Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальные различия в способностях людей

РЕФЕРАТ
На тему
Индивидуальныеразличия в способностях людей

Оглавление
 
Введение
Общая характеристика способностейчеловека
Уровни развития способностей
Способность
Одаренность
Талант
Гениальность
Заключение
Библиографический список

Введение
Наблюдая в жизни заразными людьми, сравнивая их особенности работы, легко увидеть, что все онизначительно отличаются друг от друга по своим способностям.
Например, очень частолюди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов. Именно вэтот момент мы обращаемся к понятию способности,и считаем, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.Мы говорим: «Значит, у него есть способности к тому, чем он занимается». То жесамое мы говорим, когда одни люди быстрого усваивают знания или приобретаютумения и навыки. Поэтому, различие способностей имеет важное общественноезначение.
Цель моего реферата:рассмотрение индивидуальных различий в способностях человека.
В соответствие с цельюможно выделить следующие задачи:
· Рассмотрениеобщих характеристик способностей;
· Обзор природы способностей;
· Раскрытие уровнейразвития способностей;
· Исследованиеиндивидуальных различий в способностях.
одаренность талант гениальность способностьчеловек

Общая характеристикаспособностей человека
В исследованиеспособностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того,теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами:Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Понимание Тепловымспособностей и выделение им 3 основных признаков:
· индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого;
· особенности,которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколькихдеятельностей;
· особенности,которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могутобъяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
По С. Л. Рубинштейну,«способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целыйряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретнойдеятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образоморганизованной деятельности вырабатываются».
В. С. Юркевич понимаетпод способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональныхсистем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Продолжать списокопределений, данных разными психологами, можно продолжать.
Но мы остановимся на определенииТеплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующее определение:
«Способности –индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешногоосуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимсяу индивида знаниям, умениям, навыкам».
Необходимо такжеотметить, что способности могут существовать только в постоянном процессеразвития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той илииной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этойдеятельности.
Существует несколькоклассификаций способностей. Мы же рассмотрим наиболее значимую в темеисследования различий в способностях людей. Выделяют природные (илиестественные) и специфические способности.
Природные способностибиологически обусловлены и связанны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека иу животных, особенно высших, например — у обезьян (например: память, мышление,способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способностиформируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
Специфические жеспособности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь иразвитие в социальной среде. В свою очередь специфические способности можно ещена 3 типа:
· теоретические,которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, ипрактические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
· учебные, которыевлияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний,умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные суспешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новыхидей, открытий, изобретений.
· способности кобщению, взаимодействию с людьми.
Также отметим, чтотеоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличиеот природных и специфических. В этом случае большинство людей обладает илиодним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко и восновном у одаренных и разносторонне развитых людей.
Что же касается учебных итворческих способностей, то если попытаться определить, какие из них имеютбольшее значение для человека, то в случае признания приоритета одних наддругими мы, скорее всего, совершим ошибку. Ведь если бы человечество былолишено возможности творить или не обладало учебными способностями, то вряд лионо было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, чтоучебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие —специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяетразвитие человечества.
Таким образом,способности помогают развиваться человеку и при определенном сочетанииразличных хорошо развитых способностей определяют уровень развитияспособностей, в общем, у конкретного человека.
 
Уровни развитияспособностей
Многие способностиформируются еще в детстве, посредством овладения содержанием духовной иматериальной культуры, науки, техники, искусства.
Предпосылкойдля этого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенокродился. Однако способности не определяются биологически унаследованнымисвойствами. Мозг заключает в себе лишь способность к формированию этихспособностей, а различные специфические человеческие способности.
То, как будутразвиваться способности, зависит:
1) от качестваналичных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;
2) от природныхзадатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарнойпсихической деятельности;
3) от большей илименьшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлениипознавательных и психомоторных процессов.
Кроме того, развитиеспособностей у человека осуществляется поэтапно. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровнейразвития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
 
Способность
«Всякие способности впроцессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некотораяспособность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо,чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развитияспособностей изначально должно быть определенное основание, которое составляютзадатки».[[1]]
Здесь необходимоостановиться и определить, что такое задатки. Под задатками понимаются«наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата,являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишьобусловливают их, а не предопределяют».[[2]]
Задатки можноохарактеризовать следующим образом: они многозначны, т.е. на основе одних и техже задатков могут развиваться разные способности; задатки, развиваясь,приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развитияспособностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков. Вкачестве примера можно рассмотреть музыкальные способности. Здесь задаток –абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов. Итаким примеров можно приводит большое количество. Отметим, что природа «берет» задатки из генов родителей и «тасует», какзаядлый картёжник карты в колоде, вариации всегда получаются разные. Такимобразом, все нет абсолютно одинаковых задатков.
При рассмотренииспособностей и задатков возникает вопрос: как не упустить шанс и развивать своиспособности в соответствие с задатками?
Для каждой материсобственные дети — обязательно, особенные. И это правда! Ведь каждый их нихполучил уникальный набор задатков.
У любого ребёнка естьособые задатки, те, которые содержат качества «выше среднего». Это может быть чтоугодно: чуткий слух, восприимчивая к перегрузкам или очень возбудимая нервнаясистема, зрение, улавливающее сотни оттенков одного цвета, лёгкие кости иэластичные мышцы, легкие большего объёма, чуткая кожа (тактильные анализаторы)или особое строение руки – длинные фаланги пальцев. Вот только задатки, они невидны и неизвестны сразу после рождения. Поэтому порой кажется, что их, как бы,нет. Но они есть.
Особые задатки не станутособыми способностями и не превратятся в таланты просто так. Представьте себесемечко – это и есть задатки. Чтобы из него выросла «плодоносящая яблоня» –требуется множество условий. Кстати, из него ведь может вырасти и корявая«дичка», может и, вообще, ничего не вырасти.
Задатки раскрываются неравномерно. Некоторые начинают «работать» с самого рождения, другие«включаются» после того, как организм вырастет, и сформируются физиологическиеусловия. Так, пластика мышц, точная координация движений проявляется быстро изаметна в 1-2 года, а вот чистый и звонкий голос проявится, только когда«созреет» артикуляционный аппарат и произвольность пения, то есть годам к 4-6.Чтобы не упустить шанс, данный природой, к ребёнку надо внимательноприсмотреться и выделить его склонности. Склонности – промежуточное звено междуособыми задатками и особыми способностями. Склонность – это то, что можнонаблюдать, своеобразный симптом наличия определённого задатка.
Кроме этого, необходимовспомнить, что более всего нравиться чаду, чем он готов заниматься часами, кчему тянется, что ему удаётся. Он бегает, прыгает, лазает на столы и стулья ипытается там балансировать? Он слушает музыку и делает попытки еёвоспроизводить? Он рисует везде и всюду, даже тем, чем и рисовать то, впринципе, нельзя? Это происходит регулярно? У него получается? Вполне вероятно,что задатки в этой области у него – особенные. Поэтому их непременно нужноразвивать. Создавать условия для того или иного вида деятельности: купитьспортивный уголок, CD-проигрыватель с набором музыки разных жанров, краски,кисть и мольберт, а как позднее, обязательно отвести его спортивную секцию,музыкальную или художественную школу. До 4-6 лет «выращивать» из задатковспособности может и непрофессионал – мама. Потом требуется профессиональнаяподдержка таланта.
Здесь нужно сделатьоговорку, если же, кажется что у малыша склонность «ну, буквально, ко всему»,не надо окружать его кучей хаотичных условий и записывать в десяток секций икружков. Лучше пойти к психологу и с его помощью выделить то направление,которое наиболее выражено. Ибо, как известно «за двумя зайцами» гнатьсябессмысленно.
 
Одаренность
Понятие одаренности не получилообщепризнанного определения. Наиболее распространенным является определениенемецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовкепроблемы одаренности:
«Одаренность — это общая способность индивида сознательно ориентироватьсвое мышление на новые требования; это общая способность психикиприспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».
Одаренность — это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность являетсяфункцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функциейличности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказываетсяна разных этапах ее развития.
Природныезадатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека.Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющихразвитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможностиразвития не организма как такового, а личности. Однако если одаренностьвыражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере то, чтовнутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимым от него.
Одаренность проявляется лишь через своёсоотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека.Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренниепсихологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которыеставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеетоптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека,например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобыстимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
С вопросом осоотношении одаренности и специальных способностей стоит фундаментальнаяпроблема — проблема соотношения общего и специального развития, решение которойимеет большое значение для детской педагогической психологии.
Вгенетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, асоответственно — между одаренностью и специальными способностями — с возрастомменяется. Применение каждого из этих психологических понятий являетсяправомерным, однако не следует забывать об их относительном характере, ведь специальныеспособности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, аодаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается вних.
Одаренностьявляется своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможностьдостижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляетсятем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждойконкретной деятельности.
Одаренность испособности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественныеразличия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный водной сфере, другой — в другой, но и в уровне сформированности одаренности.
Поиск в способностяхкачественных отличий — важная задача психологии. Цель исследования одаренностисостоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научногоанализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопросне в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каковыодаренность, способности этого человека.
Талант
Талант – высокий уровеньспособностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей,которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинальновыполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант — это высокийуровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность такихспособностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, которыйотличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрастемогут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики,лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться ипозже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит отобщественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявитьсяво всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогическойдеятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развитияталанта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливыхлюдей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, котораяпорой проявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей,которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным,свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делатьвывод по результатам деятельности человека, которые должны выделятьсяпринципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направленпотребностью в творчестве
Гениальность
Наивысшую ступеньразвития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результатыкоторой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки,литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается отталантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Генийвыражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальныеособенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности ихразвития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н.Бородин, Т. Шевченко и др. «Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихсярезультатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в тоже время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Однако это не означает,что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени.Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в нейдоминирует, какие-то способности проявляются ярче».
Индивидуальныеособенности способностей каждого человека является результатом ее развития.Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия,активность личности в деятельности.
«В жизни гениальных людейбывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными,например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией,оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям,бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильнаярассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотреблениеспиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».[[3]]

Заключение
 
Таким образом, индивидуальные различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
В основе индивидуального различия в способностях людей лежат задатки, талант, одаренность и гениальность. Но необходимо также отметить, что большую роль в развитии способностей играет труд. П. Чайковский писал, что вдохновение не любит… лениво. По 16 часов в сутки работал Т. Эдисон, который на вопрос о причине его гениальности отвечал, что она является результатом 99 процентов пота и 1 процента таланта.
 

Библиографический список
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общуюпсихологию. М., 2006.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. —СПб.: Питер, 2001 – 592 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.