Реферат по предмету "Психология"


Коммуникации: вербальные и невербальные

Средствакоммуникации: вербальные и невербальные
 

 
Вербальные
Передача любой информациивозможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколькознаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе,соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Пригрубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующиеразличные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видовкоммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.
Коммуникации — этоспособ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных иписьменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людейосуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.
Вербальные коммуникации- это устные и письменные сообщения. По данным А. Пиза передача информациипроисходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств(включая тон голоса, интонации звука) — на 35 %, за счет невербальных средств — 55 %. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений ипараметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общениясуществует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётсячистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.
Вербальная коммуникацияиспользует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковойязык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический исинтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации,поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыслсообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общностипонимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речьшла выше.
К вербальным средствамкоммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная иписьменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основныхсредств передачи информации является речь. В речи реализуется и через неепосредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. Косновным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная(функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция наситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая(функция толкования).
Функцию, которуювыполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отборслов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации,выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение,рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод,резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнююи внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Нотакое общение не является коммуникацией, так как не происходит обменаинформацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменнуюречь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора,обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога:информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управлениесобеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональноевоздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическаяподмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта).
В процессе коммуникациимогут возникнуть коммуникативные барьеры:
Логический барьер –возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того,какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, ониобщаются на уровне понимания или непонимания.
Стилистический барьер –несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает принеправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: отвнимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений квозражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.
Семантический(смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря сосмысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведениипредставителей разных культур.
Фонетический барьер –препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация,логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.
Невербальные
В нашем внешнемповедении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только этипроявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениямирук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера.Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение,чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.
В общение людейоказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональноеотношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспектобмена информацией – невербальную коммуникацию.
К средствамневербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза,смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую иусиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.Как говорилось выше, согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается черезвыражение лица, позы и жесты. Другими словами, во многих случаях то, как мыговорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм исредств общения у человека являются врожденными и позволяют емувзаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческомуровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многимвысшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам,дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Благодаря невербальномуобщению человек получает возможность психологически развиваться еще до того,как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, самопо себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованиюкоммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться болееспособным к межличностным контактам и открывает для себя более широкиевозможности для развития.
Различаются триосновных вида невербальных средств передачи информации ( или их еще называютпаралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.
К фонационнымневербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи,устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э,мэ…).
К кинетическимкомпонентам речи относятся жесты, позы, мимика.
Графическиеневербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.
Виды невербальныхсредств общения.
Мимика.
Под мимикой мы понимаемдвижения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, спомощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того илииного человека).
Мимика бывает разная:
Сильно подвижнаямимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстройсменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкойвозбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальныхразмеров.
Малоподвижная мимика.Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует оредко изменяющемся устойчивом настроении.
Также мимическиедвижения подразделяются на:
мимикуагрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;
активно-оборонительную– отвращение, презрение, ненависть и др.;
пассивно-оборонительную– покорность, приниженность и др.;
мимикуориентировочно-исследовательской направленности;
мимикуудовольствия-неудовольствия;
маскировочные выражения– мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.
Одним из наиболееважных элементов мимики является взгляд.
Жесты.
Жесты – этовыразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с цельюобщения и которые могут сопровождать размышление или состояние.
Мы различаем: указательные,подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные жесты.
Указательные жестынаправлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.
Подчеркивающие жестыслужат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этомположению кисти руки.
Демонстративные жестыпоясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установитьсоциальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Онииспользуются также для ослабления значения высказываний.
Различают также: произвольныеи непроизвольные жесты.
Произвольными жестамиявляются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться внепроизвольные жесты.
Непроизвольными жестамиявляются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также какрефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бываютврожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Научные исследования вобласти лингвистики показали, что существует прямая зависимость междусоциальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом.Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека,тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования вобласти невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека истепенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своихсообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальнымположением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений,которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы илипрофессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарногозапаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менеепрофессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова впроцессе общения.
Одним из невербальныхсредств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том,как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы игратьв обществе, и его внутренняя позиция.
Важной деталью в одеждеявляются украшения.
К средствам украситьсамого себя относятся следующие:
Наколки, раскраска итатуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.
С помощью украшенийнапоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт,агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностныеособенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат вбольшинстве случаев как дополнительные наряды.
Членский значок той илииной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или инойгруппе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значокпредставляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражаетсвою принадлежность к определенной группе.
Крест. Благодаря своейконструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол– фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозногочувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выборуэтого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, апотребность.
Кожаные браслеты. Такоеукрашение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Онодолжно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающегоремешка на запястье.
Кусочки меха и другиетрофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют овыдержке, и судя по ним, можно определить победителя.
Мех и мишура.Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожейсвидетельствует о желании испытать нежное обращение.
Мелкие и изящныеукрашения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабымчеловеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькиеи изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.
Крупные украшения. Ониобычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своегосоциального статуса.
Итак, одежда способнамногое “говорить” о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь поней делать окончательные выводы о личности нельзя.
Особенностью языкателодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашегоподсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет намдоверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менееобразован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевымзасорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.