Реферат по предмету "Наука и техника"


Специфика научной деятельности

Наука- это специфическая деятельность людей, главной целью которой являетсяполучение знаний о реальности.  
Знание- главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам наукиможно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во всесферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемыеза пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность являетсяи источником нравственных ценностей.  
Хотянаука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истинане тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может бытьполучено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни,экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки,получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфердеятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новыехудожественные ценности, в инженерном деле — технологии, изобретения, вэкономике — эффективность и т.д.).  
Важноподчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативнуюоценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека — обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. — имеют каждая своепредназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научноеобоснование не всегда и не везде возможно и уместно.  
Историянауки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие«научный» часто применяется в ситуациях, которые не гарантируютполучение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научныетеории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любоетеоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.  
Наукане признает паранаучные концепции — астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п.Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может,поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наукасовершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактовв таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения.  
Поповоду такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: «И потому правильно ответилтот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся откораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает литеперь он могущество богов, спросил в свою очередь: „А где изображениетех, кто погиб после того, как принес обет?“ Таково основание почти всехсуеверий — в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Людиуслаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, котороеисполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнеебывает гораздо чаще».  
Важныечерты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она являетсяпрофессией.  
Донедавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она небыла профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученыеобеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы вуниверситетах. Однако сегодня ученый — это особая профессия. В XX векепоявилось понятие «научный работник». Сейчас в мире около 5 млн.людей профессионально занимаются наукой.  
Дляразвития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи итеории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу:«Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждаюти они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники этипостепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».  
Жизньв науке — это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба запризнание идей.
Критерии научного знания 
Каковыже критерии научного знания, его характерные признаки?  
Однимиз важных отличительных качеств научного знания является егосистематизированность. Она является одним из критериев научности.  
Нознание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга,телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п. — везде знаниеклассифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Длянее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниямсистематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру,элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельныенаучные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.  
Стремлениек обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.  
Обоснованиезнания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Состремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки.Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснованияэмпирического знания применяются многократные проверки, обращение кстатистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепцийпроверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным,возможность описывать и предсказывать явления.  
Внауке ценятся оригинальные, «сумасшедшие» идеи. Но ориентация нановации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научнойдеятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом — одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения,то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создалтеорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собойнеобходимый этап развития науки, является интерсубъективной.
Методы и средства научного познания 
Хотянаучная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений,используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любоговида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которыеприменяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез,абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение,предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр.  
Основнымиметодами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение иэксперимент.  
Наблюдение- это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное — невносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения визучаемую реальность.  
Вотличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится вособые условия. Как писал Ф.Бэкон, «природа вещей лучше обнаруживает себяв состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе».  
Важноподчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определеннойтеоретической установки. Хотя говорят, что факты — воздух ученого, тем не менеепостижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писалпо этому поводу так: "… во всякий момент требуется известное общеепредставление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты..."  
Задачинауки никак не сводятся к сбору фактического материала.  
Сведениезадач науки к сбору фактов означает, как выразился А.Пуанкаре, «полноенепонимание истинного характера науки». Он же писал: «Ученый долженорганизовать факты. Наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одноголое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же как куча камнейне составляет дома».  
Научныетеории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов. Как писалА.Эйнштейн, «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основнымпринципам теории». Теории возникают в сложном взаимодействиитеоретического мышления и эмпирии, в ходе разрешения чисто теоретическихпроблем, в процессе взаимодействия науки и культуры в целом.  
Входе построения теории ученые применяют различные способы теоретическогомышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходепостроения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрываетвозможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов.Математический эксперимент — это современная разновидность мысленногоэксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий вматематической модели просчитываются на компьютерах.  
Прихарактеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходе ученые поройобращаются к философии.  
Большоезначение для ученых, особенно для теоретиков, имеет философское осмыслениесложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности вконтексте картины мира.  
Обращениек философии особенно актуально в переломные этапы развития науки. Великиенаучные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений.Философия содействует эффективному описанию, объяснению, а также пониманиюреальности изучаемой наукой.  
Важныеособенности научного знания отражает понятие «стиль научногомышления». М. Борн писал так: "… Я думаю, что существуют какие-тообщие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенныефилософские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческойдеятельности, в том числе и в науке. Паули в недавнем письме ко мне употребилвыражение «стили»: стили мышления — стили не только в искусстве, но ив науке. Принимая этот термин, я утверждаю, что стили бывают и у физическойтеории, и именно это обстоятельство придает своего рода устойчивость еепринципам".  
Известныйхимик и философ М.Полани показал в конце 50-х годов нашего века, чтопредпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностьювербализировать, т.е. выразить в языке. Полани писал: «То большоеколичество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медикипосвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этихдисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику.Из сказанного можно сделать вывод, что в самом центре науки существуют областипрактического знания, которые через формулировки передать невозможно».  
Знаниятакого типа Полани назвал неявными. Эти знания передаются не в виде текстов, апутем непосредственной демонстрации образцов.  
Термин«менталитет» применяется для обозначения тех слоев духовной культуры,которые не выражены в виде явных знаний, но тем не менее существенно определяютлицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет,отличающий ее от других областей научного знания, но тесно связанный сменталитетом эпохи.  
Говоряо средствах научного познания, необходимо отметить, что важнейшим из нихявляется язык науки.  
Галилейутверждал, что книга Природы написана языком математики. Развитие физикиполностью подтверждает эти слова Галилея. В других науках процесс математизацииидет очень активно. Математика входит в ткань теоретических построений во всехнауках.  
Ходнаучного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств.Использование подзорной трубы Галилеем, а потом — создание телескопов,радиотелескопов во многом определило развитие астрономии. Применениемикроскопов, особенно электронных, сыграло огромную роль в развитии биологии.Без таких средств познания, как синхрофазотроны, невозможно развитиесовременной физики элементарных частиц. Применение компьютера революционизируетразвитие науки.  
Методыи средства, используемые в разных науках, не одинаковы.  
Различияметодов и средств, применяемых в разных науках, определяются и спецификойпредметных областей, и уровнем развития науки. Однако в целом происходитпостоянное взаимопроникновение методов и средств различных наук. Аппаратматематики применяется все шире. По выражению Ю.Винера, «невероятнаяэффективность математики» делает ее важным средством познания во всехнауках. Однако вряд ли следует в будущем ожидать универсализации методов исредств, используемых в разных науках.  
Методы,развитые в одной научной области, могут эффективно применяться в совсем другойобласти.  
Одиниз источников новаций в науке — это перенос методов и подходов из одной научнойобласти в другую. Например, вот что написал академик В.И.Вернадский оЛ.Пастере, имея в виду его работы по проблеме самозарождения: «Пастер…выступал как химик, владевший экспериментальным методом, вошедший в новую длянего область знания с новыми методами и приемами работы, увидевший в ней то,чего не видели в ней ранее ее изучавшие натуралисты-наблюдатели».  
Говоряо специфике разных наук, можно отметить особенности философского знания. Вцелом философия не является наукой. Если в классической философской традициифилософия трактовалась как особого рода наука, то современные мыслители часторазвивают философские построения резко отграниченные от науки (это относится,например, к экзистенциалистам, неопозитивистам). Вместе с тем, в рамкахфилософии всегда были и есть построения и исследования, которые могутпретендовать на статус научных. М.Борн относит к таковым «исследованиеобщих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта nrc.edu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.