--PAGE_BREAK--Обучавшиеся в мастерских находились на полном обеспечении Попечительства, приходящие могли воспользоваться той или помощью только в рабочее время.
В течение 1904 г. в мастерских прошли обучение 24 пансионера Попечительства и работали 11 приходящих. За указанный год мастерские реализовали изготовленной учениками и работавшими продукции на сумму 7500 руб.
В Петербурге действовало и медицинское учреждение для глухонемых – амбулатория, открытая в 1901 г.Она предназначалась для оказания помощи страдавшим болезнями органов слуха и расстройством речи. За 1905 г. амбулатория оказала помощь 1237 больным. Подобно Попечительству императрицы Марии Александровны о слепых, Попечительство о глухонемых имело отделы в губерниях. В 1905 г. действовали уже 14 отделов: Александровский в городе Александровск Екатеринославской губернии, Донской в Новочеркасске, Калужский, Костромской в городе Юрьевец Костромской губернии, Московский, Полтавский, Смоленский, Тифлисский, Уфимский, Харьковский, Черниговский, Одесский.
Большинство отделов располагало лишь учебно-воспитательными заведениями для призрения глухонемых детей. В этих заведениях, как и в Санкт-Петербургском Училище глухонемых, сочетались общее и трудовое воспитание и обучение.
Некоторые отделы имели богадельни. Число глухонемых, призревавшихся отделами, не превышало двух-трех десятков человек.
Исключением являлся Московский отдел, представлявший собой комплекс учреждений призрения, включавший приют для глухонемых девиц, школу, мастерские живописи и иконописи и бухгалтерские курсы.
Всего в учреждениях Московского отдела по состоянию на 1905 г. единовременно призревались до 60 человек
Количество призревавшихся Попечительством императрицы Марии Федоровны о глухонемых было невелико. По состоянию на 1905 г. в учебно-воспитательных и богаделенных учреждениях единовременно призревались 749 глухонемых, из них 439 в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии и 310 – в прочих губерниях.
С учетом лиц, страдавших расстройством речи и слуха, принятых в указанном году лечебницей для глухонемых в Петербурге, общее число лиц, получавших различную социальную и медицинскую помощь, по состоянию на 1905 г. составляло не более 2000 человек.
Для сравнения, разнообразной социальной и медицинской помощью Попечительства Марии Александровны о слепых за 1904 г. воспользовались в той или иной форме 602 459 человек. Создание Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых было прогрессивным шагом на пути развития социальной политики в России. Впервые глухонемые начали призреваться как особая категория, требующая специализированной, более сложной и квалифицированной социальной и медицинской помощи.
Получили развитие различные типы учреждений призрения и форм социальной помощи глухонемым, в том числе считавшаяся наиболее прогрессивной и широко внедрявшаяся трудовая помощь.
Как и для Ведомства императрицы Марии в целом, для Попечительства о глухонемых главным направлением работы стала помощь детям.
С деятельностью Попечительства о глухонемых была связана разработка учебно-методической базы призрения этой категории в специализированных учреждениях.
За сравнительно короткий срок была создана сеть учреждений призрения, охватившая не только Санкт-Петербург и Москву, но и ряд губерний. Однако Попечительство о глухонемых, созданное для помощи этой категории в общегосударственном масштабе, не смогло успешно справиться с этой задачей.
Непосредственной причиной такого положения дел был недостаток финансовых средств. В 1904 г. годовой доход Попечительства о глухонемых составлял 150 251 руб. 25,5 коп., тогда как, например, доход Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых на тот же год составил1 045 624 руб… Капиталы Ведомства императрицы Марии и другого крупного благотворительного ведомства под покровительством императорской фамилии – Императорского человеколюбивого общества – формировались десятки лет, в том числе за счет крупных пожертвований от лица членов императорской фамилии.
Попечительство о слепых получило, в частности, один миллион рублей, пожертвованный Александром II на благотворительные цели в память своей супруги – императрицы Марии Александровны. Созданный в 1913 г. Романовский комитет получил миллион рублей от имени Николая II. Выделить Попечительству о глухонемых столь крупную сумму из казны или средств, находившихся в его личном распоряжении, император, видимо, не посчитал нужным.
Таким образом, исходной причиной того, что Попечительство о глухонемых не смогло развернуть масштабную деятельность, было отсутствие поддержки со стороны императорской фамилии и государства. По мере возможного Попечительство о глухонемых стремилось заручиться расположением лиц, облеченных высокой государственной властью. В 1900 г. Николай II по докладу министра финансов С. Ю. Витте все-таки распорядился выделить из казны 75 000 руб. на организацию в Санкт-Петербурге мастерских для глухонемых.
В том же году С. Ю. Витте был избран почетным членом Попечительства. Однако для решения задач, стоявших перед Попечительством, требовалось гораздо больше денежных средств. На их недостаток неоднократно указывал председатель Попечительства о глухонемых И. К. Мердер.
«Попечительство, состоящее под августейшим покровительством, пока не имеет достаточных денежных средств, чтобы организовать необходимые дома призрения, убежища и школы – говорится в составленной им записке о деятельности Попечительства за 1898–1900 гг.
Тем не менее Мердер полагал, что «с Божьей помощью дело должно сдвинуться вперед, и при содействии просвещенных медиков удастся облегчить страдания от ушных болезней, а иногда и предупредить развитие глухоты» [4, л. 83]. Как видно, руководство Попечительства о глухонемых четко представляло конкретные задачи деятельности своего ведомства, но «Божьей помощи» для их успешного решения было недостаточно. Не изменилось эта ситуация и в дальнейшем.
С этого времени, Попечительство о глухонемых не открыло ни одного нового учебно-воспитательного заведения для глухонемых, в учреждениях Петербурга и его окрестностей число призреваемых глухонемых сократилось, а Сестрорецкая школа вообще была закрыта.
Вывод:
Таким образом, изучив деятельности Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых людях, я узнала, что только благотворительность не могла служить надежным средством обеспечения социальной помощи, даже если этой благотворительности покровительствовала императорская фамилия. Многое зависело от субъективных пристрастий императора и членов его семьи, отличной инициативы и авторитета руководителей благотворительных ведомств и учреждений призрения.
История Попечительства о глухонемых показывает, что если в отдельных случаях на местном уровне социальная помощь и могла осуществляться на благотворительной основе, то успешно решать общегосударственные задачи в области призрения в тот период было невозможно без мощной и системной государственной поддержки.
Я считаю, что в то же время этот пример показывает значение благотворительной общественной инициативы, за счет которой было создано и действовало Попечительство о глухонемых, потенциал благотворительности, который можно и нужно было использовать совместно с государством для решения социальных задач, в том числе в такой сложной специализированной отрасли, как призрение глухонемых.
§2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II
К моменту царствования Николая Второго Россия уже располагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, столь необходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование Николая Второго было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых. При нем Императрицей Марией Феодоровной было учреждено Попечительство о глухонемых в 1898 году. Первым председателем Попечительства был Иван Карлович Мердер, человек доброй памяти. За время своего существования Попечительство Марии Феодоровны о глухонемых открывало отделения в городах: Александрове, Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске.
И.К. Мердер первым делом основал Мариинское училище. Не обошлось без помощи благотворителей. Государыня Императрица Мария Федоровна внесла 300 тыс. руб. в качестве неприкосновенного капитала, с тем, чтобы проценты с капитала шли на содержание училища. В каменном здании училища, построенном в Мурзинке, сооружена церковь в честь св. апостола Филиппа.
В тех городах, где имелись отделения Попечительства, создавались школы и училища. Священник Василий Ветухов, настоятель церкви св. Пантелеимона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредил училище глухонемых.
Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, где обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. На последующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых. Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этого дела.
Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении для училища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым.
Харьковское отделение Попечительства возглавил Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский (бывший Сумский), по предложению Попечительства. За время своего существования Харьковское отделение расширило училище в Харькове, открыло ремесленную школу в селе Кочетке и хутор-школу в Клучиновке. Все здания построены на средства благотворителей. Освящение школы в Кочетке совершено 19 мая 1903 года Высокопреосвященным Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением. По освящении Высокопреосвященный обратился с кратким словом к глухонемым и благословил каждого крестиком, а новоосвященное здание Образом Озерянской Божией Матери, передав на хранение строителю здания священнику Ветухову. Заведовал школой священник села Кочетково о. Евгений Проскурников. В Клучиновке для глухих была построена церковь. Живопись церкви была исполнена самими глухонемыми.
Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, экзарх Грузии, почетный член Тифлисского отделения Попечительства, предоставил в распоряжение Тифлисской школы Попечительства дачу в местечке Марктоби, около монастыря св. Антония, в 25 верстах от Тифлиса. Открытие школы в Тифлисе в присутствии Высокопреосвященного Алексия, экзарха Грузии, губернатора и почетных гостей состоялось 8 октября 1903 года.
22 июля 1903 года Калужский отдел Попечительства праздновал день рождения государыни Императрицы Марии Феодоровны торжественным освящением школы для глухонемых.
В том же 1903 году при содействии А.А.Офросимова открыта школа-приют для глухонемых девочек при женской общине “Всех Скорбящих Радосте” в Медынском уезде. Он в 1909 году открыл отделение калужской школы при ските Преподобного Сергия Радонежского, близ г. Калуги.
Попечительство, кроме образования отделов в городах, приняло на свое содержание школы в селах Немды и Сычевка, московскую школу псаломщика Иверского собора В.С. Воздвиженского. Немденская школа для глухонемых открыта в 1902 году священником В.В. Поповым в селе Немды Макарьевского уезда, близ г. Юрьевец Костромской губернии. Идею священнику подсказал прихожанин этого храма, крестьянин Балабанов, имеющий глухонемого сына в Вязниковской школе глухонемых. Молодой священник, не связанный заботами о приходе, тот час принялся за дело.
Крестьяне Завражной волости постановили ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении употребить из запасного церковного капитала 2000 руб. на строительство здания для школы глухих. Ходатайство было утверждено. 25 августа 1899 г. преосвященным Виссарионом, епископом Костромским и Галичским, учреждено особое попечительство по организации названной школы. В результате его усилий появилась возможность выстроить одноэтажное школьное здание с необходимыми службами. 8-го декабря 1901 г. состоялось торжественное открытие школы.
Уфимское училище глухонемых открыто на благотворительные средства, по предложению Преосвященного Антония, епископа Уфимского и Мензелинского 17 февраля 1902 г. Инициативу учреждения этого училища проявил протоиерей Николай Котельников Крестовоздвиженской церкви, имеющий своего глухонемого сына.
В Смоленской губернии о. Павел Троицкий, священник Свято-Троицкой женской общины открыл училище глухих в селе Сычевке. Здание школы отстроено в начале февраля 1903 г. При школе сооружена церковь во имя преп. Серафима Саровского. Освящение храма и школы состоялось 24 июля 1903 г. Кроме того, ему принадлежит школа для глухонемых в г. Вязьме.
Попечительство с разрешения духовных властей в некоторых губерниях в определенные дни в соборных и монастырских храмах устраивало сбор пожертвований в пользу глухонемых.
Князь Аргутинский-Долгоруков, председатель Тифлисского отдела Попечительства, в свое время заметил, какое значение для провинции имела организация учреждений Попечительства и какое громадное влияние на деятельность отделов имеет председательствуемое И.К. Мердером центральное Попечительство.
Учебные заведения для глухих создавали не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 года школ для обучения глухонемых Святейшего Синода насчитывалось 27.
Среди них числилась Ярополческая, предназначенная для призрения детей духовного ведомства и Малинская церковно-приходская школа. Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.
1892 г.Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах
Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.
Желая дать для них доступное образование, он посетил школы в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Но они оказались дорогими для бедного священника.
И он решил открыть школу в своем приходе, но такую, в которой кроме его детей, могли воспитываться другие дети бедного состояния.
1 ноября 1897 года он открывает школу для глухонемых в селе Максимовичи Радомысльского уезда, где он состоял на службе. Через несколько лет школа переезжает в благоустроенное здание в Малинах.
В Верхотурье (Екатеринбургская епархия) при Николаевском монастыре в 1904 году была открыта и освящена школа-общежитие. Двухэтажное каменное здание школы сооружено исключительно на монастырские средства и на эти средства производилось обучение и содержание учащихся школы. Начало этому делу положил архимандрит Арефа, ныне причисленный к лику святых.
Перервинское училище учреждено Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, по просьбе священника, отца глухой дочери, в здании, принадлежавшему Перервинскому монастырю. Сохранился документ, проливающий на свет подробности открытия Перервинского училища. По документу, а точнее по Определению Святейшего Синода, митрополит Московский Владимир внес предложение в Святейший Правительствующий Синод о разрешении учредить училище в здании, принадлежавшем Перервинскому монастырю. Оно было представлено на усмотрение Его Императорского Величества и Его Императорское Величество собственноручно написал на докладе о сем «Прочитал с удовольствием». Это произошло 7 июля 1906 года.
Далее Святейший Синод указом от 28 сентября 1906 года разрешил открыть училище глухонемых при Перервинском монастыре. Торжество состоялось в монастыре 31 октября в присутствии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери из Иверской часовни.
В 1887 году во время посещения Императорской четой города Новочеркасска, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император, пожертвовал приюту глухонемых 5 тысяч рублей для хранения под неприкосновенным капиталом имении Августейшего жертвователя.
Но Государь не ограничился достигнутым. Народное предание, хранитель исторических фактов, гласит, что Николай Второй был гостем Санкт-Петербургского училища глухонемых, присутствовал на службах в домовой церкви св. апостолов Петра и Павла. Он, также, был благодетелем этой церкви. Его человеколюбивое отношение к глухим настолько было очевидным, что в Императорском училище выпускные группы изучали историю попечительства о глухонемых Императора Николая Второго.
Вывод:
Таким образом, я изучила расширение просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II. Обзор документов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что оно осуществлялось на протяжении столетий. Вначале глухие через труд воспитывались в православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получали начальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственное воспитание в специальных учебных заведениях. Религиозному просвещению много способствовало милосердие, проявляемое христолюбивыми благодетелями. Благодаря милосердным покровителям глухие научались религиозным истинам и начинали славить Бога. Русская Православная Церковь всегда была образцом милосердия: очень часто именно по инициативе священников, в России открывались школы для глухонемых и специальные отделения для них при обычных школах. До революции глухие в России получали многостороннее и полноценное воспитание.
продолжение
--PAGE_BREAK--На протяжении всей своей истории Российское государство осуществляло призрение глухих. За это время попечительство о них проделало огромный путь: от обычного призрения до создания сурдопедагогики. Но суть всегда была одна — достичь того, чтобы глухие люди стали равноправными членами общества.
Я считаю, что в настоящее время назрела необходимость возродить утраченные традиции православного милосердия и просветительной деятельности среди глухих. Люди, лишенные полноты восприятия окружающего мира, нуждаются в помощи Русской Православной Церкви, ведь и Господь Иисус Христос подал нам пример отношения к глухим, исцелив глухого косноязычного.
Глава 2. Система обучения глухонемых
§1.Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.
Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.
Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.
В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.
Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.
Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.
Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.
Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).
Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).
В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, — отмечает Лаговский, — дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .
С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».
Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».
Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».
Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на их эмоциональную сферу.
Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:
1. Закон Веры;
2. Правильное познание российского и французского языков;
3. Основы геометрии;
4. История;
5. Рисование;
В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именем Святого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподавание учащимся под руководством директора Закона Божьего.
В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе».
Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.
Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.
30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.
Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.
Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.
В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», — пишет Флери.
Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.
Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, — тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.
Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», — пишет Флери.
Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», — пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», — считает Флери.
Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, — считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.
Он предлагает использовать картины, на которых изображались бы «главные примеры нравственности», считая, что «смотря на сцены милосердия… глухой, выучится благотворительности».
Однако, показывая достоинство иконографических пособий, Флери предостерегает часто использовать их при обучении Закону Божьему, так как в этом Флери видит угрозу овеществления духовных истин.
Говоря о религиозно-нравственном воспитании на уроках истории, Флери советует не углубляться в определение ее предмета, в хронологию событий, в красочное их описание.
Несмотря на то, что в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль. «Усовершенствование воспитания глухого, — считает Флери, — увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недро общества, состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораздельного языка».
В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища.
«Эта книга, — пишет Флери в предисловии, — назначена для тех воспитанников, которые начинают понимать механизм языка, но ее содержание может быть полезным всякому другому дитяти». Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:
1. Правила нравственности собственно
2. Объяснительная часть.
В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям и т.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.
Вторая часть книги – «Объяснительная…», — тесно связана с текстом первой.
Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, Флери видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».
В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствование организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководством Спешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории, изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, им преподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.
В училище находится особый наставник-законоучитель для преподавания Закона Божьего и второй наставник-законоучитель для лиц евангельско-лютеранского вероисповедания.
В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть.
На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия.
В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги:
«Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками.
2. «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"», СПб., 1865г.
3. «Зачатки христианского православного учения».
4. «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания».
5. «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др.
У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» [СПб., 1864], отмечает Лаговский.
Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся, Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», — утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.
продолжение
--PAGE_BREAK--