Реферат по предмету "Психология"


Исследование готовности поступления в ВУЗ

/>Содержание
введение
1. Теоретические аспекты изучения готовности кпоступлению в вуз
1.1 Понятие готовности к поступлениюв ВУЗ
1.2 Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Список использованнойлитературы

Введение
Актуальность темы исследования. В Концепции модернизациироссийского образования главная задача российской образовательной политикиопределена как обеспечение современного качества образования на основесохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективнымпотребностям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы однимиз приоритетных направлений является обеспечение качественногопрофессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурироватьна рынке труда. Образование в современных условиях должно стать адаптационным,дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни вусловиях обостренной конкурентной борьбы.
На современном этапе реформирования системы образования для решенияцелого ряда практических задач (в том числе и связанных с оценкой эффективностиреализуемых в рамках национального проекта «Образование» мероприятий)представляется важным ответить на два взаимосвязанных вопроса: во-первых,насколько успешно современная российская средняя школа выполняет (и выполняетли вообще) развивающую функцию и, во-вторых, в какой степени именно вличностном плане старшеклассники оказываются готовы к поступлению в вуз иобучению в нем.
В известном смысле, речь идет о психологической готовности кобучению в высшей школе, так как университетская среда выступает как сложнаясистема, включающая такие компоненты как личностная среда, предметная среда,мотивационные основы, коммуникативные основы, профессиональное определение. И вданном случае это отнюдь не оксюморон по той простой причине, что выбор вуза,поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливовыраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно толькодействительно, будучи к этому готовым, обладая определенными личностнымикачествами, опытом и навыками.
Исследования проблемы подготовки школьников к получению высшегопрофессионального образования ведутся в различных направлениях. Разрабатываютсявопросы ранней профессиональной подготовки старшеклассников (Г.А. Бокарева,Е.М. Ибрагимова, В.Б. Успенский и др.), выявляются дидактические условияформирования готовности старшеклассников к выбору профессии и продолжениюобучения в системе непрерывного образования (А.П. Беляева, Н.Ю. Бугакова, Г.В.Мухаметзянова и др.), изучаются сущность и особенности учебной деятельностишкольников и студентов (Т.В. Габай, С.А. Гапонова, М. Гриндер, X. Древелов,А.К. Дусавицкий, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, Н.И. Чекалева и др.), изучаютсяусловия психологической помощи абитуриентам вузов (Е.И. Конева, В.И. Кукушкин идр.).
Но в психологической и педагогической литературе вопросы социальной,педагогической, психологической готовности к обучению в высшей школе,устраняющего диспропорции не только в содержании школьного и вузовскогообразования, но и в уровне адаптации старшеклассников в новой среде исследовалисьнедостаточно полно.
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная теоретическая ипрактическая разработанность обусловили выбор темы исследования:«Исследование готовности поступления в ВУЗ».
Объект исследования: готовность к поступлению в ВУЗ.
Предмет исследования: составляющие психологической структурыготовности поступления в ВУЗ.
Цель исследования: теоретическое изучение и эмпирическоеобоснование готовности поступления в ВУЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемеисследования.
2. Раскрыть психологическую структуру готовности поступления в ВУЗ,выделить и обосновать ее составляющие.
3. Провести экспериментальное исследование готовности поступления вВУЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическаяструктура готовности поступления в ВУЗ представлена эмоциональной,мотивационной и коммуникативной составляющими, уровень сформированности которыхпозволяет прогнозировать готовность поступления в ВУЗ.
Теоретико-методологическую основу исследования составилитеории: изучения индивидуально-психологических особенностей личности идеятельности (А.Л. Журавлёв, К. Леонгард, К.К. Платонов, М.И. Лукьянова),теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции мотивации какинтегративного целостного свойства личности (К.А. Абульханова-Славская, А.К.Маркова, Г.И. Щукина и др.); концепции профессионального становления личности(Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
В ходе исследования были использованы методы:
1. научные методы теоретического исследования — теоретическийанализ и обобщение работ по проблеме исследования;
2. методы эмпирического исследования — психодиагностическиеметодики;
3. методы математической обработки результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации учения старшеклассников (Окунева О.Ю., Васильева Л.А.).
2. Тест на силу воли.
3. Исследование общительности-коммуникабельности (методикаРяховского).
Научная новизна исследования: в работе проведентеоретический и практический анализ готовности к поступлению в ВУЗ.
Практическая значимость исследования: материалы исследованиямогут быть использованы в практике работы в школе и в высших учебныхучреждениях. Результаты могут найти применение в работе практическогопсихолога, организующего индивидуальное и групповое психологическоеконсультирование старшеклассников и абитуриентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы и приложений.

1.Теоретические аспекты изучения готовности к поступлению в вуз1.1 Понятие готовности кпоступлению в ВУЗ
 
Современное состояние высшей школы характеризуется значительнойнеоднородностью в уровне подготовки абитуриентов, вызванной психологическими,социальными, демографическими и иными изменениями, происходящими в обществе.Указанные явления накладывают негативный отпечаток на организацию и управлениеучебным процессом в вузах, порождая комплекс проблем, связанных с обеспечениемкачества образования. Ситуация в значительной степени обостряется в связи сжеланием получить вузовскую квалификацию различными по составу социальнымигруппами населения и быстрыми изменениями самого социума.
Существующая система оценок готовности абитуриентов к получениюобразования по выбранной специальности позволяет определять лишь имеющиеся уних знания, умения и навыки на момент поступления в вуз. В ней недостаточнооцениваются личностные компоненты индивида, такие как мотивация к овладениюконкретной специальностью, его интеллектуальные и творческие способности,особенности памяти и др. Недостаточная изученность влияния комплекса указанныхсвойств индивида на его обучение в вузе затрудняет управление учебнымпроцессом, не позволяет получать заданное стандартом качество образования.
Само понятие «уровень готовности индивидов» (УГИ) к познавательнойдеятельности не является на сегодняшний день определенным и достаточноразработанным, не существует каких- либо данных о его структуре, содержании ивозможностях объективной оценки.
Вообще понятие готовности встречается в образовании и управлении,мобилизационных и мотивационных задачах, при эксплуатации технических средств ив проектно-созидательной деятельности, в других видах человеческой активности.При этом в центре внимания исследователей оказываются различные видыготовности. Наиболее разработанной является категория готовности к обучению вшколе.
Изучается и готовность к окончанию школы, которая, по мнениюавторов, зависит от особенностей жизненного плана личности, ее социальнойпластичности и влияет на характер адаптации в новых условиях. Применительно квыпускникам школы используется также понятие готовности к преодолениютрудностей при осуществлении своих жизненных планов, исследование которойстановится особенно актуальным в связи со сложными преобразованиями,происходящими в современном обществе.
Готовность характеризуется как один из показателей развития истановления личности, который определяется как свойство личности и носитмногоплановый, динамический характер.
Готовность в общем — означает положение подготовленности, в котороморганизм настроен на действие или реакцию. Это такое состояние человека, прикотором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. Оно может пониматься какотносительно простое и биологически детерминированное или как сложное вкогнитивном плане и в плане развития. Это состояние помогает успешно выполнятьсвои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества,сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлениинепредвиденных препятствий.
Различают длительную готовность и временное состояние готовности,синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов),состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С. Нарсесян, В. Н. Пушкин).
Длительная готовность представляет собой структуру, в которуювходят:
— положительное отношение к тому или иному виду деятельности,профессии;
— черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватныетребованиям деятельности;
— необходимые знания, навыки, умения;
— устойчивые профессионально важные особенности восприятия,внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящейситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость,действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структурыготовности оптимальным условиям достижения цели.
В связи с этим готовность к поступлению в ВУЗ может рассматриватьсякак сложное интегративное качество личности, представляющее динамическоесостояние индивида, обладающего теоретической и психологическойподготовленностью к обучению в вузе, сформированной профессиональнойнаправленностью и способностью к адаптации в новых условиях обучения.
Таким образом, в системе непрерывного образования высшееобразование для молодого человека должно стать той ступенью профессиональногостановления, на которой он получает мощный импульс развития своегоинтеллектуального потенциала, стимулирования процессов саморазвития исамообразования, активного формирования познавательных и профессиональныхмотивов. Но к такому инновационному образовательному процессу в вузе студентдолжен быть готов.
Между тем в последние годы отчетливо прослеживается низкий уровеньготовности выпускников школ к освоению программ высшего профессиональногообразования. Для многих абитуриентов характерны репродуктивно-подражательныйуровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельнойпознавательной деятельности, интеллектуальными и общеучебными умениями, недостаточнаямотивация к учебе, избранной профессии. Кроме того, у выпускников часто несформированы такие черты личности, как самостоятельность, целеустремленность,решительность, коммуникативность.
Поэтому не случайно усиливается внимание вузов к проблемам нетолько качества подготовки абитуриентов, но и адаптации первокурсников кобразовательному процессу, к новой для них социокультурной, образовательнойсреде./>1.2 Психологическая структураготовности поступления в ВУЗ
Психологическаяготовность является психическим состоянием, которое характеризуетсямобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнениеконкретной деятельности или трудовой задачи.
Динамическая структура состояния психологической готовности к поступлениюв ВУЗ — это целостное образование, включающее в себя ряд личностныххарактеристик, основными из которых являются:
1. Мотивационные — потребность успешно выполнять поставленнуюзадачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя случшей стороны;
2. Познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценкаее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично(с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных измененийобстановки и т. д.;
3. Эмоциональные — чувство профессиональной и социальнойответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
4. Волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение назадаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.
5. Коммуникативные — готовность и умение легко устанавливать,поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии сокружающими.
Процесс формирования состояния психологической готовности к поступлениюв ВУЗ представляют собой последовательность взаимосвязанных процедур идействий:
— осознание своих потребностей, требований общества, коллектива илипоставленной другими людьми задачи;
— осознание целей выполнения задач, решение которых приведет кудовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
— осмысливание и оценка условий, в которых будут протекатьпредстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач ивыполнением требований подобного рода;
— определение на основе опыта и оценки предстоящих условийдеятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способоврешения задач или выполнения требований;
— прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных,мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей,уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
— мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей,самовнушение, вера в успешное достижение цели.
Рассмотрим эмоционально-волевой, мотивационный и коммуникативныйкомпоненты готовности к поступлению и обучению в вузе.
Эмоционально-волевой компонент. Волевые качества, какутверждает В. А.Иванников, могут иметь различную основу и лишьфеноменологически объединяются в единое целое — волю. Имеются волевые качествакак частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и как егопостоянные (инвариантные) характеристики, т.е. личностные свойства, утверждаютВ.А.Иванников и Е.В.Эйдман. Волевые качества отражают существование воли,потому что эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, поего приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия)объединяет все волевые качества в одну общность — «силу воли». Разные авторывыделяют от десяти до тридцати четырех волевых свойств личности (Н.Ф.Добрынин,В.К.Канин, С.А.Петухов, А.Ц.Пуни).
«У каждого человека волевые качества выступают как целостная единаясистема, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Болеетого, у одного и того же человека в различных видах деятельности онаизменяется. Поэтому совокупность волевых качеств нужно рассматривать какподвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься,связываться между собой», — считает А.Ц.Пуни. Та или иная совокупность волевыхкачеств, как полагает А.Ц.Пуни, определяется устойчивыми, объективнымиусловиями конкретного вида деятельности. Ими определяются, прежде всего,волевые качества, с развитием которых связан успех преодоления препятствий,типичных для данного вида деятельности.
В юношеском возрасте механизм самостимуляции является определяющимв проявлении ими волевой активности (А.И.Высоцкий). Самостимуляция не тольколучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолениитрудностей, она становится главным компонентом в психологической структуреволевой активности учащихся.
Выпускники могут проявлять достаточно высокую настойчивость вдостижении поставленной ими цели, резко увеличивая способность к терпению. Ужев старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воляпроявляется под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волеваяактивность в юношеском возрасте приобретает характер целеустремленности. Поданным В.К.Кузьменкова, 72% выпускников школ стремились упражняться в развитииу себя «силы воли». При этом 42% учащихся отметили, что не справились с этойзадачей. Особенно трудно им было воспитать у себя выдержку, терпение,самообладание, настойчивость и упорство в достижении цели. Отсюда становитсяясно, насколько велика роль разработки психолого-педагогических способовразвития воли.
По своей структуре волевое поведение распадается на принятиерешения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальнойпотребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологическойлитературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуетсяв разных психологических условиях, начиная с таких, в которых достаточнопринять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например,действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и, кончая такими, в которыхреализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность,порождающая необходимость в специальных усилиях для ее преодоления иосуществления намеченной цели (проявление «силы» воли).
Проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики, всвязи с чем разрабатываются различные методики для тренировки способности кподдержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана схарактером человека и играет значительную роль в процессе его формирования иперестройки. Подобно другим видам психической деятельности, воля — процессрефлекторный по физиологической основе и типу совершения. Эволюционнуюпредпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы уживотных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служитнасильственное ограничение движений. «Не будь его, — писал И.П. Павлов, -всякоемалейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершеннопрерывало бы течение его жизни». В свою очередь волевое поведение может явитьсяисточником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, засчет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почемунаиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильнойволи с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.
По мнению В.А.Крутецкого, волевые черты характера (так авторназывает волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычкесознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии сопределенными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям.
Таким образом, эмоционально-волевой компонент готовности к поступлениюи обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как ответственностьслушателя за подготовку к поступлению в вуз; уверенность в успехе дальнейшегообучения; самооценку собственной подготовленности по результатам обучения наподготовительных курсах; самоконтроль.
Выявленная значимость эмоционально-волевого компонента позволяетнам считать, что критерием готовности к поступлению и обучению в вузевыпускников является психологическая подготовленность (В. А. Иванников), подкоторой следует понимать функциональное состояние организма, обеспечивающееответственность выпускника за подготовку к поступлению в вуз и уверенность вуспехе дальнейшего обучения, показателем последней будет являться самооценкаличности слушателя.
Мотивационный компонент. Важнейшим фактором готовности кпоступлению и успешному обучению в вузе является характер учебной мотивации, ееэнергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делятмотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя кпоследней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такойинтерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительноймотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивовучебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получениепрофессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь междунаправленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других виданаправленности не обнаружили такой связи.
Старшеклассники и выпускники, нацеленные на получение знаний,характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности,целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получениепрофессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их профессионального становления, что может сказываться наакадемической успеваемости.
Коммуникативный компонент. Общение является важнейшейкатегорией психологической науки. В отечественной науке сложилась устойчиваятрадиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этомобщение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, чтолюбые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностямив совместной деятельности.
Наиболее распространенные определения гласят, что общение — этомногоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностями в совместной деятельности, или, в несколько инойредакции, осуществляемый знаковыми средствами взаимодействия субъектов,вызванный потребностями совместной деятельности. Здесь понятие «общение»рассматривается как вторичное по отношению к категории деятельности.
Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивойтрадицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф.Энгельса ипродолжающей сохраняться по сей день. В современных работах она находитвыражение в том, что «любые формы общения есть специфические формы совместнойдеятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения имиразличных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности,даже в процессе «недеяния». При этом подчеркивается, что общение целесообразнорассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как еепродукт.
Категория «общение» может рассматриваться с точки зрения еесамостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков,А.А.Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не толькосредством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностямив совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированногопроцесса.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческойпсихики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Черезобщение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям кнаучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности икачества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается вличность.
Анкетирование, проведенное на факультете довузовской подготовкиСамарского государственного аэрокосмического университета в 2003/04 учебномгоду (выборка составила 62 человека), показало, что главную цель обученияслушатели видят в получении комплексных знаний, необходимых для поступления иобучения в вузе (53%); в умении правильно определиться в выборе профессии (35%)и лишь 12% обучаемых осознают, что одной из главных целей обучения являетсяформирование навыков межличностного общения. Кроме того, было выявлено, чтослушатели испытывают дефицит общей эрудиции, этики; они зачастую неспособны внужный момент изменить свою программу действий, поведения; у большинстваотсутствуют интерес к дискуссии и диалогу, навыки выступления перед аудиторией.Большая часть их характеризуется чрезвычайно низкой культурой речи, чтосущественно снижает познавательную активность и не позволяет в должной мереиспользовать свои возможности и способности.
Следуя мысли известных ученых А.А.Бодалева, В.П.Зинченко,А.Н.Леонтьева, утверждающих, что общение — это спутник человеческойдеятельности и определяющий фактор развития личности, основной задачей развитиямежличностной коммуникации у будущих специалистов являются достижениясоциальной общности обучаемых при сохранении индивидуальности каждого.
Таким образом, коммуникативный компонент готовности к поступлению иобучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как адекватное поведениев группе и с преподавателями. При оценке готовности к поступлению и обучению ввузе за критерий коммуникативного компонента будем принимать уровень общительности-коммуникабельностивыпускника.
Итак, в рамках теоретического анализа можно выделить два подхода ктрактовке феномена «психологической готовности» человека: функциональный иличностный, т.е. помимо готовности как психического состояния, существует ипроявляется готовность как устойчивая характеристика личности, обозначеннаяпонятиями: подготовленность и длительная (устойчивой) готовность.
Длительная готовность представляет собой структуру, в которуювходят: положительное отношение к будущей профессии; адекватные требованиямдеятельности: черты характера, способности, темперамент, мотивация, необходимыезнания и умения; устойчивые профессионально важные особенности психическихпроцессов.
Психологическая структура готовности к поступлению в вуз представленаэмоциональной, мотивационной и коммуникативной составляющими, уровеньсформированности которых позволяет прогнозировать успешность и качество дальнейшегоразвития выпускников.
Диагностика уровня эмоциональной, мотивационной и коммуникативной составляющихявляется валидным инструментом для определения психологической готовностивыпускника к поступлению в вуз и дальнейшего прогнозирования развития учебнойдеятельности студента.

Списокиспользованной литературы
1.        Акопов, Г.В. Социальная психология высшего образования / Под ред. А.Л.Свенцинского. — Самара: Изд-во Самарского пед. ин-та, 1993. — 212 с.
2.        Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М.: Издат. центр Академия, 2002. — 208 с.
3.        Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. — М.: Наука, 1986.- 187 с.
4.        Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук,С.М.Морозов. – Спб.: Питер Ком, 2001. — 528с.
5.        Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2004.– 416 с.
6.        Забродин, Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональнойкарьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство.-1999.-№6.- С.86-91
7.        Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. – М.: Наука, 1998. – 189 с.
8.        Каганов, А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становлениестудента / А.Б. Каганов. — Мн.: Изд-во Белорус. ун-та, 1997. — 111 с.
9.        Лассуэл, Г. Коммуникативный процесс и его структуры / Г.Лассуэл //Современные проблемы социальной коммуникации. — СПб.: Питер, 1996.- 112 с.
10.     Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. — М.: Владос, 1999.-398 с.
11.     Любимов, А.Ю. Мастерство коммуникаций / А.Ю.Любимов. – М.: Владос,1999.- 239 с.
12.     Мелибруда, Е.Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения /Е.Я.Мелибруда. – М.: Знание, 1996.- 157 с.
13.     Мотивация и деятельность / Хайнц Хекхаузен; науч. ред. пер. на рус. яз.Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. — 2-е изд… — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003. — 859 с.
14.     Ольшанский, В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. исслед. /В.Ольшанский // Нар. образование. — 2000. — №3. — С.117-120.
15.     Основы психологии / Л.Д. Столяренко – Ростов – на Дону. 1997. – 400 с.
16.     Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.- 400с.
17.     Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. — М.: Просвещение, 2001.-420 с.
18.     Самойленко, П.И. Психолого-педагогические аспекты формированияпрофессиональной направленности обучения / Самойленко П.И., Сергеев А.В.,Сергиенко Л.Г. // Специалист.- 1999.- №8. – С. 27-28
19.     Черноглазкин, С.Ю. К проблеме повышения качества профессиональногообразования / Черноглазкин С.Ю. // Специалист. – 1999. — №8. – С. 29-31.
20.     Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И.Чирков. — Ярославль, 1998.-109с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.