Реферат по предмету "Психология"


Задачи и трудности подросткового периода глазами подростка

Управлениеобразования Кичменского-Городецкого муниципального района.
МОУПервомайская средняя общеобразовательная школа.
Районный этапкраеведческой олимпиады
«Мир черезкультуру».
Направление:психология.
Исследовательскаяработа.
Задачи итрудности подросткового периода глазами подростка
Чупина Ирина Юрьевна
с.Кичменгский Городок 2010 год

Содержание
1. Введение.Тернистый путь от детства к взрослости
2. Основная часть.Трудности и задачи развития и воспитания
2.1 Уже не ребенок, но ещё и невзрослый. Отношения сродителями
2.2 Скажи мне, кто твой друг?Подросток и его друзья
2.3 Школа- ведущий институт воспитания
2.4 Первая любовь
2.5 Мир вокруг
2.6 На пороге юности
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение

1. Введение.Тернистый путь от детства к взрослости
Подростковыйвозраст(10-15 лет), с точки зрения педагогики и психологии — время бурного и вомногом противоречивого развития. В это время происходят значительные измененияи в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительную важную роль вформировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссоназвал подростковый возраст «вторым рождением».В этом возрасте происходятважные физиологические изменения, которые влекут за собой определенныепсихологические изменения: появляются новые, ранее не знакомые ему чувства,влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, порой даже непонятные самому подростку, появляется влечение к противоположному полу,агрессивность, зачастую без причины, появляется склонность к необдуманномуриску и неумение оценить степень его опасности, подчёркнутое стремление кнезависимости и самостоятельности, именно поэтому возникает множество проблем вэтом возрасте, также у подростка в это время формируется характер, взгляды,определение будущего и перед ним возникают задачи, которые необходимо решить.Личность человека, и растущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна.Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути,ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называютпереходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещёне взрослый) порождает многие трудности в семье, в школе, в обществе. Возрастподростка — переломный. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке,причём в очень быстром темпе. Каждый ребёнок неповторим, и неповторимость этане просто порождена любящим родительским взглядом; личность человека, ирастущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна.
Почему мнеинтересна тема – Ещегод назад я входила в состав подростков, а познание себя и себе подобных,всегда интересно.
Актуальность-Проблема подготовки к взрослостистояла перед человеческим обществом всегда. Другое дело, что на более раннихэтапах исторического развития такая подготовка могла не быть и не была задачейсамостоятельной: ребёнка, как только появлялась физическая возможность для этого,непосредственно вовлекали в трудовые занятия. Помогая взрослым, он овладелорудиями труда, трудовыми операциями, необходимыми знаниями, умениями,навыками. Но не только этим — одновременно ребёнок постигал и те отношения,которые существуют между взрослыми в труде. Сейчас, конечно, все более сложно,даже осознавая проблемы, решения приходят с трудом.
Объектнаяобласть — психология.
Объект — психологические особенностиподросткового периода.
Предметисследований — трудности подросткового периода.
Тема исследования — задачи и трудностиподросткового периода глазами подростков.
Гипотеза: Подростки хорошо осведомлены о своихпроблемах, но не могут воспользоваться этим.
Цель- помочь подросткам и старшемупоколению найти общий язык.
Задачи:
1. Изучить материал отрудностях подросткового периода.
2. Провестианкетирование.
3. Изучить мнениеподростков о психологических особенностях подросткового периода.
4. Проанализироватьи найти решение проблем.
5. Создать научнуюработу и представить на научных форумах.
Методика исследования: Общиеи частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различнымтипов объектов действительности и к разным классам научным задач изучаетметодология науки.
Метод –это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины,сущности предметов и явлений
Теоретические методы характеризуютсяобобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительнымоперациям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование иконкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Эмпирических методы. Предметэмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результатыисследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученногоопыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, иханализ и систематизация.
Математические методы
l Статистическиеметоды
l Методыи модели теории графов и сетевого моделирования
l Методыи модели динамического программирования
l Методыи модели массового обслуживания
В ходе исследований исоздания научно-исследовательской работы я использовала следующие методы: сеть«Интернет»: психологические сайты, связанные с подростком, материалы и книги поподростковому возрасту. В ходе работы я производила статистическую обработкуданных тестов для подростков. Я использовала такие методы:
Теоретические:
— библиографические
— информационно-коммуникативные
Эмпирические: математические(статистические)

2. Основнаячасть. Тернистый путь от детства к взрослости
2.1 Уже неребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье
Каждая семья- это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь егоокружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан емусудьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное — нередко какраз враждебное растущему человеку. Пороки семьи — будь то разлад отношениймежду родителями, непорядочность, пьянство, хамство — приводят детей к разнымреакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым какбы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие,возненавидев этот мир — будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, — стараютсяиз него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школубез стен и парт — школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье.
Нет, пожалуй,ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Дажеединственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо болеедраматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если ихродителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт доглубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становитьсяабсолютно верным. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-заразвода, составляет значительное число.
Какпоказывают исследования причин подростковой преступности, большая частьподростков — из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результатывозникают при изучении связи между успехами в учёбе и положением в семье.
Частоконфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалосьбы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс,разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверятьблизкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делатьдальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается вэтом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырваниз-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности иуверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с нимвозникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развиваетсясклонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные чертыхарактера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняютотношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в«плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает ихавторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должныосознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют,развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны,для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент»родителей: «я взрослый, я знаю лучше. Ты должен привыкать, что не всё в жизнитак гладко, ты должен быть подготовлен к трудностям жизни», который они частоиспользуют в ответ на критику своего поведения.
Впрочем,существуют и иные отношения между родителями и детьми. Одни из самыхраспространённых, в противоположность равнодушию к словам и поступкамподростков — своеобразная родительская агрессия, гипертрофия любви и участия,лишающая ребёнка самостоятельности.
Непоколебимаяубежденность в своей правоте, юношеское самолюбие или амбиции старшего, глухотак чужому мнению или привычка слушать и слышать только себя.
Никто незнает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился,развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи,общающихся с ним круглосуточно — чувствами и сознанием. И всё-таки не всё такпросто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старшестановится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.
2.2 Скажи мнекто твой друг? Подростоки его друзья
«Дружба — этовзаимная привязанность двух и более людей, тесную связь, их бескорыстнуюстойкую связь, основанную на любви и уважении».
(Толковыйсловарь В. Даля.)
Всё жеглавное: взаимность, привязанность, как будто присоединенность к другой душе,связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть,любовь и уважение. Вот уж поистине полное, необходимое и достаточно широкоеобъяснение, к которому не прибавить, не убавить, вот почему у каждого человекамножество приятелей и знакомых, а друзей несколько.
Казалось бы,проблем нет, а на самом деле они есть и существенные.
Ориентиром,образцом для подростка нередко становится друг.
Вопрос о том,каким должен быть друг, — один из самых насущных для подростка. Друг нужен нетолько для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга,подросток пристально всматривается в поступки и отношения людей. В дружбеобогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценныекачества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность,готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков иподросток.
Отношениеподростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу онпредъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый языкмысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать,сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бычастицей моего «я». Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. Вэтих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды,в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалыподростков. Идеалы создают для подростка как бы психологическую перспективу, адорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступнымнепосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы — илиокружающие его взрослые, или товарищи по учёбе, интересам и увлечениям.
Вот мненияподростков о хорошем друге: во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе,не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, несваливает вину на других, не подведёт, не предаст, добросовестно относится кделу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, храниттайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему».
Не правда лисолидный список? Но с одной стороны, это качества, говорящие о высокомморальном облике, это своеобразный моральный кодекс. С другой стороны, этикачества непосредственно касаются отношений ребят друг к другу и проявляются вотношениях, в дружбе. К другу предъявляются очень большие требования: подростокведь во всём максималист, ему надо всего и сразу.
Каждомуподростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «непоследним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но невсегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков,другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив,необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет, и не оставалисьравнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить безподдержки.
Нормальноеразвитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья –
это таестественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей он находитстоль необходимую ему оценку его знаний и умений, качеств, способностей ивозможностей. У друзей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все своидушевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутсянезначительными.
2.3 Школа –ведущий институт воспитания
Школа, как иродители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеетбольшое значение в его жизни.
Вступление вотрочество несёт с собой — об этом никто, и спорить не будет — серьёзныеперемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движениепсихическому развитию ребёнка, порождается изменением его реального места вжизни. Известный русский психолог А. Н. Леонтьев писал: «прежнее место,занимаемое ребёнком в окружающем его мире человеческих отношений, начинаетсознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремитьсяизменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребёнка и еговозможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим егодеятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадииразвития его психической жизни». Так что же происходит с этой точки зрения со школьниками,вступающими в подростковый возраст?
Изменились,прежде всего, условия школьной жизни ребёнка уже не один учитель, как было вмладших классах, а несколько учителей; учебный материал усложняется, по-иномуидёт работа на уроке. Далее, значительно расширяется весь практический опытребёнка-это касается разнообразных занятий вне школы, контактов с взрослыми исверстниками.
Как ранее ужеговорилось: главные трудности с подростком возникают из-за того, что еготребования забегают вперед по сравнению с его жизненным опытом, с еговозможностями использовать предоставляемую ему самостоятельность. Поэтому-товзрослым приходиться ограничивать самостоятельность, вводя её в какие-тоберега, придавая ей реальные и разумные формы. Однако эти ограничения должны бытьреальными и разумными! Невозможно забывать о главной задаче – чтобы постоянноразвивать у подростка потребность во взрослости, вовлекать его в такие всеусложняющие виды деятельности, которые как раз и формировали бы у негонедостающие навыки самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля.
Большимдостоинством подростка является его готовность «ко всем видам учения, учебнойдеятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах». Беда жеподростка в том, что «готовность он не умеет ещё воплотить в дело, он невладеет новыми способами самостоятельного овладения знаниями». Подвести его кэтим способам — важная задача школы.
Вподростковом возрасте у ребёнка снижается общий интерес к учебе, к школе, школаперестаёт быть центром духовной жизни. Это следствие «мотивационного вакуума»:те мотивы, которые побуждали ребёнка к учёбе в начальных классах, ужеудовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастнымособенностям, не сложились. Возникают даже конфликты с учителями, порой серьезныеиз-за разочарования, непонимания, а потом и внутри класса, ситуации, подобныерассказу Лии Симоновой «Круг».
«В отрочественалицо благоприятные условия для того, чтобы выработалось саморегуляции вучении: общая широкая активность подростков, стремление к «взрослым» формамучения. Плохо, когда это стремление не учитывается, когда ни в школе, ни домане поощряется поиск и выработка способов самостоятельной учебной работы.Сказанное определяет и другую причину снижения интереса к учёбе, к школе — подростокне всегда получает здесь возможность самоутверждения. Любому человекусвойственна потребность утверждаться в том деле, которым он занят, стремлениедобиться успеха — и в своих глазах и в глазах других. В особой мере этохарактерно для подростка сего бурно развивающимся самосознанием, обострённымчувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает нежелание учиться
Неуспех можетбыть вызван рядом обстоятельств.
Прежде всего,это может быть связано с усложнением материала: ведь теперь надо усваиватьсистему научных понятий, уметь соотносить отвлечённый и конкретный материал. Невсе справляются с этим уровнем сложности.
Плохаяуспеваемость может быть связана и с отношением в коллективе. Сейчас протекаютсложные отношения подростка с окружающими, а это отзывается и на учёбе.Главное, что акцент перемещается с взрослых на сверстников; именно их оценкаприобретает для подростка решающее значение. Для подростка же самым тяжёлымнаказанием является не порицание учителя, а осуждение сверстников. Так вот, показноебезразличие подростка к отметкам бывает вызвано нежеланием: выглядеть«маленьким» в глазах одноклассников. Бывает, подросток из тех же соображенийскрывает от товарищей то, что он тщательно готовиться к урокам.
И, наконец,трудности учения могут быть вызваны пороками семейного воспитания — ослаблениемконтроля за учёбой подростка, более редкими встречами родителей с учителямиили, напротив, мелочной опекой, сковывающей инициативу и самостоятельностьподростка.
2.4 Перваялюбовь
Отношениямежду представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще вдетском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить оподростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически.Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство,осмысленное и важное.
Сложноописать чувства подростка, когда он любит. У всех она разная, каждый проходитчерез это, у кого-то, может быть, она безответна, у кого-то напротив ответная.Когда любовь приходит к подростку, он, скорее всего, не будет склонен говоритьо ней направо и налево, он будет хранить свое чувство от других. «Ведь талюбовь, что на слова щедра, столь ненадежна, столь красноречива», — давно писалТирсо де Молина. А Сухомлинский писал, что лучший разговор юных о любви — этомолчание.
У каждогочеловека постепенно складывается внутренняя «идеальная модель» представителядругого пола, и каждый конкретный человек с ней более или менее осознанносопоставляется. В некоторых случаях наблюдается своеобразное «впечатление»первого впечатления — наступает состояние влюбленности без дальнейшегокритического анализа. С возрастом идеальная модель становится все болееабстрактной, ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что невсегда реально.
Высшей испецифической формой полового влечения является любовь. Любовь — глубокоиндивидуальное чувство, в отличие от других проявлений полового влечения онаобязательно направлена на конкретного человека. Это чувство значительнорасширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает емуспособность многое увидеть с новой стороны,
лучшепочувствовать красоту и ритм жизни. В любви проявляется как общий уровеньразвития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовнаязрелость.
Есть такоевыражение, что «любовь-это половой инстинкт, облагороженный разумом». Как этопонимать? В чем именно заключается облагороженный характер любви? Во-первых, втом, что объект любви воспринимается во всем богатстве качеств, черт, свойствчеловека. Во-вторых, происходит осознание своего психического состояния: и себякак субъекта любви, и ее как объекта любви, и характера своего отношения кнему. В результате любовь накладывает отпечаток на все вообще отношения с этимчеловеком, а также и на взаимоотношения с другими людьми восприятие всегоокружающего.
Общениедевушек и юношей нередко вызывает осуждение взрослых. При этом они стараютсявсячески это общение ограничить. Однако таким путем ничего хорошего достигнутьнельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норменельзя подавить, и это было бы противоестественно, а с другой — потому, чтодевушек и юношей лишают возможности научиться понимать и оценивать друг друга.Взрослых смущает и даже шокирует, например, отвлечение от учебы, возможностьбеременности, экономическая несамостоятельность. Нельзя лишать юных права начувства, иначе это может обернуться тяжелыми последствиями, которые труднобудет исправить, а иногда и невозможно. Так в произведении «Честноекомсомольское», трагедией оборачивается отношение матери к чувствам подростка. Ужасно,когда подросток встречает равнодушие со стороны взрослых или даже насмешки, инекому помочь будет ему в случае чего. Большинство взрослых убеждены, чтоподросток не умеет любить, не может, и не понимает, что такое любовь, значит,он не может чувствовать, значит, он не человек, только такие выводы приходят вголову. Нет, это человек, и он может чувствовать, и чувствует, у него естьдушевно-интеллектуальная жизнь, побуждаемая физиологическими потребностями,естественными, как голод.
Многиевзрослые склонны ругать современную молодежь. Грех это не новый, даже и вдревние времена звучали осуждающие молодежь высказывания старших. Думается,однако, основное, что должно сделать взрослым — это постараться правильнопонять подростка. Если последующие поколения были бы хуже предыдущих, не былобы никакого общественного прогресса. Мешает взрослым в отношениях с подросткамиотсутствие готовности взглянуть тот или иной вопрос с разных точек зрения.Родители как бы изначально убеждены в том, что истина всегда одна и взрослый — её признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бына время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения. Мешает и тотфакт, что многие родители не могут или не хотят вспоминать себя в таком жевозрасте, а если и вспоминают, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что они«были не такими» (подразумевается: лучше).
Больноподростку, когда он видит, что человек, которого он любит, уделяет ему меньшевнимания, чем другим, вот и возникает ревность. По сути, ревность — это боязньчужого авторитета. Это всегда сравнения себя с кем-то. Ревность ограничиваетвозможности человека и того, кого ревнуют, и того, кто ревнует. И если без неёне обойтись совсем, то, по крайней мере, формы проявления её должны бытьцивилизованными, не унизительными для обоих.
Важнонаучиться цивилизованно решать проблемы, когда любовь ушла или встретиласьновая. И сразу возникает вопрос, была ли любовь? Была, но прошло ослепление, аответственность не пришла, но возникла привязанность. Или встретилосьдействительно свое, подлинное, когда без этого человека жизнь кажетсяневозможной. Некоторые ищут всю жизнь, находят все более, с их точки зрения,подлинное, настоящее и делают это совершенно искренне.
Я не сталапроводить никаких опросов и анкетирования на эту тему, даже, наверное, не надообъяснять почему, этот вопрос очень личный, тем не менее, все выше сказанное,по-моему, мнению, верно и обоснованно моим маленьким личным опытом.
Любовь- этовысшее проявление человеческой жизни. Взрослые должны уважать это чувство,трепетнее относиться к нему, понимать и поддерживать подростка, когда тотпереживает. Любовь это важно, и хотя бы иногда подросток обязан посмотреть начеловека, которого он любит, разумом, главное, не ошибиться, а то, опять же,последует разочарование. Любовь — это составляющая жизни человека, но нужнопомнить, что есть и другие важные ценности .
2.5 Мирвокруг
Увлечения уподростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентовличности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны,и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеютнепосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличиеже от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены,хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являютсяпрофессиональной деятельностью.
Личко А.Е.выделяет следующие типы увлечений:
/>
Суицидальноеповедение.
С 60-х годов XX века суицидальное поведениеподростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательныхсамоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальнаяактивность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чемсреди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство подвлиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количестваосуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие изних носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковомвозрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своихжеланиях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованыкому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.
Наркотизм.
Употреблениеалкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено.Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишьте, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.
Прежде всего,это возможность почувствовать себя взрослым. Особенно это касаетсялегализованных наркотиков, алкоголя и никотина. Часто подобные инициациипроисходят намного раньше установленного взрослыми возраста. Так по даннымисследования проведенного в 2002 году в Волгоградской области в восьмых идевятых классах лишь 5% подростков никогда не пробовали алкогольные напитки,50% часто употребляют слабоалкогольные напитки, а 27% часто употребляют крепкиеспиртные напитки.
Второйпричиной подросткового наркотизма является стремление к экспериментированию,поиску новых, необычных ощущений и переживаний. Этот мотив является ведущим приупотреблении не легализованных наркотиков. Им очарования в глазах подросткапридает запретность.
Влияниегруппы можно назвать третьей причиной. Стремление походить на своих сверстникови чувство групповой солидарности приводят подростков к употреблению наркотиков.У них отмечается феномен групповой психологической зависимости, когда тяга кспиртному возникает исключительно в своей компании. В научной литературе давнообсуждается вопрос злокачественности подросткового алкоголизма. Однозначногоответа нет, в последнее десятилетие предполагается, что злокачественное течениеотмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью.
Что касаетсядругих психотропных веществ, то в зависимости от частоты потребления и классавещества, можно говорить о последствиях этого опыта для подростка. Помимо вредадля здоровья, последствием может стать вовлечение подростка в криминальнуюсубкультуру.
2.6 На порогеюности
Дорога в мирвзрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станетсамостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера,желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач,которые и определят его дальнейшую судьбу.
Прежде всего,это выбор: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток,возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна всовременном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношескомвозрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор — мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочкаразмышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долгоразмышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие неспеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когдарешение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнеезахотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший,разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то напротяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужденцелесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой.Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно идотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно ииное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но онавсе равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности — потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споресомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какойчеловек, от этого зависит и возможность ошибки. Кто-то скор нарешения, другой – тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другойвыносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и скаждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого тольконакапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть жеподростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тутнакапливается опыт, только отрицательный — опыт сомнений, разрешившихсяневерным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватитли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет — беда: болезньуйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винятдругих. Если да — важнейшая из побед — победа над собой; тогда опыт ошибокстановится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, аопыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, которыйпомогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения,ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясьтрудностей, но стремясь к их преодолению.
Выборпрофессии или выбор учебного заведения — это важнейший вопрос, которыйвозникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию поразным факторам:
-подростоквыбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг
-подростоквыбирает профессию, руководствуясь мнением родителей
-подростоквыбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработнуюплату, или и то и другое
-подростоквыбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предметболее удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).
По сути,точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение,предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностныйхарактер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Кругзамыкается… И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявитькакую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решенияподростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное длявзрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.
Так же неменее важный вопрос-выбор спутника жизни, хотя немного рано об этомзадумываться, но подросток в конце переходного возраста уже чувствуетполноценно и искренне. Конечно, чувство половой принадлежности приходит многораньше, и влюбленность может появляться даже с детского сада, но при переходе вюность подросток воспринимает окружающих людей более остро, и любовь неизбежнонастигает его.
Многообразиеситуаций и обстоятельств определяет выбор. Только эти обстоятельства внечеловека, это его среда, вызывающая мысли и чувства, рождающая отношение иобщение, к которым ни один из людей не должен быть безответным. Но – какими быони не были — одни они не могут и не должны жестко предопределять нашипоступки. Их совершает сам человек!
ЛитераторТатьяна Толстая как-то высказала мысль: «Думаю, наступило страшное время, когдавсе решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное исамое страшное — неотвратимость выбора, решения. Прекрасное – как ожиданиеледенящий в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е.чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущения владения своимтелом, победы над собственным страхом. Страшное — неизбежность, страх передбудущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной, в сущности,ответственности за последствия, за большие и малые потери, всегда, в общем — то, неизбежные. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания)ничего в момент решения не изменит, потому что оно принято.
Из всегонеповторимого многообразия жизненных явлений, процессов, человеческих чувств ипоступков, и, правда, нелегко выпутаться. Обществу нужно, чтобы каждыйнепременно нашел себя там, где полнее всего раскроются богатства его личности,способности и дарования, где он окажется незаменимым именно благодарянеповторимости своей индивидуальности, стремлению вести за собой других. Новсеобщая гармония вряд ли будет на земле, все зависит от рождающейся взрослойличности.

3.Заключение
Взрослея,подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных,существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так изовут — жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемьзадач в своей книге «Задачи развития и образование»:
1. Принятие своейвнешности и умение эффективно владеть телом.
2. Формированиеновых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.
3. Принятие мужскойи женской роли.
4. Достижениеэмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
5. Подготовка ктрудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.
6. Подготовка квступлению в брак и к семейной жизни.
7. Появление желаниянести ответственность за себя и общество.
8. Обретение системыценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
От решенияэтих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это людипривыкли делать, пиши — пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успелна поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в своевремя. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мызатронули эти задачи.
Решениязадач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важновыработать правильную стратегию. Такая стратегия необходима при столкновении сновыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных ипривычных форм поведения. Процесс преодоления трудностей протекает следующимобразом:
-сначалапроисходит « первичная оценка» ситуации;
-затемоцениваются собственные возможности, включая возможную со стороны окружающих;
-наконец, наоснове неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающейновую постановку задачи и новые варианты поведения.
Вблагоприятном случае наступает желанный исход, т.е. овладение ситуацией.Последовательные ее оценки не должны быть независимыми друг от друга. Они могутпереходить одна в другую или испытывать взаимное слияние.
Ответив навопрос «что мне нужно?», подросток выбирает средства для достижения цели. Еслицель реальна, достижима, определена — средства отыскиваются. Цель может толькообъяснить, но никак не оправдать, иначе налицо полное отсутствие моральныхнорм, внутренних тормозов: украл, чтобы сделать другому человеку подарок; бил,чтобы убедить в своей правоте. Нет, для того человек и живет среди людей, чтобынаучиться соизмерять цели и средства. Цель без определения средств и способовее достижения — такая же основа пассивности, как и наличие сил, ума, знаний, неищущих применения.
Ребенкаокружает сложный мир человеческих отношений. Как разобраться, что хорошего, ачто плохого в этом мире? Как выработать систему взглядов и убеждений? Это оченьсложный, длительный процесс идет под влиянием всей окружающей обстановки.Семья, школа, книги, которые подросток читает, фильмы, которые он смотрит,беседы, которые ведет он со старшими, — все это закладывает отпечаток на еговзгляды, развивает его как личность.
Вместе с темочень важно, чтобы получаемые подростком знания прошли через непосредственныйопыт его собственных переживаний, через опыт его отношений с людьми. Ему надовсе испытать самому, надо все проверить опытом собственных отношений. А ихподростки строят по заимствованному образцу: мир отношений подростков можноназвать своеобразной моделью отношений взрослых. Отмечая и усваивая те или иныестороны отношений взрослых, воспроизводя их в отношениях с товарищами,подросток «учиться на взрослого», т.е. учится по-взрослому строить своиотношения. Мир сверстников тем и привлекателен, что здесь можно проверить,применить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.
«КристианГотлиб Зальцман, филантроп из Шнепфенталя, писал 170 лет назад, относится и ксовременным родителям: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитательдолжен искать в себе… Это не значит, что причины всех недостатков и пороковвоспитанников действительно находятся в воспитателе. Но значит только, что ондолжен искать их в себе...
Возможно, тыстрадаешь несварением желудка или вследствие простуды мучаешься насморком, илирасстроен неприятным происшествием, или прочел что-то, что тебя все ещезанимает. Каждая из этих случайностей может превратить тебя в совершенно иногочеловека...
Вчера тывходил к своим малышам с бодрой душой и пламенным взором… а сегодня… ах! тыбольше не тот человек, что был вчера. Твоя душа печальна, твой взгляд мрачен ине приветлив, твои воспоминания сухи, каждая детская шалость вызывает у тебягнев… Ну, так будь искренним и признайся сам себе, что причина того, почемутвои воспитанники сегодня не так хороши, как они были вчера, — в тебе».
«Воспитание-этоне только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственнойактивности и конечно соответствующая организация жизни детей».
Итак, времявзрослых поступков приходит к каждому человеку, а в жизнь вступают все новыепоколения.
Слово котрочеству: старайтесь, если можете, чаще прислушиваться к себе, спрашиватьсебя, думать над своими поступками, внимая голосу собственной совести и разума,но при этом не упускайте того, что происходит с другими людьми. Избавиться отсебя трудно, да, к счастью, и не нужно. Но и ограничить свое существованиесамим собой не стоит, это обедняет жизнь: ведь истинно взрослый поступок неможет быть бесчеловечным, направленным против окружающих.
Слово кродителям: по возможности, сопротивляясь трудностям быта, старайтесь большезнать о детях, смелее доверять им, скорее одобрять, чем осуждать. Чащеприглашать ребят в свой мир, в семейные радости и огорчения, и тогда, бытьможет, взрослеющие дети пустят вас в свой мир, пусть не весь, но в какие-торанее вам не известные сферы. Зная и понимая друг друга, легче преодолеватьсложности, которых отнюдь не становится и в обозримом будущем не обещает статьменьше.
Слово кучителям: вам после детей труднее всех, а потому, требуя от подростковвнимания, старайтесь быть внимательными к ним, работая в связке с другимипедагогами школы, больше взаимодействуйте с ними.
Всем, ктоозабочен настоящим и будущим, кто представляет разные поколения, которымдовелось жить в одно время, хочется пожелать: давайте больше доверять другдругу, помогать и требовать, уважать традиции и нравы, искать поводы и путисближения, не теряя себя, своего лица.
И пусть ононикогда не кончается — время взрослых поступков!
 

 
4. Литература
 
1. Л. Антипина « Мыи наша семья». Издательство «Молодая гвардия» Москва 1988 год.
2.Линда Анзорт «Дети и семейный конфликт». Издательство«Просвещение» Москва 1988 год.
3. М. Безруких«Почему учиться трудно?». Издательство «СЕМЬЯ и ШКОЛА» 1996 год.
4.Б.З.Вульфов,И.В.Гребенников «Мир детства. Подросток». Издательство «Педагогика» Москва 1989год.
5. Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов «Время взрослых поступков».
Диалоги о школьной юности и еёпроблемах. Издательство «Новая школа» Москва 1993 год.
6.А.И.Кравченко,Е.А.Певцова «Обществознание». Издательство «Русское слово» Москва 2003 год.
7.В.Н. Столетов. «Диалоги о воспитании». Издательство
«Педагогика» Москва 1978 год.
8.Хельмут Штольц «Каким должен быть твой ребёнок? Издательство«Просвещение» Москва 1998 год.
9. psylist.net/pedagog/trud.htm
10. www.lichnost.21309.edusite.ru/p15aa1.html
 

 
5. Приложение
 
ХОРОШИЙЛИ ТЫ ДРУГ*
Цель:проанализировать себя и свое поведение как друга. Инструкция: «Ответьте честнона все вопросы и отметьте соответствующие пункты. Затем суммируйте полученныебаллы — увидите, в какую категорию попали».
1.Ты знаешь много забавных историй об одном из своих • приятелей: I
а)расскажешь их другим людям;
б)      расскажешь,опустив имена;
в)      оставишьпри себе.
2.Твойдруг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчасон хотел бы взять дорогую вещь, как ты поступишь:
а)дашь ее;
б)      скажешь,что у тебя ее нет;
в)      откажешь,объяснив причину.
3.Друг случайно разбил твои часы. Как ты поступишь:
а)      скажешь,что и без того собирался купить новые;
б)      попросишьоплатить часы;
в)откажешься от новых часов, но устроишь маленький скандал.
4.Твой друг общается с человеком, которого ты не любишь. В таком случае:
а)      прекратишьвидеться с другом;
б)      ничегоне скажешь и будешь продолжать дружеские отношения;
в)скажешь другу, что он должен выбрать между тобой и другим.
5.Чувствуешь, что у твоего друга скоро будут большие неприятности. Тогда ты:
а)порвешь отношения с ним, чтобы не пострадать и самому;
б)откровенно поговоришь с ним;
в)продолжишь дружбу, как прежде. 6. Считаешь, что настоящий друг должен:
а)делиться с тобой всем;
б)говорить только то, что хочет;
в)оставлять свои мысли и проблемы при себе.
7.Тебе известно, что другу нужны деньги, и у тебя их доста точно, чтобы ему помочь.Ты говоришь:
а)возьми Их, доставь мне удовольствие;
б)вспомни, сколько раз ты мне помогал, моя услуга ни что по сравнению с этим;
в)перебьешься! Надо экономить.
8.Как ты поступишь, если хочешь взять деньги в долг у друга:
а)начнешь издалека;
б)попросишь взаймы;
в)ничего ему не скажешь.
9.Твой друг купил одежду, которая, как тебе кажется, ему не подходит. Тогда ты:
а)скажешь, что она ему идет;
б)скажешь, что она ему не идет и объяснишь почему;
в)ничего не скажешь.
10.Считаешь, что твой друг:
а)интеллектуальнее тебя;
б)менее интеллектуален, чем ты;
в)приблизительно на том же интеллектуальном уровне!

/>
 
Интерпретация
20—30баллов. Ты действительно хороший друг. Tвоидрузья верят в тебя и восхищаются тобой. С полным правом можешь надеяться, что онипри необходимости придут тебе на помощь, разумеется, если и ты будешь поступатьтак же. *(Цит. по: Социально-психологические проблемы общения / Со
15—20баллов. У тебя есть друзья, но, как большинство из нас, ты иногда не проявляешьв отношениях с ними должного понимания. Когда не знаешь, как реагировать, попытайсяпоставить себя на место другого человека. 10—14 баллов. Ты склонен больше вниманияобращать на себя, чем на окружающих. Эта твоя черта — барьер перед подлинной дружбой.Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и ихпроблемам.
Результатытестирования.
Порезультатам тестирования получилось, что 36 ребят т.е. 97% имеют от 15 до 20 баллов,т.е. имеют качества хорошего друга, но …. А 3% от 20 до 30, это люди, а точнее человек,который обладает настоящими качествами друга.
П.Психодиагностические методики
Данныеметодики используются для определения уровня тревожности и самооценки у детей подростковоговозраста.
Рекомендуетсяпроводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце(для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга.В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные процедуры в серединегода.
Выявлениеуровня тревожности у подростков
Методикиподобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ееотсутствие, а оценивал ситуации, вызывающие ту или иную степень тревоги, и выявлялсферы действительности, являющиеся для него основными источниками тревоги.
Инструкция
Наследующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни.Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство,тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком однуиз цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.
Еслиситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите
цифру«О».
Еслиона немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».
Еслиситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли быизбежать ее, обведите цифру «2».
Еслиона для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведитецифру «3».
Еслиситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызываету вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».
Вашазадача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру,которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство,тревогу или страх.
Текстметодики.
1.  Отвечатьу доски. 0 12 3 4
2.  Пойтив дом к незнакомым людям. 0 12 3 4
3.  Участвоватьв соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. 0 12 3 4
4.  Разговариватьс директором школы. 0 12 3 4
5.  Думатьо своем будущем. 0 12 3 4
6.  Учительсмотрит в журнал, кого бы спросить. 0 12 3 4
7.  Тебякритикуют, в чем-то упрекают. 0 12 3 4
8.  Натебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решениязадачи). 0 12 3 4
9.  Пишешьконтрольную работу. 0 12 3 4
10.Послеконтрольной учитель говорит отметки. 0 12 3 4
11.Натебя не обращают внимания. 0 12 3 4
12.Утебя что-то не получается. 0 12 3 4
13.Ждешьродителей с родительского собрания. 0 12 3 4
14.Тебегрозит неудача, провал. 0 12 3 4
15.Слышишьза своей спиной смех. 0 12 3 4
16. Сдаешь экзамены вшколе. 0 12 3 4
17. На тебя сердятся(непонятно почему). 0 12 3 4
18. Тебе нужно выступитьперед большой аудиторией. 0 12 3 4
19. Предстоит важноерешающее дело. 0 12 3 4
20. Не понимаешь объясненияучителя. 0 12 3 4
21. С тобой не согласны,противоречат тебе. 0 12 3 4
22. Сравниваешь себяс другими. 0 12 3 4
23. Проверяются твоиспособности. 0 12 3 4
24. На тебя смотрят,как на маленького 0 12 3 4
25. На уроке учительнеожиданно задает тебе вопрос 0 12 3 4
26. Замолчали, когдаты подошел (подошла). 0 12 3 4
27. Оценивается твояработа 0 12 3 4
28. Думаешь о своих делах0 12 3 4
29. Тебе надо принятьдля себя решение 0 12 3 4
30. Не можешь справитьсяс домашним заданием0 12 3 4
/>/>/>/>/>/>/>Данные о распределениипунктов шкалы:Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная
Самооценочная
Межличностная
1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 ' 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
2 78 И 15 17 18 21 24 26
Подсчитываетсяобщая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученныерезультаты интерпретируются как показатели уровней соответствующих видов тревожности,показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
Особоевнимание надо обратить прежде всего на учащихся с высокой и очень высокой общейтревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительнымнеблагополучием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо существоватькак бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенныхличностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, баллы Класс Пол Общая Школьная Самооценочная Межличностная 1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20 м 17-54 4-17 4-18 5-17 9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19 м 10-48 1-13 1-17 3-17 10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20 м 23-47 5-14 8-17 5-14 2. Несколько повышен 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27 м 55-73 18-23 19-25 18-24 9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26 м 49-67 14-19 18-26 18-25 10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28 м 48-60 15-19 18-22 15-19
 
При данном тестированиинужно было выявить уровень тревожности семиклассников. Их общая тревожность составляет:55% — нормальный(19 человек) 45% — несколько повышенный(16 человек).
Школьная тревожность:37% — нормальный уровень(13 человек), 63% — несколько повышенный(22 человека).
Самооценочнаятревожность: нормальный уровень тревожности – 51%(18 человек), несколько повышенныйуровень – 49%(17 человек)
Межличностая тревожность:68%(24 человека) – нормальный уровень тревожности, 32%(11 человек) – несколько повышенный.
Тест для родителейсемиклассников «Семья»:
1. По вашему мнению,какое место Ваш ребенок занимает в семье:
-опекаемый(занего все решают)
-опекун(он несетответственность за семью)
-не замечаемый(сего мнением не считаются)
-равноправныйчлен семьи(решения принимаются сообща)
2. С кем он делитсяпроблемаи?
-с Вами
-с друзьями
— с учителями
-ни с кем
3. Если он расскажето своей проблеме, Вы скорее всего:
-дадите ему совет
-посмеётесь надним, говоря, «мне бы твои проблемы»:
-не придадитеэтому значения
-поможете решитьпроблему
4. Как Вам кажется,понимаете ли Вы ребенка?
-да, конечно
-чаще всего
-иногда
-нет
Результаты:
1. 81% — равноправный
13% — опекаемый
6% — опекун
2. 65% — с родителями
25% — с друзьями
10% — ни с кем
3. 59% — дадите совет
41% — поможетерешить проблему
4. 75% — чаще всего
19% — да, конечно
6% — иногда
Тест для семиклассников«Семья».
1.По вашему мнению,какое место Вы занимаетесь семье:
-опекаемый(заВас все решают)
-опекун(Вы несетеответственность за семью)
-не замечаемый(сВашим мнением не считаются)
-равноправныйчлен семьи(решения принимаются сообща)
2. С кем Вы делитесьпроблемами?
-с родителями
-с друзьями
— с учителями
-ни с кем
3. Если Вы расскажетео своей проблеме родителям, они, скорее всего:
-дадут Вам совет
-посмеются надВами, говоря, «мне бы твои проблемы»:
-не придадут этомузначения
-помогут решитьпроблему
4. Как Вам кажется,понимают ли Вас родители?
-да, конечно
-чаще всего
-иногда
-нет
1. 92% — равноправный
6% — не замечаемый
2% — опекун
2. 48% — с родителями
40% — с друзьями
12% — ни с кем
3. 59% — дадут совет
38% — помогутрешить проблему
3% — посмеютсянад Вами
4. 32% — конечно
35% — чаще всего
30% — иногда
3% — нет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Tony Kushner Essay Research Paper TONY KUSHNERTony
Реферат Организационные основы деятельности нотариата
Реферат Семья и брак историко-социальный анализ
Реферат Ate Society Of Violence And Extravagance Essay
Реферат Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп
Реферат Семейное консультирование 2
Реферат Take A Bite Of Wisconsin Essay Research
Реферат Stephen KingS Why We Crave Horror Movies
Реферат 625014 г. Тюмень ул Новаторов 12 web : www zelectr ru
Реферат Konkurrence Forhold P Det Britiske Marked Essay
Реферат Результаты экспериментальной оценки эффективности применения баллиститного ракетного топлива в качестве сенсибилизаторов в эмульсионных ВВ
Реферат Роль волонтерского движения в профилактике социальных проблем молодежи в сельской местности на
Реферат Контрольная работа по Земельному праву 2
Реферат Яков V король Шотландии
Реферат Экономическая таблица Франсуа Кенэ