законной, но невзирая на это, «Гагана» становится одним из важнейших учреждений «государства в пути»*, наряду с другими — такими, как гражданские организации «Кнесет Исраэль» [«Собрание Израиля»], «Собрание депутатов», «Национальный совет» и «Главный раввинат» — официальными организациями, представлявшими евреев Страны Израиля перед мандатными властями. Политика англии в период мандата
Несмотря на провал попыток запугать евреев и силой добиться прекращения алии, арабам обычно удавалось добиться своего у английских мандатных властей. По следам «беспорядков» организовывались комиссии и издавались «Белые Книги», выводы которых обычно были однозначны: следует ограничить до минимума еврейское поселенчество и алию. В «Белой Книге» 1922 года Восточный берег реки Иордан был отторгнут от «национального дома еврейского народа» и передан эмиру Абдалле — будущему королю Иордании (см. карты 10, с. 181). В «Белой Книге» 1930 г. английские обещания об образовании «национального дома еврейского народа» были урезаны до такой степени, что доктору Хаиму Вейцману, всегдашнему стороннику «реализма» в политике и «компромиссов» с англичанами, пришлось уйти в отставку с поста председателя Всемирной сионистской организации* В 1937 г. комиссия лорда Пиля предложила разделить Страну Израиля (см. карту 12, с. 183) на маленькое еврейское государство, которое должно было включать Галилею, Изреэльскую долину и побережье до Беэр-Тувья, и арабское государство, которое должно было занять всю остальную территорию Страны Израиля к западу от реки Иордан — за исключением полосы земли между Яффо и Иерусалимом, которая должна была оставаться под международным наблюдением и под управлением британских мандатных властей.
В 1939 г. английское правительство опубликовало «Белую книгу», в которой вводились суровые ограничения на алию и на приобретение земель поселенцами-евреями. В «Белой книге» 1939 г. был предложен проект: в течение 10 лет образовать в «Палестине» — в Эрец Исраэль — независимое государство, которое управлялось бы арабским большинством; это государство оставалось бы связано с Англией особым договором. Таким представлялось англичанам будущее Страны Израиля: арабское государство с еврейским меньшинством.
«Белая Книга» 1939 г. была последней. Она положила конец идее «национального дома еврейского народа» под покровительством Британской империи и привела к решительному изменению в политике ишува по отношению к британским мандатным властям. До сих пор борьба с мандатными властями велась в рамках «гражданского неповиновения»: расширение еврейского поселенчества в «запрещенных районах» (поселения типа «Хома у-Мигдаль»* [«Стена и Башня»]) в 1936-1939 гг., а также начатая с 1934 г. организованная нелегальная эмиграция, которую евреи называли «Алия Бет» [«Вторая алия»] или «Гаапала» [«Дерзновение»] (см. карту 11, с. 182). Теперь тактика меняется. В 1937 г. возникает «Иргун Цваи Леуми» [«Национальная военная организация»], сокращенно «Эцель»*. Эта военная организация под руководством Зеэва Жаботинского, вождя ревизионистского движения*, отделяется от уже существовавшей военной организации «Гагана»*. «Эцель» протестовал против тактики «сдержанности» [«Гавлага*»] по отношению к арабскому террору и к британским мандатным властям. Таким образом, «Эцель» встал в оппозицию по отношению к Гагане*, действовавшей в соответствие с указаниями лидеров ишува во главе с Бен-Гурионом и начал террористическую деятельность, направленную одновременно против арабских террористов и английских властей.
Публикация «Белой книги» способствовала нарастанию антианглийских настроений в еврейском ишуве. Но борьбу за отмену британского мандата пришлось отложить в связи с началом Второй мировой войны (1939 г.). Весь еврейский ишув, включая «Эцель», естественно, встал на сторону Англии, сражавшейся с нацистским врагом. Исключение составляла лишь небольшая группа «Лехи»* (сокращение от «Лохамей Херут Исраэль» [«Бойцы за свободу Израиля»]), отколовшаяся от «Эце-ля». Бен-Гурион провозгласил: еврейский ишув будет бороться плечом к плечу с англичанами, как будто не было «Белой книги», и будет бороться против «Белой книги», как будто нет войны. Борьба за независимость была отложена до конца войны — до 1945 г.
Вторая мировая война коренным образом изменила соотношение сил на мировой арене. Влияние Англии в международных делах пошатнулось, статус сверхдержавы заняла теперь другая страна — Соединенные Штаты Америки. Изменилось и положение еврейского народа. Большая часть европейского еврейства была уничтожена. И в этот исторический час народы воочию увидели руку Божественного Провидения. Сионистская мечта осуществилась. 29 ноября 1947 г. сессия ООН признала еврейское государство в разделенной Стране Израиля.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Вісник Книжкової палати», №3, 2010 Аналіз дотримання нормативних документів щодо оформлення вихідних відомостей у неперіодичних виданнях за 2009 рік
Реферат Теоретическое изучение персонала предприятия и его статистический анализ
Реферат Об одном сомнительном следе международного жаргона в современных русских жаргонных словарях
Реферат Huckleberry Finn Vs Tom Sawyer Essay Research
Реферат Разработка и внедрение автоматизированных систем управления технологического оборудования минипекарень
Реферат Педагогика молитвы
Реферат Выбор оптимального места строительства очистного сооружения
Реферат Современный финансово-экономический кризис: природа, пути и методы его преодоления
Реферат Исследование влияния зоны захвата при работе лазерного гироскопа
Реферат Аделаида Савойская
Реферат Течение реальной жидкости
Реферат Порядок моделирования входного сигнала
Реферат Методы бухгалтерского учёта
Реферат Compass Essay Research Paper The compass has
Реферат Трудовая теория стоимости К. Маркса. Заблуждение или истина?