СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава 1. Структура и управлениеклассным коллективом… 5
1.1.Лидер и руководитель в формальнойи неформальной структуре подросткового класса… 5
1.2.Роль взаимоотношений ивзаимодействия лидера и руководителя в функционировании подростковогоколлектива… 10
Глава 2. Исследование взаимоотношенийлидера и классного руководителя 16
2.1.Идея, методика и ход исследования… 16
2.2.Результаты исследования и выводы… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 24
Приложение 1… 25
/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Проблема лидерства вподростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем.Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и взаимоотношения лидера склассным руководителем. Дальнейшая жизнь подростка потребует от него не толькоумения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерскогоповедения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущеговзрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость,вера в себя и успех дела. И взаимоотношения с руководителем займут не последнееместо в жизни вчерашнего подростка.
Современная психология выделяет официальную и неофициальную структуру взаимоотношений в коллективе.Официальная структура представляет собой систему позиций, заданных извне,обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позициихарактеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют болееили менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных сданными позициями. В современном школьном классе это могут быть какие угоднодолжности. Например, командира, председателя. В нашем исследовании – это президент.
В неофициальной,межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждогошкольника и особенностями данного класса. Уже в начальной школе наблюдаетсястремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции:вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена. В подростковом возрасте различныепозиции в классе выделяются особенно рельефно. В этом возрасте дети отчетливопонимают, что официальные и неофициальные руководящие, лидирующие позиции несовпадают.
Исследование этойпроблемы имеет психолого-педагогический смысл. Педагогу, выступающему в роликлассного руководителя, необходимо знать эффективные способы воздействия навесь классный коллектив. Давно выяснено, что наибольшее социализирующее влияниевзрослый может оказать на коллектив через его лидера. Но остаются не вполнеясными условия эффективного взаимодействия и взаимоотношений лидеров класса иклассного руководителя. Выявлению параметров эффективных взаимоотношений ипосвящена наша работа.
Объектом данной курсовойработы является классный коллектив
Предметом данной курсовойработы являются взаимоотношения лидера и классного руководителя.
Цель курсовой работы:выявить степень позитивности взаимоотношений лидера и классного руководителя.
Цель достигаетсяпосредством решения следующих задач:
1. Исследоватьнаучную психологическую литературу по проблеме лидерства и руководства;
2. Провестиисследование, позволяющее оценить взаимоотношения лидера и классногоруководителя;
3. Исследоватьполученные данные и описать результаты
4. Сделать выводы наосновании полученных результатов.
/>/>/>Глава1. Структура и управление классным коллективом/>/>1.1.Лидер и руководитель вформальной и неформальной структуре подросткового класса
В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от положения вгруппе. Положение в группе определяется, в основном, статусом и набором ролейдля каждого члена группы. Любая группа, даже демократического характера, встатусно-ролевом отношении иерархиризированна. Иерархия взаимоотношенийчленов группы сказывается на двух несовпадающих структурах – формальной инеформальной. Формальная групповая дифференциация – это взаимосвязьформально-ролевых положений. Глава формальной структуры называетсяруководителем. Неформальная групповая дифференциация предполагает взаимосвязичленов группы, скорее по личным симпатиям-антипатиям. Во главе неформальнойструктуры стоит лидер. Группа не может долгое время функционировать без лидера.Функциональная теория лидерства утверждает, что лидерство – это функция группы[1]. А синтетическая теориялидерства, что лидерство – это, скорее функция личности[2]. Лидер обладает самымвысоким статусом в группе и выполняет самые ответственные социальные роли вгрупповой деятельности. В любом коллективе можно выделить не только лидеров, нодругие статусно-ролевые позиции, например, «звезд», «предпочитаемых»,«отвергаемых», «изолированных». Формальная и неформальная структуры группы, какправило, не совпадают.
В своих действиях член группы ориентируетсяна свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действияв связи с групповыми ожиданиями. «Несоответствие поведения членов группыгрупповым ожиданиям порождает групповыеконфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, онподвергается отрицательным санкциям, принудительномувоздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение,поощрение»[3].То есть откаждого члена ожидается определенное поведение, соответствующее тем требованиям, которыепредъявляются к исполняемойим социальной роли.
Внутриколлективная позиция лидера связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. «Если вклассе никто фактически не является вожаком, т. е. никто на занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), тотакой класс, как правило, является«серым», «бесцветным»[4].
Именно лидеры определяют нормы и ценностиданного коллектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большимивозможностями для внушения. Подражание подростков школьникам-лидерампроисходит из самого факта доверия им. От того, кто являетсялидером, в большей степени зависит успешность функционирования коллектива,достижения им целей, ради которых он был создан. Именно от лидера зависит,сможет ли член коллектива, стоящий ниже на иерархической лестнице, раскрытьсякак личность, реализовать не просто статус в ролевом исполнении, а своиценности, смыслы, убеждения, взгляды. Будет ли чувствовать себя развивающейсяличностью или будет включен в группу, только потому что боится остаться один.
Следует отметить, что нельзя раз и навсегда определить черты личности, характерные именно для лидеров. Но в подростковом возрасте особообостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг другу школьники всистеме межличностных отношений. «В этих обстоятельствах лидер старшеклассниковчасто является эталоном, наиболее референтным лицом в классе, с помощьюкоторого все другие оценивают свои и чужие поступки»[5].Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидерав классе занимают отличники учебы. Если для этого заключения есть определенныеоснования, когда речь идет об учениках младших классов, то в старших классахпрямая зависимость между статусами отличника и лидера не прослеживается.
Лидер в подростковойгруппе выступает для ребят как носитель личностных качеств, становящихсяобразцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качествалидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в даннойвозрастной группе. Экспериментально установлено, что старшеклассники оцениваютсвоих ровесников в связи с теми качествами, которые не только признаются особоценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсеотсутствующими. «Обладающие подобными качествами товарищи оказываются наиболеевлиятельными и имеют наибольшие основания обрести авторитет, стать лидерамикласса»[6]. Поэтому психологическая наука выделяет различные типылидеров по различным критериям, при помощи которых можно наиболее полно описатьжизнь группы, коллектива. «Типы лидеров выделяют по содержанию деятельности, постилю руководства, по характеру деятельности, по внутриколлективным функциям, посфере взаимоотношений».[7]Исходя из этой классификации, можно заключить, что в коллективе может быть много лидеров, тем более что различные обстоятельства выдвигаютвременных, ситуативных лидеров.Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, но приобязательном условии: их нравственные ценности не должныпротиворечить друг другу.Разнообразиелидеров обеспечиваетразнообразную жизнь коллектива.
Актуальной проблемой для подростковогоколлектива является ценностные ориентиры коллективной деятельности. Подросткиеще не всегда могут отличить дурное от хорошего, просоциальное отантисоциального, часто не имеют юридических знаний, не говоря уже о личностнойи социальной незрелости, являющихся возрастным признаком. У преступной,девиантной, с низкой культурой развития взаимоотношений, групп тоже всегда естьлидирующее лицо. Именно от лидера будет зависеть заняты ли будут члены группыобщественно полезными делами, или будут ориентированы на незаконнуюдеятельность. Чтобы проиллюстрировать нашу мысль приведем слова А.С.Макаренко: «Митягинанеобходимо было удалить как можно скорее.
Может быть, ничегоособенно порочного и не было в баштанных делах или в ограблении пасеки, нопостоянное внимание колонистов к этим делам… знаменовали полнуюостановку развития нашего тона, знаменовали, следовательно, застой. И на фоне этогозастоя для всякого пристального взгляда уже явными сделались непритязательные рисунки: развязность колонистов, какая-тоспециальная колонистскаявульгарность по отношению и к колонии, и к делу, утомительное и пустое зубоскальство, элементынесомненного цинизма… Все этоотразилось и на внешнем облике колонистов и всей колонии: разболтанное движение, неопрятный и неглубокий позыв костроумию, небрежно накинутая одежда и припрятанная по углам грязь»[8].
Руководство описываетгруппу несколько иначе. Классный руководитель – это, прежде всего, агентсоциализации. Он представляет социальные организации и институты. Он являетсяносителем общественных норм, правил, ценностей, способов поведения, культуры.Фактически, классный руководитель – это представитель общества.
Очень интересной инаглядной является схема Г.М.Андреевой, сравнивающей лидерство и руководство[9].
Таблица 1.1. />/>/>/>Руководство />/>/>/>Лидерство Элемент макросреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений Феномен микросреды, соответствующий потребностям и установкам группы Средство регулирования отношений в рамках социальной организации Связано с регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, носящих неофициальный характер Процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов Возникает и функционирует преимущественно стихийно Более стабильное явление, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях группы Подвержено влиянию установок и настроений группы Характеризуется применением достаточно определенной системы административных санкций Характеризуется применением широкой системы приемов социально-психологического воздействия на личность и группу Процесс принятия решения имеет сложный и многоэтапный характер Процесс принятия решения не нормирован Руководитель осуществляет представительство группы в макросреде Протекает в условиях микросреды
Как свидетельствуетданная таблица, лидерство – это, в общем и целом, групповой феномен и групповаяфункция. Именно от лидера подросткового коллектива будет зависеть, как детибудут решать свои возрастные задачи. Руководитель же в подростковом коллективенеобходим, чтобы направлять развитие группы и ее членов в социально одобряемоерусло, необходим для того, чтобы не выросло девиантное, преступное сообщество,чтобы дети смогли правильно социализироваться, правильно решить возрастныезадачи, а по мере взросления влиться в трудовое сообщество взрослых. Если лидер– это социально незрелый сверстник, то руководитель – это наставник,воспитатель, способный привить общественные ценности и нормы каждому членугруппы, класса. Ввиду разницы в возрасте, социальном опыте, зрелости и функцийлидер и руководитель находятся как бы по разную сторону границ группы.
Соотношение лидерства ируководства составляет особую проблему в образовательной среде, так как отэффективности и того и другого зависит, будет ли группа решать стоящие передней задачи. Эта проблема может быть осмыслена в терминах формальной инеформальной структуры группы. Но в школьной среде несовпадение этих структурвызвано не только социально-психологическими особенностями жизни группы, но ивозрастными. Классный руководитель – это взрослый, подчас немолодой человек,для которого руководство – это работа, за которую платят. Лидер – это всегдасверстник, озабоченный теми же проблемами, что и другие члены коллектива. Такимобразом, противоречие между лидерством и руководством может еще болееобостриться ввиду возрастного фактора. />1.2.Роль взаимоотношений и взаимодействия лидера ируководителя в функционировании подросткового коллектива
Находясьв тесных отношениях, лидер подростковой группы и классный руководитель, снеизбежностью приобретают нечто общее в стилях управления группой. Этообеспечивает механизм идентификации лидера с руководителем, действующийобъективно и более отчетливо на того, кто более незрел и подвержен внушению.Очевидно, что ребенок перенимает некоторые черты руководящего стиля. Единствопредставлений о том, как нужно управлять другими облегчает взаимопониманиемежду лидером и руководителем.
Проблемаизучения стиля лидерствав традиции социальной психологии теснопереплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностьюупотребления терминов “лидерство” и “руководство”, тенденцией к совмещениюпозиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующихформальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стильруководства. До сих пор в психологической науке отсутствует строгость вдифференциации двух этих процессов, что порождает содержательное совпадениехарактеристик, относимых к стилям лидерства и руководства.
Попытоквыделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии былосделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение иконкретизация как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемыхлидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так,существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментахКурта Левина, в соответствии с которой выделяются:
1) Авторитарный стиль,который характеризуется преимущественным использованием руководителемадминистративно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличнымпринятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическимотсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации,планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позицияруководителя – вне группы (коллектива).
2) Демократический стиль,когда управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы иучета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в формепредложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другимработникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам,социально-психологическая позиция руководителя – внутри группы.
3) Попустительскийстиль, который характеризуется “псевдодемократической” позицией руководителя, когдавсем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкогоразграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностьюподчиненных со стороны руководителя; его социально-психологическая позиция –незаметное пребывание в стороне.
Впрактике экспериментальных исследований названы и такие типы лидеров, каклидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генераторэмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многиеиз этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.
Сутьпроблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточнополно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера ируководителя. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются истиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные дляопределения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиляруководства. В действительности не во всех случаях, применение одних и тех жеметодик правомерно: учитывая разведение функций лидера и руководителя ихарактера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функцияхруководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в какихон обусловлен иными обстоятельствами.
Можно рассматриватьотношения лидера и руководителя как диадические. Такой подход распространен всоциальной психологии. Он позволяет анализировать парные отношения ивзаимодействия. К ним применимы все закономерности межличностного восприятия ивзаимодействия, описанные в социальной психологии. Отношения между лидером ируководителем, несомненно, переживаются обеими сторонами как взаимовлияния.
Их межличностноевзаимодействие определяется социальными позициями общающихся, «системой ихсмыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии».[10]Механизмы межличностного взаимодействия многократно и разносторонне описаны. Кним можно отнести убеждение, психическое заражение, подражание и внушение.Убеждение, особо ценное в воспитательной работе, это процесс логическогообоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагаетвлияние на сознание, создание таких обстоятельств, когда собеседник можетосмыслить ситуацию, посмотреть на нее по-новому, принять новое решение.Психическое заражение «осуществляется через восприятие психических состояний,настроений, переживаний».[11] В детских коллективах этотмеханизм действует особенно сильно, так как дети и подростки имеют чуткую,откликающуюся на внешние воздействия психику, легко воодушевляются,«заболевают» чужими установками. Подражание направлено на воспроизведениеребенком поведения, или внутренней логики другого человека. Подростки не могутизбежать подражания значимому человеку, так как он является образцом построениясобственной личности, влияет на развитие самосознания и «Я-концепции». Внушениепроисходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовностьдействовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенночувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладаютавторитетом, поэтому знают, как нужно думать и поступать. Во взаимоотношенияхлидера и руководителя всегда присутствует момент межличностного оценивания ивосприятия. Основные механизмы которого, Г.М. Андреева называет рефлексией иэмпатией. Рефлексия позволяет понять другого человека, встать на его место,оценить глубину его проблем. А эмпатия позволяет непосредственно почувствовать,как себя чувствует другой человек. Если между лидером и классным руководителемэти механизмы «настроены», то разногласия у них будут возникать только поделовым вопросам.
Существеннымфактором взаимоотношений между лидером и руководителем является психологическийклимат в группе, в классе. В их отношениях зримо и незримо присутствуют другиечлены коллектива. Р.С. Немов отмечает: «Однако в целом отношения в малой группене сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можновыделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношениякоторых к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личныевзаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетомотношений с другими окружающими данную пару людьми»[12].
Сдругой стороны, лидер подросткового коллектива – это такой же подчиненный дляклассного руководителя, как и другие дети. Ни одно воспитательное воздействиене может иметь должного эффекта, если у классного руководителя потерян контактс ребенком, существенно нарушены позитивные взаимоотношения. Иногдавзаимоотношения руководителя с подчиненными специально включают в модели,описывающие руководство. Например, Е.М. Дубовская, рассматривая модельруководства Фидлера, замечает: «Другая психологическая составляющаяфидлеровской модели — параметры ситуации, вкоторой действует руководитель. Таких параметров три: степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; величина позиции власти (влияния)руководителя в группе; структурагрупповой задачи. Совокупная количественная оценка (по специальноразработанным шкалам) всех перечисленных вышепараметров дает представление о величине осуществляемого руководителем «ситуационного контроля», т.е.степени владения им ситуацией функционирования группы»[13]. Ни один здравомыслящий руководитель не станет осложнять ситуацию руководстваплохими отношениями с подчиненными.
Очевидно,что лидер и классный руководитель, притом, что оба они осуществляют управлениеколлективом, имеют разные, лишь частично перекрывающиеся функции, решают, побольшому счету, разные задачи. Но их действия направлены на один и тот жепредмет – классный коллектив. Можно выделить условия нормальногофункционирования коллектива, связанные с взаимоотношениями лидера ируководителя. К ним мы отнесем:
- взаимопониманиемежду лидером и руководителем;
- способностьразделять деятельность по управлению классным коллективом, согласовывать икорректировать свои действия;
- достаточноеразвитие рефлексии в восприятии друг друга;
- разделениепросоциальных целей развития коллектива;
Наклассного руководителя, как на более зрелого человека, ложится большаяответственность. Ему необходимо быть «грамотней», «умней», «терпеливей», чемклассным лидерам. Необходимо учитывать, что без лидера, он не сможет подвигатьгруппу на решение конкретных задач. Кроме того, лидерство в подростковомвозрасте очень неустойчиво. За короткое время лидеры в классе могут поменяться.Это связано с объективными процессами роста и развития подростков, быстройсменой их интересов.
По результатамисследования литературных источников можно сделать следующие выводы:
- Класспредставляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Глава формальной структуры называетсяруководителем. Во главе неформальной структуры стоит лидер;
- Основная функциялидера – определять ведущие нормы и ценности данного коллектива, прокладыватьстратегии решения групповых задач, в том числе и возрастных;
- Основная функцияруководителя – выступать агентом социализации, представителем общества,осуществлять связь с общественными институтами и организациями, направлятьдеятельность членов классного коллектива в просоциальное русло;
- Лидеру ируководителю классного коллектива необходимо находиться в позитивныхвзаимоотношениях для успешного функционирования коллектива и эффективногорешения им своих задач;
- Важным факторомвзаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя являетсяпсихологический климат коллектива;
- Взаимоотношениялидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на нихраспространяются законы межличностного восприятия и оценивания;
/>Глава 2. Исследование взаимоотношенийлидера и классного руководителя/>2.1.Идея, методика и ход исследования
В основе нашего исследованиялежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чемруководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, чтостороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степеньудовлетворенности ими. Удовлетворенность взаимоотношениями лидера ируководителя невозможно проследить, если не сравнивать их со взаимоотношениямиклассного руководителя и других челнов группы, имеющих более низкий статус, чемлидерский.
С целью реализации задуманногоисследования, мы воспользовались:
1. Методикой «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом»[14].Методику эту мы несколько видоизменили, заменив слово «тренер» в опросникесловосочетанием «классный руководитель». Такая замена, по нашему мнению, неприносит ущерба методике, так как в опроснике речь идет, фактически о функцияхруководителя по отношению к менее подчиненному. Методика составлена при помощипростых понятий и доступна старшекласснику. Одновременно можно считатьиспользование такой видоизмененной методики ее апробированием. Как показалапрактика, в измененном виде методика дает интересные, по-видимому, значимыерезультаты. (Приложение 1).
2. Для получения необходимых данных, мы также использовали сведения оформальной структуре класса, которые просто скопировали со стенда,представляющего класс. На этом стенде было следующее распределение должностей вклассе:
Новиков А. – президент
Мареева Т. – вице-президент
Мелихова Н. – председательКлассной Думы
Зиновьева Е. – министробразования
Зайцев Р. – министр досуга
Павлова Ф. – Министриностранных дел
Состав классной думы:Харламова Г., Пескова В., Иванов С., Жученко Э., Мотренко Е., Кирейцева А.,Перова Ю., Козлова Т., Собакина М., Веретнова О., Бутаков С., Харьков Г.,Метелкин В., Синельникова Ю., Демченко Я., Седова Л., Иванов Н., Коломиец А.
3. Использовали данные устногоопроса учеников класса и учителей, работающих в этом классе, проведенного сцелью выявить лидеров класса и характер их лидерства. Выявлено, что лидерамикласса можно назвать Новикова А., Мелихову Н., Марееву Т. Эти лидеры отличаютсяхарактером лидерства. Новиков А. Умеет организовать, убедить, уговорить,раздать роли в предстоящем проекте. Мелихова Н. По общему мнению, «душакласса». Она умеет выслушать, посочувствовать, понять, не делать поспешныхвыводов. Мареева Т. отличается тем, что умеет «работать руками», может сделатьлюбую работу, требующую ручных умений.
Исследование проводилосьна базе МОУ СОШ № 100, в 10 классе. В исследовании приняли участие 25одноклассников. Им было предложено ответить на вопросы опросника изафиксировать результаты в разработанных нами бланках ответов.
/>/>/>/>Таблица 2.1
Ф.И. …………………………………………………………………………………
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с классным руководителем, то напишите «да»; если же оно неверно, то «нет». Гарантируем конфиденциальность. Результаты исследования будут использоваться только в обобщенном виде. Спасибо! А Б В № вопроса
Ответ: «да» (+),
«нет» (-) № вопроса
Ответ: «да» (+),
«нет» (-) № вопроса
Ответ: «да» (+),
«нет» (-) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Итог Итог Итог Сумма баллов 2.2.Результатыисследования и выводы
В результате опроса получены данные,которые мы представили в таблице (Таблица 2.2). Оценки компонентоввзаимоотношений представленных в таблице, нуждаются в пояснениях. Гностическийпараметр выявляет уровень компетентности учителя как специалиста-воспитателя,Эмоциональный – определяет, насколько классный руководитель симпатичен ученику.Поведенческий компонент показывает, как складывается реальное взаимодействиеклассного руководителя и учащегося.
Таблица 2.2.№ Фамилия Компоненты взаимоотношений Сумма баллов Группа гностический эмоциональный поведенческий 1. Мелихова 7 7 6 20 1 2. Мареева 6 7 7 20 3. Новиков 6 6 7 19 2 4. Зайцев 6 7 6 19 5. Харламова 5 6 7 18 6. Зиновьева 5 6 6 17 7. Сироткин 6 6 5 17 8. Иванов С. 5 5 7 17 9. Павлова 5 5 5 15 10. Пескова 5 5 4 14 3 11. Харьков 4 4 4 12 12. Мотренко 4 4 4 12 13. Метелкин 4 3 4 11 14. Бутаков 3 4 4 11 15. Веретнова 3 4 4 11 16. Жученко 4 4 3 11 17. Кирейцева 3 3 4 10 18. Перова 3 3 4 10 19. Синельникова 3 3 4 10 20. Демченко 3 4 3 10 21. Иванов Н. 3 3 3 9 4 22. Седова 2 4 3 9 23. Собакина 3 3 3 9 24. Козлова 2 3 3 8 25. Коломиец 2 3 3 8
Наибольшая сумма баллов, выражающаянаивысшую оценку отношений с классным руководителем – 24. Естественно, чемближе сумма баллов у каждого ученика к этому числу, тем выше оценкавзаимоотношений с классным руководителем. Мы разделили класс на группы,согласно данным опросника. Положим:
- от 20 до 24 баллов – отношения склассным руководителем идеальные;
- от 15 до 19 баллов – отношения склассным руководителем очень хорошие, основанные на взаимопонимании;
- от 10 до 14 баллов – отношения склассным руководителем удовлетворительные, но особой близости и взаимопониманиянет;
- от 5 до 9 баллов – отношенияскорее неудовлетворительные.
В результате нашего исследованияполучено четыре группы, характеризующие близость и удовлетворенность отношенийс классным руководителем.
Отношениями глубокого взаимопониманияотличаются отношения классного руководителя с двумя ученицами. Отношениявзаимопонимания у классного руководителя с семью учениками. Отношения, которыеможно назвать удовлетворительными – с одиннадцатью учениками. Отношения,которые можно назвать, скорее, неудовлетворительными – с пятью учащимися.
Дальнейший анализ, заключающийся всопоставлении формальной структуры класса с неформальными взаимоотношениями склассным руководителем, показывает, что:
- ученики, которые оценивают своиотношения с классным руководителем как неудовлетворительные, в структуре классазанимают места членов классной Думы. По-видимому, они не принимают участия вобщественной жизни класса и не слишком хорошо учатся;
- ученики, которые оценивают своивзаимоотношения с классным руководителем как удовлетворительные, также«заседают» в классной Думе;
- ученики, оценивающие своиотношения с классным руководителем как хорошие, отличающиеся взаимопониманием,занимают должности в классном активе. А Новиков А. является класснымПрезидентом.
- Ученики, которые оценивают своивзаимоотношения с классным руководителем как отличные, занимают в структурекласса «высокие» посты Председателя Классной Думы и вице-президента.
Таким образом, наши предположения подтверждаются:ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса, отличаютсянаилучшими отношениями с классным руководителем, оценивают их какблагоприятные.
На основании и по результатамисследования можно сделать следующие выводы:
- Взаимоотношения лидера ируководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесныевзаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие,выражают высокую степень удовлетворенности ими;
- Методика «Измерениявзаимоотношений между тренером и спортсменом» видоизмененная принеслаположительные результаты. Возможно применение ее в других классных коллективах;
- Для получения результатов мысопоставили формальную структуру класса и оценки учениками взаимоотношений склассным руководителем;
- Ученики, занимающие высокиепосты в формальной структуре класса, отличаются наилучшими отношениями склассным руководителем, являются классными лидерами;
- Наблюдается достаточноесовпадение формальной и неформальной структуры класса, когда лидеры, являютсяеще и руководителями классной жизни;
- Очевидно, что выборы в классепроходили не без помощи классного руководителя. Частичное совпадение формальнойи неформальной структур позволяет активнее проводить социальные влияния наклассный коллектив.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема взаимоотношений классного руководителя и лидера в классномколлективе является сложной и многогранной. Нельзя однозначно определить, гденачинаются функции руководителя, а где – лидера. Определенность вносится лишьна уровне макро- и микросоциума. При разделении этих уровней становитсяочевидным, что лидер и руководитель решают, разные задачи. Функционированиегруппы на уровне макросоциума приводит к вычленению формальной структурыкласса. Класспредставляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Глава формальной структуры называетсяруководителем. Во главе неформальной структуры стоит лидер.
Основная функция лидерасостоит в определении ведущих норм и ценностей данного коллектива,прокладывании стратегий решения групповых задач, в том числе и возрастных.Руководитель реализует свои основные функции в том, что выступает агентомсоциализации, ориентирует детей на общественные нормы и правила, подает пример,задает образцы поведения, осуществляя таким образом связь с общественнымиинститутами и организациями.
Для того, чтобы классныйколлектив функционировал нормально, лидеру и классному руководителю необходимонаходиться в позитивных взаимоотношениях, понимать друг друга, представлятьзадачи друг друга. Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера иклассного руководителя является психологический климат коллектива.Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностнымзакономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия иоценивания. Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чемруководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, чтостороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степеньудовлетворенности ими.
В своем исследовании мыиспользовали методику «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом».Видоизменив ее, мы получили положительные результаты не в спортивной группе, ав классном коллективе. Применение этой методики, видимо, возможно в школевообще. Ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса,отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются класснымилидерами. В исследованном нами классе наблюдается достаточное совпадение формальнойи неформальной структур, что позволяет классному руководителю эффективнееработать с классом.
Исследованная нами тема,чрезвычайно интересна и практически полезна. В перспективе, мы планируемпродолжить исследования лидерства и руководства в классах, спортивных группа,группах по интересам.
/>/>/>СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология.– М., 1998;
2. Еникеев М.И… Общая и социальнаяпсихология. – М., 2000;
3. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996;
4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн… Кн. 1- М.., 2003;
5. Аникеева Н.П. учителю опсихологическом климате в коллективе. – М., 1983;
6. Макаренко А.С. Педагогическаяпоэма.Собр. соч.Т.1 – М., 1957;
7. Дубовская Е.М. Руководство малойгруппой. Социальная психология:Хрестоматия:/Сост. Е. П. Белинская,О. А. Тихомандрицкая. — М., 2003;
8. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., ПлахтиенкоВ.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984
9. Кричевский Р.Л. Синтетический подходк иследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6;Приложение 1
Измерение взаимоотношений между классным руководителем членом ученическогоколлектива
1. Классныйруководитель умеет точно предсказать результаты своих учеников
2. Мне трудно ладитьс классным руководителем
3. Классныйруководитель – справедливый человек
4. Классныйруководитель умело подводит меня к выступлениям на людях
5. Классномуруководителю явно не хватает чуткости в отношении с людьми
6. Слово классногоруководителя для меня – закон
7. Классныйруководитель тщательно планирует работу со мной
8. Я вполне доволенклассным руководителем
9. Классный руководительнедостаточно требователен ко мне
10. Классныйруководитель всегда может дать разумный совет
11. Я полностьюдоверяю классному руководителю
12. Оценка классногоруководителя очень важна для меня
13. Классныйруководитель в основном работает по шаблону
14. Работать склассным руководителем – одно удовольствие
15. Классныйруководитель уделяет мне мало внимания
16. Классныйруководитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей
17. Классныйруководитель плохо чувствует мое настроение
18. Классныйруководитель всегда выслушивает мое мнение
19. У меня нетсомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяетклассный руководитель
20. Я не стануделиться с классным руководителем своими мыслями
21. Классныйруководитель наказывает меня за малейший проступок
22. Классныйруководитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны
23. Я хотел бы статьпохожим на классного руководителя
24. У нас с класснымруководителем чисто деловые отношения