Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
/>/>
Внастоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но иподростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, втом числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как нистранно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующиепсихотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективностьподготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена,но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умениюмобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всемшкольникам старших классов. Как правило, соответствующая работа психолога нетолько не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся.Конечно, основную ее часть следует проводить не прямо накануне выпускныхэкзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдачекаких-нибудь зачетов, при написании контрольных и в других случаях, не стольэмоционально напряженных, как собственно выпускные экзамены. Однако отдельныеполезные советы психолог может дать накануне или даже непосредственно передэкзаменационным испытанием. Школьный психолог может составить памятку дляучащихся, выбрав какие-то из нижеследующих советов и, возможно,переформулировав по своему усмотрению в зависимости от того, кому именно онабудет адресована (девятиклассникам или одиннадцатиклассникам, учащимся гимназииили ПТУ, девушкам или юношам). При подготовке данной главы мы, в частности,использовали многие советы из такой памятки, подготовленной А.М. Прихожандля одной из московских школ. Некоторые советы взяты из книги английскогопсихолога М. Стоппард «Полезные советы девушкам» (1991) и др. Эти советымогут быть также использованы для «устной», ситуативной поддержки школьниканепосредственно перед экзаменом, для проведения каких-то групповых занятий, впроцессе консультирования.
Обсуждаявопрос о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделитьтри основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала передэкзаменом, 2) поведение накануне экзамена; 3) поведение собственно во времяэкзамена.
Итак,неплохо обучить юношей и девушек следующему/>Подготовка к экзаменам
Прежде чемначать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убратьлишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,карандаши и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер длязанятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальнуюактивность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточнокакой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделатьи самому, использовав, например, технику коллажа.
Приступая кподготовке к экзаменам, полезно составить план.
Для началахорошо определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этогомаксимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Составляяплан на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегоднябудет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будетеучить, какие именно разделы какого предмета.
Конечно,хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с тогораздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься нехочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случаеполезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, которыйвам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и делопойдет.
Обязательноследует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут –перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Готовясь кэкзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весьучебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначалевспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, илишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовкиглавы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьтеправильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленнопрочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.
В концекаждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь краткозапишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
Приподготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счетсоставления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «просебя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чемвспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим,сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаныслучаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответполучается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоватьсяи в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменампридется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь впозицию человека, передающего свои знания другим, т.е. делаете то же самое, чтонадо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что ихлегко использовать при кратком повторении материала и даже иногданепосредственно в ответе на экзаменах.
Ответы нанаиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому,кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется наэкзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себякак бы со стороны.
Перед устнымэкзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказатьперед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращаявнимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологииустановлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когдаон получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдаетэкзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычноприходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, аотвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываетеответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важнои то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Длятого чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается,что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледнойкопией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда выпересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти – речедвигательную память,помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тути выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что –только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, какоказывается, вообще не знаете.
Если вкакой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучитьневозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте отом, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вынаходитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего незнаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», аотделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которыевы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вамнужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Главное,никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить,что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание наключевых мыслях.
Обязательнорешайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (порусскому языку) – в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; ине просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли,какой был ход ваших действии и рассуждении.
Готовясь кэкзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленнорисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможномпровале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться,создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главноеместо, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все,спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет можетбыть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программуподготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя планответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу днявы видели некоторое материальное выражение своего труда.
За несколькодней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена,представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесьделать это как можно конкретнее, подробнее. Но – внимание! – сконцентрируйтесьна выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли опровале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их,но и не «зацикливайтесь» на них.
/>Накануне экзамена Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобывновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать ихкому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии наэкзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках итяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните изапишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этотвопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуетезатруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можнопользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом засвоей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш виддолжны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза,жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратнойсвязи способны влиять на него, т.е., приняв уверенную позу, начиная говоритьспокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее иувереннее в себе.
Если выволнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена вовсех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»:вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать,отвечаете и т.п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки илипересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянетебилет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменногоэкзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойноготовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссиии уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можноконкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так,как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдачеэкзамена.
Естественно,если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его ипредставлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны.Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошимответам.
Если же выочень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтеськак можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные,немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем илив группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усилениестраха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечегои даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.
Каждомуизвестно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всегоодной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надосебя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь.Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, сощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен –это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь засебя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник./>Во время экзамена
Как вестисебя на экзамене? Вот несколько полезных советов.
1. Взявбилет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайтеготовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсемненамного, для вас легче.
2. Напишитепримерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всехнюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что можетвначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить ещекакие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуетенекоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать болееясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперьможет быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
3. Составлениеэтого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20–25, и вы можетезаметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайтетак: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листоксо своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит,что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методическийсклад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться,потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, –это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийтиновые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
4. Сократитеработу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будетлегко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
5. Есливозможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложениипервого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, чтосмысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
6. Есливопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркнитеподзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразуувидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
7. Есливы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех илииных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глазаэкзаменатору.
8. Удостоверьтесь,что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если выпишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые высобираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернутьвсю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность ипоставить точку./>Что делать, если…
–…вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказатьочень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, чтокогда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, изразговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написанияв голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь изпройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите листбумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или простопоставьте «+»), на правой – «Что мне неизвестно» (или «–»). Смелее пишите влевой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа – правила, примеры,отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правойзаписывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего неможете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайтевсе, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучшеответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бысказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдругпереходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т.п.; – …вообще ничего незнаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хотькакую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надопоговорить о принципах поэтического творчества вообще…» Хотя, конечно же, лучшеиграть по правилам;
– …наполуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову».Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее – такое может случиться с каждым!Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете,другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? Кчему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если этотак – смело продолжайте ответ. Если нет – посмотрите на листок, который вынаписали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (дажеесли вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегдаможно вернуться к тому, что пропустили;
– …вы ужепочти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать,когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончитеговорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коемслучае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то выскажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я ещезабыл сказать о…» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана).Я хотел бы добавить…» или так: «Кроме того, надо сказать, что…», «Следуетподчеркнуть»;
– …вас неслушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет.Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
– …экзаменаторв резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить.Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились васзавалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умениене показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четкои коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо.Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызватьжалость к себе. Самое эффективное – сохранить чувство собственного достоинстваи с достоинством держаться;
– …выоговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться скаждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения.Посмейтесь вместе со всеми – и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто незаметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
– …вам задаютдополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать,что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос,какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.Времени на это требуется совсем немного;
– …выошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, какее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет,продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибкуи вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок!Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
– …вампоставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, недоказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом наапелляцию.
И конечно,никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во времяэкзамена.