Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сущность и особенность народных праздников и обрядов

Содержание
Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1.1. Историявозникновения народных традиций
1.2. Классификациянародных праздников и обрядов
1.3. Народный праздниккак педагогическая система
Глава II. Практическая часть. Социологический опрос детей иподростков
               в учебных заведенияхг. Орла и г. Трубчевска на тему
               «Народные традиции –что это?»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа,материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды,обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности,определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную идуховную особенность.
Однако в силу многихпричин большая часть духовного наследия и предметов материальной народнойкультуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народногодостояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, прикоторой мы можем через некоторое время лишить современное и последующеепоколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры итем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, чтопроблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретаетважный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже вначальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальныхклассах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традициивоспитывают будущего гражданина России.
В настоящее времянаметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективныепроекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательныепрограммы на основе национально-культурных традиций народов России; открываютсяновые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных  ивысших учебных заведениях страны.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения  России  важно поддержать своюнациональную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитатьдостойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традицииРоссии.
Объектом исследованиякурсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.
Предметом исследования является деятельность педагоговобразовательных учреждений по регулированию процесса развития и формирование  удетей и подростков  любви к народным традициям России.
Задачи
ü  Изучить  историю возникновениянародных традиций, классификацию праздников и обрядов
ü  Рассмотреть праздник какпедагогическую систему
ü  Изучить психолого-педагогическуюхарактеристику детей и подростков.

Глава IСущность и особенность народных
праздников и обрядов
1.1 Историявозникновения народных традиций.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистинеуникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды –одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционнойхудожественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранныхявлений самого раннего ее типа – фольклора.
Фольклор не могвозникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного обществав результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.
К основным аспектамсодержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народныйопыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейныеотношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественноетворчество.
Следует отметить, что каклюбое другое общественное явление, народная культура обладает специфическимичертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, сосредой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России,способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность,цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального  заряда,сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.
Система обычаев традицийлюбого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков.Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свойхарактер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционнаясоставляет основу народной культуры.
Этнограф и фольклористК.В. Чистяков отмечает, что «традиция  — сеть (система) связей настоящего спрошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно какобщество без культуры».
Традиционнаяпразднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры,имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, вовсе времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным иэстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную ивоспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения впоколение.
Корни большинстванародных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнееусилие православной церкви по их  искоренению, многие из древних обрядов иритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядовцерковь  умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздникистали частью или продолжением церковных праздников.
Прекрасной основой дляизучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта,нравственных ценностей являются источники представленные в музее РоссийскогоЭтнографического  музея Санкт – Петербург.
Музей знакомитпосетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, атакже некоторыми верованиями русского народа.
Время повернуть назад ивозродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможноибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций безвосстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне даннойсреды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можнопосмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национальногосамоощущения».
Однако найти действенныесредства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения ктрадиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам иремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы неполные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «вистории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда иперетолковывается на иной лад».
 
1.2.Классификация праздников иобрядов
 
В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человекаразвивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость,смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных сними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборкаурожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:
ü  Календарно-земледельческого круга;
ü  Социальные или семейно-бытовые
Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего ихиногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили годземледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периодак другому и в целом должны были способствовать  воспроизведению и самогочеловека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и врамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречаетсявзаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой,брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает триосновные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это испособствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, ипохоронной.
 (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зимас летом встречаются.
Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем,небом.
Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от РождестваХристова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами».
Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника«Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что вэтот день зима с летом встречаются.
Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связанос лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннегополнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю итрадиционно связано с проводами зимы и встречей весны.
Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта поновому стилю – «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьянесчитали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив  определенныеобрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинанийвесны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурокптиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек»,«голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали вреку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигуркипринесут благополучие. Здесь же  «играли» особые песни прибаутки.
Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе.Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. Инеудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих изглубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал уязычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделювплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходитсяна начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято«карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца спригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили влес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен,направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза,хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносцаили  Егорьев день, покровитель скота.
Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.
Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалосьтайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественнов присутствии близких людей.
Детский календарный фольклор представлен песнямикалендарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские,различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть;считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игрыспособствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иныхспортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси», и многие другие.Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинныхприемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когдасуществовали школы подготовки их и боям и охоте.
Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневнаяработа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения,производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малыхлет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду  исамостоятельной жизни.
1.3. Народный праздник как педагогическая система
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетаниябудней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлениичеловека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности накоторой можно построить эффективную воспитательную систему.
Многообразные воспитательные функции массовых народных праздниковобуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающеепоколение и молодежь.
Современная система массовых народных праздников это своеобразноепедагогическая система, которая органически связана со всей воспитательнойработой в данной социальной общности. Она  обеспечивает постоянноевоспитательное  воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Народные праздники превратились в огромную массовую акцию,  втягивающую вдействия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчетаколлектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленнуюпрограмму, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единстванарода. Именно такая педагогическая функция определяет их место   в современнойсистеме воспитательной работы.
Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей Россиипозволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этойформы.
- принцип всеобщности
- принцип использования активности исамодеятельности людей
- принцип дифференцированного подходак участникам.
Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принципдифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую системувоздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности влюбом виде искусства.
В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическуюсистему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитанииподрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специальноорганизованной системы воздействия.
Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являютсясредства театрализации, позволяющие обеспечить единствоинформационно-логического и эмоционально-образного воздействия на егоучастников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.
Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массесоставляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга,ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создаетобъективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив –основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельностиобщественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью иобществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейшийфактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условияхпраздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщенияличности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду ивоспринимается им не только в процессе целенаправленного общественноговоздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов,мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования,сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Наиболее полно развивающее начало воплощено винформационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином«просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная исамообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности,приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Информационно-просветительная функция народных праздников основана насамостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворениеразнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов ипрофессий.

Глава 2. Практическая часть. Социологический опросдетей и
подростков в учебных заведениях «Народные традиции –что это?»
(на примере учебных заведений г. Орла и г. Трубчевска)
В период прохождения педагогической практики в городе, обучаясь втрубчевском педагогическом колледже, мною был проведен социологический опроспутем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста натему «Народные традиции – что это?».
Результаты показали. Дети начальных классов не знают «Что такое народныетрадиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% это знаютблагодаря своим бабушкам и дедушкам.» В средних и старших классах ситуациячуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?»отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы воспитать истиннорусского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций,праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Детилюбили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждымгодом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ пересталонести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюсяситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенкапонятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь рольнародных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная.«Будущее России – в подрастающем поколении».

Заключение
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственностьвыступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированнойорганизации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений сокружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культурытрадиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младшийшкольник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни иобщества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростковчувство собственного достоинства и национальной гордости, способствуетосознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного ивоспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только приблагоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и еетрадиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей иподростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых формприобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формахнародного творчества.
Традиционная народная художественная культура является наиболееблагоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческогопотенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор,обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. Аотсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народныхкультурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, вфольклоре.
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Поэтическиевоззрения славян на природу. – М., 1994.Т.3.
2. Аникин В.П. Фольклор какколлективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещееслово. – М., 1988.
4. Бакланова Т.Н. Международныйпроект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» //Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовкикадров. – М., 1994.
5. Баллер Э.А. Приемственность вразвитии культуры. – М.: Наука, 1969.
6. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. –М., 1973.
7. Бакланова Т.Н. Народная художественнаякультура. – М., 1995. – С. 5.
8. Беловинский Л.В. История русскойматериальной культуры. – М., 1995.
9. Богатырев ЛюГ. Вопросы теориинародного искусства. – М., 1971.
10. Василенко В.М. «Русское прикладноеискусство». – М., 1977.
11. Жигульский К. Праздник и культура.– М., 1985.
12. Зенцовский И.И. Методикакалендарных песен. – М., 1975.
13. Снегирев И.М. Русские народныепраздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.
14. Степанов Н.П. Народные праздникина Святой руси. – М., 1992.
15. Связующая нить. Праздники, обряды,традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.
16. Тульцева Л.А. современныепраздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.
17. Щуров В.М. Песня. Традиции.Память. – М., 1987.
18. Щуров В.М. региональные традиции врусском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.
19. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаютсянациональные проблемы? – М. Дет.лит, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.