Реферат по предмету "Психология"


Теории сновидений З. Фрейда и К.Г. Юнга. Гельштаттерапия Ф. Перлза. Взгляды А. Бека на природу психологических проблем

/>/>Министерство образования и наукироссийской федерации
/>/>Ленинградский государственныйуниверситет им. А.С.Пушкина
/>/>Факультет психологии и педагогикиим.академика И.П.Иванова
 
/>/> 
Контрольная работа
/>/>Специальность: 020400 «Психология»
Исполнитель: Жданова Е.А.
г. Пермь

1. Терапевтическиетехники Б.Ф. Скиннера
 
Последовательнаядесентивация
Это традиционный методкоррекции нежелательных эмоциональных состояний с помощью воздействия наповедение. Он состоит из нескольких этапов.
·         Поведенческийанализ стимулов, вызывающих дискомфортное состояние (например, тревогу) вразличных ситуациях. Составление иерархии тревожащих стимулов. Например, убольного выявляется страх высоты – гипсофобия. Психотерапевт составляет«иерархическую шкалу» — перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у больногострах, начиная с самого слабого. На первое место может быть поставлено слово«высота», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон,вид асфальта и проходящих машин под балконом и.т.д.
·         Обучение клиентарелаксации. Этому посвящены первые несколько сеансов. Обычно психотерапевтпредлагает клиенту представить себе, красивое спокойное место (например, наберегу моря). Затем клиент учится расслаблять отдельные части тела, начиная скистей рук, затем шею, плечи, спину, грудную клетку, бедра, нижние конечности. Психотерапевтпросит клиента заниматься расслаблением каждый день в течение 30 минут.
·         Клиент пребываетв релаксации, глаза закрыты. Психотерапевт описывает ему ситуации, в которыхклиент должен представить себя. Ситуации нейтральны. Если клиент остается приэтом расслабленным, психотерапевт предлагает ему более тревожную ситуацию. Вмомент, когда клиент начинает чувствовать тревогу, он дает сигналпсихотерапевту, который прекращает процедуру.
·         Одновременноепредложение стимула, вызывающего релаксацию, и стимула, вызывающего тревогу,повторяется до тех пор, пока релаксация тревоги на этот стимул не угаснет.Тогда предлагается следующий стимул, стоящий на более высоком месте в иерархиитревожащих стимулов.
Лечение считаетсязаконченным, когда человек сохраняет расслабленное и умиротворенное состояниево время всех предлагаемых ему ситуациях.
Фединг
«Фединг» (затухание)широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантовметодики заключается в том, что в качестве стимулов вначале используются слайдыс изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед запредъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающиеуспокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, пока существенно неснизится уровень тревоги, вызываемый появлением пугающего объекта. Такимобразом, при «фединге» происходит постепенное уменьшение величины подкрепляющихстимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент долженреагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Важную роль играетпереход от упражнений в ситуации терапии к упражнениям, осуществляемым вреальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не оттерапевта, а от других людей.
Стрессовая процедура
Суть этой техники состоитв том, что психотерапевт пытается массированным ударом вызвать взрыв тревоги уклиента. Он просит клиента представить одновременно в нескольких тревожныхситуациях. Повторение этой процедуры приводит к постепенному исчезновениюстраха и тревоги.
Негативная практика
В ее основе лежитпарадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можноизбавиться, если сознательно многократно повторять ее. Согласно павловскомупринципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению(угасанию) условного рефлекса. Если во время беседы психолога с клиентом (темабеседы – свободная) у клиента появляется нежелательная реакция, беседапрерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательновоспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием рекомендуютспециально заикаться, многократно (15-20 раз) повторяя слово или фразу, которыевызывают затруднения. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10-15минут специально повторять это движение. Первая встреча длится около 30 минут,последующие – до 1 часа. Частота встреч – 2-3 раза в неделю. При высокомавторитете психолога эффективность методики повышается.
Процедура отвращения.
Эта техника традиционноиспользовалась для избавления от нежелательного вида поведения. Каждоепроявление такого поведения сопровождается стимулом, вызывающим физическийдискомфорт (например, электрошок, рвотное средство, чувство страха и.т.д.).Позитивного подкрепления нет, есть только разные виды наказания. Метод основанна сочетании неприятного воздействия или неприятного состояния с ситуацией,которая обычно доставляет удовольствие. Так, после нескольких сочетаний сотрицательным стимулом удовлетворение, которое человек прежде получал от алкоголя,сильно ослабеет или даже сменится условно-рефлекторным отвращением к выпивке.Методика эффективна при соблюдении следующих условий:
1.        Соблюдениеопределенного временного интервала между реакцией и стимулом. Эффектнаблюдается, если отрицательный стимул применяется непосредственно (синтервалом от десятых долей секунды до нескольких секунд) после ответнойреакции. Если применение стимула запаздывает, его эффективность начинает быстроуменьшаться.
2.        Использованиеопределенной схемы применения отрицательного стимула. На первом этапе болееэффективное подавление нежелательного поведения достигается с помощьюпостоянного применения отрицательного стимула и лишь спустя некоторое времяможно переходить к непостоянной схеме угасания.
3.        Наличие вповедении клиента альтернативных ответных реакций. Это касается угасания толькотого поведения, которое имеет целенаправленный характер. В этом случае,поскольку цель сохраняет свое значение для клиентов, а имеющийся в репертуарестереотип ее достижения оказывается заблокированным, то при отсутствии других«желательных» стереотипов поведения это часто вызывает агрессию или другиеформы деструктивного поведения.
Контроль стимула
Используется прикоррекции нежелательного поведения. Механизм действия методики строится на положениио том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточножесткий характер. Появление стимула позволяет точно предсказать ответ, поэтому,контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можнодобиваться изменения поведения с меньшими затратами времени и сил, чемконтролируя результаты самого поведения.
Исходя, из этих положенийметодика преследует цели научить клиента:
1.        Идентифицироватьи выявить условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, иизбегать их. Например, в целях контроля за весом устанавливается связиразличных ситуаций с едой (еда во время прогулки и.т.д.), с последующимисключением этих стимулов (например, еда только в определенном месте и вопределенное время).
2.        Укреплять стимулы,связанные с желательным поведением. Например, составление списка продуктов иблюд, имеющих низкую калорийность, и научение клиента определенными правиламииспользования списка. Так, ежедневный письменный учет калорийности потребленныхпродуктов позволяет быть еще более последовательным в достижении цели.Например, новая прическа и новый стиль одежды могут способствовать появлениюжелания общаться.
3.        Манипулироватьпериодом депривации (воздержания от нежелательного поведения), не доводя его доуровня потери контроля поведения.
Тренинговые группы
Поведенческаяпсихотерапия активно использует групповые формы работы, различные видытренингов (социально-психологический тренинг, тренинг профессиональных навыкови пр.), главная цель которых состоит в формировании определенных поведенческихнавыков, используя при этом психокоррекционный потенциал группы(взаимоотношения, подкрепление, обратная связь, ролевые модели и пр.). Спомощью наблюдения за другими участниками и последующей самостоятельнойповеденческой практики в смоделированных ситуациях человек может взрастить всебе уверенность в том, что в жизненных ситуациях он станет вести себя болееэффективно. Например, человек сначала играет роль уверенного в себе человека(окружающие в силу своих возможностей поддерживают его в этом начинании), азатем постепенно на самом деле становится уверенным в себе в условиях повседневнойжизни.
Программированноеобучение
Скиннер одним из первых,исходя из идей бихевиоризма, стал пропагандировать пользу программированного обученияс помощью компьютеров. Он выдвигал следующие аргументы: каждый учащийсяработает в своем темпе (холерик – быстро, флегматик – медленно); ученикпереходит к более сложному материалу лишь тогда, когда усвоил более простой;благодаря имеющемуся правильному ответу «ученик всегда прав», у него нетчувства ущербности («садись, бездарь, двойка»); ученик постоянно активен иполучает немедленное подтверждение своего успеха; вопрос всегда сформулированквалифицированно и в такой форме, что ученик понимает его суть; ответы машинывсегда имеют иерархию точности, дают возможность выбора, носят обучающийхарактер. При программированном обучении меняется роль преподавателя, так какза содержание программы и достоверность ответов отвечает составитель.
2.Различия теорий сновидений З.Фрейда и К.Г.Юнга
 З.Фрейд К.Г.Юнг
1.Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека. Фрейд трактовал сновидения как душевные явления, которые выполняют защитные функции. Сновидения – это «неврозы нормального человека», символические исполнение вытеснение желаний. Фрейд различал явное и скрытое содержание сновидений. Явное – это то, что фактически видится во сне, скрытое – это то, что обнаруживается за образами сновидения, за его сюжетом.
2.1.Сгущение – совмещение различных элементов в один (например, элементов из прошлого и настоящего); 2.смещение – выдвижение незначительных деталей на первый план; 3.символизация – замена каких либо элементов бессознательного символическими эквивалентами; 4.вторичная обработка – приведение хаотичного материала в связанный сюжет. Скрытое содержание сновидения обнаруживается в процессе его анализа. Задача терапевта в том, чтобы с помощью анализа символики открытого материала выявить скрытое значение.
1.Сновидение – послание человека самому себе. Юнг рассматривал сновидение как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на единственно возможном языке – языке символов. Сновидение не является защитным занавесом (как у Фрейда), за которым скрываются реальные фигуры из прошлого, а само по себе выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бессознательного.
2.1.Сновидение выполняет компенсаторную функцию. Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. Оно дает возможность заявить о себе и развиться тому, что вытесняется и не находит развития в сознании. Юнг видел в сновидении в сновидении попытку справиться с проблемой, которую не может решить, не замечает или отвергает Эго. 2.Преимущество проспективного анализа сновидений перед ретроспективным. Ретроспективный анализ направлен на понимание значения сновидения в контексте событий и ситуаций прошлого, на выяснение причиной связи между прошлым и настоящим (Фрейд). Проспективный аспект открывает в символах сновидений будущее человека, зреющие в бессознательном душевные движения, цели и перспективы личности (Адлер). Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений.2.Объективные и субъективный уровни интерпретации сновидений. Сначала образы сновидений рассматриваются на объективном уровне – уровне ситуации, связанном с событиями и отношениями во внешнем мире. Затем образы сновидений рассматриваются на субъективном уровне – как проекции (персонификации) личностных структур. На этом уровне анализируется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов.3. Индивидуальность и многозначность символики сновидения. Образы сновидения Юнг трактовал не как стандартные символы, имеющие фиксированные значения. Трактовка любого образа может иметь множество вариантов. 6. Архетипичный характер символики сновидения. Юнг считал, что есть сны, в которых по преимуществу представлены универсальные (архетипичные) образы. Смысл всегда индивидуален. 7. Расширение содержания сновидения. В психоанализе предоставляются дополнительные возможности для расширения материала сновидения. Клиенту можно предложить нарисовать сновидение, пластически выразить его, разыграть продолжение сна, поговорить с образом.
3. Роль ипозиция терапевта в рационально-эмотивной терапии
Позиция психотерапевта,безусловно, дидактична и директивна: он разъясняет, убеждает, учит, он –авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность,произвольность и.т.д. Он апеллирует больше к разуму и логике, нежели к чувствами переживаниям. Клиенту отводится роль ученика, а его участие в РЭТ опираетсяна следующие принципы: признание личной ответственности клиента за свои проблемы;принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из егоиррациональных представлений о себе и о мире; обнаружение (опознавание)клиентом у себя этих представлений; признание клиентом полезности серьезногообсуждения этих представлений; согласие прилагать усилия к конфронтации сосвоими алогичными суждениями. Психотерапевт помогает клиенту понять, как клиентмешает самому себе изменяться, попадая в порочный круг самообвинений, ипризывает к развитию рациональной жизненной философии.
 
4. Природапсихологических проблем с точки зрения А.Бека
Когнитивные схемы могутбыть как адаптивные (нормальными, адекватными), так и неадаптивными(аномальными, неадекватными). Бек считает, что у каждого человека в когнитивномфункционировании имеется слабое место – «когнитивная уязвимость», которая можетпроявиться стрессовой, психотравмирующей ситуации. Большинство ситуацийоцениваются человеком по двум основным параметрам: опасности – безопасности иболи – удовольствия. Стрессовыми являются ситуации, связанные спсихологическим, физическим или психосоциальным риском. В таких ситуацияхпроисходит своеобразный когнитивный сдвиг, или аберрации мышления (уклонение,отдаление, заблуждение), под которой Бек понимал нарушения на когнитивнойстадии переработки информации, искажающие видение объекта или ситуации, — инормальная когнитивная стратегия (обеспечивающая правильное восприятие иинтерпретацию данных) заменяются аномальной – «тревожной программой»,«депрессивной программой», «панической программой» и.т.д. Когда это случается,человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники. Например, в«когнитивную триаду депрессии» входят: 1. негативное представление о себе; 2.негативный взгляд на мир; 3. пессимистический взгляд на будущее. Получивнегативный опыт в некоторый жизненных ситуациях, люди начинают интерпретироватьпоследующие ситуации сквозь призму этого опыта.
Когнитивные искажения
Таким образом,эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваютсякогнитивной психотерапией как опосредованные искажения в функционированиикогнитивных структур. Когнитивные искажения (неадаптивные когниции,неэффективные когнитивные стратегии) – это мысли, вызывающие неадекватные илиболезненные эмоции, затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивныекогниции носят характер «автоматических мыслей»: они возникают, без какого либопредварительного рассуждения, они непроизвольны. Ниже приведены примерыкогнитивных искажений.
·         Дихотомическоемышление – склонность мыслить крайностями в личностно значимых ситуациях.Человек воспринимает мир в контрастных цветах, отвергая полутона.
·         Персонолизация –склонность интерпретировать события с позиции личной значимости. Люди при этомпереоценивать свою связь с социальными ситуациями и событиями.
·         Выборочноеабстрагирование (извлечение) – это интерпретация ситуации на основе одной еедетали, извлеченной из контекста, при игнорировании других деталей. Человек неучитывает целостный контекст.
·         Сверхгенерализация– неоправданно широкое обобщение на основе единичного случая.
·         Катастрофизация(драматическое преувеличение) – преувеличение негативных последствий каких-либособытий.
 
5. ГельштаттерапияФ. Перлза – интегративный метод неклинической психологии
Интегративные методынеклинической психологии – направления, в которых сочетаются идеи принципыосновных психотерапевтических парадигм. Это современные направления и методы,которые существуют в сегодняшнем психотерапевтическом пространстве.
Универсальныепсихотерапевтические факторы:
Любое направлениепсихотерапии опирается на универсальные психотерапевтические факторы условия,без которых не может состояться ни один психотерапевтический процесс,независимо от метода психотерапии. Может меняться технический и процедурныйантураж, но остаются неизменным терапевтические условия.
Гельштаттерапия Ф. Перлзаотносится к интегративным методам неклинической психотерапии т.к. выполняютсяпринципы. Основная цель гельштаттерапия Ф. Перлза состоит в том, что подвестиклиента к наиболее полному осознанию себя и своего существования, после чего онсможет эффективно сам решать свои проблемы.
Эффективныйпсихотерапевтический процесс базируется на следующих условиях:
1.        Терапевтприсутствует на сеансе;
2.        Терапевтвоспринимает происходящее;
3.        Терапевт задаетвопросы;
4.        Терапевт даетобратную связь;
5.        Терапевтэкспериментирует.
Особенностьюгельштаттерапии является, что терапевт не ищет причины проблем клиента в егопрошлом, а помогает клиенту осознавать настоящее. В гельштаттерапии Ф. Перлзасоблюдаются универсальные психотерапевтические факторы.

Списоклитературы
 
1. Д.Г. Трунов, «Основыпсихотерапии», Пермь; 2009г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская православная церковь - история и современность
Реферат Исследование личности во фрейдизме и неофрейдизме
Реферат Анализ эффективности деятельности ОАО "Российские железные дороги"
Реферат Порядок расчета заработной платы за отработанное и неотработанное время основных категорий работников
Реферат Бизнес - план по созданию спортивно - оздоровительного комплекса
Реферат Немецко-фашистский оккупационный режим на Украине 1941-1944г.г.
Реферат Балакин, Олег Александрович
Реферат Бухарин Николай Иванович
Реферат Развитие дианетики
Реферат Миорелаксанты, их применение в анестезиологии и реаниатологии
Реферат Предание о Москве
Реферат Позачергові вибори в конституційному праві підстави, особливості, наслідки
Реферат Мониторинг кровообращения и дыхания
Реферат Gold Fish And The Fisherman Essay Research
Реферат «Орфоэпия. Нормы произношения и ударения»