Реферат по предмету "Психология"


Изучение индивидуальных особенностей сотрудников пожарной службы в зависимости от их готовности к риску

Курсоваяработа
По дисциплине«Общая психология»
Тема: «Изучение индивидуальных особенностей сотрудников пожарной службы в зависимостиот их готовности к риску»

Содержание:
 
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Особенности профессии пожарного………………………………….…….4
1.1. Исторический аспект становленияпрофессии пожарного………….……..4
1.2. Психологические требования ксотруднику  ГПС МЧС России………….6
1.3. Психограмма сотрудника пожарнойчасти………………………………....8
1.4. Стресс. Стрессовые состояния упожарных. Риск. Готовность пожарных к риску……………………………………………………………………………….9
2. Психологическое исследованиепрофессии пожарного………………...….14
2.1. Описание выборки и методовисследования……………………..….……14
2.2. Анализ результатов исследованияи их интерпретация………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….25
Приложение………………………………………………………………………27

Введение.
 
Личность – этосовокупность индивидуальных свойств и качеств, таких как темперамента,способностей, характера. Эти особенности проявляются в поведении ипрофессиональной деятельности. От темперамента и характера зависит выборпрофессии. Одной из таких профессий, где проявляются индивидуальныеособенности, является профессия пожарного.
Работа пожарных – этопостоянные экстремальные условия, которые характеризуются травмирующимвоздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника.
Объект исследования: сотрудники противопожарной службы.
Предмет: изучение индивидуальныхособенностей сотрудников противопожарной службы в зависимости от степениготовности к риску.
Цель исследования: выявить индивидуальные особенностисотрудников пожарной службы в зависимости от степени готовности к риску.
Гипотеза: можно предположить, что проявлениесклонности к риску зависит от индивидуальных особенностей сотрудниковпротивопожарной службы.
Задачи исследования:
1.        Изучитьлитературу по проблеме.
2. Описать индивидуальныеособенности сотрудников противопожарной службы.
3.        Описатьсклонность к риску сотрудников противопожарной службы.
4.        Сопоставитьполученные результаты.
Методы исследования:
1. «Опросник Мини-мульт(сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) Адаптация Ф.Б. Березина и М.П.Мирошникоова».
2. «Методика диагностикистепени готовности к риску Шуберта».
1.Особенности профессии пожарного.
 
1.1.Исторический аспект становления профессии пожарного.
 
В России профессияпожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лицавысшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране,но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительноевоздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушениюбольшого количества сил и средств. Широко известно в этой связи высказываниеписателя В.А. Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, каждую минуту – на войне,каждую минуту рискует головой» [5].
Профессия пожарноговозникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожарыиздревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегатьсяс теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами,крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны» [5]. Однакостихийная борьба  с огнем по мере оформления государственности требовалаупорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московскихкнязей, касающиеся противопожарной безопасности.
В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск ктушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды подруководством офицеров.
Впервые в Россиипрофессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге – 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе» [5]. В последующие годы такие командыпоявились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержатьпожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь зданияс нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей илошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны былислужить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретатьзнания и опыт в этом деле. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленныхзданий и сооружений – вот важнейшая задача противопожарной службы [11]. Так, сначала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научномпонимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий)человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практическихнавыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [5].
18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора вРСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников.
В 1926 – 1927 гг. былопроведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в которомскрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну изглавных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногдаочень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания иумения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, еенеустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей,занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочегосостава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и вотсутствии профессионального отбора.
За годы советской властипроизошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД ивместе с этим ведомством претерпела множество структурных  реформаций, нонесмотря на это все реформы подтверждали важность  и значимость пожарной охраныспециалистов оперативно-тактического и профилактического направленийдеятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений,которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все этоположительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровеньи престиж.
 
1.2. Психологическиетребования к сотруднику  ГПС МЧС России.
Психологические различиямежду людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники,несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определеннойдеятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимумапрофессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники Государственнойпротивопожарной службы (ГПС), не обладающие достаточными способностями к работев противопожарной службе, не только значительно дольше других овладевают этимвидом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладаютменьшей надежностью в работе [7].
При всем многообразиипрофессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают какпрофессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. Ктаким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональнаясамооценка и несколько более специфичных – эмоциональная устойчивость,тревожность, отношение к риску и т.д.
Особый интереспредставляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровеньфункционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качествомвыступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимуюфизическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.
Эмоциональнаяустойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно ихладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения вобстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются какактивные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположноэтому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны,раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонностьакцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональнаяустойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний надостижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, егодлительностью, глубиной.
Важную роль впрофессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшаетнадежность работы в нестандартных условиях, Вов внезапно возникшей сложнойобстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессиональноважных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватнозавышенной самооценкой.
Высокотревожные лицаболее чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этогосостояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротическогохарактера. Тревожность непосредственно связана с риском заболевания неврозом.Психологическая устойчивость в большей степени выражена у лиц, малоподверженных тревоге. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональнымнапряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуютсяболее высокой подвижностью психических процессов, что указывает на болееширокие возможности адаптации. Для лиц, тревожных, напротив, типичны ригидностьличностных качеств и психических функций, затруднение социальных контактов, чтопрепятствует реализации рациональной и адекватной программы психическойадаптации.
Особенности нейродинамикии некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видахпрофессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системойсо стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чемлица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокаятревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельностиот свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее усотрудников ГПС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабойнервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой.Сотрудники ГПС со слабой нервной системой достигают более высоких результатов впрофилактической работе.
Профессионально важнымидля сотрудников ГПС качествами являются также интроверсия и экстраверсия.Экстраверты в наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталостипо сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контактыи в работе наступает однообразие.
Необходимые психическиесвойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности иликомпенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способовдействия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которыхотносятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резкоповышаются, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И еслипрофессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают вней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответствующихпо психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределенииих по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок [7].
 
1.3.Психограмма сотрудника пожарной части.
Среди мотивов поступленияна службу в первую очередь сотрудники называют: стремление к риску, опасности;пример друзей, знакомых, работающих в ОВД; семейные традиции; воинскую службу ввооруженных силах и внутренних войсках; склонность к военизированной службе;стремление к моральному удовлетворению от работы; стремление к активной,разнообразной, живой работе; стабильный заработок; работе, связанной с общениемс людьми [5].
Психограмма сотрудниковпротивопожарной службы включает ведущие группы, в которые входят следующиепсихологические качества:
смелость;
способность брать на себяответственность в сложных ситуациях;
уверенность в себе;
способность приниматьправильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствиивремени на ее осмысление;
способность объективнооценивать свои силы и возможности;
способность к длительномусохранению высокой активности;
умение распределятьвнимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
уравновешенность,самообладание при конфликтах;
способность к быстромуустановлению контактов с новыми людьми;
способность располагать ксебе людей, вызывать у них доверие;
способность найти нужныйтон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния ииндивидуальных особенностей собеседника;
склонность к риску.
Указанные качествапроявляются в зависимости от специфики выполняемых задач  и связаны суспешностью профессиональной деятельности [5].
1.4.Стресс. Стрессовые состояния у пожарных.
Риск.Готовность пожарных к риску.
Известно, чтоэкстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерногоэмоционального напряжения, которое может приводить к различным формампсихической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельностьпожарных. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических,химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженныйфизиологический и психоэмоциональный стресс [2;4]. Экстремальные условияхарактеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий иобстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным иоднократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т.п., илимногократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса.Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служитьисточником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса.
Стресс – состояние душевного(эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностьючеловека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации [3]. Кнаиболее мощным объективным стрессорам относятся: угроза собственной жизни,жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (женщин, детей,стариков). Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельностипожарных является режим тревожного ожидания при несении суточного боевогодежурства. К субъективным причинам стресса относятся: недостаточная опытность,психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость.Готовность к риску также может обратиться в стрессовую ситуацию.
Следует отметить, чтопожарные подвергаются повышенному риску [1].
Риск – ситуативная характеристикадеятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможныхнеблагоприятных последствиях в случае неуспеха [6].
В психологии термину«риск» соответствуют три основных взаимосвязанных значения:
1) «Риск» как мераожидаемого благополучия при неуспехе в деятельности, определяемое сочетаниемвероятности неуспеха и степени благоприятных последствий в этом случае;
2) «Риск» как действия втом или ином отношении грозящее субъекту  потерей (проигрышем, травмой,ущербом). Экспериментально различаются риск мотивированный, рассчитанный наситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходяиз соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализациисоответствующего действия выделяют оправданный и неоправданный риск;
3) «Риск» как ситуациявыбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным,однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исходкоторого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиям).Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых:
а) успех и неуспехоцениваются по определенной шкале достижений (ситуация типа «уровеньпритязаний»);
б) неуспех влечет засобой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важноеразличие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовыеситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуациинавыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают болеевысокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когдачеловек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие «риск»раскрывается главным образом в аспекте понятия риск, то есть активногопредпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Вниманиеисследователей привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровняриска в условиях группового обсуждения деятельности [6].
Также различаютобъективные и субъективные оценки проявления риска. Психологическая концепциямотивации достижения успеха объясняет проявление  тенденции к риску в условияхсвободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованныхвариантов действия осторожным не всегда может быть предоставлено в виде исходаборьбы двух конкурирующих тенденций – надежды не успех и страха перед неудачей,постулируемых этой концепцией. Психологическими исследованиями выявлено наличиетенденции к бескорыстному риску, когда предпочтение опасных вариантов поведениябезопасным выглядит с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобнаяспонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности.Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонностик риску [8].
Переживания опасностипроявляется по-разному и может выступать в одних случаях как фактор,предостерегающий, мобилизирующий и активизирующий человека, а в других – какфактор, нарушающий поведение и действия человека и угнетающей его активность.Поэтому неправильно рассматривать всякую форму переживаний чувства опасности истраха как отрицательное явление. Их природное назначение – оберегать жизньчеловека.
Рисковать – это значитсознательно идти на опасность, решаться на поступок или действие, заведомосвязанное с опасностью. В подобных случаях успешное завершение поступков частозависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознанияответственности, долга перед коллективом, самообладания, мужества и мастерства.
Переживание опасности,сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит характеротрицательной эмоции. Но просто переживание опасности не всегда неприятно.Порой именно опасность привлекает к решению той или иной задачи, придает ейособый интерес.
Опасные ситуации ирискованные действия могут вызывать разнообразные и при том противоположныеэмоциональные отношения и реакции у людей, которые характеризуются как «смелые»или «робкие», имеют различные индивидуально-психологические особенности.
Переживание опасности невсегда вызывает скованность, возникающую под действием страха. Человек с хорошоразвитыми волевыми чертами активности, инициативности, смелости может отвечатьна опасность подъемом сил, обострением анализирующей и обобщающей способностимышления, жаждой борьбы. Подобные переживания остаются  в воспоминании человекакак яркие, увлекательные, интересные минуты жизни.
Встречаясь с опасностями,страх может пережить любой, даже самый волевой человек. Но иногда страхнарушает волевые действия человека. Это происходит тогда, когда человек неможет преодолеть страх и теряет контроль за своим поведением, своимидействиями.
Знания, умения, опытиногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно таквыразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальнойопасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственноепереживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия ипомогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживаетстрах. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем илииным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное,тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх.В связи  этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляютбольшую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску [10].

2.Психологическое исследование профессии пожарного.
 
2.1.Описание выборки и методов исследования.
 
В данном исследованииучаствовали сотрудники  специализированной части по тушению крупных пожаров,деятельность которых связана с ликвидацией пожаров, сохранением жизни иимущества граждан. В исследовании принимали участие 30 человек (27 мужчин и 3женщины) в возрасте от 22 до 47 лет. Испытуемые были поделены на три группы:первая группа со стажем работы до пяти лет, вторая группа со стажем от шести додесяти лет, третья группа со стажем работы от одиннадцати лет и выше.
При изучениииндивидуальных особенностей сотрудников противопожарной службы в зависимости отих готовности к риску были использованы две методики:
1) «Опросник  Мини-мульт(сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) Адаптация Ф.Б. Березина и М.П.Мирошникова».
2) «Методика диагностикистепени готовности к риску Шуберта».
Опросник Мини-мульт представляетсобой сокращенный вариант MMPI,содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалыизмеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатовтестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряетсвойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкалаговорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности.Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалыследует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, егосклонность к эффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностикитревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкалаопределяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установлениясоциальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типуличному, измеряет активность и возбудимость.
Время проведенияопросника не ограничивается.
Инструкция:
«Сейчас Вы ознакомитесь сутверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера.Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению кВам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение,которое первым приходит в голову».
К методике прилагаетсяспециальный бланк, где на одной стороне фиксируются ответы испытуемого. Еслииспытуемый согласен с утверждением,  то  в клетке с номером вопроса он ставитзнак «+» («да», «верно»), если несогласен – знак «–» («нет», «неверно»). Наобратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого сучетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкаламсоответствующее значение шкалы коррекции.
Значение шкалы Кдобавляется к базисным шкалам №1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале Кполучено 9 баллов, то к значению шкалы №1, исходя из таблицы добавляют 5баллов, к значению шкалы №4 – 4 балла, к значению шкал №7 и №8 по 9, к значениюшкалы №9 – 2 балла.
Высокими оценками по всемшкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70.Низкими оценками считаются  оценки ниже 40 [9].
Краткоеописание шкал MMPI.
Шкала №1 MMPI – шкала ипохондрии (Hs) – оценивает «близость» испытуемогок астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны,пассивны, принимают все на веру, покорны к власти, медленно приспосабливаются,плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальныхконфликтах.
Шкала №2 – шкала дипрессии(D). Высокие оценки имеютчувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. Вделах они старательны, добросовестны, высокоморальные и обязательные, но неспособны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при  малейших неудачахони впадают в отчаяние.
Шкала №3 – шкала истерии(Hy). Выявляет лиц, склонных кневрологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомысоматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемыразрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей являетсястремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремлениеобратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувстватаких людей поверхностны и интересы неглубоки.
Шкала №4 – шкала психопатии(Pd). Высокие оценки по этой шкалесвидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны,  конфликтны,пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое,они обидчивы, возбудимы и чувствительны. 
Шкала №6 – шкала паранойяльности(Pa). Основная черта людей с высокимипоказателями по этой шкале – склонность к  формированию сверхценных идей. Этолюди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними,  ктодумает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активнонасаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшиеудачи они всегда переоценивают.
Шкала №7 – шкала психастении(Pt). Диагносцирует лиц стревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность,боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
Шкала №8 – шкала шизоидности(Se). Лицам с высокими показателями поэтой шкале свойственен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствоватьи воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести невызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидноготипа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностьюи отчужденностью в межличностных отношениях.
Шкала№9 – шкала гипомании(Ma). Для лиц с высокими оценками поэтой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Ониактивны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами,охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, имне хватает выдержки и настойчивости.
«Методика диагностики степеньготовности к риску Шуберта».
Инструкция:
Оцените степень своейготовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждыйиз 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла        — полностью согласен, полное «да»;
1 балл          — больше«да», чем «нет»;
0 баллов      — ни «да»,ни «нет», нечто среднее;
– 1 балл       — больше «нет»,чем «да»;
– 2 балла     — полное «нет».
Оценка результатовпроизводилась по следующим нормам:
Меньше – 30 баллов– слишком осторожны.
От – 10 до +10– среднее значение.
Свыше +20 баллов –склонны к риску[9].
2.2.Анализ результатов исследования и их интерпретация.
 
При интерпретациирезультатов данного исследования испытуемые были поделены на три группы:
Первая группа – в этойгруппе испытуемые со стажем работы до 5 лет;
Вторая группа –испытуемые со стажем работы от 6 до 10 лет;
Третья группа –испытуемые со стажем работы от11 лет и больше.
Таблица 1
Средниезначения сотрудников ГПС по шкалам MMPI № группы 1 (Hs) 2 (D) 3 (Hy) 4 (Pd)
6
 (Pa)
7
 (Pt)
8
(Se)
9
(Ma) 1 44 34 42 43 36 42 46 48 2 43 38 41 42 42 39 44 49 3 50 41 49 47 41 44 48 41
/>
Рис.1 Выраженностьличностных качеств сотрудников противопожарной службы в зависимости от стажаработы.
На рисунке №1 изображенысредние значения трех групп по шкалам MMPI.
Рассмотрим более подробногруппу со стажем работу до 5 лет.
Показатели по шкале №1 MMPI – шкале ипохондрии говорят о среднейвыраженности таких качеств, как медлительность, пассивность, покорность квласти, плохой переносимости смены обстановки. По шкале №2 – шкале дипрессии уэтой группы показатель близкий к низкому значению, что свидетельствует о том,что эти люди относятся к робким, чувствительным, склонным к тревоге лицам. Этилюди способны принимать решение самостоятельно, они уверенны в себе и прималейших неудачах они не впадают в отчаяние. По результатам шкалы истерии,можно сказать, что испытуемые не склонны к неврологическим защитным реакциямконверсионного типа. Они не стремятся казаться больше, значительнее, чем естьна самом деле, не стремятся обратить на себя внимание во что бы то ни стало.Чувства и интересы таких людей глубоки.
По шкале №4 – шкалепсихопатии, мы видим, что такие люди не агрессивны, не конфликтны, непренебрегают общественными нормами и ценностями. Настроение у них устойчивое.
Результаты по шкале №6 –шкале паранойяльности свидетельствуют о том, что испытуемые, входящие в первуюгруппу не склонны к формированию сверхценных идей. Это многосторонние,неагрессивные и не злопамятные люди, у которых нет конфликтов с окружающими.
Шкала психостении говоритнам о  том, что эти лица склонны к тревожности, боязливости, нерешительности,их терзают постоянные сомнения. Оценки по шкале гипомании близки к высокимоценкам и характеризуют первую группу как лиц с приподнятым настроением,независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны.Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однакоинтересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Теперь рассмотрим группусо стажем работы от 6 до 10 лет.
По шкале ипохондрии мывидим средние результаты, по которым можно судить, что испытуемые далеки отастено-невротического типа. Они не склонны к пассивности, медлительности,сохраняют равновесие в социальных конфликтах, спокойно переносят сменуобстановки. Шкала дипрессии характеризует испытуемых второй группы как лиц,склонных к тревогам, застенчивости. Результаты шкал истерии и психопатии почтине отличаются от результатов первой группы. Из чего мы можем сделать вывод, чтоиспытуемым второй группы, также как и первой,  не свойственно  стремлениеказаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, и они не стремятся любымпутем обратить на себя внимание. Не пренебрегают социальными нормами иценностями. Не агрессивны, неконфликтны, не склонны к возбудимости ичувствительности. Настроение устойчивое.
По шкале ипохондрии извсех групп эта группа имеет самый низкий показатель. И поэтому эту группу можноотнести к типам людей, которым не свойственна тревожность, боязливость ипостоянные сомнения.
Шкала №8 свидетельствуето не способности тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но ониэмоционально реагируют на повседневные радости и горести.
 Показатели по шкалегипомании у данной группы близки к результатам первой группы. Из чего следует,что этим людям свойственно приподнятое настроение независимо от обстоятельств.Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частымипеременами и охотно контактируют с людьми.
Из рис. 1 видно, чтотретья группа, в которую входят испытуемые со стажем от 11 лет и выше, пошкалам MMPI имеет наиболее высокие показатели,по сравнению с первой и второй группами. Это свидетельствует о наибольшейвыраженности качеств, соответствующих шкалам MMPI.
Испытуемые третьейгруппы, со стажем работы от 11 лет и выше, имеют следующие характеристики: онимедлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти. Медленноприспосабливаются к смене обстановки, легко теряют равновесие в социальныхконфликтах. Чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие изастенчивые. В делах старательны, добросовестны, восокоморальные иобязательные, но не способные принимать решение самостоятельно. Не уверенны всебе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Эти лица склонны кневротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомысоматического заболевания как средство избегания ответственности. Главнойособенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чеместь на самом деле, стремящихся любыми способами обратить на себя внимание.Чувства таких людей поверхностны, не глубоки. Испытуемые в этой группе оченьагрессивны, пренебрегают социальными нормами и ценностями, возможно поэтому уних частые конфликты с окружающими.
/>
Рис. 2. Средниезначения готовности сотрудников к риску (по группам).
Испытуемые расформированына три группы в зависимости от стажа работы. Высокая готовность к рискусопровождается низкой мотивацией и избегания неудач (защитой). Готовность криску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования далиследующие результаты:
У первой группы (стажработы которых до 5 лет) и у третьей группы (стажем работы от 11 лет и больше)показатели готовности к риску равны и составляют + 2,7.
У второй группы (стажработы от 6 до 10 лет) показатель готовности к риску имеет отрицательноезначение: – 4,7.
Таким образом,складывается следующая картина:
Первая, вторая и третьягруппы имеют средние значения склонности к риску.
Если смотреть на то, чтопервая и третья группа имеют положительные значения (2,7 балла), а втораягруппа – отрицательное ( – 4,7), то можно на основе этих показателей можно предположить,что испытуемые со стажем работы до 5 лет и испытуемые со стажем от 11 лет  ивыше, более склонны к риску, чем испытуемые в группе со стажем работы от  6 до10 лет.
То есть неопытные (состажем до 5 лет) и более опытные сотрудники Государственной противопожарнойслужбы больше склонны к риску, чем те, чей стаж работы от 6 до 10 лет.

Заключение.
 
Профессия пожарногопоявилась достаточно недавно. Труд пожарных относится к тем видам деятельности,отличительной особенностью которых является постоянное столкновение сопасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частьюпрофессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельностив связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, атакже с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовымичеловеческими жертвами и значительными материальных потерями. Профессияпожарного характеризуется следующими особенностями: травмирующими ситуациями,стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску.
Проведя исследования, мыполучили следующие результаты:
У сотрудников пожарнойслужбы со стажем работы до 5 лет индивидуальные особенности менее выражены, посравнению с группой сотрудников, стаж работы которых от 11 лет и выше.
СотрудникиГосударственной противопожарной службы со стажем работы до 5 лет и сотрудниковсо стажем работы от 11 лет и выше находятся в одинаковой степени готовности криску, а индивидуальные особенности этих двух групп различаются, то есть усотрудников из третьей группы более ярко выражены личностные особенности, нодля этих двух групп характерны сходные проявления в эмоциональной сфере, тоесть они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, ноповседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика.
Для группы со стажемработы от 6 до 10 лет характерна низкая склонность к риску. Средииндивидуальных особенностей этой группы можно отметить агрессивность,злопамятность, склонность к формированию сверхценных идей. Они активны, энергичныи жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют слюдьми, но им не хватает выдержки и настойчивости

Литература:
 
1) «Диагностика, профилактика икоррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарнойслужбы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е.- М.:2001.-256с.
2) «Медикаментозная коррекциясостояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженныхи экстремальных условиях деятельности»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПОМВД СССР, 1992. – 16с.
3) Немов Р.С. «Психология»: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн-1: «Основы общей психологии» — 688 с.
4) «Оценка и оптимизацияпсихологического климата, стиля руководства в органах управления иподразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие /Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др.; Под ред. Мешалкина Е.А… – 2-еизд. – М.: ВНИИПО, 1998. – 101с.
5) «Профессиография основных видовдеятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»:Пособие/ Марьин М.Н. и др. – М.: ВНИИПО, 1998. — 114с.
6) «Психология. Словарь» / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Политиздат, 1990. – 494 с.
7) «Психологический отбор кандидатовна службу в ГПС МЧС России»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003. –148с.
8) «Психологический словарь» / Подред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика– Пресс,1999. – 440 с.
9) «Практическая психодиагностика.Методики и тесты» / под ред. Д.Я. Райгородского. -Учеб. пособие. – Самара: изд.Дом «Бахрах – М», 2003.
10) Черникова О.А. «Соперничество,риск, самообладание в спорте.» – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 104 с.
11) Шувалов М.Г. «Основы пожарногодела»: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. – 4-е изд.,испр. И доп. – М.: Стройиздат, 1998. – 472 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :