Реферат по предмету "Психология"


Восприятие и ощущение

Введение
Тема данной работы является весьма актуальной иинтересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложныепозитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятуюи ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться отреальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы междувоспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для пониманияорганизационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.;Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия иощущения из сходств и различий
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различиявосприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а такжефакторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучитьтеоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моимизадачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия,рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения изокружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие иощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии иощущении.

1.Ощущение как познавательный психический процесс
1.1 Понятие ощущения
Ощущения — простейший психический процесс, в результатекоторого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляетсобой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействиина органы чувств. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов,непосредственно воздействующих на наши органы чувств.[3.15] Ощущения являютсяисточником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется увсех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущенияимеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Содной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешнийраздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят отсостояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие нанаши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждениев нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или инойраздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельностьспециальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимаютвоздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды иперерабатывают их в ощущения. В процессе любой познавательной деятельностиотправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие.Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам поразличным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятиезрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов.[3.16].
Психофизиологические характеристики ощущений
Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видовощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментальнодоказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровнеощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений.Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата,отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивностьощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов: нижний порог(или абсолютный) — представляет собой минимальную силу раздражителя, котораянеобходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущениядостаточно 2−3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи,находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя); верхний порог — максимальнаясила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходяв болевое ощущение. различительный порог — минимальное изменение силыраздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего(например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой,имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога).[4.138] Втораяпсихофизиологическая характеристика ощущений — это адаптация. Она напрямуюсвязана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменениечувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеетместо длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данноймодальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающиечасы и т.п.); при действии слабого раздражителя — повышается чувствительность(мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемноепомещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит«притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа(повышает границу нижнего порога). Третья особенность ощущений — это контраст.Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида подвлиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цветземляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем прирассмотрении его на фоне таких же ягод).Четвертая психофизиологическаяхарактеристика ощущения носит название сенсибилизация — повышениечувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения(например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей,занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика —это синестезия. Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе,не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды,ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличаетсяот всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее частовстречающаяся синестезия — зрительно-звуковая. Таки образом, возникновениевсякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, черезкоторый поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.
1.2 Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. Поведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующиеощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).
Зрительные ощущения являются отражением какахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так ихроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов.Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн,излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор.Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие),силы (громкие — тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Онивызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.Обонятельныеощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникаютвследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе,в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончанияобонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.Вкусовые ощущенияявляются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенныхв воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, приразличении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражениеммеханических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним,трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметовокружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называютсяэкстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов,расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущенияподразделяются на контактные и дискантные. Контактные ощущения вызываютсянепосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание),дистантные— раздражителями, действующими на органы чувств на некоторомрасстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положениемежду ними[4.16]..
Следующую группу составляют такие ощущения, которыеотражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными илипроприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, ихдвижения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормальновыполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) нарядус двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например,устойчивости).; Кроме того, имеется группа органических ощущении — внутренних(итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К нимотносятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.Повремени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различныевиды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для нихсвойствами. К таким свойствам относятся: качество — сущностная особенностьощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховыеот зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида(например, по цвету, насыщенности); интенсивность — количественнаяхарактеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя ифункциональным состоянием рецептора; продолжительность—временная характеристикаощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временемвоздействия раздражителя и его интенсивностью. Качество ощущений всех видовзависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа[4.18]
1.3 Психофизический закон
Закон Фехнера.
Соотношение
E = C1x ln (R/ R1)
называется законом Фехнера или иногда закономВебера—Фехнера.
Абсолютный порог ощущения — это наименьшая интенсивностьстимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;
дифференциальный порог ощущения — это увеличениеинтенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъектаизменение ощущения[2.165].

2 Восприятие как психический познавательный процесс
2.1 Понятие о восприятии
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций,явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителейна рецепторные поверхности органов чувств.[1.201].Восприятие — это целостноеотражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействиив данный момент на органы чувств.[3.18]Восприятием называют психический процессотражения предметов и явлений действительности в совокупности их различныхсвойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.Восприятие—это отражение комплексного раздражителя. [4.137] Выделяется четыреоперации, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение,индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – копознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорногопроцесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственновосприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательногодействия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификацияесть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом,хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемыхобъектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта копределенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующегоэталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой системуперцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности,восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное(произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностямиокружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этихпредметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранеепоставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно иназывается непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин,разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи имногое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей –воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним[4.152].
2.2 Виды и свойства восприятия
 
Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности,включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первымотносятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательныеощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения теплаи холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевыхощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающихболевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления –своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельцаФатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Наиболее сложные формыосязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения,различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумяприкосновениями к близким участкам кожи).К сложным формам относится и глубокаячувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивноогибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придаетсялевой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участиесложные вторичные зоны постцентральных отделов коры.
Зрительное восприятие.
3рительный анализатор представляет собой сложную системуфизиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогдане остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условиемпостроения адекватного образа.
Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человекачувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых лежит в диапазонеот 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний называетсявидимой частью спектра. Рецепция падающего на сетчатку света представляет собойтолько первую ступень в сложной цепи процессов, приводящих к зрительномуотражению окружающего нас мира. Структура процесса восприятия цвета меняется взависимости от оптических свойств поверхности предметов. Эти поверхности могутсветиться, излучая больше света, чем на них падает; блестеть, отражая весьпадающий на них свет; отражать лишь часть падающего света и быть прозрачными,то есть не оказывать свету существенных препятствий. Большинство окружающих наспредметов частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Цветэтих предметов характеризуется отражательной способностью. Поэтому для восприятияцвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженныйповерхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхностьсвета. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном свете,при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разногоспектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздобольше света, чем кусок мела в сумерки, и тем не менее мы воспринимаем угольчерным, а мел белым. Это говорит о константности восприятии цвета, что имеетбольшое значение для правильной ориентации в окружении. Константное восприятие цветаобеспечивается благодаря оценке относительной яркости поверхностей, находящихсяв поле зрения наблюдателя, учитывается роль прошлого опыта.
Р. Грегори, в своих трудах, рассмотрел проблему изученияцветового зрения. Известно, что существует всего несколько «основных» цветов.Каким же образом мы воспринимаем столь большую гамму цветов? Юнг предполагал,что существует только три «основных» цвета. Он обнаружил, что можно создатьлюбой цвет, видимый в спектре (в том числе и белый) путем смешения трех, но неменее чем трех, световых лучей, подбирая соответствующую интенсивность света.Но таким способом невозможно получить коричневый цвет, цвета металлов. Грегорипредположил, что когда три цветовых потока объединяются в сложные структуры иособенно когда они изображают предметы, мы видим большее разнообразие цветов,чем в тех случаях, когда те же самые цветовые потоки предъявляются в видепростых структур. На основании этого Грегори сделал вывод, что нельзяпредставлять себе цветовое зрение в виде простой системы. Восприятие цветаобусловлено не только стимуляцией глаза определенной длиной волны иинтенсивностью света, но и тем, изображает ли совокупность цветовых пятенпредметы; тогда вступает в действие внешние корковые уровни мозговых процессов.
Восприятие формы, восприятие предмета. Дормой называютсяхарактерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в полезрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли быобразовать самые различные конфигурации. Тем не менее мы легко узнаем известныенам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобывоспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое.Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи.Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеетхарактер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажетсянепрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляетсобой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условиемвосприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимисяпо яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко невсегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще необеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контурвоспринимается и запоминается как элемент данной фигуры .
Исследование факторов, определяющих выделение фигуры изфона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведенопредставителями гештальтпсихологии. Был установлен целый ряд таких факторов. Кним относятся: сходство, близость,«Общая судьба», «Вхождение безостатка»,«Хорошая линия», замкнутость, прошлый опыт.
Зрительное восприятие простых форм происходит мгновенно ине требует длительных поисков с выделением опознавательных признаков и ихдальнейшим синтезом в одну целую структуру. Иное имеет место при восприятиисложных предметов их изображений или целых ситуаций. В этих случаях лишьнаиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. Процессзрительного восприятия сложных объектов представляет сложную и активнуюперцептивную деятельность, и хотя он протекает несравненно более сокращенно,чем процесс опознания предмета на ощупь, он все же требует участия двигательныхкомпонентов, приближаясь тем самым к осязательному восприятию. Для того, чтобыобеспечить возможность длительного сохранения образа, нужны движения глаза,перемещающие изображение с одних пунктов сетчатки на другие. Изучение движенийглаз, с помощью которых субъект ориентируется в рассматриваемом предмете, сталоодним из существенных методов исследования восприятия сложных объектов иизображений. Факты показали, что глаз, рассматривающий сложный объект, никогдане движется по нему равномерно, а всегда ищет и выделяет наиболее информативныеточки, привлекающие внимание рассматривающего. Хорошо известно, что нормальныйсубъект воспринимает предложенный ему предмет выделяя в нем множествопризнаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию свнешне различными, но по существу близкими предметами.
Слуховое восприятие кореннымобразом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Еслиосязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных впространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностьюраздражении, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоныпредставляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частотаэтих колебаний определяет высоту тона, а амплитуда – интенсивность звука. Шумыявляются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причемчастота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой.Человек способен различать звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц, а диапазонинтенсивностей звуков, воспринимаемых человеком, составляет шкалу от 1 дб до130 дб. Говоря об организации осязательной и зрительной чувствительности, можноотметить, что факторами, организующими их, являются формы и предметы внешнегомира. Отражение их и приводит к тому, что осязательные и зрительные процессыкодируются в известные системы и превращаются в организованное осязательное изрительное восприятие. Можно различить две объективные системы, которые сложилисьв процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние накодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия.Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, вторая– фонематическая система кодов (звуковых кодов языка). Оба этих фактора иорганизуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слуховоговосприятия. Известно, что система ритмико-мелодических кодов, определяющаямузыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Одним из них являютсязвуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формироватьряды, входящие в состав мелодий. Вторым являются ритмические отношенияправильных чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Этиотношения могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты(дробь барабана). На ранних этапах развития музыкального слуха процесскодирования звуковых систем носит развернутый характер. По мере упражнения этотпроцесс сокращается, у человека вырабатываются более крупные единицымузыкального слуха, и он становится способным выделить и удерживать целыеобширные системы музыкальных мелодий. Вторая система – система звукового языка.Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которыхстроится его значащие элементы – слова. Овладение фонематической системой(различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека иобеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системойслух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематическойсистемой чужого языка, не только «не понимает» его, но и не выделяетсущественных для него фонематических признаков, иначе говоря, «не слышит»составляющих его звуков. Кодирование звуков в соответствующие системымузыкального или речевого слуха не является пассивным процессом. Сложноеслуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свойсостав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного изрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятиидвигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховомвосприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую системупропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха.Примером может служить то, что при изучении иностранного языка именно активноепроговаривание позволяет выделять нужные фонематические признаки, овладевать фонематическойсистемой языка и тем самым существенно уточнять речевой фонематический слух.
Свойства восприятия:
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образпредмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не являетсяврожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослеплив младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни послеоперации они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятнаразличной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не быловосприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, уэтих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограниченотем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируетсяв процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыминадо овладеть. Константность восприятия–благодаря ей мы воспринимаем окружающиепредметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источникомконстантности восприятия являются активные действия перцептивной системы(системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятиеодних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительнопостоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константностьвосприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константностивосприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например,когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили,пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постояннона высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искаженияих размеров. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, спониманием сущности предметов. Избирательность восприятия – т. е. восприятиеесть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительноговосприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные овосприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение взрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишьрасплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. былиодиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы.Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительноевосприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путемосязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е.восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть[4.149].
2.3 Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств,вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречнойактивности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165].
Способность ощущать дана нам и всем живым существам,обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в видеобразов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается исовершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегдавыступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нассуществующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемыеже свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс,характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том,что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например,ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как врезультате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанныхразличных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению,процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершитьв отношении его какую-либо встречную активность, направленную на егоисследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы«привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействиястимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло.Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагаетвзаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов[4.136].
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный(включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтезразнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемыхкак целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета илиявления, который складывается в ходе активного их отражения.
«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует нанаши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговыхполушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строениинашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашемсознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с даннымощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которомуотносится данное чувственное свойство. Осознание известных материальныхобъектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящеевремя называется в психологии восприятием»[4.137].«Результат сложнойаналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящейдругие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одноосмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций иназывается в психологии восприятием».
«Восприятие является чувственным отображением предметаили явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегосяиз окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данногопредмета составляет основную, наиболее существенную отличительную чертувосприятия»[4.138].

Заключение
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающиеперед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая,человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногдаон не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, нои прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но какобъяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать,что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозгатаким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерныдля всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и такдалее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживаетсямнения (Годфруа Ж), что этот подход должен коренным образом изменить нашепонимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они,скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволитнам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.
Таким образом, наше восприятие окружающего – результатистолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Этиантенны – наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также ксигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям,хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Мне как студенту из изученного пригодится понимание какхорошо с работает ощущение так хорошо восприятие воспримет эту информацию.

Список используемой литературы
1.        Маклаков А. Г. Общая психология М.— 2001
2.        Немов Р.С «Общие основы психологии» — М. 2003
3.        Николаенко А.И. «Психология и Педагогика» — М. ИНФРА 2000
4.        Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.