Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


диагностика личностных характеристик старшеклассников

Введение
Эффективностьпрофессионального образования определяется не только качеством предоставляемогообучения студентов в вузе и степенью усвоения знаний студентами, но иформированием у них профессионального самосознания, ведущего к адекватномусамоопределению будущего специалиста в конкурентной среде. Поэтомупредставляется актуальным психологическое выделение критериев зрелости личностистудентов путем исследования роли рефлексии в самоопределении относительно ихжизненных и профессиональных целей.

Выделениекритериев зрелости личности на основе опросника
В основепроведенного исследования лежит концептуальная модель рефлексивности личностиСеменова И.Н. (1990, 2000).
Содержательному(SP = Substantial Parameter) (от 12 до 28 баллов)
Порядкуцелей (OO = The Order of Objects) (от 0 до 24 баллов)
Соотношениюжизненных и профессиональных целей (RLPO = The Ratio of Life and ProfessionalObjects) (от 0 до 36 баллов)
Проблемному.(P-S = Problem – Solution) (от 8 до 12 баллов)
Оценка(TA = Total Assessment) проводится по 100-балльной шкале и вычисляетсясуммированием баллов:
Оченьвысокая зрелость личности: [80;100]
Повышеннаязрелость личности [80;90]
Нормальнаязрелость личности [50;80]
Пониженнаязрелость личности [40;50]
Низкаязрелость личности [0;40]
5респондентов набрали количество баллов, соответствующее повышеннойсоциально-профессиональной зрелости личности; 26 человек — нормальной, 4человека – пониженной, 8 человек – низкой социально-профессиональной зрелостиличности. Таким образом, оказалось, что 12 % респондентов показали повышеннуюзрелость личности, 60 % — среднюю зрелость личности, 9 % — пониженную и 19% — низкую.
1.Современные студенты столичного гуманитарного вуза характеризуются различнойстепенью социально-профессиональной зрелостью личности.
2.Поскольку значительная часть студентов недостаточно зрела относительно своихпрофессиональных целей, то необходима активизация ихсоциально-профессионального самоопределения.
3. Всвязи с этим дальнейшей задачей нашего исследования является изучениезависимости успеваемости студентов от степени их социально-профессиональнойзрелости, а также разработка и проведение рефлексивного тренинга со студентамив целях развития их профессионального самосознания.
Взаимосвязьинтеллектуальных способностей индивида и успешности группового взаимодействия ушкольников и студентов
Проблемапредсказания поведения человека является краеугольным камнем прикладнойпсихологии. Исследование вопроса о реальных источниках поведения человека вопределенных ситуациях уходит корнями в 1929 год, когда Т.М. Ньюком и Е. Мэйпроводили свои эксперименты, которые были посвящены определению детерминантповедения. Результаты этих и многих других исследований, проводимых психологамина протяжении многих лет, показали, что диспозиционные характеристики личностилишь с вероятностью в 16% могут предсказать поведение человека в конкретнозаданной ситуации.
В связис этим, в последнее время психологами разрабатываются различные методики,позволяющие оценивать поведение индивида в конкретно заданной ситуации.Наиболее часто используемой является ситуация группового взаимодействия, вкоторой можно оценить широкий спектр личностных характеристик и определитьлидерский потенциал личности. Если данного типа методики использовались восновном работодателями для формирования кадрового резерва и отбора, то вситуации недостатка специалистов, эти методики начинают применяться к студентами школьникам. Но здесь уже решается вопрос не отбора, а возможности развития необходимыхкачеств. Успешность выполнения ситуационных тестов, в которых ключевым являетсягрупповое взаимодействие и совместное решение проблемной ситуации, связана стакими личностными характеристиками как: доминантность, коммуникабельность,активность, уровень самоконтроля и т.д. В исследованиях, проводимых на взрослыхреспондентах, показатель интеллекта, как правило, не связан с другимиповеденческими показателями, оцениваемыми в ситуационном тесте. Совершеннодругой может быть ситуация в выборке более молодого возраста. Основная цельнашего исследования состоит в выявлении зависимости успешности групповоговзаимодействия с интеллектуальными способностями в таких возрастных категорияхкак студенты и школьники.
В нашемисследовании мы сравнивали поведение индивидов двух возрастных категорий сразными интеллектуальными возможностями в условиях группового взаимодействия.Всего в исследовании приняло участие 104 человека из них: школьники старшихклассов (8,9,10 и 11 классы) Московских общеобразовательных школ – 55 человек,и студенты 2-го и 3-го курсов Московских ВУЗов – 49 человек. Интеллектуальныеспособности оценивались с помощью Теста когнитивных способностей, которыйсостоит из нескольких разделов: «понимание при чтении», «критическое мышление»,«достаточность данных», «решение задач». Из названия каждого раздела видно, чтоони направлены на разные формы работы с информацией. Для моделирования ситуациигруппового взаимодействия использовались ситуационно-поведенческие тесты, вкоторых экспертами оценивались следующие показатели: «уровень притязания»,«доминантность», «уровень решения задачи», «уровень влияния»,«коммуникабельность», «стрессоустойчивость».Ситуационно-поведенческие тестыпроводились в группах по 6 человек. Каждой группе последовательно давалось тризадачи, которые каждый участник сначала решал самостоятельно, а затемразворачивалась групповая дискуссия, результатом которой являлось общее решениегруппы. Далее участниками группы выдвигался «спикер», который объявлял решение.Эксперты оценивали поведение по выделенным заранее показателям на протяжениивсей дискуссии и по завершении составляли рейтинг успешности в группе.

Особенностижизненной стратегии у студентов и старшеклассников
Проблемачеловеческой жизни, ее смысл и ценности издавна привлекали мыслителей. Однако,именно сегодня, в условиях интенсивных социально-экономических ипсихологических изменений в нашей стране возрастает актуальность изученияпроблемы выбора человеком определенной жизненной стратегии. Формированиежизненных стратегий, их активное становление происходит в юношеском возрасте,когда закладывается «фундамент» будущей жизни. Юный человек становится взрослымне только в биологическом, но и в социальном отношении. Он начинает в полноймере нести ответственность за свои поступки и свою жизнь, у него в основныхчертах оформляется система ценностей и вместе с тем продолжается интенсивныйпроцесс самоопределения, поиск себя, смысла собственного существования. Многиеавторы в своих работах, так или иначе, касаются проблемы становления жизненныхстратегий в юношеском возрасте. Однако эмпирические исследования данноговопроса малочисленны и практически не освещены в литературных источниках. Такимобразом, актуальность данного исследования продиктована необходимостьюдополнения теоретических построений, относящихся к особенностям жизненнойстратегии у студентов и старшеклассников, и потребностью в новых фактах,которые позволят расширить теорию и сферу ее применения. В данной работе мыиспользовали следующее определение понятия жизненная стратегия. Жизненнаястратегия – это некоторый (более или менее сознательный) способ конструированиячеловеком собственной жизни в соответствии с присущей ему системой ценностей,смыслов и целей. Жизненная стратегия является одним из основных регуляторовсоциального поведения. Она организует целостность жизнедеятельности, определяетспособ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психическогоблагополучия. В исследовании использовались метод стандартизированногосамоотчета и проективный метод сбора эмпирической информации, которыереализовались в следующих конкретных методиках. Методика Ш. Шварца в адаптацииО.А. Тихомандрицкой, Е.М. Дубовской, направленная на выявление приоритетныхценностей человека, соответствующих определенным жизненным стратегиям. Методика«Незаконченные предложения», которая ориентирована на выявление особенностейпредставлений о смысле жизни, как одной из составляющих жизненной стратегии.Методика М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, направленная на выявление субъективно важныхцелей. Обработка полученных данных с помощью описанного диагностическогокомплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числестатистического, анализа. В ходе исследования были получены следующиерезультаты. При соотнесении выделенных приоритетных ценностей, смыслов и целейу студентов и старшеклассников с типами жизненных стратегий по А.Е. Созонтову(данная классификация была взята нами за основу) было обнаружено следующее. У22% студентов и 26% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Быть».Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция»,«достижения». Для данных испытуемых характерно творческое восприятиереальности, стремление к насыщенной жизни, творческая самореализация черезувлеченность любимым делом. У 22% студентов и 37% старшеклассников выражен типжизненной стратегии «Иметь». Приоритетными здесь являются ценности «гедонизм»,«достижения», «власть». Характерным для данных испытуемых является достижениеличного успеха, превосходства удовлетворение всех желаний. Но способностьсопереживать, чувствовать внутренний мир другого остается у такого человекасравнительно неразвито, как и ориентация в собственной внутренней реальности.Его отличает отмеченная Э. Фроммом тенденция воспринимать окружающих и самогосебя как лишенные индивидуальных качеств «вещи». У 16% студентов и 11%старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Не иметь и не быть».Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «доброта»,«безопасность». Для данных испытуемых характерно достижение социальнойадаптации, желание социальной стабильности, забота о близких людях.Представителя данного типа стратегии отличает сложность социальной адаптации всовременном рыночном обществе, опасения в связи с присущей ему неопределенностью.Стремление к безопасности собственного «Я» и близких людей, стабильностиобщества находит свою реализацию в следовании авторитетам, приверженностисистеме принятых норм и ценностей. У 40% студентов и 26% старшеклассниковвыражен тип жизненной стратегии «Иметь для того, чтобы быть». Приоритетнымиздесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция», «достижение». Дляданных испытуемых характерен творческий синтез развития собственнойиндивидуальности и соответствия запросам рыночного общества, они отличаютсяболее глубоким пониманием, чувствованием себя и других. Таким образом, в ходеисследования мы обнаружили некоторые различия между жизненными стратегиямистудентов и старшеклассников. В частности, у большинства старшеклассниковпреобладает жизненная стратегия «Иметь», они ориентируются на достижениеличного успеха, превосходства, удовлетворение всех желаний; а у большинствастудентов стратегия «Иметь для того, чтобы быть», для них характерно творческоевосприятие реальности, творческая самореализация через увлеченность любимымделом.
Изучениежизненной стратегии, ее структуры, характеристик может помочь практическомупсихологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человекаи на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровняпсихического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности,общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничномуразвитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисногообщества.
Взаимосвязьособенностей восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников
Насегодняшнем этапе в связи с тенденциями гуманизации науки и образования вмузыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психическихпроцессов личности, участвующих в создании, воспроизведении и восприятиимузыкального произведения. Вопросы, которые поднимает это направление, касаютсяразличных сфер соприкосновения музыки и личности. Несмотря на значительныедостижения в области изучения субъективных аспектов музыкальной деятельности,можно сказать, что проблема индивидуальных особенностей музыкального восприятияа также изучения особенностей восприятия в юношеском возрасте являетсяактуальной и оставляет широкое поле для исследований. Научная новизнаисследования заключается в изучении взаимосвязи восприятия фрагментовклассической музыки и личностных характеристик старшеклассников; в выявленииобщего и различий в восприятии музыкальных фрагментов юношами и девушками; всоставлении терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц.Основываясь на концепции Дж. Брунера о роли личностного фактора в процессевосприятия и роли восприятия в изучении личности, нами было проведеноэмпирическое исследование, цель которого — выявление особенностей восприятияфрагментов классической музыки старшеклассниками с различными личностнымихарактеристиками. Под особенностями восприятия музыки мы понимаем содержаниесвободных описаний музыкальных фрагментов и результаты униполярного шкалированияс применением терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Мыпредположили, что такие качества личности слушателя, как общая активность,сензитивность, эстетическая впечатлительность, женственность, экстраверсияпроявляются в особенностях восприятия им музыкального произведения – среднейчастотности смысловых единиц, количестве категорий, использовании определенныхкатегорий в описаниях; а также то, что существуют статистически значимые общиеи специфические особенности восприятия фрагментов классической музыки юношами идевушками. В проведенном исследовании участвовал 61 учащийся 11-х классовсредней школы №138 г. Минска (возраст 16-17 лет). Из них 31 юноша и 30 девушек.В исследовании были использованы следующие методы и методики: анализ продуктовдеятельности, свободное описание музыкального фрагмента, униполярноешкалирование, Психодиагностический тест В.М.Мельникова, Л.Т.Ямпольского,Опросник EPI Айзенка (шкала «экстраверсия-интроверсия»), Методы обработкиданных: контент-анализ, корелляционный анализ Спирмена, методы описательнойстатистики (критерий Манна-Уитни). Стимульный материал: фрагмент «АдажиоСпартака и Фригии» из балета «Спартак» А.Хачатуряна, фрагмент увертюры к опере«Летучий голландец» Р.Вагнера, «Тарантелла» Дж. Россини. Анализ музыковедческойлитературы позволил составить словари смысловых единиц по каждому фрагменту иотнести данные единицы к следующим категориям: когнитивная, эстетическая,эмоциональная оценка. При этом выявлены корреляции между «женственностью», «сензитивностью»и категорией «эмоциональная оценка» (0,32; 0,39; p
Сопоставлениеданных контент-анализа свободных описаний и результатов тестов с помощьюкорреляционного анализа позволило выявить следующие взаимосвязи: зафиксированакорреляция 0,32 (p

Заключение
Такимобразом, в результате проведенного исследования предположение о наличиивзаимосвязи особенностей восприятия музыки и личностных характеристикподтвердилось. Полученные в ходе эмпирического исследования и теоретическогоанализа результаты могут быть применены в сопоставлении с результатами другихисследований для более объемного описания различных индивидуальных стратегийвосприятия музыкальных произведений. Полученные данные расширяют возможностипедагогического влияния на развитие сенсорной, эмоциональной, эстетическойсферы личности старшеклассника. Результаты проведенного исследования могут бытьиспользованы в практике преподавания предметов эстетического цикла, психологииискусства, психологии личности, общей и дифференциальной психологии, а такжепоказывают необходимость разработки программ по усовершенствованию навыковэстетического восприятия старшеклассников.

Списоклитературы
1.        СавенковаИ.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты профессиональногосамоопределения студентов-будущих психологов. — Сочи. НОЦ РАО, 2005.
2.        СеменовИ.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательнойактивности. — М.-Воронеж. МПСИ, 2008.
3.        СеменовИ.Н., Болдина Т.Г. (ред.). Рефлексивно-организационные проблемы формированиямышления и личности в образовании и управлении. — М.: ИРПТиГО, 2007.
4.        Абульханова-СлавскаяК.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2005.
5.        БелинскаяЕ.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская,О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.
6.        ВарламоваЕ.П. Психология творческой уникальности человека: рефлексив.-гуманист. подход/ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ин-тпсихологии РАН, 2007.
7.        РезникТ.Е. Жизненные стратегии личности / Т.Е. Резник, Ю.М. Резник // Социол. Исслед,2005. — № 12.
8.        СозонтовА.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А.Е. Созонтов //Вестн. моск. ун-та., 2008. – №3.
9.        БрунерДж. Психология познания. – М., 2008.
10.      ЛеонтьевД.А. Произведения искусства и личность: психологическая структуравзаимодействия / Д.А.Леонтьев // Художественное творчество и психология, ред.Зись А.Я., Ярошевский М.Г. – М., 2007.
11.      МельниковВ.М, Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности /В.М.Мельников, Л.Т.Ямпольский — М., 2008.
12.      НагибинаН.Л. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность иобучение музыке: дисс. на соиск. уч. ст. доктора психол. наук 19.00.01, 19.00.07./ Н.Л.Нагибина. – М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Astrology Essay Research Paper Astrology From the
Реферат Anonymity Of Juries Essay Research Paper The
Реферат I. общая часть (бактериология, микология, вирусология, микробная экология, санитарная микробиология)
Реферат The Metamorphosis Essay Research Paper Gregor s
Реферат Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской
Реферат Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования
Реферат Gwendolyn Brooks Essay Research Paper An Analysis
Реферат Разработка сценария обучающей программы
Реферат Analysis Of The French Revolut Essay Research
Реферат Учет доходов и расходов от продаж продукции выполнения работ, оказания услуг
Реферат Юридические факты в административном праве Виды контроля органов исполнительной власти
Реферат Документационное обеспечение деятельности предприятия
Реферат Послеоперационная интенсивная терапия
Реферат Философия Канта. Реферат
Реферат A Plan In The Making The Constitution