Лидерство в неформальных группах молодежи.
ПЛАН
Вступление… 3
1. Понятие лидерства и теории лидерства… 5
1.1 Подход с позиции личных качеств… 5
1.2 Поведенческий подход… 7
1.3 Ситуационный подход… 8
2. Лидерство в молодежной неформальной группе… 10
2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров вмолодежной среде… 10
2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти… 11
2.3 Функции лидера молодежной неформальной группы… 15
2.4 Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы… 17
2.5. Классификация лидеров по стилям руководства… 19
3. Социометрические исследования относительно неформальноголидерства в коллективе… 21
Заключение… 26
Список использованной литературы… 27
Вступление
Определяющий принциплидерства – это признание за человеком способностей понимать интересы другихлюдей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феноменлидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду какмалую группу.
Формальная структураколлектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная –складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех,входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структурахарактеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членамигруппы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь,это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения.Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, взадачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. Взависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных(конструктивных и деструктивных) лидеров.
Основная цель данной курсовой работы заключается висследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах.Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанныхзаданий:
· изучить сущностьпонятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
· раскрытьисточники власти лидера в неформальных молодежных группах;
· исследоватьфункции лидера в молодежной неформальной среде;
· выявить различныеаспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.
Предметомкурсовой работы являются отношения, которые возникают между лидером и членаминеформальной молодежной группы.
Объектомкурсовой работы является непосредственно лидер молодежной неформальной группы.
Курсовая работа состоитиз трех разделов, в которых последовательно анализируется поставленнаяпроблема.
1. Понятие лидерства и теории лидерства
Лидерство — это способность влиять наиндивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерстваоказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили триподхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход спозиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Рассмотримих подробнее.
1.1 Подход с позиции личных качеств
Лидерство стало объектомисследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучатьуправление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервыепредпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностныехарактеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства,также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителейобладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая этумысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, людимогли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективнымируководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания,впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное иэкономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
В 40-х годах ученыеначали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Ксожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единомумнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В одномиз исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личныхкачеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях. В 1948 г.Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, гдеотмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивыерезультаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлениемк знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием исоциально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разныхситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затемон сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы:«человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладаетнекоторым набором личных свойств».
Вывод, что не существуеттакого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективныхруководителей, часто приводится в качестве доказательства того, чтоэффективность руководства имеет ситуационный характер. Однако сам Стогдиллсчитает, что его точка зрения недостаточно оттеняет личностную природулидерства. Он утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, чтов разных ситуациях требуются различные способности и качества. Хотя он и непризывает вернуться к подходу к руководству с позиций личных качеств, Стогдиллзаключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься сличными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».1.2 Поведенческий подход
Поведенческий подходсоздал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Этостало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалосьпримерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силубихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, чтовторой подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведениируководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективностьопределяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведенияпо отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируемпонятия «стиль руководства» и даем описание таких важных категорий, какавтократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работуи стиль, ориентированный на человека.
Несмотря на то, чтоповеденческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание нафактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижениецелей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить изпредположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.Более ранние авторы бихевиористской школы, как правило, рассматривали лидеров,которые вели себя демократично и считались с другими, как самых эффективных всовременных организациях. Однако, обобщая результаты исследований,использовавших данный подход, группа авторов утверждает, что «не существуетодного «оптимального» стиля руководства». Очень вероятно, что эффективностьстиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется,меняется и соответствующий стиль». Более поздние авторы и ученыебихевиористской школы обычно признают, что необходим ситуационный подход круководству. «Оптимальный» стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.1.3 Ситуационный подход
Ни подход с позицийличных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логическогосоотношения между личными качествами или поведением руководителя, с однойстороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества иповедение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являютсясущественными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали,что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительныефакторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качестваподчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а такжеимеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современнаятеория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаютсяопределить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуютопределенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогичнотому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, такдолжны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характераконкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вестисебя по-разному в различных ситуациях.
2. Лидерство вмолодежной неформальной группе2.1. Психологическая характеристика неформальныхлидеров в молодежной среде
Лидер в группе — это ее член,который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условияхопределенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности длядостижения общей цели.
Представителям высших и отчастисредних звеньев молодежной организации обычно присуща высшая преступнаяавторитетность, основанная на личном опыте, материальных средствах и личныхкачествах. К числу основных качеств, присущих современному лидеру молодежнойнеформальной группы, по мнению некоторых авторов, относятся: волевыекачества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели,подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, посравнению с другими участниками молодежной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и достоинства, и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях.
Лидер неформальноймолодежной группы - умен, обладает организаторскими способностями ипсихологической властью над подчиненными. Таким образом, можно сделать вывод,что современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимымиличностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Обладание такими индивидуально качественными характеристиками обусловливает их выдвижение в лидеры.2.2. Причины выдвижения лидера и источники еговласти
Выдвижение лидера в молодежнойгруппе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этомдействуют два фактора — объективный и субъективный.
Объективный фактор — в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образом
проявляет себя в повседневной жизнинеформального коллектива.
Субъективный фактор –лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами,которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.
Однако не только особые личные качества лица обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих,стоящих перед группой задач и целей.
Выдвижение лидера постепенно по мере развития и функционирования
молодежной неформальной группы. В молодежныхгруппах низкого психологического развития (случайных и компаниях) — процессвыдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться. Лидер можетпоявиться только в определенных ситуациях, но на этом этапе члены группы еще не осознают его как лидера, да и в иных ситуациях его функции может выполнить и еще кто-либо, а не будущий лидер.
В молодежных группахвысокого психологического развития феномен лидерства представлен в егоклассическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающегосклонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, кподлинному руководителю, организатору молодежной группы, без участия которогоне решается ни один важный вопрос.
Лидер в группе выполняет важныесоциально-психологические функции, без которых невозможно нормальноефункционирование группы. Именно во многом благодаря ему, группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается сообщество высокого психологического развития - неформальнаямолодежная группа.
Лидеры молодежных групп обладают психологической властью над
подчиненными, однако, необходимоотметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование неформальноймолодежной группы базируется на власти лидера. В психологии есть такоеопределение понятия “власть”: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность. Источники власти лидера - средства, с помощью которых применяющий власть субъект сможетобеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать этоудовлетворение или предотвратить его.
Лидеры молодежныхнеформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможныеисточники власти:
1. Власть эталона. Основана на идентификации членагруппы с лидером и желании для члена группы быть похожим на лидера.
2. Власть принужденияили наказания. Еесила зависит от:
а) репертуара возможныхнаказаний и санкций. Например, следующие санкции: моральные (обсуждение , замечание о неправильности поведения, пощечина и т.д.);материальные (“штраф”, “пеня” в течение определенного срока и т.д.);физические (избиение).
б) от угрозы наказанияминус вероятность избегнуть наказания благодаря
послушанию.
Жесткая дисциплина,устанавливаемая и поддерживаемая лидером говорит о силе данного источникавласти.
3. Власть знатока. Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны членов группы особых знаний, интуиции илинавыков, относящихся к сфере функционирования. Поэтому, как показывают исследования для лидеров неформальных молодежных групп характерно то,что их интеллектуальный уровень довольно высок - они являются мозговым центром молодежной группы. Стремление лидеров к привлечению специалистов из различных областей также объясняется существованиемтакого источника власти.
4. Информационнаявласть. Онавозникает в тех условиях, когда лидер
имеет доступ к информации, неизвестнойчленам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных молодежных группахэтот вид власти выражается в дозированном распределении информации между членами группы, в то время как полной информацией обладает только самлидер.
6. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них. К одному из основных признаков неформальной организации относится наличие устава в виде неформальных норм поведения, традиций, законов, санкций за их нарушение.
Подводя итоги, можно сделать краткий вывод по данному подразделу: власть лидера в неформальноймолодежной группе — явление многоаспектное и
в зависимости от структуры группы, уровня ее развития, сложившихся межличностных отношений,источники власти могут варьироваться и смешиваться постольку, поскольку это необходимо для осуществления целей и задач группы, но зачастую, в молодежныхнеформальных группах высшего уровня лидером используются все источники в их совокупности, для осуществления всеобъемлющего и эффективного руководства. Говоря о руководстве, необходимо отметить, что нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнениемлидером ряда социально-психологических функций.2.3 Функции лидера молодежной неформальной группы
Нормальное функционированиемолодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных,необходимых группе социально-психологических функций.
В литературе выделяетсяпять основных функций лидера молодежной неформальной группы:
· Организаторскаяфункция лидеразаключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностьювсей группы.
· Информационнаяфункция — тесновзаимосвязана с организационной. Без информации существование неформальной группы является довольно проблематичным. Лидер организует поступлениенеобходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает еедругим членам группы. Собирая лидер получает как информацию извне, так и сведения о внутренней жизни самой группы (настроения, отношения между членами группы т.д.). Информационная функция всегда позволяет лидеру владеть обстановкой и контролировать действия группы.
· Стратегическаяфункция — выражаетсяв том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала.
· Нормативно-ценностнаяфункция — эта функция имеет важное значение. Лидер определяет допустимые границы и нормыповедения в неформальной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения и поступки - пример для других членов группы, идеал, к которому многие из них стремятся. Лидер активно участвует в формировании единства взглядови позиций у членов неформальной группы, что обеспечивает группе единстводействий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных сриском и опасностью.
· Дисциплинарнаяфункция — взаимосвязана с нормативно-ценностной. Члены молодежной неформальной группы,нарушающие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя. Нанем также лежит обязанность разрешать различные конфликты, которые возникаютвнутри неформальной группы. Лидер обычно берет на себя определение“правых” и “виноватых” в конфликте и применяет к виновным соответствующиесанкции.
Таким образом, современныйлидер молодежной неформальной группы, по мнению многих авторов, приорганизации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных,необходимых группе функций. Эти функции не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга, они взаимообусловлены и переплетены. Выполняя эти, а такжедругие функции лидер группы обеспечивает дальнейшее ее развитие, а равно повышает свой авторитет в глазах других членов группы.2.4 Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционированиявнутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем болееотчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвязи эмоциональных отношений между участникамипреступной группы с чисто деловыми, функциональными, основанными на совместной деятельности.
При психологическом анализе неформальной группы очень важно уяснить способ передачи информации между ее членами. Существуют следующие способы передачи информации:
1. Полная структура — при таком виде коммуникативных связей каждый член группы может установить связь с каждым.
2. Круговая структура — движение информации либо в одном,либо в двух направлениях по кругу.
3. Комбинированная структура — для передачи информации членам группы лидер пользуется двумя или более видами связи.
4. Сложная структура — лидер руководит двумя или более подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру.
Лидер имеет связь только с руководителями основных направлений. Эти руководители, в свою очередь, устанавливают ту или иную коммуникативную структуру, как правило, используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи сисполнителями.
О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами.Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе - психологические мотивы.
Возникающие противоречияприводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности.
Конфликты можно разделитьна 3 группы:
1. внутриличностные, возникающие, когда в процессеучастия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальнойгруппы;
2. межличностные, к которым приводит в основном разделение функций в группе;
3. межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.
Остановимся подробнее на межличностныхконфликтах. Как только лидер становится менее полезен для группы, неизбежна его смена. Это лежит в основе конфликтов между организатором и членами молодежной неформальной группы. Конфликты такого рода могут возникать по многим причинам: а) недостатки в организации деятельностигруппы, ее неэффективность. Рядовые члены могут тяготиться своей постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решенииважных для деятельности группы вопросов; б) недовольство рядовых членов группы лидером; в) отсутствие надлежащей дисциплины у членов неформальнойгруппы; г) оскорбительное отношение лидера к другим членам группы. Зачастуюлидер и приближенные к нему лица унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальнаягруппа потерпела какую-либо неудачу и то усиливаются тенденции к возникновению межличностных конфликтов и разъединению группы.
Также выделяютсяконфликты между лидером и оппозиционером, т.е. лицом из числа приближенных к лидеру, которые возникают из-за того, что оппозиционер тайно имеетнамерение захватить власть. Как правило, такой конфликт протекает скрытнои очень часто приводит к расколу группы.
2.5. Классификация лидеров по стилям руководства
В литературе выделяются следующие,наиболее часто встречающиеся типы
лидеров-неформалов:
1. Лидер-вдохновитель - такой тип лидеров, как правило, предлагает неформальной группе свою программу действий, определяетнормы поведения
2. внутри группы, цели и задачидеятельности. Деятельность таких лидеров заключается в основном на решенииорганизационных вопросов функционирования группы.
3. Лидер-организатор — является центральной фигурой неформальногомолодежного формирования. Зачастую – это тип личности, характеризующийсявысокой степенью общественной направленности. Этот тип в отличие отпредыдущего лично организует и руководит групповой деятельностью,осуществляет программу, ранее выработанную всей группой.
4. Лидер смешанного типа - этот тип соответственно сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, то есть онразрабатывает план, задает программы и одновременно организуети руководит ее выполнением. В литературе удалось выявить следующие разновидности лидеров смешанного типа: 1) лидеры, последовательно или одновременно выполняющие функции вдохновителя, инициатора и организатора; 2) лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; 3) организаторы-руководители; 4) руководители-исполнители.
5. Авторитарные лидеры - используют в своей деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидерарешает все вопросы жизни и деятельности неформальной молодежной группы, поддерживает жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением и выполнением принятых группой норм. Такие руководители не терпят возражений и советов,принимают все решения сами, а остальные выполняют их волю, за непослушаниеследует суровое возмездие.
6. Демократические лидеры — используют в руководстве неформальной группой демократический стиль управления. Склонны учитывать мнение других членов молодежной неформальной группы, могут советоваться с ними, хотя последнее слово всегда остается за лидером. В целях обеспечения моральноподдержки в группе такой лидер часто выдает свои решения за решения всейгруппы.
7. Лидеры смешанного типа — используют в руководстве как авторитарные, так и демократические методы управления.
8. Ситуативный лидер — проявляет свои организаторскиекачества только в определенных ситуациях.
9. Универсальный лидер — в отличие от предыдущего, постоянно проявляет
10. свои качества ивыполняет функции лидера.
3.Социометрические исследования относительно неформального лидерства в коллективе
Проблема неформальноголидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной,так, весной 2000 г. в учебной группе Российского Университета Дружбы Народовбыл проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявлениенеформальных лидеров в студенческом коллективе. Проведенный социометрическийанализ представляет собой вторичную обработку данных, полученных в ходеисследования, проведенного среди студентов учебной группы ГСБ–32 факультетагуманитарных и социальных наук РУДН. Данный коллектив представляют 17 человек,каждому из которых в ходе исследования был присвоен номер от 1 до 17 дляудобства обработки данных и обеспечения анонимности.
В результате оценкиосновных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива(социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема,интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрическойсоциограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе,были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходеисследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих веськоллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькиминебольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5,7, 8, 11, 13, 15 и 16.
Также стоит отметить, чтонеформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив.Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют кблагоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16)идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению иустановлению конфликтной ситуации.
Степень влияния какположительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительныхлидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий кмаксимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связипрактически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себеосновные потоки психологической информации. При этом показатели отношениягруппы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективукак субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Такжеследует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статусаравен индексу эмоциональной экспансивности).
Лидеры №№ 11 и 13оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связьмежду лидером №13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера№11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним излидеров (№7). Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера №13 вструктуре группы: его потребность в общении и взаимодействии с окружающимиочень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие отлидера №11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Такжеконцентрация взаимодействия лидера №13 выше, чем №11, что указывает на болеезначимую позицию первого в структуре группы.
Отрицательных лидеровтакже можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера №5 не таквелико, как лидеров №№15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой ипредставляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив вцелом.
Что касается связиположительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть идостаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером№8. У лидера №11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, ноотрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.
В коллективе 4 человекаимеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом №№ 4,10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9,статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13соответственно.
Шесть человек в группепрактически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17):их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек – студенты,редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влиянияна коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить нестоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают студенты №№ 12,17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь сгруппой.
Аутсайдеры, т.е. люди, неимеющие никакой связи с другими членами коллектива, в группе в ходеисследования выявлены не были. Этот факт следует оценивать как положительный,т.к. легче переориентировать на сотрудничество отрицательные связи междулюдьми, нежели равнодушие со стороны какого-либо члена группы или коллектива.
Используя результатысоциометрического анализа учебной группы, исследователями была предпринятапопытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом ихсоциально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства приразработке сценариев различных деловых игр.
Заключение
В качестве заключениярезюмируем основные положения курсовой работы. Так, мы можем констатировать,что проблема лидерства – это традиционная проблема социальной философии отантичности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великиеисторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образомв малых группах. Лидер – это человек, способный объединить людей для достиженияопределенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя,характером группы и конкретной ситуацией. В рамках исследования лидерства вмалых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидерназначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя.Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу наоснове личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерствевыстраиваются по двум типам: руководитель — подчиненные или лидер –последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лицеавторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижениюэффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство,предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое,вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группапредоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерствамогут оказаться эффективными в разной степени.
Списокиспользованной литературы
1. Бойетт Дж.Г., Бойетт Дж.Т.Путиводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Москва: ЗАО«Олимп-Бизнес», 2001, 416 с.
2. Большаков А.С., Михайлов В.И.Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2002, 416с.
3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента.Москва: Финансы и статистика, 2001, 192 с.
4. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономикаи психология. На перекрестке наук. Москва: «Дело и сервис», 1998,400 с.
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И.,Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики, 2000, 512 с.
6. Джуэлл Л.Индустриально-организационная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001, 720 с.
7. Милованов В.П. Н Синергетика исамоорганизиция. Москва: Эдиториал УРСС, 2001, 264 с.
8. Реан А.А. Психология человека отрождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
9. Щёкин Г.В. Как эффективно управлятьлюдьми. М.: МАУП, 1999, 400 с.