Реферат по предмету "Психология"


Восприятие и познание человека человеком

ХАРЬКОВСКИЙГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
«НАРОДНАЯУКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет«Социальный менеджмент»
Кафедрасоциальной работы и психологии
КУРСОВАЯРАБОТА
По курсу:«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА:
«Восприятиеи познание человека человеком»
Рег. № _______Выполнена
Сдана накафедру _________ Студенткой Ш курса,
Допуск кзащите __________ группы СМ – 32
Комар О. С.
Оценка порезультатам защиты Научный руководитель
___________________________преподовательГога Н. П.
Харьков
2004

CОДЕРЖАНИЕ
 
Введение.
Раздел 1.Общение, как восприятиелюдьми друг друга ( перцептивная сторона)
1.1 Раскрытие понятий «социальнаяперцепция» и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4
1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различныхситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11
Раздел 2. Человек как объектвосприятия…………………………………….14
2.1 Восприятие – активный творческийпроцесс…………………………….14
2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16
2.3 Механизмы взаимопонимания впроцессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20
Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24
3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24
3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония,сатира, трагизм, любовь)……………..26
3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….……...31
Список литературы………………………………………………………..……..34

ВВЕДЕНИЕ
От того, как людивоспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто„производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когдаповедение предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможностьподходить к людям индивидуально. Можно ли «поддержать» человека, если онпредставляется достойным того, или, напротив, « сдержать его прыть»?
Когда же действия нерегламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другому врешающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о немформируется мнение. Именно от того, (каков он на самом деле) как воспринятдругой человек (а не непосредственно от того, каков он на самом деле), зависитпервоначально отношение к этому человеку. Иногда это отношение оказываетсяоправданным и справедливым. Но бывает и так, что в последствии люди разочаровываютсяв человеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели егоподлинной сущности. Представление о другом человеке тесно связано с уровнемсобственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатствопредставлений о самом себе определяет и богатство представлений о другомчеловеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (вбольшем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полнымстановится представление о самом себе. Представление о себе через представлениео другом формируются обязательно при условии, что этот «другой» дан неабстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которуювключено взаимодействие с ним. В ходе познания другого человека одновременноосуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, ипопытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия измененияего поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
РАЗДЕЛ 1
 
1.1 Процесс восприятияодним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения иусловно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятиечеловека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервыебыло введено Дж. Бунером в 1947 году в ходе разработки так называемого новоговзгляда (New fook) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималасьсоциальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, вчастности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальнойперцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальныхобъектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большиесоциальные общности. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно,к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Если представить себепроцессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная иразветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта,но и субъекта восприятия. Когда объектом восприятия выступает индивид (И), тоон может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1);другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу (3);чужую группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности,которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаютсячетыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическимиособенностями.
Еще сложнее обстоит делов том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не толькоотдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессовсоциальной перцепции следует еще добавить такие аспекты: восприятие группойсвоего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы(6); восприятие группой самой себя (7) и, наконец, восприятие группой в целомдругой группы (8).
Субъект восприятия
o   />/>Индивид Группа
/>
o   />        
S  
S   />(1) (5)/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>
O  
S  
o  
S   />/>(2) (6)/> /> /> /> /> /> /> />

S   />(3)                                                             (7)/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

(4)                                                                             (8)
S – субъект восприятия
О – объект восприятия
о – член группы
Хотя этот второй ряд неявляется традиционным, однако в другой терминологии почти каждый изобозначенных здесь „случав” исследуется в социальной психологи.
Для того чтобы более точно об означить, о чем идет речь винтересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальнойперцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или – каквариант – о восприятии человека человеком ). Именно эти процессы включенынепосредственно в общение в том его значении, в каком оно рассматриваетсяздесь. Восприятие человека человекомобусловлено специфическими чертами, к которым относится восприятие не толькофизических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик,формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях,установках и т. д. Кроме того, в содержание этого же понятия включаетсяформирование представления о тех. отношениях, которые связывают субъект иобъект восприятия. Именно это придает особенно большое значение рядудополнительных факторов, которые не играют роли столь существенной привосприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, какселективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьмасвоеобразно, поскольку в процессе селекции включается значимость целейпознающего субъекта, его прошлый опыт. Тот факт, что новые впечатления обобъекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями,дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментальнозарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в областивосприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.
Таким образом, можносделать вывод, что термин „социальная перцепция” или, в более узком смыслеслова, „межличностная перцепция”, „восприятие человека человеком” употребляетсяв литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последниеисследования и в общей психологи восприятия характеризуются известнымсближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем планеможно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешнихпризнаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемогоиндивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
С точки зрения роли вобщении человека с человеком рассматривается его отражение. Тем самым вклассическом трехмерном определении психики – идеальный атрибут субъекта,субъективное отражение объективной действительности, инструмент ориентации всреде – это третий момент, характеризующий место образа в системе взаимосвязейявлений действительности.
Общение в исходной егоформе – это непосредственное взаимодействие двух людей, что называется «лицом клицу» в диапазоне расстояний, обусловленном разрешающей способностью органовчувств (абсолютными программами). Природа каналов связи определяет специфику«макетов» человека, с которыми люди имеют дело в опосредованном общении. Можновыделить три группы «макетов»: изображения, речевые описания и следы.
Изображения могут бытьхудожественные и технические, статические и динамические, моно- и полимодальныеи т. д. Речевые описания, устные или письменные, — это и литературныеперсонажи, и информация о людях, распространяемая средствами массовойкоммуникации, и содержание личных и деловых документов, и суждения людей друг одруге в практике повседневного общения. Следы человека – это и собственнофизические признаки присутствия (отпечатки рук, следы обуви) и следы-символы (вотличие от собственно следов они информативны лишь для определенного субъекта),и следы-продукты целенаправленной деятельности, образующие культурную средуобитания людей. Естественно, что общение, опосредованное различными «макетами»,возможно при условии наличия опыта непосредственного общения.
Из этого вытекаетпоследовательность становления и развития образа человека у человека.
Сначала возникает первоевпечатление. Оно определяет ход сиюминутного общения и выступает как опыт поотношению к последующему восприятию, в частности восприятию реакции объекта надействия субъекта.
Полученные впечатленияопределяет сам факт наличия контакта: прекращение, или, наоборот, продолжение иразвитие. Следующая встреча с объектом опирается на внутреннюю переработкупервого впечатления. Возможный результат ее – забывание человека или жевключение его в число знакомых (запоминание). При последующих встречахвозникают все более определенные ожидания, базирующиеся на синтезе прошлых иактуальных впечатлений. Общаясь с человеком, мы все более детально разбираемсяв нем и узнаем уже не только особые приметы, но и черты физического облика,оформления внешности и экспрессии, которые особенно не выделяются и поэтому небросаются в глаза. И мы начинаем «узнавать» эти отдельные признаки у другихлюдей и тем более в различных «макетах» данного человека, несмотря на возможныеотклонения в них от оригинала. Наш образ становится устойчивым (константным) и с точки зрения его собственнойвнутренней структуры, и с точки зрения его места в системе субъективного опыта.Со временем достаточно бывает даже любого внешнего обстоятельства связанного сданным человеком, чтобы мы представили себе те или иные черты нашего знакомогои его облик в целом. Это может быть местность, погода, какие-нибудь вещи илидругие люди, оказавшиеся фоном при восприятии. Опыт воспоминаний, неподкрепляемый впечатлениями новых встреч, ведет к обогащению образа, прикотором некоторые черты объекта как бы стираются, а другие, наоборот,становятся более рельефными, абсолютизируются. Так, для большинства взрослыхлюдей давно умершие родители – это большие, сильные люди, безоговорочно добрые,любящие и сердечные. Но могут абсолютизироваться и недостатки: холодность,жестокость, черствость. Эти гипертрофированные черты становятся ведущими вобразе и определяют представление о человеке в целом.
Массовое общениеувеличивает разнообразие людей, выступающих для нас как объекты отражения,повышают плотность возникновения пространственных контактов в единицу времени(смену впечатлений), расширяет диапазон субъективной значимости отдельныхконтактов. С точки зрения опосредованности отражения отчетливо проявляются двепротивоположные тенденции. Во-первых, это дифференциация отдельных ситуаций засчет приобретения самостоятельного значения определенным аспектом отражения.Во-вторых, это интеграция непосредственного и опосредованного, их единство вобразе как реальном факте действительности.
1.2. Каждый человек восновном постоянно находится в кругу людей, в процессе массового общения. Вкаждом из контактов он стремится разыграть определенную линию поведения, тоесть цепь вербальных и невербальных поступков, которыми выражает собственноевидение ситуации, а через нее – оценку участников и, в особенности, самогосебя. Вне зависимости от того, собирался или нет человек избирать определеннуюлинию, он обнаруживает, что фактически сделал это. Другие участникипредполагают, что позиция занята им более или менее добровольно. Так что, есличеловеку придется иметь дело с их реакцией на него, ему необходимо принять вовнимание сложившееся у них мнение о нем.
Термин лицо можноопределить как позитивную социальную ценность, которая утверждается благодарялинии поведения по предложению других, выбранной им в ходе конкретноговзаимодействия.
Лицо – это образ самого себя, очерченный врамках социальных одобренных свойств, признаваемый другими, подобно случаю,когда человек успешно представляет свою профессию или религию благодаря тому,что хорошо подает себя.
Человек ощущаетнемедленный эмоциональный отклик на лицо, представленное им в ходевзаимодействия с другими – он «делает» лицо, привязывая к нему свои «чувства».Если данная встреча подтверждает образ, ставший для человека уже привычным, то,скорее всего, он не будет испытывать особых чувств. Если по ходу событий егообраз скажется лучше ожидаемого, он, вероятно, будет «чувствовать себя хорошо».Если же ожидания не оправдываются, человек « почувствует себя плохо» или „обидится”. Вообще привязанность индивида к определенному лицу всочетании с легкостью, с которой им самим и другими передается информация, разрушающая данный образ, являетсяпричиной, почему он считает любые контакты с другими людьми обязательными.Человек испытывает определенные чувства, касающиеся поддержания лица другихучастников взаимодействия, и хотя эти чувства могут отличаться по интенсивностии направленности от его чувств в отношении собственного лица, они столь жемгновенно и спонтанно встраиваются в лица других, точно так же, как имеет местов отношении его самого. Собственное лицо и лицо другого – вещи одного порядка.Именно групповые правила и определение ситуации определяют набор чувств поотношению к лицу и распределение их среди участников.
О человеке говорят, что унего есть лицо или что он сохраняет лицо, если проводимая им линия представляетвнутренне согласованный образ, то есть образ, поддерживаемый суждениями исвидетельствами других участников и подтвержденный объективнымиобстоятельствами данной ситуации. В этом случае лицо человека не являетсячастью его тела. Это нечто такое, что как бы рассеяно в потоке событий данноговзаимодействия и проявляется лишь тогда, когда данные события прочитаны,интерпретированы и оценены.
Таким образом, хотязабота о лице вынуждает человека сосредоточиться на поминутных действиях, для сохранениясвоего лица он должен приподняться над тем, что происходит здесь – и — сейчас иучесть свое место в социальном мире. Возможность сохранить лицо в конкретнойситуации имеет воздержавшийся в прошлом от действий, которые трудно было быоправдать в дальнейшем. Человек боится потерять лицо в конкретной ситуации ещеи потому, что другие могут использовать – это как повод не считаться с егочувствами в будущем. Встреча с людьми, с которыми ему больше не придется иметьдело, позволяет создавать возвышенный образ, не переживая за то, что этот образможет быть дискредитирован в будущем, не опасаясь чувства унижения, котороесделало бы последующие встречи с данными людьми затруднительными.
Можно сказать, чточеловек имеет ложное лицо, если появляется информация о каких – то егосоциальных качествах, которые даже при большом желании невозможно совместить спроводимой им линией поведения. Если человек не придерживается той линии,которую ожидают от него участники взаимодействия, то можно сказать, что онпотерял лицо. Цель многих розыгрышей состоит в том, чтобы человекпродемонстрировал ложное лицо или потерял лицо, однако, разумеется, серьезнеете случаи, когда человек сам обнаруживает, что ситуация явно вышла из–подконтроля.
От члена любой группыожидают не только самоуважения, но и определенной чуткости. Предполагается, чтоон готов пойти на много, чтобы пощадить чувства и спасти лицо других людей. Приэтом ожидается, что он делает это с готовностью и не раздумывая, посколькуэмоциально идентифицирует себя с другими людьми и с их чувствами. Именнопоэтому он желает быть свидетелем потери лица другими. Человек, являющийсясвидетелем унижений другого и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашемобществе репутацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взирать надействия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесстыдным».
Комбинированный эффектдействия правила самоуважения и правила тактичности и внимания к другим состоитв том, что человек стремится вести себя во время встреч так, чтобы сохранитьсобственное лицо и лица других присутствующих.
1.3. Внешность человекавоспринимается другим человеком, как некоторая « совокупность анатомическихфункциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно –чувственному отражению» [14].Важно то, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое местовыступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в даннойситуации.
Первый вопрос, который возникаетпри встречи с незнакомым человеком: кто он? – относится, прежде всего, к его социальномуположению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в которомотложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха ит.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеетего манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм,прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как обимущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнениеопределенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальнаяформа одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии междулюдьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение кпредполагаемому взаимодействию, склонность к сотрудничеству проявляется встремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой,приветливостью и другими знаками расположения. И, наоборот, холодность,напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отделить того, кто претендуетна сотрудничество, и поставить его на место. О том, как представляется человеку« соотношение сил» ( социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии,свидетельствует его мимика – соматическая «пристройка» к партнеру. Есличеловеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтобего поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому вглаза, угадать его отношение к своим действием, поскорее поправить, если чтополучилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений,беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочныхпоисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующуюнезависимость. Некоторые индивиды прилагают значительные усилия для того, чтобыввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания впроцессе взаимодействия.
Современная жизньстремительна, контакты между людьми многочисленны и неизбежны, а такжеотносительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другомчеловеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощьиндивиду приходит коллективный исторический опыт.
В ходе общественно –исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опытдеятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре «социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые обществопредлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства,например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом.Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности,удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается взависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, икаждый человек усваивает социальные схемы по – своему и применяет их, исходя изсвоего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние наповедение людей огромно.
Примером может служить«социальный стереотип» — схематический, стандартный образ человека какпредставителя определенной социальной (профессиональной, национальной и т. п.)группы. Многие люди считают само собой разумеющимся, что профессор рассеян,близорук и не приспособлен в повседневной жизни, что студент всегда остроумен,полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что все англичане худощавы,надменны и хладнокровны, а французы только и думают, что о любви. Встречаянового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строитсвое поведение в соответствии с имеющимся стереотипом. Так артист А.В. Баталоврассказывал, что самые разные люди, обращаясь к нему, обычно руководствовалисьтакой примитивной схемой … «во мне они видели представителя одного и того женесуществующего братства актеров, где труд ничто, где царит легкая, красивая,разгульная и бездумная жизнь» [5].
Исходя из вышесказанного,следует отметить, что процесс восприятия человека человеком выступает, какобязательная составная часть общения и означает восприятие его внешнихпризнаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемогоиндивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
В восприятии одногочеловека другим важны как первые так и последующие впечатления, а линияповедения человека выражает его видение ситуации и (через нее) оценкуучастников и, в особенности, самого себя.

РАЗДЕЛ 2
2.1. Восприятие – это непассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностныеособенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Средитаких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего,его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей иего самооценки.
В ходе социализации, подруководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваиваетопределенные эталоны. В то же время возрастают глубина и разносторонностьвосприятия. При описании другого человека все большее значение приобретаютсущественные внутренние качества. Так, пятиклассники в 14 раз чаще, чемшкольники 1-го класса, обращают внимание на интересы и склонности сверстников,в 4 раза чаще отмечают поступки и действия, свидетельствующие об отношении кпоручением коллектива.
В ряде экспериментов былообнаружено явление, получившие название акцентировки.
Оно заключается в том,что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет,он приучается считать одни вещи, явления, качества более значительными, чемдругие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителямиразличных демографических, профессиональных и иных групп.
Жизненный опыт человекаоказывает немаловажное влияние на точность восприятия и глубину пониманиядругого человека. Например, те, кто по роду работы часто вступают вовзаимодействие с другими людьми, иногда интуитивно дают верные характеристикисовершенно незнакомым людям. Эта закономерность хорошо прослеживается впрактике следователей, педагогов, врачей.
Большую роль ворганизации впечатлений о другом человеке играет собственная « теория личности»воспринимающего – его осознанные или не вполне осознанные представления о людях« вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т.п. Многие индивидыруководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскимипредставлениями». Последние складываются на основе собственного жизненногоопыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных,часто устаревших психологических теорий. Вот, например, такие «житейскиепредставления» были выявлены А.А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных… 9 человекзаявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 человексказали, что люди с большим лбом – умные, 3 человека полагали, что люди сжесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что полныелюди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губысвидетельствуют о большой сексуальности. 5 человек утверждали, что люди нижесреднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всемикомандовать. 1 человек написал, что люди с близко посаженными друг к другуглазами очень вспыльчивы. 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда илиглупы, или большие себялюбцы» [7].
Изучая процессвосприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искаженияпредставлений о другом человеке. «Эффект ореола» означает влияние общественноговпечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств еголичности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительныекачества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так илииначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человекеотрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются илиистолковываются как своекорыстные. Под влиянием « эффекта ореола» воспитательможет проглядеть первые шаги « вечного нарушителя» к исправлению. Тогда,естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, сноваподкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.
Другая типичная ошибка –«эффект последовательности» — состоит в том, что на суждение о человекенаибольшее влияние оказывают ( при противоречии информации) те сведения,которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека,- самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют « эффект упреждения»и «эффект новизны». Знание этих особенностей полезно учитывать, например, привведении руководителя в должность. Своевременное представление его коллективу сподчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу дляформирования положительного впечатления о нем.
2.2. Значительное влияниена восприятие другого человека оказывает самооценка воспринимающего. Каждыйчеловек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе,причем неосознанно стремится сохранить сложившиеся о себе мнение. Если же этомнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятиеизменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Этинеосознаваемые процессы обозначаются как « перцептуальная защита». Если,например, отношение к человеку в коллективе не соответствует его завышенному представлениюо себе, он может весьма неадекватно воспринимать деловую и принципиальнуюкритику как «клевету злопыхателей».
Термином «проекция»обозначают неосознаваемую тенденцию воспринимать собственные нежелательные,противоречащие представлению о себе состояния и качества как качества другогочеловека, переносить, «проецировать» их на другого.
 «Эффектснисходительности» — щедрая, излишняя благожелательность при восприятии иоценивании другого человека – чаще всего наблюдается у тех, кто получаетобильную эмоциональную поддержку со стороны других людей и не подвержентревогам.
В рассказе СергеяВоронина « Прощание на вокзале» говорится о женщине, которая именно таквоспринимала всех людей. Своим родным она рассказывала, какие у нее прекрасныетоварищи по работе, а на работе хвалила своих родных. И когда и те, и другие,провожая ее на целину, встретились на вокзале, они «испытали чувствонедоумения». Один ее родственник, художник, вспомнил, что «Варвара Николаевна оприемщице Дусе говорила восхищенно. По ее словам, эта женщина миловидна,синеглаза, очень стройна». Художник же видел, худенькую, суетливую, смаленькими, ничего не выражающими, кроме какой-то внутренней озабоченности, иуж, конечно, не синими, а скорее серыми глазами. Приходя в цех, она « частоговорила о своих сестрах, и по ее рассказам получалось, что сестры у нее –красавицы. Мастер цеха и ожидал увидеть красавиц, но к своему сожалению такимиих не увидел. Может, когда-то они и были красивы, но сейчас той красоты в нихне осталось». Присутствующие на вокзале недоумевали, почему она их такимивидит. Социальный психолог объясняет этот эффект: гармония в отношенияхчеловека с окружающими есть гармония в отношениях с самим собой.
Способность адекватнопонимать другого человека иногда связывается с развитием эмпатии.
Эмпатия – это способностьэмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнутьв его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. Известныйсоветский психолог Л.С. Выготский использовал для описания этого явления термин«идентификация», имея в виду психологический процесс, когда читатель илизритель, воспринимая художественное произведение, отождествляет себя с его героем.
Иногда эмпатию называют«аффективным подражанием», и она исследуется в связи со способностью человека кнаучению через опыт другого человека. Эмпатия значительно облегчаетвзаимодействие людей в тех случаях, когда надо представить себя на местедругого, учесть его переживания в данной ситуации. Она, однако, может вызватьпагубные последствия если человек настолько сольется в своих чувствах с другимилюдьми, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение кпроисходящему.
На восприятие и пониманиедругого человека оказывает влияние и социальная дистанция между людьми.
Социальная дистанцияимеет мало что общего с географической, пространственной дистанцией: здесьпонятие дистанции связано с политическими, экономическими, культурными идругими различиями между социальными группами, к которым принадлежатвзаимодействующие индивиды. Эти различия, специфически преломляемые в системесоциальных стереотипов и усвоенные взаимодействующими индивидами, и создаютощущение дистанции. Чем более негативны стереотипизированные представления огруппе другого, чем менее критично индивид пользуется этими стереотипами, темсильнее это ощущение.
В своей крайней формеувеличение социальной дистанции приводит к выводу, что представители другойгруппы не люди. В лекциях по этнопсихологии Б.Ф. Поршнев однажды утверждал, чтов истории человечества никогда не было людоедства. И пояснял: съедаемыесущества никогда не воспринимались как люди; люди, по первобытнымпредставлениям, — это только члены собственного племени, собственной социальнойгруппы.
Увеличение социальнойдистанции затрудняет восприятие человека как человека, препятствуетформированию конъюнктивных, объединяющих людей чувств.
Наиболее распространенныйспособ поддержания и увеличения социальной дистанции связан с навязываниемопределенных социальных стереотипов, а величина социальной дистанции междулюдьми обусловлена в конечном счете социально – экономическим строем общества. Таккак способность видеть человека в другом человеке зависит не только от индивидуальныхкачеств, но и от социальных обстоятельств.
Психологически вопределенных обстоятельствах существование некоторой дистанции между людьмифункционально необходимо. Она нужна для сохранения отношений ответственнойвзаимозависимости, для исключения самовольства и панибратства. В воспоминанияхруководителя подпольного обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается, как онприбыл в партизанский отряд, был очень тепло, дружеские встречен, но, когдапошли «чарка за чаркой и тост за тостом», в душе у него зародилосьбеспокойство. Возникли ощущение неправомерности такого положения и пониманиянеобходимости установить определенную дистанцию, покончить с панибратством,чтобы превратить этот отряд в боеспособную, дисциплинированную часть. «Совсемне просто в таких вот условиях, — пишет Федоров, — вовремя установить черту имеру. Я не искал подобострастия и чинопочитания, не мог и не хотел в первыйдень кого бы то ни было обрывать и от себя отталкивать, но чувствовал: в какой– то момент надо начать то, что я про себя называл исключением панибратства”.Федоров прекратилзастолье, пригласил членов обкома в штабную землянку и повел деловойвзыскательный разговор. Так была установлена необходимая дистанция, правильныевзаимоотношения между руководителями и подчиненными.
Однако чрезмернаядистанция затрудняет понимание подчиненными поступков руководителя и создаетвозможность возникновения у них негативных чувств. В равной мере она затрудняетпонимание руководителем поступков подчиненных. В процессе стирания социальныхразличий дистанция между людьми становится подвижной, в значительной степениизменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников.Каждый человек «равен в правах с другими членами общества, всегда можетрассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботугосударства, на помощь и поддержку коллектива».
Воспринимая другогочеловека, невозможно его не оценивать Восприятие всегда неразрывно связано сопределенным отношением к воспринимаемому – положительным или отрицательным, сэмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживанийбесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы:чувства конъюнктивные, т.е. способствующие сближению людей, облегчающиесотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющиесовместные действия.
То, что субъект осознаеткак близкое ему, с чем он соотносит конъюнктивные чувства, обычновоспринимается в положительном свете. «Приятное – это соответствующее «нашему»( наличному или потенциальному), неприятное – «чужому»… Выходит, эти явленияне в том смысле «чужие», что они неприятны, а в том смысле неприятны, что«чужие».
В обыденной жизнивзаимодействие с другим человеком строится на более или менее достоверныхпредположениях о его личности. Они возникают путем синтезирования собственныхотрывочных наблюдений и каких – то сведений, полученных из других источников.Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называетсяперсонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основываетсяна еще не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к «симпатичному»или «антипатичному», «приятному» или «противному», «своему» или «чужому».
Проведенное в СШАизучение отношения к лидерам различных группировок показало: собственный лидеробычно персонифицируется как человек честный, искренний, мужественный и т.д.,тогда как лидеру враждебной партии приписываются прямо противоположныекачества. Один и тот же пропагандистский материал может быть воспринят по –разному, может вызвать совершенно различные реакции в зависимости от того, какперсонифицируется источник информации. Одно дело, если сообщение исходит явноот врага, совершенно другое — если от беспристрастного наблюдателя или друга.
2.3. Поскольку человеквступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другимчеловеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешнейстороны поведения мы как бы « читаем» другого человека, расшифровываем значениеего внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важнуюрегулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности«прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованныхдействий.
Представление о другом человекетесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с однойстороны, богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем болееполно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубокиххарактеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе.Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда онписал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к себеподобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»[8] .
Б.Ф.Поршнев тоже имелмнение на этот счет: «Петр познает свою натуру через Павла только благодарятому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных вцелое сложной системой отношений» [17]. Еслиприменить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, чтопредставление о себе через представление о другом формируется обязательно приусловии, что этот « другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкойсоциальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего, переломя это соотнесение вразработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременноосуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, ипопытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия измененияего поведения и построения стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессывключены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом.Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон:каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при строении стратегиивзаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности,мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности,мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ сознания себя черездругого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Термин «идентификация»буквально означающий отождествление себя с другим, выражает установленныйэмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другогочеловека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственныйспособ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются такимприемом, когда предположение о внешнем состоянии партнера строится на основепопытки поставить себе на его место. В этом плане идентификация выступает вкачестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существуетмного экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения егороли в процессе общении. В частности, установлена тесная связь междуидентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией.
Описательно эмпатияопределяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеетсяв виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремлениеэмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию встрогом смысле этого слова. Термин используется в данном случае лишьметафорически: эмпатия есть аффективное « понимание». Эмоциональная ее природапроявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению,не столько «продумывается», сколько, «прочувствывается» Механизм эмпатии вопределенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесьприсутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с еготочки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей – то точки зрения не обязательно означаетотождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, этозначит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же япроявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения(отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по –иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет « принятие в расчет» поведениедругого человека, но результат наших совместных действий будет различным: однодело – понять партнера по общению, встав на его позицию, другое – понять его,приняв в расчет его точку зрения, даже «сочувствуя ей», но действуя по-своему.Оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой» т.е.партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие.Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Вотличие от философского употребления термина, в социальной психологии подрефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по отношению. Это уже не просто знание или пониманиедругого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенныйпроцесс зеркальных отражений друг друга, и глубокое, последовательноевзаимоотражение содержанием которого является воспроизведение внутреннего мирапартнера по взаимодействию, причем в этом внешнем мире в свою очередьотражается внешний мир первого исследователя»[11].
В практическом итеоретическом плане представляется важным построение моделей, отражающихвозможные направления стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этойцели используется аппарат математической теории игр. Все большее значение внастоящее время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединеннойобщей деятельностью. Тогда схема – модель возникающих рефлексий получаетобъяснение не из самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так иопосредованных ею межличностных отношений.
Таким образом, мыубедились, что восприятие – это действительно активный творческий процесс.Важное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человекаимеет жизненный опыт. Значительное влияние на восприятие другого человекаоказывает также самооценка воспринимающего.
Кроме того, процесспонимания друг друга осложняется явлением рефлексии, а идентификация выступаетв качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

РАЗДЕЛ 3
3. 1. В настоящее времяконцепция личности как субъект жизненного пути позволяет нам представитьконкретную исследовательскую – во многом еще гипотетическую – модель изученияреального сознания. Эта модель охватывает функциональный механизм сознания,сознания в его функционировании, и условно названа « социальное мышлениеличности: функционирование сознания определяется не только его структурой, « строением»,проанализированными вслед за Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, а затем В.П.Зинченко, но и способом жизни личности, который определяет функциональныевозможности и ограничения сознания ( и его уже сугубо функциональныепожизненные структуры). Самые отдаленные аналоги вскрывают существо этогоразличия: мощности завода нормативно закладываются при его планировании, но ирадикально отличаются от реального функционирования, связанного с отсутствиемлибо сырья, либо рабочих, либо комплектующих.
Однако психологическиеисследование социального мышления личности не сводится к раскрытию социальныхусловий этого мышления (поэтому и отличается от социалистического). Мырассматриваем сознание и мышление как обобщение личностью того способа жизни,которого она сама сумела достичь в конкретных условиях. Речь идет о том,насколько субъект пользуется своим мышлением «загружает» его, о регулярностиинтеллектуальных занятий (конечно, определяемых физическим или умственнымхарактером труда, но в первую очередь – самой личностью).
Определив сознание какжизненную способность личности, мы полагаем, что можно говорить не только оспособности к социальному мышлению, но и о потребности в нем. Так, Д.Дьюнуказал на любознательность как форму выражения этой потребности, однако сегодняв нашем обществе теоретики обошли эту проблему, а практики образования, каксправедливо заметил Я.А. Пономарев, всей системой его реализации постараласьубить в ребенке данную потребность.
Выявленная прямаязависимость социального мышления от способа жизни определенной личности вконкретных условиях открывает перед нами перспективную цель – найти и убраннуюзависимость, которую всегда подчеркивал С.Л. Рубенштейн, — регуляторную роль, или функцию мышления в этомспособе жизни.
Предметом мышления личностиявляется вся социалистическая действительность в совокупностифеноменологическом и сущностных характеристик ( социальных процессов, событий,ситуаций, отношений и поведение людей, их личностей), а также ее собственнаяжизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению ипотребность в нем.
„ У здравого смысла прекрасныйнюх, но зато старческие тупые зубы” – так охарактеризовал значение мышленияодин из его наиболее интересных исследователей К.Дрункер, очевидным образом противопоставляяего здравому смыслу [10]. С этим трудно не соглашаться, имея в виду, чтомышления в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции,ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого „здравого смысла”.
Мышление – это движениеидей, раскрывающее суть вещей, это особого рода теоретическая и практическаядеятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операцийориентировано – исследовательского, преобразовательного и познавательногохарактера. Мышление бывает теоретическое (понятное, образное) и практическое (ненагляднообразное,нагляднообразное).
Кроме обычных, нормальныхвидов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительныепроцессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются убольных людей (например, у шизофреников), а также у тех., кто занимаетпограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии такназываемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическоесостояние).
Один из видов необычногомышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышленияЭ. Блейер писал по поводу этого: „ Шизофренический мир сновидений наяву имеетсвою форму мышления, … свои особые законы мышления… Мы наблюдаем действиеэтих механизмов… и в обычном сновидении.., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и вдругих случаях, где мышление отклоняется от реального мира”[6].
Мысли человека приаттическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а эффективным потребностям,следуют за ними, отражают их силу, динамику.
Существенное отличиечеловека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслитьабстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать обудущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы, программы. Все этовместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Особо важное значениедля развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характерчеловеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнегомира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иногопути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственнойпсихологии, опредмеченном в творениях, для человека нет. Образы, мысли,представления и чувства людей материально воплощаются в предметах ихтворческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно каквоплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтомутворчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека черезвосприятие им своих собственных творений.
3. 2. Каждому человекуприсуще такое явление как эмоции. Эмоции- особый класс субъективныхпсихологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний,ощущения приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесси результаты его практической деятельности.
«То, что радует человека,что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется емусмешным, более всего характеризует его сущность, его характер,индивидуальность»[12].
Люди как личность вэмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам:эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у нихэмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательныхэмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается посиле и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Похарактеру эмоции, которые у человека вызывать представленные в тестах ситуациии предметы события и люди, судят об их личностных качествах. Экспериментальнымпутем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают нетолько сопровождающие их вегетативные реакции, но и внутренние — пристрастная,субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данногостимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможнымв широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит воснове разнообразных систем психотерапевтических воздействий,распространившихся в нашей стране за последние годы.
Эмоция, выраженная вчувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждениек деятельности. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение ипобуждение человека, причем и то и другое в глубоком человеческом чувствеобычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувствявляется совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, егопринятием на себе моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительнымследованием им.
Эмоции входят во многиепсихологически сложные состояния человека, выступая, как их органическая часть.Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции,являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать каквиды творчества, если они приобретают художественную форму.
Юмор – это эмоциональноепроявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себесочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявлениясимпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.
Ирония – это сочетаниясмеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение,однако, еще нельзя назвать недобрым или злым.
Сатира представляет собойобличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило,представляется в неприглядном виде.
Трагизм – этоэмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победезла над добром.
Много интересныхнаблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций вчеловеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза.
«Природа людей по большейчасти такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо,тому завидуют и … относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любятчто-либо, что воображают во владении другого».
«Если кто воображает, чтотот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время иненавидеть, и любить его».
«Ненависть увеличиваетсявследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью» [22].
Особое человеческоечувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. О смысле этогочувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящаялюбовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения сдругим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением внепосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием инеповторимостью»[23]. Человек, который любит по –настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физическиххарактеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человекявляется для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек длялюбящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот«дубликат» не был. Настоящая любовь представляет собой духовную связь одногочеловека с другим подобным ему существом.
3. 3. Тут же можнопорассуждать на тему вражды между людьми. Во-первых, потому, что эти отношения– антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе выражения дружеских идругих несложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражданаходятся на различных точках одного и того же континуума человеческихмежличностных отношений. Но вместе с тем вражда не зависима от остальныхотношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалуотношений.
Отношения типа враждыможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей.Следует признать, что в обществе в периоды революционных преобразований такиеотношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные.
Люди, обладающие разнымжизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и чем больше этиразличия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно,конечно, еще не ведет к вражде. Но, усугубляясь желанием во что бы то ни сталообратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей.
Потенциально конфликтнойявляется ситуация в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые,несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя своиличные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целейдругих индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомоесоответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию,тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга.
Возникшая вражда всякий развызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь, бессознательнуюустановку на противодействие. В результате все его поведение в отношениидругого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобыдоставить ему неприятности.
Вражда между людьми,когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так же связанные с нейотрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются весьмаустойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Этоне значит, что враждебные отношения между людьми невозможно исключить; это лишьозначает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они ужевозникли.
Следовательно, сознание имышление – это своеобразное обобщение личностью того способа жизни, которого онасумела достичь в конкретных условиях. Именно в способности человека рассуждатьи мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,строить планы на будущее и состоит существенное отличие человека как вида.Кроме того, каждому человеку присуще такое явление как эмоции, отражающиеотношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практическойдеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познание и взаимноевоздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместнойдеятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания иона всецело направлена на достижение какого – то материального результата. Оттого, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оцениваютвозможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия ирезультаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Главными видамидеятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей,являются общение и труд.
В процессе общениядостигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растетспособность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствахили, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе,проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достиженияположительного результата в общении, как правило, связано с адекватнымчувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением иправильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат вобщении часто оказывается следствием неадекватностью отражения общающимися другдруга, недостаточностью и неправильного истолкования информации, которой каждыйиз них располагает.
Место человека вобществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальныхценностей и усваиваемые им в связи с этим морально — эстетические нормы всегдасказываются на объективности восприятия и понимания этим человеком другихлюдей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.
Отражение человеком другихлюдей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз и навсегда данное. Развитиеиндивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов,которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуальногосознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людямсвидетельствуют об общем развитии личности.
Особенности, образующиевнешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людеймогут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. Поодним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой инациональной принадлежности, по другим – о поле и возрасте, по третьим – осоциальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике иповедение каждого человека имеются признаки, наблюдая которые люди выводятзаключение о характерологических особенностях другого человека, егоспособностях, испытываемом им состоянии.
Анализ показывает, чтопризнаки – сигналы, из которых слагаются внешний облик и поведение человека,могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять регулятивную,или прагматическую функцию. Будучи отраженными, признаки — сигналыактуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую системузнаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, и предупреждаютего о необходимости определенного поведения по отношению к тому человеку,которому этот признак – сигнал присущ.
Осведомительная ирегулятивная функции сигнала тесно связаны, но полностью не покрывают другдруга. При богатстве связей с другим человеком и при наличии сравнительновысокого уровня психологической и гражданской зрелости взаимодействующийсубъект может воспринять в другом человеке значительное число признаков –сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сигналов становится регуляторомповедения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком.
Чем ограниченнее опытобщения индивида, тем меньше его способность (возможность)воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивнуюинформацию о взаимодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысловаянаполненность сигнализации о другом человеке может возрастать при отражении егопознающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может неиспользоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое времяили же не использоваться вообще.
Таким образом, можносказать, что, познавая окружающий нас мир и его социальные стороны, мы отражаеми воспроизводим этот мир в своем мышлении. Поскольку человек – существосоциальное, то и его познавательную деятельность надо рассматривать вопределенном социальном контексте. В соответствии с когнитивным подходомповедение человека обусловлено тем, как он воспринимает ту или иную конкретнуюсоциальную ситуацию. Как правило, любой из нас, прежде всего, стремится понятьданную ситуацию, объяснять ее для себя и оценить соответствующим образом, стем, чтобы определить свои последующие действия.
Таким образом, мы видим,что восприятие и познание человека человеком — это многогранный и длительныйпроцесс, о котором можно долго говорить и анализировать, привлекаяэкспериментальные данные, профессиональные и индивидуальные особенности людей.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Андреева Г.М.Соц.псих. Учеб. Для высш. Учебн. Заведений .- М.: Аспект Пресса., 2001. – С.117 – 120.
2.        Андреева Г.М.Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2002.
3.        АндриенкоЕ.В. Социальная психология. М. 2001.- С. 141
4.        Бандурка А.М.Психология управления. / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская.- Х.:Фортуна — Пресс, 1998. — 464с
5.        Баталов А.В.О заманчивой и каверзной профессии. В кн. «Эстетическое воспитание в семье».М., 1966, С. 91
6.        Блейер Э.Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. –М., 1981. – С.113
7.        Бодалев А.А.Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970, С. 54-55
8.        ВыготскийЛ.С. История развития высших психологических функций. Собр. соч.- М., 1983, т.2С. 196.
9.        ГоловневаИ.В. Особенности межличностного восприятия / И.В. Головнева, И.В. Ламаш, С.А.Константинова; Нар. Укр. Акад. Кафедра социальной работы и психологии-, 2001.-48 с. – ( Советы психолога) С.123
10.      Дрункер К.Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общ.психологии. Психология мышления.- М., 1981. –С .37
11.      Кон И.С.Открытие «Я». — М., 1978 -С.110
12.     . Крюгер Ф.Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты. –М., 1984.–С.108
13.      Немов Р.С.Психология. Учебн. для студентов высш. пед. учебн.заведений. В 3 кн. Кн.1.Общиеосновы психологии. – 2 –е изд. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 576с.
14.     Панферов В.М.Восприятие и интерпретация внешности людей «Вопросы психологии», 1974, № 2. С.59
15.     Парыгин Б.Д.Основы соц.- псих. теорий. – М., 1971
16.Парыгин Б.Д.Руководство и лидерство // Руков. и лид. – Л., 1973
17. Поршнев Б.Ф. Соц. психология и история.- М., 1968.- С. 79
18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с
19. Современная зарубежная социальная психология: тексты / Подред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984 – 256с.
20.Социальная психология: Краткий очерк/Под.общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. – М.: Политиздат, 1975. — 320с.
21.Социальная психология: Курс лекций /Под ред. Н.М. Ануфриева, Т.Н. Землянской, Н. Е. Зелинского. – К: МАУП, 1997. –88с.
22.Спиноза Б. «О происхождении и природеаффектов».Психология эмоций.: Тексты. – М., 1984. – С. 36 – 39.
23.Франкл В. Человек в поисках смысла. –М., 1990. – С. 247.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.