Оглавление
Введение 3
Глава1.Психофизиологические детерминанты индивидуальности
1.1Индивидуальностьи ее проявления. 6
1.2.Психофизиолгическиеособенности темперамента 7
1.3.Особенностьхарактера 11
1.4.Способность как индивидуальная особенность личности 15
Глава2.Исследования индивидуальных различий
2.1Основныеисследования по формированию индивидуальности 19
2.2.Психофизиологическиеисследования эмоциональной сферы 24
Глава 3.Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовойдеятельности человека 28
Заключение 43
Литература 45
Введение
XX век проходит под сильным влияниемпсихологии на умы людей. Все более очевидной становится роль человеческойиндивидуальности в том, как складывается каждая отдельная судьба, все большепризнается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечаетсятенденция принизить значение индивидуальноличностного фактора в судьбах разныхстран и народов в ходе исторических событий.
И все же, человек неспроста стремитсялюбыми способами угадать свое предначертание. Возможно, он это делает, чтобыизбежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужнотакже и для того, чтобы предупредить какие-то злосчастья и достичь в жизнибольшего, вовремя «схватив за хвост» госпожу Удачу? Есть основаниядумать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на свои собственныесилы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки ее превратностям.Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных оптимизма и«веры в человека». Но никто не объясняет как это сделать.
Однако «рецепт» существует.Он в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей исклонностей, характера и ценностной иерархии человека. А еще крайне важно длякаждого — научиться понимать других людей и умело общаться с ними.
Каждому цивилизованному обществу дляповышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук,культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо правильнораспорядиться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности иделовые качества во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей, обих общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой зависимостиот настроения и степени счастливости каждого человека.
Нередко только к концу жизненногопути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобысоизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые сторонысвоей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человекдействует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь кмнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своихплохих и хороших качеств. Читая книги, просматривая кинофильмы и театральныепостановки, он стремится понять: «Кто я и каковы другие люди? Как жить,чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньшестрадать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться какличность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах ?». Крайневажно своевременно разгадать свою натуру и правильно оценить свои способностина заре жизни, когда человек выбирает профессию или спутника жизни; необходимотакже иметь представление о том, как справиться с чувством несчастливости,когда приходится испытать разочарование в любви или в дружбе, когда встречаютсятрудности общения в собственной семье или в сфере рабочих контактов. Именно вначале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения ксобственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов,связанных с его характером.
Также, весьма актуальнасоциально-психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации, субъективнопереживаемой им как несчастье, безысходность, стресс, неверие в себя и своебудущее, как чувство потерянности и одиночества при утрате привычногожизненного стереотипа в связи вынужденной миграцией и так далее.
Наиболее достоверным и научнообоснованным способом распознавания характера и способностей человекарасполагает психофизиология. Разумеется, в первую очередь это необходимоспециалистам — психологам, социологам, педагогам, врачам. Лишь они, пройдяспециализацию по психологии индивидуальности и владея методикамипсиходиагностического исследования, могут профессионально определять личностныесвойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросыкадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизировать межличностныеотношения в семье, в командах, экипажах и в других группах, проводитьпсихологическую коррекцию отклоняющихся от нормы состояний. В узко-прикладныхцелях отдельные методы могут использоваться и другими специалистами при условиихорошего усвоения их с помощью квалифицированного консультанта. Это иопределило актуальность нашей работы.
Цель нашего исследования: датьпсихофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
Задачи:
— познакомиться с учебной и научнойлитературой по данному вопросу;
— выявить психофизиологическую основуиндивидуальных различий человека.
— определить методику исследованияиндивидуальности.
Работа состоит из введения, двухглав, заключения, литературы.
Глава 1. Психофизиологическиедетерминанты индивидуальности
1.1 Индивидуальностьи ее проявления
Личность каждого человека наделенатолько ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ееиндивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющихего своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется вчертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествахпознавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность ииндивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если чертыиндивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, ониоказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условийдля развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишьиндивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для даннойсоциальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известноговремени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системемежличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.
Понятие индивидуальности (от лат.individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организациючеловека как единую целостность, включающую различные уровни егопсихологической организации[6,90].
Выделяется одно свойство и изучаетсяего проявление на разных уровнях психической организации человека, например,уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости вповедении и деятельности.
В качестве индикатора можетрассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чемтеснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например,связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов,состояний и личностных свойств человека.
1.2. Психофизиолгическиеособенности темперамента
Первая попытка разделить людей потемпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболеечасто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик,объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций'«жизненных соков» тела: крови (сангвис), слизи (флегма), желтой илиедкой желчи (холес) и черной желчи (меланхолес)… Позднее предпринимались идругие попытки классифицировать темпераменты по иным сопутствующим признакам.Так возникли конституционная теория темпераментов, гормональная теория идр[1,56]
Павлов к этому вопросу подошел спозиций рефлекторной теории высшей нервной деятельности и в основуклассификации положил особенности возбудительного и тормозного процессов,которые, как теперь стало ясно, определяются нейрохимией мозга.
Первым показателем типологических,различий, по Павлову, является сила возбудительного процесса, определяемая, поскорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сидятормозного процесса, которая выявляется но скорости выработки внутреннеготорможения. И, наконец, третий показатель — подвижность нервных процессов — определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в рядедругих дополнительных проб)[4,89]
В классификации Павлова (как и уГиппократа) различают, четыре темперамента, которые Павлов называет типамивысшей, нервной. деятельности. Это:
1 — живой тип (соответствуетсангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного итормозного процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (тип сильный,уравновешенный, подвижный);
2 — спокойный тип (соответствуетфлегматику Гиппократа), обладающий.высокой силой и достаточнойуравновешенностью возбудительного и тормозного процессов, но малой ихподвижностью (тип сильный, уравновешенный, инертный);
3 — безудержный тип (соответствуетхолерику Гиппократа), имеющий сильный возбудительный процесс при слабомтормозном (тип сильный, но неуравновешенный)',
4 — слабый тип (соответствуетмеланхолику Гиппократа), отличающийся малой силой возбудительного и активноготормозного процессов.
Характер индивида зависит в основномот прирожденного темперамента (генотипа). Однако на поведение оказываетбольшое влияние также и воспитание, формирующее фенотип[2,78].
Сегодня понятно, что типологияиндивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетическипредопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическимиособенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление ивозможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением,но и адаптивностью личности (которая также психофизиологически, а равно инейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ееперестроек. Так, более адаптивны «норадреналовые» типы от холерика досангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, образующихконтинуум) и менее адаптивны «ицетилхолиновые» — от меланхолика дофлегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомелинхоликов, такжепредставляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков зависитот удельного веса сангвинического и флегматического звена в темпераментеиндивида[6,91].
Что касается сугубо психологическихчерт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степеникоррелируют с психофизиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм ивысокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в товремя как ситуативная тревожность может повышаться и у средних, вполнесбалансированных типов — у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более усангвохолериков и флегмомеланхоликов).
Изучение эмоциональной сферы у людейразной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций улюдей разных темпераментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоциейсангвиника является радость, холерика — гнев, меланхолика — страх, тоска, а дляфлегматика наиболее характерно спокойное безэмоционалъное состояние (Симонов).Однако это касается лишь общей модальности эмоционального состояния, вариантыже могут быть весьма различающимися, ибо характер эмоциональной иповеденческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как сконституционными и функциональными особенностями мозга, так и с различнымисопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением насознание человека методологического, религиозного, общественного, юридическогои т.д. догмата. [3,90]
Более поздние исследования Теплова иНебылицына допускают существование значительно большего количества типоввысшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельномвесе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемыхпромежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либоо смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и.холерика и т.д.),оказалось теоретически возможным выделить 120 типов, основанных на 4 вариацияхпо силе нервных процессов, 3-х — по уравновешенности и 10-ти — по степениподвижности.[12,71]
Так, Теплов и Небылицын рассматриваютпонятие силы нервной системы как распадающееся на понятие о двухсамостоятельных свойствах ее: сила нервной системы в собственном смысле(выносливость, предел работоспособности) и динамичность. При этом обаназванных свойства должны определяться отдельно для возбуждения и торможения.Отсюда — и уравновешенность следует рассматривать как по силе, так и подинамичности.
Что касается подвижности, то Теплов иНебылицын оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаковраздражителей, но вводят при этом дополнительный термин «лабильность»,характеризующийся временными параметрами реакций (например, такими каккритическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.). С этих позицийтрудно судить о конкретных типах высшей нервной деятельности, а скорее можноговорить об индивидуальных особенностях протекания нервных процессов, обиндивидуально-психологических различиях, а раздел, изучающий внутренниемеханизмы таких различий, уместно было бы назвать, как считают Теплов иНебылицын, «дифференциальный психофизиологией»[12].
И все же, характеризуя темпераментиндивидов, мы склонны «втискивать» их в рамки привычных для насчетырех типов.
Сангвиник — человек решительный,энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешнимвыражением-эмоций и легкой сменой их. Флегматик — спокойный, медлительный, сослабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности надругой. Холерик — вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный,энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися вречи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психическойактивности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный,склонный к мрачным мыслям- и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. Вжизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойствболее разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной и научная основаучения о темпераментах. Сильное, уравновешенное, подвижное животное соответствуетсангвиническому темпераменту; сильное, неуравновешенное — холерическому;сильное, уравновешенное, инертное — флегматическому; слабое — меланхолическому[12,78].
Имеются индивидуально-устойчивые впокое и при работе типы. корковой активации. А.А.Ухтомский подчеркивал важностьизучения индивидуально-личностных особенностей «мозгового хронотипа»[12,56],свойств интроверсии (аутизма), способностей к дифференциальной срочностиреакций, разных способов оценки ситуаций: либо по пути длительного логическогоанализа, либо путем «внезапной рецепции зорким глазом специалиста сразу всейобстановки, т.е. симультанном схватывании существенных сторон ситуации: Ученыйотмечал индивидуально выраженные способности к различению существенного отнесущественного в потоке ближайших конкретных ощущений с адекватными рефлексамина них, указывал на Необходимость изучать те пути и средства, которые приводятк развитию таких способностей в масштабах истории. Совокупность индивидуальныхособенностей психики и поведения человека составляет тип высшей нервной деятельности,или темперамент человека, который складывается из общих свойств нервнойсистемы, характеризующихся: 1) экстра-интроверсией; 2) эмоциональнойстабильностью — нейротизмом; 3) подвижностью или инертностью нервных процессов[10,78].
Кроме того, у человека имеютсяхудожественный и мыслительный типы
1.3. Особенностьхарактера
Каждый человек отличается от любогодругого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычнои говорят о чертах, характерных для данного человека. («Характер» и буквальномпереводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток».) Но в психологиислово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякуюиндивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такиеиндивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость идлительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера[8,74].
Каждая черта характера проявляетсялишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что окаждой черте характера выражается отношение человека к определеннымобстоятельствам и сторонам действительности.
Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляютсяв типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичныхобстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Отношения личности определяютиндивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С однойстороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразиеэмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляетсяданное свойство характера.
С другой стороны, от отношенийзависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичнойситуации.
Способы и качества действий человеказависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств,внимания, ума, т. е. от индивидуальных особенностей психофизиологических процессов.Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не толькоот положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, отточности и ловкости движений, от усилий воли и т.д. Поэтому в зависимости отпреобладающего влияния различных психических процессов на способы действиямогут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера[8,90].
В зависимости от обстановки вцентральной нервной системе создается различное функциональное состояние, В «пищевойобстановке» в состоянии повышенной возбудимости находятся, например, пищевыецентры, и потому возникает доминанта пищевой реакции (выделение слюны). В«электрокожной обстановке» в состоянии повышенной возбудимости находятсяоборонительные двигательные центры, и возникает доминанта защитно-оборонительнойреакции (отдергивание конечности)[8,92].
Сходство этих физиологическихпроявлении с проявлениями характера у человека заключается, во-первых, в том,что те и другие проявления имеют стереотипный, шаблонный для данного индивидахарактер. Во-вторых, в том и в другом случае в зависимости от обстановки один итот же индивид в ответ на одни одни раздражители обнаруживает совершенно различнуюс стереотипных реакций. В-третьих, те и другие имеют устойчивый ипостоянный характер. На основании всех этих сходных внешних проявлений можнопредположить, что одно из физиологических условий происхождения свойствхарактера—образование различных динамических стереотипов.
Из этих фактов видно вместе с тем,что механизм переключения, лежащий в основе свойств характера человека, вопределенном отношении существенно отличается от механизма переключения уживотных. В образовании такого механизма у человека чрезвычайно важную рольиграет вторая сигнальная система—система речевых раздражителей в виде социальныхоценок и других социальных воздействий на поведение и системы речевых реакций,которыми человек отвечает на эти воздействия[8,102].
Другое физиологическое условиепроисхождения обнаруживается при сопоставлении проявлений характера спроявлениями общего типа нервной системы.
В целом ряде исследований советскиепсихологи сравнивали способы действия у людей с противоположными свойствамиобщего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех жетипичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. Приэтом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системысоответствуют психологически противоположные способы действия. Так, былопоказано, что при положительном отношении к товарищам по классу и классномуколлективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению сузким кругом хорошо знакомых товарищей. По своей инициативе они редко что-либорассказывают о себе, с трудом заводят новые знакомства, но так же трудно импрекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижныминервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Этииндивидуальные особенности в общении и представляют собой свойства характера.
Такая же связь нервных процессов синдивидуальными различиями способов действия обнаружена в учебной, спортивнойи трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е, А.Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойствхарактера—это свойства общего типа нервной системы[8,104].
Известно, что общий тип нервнойсистемы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекаеттесная связь между темпераментом и характером.
Как было сказано, в образованиимеханизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играетвторая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени втораясигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этимисистемами, И. Л. Павлов различал три специальных человеческих типа нервнойсистемы: «мыслительный» — с преобладанием второсигнальной условнорефлекторнойдеятельности, «художественный»—с преобладанием первосигналыюй и «средний»—сотсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальныхтипов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера[6,89].
Однако свойства общею типа нервнойсистемы не предопределяют, каким будет характер. У людей с одним и тем жетипом нервной системы может быть различный характер. Например, человек сослабым типом нервной системы может быть добрым или злым, правдивым или лживым,аккуратным или неряшливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двухотношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять воспитаниеопределенных свойств характера. Так, у человека со слабым типом нервнойсистемы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человекасильного и уравновешенного типа. Во-вторых, если в результате социальныхусловии и условий воспитания у человека сложились определенные отношенияличности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, припомощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляетсясовершенно различным образом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляетсяиначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется встрастности, порывистости, повышенном, но неровном темпе работы. Между тем уфлегматика такое же трудолюбие проявляется в особой методичности,обдуманности, размеренности движений, ровном темпе. Доброта сангвиникаяркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупыхпроявлений доброты флегматика.
1.4.Способность как индивидуальная особенность личности
Личность — это отдельный человек снакопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом,стилем поведения и мировоззрением[9,62].
Важным оценочным компонентом свойствличности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как считалБ.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-психологические особенности,которые имеют отношение к успешности выполнения одной или несколькихдеятельностей. Природной основой различных способностей могут бытьразнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологическихсвойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность,саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природныепредпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Ученымидоказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобладаниезрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковыхспособностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладаниепервосигнальных функций. Для музыкальных способностей главную роль играютлабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность идоминирование непроизвольного уровня регуляции[7,89]
Способности — это такиепсихологические особенность человека. от которых зависит успешностьприобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний,навыков и умений не сводятся[7,94]
По отношению к навыкам, умениям изнаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно томукак брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу,который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура,состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способностичеловека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Итак, способности—этоиндивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиямиуспешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамикеовладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определеннаясовокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которойполучает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенногона ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей кданной деятельности[8,102].
Способности были охарактеризованы какиндивидуально-психологические особенности, т. е. такие качества, которымотличается один человек от другого.
Среди свойств и особенностейличности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимаютведущее положение, некоторые—вспомогательное. Так, в структуре педагогическихспособностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность,любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность впередаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда направах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся:артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, ивспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство,обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем егоиндивидуализацию, связанную с личностью[3,89].
Общие способности или общие качестваи явления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу такихобщих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступатькак способности, относятся индивидуально-психологические качества,характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П.Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний»типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшаянервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальныхсистем: первой сигнальной системы—образной, эмоциональной и второй, связанной ссигнализацией этих образов посредством слова—сигнала сигналов.
Относительное преобладание сигналовпервой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественныйтип, относительное преобладание сигнала сигналов—мыслительный тип, равное ихпредставительство—средний тип людей.
Для художественного типа свойственнаяркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живоговпечатления, эмоций. Для мыслительного типа—преобладание абстракций,логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека кхудожественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что онфатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное—представителюэтого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требуетвпечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живостифантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников (живописцев,скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженныечерты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболееблагоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактнымматериалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какойобширный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание ит. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладениядеятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что отнесениечеловека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности,недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образныхкомпонентов психики над мыслительными. Вообще вторая сигнальная система учеловека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер,так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей является решающейи процессы отражения человеком мира опосредствуются его мыслями, выраженнымисловесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встречаемсяразве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотическойобразностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.
Глава 2. Исследованияиндивидуальных различий
2.1. Основныеисследования по формированию индивидуальности
Темперамент (от лат.— соразмерность)— это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих еедвигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].
По теории И. П. Павлова,предпочтительными темпераментами для успешности деятельности являютсятемперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темпераментхолерика из-за неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкаяработоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика.Однако Б. М.Теплов и В. Д. Небылицын выступали против оценочной характеристикитемпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типавыполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типытемпераментов и индивидуальные качества человека. По-видимому, профотбор долженосновываться на этих двух положениях, при этом решающее значение должны иметьрезультаты специального тестирования[6,190].
По мнению Я.Стреляу, активность какодна из черт темперамента личности проявляется в энергетическом уровнеповедения. Со свойством активности личности наиболее часто положительнокоррелируют такие свойства нервной системы, как сила иактивированность,«измеряемые с помощью ЭЭГ-методик.»Для оценкиЭмоциональности могут также использоваться различные тесты-опросники (Спилберга, Тейлора),для оценки тревожности и нейротизма — опросник Г. Айзенка. На физиологическомуровне эмоциональность измеряют вегетативными и ЭЭГ-показателями[6,198].
Темперамент человека достаточноустойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, точерты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента впроцессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника илимеланхолика.
Результаты наблюдения за характером,поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуютмногие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические:предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойстваминервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитаниядетей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и,естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нервнойсистемы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих исследованиях, выполненныхна животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность изменениятипологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили пометщенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и приволья,другие — в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи свнешним миром, а также им не приходилось бороться за свое выживание. Когдащенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всехразвивавшихся в клетке были резко выражены пассивно-оборонительные реакции(они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависелоот условий окружающей среды, в которых они воспитывались. Тренировка нервныхпроцессов способствовала некоторому изменению типологических свойств. Вчастности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервныхпроцессов, и животное, ранее типологически сильное, переходило в группуслабых. Эти и другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе.[8,105]
Термины «генотип» и «фенотип» впервыеиспользовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. —происхождение, — отпечаток, образец) характеризуется врожденными;типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается.Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип(от греч. — проявлять, являть) — совокупность признаков и свойств организма,обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутреннейсреды. Таким образом, фенотип — это сплав врожденных и приобретенных свойстворганизма.
С помощью направленного отбора можновывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства(подвижность) были доказаны специальными исследованиями В. К. Федорова: онвывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты,а также изучение типологических свойств у однояйцевых близнецов позволилизаключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однаконаправленными воздействиями воспитательного и природного характера его можноизменить.
Мы не склонны переоценивать этиэкспериментальные данные, полученные на животных. Однако наблюдения заразвитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условияжизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт,рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль вформировании типологических особенностей нервной системы.
Воспитание детей в условияхмаксимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но дажепредупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованнаяи нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности,посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков,способствует формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.
Способы определения типологическихсвойств. Для определения типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были разработаныспециальные экспериментальные методы — «Большой стандарт» и «Малый стандарт».Обследование по «Большому стандарту» занимало около 2 лет, по «Малому» —6—7мес. По «Малому стандарту» число методик было сокращено. О силе возбуждениясудили по скорости выработки условного рефлекса, но главным образом — покофеиновой пробе. Силу процесса возбуждения у собак определяли по минимальнойдозе кофеина, сопровождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблюдалосьснижение условно-рефлекторных эффектов. О силе торможения судили по скоростивыработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений. Есливыработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процессотносили к сильному, если в пределах 30 сочетаний и более — к слабому процессуторможения.
Существуют два основных методическихподхода определения силы нервных процессов у человека: исследование измененияреакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций придлительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессовдиагностируется как устойчивость величины латентного периода сенсомоторнойреакции на многократное повторение раздражителей средней величины.
Чаще всего используются световыераздражители определенной средней интенсивности с интервалом следования неболее 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интервалом следования 1—3 с;каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать нарычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.
Данная методика основана на критериипредела работоспособности при многократном раздражении, поэтому показателем,характеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самойдвигательной реакции на последние 20 раздражений.
Уравновешенность, по методикеИ.П.Павлова для животных, определяли по соотношению силы процессов возбужденияи торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения иторможения.сочетаается с такими качествами, как общительность, добросовсност ь,высокий самоконтроль, зависимость. тревожный тип (около 10 %). Для этих детей — характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность;их действия отличают излишнее волнение, тревожно. Учатся легко, особенно хорошочитают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожностисочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе,чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.
Ведущей чертой для детей, имеющихчувствительный и тревожный типы формирования личности, является общение. Именноэта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления,столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий ипоступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений.Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из нихусвоение учебной программы.
Интровертированный тип (около 18 %).Отличительной особенностью этих школьников является направленность напознавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается спониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследованиевыявило у этих детей замкнутость; неуверенность в себе, низкий самоконтроль. Вто же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность,: напряженность. Околоб % детей этой группы характеризуются пассивностью, бедностью мотивационнойсферы, отсутствием инициативности. Одиночество,- отгороженность от окружающих,повышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоениисоциальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят кконфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания вшколе.
Следует, однако, заметить, чтофизиологической основой формирования типологических вариантов личности, какнам представляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессе»возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах наживотных. Важную роль в формировании" этих свойств нервной системы играетсреда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.),особенно в раннем онтогенезе.
2.2. Психофизиологическиеисследования эмоциональной сферы
Изучение эмоциональных возможностей утипологически различных людей привело к выявлению у них доминирующих эмоций. Ихотя людям всех темпераментов доступен весь набор возможных эмоций, тем неменее для сангвиника доминирующей эмоцией является радость, для холерика —гнев,для меланхолика — страх, а флегматик, будучи малоэмоциональным, доминирующейэмоции не имеет (Симонов).
В отношении функциональных корреляцийэмоционалоной сферы человека с межполушарной асимметрией мозга известно, что,если левое полушарие у правшей связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением,математическими способностями, то правое — с чувственными образами,пространственными представлениями, музыкальными способностями, т.е., инымисловами, если левое полушарие «разумно», то правое«эмоционально». Возможно это обусловлено и тем, что правое полушариеимеет обширные кортико-диенцефальные связи, а левое — больше связано сактивирующими стволовыми образованиями. Есть также сведения в преимущественнойроли левого полушария в генезе положительных, а правого —отрицательных эмоций,часто «безотчетных». При этом отмечается «завязанность»функциональной межполушарной асимметрии и положительно-отрицательныхэмоциональных отношений на доминирование альфа-ритма.
Так, при выключении правого полушариянастроение пациента улучшается только при доминировании альфа-ритма в ЭЭГлевого полушария, равно как и ухудшение настроения при инактивации левогополушария достигается также при доминировании альфа-ритма, но уже в ЭЭГправого полушария (Деглин).
Ряд клинических наблюденийсвидетельствует о различных тенденциях в нарушениях эмоциональной сферы убольных с право- или левополушарными поражениями (Брагина, Доброхотова). Так,если при поражении левого полушария у больных существенно повышаетсятревожность, то при правополушарных дисфункциях больные стане' вятся беспечнымии легкомысленными, что может определяться относительно жесткой связью правогополушария с потребностно-мотивационной сферой и с порождением целей, а левого—с реализацией средств для достижения целей (Симонов). И тогда у человека споражением левого полушария на базе наличной потребности определяется цель, нопри отсутствии средств для ее достижения прогнозируется низкая вероятностьудовлетворения и возникает фрустрация и тревога; в случае же поражения правогополушария построение целей затрудняется; диапазон потребностей суживается, асредства для достижения цели при этом оказываются в избытке, что и порождаетположительно эмоциональные ощущения вплоть до эйфории. При этом левополушарныйпрогноз осознается и вербализуется, а правополушарный остается неосознанным,на уровне.интуиции (Симонов)
— Демонстрация слайдов различногоэмоционального содержания раздельно в правое или левое поле зрения вызываетболее быстрое реагирование правого полушария на печальные события, а левого —на радостные. То же самое имеет место при распознавании мимики грустной ирадостной. Вообще же правое полушарие реагирует быстрее, чем левое, наэмоциональные события, независимо от знака эмоции
Симонов, считая, что главнымиструктурами, позволяющими производить прогнозирование событий с учетомдоминирования в потребноетно-мотивационной сфере, являются фронтальныйнеокортекс, гиппокамп, миндалевидный комплекс и гипоталамус, предлагаетследующую концептуальную модель[7,92].
. Как видно из этой схемы, достаточночетырех структур для организации поведения по выделению доминирующейпотребности с учетом вероятности ее удовлетворения. Симонов полагает, чтоиндивидуальные особенности функционирования этих структур могут лежать в основетипов нервной деятельности, а в случае патологии определяют характер невротическихсостояний. Так, преобладание системы «гипоталамус •' — фронтальныйнеокортекс» характеризует тип сильный экстравертированный, ориентированныйна выбор доминирующей потребности и учитывающий осознанно наиболее вероятныесобытия; преобладание же системы «миндалина — гиппокамп» характернодля слабого интровертированного типа с симптомами нерешительности и склонностьюк переоценке несущественных событий. Преобладание системы«гипоталамус—миндалина» также характерно для интравертов, а«фронтальный неокортекс — гиппокамп » — для экстравертов[6,89].
Вероятнее всего, у холерикадоминирует система «фронтальный неокортекс— гипоталамус», чтообеспечивает в поведении холерика выбор доминирующей потребности при высокойвероятности ее подкрепления. У меланхолика, напротив, система«гиппокамп—миндалина» ориенти-рована на фиксацию субдоминантнойпотребности при маловероятном ее удовлетворении, отсюда — перманентнаяфрустрация у меланхолика. Что касается средних типов — сангвиника и флегматика— то здесь нет ясности. С одной стороны, результаты ряда экспериментов говорятв пользу преобладания у сангвиников, как и у меланхоликов, системы«гиппокамп — миндалина», а у флегматиков, как у холериков—«фронтальный неокортекс — гипоталамус» (Симонов). С другой стороны,логические рассуждения приводят к мысли о преобладании у флегматика системы«фронтальный неокортекс—миндалина» с реагированием только на высоковероятныесобытия без особого выбора какой-либо потребности из более или менееравнозначных, а у сангвиника — «гиппокамп — гипоталамус», создающей возможность генерализованных реакций на маловероятные события привыборе доминирующей потребности (Данилова)[2,175].
При неврозах возникают различныедиссоциации в деятельности системы из-за дисфункции отдельных ее компонентов.
Поскольку у человека эмоциональнаясфера социализируется, то и возбуждение нервного аппарата эмоций выступает каксистема своеобразного внутреннего поощрения и наказания (радость, торжество,стыд и т.д.), значение которого в жизни человека настолько велико, что в рядеслучаев через возникающую эмоциональную доминанту определяет его поведение.
Глава 3.Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовойдеятельности человека
Использование конкретных методовпсиходиагностики для решения задач определения профессиональной пригодностидолжно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях одиагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценкепрофессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профессиональногопсихологического отбора и его проведения свидетельствует о наличии довольнообширного перечня методик профессиональной психодиагностики, которые в том илиином сочетании (в зависимости от особенностей вида деятельности) могут бытьиспользованы для решения разнообразных задач оценки профессиональнойпригодности. Полному их описанию посвящены оригинальные публикации, а такжеспециальные руководства, справочники и пособия [10, 7,6 и др.].
Условия жизни, воспитание, трудовая деятельностьсущественно влияют на формирование и развитие многих психологических качествчеловека, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи сэтим в процессе оценки профессиональной пригодности целесообразно бывает учитыватьсостояние достаточно устойчивых биологических функций организма, отражающихиндивидуальные различия людей и возможную роль этих функций (степени ихвыраженности, особенности сочетания и т. п.) в предопределении успешностиобучения и деятельности. Работы И. П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына,К.М. Гуревича, В.М. Русалова и других исследователей основных свойств нервнойсистемы установили типологические особенности и влияние указанных функций нацелый ряд характеристик психики человека и его поведение (в том числе трудовуюдеятельность). Обоснованы и описаны (Н.В. Макаренко и др.) ряд методикисследования основных свойств нервной системы, а также особенности ихиспользования в практике профессионального психофизиологического отбора рядаспециалистов [6,5].
Сила нервных процессов
«Зависимость времени реакции отинтенсивности стимула» (В.Д. Небылицын) — методика основана на различномпроявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силенервной системы можно судить по характеру наклона кривой зависимости времениреакции от интенсивности раздражителя.
«Критическая частота мелькающегофосфена» (В.Д. Небылицын) — определение силы нервной системы по характерузависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения светапри раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих электрическихимпульсов.
«Измерение латентных периодовдвигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын)— определение момента и величины увеличения латентных периодов реакции: чемраньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабостьнервной системы.
Работоспособность головного мозга»(А.Е. Хильченко) — определение работоспособности (по показателям количестваошибочных реакций) путем регистрации реакций испытуемого на предъявлениеусловных раздражителей в быстром темпе в течение нескольких минут.
«Исследование легкости—трудностиэкстренной переделки двигательной реакции выбора» (Н.М. Пейсахов с соавторами)— измерение сложной сенсомоторной реакции на световые и звуковые раздражителив условиях смены их сигнального значения.
«Кинематометрическая методика» (Е.П.Ильин) — измерение точности производства движений в локтевом суставе призакрытых глазах и в сгибательно-разгибательных направлениях на заданнуювеличину отклонения (в градусах): по разнице между амплитудой движения ивыбранной амплитудой и общей сумме разниц определяется длительность сохраненияпроцесса возбуждения и торможения, а их соотношение определяет инертность—подвижностьнервных процессов.
«Методика А.Е. Хильченко» —показателем подвижности нервных процессов служит предельно короткая экспозицияили предельно быстрый темп предъявления раздражителей, при котором испытуемыйможет правильно дифференцировать их;
этот показатель зависит кик отскорости движения и последействия нервных процессов, так и от быстротывосстановления функциональной готовности рефлекторного аппарата к новой реакциии от способности нервной системы к усвоению ритма.
«Критическая частота слияния световыхмельканий или звуковых щелчков» (О.П. Макаров) — определение максимальнойчастоты световых мельканий или звуковых щелчков, при которой они ещеразличаются испытуемым как раздельные: чем быстрее возникают и прекращаютсянервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут воспроизвестинервные структуры, воспринимающие зрительную и слуховую информацию, тем вышебудут показатели критической частоты мельканий и щелчков.
Уравновешенность нервных процессов
«Изучение особенностей проведениялиний определенной длины в изменяющихся условиях» (Н.С. Лейтес) — воспроизведениебез зрительного контроля на бумаге как можно точнее линий, равных либопредъявляемому предварительно образцу, либо выбранному самим испытуемым:соотношение между силой возбудительного и тормозного процессов (ихуравновешенность) проявляется в неустойчивости длины воспроизводимых линий(тенденция к удлинению линий — преобладание возбуждения, тенденция к ихукорочению — преобладание торможения).
«Реакция на движущийся объект — РДО»(Н.С. Лейтес) — остановка стрелки электросекундомера (полный оборот— 1 сек) назаданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужнойцифры) связано с превалированием торможения; преобладание запаздывающихреакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалированием возбуждения.
Исследование уровня развитияпрофессионально важных познавательных процессов (познавательных способностей)проводится с помощью психометрических методик в форме индивидуального игруппового эксперимента. Известно большое количество подобных методик, каждаяиз которых, в свою очередь, имеет ряд модификаций, иногда с учетом спецификиконкретной профессиональной деятельности. Наиболее известные и часто используемыеметодики: «Компасы» и «Часы»— особенности восприятия пространственныхотношений признаков объекта репродуктивного мышления; «Корректурная проба»(таблица Бурдона, Анфимова, с кольцами Лапдольта) — устойчивость к концентрациивнимания при длительной однообразной работе, умственная работоспособность, темппсихических процессов, преимущественная установка на точность или скоростьработы;
«Перепутанные линии»— устойчивость иконцентрация внимания; «Отыскивание чисел с переключением» («черно-красная таблица»— методика Горбова) — объем, распределение и переключение внимания,оперативная память; «Расстановка чисел» — распределение внимания и оперативнаяпамять; «Выявление слов» — качество восприятия и особенноюти внимания;«Численно-буквенные сочетания» — распределение и устойчивость внимания,способность к работе в вынужденном темпе и при дефиците времени; «Шкалыприборов» — оперативная память; «Установление закономерностей» —репродуктивное мышление, активность, сообразительность и оперативная память;«Запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел» — кратковременнаяпамять; «Числовые ряды» — особенности логического мышления; «Аналогии-» —особенности вербального (понятийного) мышления; «Арифметический счет» —способность к выполнению числовых операций; «Количественные отношения» — способностьк умозаключениям; «Сложение чисел с переключением» — способность крепродуктивному мышлению и перестройке умственных навыков [19,78].
«Исследование простых и сложныхсенсомоторных реакций» — скорость и точность реакций на световые и звуковыераздражители, установка на скорость или надежность работы; «Реакция надвижущийся объект» — динамический глазомер, точность движений; «Двигательнаякоординация и напряженность» (ДКН) — особенности координации движений, эмоциональнаяустойчивость и внимание.
В качестве метода исследованияиндивидуальных различий опросник был разработан еще в 1950 году Г. Хейманом иЭ. Вирсмой. Критические замечания, высказанные относительного этого опросника,касались того, являются ли оцениваемые испытуемыми параметры эмоциональности иактивности присущими им, или они есть функция представлений о самих себе.Интересно отметить, что упреки по отношению к достоверности данных, полученныхс помощью опросников, и до сих пор во многом сходны. Официально считаютпервым опросником, основанным на ответах испытуемого о самом себе, «Бланкличностных данных» Р. Вудвортса, разработанный в 1917 году для измерениянсвро-тичности. Несмотря на отсутствие теоретического обоснования, опросникоказался полезным при отсеве призывников армии США, у которых находили такназываемые невротические ответы.
К опросникам такого же типа относитсяи опросник Г. и Ф. Оллпортов, направленный на изучениедоминантности—подчиненности, опросник Л. и Т. Терстоунов, созданный для измеренияневротических тенденций, и опросник Р. Бернрьютера для изучения склонностей.
В 40—50-х годах были созданы шкалыдля измерения интересов, которые используются и в настоящее время. Это преждевсего «Перечень интересов» Д. Стронга. В его опроснике, содержащем 400утверждений, зондируются интересы человека к различным профессиям,предпочитаемым видам деятельности, степень его умений и навыков. С помощьюшкалы выделяются четыре «параметра» интересов. Среди них можно определитьсходство интересов испытуемого с интересами людей, добившихся успеха вопределенной профессии. Кроме того, шкала позволяет измерить зрелостьинтересов, степень профессиональной подготовленности. Метод, применяемый приразработке шкал опросника Стронга, вкратце можно охарактеризовать следующимобразом. Были выбраны представители 42 профессиональных групп, удовлетворявшихкритерию профессионального успеха (например, большой профессиональный стаж,занимаемое положение, величина заработка и т. п.), найдена частота ответовотдельно для той профессиональной группы, которую собирались изучать, иотдельно — для остальных испытуемых, составивших выборку «людей вообще». Далеебыла подсчитана разность процентов ответов по каждой профессии у представителейсравниваемых групп. Разность была положительной, если в профессиональной группеопределенной категории ответы встречались чаще, чем в «контрольной» группе,отрицательной разность была в противоположном случае. Все 42 шкалы интересов(и 24 шкалы для женщин) были последовательно сопоставлены этим способом, длякаждой определены специальные нормы для пересчета. Из-за чисто эмпирическогоподхода, лежащего в основе этого опросника, коэффициенты интеркорреляциимногих шкал относительно высоки.
В настоящее время некоторымипсихологами применяется также «Перечень интересов» Г. Кудера, измеряющийинтенсивность интересов к определенным видам деятельности (от наиболее кнаименее предпочитаемой). Наиболее привлекательный вид деятельности оцениваетсядвумя баллами, одним баллом — вид деятельности, оказавшийся на втором месте,нулем — вид активности, который оказался на третьем месте. Кудср проделалбольшую работу над тестом, в результате чего была создана относительнаяоднородность шкал теста, а также их независимость друг от друга. Ценностьэтого теста подтверждается относительно высокими коэффициентами надежности,которые колебались в пределах от 0,80 (для интересов к искусству убеждать) до0,98 (для интересов к вычислениям).
Первым многофакторным опросником был«Личностный перечень» Бернрьютера. Автор исходил из того, что поведениечеловека в конкретной ситуации определяется несколькими различными чертамиличности. В качестве «банка» вопросов для создания своей шкалы Бернрьютериспользовал вопросы из шкал Терстоунов, Оллпортов, Лейарда, вследствие чегошкалы значительно перекрывают друг друга, «заходят» друг на друга, что можетбыть следствием методологически необоснованного и механического объединениячетырех различных опросников в один с целью получения отдельной шкалы.
Необходимо упомянуть такжеопубликованную в 1941 году Миннесотскую шкалу личности 3,11]. Авторы ее Дж.Дарли и К. Мак-Нимара использовали метод факторного анализа для разработкимногошкального личностного опросника. Эта шкала не снискала себе особойпопулярности.
Интересным примером многошкальногоопросника является опросник для изучения ценностей Г. Оллпорта, П. Вер-нона иДж. Линдси, построенный на основании типологии Шпрангера. Шкалы опросникадавали возможность определить выраженность теоретических, экономических,эстетических, социальных, политических и религиозных интересов. Авторыразрабатывали этот опросник в период очень большой популярности факторногоанализа, стремились создать его, исходя из определенных теоретическихустановок. В настоящее время этот опросник широко используется в прикладныхисследованиях в Польше и Чехословакии.
Наиболее широкую известность висследованиях, касающихся психологического отбора в авиацию, врачебно-летнойэкспертизы летного состава и изучения индивидуально-психологических свойств личностипилотов и космонавтов, приобрели Миннесотский многопрофильный личностныйопросник (ММР1), опросник Кэттелла и Айзенка.
В отечественной психологической наукенеоднократно ставился вопрос о необходимости научного обоснованияпсиходиагностических методов, на что обратил внимание Б.Ф. Ломов [6,155].Безусловно, положительное отношение к личностным методам из-за пригодности крешению целого ряда прикладных вопросов не означает согласия с их идеологическойинтерпретацией многими зарубежными психологами. Однако необходимостьбыстрейшего решения таких важных вопросов, какими являются психологическийотбор и экспертиза, не позволяет ждать того момента, когда будет созданкомплекс совершенных отечественных методических приемов для этих целей. Обострой критике, которую вызывают зарубежные психодиагностические методы, оченьточно сказал Б.М. Теплов: «Наша критика их методов… дает нам право несобирать никакого материала и обходиться здравым смыслом или случайнымнаблюдением. Это никуда не годится. Американская дифференциальная психология —это все же научная дисциплина, со своим предметом и методами, которые, конечно,не безупречны, но это лучше, чем критиковать с пустого места» [6, 306].
Несмотря на сдержанное отношение кзарубежным личностным тестам, существует почти единодушное мнение, что они впринципе позволяют выявить многие внешне скрытые (или скрываемые) личностныехарактеристики за счет моделирования разнообразных ситуаций, которые невозможносделать объектами непосредственного наблюдения в жизни или косвенноговыявления иными методами. Надежность полученных личностных характеристик темвыше, чем более адекватны методические приемы задачам исследования и чем болееобъемно, всесторонне они характеризуют каждую из изучаемых черт личности.Именно поэтому для изучения личностных особенностей рекомендуетсяиспользовать комплекс тестов |8].
С формальной стороны опросникиявляются вариантом стандартизированной упорядоченной беседы, в которой методомкосвенной самооценки зондируется широкий круг проблем, касающихся личности. Вто же время очень большое значение имеет неявная, требующая раскрытия логикаопросников. Возникает сложная методическая проблема: можно ли доверятьинформации, получаемой на основе субъективных оценок.
Следует отметить, что испытуемый,отвечая на вопросы и создавая тем самым образ своего «Я», делает это под влияниемсвоих психологических установок, которые могут иногда даже и не осознаватьсяим. На этот феномен указывают и А.С. Прангишвили и его соавторы: «Именно этазависимость создаваемого образа от скрытых личностных особенностей испытуемого,от иерархии его ценностей, от дифференцированной значимости для него разныхсторон его собственного «Я» и мира… превращает высказывание испытуемого вобъективно детерминированные факты, а тем самым и в носителей объективнойинформации» [2, 528].
Адекватный перевод методик с одногоязыка на другой, адаптация их к социальным нормам страны, где проводитсяобследование, еще недостаточны для проведения научно обоснованного анализа. Необходимарестандартизация нормативных данных по шкалам опросников для соответствующейпрофессиональной группы.
« Миннессотский многомерныйличностный опросник (ММР1)». Этот опросник, завоевавший очень большуюпопулярность, был разработан американскими учеными Дж. Мак-Кинли и С. Хатауэйемв начале 50-х годов. Вплоть до настоящего времени ММР1 — одна из наиболеечасто применяемых методик как для целей диагностики, так и в различных теоретическихисследованиях.
В нашей стране адаптированный вариантметодики используется и в целях клинической диагностики, при профессиональномотборе пилотов и врачебно-летной экспертизе, для решения проблемпсиходиагностики в спортивной психологии.
Столь широкую популярность опросника,видимо, можно объяснить, во-первых, тем, что при создании почти всех шкалстрого соблюдались основш^е психометрические требования. Например, на большойвыборке была повторно определена диагностическая и прогностическая валидностьбольшинства шкал. Во-вторых, в основу методики не закладывалась никакая изсуществовавших в то время методологически несовершенных теорий личности.Методика разрабатывалась чисто эмпирически — путем тщательного статистическогоподбора утверждений, дифференцировавших группы испытуемых, выделенных спомощью четких «внешних» критериев, которыми явились оценки особенностейповедения, даваемые экспертами-наблюдателями. Каждая шкала разрабатывалась наоснове той или иной «критериальной» группы. Например, утверждения в шкалупсихопатии отбирались из отчетов лиц, находящихся в процессесудебно-психиатрической экспертизы. Больше всего среди них оказалосьпсихопатов, откуда и название шкалы, при разработке которой они быликритериальной группой.
Создатели ММР1 исходили из того, чтоэта шкала позволяет определить степень подобия испытуемого лицам, у которыхпричина трудностей адаптации заключается в неумении использовать жизненныйопыт, в пренебрежении к общепринятым нормам социального поведения. Отсюда психолог,пользующийся этой методикой, обнаружив сходство ответов испытуемого с ответамикритериальной группы, может утверждать, что в своем поведении испытуемый в определеннойстепени похож на этих лиц (настолько, насколько полно совпадают их ответы).
В-третьих, опросник позволяет втечение довольно короткого времени выявить личностные характеристики, определяющиеуровень социально-психологической адаптации, что предполагает изучение всехаспектов личности как больного, так и здорового человека. На начальных этапахразработки этот опросник использовался лишь для уточнения некоторых вопросовклинической диагностики. Но получаемые эмпирические данные позволили выявитьхарактеристики, коррелирующие с количественным результатом по той или инойшкале. В связи с этим методика стала использоваться именно как личностный опросникдля изучения социально-психологической адаптации.
Следует подчеркнуть, что эмпирическийи свободный от субъективизма метод разработки шкал обладает несомненнымидостоинствами, особенно при решении задач прикладного, а не теоретическогохарактера, так как избавляет от необходимости определять сущность каждойизмеряемой черты. Однако в опроснике есть целый ряд недостатков, наиболеесущественный из которых состоит в том, что одни и те же ответы оказываютсядиагностичными для нескольких шкал. Создатели ММР1 пришли к выводу, что это нескажется на валидности шкал, потому что отдельные шкалы связаны между собой ине являются однозначными по содержанию.
Некоторые авторы, например, считаютнедостаточным и способ оценки ответов. Ответ, соответствующий ключу,оценивается в один балл, несоответствующий — в ноль баллов. Никакая болеедифференцированная система взвешивания ответов не использовалась. Безусловно,при таком большом количестве утверждений, какое содержится, это было бычересчур трудоемкой процедурой. Отсутствие же «веса» отдельного утверждения,безусловно, снижает ценность опросника, так как совершенно очевиднанеравнозначность того или иного симптома в общей картине состояния или всочетании личностных характеристик. Данная проблема принадлежит к числунаиболее трудных и сложных методологических проблем, связанных с применениемличностных опросников.
«Стандартизированный многофакторныйметод исследования личности — СМИЛ» (модифицированный тест ММР1) разработанЛ.Н. Собчик [250|. Содержит 566 утверждений (сокращенный вариант — 360утверждений, но без дополнительных шкал). Тест «СМИЛ» в первую очередь нацеленна изучение личности. Эта методика в большей степени раскрывает канвупсихологически понятных переживаний и свойств личности, чем диагностируетпсихопатологию. Многолетний опыт изучения автором личностных свойств вразличных профессиональных группах показал, что данные, полученные с помощьюметодики СМИЛ, могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивыхпрофессионально важных личностных свойств.
В связи с реадаптацией методики ирасширением сферы ее применения автором модифицированного варианта большинствубазисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие ихпсихологической сущности:
1-я шкала «невротическогосверхконтроля» — выявляет мотивационную направленность личности; повышенныеданные по шкале свидетельствуют о возможном преуспевании человека впрофессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы качестваисполнительности, умения подчиняться, аккуратность, умения сдерживать себя; вструктуре невротических расстройств высокие показатели по шкале выявляютипохондрическую симптоматику;
2-я шкала «пессимистичности» —выявляет преобладание пассивной личностной позиции, неудовлетворенности, чтоотражает широкий круг депрессивных симптомов разной этиологии;
3-я шкала «эмоциональной лабильности»— выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленныхтенденций, отражает быструю смену и яркость переживаний; лица с ведущей 3-йшкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известнойдемонстративностью, неустойчивостью самооценки, влечением (тропизмом) к видампрофессиональной деятельности, в которых насыщается потребность в общении, впереживании ярких чувств;
4-я шкала «импульсивности» — выявляетактивную жизненную позицию, высокую поисковую активность, преобладаниемотивации достижения; характеризует склонность к риску, высокий уровеньпритязаний, отсутствие выраженной конформности;
5-я шкала «мужественности—женственности»— выявляет отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения иусложнение сексуальной межличностной адаптации; у мужчин — гуманистическуюнаправленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, ранимость ит. п., у женщин — мужественность, независимость, стремление к самостоятельностии т. п.;
6-я шкала «ригидности» — выявляетустойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения,сте-ничность установок, активность позиции, практичность, устойчивость к стрессу,изобретательность и рациональность склада ума сочетаются с его недостаточнойгибкостью и трудностями переключения;
7-я шкала «тревожности» — выявляетпреобладание пассивно-страдательной позиции, мотивации избегания неуспеха,чувства ответственности, скромности, повышенной тревожности, ориентированностина мнение группы, ориентации на сферу гуманистических интересов, на исполнительскийстиль работы вне обширных контактов и т. п.;
8-я шкала «индивидуалистичное™» —выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический складмышления, склонность к раздумьям, творческую ориентированность, независимостьвзглядов и т. п.;
9-я шкала «оптимизма и активности»—отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе,инициативность, переоценку собственных возможностей;
0-я шкала «социальной интроверсии» —выявляет пассивность личностной позиции, обращенность интересов в мирвнутренних переживаний, снижение уровня включенности в социальную среду.
Кроме базовых шкал имеются триконтрольных: шкала «лжи» (/-) отражает степень искренности обследуемого впроцессе тестирования, шкала «достоверности» (Р) выявляет уровень надежностиполученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и готовности ксотрудничеству, шкала «коррекции» (/0 выявляет степень искажения профиля подвлиянием закрытости обследуемого. В зависимости от показателей этих шкалпрофиль признается как достоверный или недостоверный.
Обследование позволяет психологуполучить так называемый личностный профиль или графическую запись результатовна специальном бланке. Необходимо отметить, что умение извлечь из такой записибольшее или меньшее количество информации во многом зависит от знаний и опытапсихолога.
При интерпретации профиля обычноучитывается соотнесенность между собой уровня показателей по отдельным шкалам.Некоторые шкалы взаимно усиливают значение друг друга, другие ослабляют илинивелируют признаки, выявленные той или иной шкалой.
Опыт применения СМ ИЛ для целейпсиходиагностики при отборе в летные училища убеждает в том, что это достаточнообъективный и универсальный прием. Использование этой методики целесообразно, вчастности, в тех случаях, когда требуется количественное выражение исопоставление результатов исследования, изучение большого числа лиц при ограниченномлимите времени, установление взаимосвязи конкретных особенностей личности ипсихических состояний с любыми другими характеристиками человека, включая показателиего профессиональной эффективности. Кроме того, учет данных по СМИЛ позволяетне допускать к обучению кандидатов с патологическими особенностями личности.
«16-факторный личностный опросникКэттелла — 16-ФЛО». При разработке опросника американский психолог Р. Кэт-теллисходил из представления о том, что ответы на вопросы — не интроспективныеданные, а некоторые характеристики поведения, с учетом которых можнопрогнозировать поведение человека в определенных ситуациях. Кэттелл, считая,что наиболее адекватна для описания личности процедура факторного анализа,предполагал, что все акты поведения могут быть описаны с помощьюсоответствующего прилагательного. По мнению Кэттелла, прилагательноеанглийского языка позволяет описать все аспекты и особенности личности ] 1711.На основании анализа этих прилагательных применительно к ситуациям, к которымони могут относиться, выделены три группы факторов, характеризующих данные очеловеке, получаемые с помощью ответов о самом себе (0 = данные,Оиех1юппа1ге-аа1а), данные наблюдения (Н = данные, ИГе-ааса) и данныеобъективных тестовых исследований (Т= данные,). Для каждой из трех группКеттелл разработал специальные средства измерения, предполагая, что результатыанализа этих разнообразных данных будут согласовываться между собой.
Заключение
Индивидуальность можно рассматриватькак результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностейорганизма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособлениедолжно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшимизатратами.
То, что наблюдая за человеком,воспринимается как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции,формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколькоиндивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходитьсяс темпераментом.
Центральную часть (ядро)индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человекасвойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самомуиндивидуальному стилю деятельности можно выделить две группы:
приобретаемые в опыте и носящиекомпенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойствнервной системы человека;
способствующие максимальномуиспользованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числеполезных свойств нервной системы.
Поэтому все люди отличаются один отдругого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которыеназывают профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику,скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым идальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существуетпонятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список,где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одномслучае является профессионально ценным, а в другом будет противодействоватьуспешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенностьработой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана собщением.
Для успешной профессиональной деятельности человека нужно разбираться конкретно, индивидуально потому, что наодной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетанийсвоих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильныестороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народнаямудрость гласит: — «всяк мастер на свой лад».
При анализе профессиональнойпригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, чтопрофессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное,систему.
Литература
1. . Анохин П.К.Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
2. Асратян ЭА.Рефлекторная теория высшей нервной деятельности // Избранные труды. М, 1983.
3. Бернштейн Н.А. Очеркипо физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
4. Бехтерева Н.П.Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
5. Воронин Л.Г.Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.
6. ДаниловаН.Н.Психофизиология.- М.: Арес Пресс, 2000- 432с.
7. Котляр Б.И.Пластичность нервной системы. М., 1986.
8. Крушинский Л.В.Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1986.
9. Кэндел Э.Клеточные основы поведения. М., 1980.
10. . Небылицын ВД. Основные свойстванервной системы человека. М., 1966.
11. Павлов И.П. Лекции о работе большихполушарий головного мозга. Л., 1949.
12. Павлов И. П. Двадцатилетний опытобъективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). Л.,1938.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. М., 1946.
14. Соколов Е.Н. Физиология высшейнервной деятельности. Ч. II. М., 1981.
15. Ухтомский А.А. Учение о доминанте.Собр. соч.: В 6 т. Л., 1950-1952.
16. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.,1987.
17. Чайченко Г.М., Харченко П.Д.Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.