Институт специальнойпедагогики и психологии
Кафедра психологииразвития личности
ОТЧЕТ
по практике№ 3
«Психологическаякоррекция и консультирование»
Выполнил студент
334/с группы, 6 курса
Дружинин Максим
Руководитель:
Изотова М.Х.
Санкт-Петербург
2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Часть 1. Диагностический блок
Часть 2. Коррекционно-развивающий блок
Часть 3. Блок оценки эффективности
Часть 4. Консультирование
Приложение
Список литературы
Введение
Психологизаметили, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности удетей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение,делает его эффективнее. Здесь тревога – фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальныхспособностей. Но когда уровень тревожности превышает оптимальный предел,ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется отдеятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и такизматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает СТРАХнеудачи, ТРЕВОЖНОСТЬ возрастает, становясь постоянной помехой.
Тревога –одно из самых тягостных переживаний.
Тревога –страх неизвестно чего. Еще немецкий философ Пауль Тилих писал, что тревога –реакция на угрозу небытия. Боязнь чего-то, не имеющего ни названия, ни четкогооблика, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «я».
Тревогуопределяют как «ощущение неконкретной, неопределенной, ненаправленной угрозы,неясное чувство опасности. Ожидание надвигающейся опасности сочетается счувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличиеот эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, чтотревога – страх чего – то неизвестного».
Объединяющимначалом для страха и тревоги будет чувство беспокойства.
При остромчувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа,говорит не в попад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкаетсовсем. Одновременно он может совершать много лишних движений, переминаясь сноги на ногу, становиться скованным, поправляет без конца одежду.
Тревожностьнапоминает в чем-то проявление холерического, а страх – флегматическоготемперамента.
Если страх– аффективное (эмоциональное заострение) отражение в сознании конкретной угрозыдля жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренноеощущение предстоящей угрозы.
Тревога вотличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. онавозможна в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Термин«тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоциональногосостояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективнымиощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологическойстороны – активизации автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает,когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие всебе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда.
Цель: исследование школьной тревожности в условиях образовательногопроцесса.
Гипотеза: выявление тревожности у детей поможет найти подходы к ребенку исозданию эмоционального благополучия детей.
Задачи:
ü Анализ литературных источников по данному вопросу.
ü Подбор диагностического инструментария.
ü Практическое освоение навыков психологического консультирования.
ü Обработка полученных данных.
ü Проведение психокоррекционных занятий.
Предметом исследования выступает эмоциональное состояние младших школьников.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Методы, используемые в работе:
наблюдение,
беседа,
тестирование,
методисследования продуктов деятельности ребенка.
Методики:
Опросник навыявление страхов «Страхи в домиках»,
Методикадиагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
Тесттревожности Амен Дорки.
Местопрохождения практики.
Государственноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 суглубленным изучением английского языка Петроградского района г.Санкт-Петербурга. (Адрес: ул. Мира, дом 18, литер А)
Срокипрохождения практики.
12.03.2010г. — 19.03.2010 г
Часть I. Диагностический блок
Информационная карточка № 1
1. Название. Тест «Страхи в домиках»
2. Автор. М.А. Панфилова
3. Источник описания. Г.А. Шамилова. Психодиагностика эмоциональнойсферы личности: Практическое пособие — М: АРКТИ,2006.
4. Назначение методики: диагностика наличия страхов.
5. Стимульный материал: лист формата А4 с домиками, карандаши.
6. Инструкция: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном –не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка.
Ты боишься или не боишься:
1) Когда остаешься один дома
2) Нападения
3) Заболеть
4) Умереть
5) Смерти близких
6) Чужих людей
7) Потеряться
8) Мамы, папы
9) Наказания
10) Сказочных героев (Бабы-Яги, Кащея, Бармалея,…)
11) Опоздания в школу
12) Страшных снов
13) Темноты
14) Животных (волка, змей,…)
15) Насекомых
16) Транспорта (самолетов, машин,…)
17) Высоты
18) Глубины
19) Тесных маленьких помещений
20) Воды
21) Огня
22) Войны
23) Стихий (цунами, урагана)
24) Больших помещений, улиц
25) Врачей
26) Уколов
27) Боли
28) Крови
29) Резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет?)»
7. Обработка и регистрируемые показатели:
На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов уребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показательпредневратического состояния. Такого ребенка следует отнести в группу риска ипроводить с ним специальную коррекционную работу.
Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:
ü «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);
ü Страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки,транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
ü Страхи смерти (своей);
ü Страхи животных и сказочных персонажей;
ü Страхи кошмарных снов и темноты;
ü Социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания,одиночества);
ü Пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств);
8. Уровневые значения:
Все результаты оцениваются в баллах.
Ø Низкий уровень страха: от 0 до 7 баллов (I уровень)
Ø Средний уровень страха: от 8 до 15 баллов (II уровень)
Ø Высокий уровень страха: от 16 и выше (III уровень)
Информационнаякарточка № 2
1. Название: Тест тревожности.
2. Автор: Р.Темм, М.Дорки, В.Амен.
3. Источник: Психодиаогнистика эмоциональной сферы личности: Практическоепособие – М.: АКТИ,2006.
4. Назначение: определить уровень тревожности ребенка.
5. Стимульный материал: 14 рисунков, размером 8,5*11см.Каждый рисуноквыполнен в двух вариантах для девочек (на рисунке изображена девочка) и длямальчиков (на рисунке изображен — мальчик). На каждом рисунке представленанекоторая типичная ситуация для жизни младшего школьника.
Лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Рисунокснабжен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одномизображении представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом печальное.
6. Инструкция:
1) Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с малышами»
2) Ребенок, мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет уэтого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) гуляет со своей мамой и малышом»
3) Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное?»
4) Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное? Он (Она) одевается»
5) Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет со старшими детьми»
6) Укладывание спать. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) идет спать»
7) Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное? Он (Она) в ванной»
8) Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»
9) Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»
10) Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное?»
11) Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки»
12) Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:веселое или печальное?»
13) Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) со своими мамой и папой»
14) Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этогоребенка: веселое или печальное? Он (Она) ест»
7. Обработка и интерпретация данных:
Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результатызаносятся в протокол.
Образец протокол
Имяребенка___________
Возрастребенка____________________
Дата проведения обследования_____________________________Номер и содержание рисунка Примерное высказывание ребенка Выбор лица Веселое Грустное 1. Игра с младшими детьми. 2. Ребенок, мать с младенцем. 3. Объект агрессии. 4. Одевание. 5. Игра со старшими детьми. 6. Укладывание спать в одиночестве. 7. Умывание. 8. Выговор. 9. Игнорирование. 10. Агрессивное нападение. 11. Собирание. 12. Изоляция. 13. Ребенок с родителями 14. Еда в одиночестве.
На основании полученных данных проводится количественный икачественный анализ.
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожностиребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативныхвыборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).
число эмоционально негативных выборов
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на3 группы:
a) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)
b) Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%)
c) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20 %)
Качественныйанализ.
Каждыйответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы, относительно возможногохарактера эмоционального опыта ребенка в данной или подобной ситуации. Особенновысоким проективным значением обладают ситуации «Одевание», «Укладываниеспать», «Еда в одиночестве». Присутствие в данных ситуациях отрицательныхэмоциональных выборов указывает на высокую степень вероятности присутствия уребенка высокого уровня тревожности.
Дети,делающие отрицательные выборы в ситуациях «Ребенок, мать и младенец»,«Умывание», «Игнорирование», «Собирание игрушек», с большой вероятностью будутобладать высоким или средним индексом тревожности.
Наибольшийуровень тревожности проявляется в ситуациях моделирования отношенийребенок-ребенок: «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «игра со старшимидетьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция».
Нижеуровень тревожности в ситуациях моделирующих отношения ребенок – взрослый:«Ребенок, мать и младенец», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»- и в ситуациях моделирующих повседневные действия: «Одевание», «Укладываниеспать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве».
Информационнаякарточка № 3.
1. Название: Тест школьной тревожности Филлипса.
2. Автор: Филлипс.
3. Источник описания: Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб, изд. Речь,2006.
4. Назначение методики: изучение уровня и характера тревожности,связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
5. Стимульный материал: Лист для ответов.
6. Инструкция: Ребята, сейчас вам будут предложены вопросы о том, каквы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Рядом сномером вопроса пишите «+» — да, если вы согласны с ним, или «-» — нет, если несогласны.
Текст опросника:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить,насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты незнаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснениинового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке,потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете вразные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потомучто тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызываютотвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этиходноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебяродители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибкупри ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с нимсправился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошозапомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить навопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоейработы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебяспрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когдаучитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоихдрузей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, ккоторым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебязадевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые несправляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращаютна тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоиходноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твоиодноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе вэто время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которыхнет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаетсябыть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один сучителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность иповедение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше,чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь литы, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами сбеспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, чтосовершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит,что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание,чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделатьто, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твоиодноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может датьклассу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешьэто плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать заданиена доске перед всем классом?
7. Процедура обследования: заполнение таблицы.
8. Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые несовпадают с ключом теста.
Эти несовпадения являются показателями проявления тревожности.
Ключ к вопросам:
«Да» — №№ 11,20,22,24,25,30,35,36,38,39,40,41,43,44
«Нет» — №№ 1-10,12-19,21,23,26-29,31-34,37,40,42,45-58
Основные факторы тревожности.
1) Общая школьная тревожность – №№2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58
Сумма- 22
2) Переживание социального стресса – №№5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
Сумма – 11.
3) Фрустрация и потребности в достижении успеха. – №№1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43.
Сумма – 13.
4) Страх самовыражения — №№ 27,31,34,37,40,45
Сумма – 6
5) Страх ситуации проверки знаний — №№ 2,7,12,16,21,26
Сумма – 6
6) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — №№ 3,8,13,17,22
Сумма – 5
7) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — №№ 9,14,18,23,28
Сумма – 5
8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями — №№2,6,11,32,35,41,44,47
Сумма – 8
При обработке подсчитывается:
A. Общее число несовпадений по всему тесту:
Меньше 50% — уровень тревожности в пределах нормы;
50-75% — повышенный уровень тревожности;
Больше 75% — высокий уровень тревожности.
B. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых втесте. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, вомногом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и ихколичеством.
Содержательная характеристика каждого фактора
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка,связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.
2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка,на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятныйпсихологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности вуспехе, достижение высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций,сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение ипереживание тревоги в период проверки (особенно публичной) знаний, достижений,возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация назначимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога поповоду оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенность психофизиологическойорганизации, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенногохарактера, повышенная вероятность неадекватного, деструктивного реагирования натревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативныйэмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обученияребенка.
Результатыисследования.
Описание ксводной таблице по тесту «Страхи в домиках» (таблица № 1).
В школьномвозрасте распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств,т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком ит.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейсятревожности, мнительности, внушаемости. Наибольшая чувствительность к страхампроявляется в 7 лет, меньшая чувствительность – в 15 лет (Захаров А.И.). Вмладшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическомувоздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще вомногом носят возрастной и переходный характер.
Наосновании ответов по опроснику делается вывод о наличии страхов.
Наибольшийпоказатель по фактору 1 (медицинские страхи) у Анастасии Л.Из беседы с даннымребенком было выявлено, что он часто болеет и приходится часто посещать врачасдавать анализы и делать различные процедуры.
По фактору2 (страхи, связанные с причинением физического ущерба) высокие показатели уАлександры К., Анастасии Л.
Средифактора 6 (Социально-опосредованные страхи) наиболее высокий уровень у АнжеликиБ., Александры К.
В факторах3,4,5 – высоких показателей не выявлено.
Еслирассматривать по общим показателям, то у Александры К. – очень высокий уровеньтревожности (20), Анастасии Л. – повышенный уровень тревожности (17), АнастасииЗ. – повышенный уровень тревожности (16),, Анжелика Б., Маргарита Г. – высокийуровень тревожности (12). Со средними показателями – Мария А. (6), Ярослав К.(10), Александр М. (6), Оля О. (8), Борис П. (7),
К группериска можно отнести детей имеющих повышенный уровень тревожности. В данномслучае – 3 человека (Анастасия З., Анастасия Л., Александра К.)