Введение
Эффективностьпрофессионального образования определяется не только качеством предоставляемогообучения студентов в вузе и степенью усвоения знаний студентами, но иформированием у них профессионального самосознания, ведущего к адекватномусамоопределению будущего специалиста в конкурентной среде. Поэтомупредставляется актуальным психологическое выделение критериев зрелости личностистудентов путем исследования роли рефлексии в самоопределении относительно ихжизненных и профессиональных целей.
Выделениекритериев зрелости личности на основе опросника
В основепроведенного исследования лежит концептуальная модель рефлексивности личностиСеменова И.Н. (1990, 2000).
Содержательному(SP = Substantial Parameter) (от 12 до 28 баллов)
Порядкуцелей (OO = The Order of Objects) (от 0 до 24 баллов)
Соотношениюжизненных и профессиональных целей (RLPO = The Ratio of Life and ProfessionalObjects) (от 0 до 36 баллов)
Проблемному.(P-S = Problem – Solution) (от 8 до 12 баллов)
Оценка(TA = Total Assessment) проводится по 100-балльной шкале и вычисляетсясуммированием баллов:
Оченьвысокая зрелость личности: [80;100]
Повышеннаязрелость личности [80;90]
Нормальнаязрелость личности [50;80]
Пониженнаязрелость личности [40;50]
Низкаязрелость личности [0;40]
5респондентов набрали количество баллов, соответствующее повышеннойсоциально-профессиональной зрелости личности; 26 человек — нормальной, 4человека – пониженной, 8 человек – низкой социально-профессиональной зрелостиличности. Таким образом, оказалось, что 12 % респондентов показали повышеннуюзрелость личности, 60 % — среднюю зрелость личности, 9 % — пониженную и 19% — низкую.
1.Современные студенты столичного гуманитарного вуза характеризуются различнойстепенью социально-профессиональной зрелостью личности.
2.Поскольку значительная часть студентов недостаточно зрела относительно своихпрофессиональных целей, то необходима активизация ихсоциально-профессионального самоопределения.
3. Всвязи с этим дальнейшей задачей нашего исследования является изучениезависимости успеваемости студентов от степени их социально-профессиональнойзрелости, а также разработка и проведение рефлексивного тренинга со студентамив целях развития их профессионального самосознания.
Взаимосвязьинтеллектуальных способностей индивида и успешности группового взаимодействия ушкольников и студентов
Проблемапредсказания поведения человека является краеугольным камнем прикладнойпсихологии. Исследование вопроса о реальных источниках поведения человека вопределенных ситуациях уходит корнями в 1929 год, когда Т.М. Ньюком и Е. Мэйпроводили свои эксперименты, которые были посвящены определению детерминантповедения. Результаты этих и многих других исследований, проводимых психологамина протяжении многих лет, показали, что диспозиционные характеристики личностилишь с вероятностью в 16% могут предсказать поведение человека в конкретнозаданной ситуации.
В связис этим, в последнее время психологами разрабатываются различные методики,позволяющие оценивать поведение индивида в конкретно заданной ситуации.Наиболее часто используемой является ситуация группового взаимодействия, вкоторой можно оценить широкий спектр личностных характеристик и определитьлидерский потенциал личности. Если данного типа методики использовались восновном работодателями для формирования кадрового резерва и отбора, то вситуации недостатка специалистов, эти методики начинают применяться к студентами школьникам. Но здесь уже решается вопрос не отбора, а возможности развития необходимыхкачеств. Успешность выполнения ситуационных тестов, в которых ключевым являетсягрупповое взаимодействие и совместное решение проблемной ситуации, связана стакими личностными характеристиками как: доминантность, коммуникабельность,активность, уровень самоконтроля и т.д. В исследованиях, проводимых на взрослыхреспондентах, показатель интеллекта, как правило, не связан с другимиповеденческими показателями, оцениваемыми в ситуационном тесте. Совершеннодругой может быть ситуация в выборке более молодого возраста. Основная цельнашего исследования состоит в выявлении зависимости успешности групповоговзаимодействия с интеллектуальными способностями в таких возрастных категорияхкак студенты и школьники.
В нашемисследовании мы сравнивали поведение индивидов двух возрастных категорий сразными интеллектуальными возможностями в условиях группового взаимодействия.Всего в исследовании приняло участие 104 человека из них: школьники старшихклассов (8,9,10 и 11 классы) Московских общеобразовательных школ – 55 человек,и студенты 2-го и 3-го курсов Московских ВУЗов – 49 человек. Интеллектуальныеспособности оценивались с помощью Теста когнитивных способностей, которыйсостоит из нескольких разделов: «понимание при чтении», «критическое мышление»,«достаточность данных», «решение задач». Из названия каждого раздела видно, чтоони направлены на разные формы работы с информацией. Для моделирования ситуациигруппового взаимодействия использовались ситуационно-поведенческие тесты, вкоторых экспертами оценивались следующие показатели: «уровень притязания»,«доминантность», «уровень решения задачи», «уровень влияния»,«коммуникабельность», «стрессоустойчивость».Ситуационно-поведенческие тестыпроводились в группах по 6 человек. Каждой группе последовательно давалось тризадачи, которые каждый участник сначала решал самостоятельно, а затемразворачивалась групповая дискуссия, результатом которой являлось общее решениегруппы. Далее участниками группы выдвигался «спикер», который объявлял решение.Эксперты оценивали поведение по выделенным заранее показателям на протяжениивсей дискуссии и по завершении составляли рейтинг успешности в группе.
Особенностижизненной стратегии у студентов и старшеклассников
Проблемачеловеческой жизни, ее смысл и ценности издавна привлекали мыслителей. Однако,именно сегодня, в условиях интенсивных социально-экономических ипсихологических изменений в нашей стране возрастает актуальность изученияпроблемы выбора человеком определенной жизненной стратегии. Формированиежизненных стратегий, их активное становление происходит в юношеском возрасте,когда закладывается «фундамент» будущей жизни. Юный человек становится взрослымне только в биологическом, но и в социальном отношении. Он начинает в полноймере нести ответственность за свои поступки и свою жизнь, у него в основныхчертах оформляется система ценностей и вместе с тем продолжается интенсивныйпроцесс самоопределения, поиск себя, смысла собственного существования. Многиеавторы в своих работах, так или иначе, касаются проблемы становления жизненныхстратегий в юношеском возрасте. Однако эмпирические исследования данноговопроса малочисленны и практически не освещены в литературных источниках. Такимобразом, актуальность данного исследования продиктована необходимостьюдополнения теоретических построений, относящихся к особенностям жизненнойстратегии у студентов и старшеклассников, и потребностью в новых фактах,которые позволят расширить теорию и сферу ее применения. В данной работе мыиспользовали следующее определение понятия жизненная стратегия. Жизненнаястратегия – это некоторый (более или менее сознательный) способ конструированиячеловеком собственной жизни в соответствии с присущей ему системой ценностей,смыслов и целей. Жизненная стратегия является одним из основных регуляторовсоциального поведения. Она организует целостность жизнедеятельности, определяетспособ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психическогоблагополучия. В исследовании использовались метод стандартизированногосамоотчета и проективный метод сбора эмпирической информации, которыереализовались в следующих конкретных методиках. Методика Ш. Шварца в адаптацииО.А. Тихомандрицкой, Е.М. Дубовской, направленная на выявление приоритетныхценностей человека, соответствующих определенным жизненным стратегиям. Методика«Незаконченные предложения», которая ориентирована на выявление особенностейпредставлений о смысле жизни, как одной из составляющих жизненной стратегии.Методика М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, направленная на выявление субъективно важныхцелей. Обработка полученных данных с помощью описанного диагностическогокомплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числестатистического, анализа. В ходе исследования были получены следующиерезультаты. При соотнесении выделенных приоритетных ценностей, смыслов и целейу студентов и старшеклассников с типами жизненных стратегий по А.Е. Созонтову(данная классификация была взята нами за основу) было обнаружено следующее. У22% студентов и 26% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Быть».Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция»,«достижения». Для данных испытуемых характерно творческое восприятиереальности, стремление к насыщенной жизни, творческая самореализация черезувлеченность любимым делом. У 22% студентов и 37% старшеклассников выражен типжизненной стратегии «Иметь». Приоритетными здесь являются ценности «гедонизм»,«достижения», «власть». Характерным для данных испытуемых является достижениеличного успеха, превосходства удовлетворение всех желаний. Но способностьсопереживать, чувствовать внутренний мир другого остается у такого человекасравнительно неразвито, как и ориентация в собственной внутренней реальности.Его отличает отмеченная Э. Фроммом тенденция воспринимать окружающих и самогосебя как лишенные индивидуальных качеств «вещи». У 16% студентов и 11%старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Не иметь и не быть».Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «доброта»,«безопасность». Для данных испытуемых характерно достижение социальнойадаптации, желание социальной стабильности, забота о близких людях.Представителя данного типа стратегии отличает сложность социальной адаптации всовременном рыночном обществе, опасения в связи с присущей ему неопределенностью.Стремление к безопасности собственного «Я» и близких людей, стабильностиобщества находит свою реализацию в следовании авторитетам, приверженностисистеме принятых норм и ценностей. У 40% студентов и 26% старшеклассниковвыражен тип жизненной стратегии «Иметь для того, чтобы быть». Приоритетнымиздесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция», «достижение». Дляданных испытуемых характерен творческий синтез развития собственнойиндивидуальности и соответствия запросам рыночного общества, они отличаютсяболее глубоким пониманием, чувствованием себя и других. Таким образом, в ходеисследования мы обнаружили некоторые различия между жизненными стратегиямистудентов и старшеклассников. В частности, у большинства старшеклассниковпреобладает жизненная стратегия «Иметь», они ориентируются на достижениеличного успеха, превосходства, удовлетворение всех желаний; а у большинствастудентов стратегия «Иметь для того, чтобы быть», для них характерно творческоевосприятие реальности, творческая самореализация через увлеченность любимымделом.
Изучениежизненной стратегии, ее структуры, характеристик может помочь практическомупсихологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человекаи на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровняпсихического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности,общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничномуразвитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисногообщества.
Взаимосвязьособенностей восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников
Насегодняшнем этапе в связи с тенденциями гуманизации науки и образования вмузыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психическихпроцессов личности, участвующих в создании, воспроизведении и восприятиимузыкального произведения. Вопросы, которые поднимает это направление, касаютсяразличных сфер соприкосновения музыки и личности. Несмотря на значительныедостижения в области изучения субъективных аспектов музыкальной деятельности,можно сказать, что проблема индивидуальных особенностей музыкального восприятияа также изучения особенностей восприятия в юношеском возрасте являетсяактуальной и оставляет широкое поле для исследований. Научная новизнаисследования заключается в изучении взаимосвязи восприятия фрагментовклассической музыки и личностных характеристик старшеклассников; в выявленииобщего и различий в восприятии музыкальных фрагментов юношами и девушками; всоставлении терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц.Основываясь на концепции Дж. Брунера о роли личностного фактора в процессевосприятия и роли восприятия в изучении личности, нами было проведеноэмпирическое исследование, цель которого — выявление особенностей восприятияфрагментов классической музыки старшеклассниками с различными личностнымихарактеристиками. Под особенностями восприятия музыки мы понимаем содержаниесвободных описаний музыкальных фрагментов и результаты униполярного шкалированияс применением терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Мыпредположили, что такие качества личности слушателя, как общая активность,сензитивность, эстетическая впечатлительность, женственность, экстраверсияпроявляются в особенностях восприятия им музыкального произведения – среднейчастотности смысловых единиц, количестве категорий, использовании определенныхкатегорий в описаниях; а также то, что существуют статистически значимые общиеи специфические особенности восприятия фрагментов классической музыки юношами идевушками. В проведенном исследовании участвовал 61 учащийся 11-х классовсредней школы №138 г. Минска (возраст 16-17 лет). Из них 31 юноша и 30 девушек.В исследовании были использованы следующие методы и методики: анализ продуктовдеятельности, свободное описание музыкального фрагмента, униполярноешкалирование, Психодиагностический тест В.М.Мельникова, Л.Т.Ямпольского,Опросник EPI Айзенка (шкала «экстраверсия-интроверсия»), Методы обработкиданных: контент-анализ, корелляционный анализ Спирмена, методы описательнойстатистики (критерий Манна-Уитни). Стимульный материал: фрагмент «АдажиоСпартака и Фригии» из балета «Спартак» А.Хачатуряна, фрагмент увертюры к опере«Летучий голландец» Р.Вагнера, «Тарантелла» Дж. Россини. Анализ музыковедческойлитературы позволил составить словари смысловых единиц по каждому фрагменту иотнести данные единицы к следующим категориям: когнитивная, эстетическая,эмоциональная оценка. При этом выявлены корреляции между «женственностью», «сензитивностью»и категорией «эмоциональная оценка» (0,32; 0,39; p
Сопоставлениеданных контент-анализа свободных описаний и результатов тестов с помощьюкорреляционного анализа позволило выявить следующие взаимосвязи: зафиксированакорреляция 0,32 (p
Заключение
Такимобразом, в результате проведенного исследования предположение о наличиивзаимосвязи особенностей восприятия музыки и личностных характеристикподтвердилось. Полученные в ходе эмпирического исследования и теоретическогоанализа результаты могут быть применены в сопоставлении с результатами другихисследований для более объемного описания различных индивидуальных стратегийвосприятия музыкальных произведений. Полученные данные расширяют возможностипедагогического влияния на развитие сенсорной, эмоциональной, эстетическойсферы личности старшеклассника. Результаты проведенного исследования могут бытьиспользованы в практике преподавания предметов эстетического цикла, психологииискусства, психологии личности, общей и дифференциальной психологии, а такжепоказывают необходимость разработки программ по усовершенствованию навыковэстетического восприятия старшеклассников.
Списоклитературы
1. СавенковаИ.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты профессиональногосамоопределения студентов-будущих психологов. — Сочи. НОЦ РАО, 2005.
2. СеменовИ.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательнойактивности. — М.-Воронеж. МПСИ, 2008.
3. СеменовИ.Н., Болдина Т.Г. (ред.). Рефлексивно-организационные проблемы формированиямышления и личности в образовании и управлении. — М.: ИРПТиГО, 2007.
4. Абульханова-СлавскаяК.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2005.
5. БелинскаяЕ.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская,О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.
6. ВарламоваЕ.П. Психология творческой уникальности человека: рефлексив.-гуманист. подход/ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ин-тпсихологии РАН, 2007.
7. РезникТ.Е. Жизненные стратегии личности / Т.Е. Резник, Ю.М. Резник // Социол. Исслед,2005. — № 12.
8. СозонтовА.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А.Е. Созонтов //Вестн. моск. ун-та., 2008. – №3.
9. БрунерДж. Психология познания. – М., 2008.
10. ЛеонтьевД.А. Произведения искусства и личность: психологическая структуравзаимодействия / Д.А.Леонтьев // Художественное творчество и психология, ред.Зись А.Я., Ярошевский М.Г. – М., 2007.
11. МельниковВ.М, Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности /В.М.Мельников, Л.Т.Ямпольский — М., 2008.
12. НагибинаН.Л. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность иобучение музыке: дисс. на соиск. уч. ст. доктора психол. наук 19.00.01, 19.00.07./ Н.Л.Нагибина. – М., 2007.