Введение
Актуальностьтемы. Формированиеличности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния наразвитие детей в раннем возрасте является — мультфильм. За последние годы нателевидении появляется большое количество различных мультфильмов, какотечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства.Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит наразмышления относительно их влияния на развитие и становление психикиподрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии созданиямультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старыекукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способупроизводства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психикеребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросо-зидания ипорядочности.
Цельнашего исследования являетсяизучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Объектисследования — развитие дошкольников.
Предметисследования — влияние мультфильмов на развитие дошкольников.
Задачиисследования:
1. подвергнутьглубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;
выявитьобщее и различное во влиянии на детскую психику; Sопределить степень вредности и полезности мультфильмовразличных способов создания.
Методологическиеосновы исследования: вработе мы опирались на исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е.Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.
Методисследования: теоретическийанализ литературы по теме исследования.
Практическаязначимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическуюпомощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям,воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работыможет представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности«Дошкольная психология» и др.
Структураработы: работасостоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи,актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимостьработы. В основной части содержится две главы. В первой главе раскрываютсяособенности отечественных и зарубежных мультфильмов. Вторая глава посвященавыявлению влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. В заключении,мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач.
ГлаваI. Теоретические основы изучениявлияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста
1.1 Характеристикасодержания отечественных мультфильмов
Проблема«дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодняпочти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги.Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды намир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в егоформировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместныезанятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способвремяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте восновном средством воспитания являются мультфильмы.
Слово«мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различныхформах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производятмультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительномискусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведениеискусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористическойиллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногдаиспользуется для обозначения комиксов, а также может сослаться наюмористический рисунок художественного или публицистического опубликования вгазетах и журналах.
Мультфильм-мультипликация,анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которогосоздаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическаяили рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольнаямультипликация) объектов [7; 768].
Многиеродители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказываютмультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики небезвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественнымистарыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детскогопсихолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокиерасхождения в картине мира [11; 47]. В выборе мультфильма надо быть осторожнее,чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенкагораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем,что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей онаправославная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И вэтой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, какправило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный толькопотому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему несочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавалсяв юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такаякартина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезныдетям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей спроблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные моделиповедения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогатьдругим.
Лучшимиотечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткойзанимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многиемультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и даютпрограмму воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольностарый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин,«Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: ублаговоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего насвете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживаети, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать,но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела.Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своихмедвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочькому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданнаясвобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что времяпроказ больше не наступает.
Естьизвестный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори деламилосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическомприеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничатьпосле. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить одобрых делах, которые совершаем (не «класть камешек» себе в зачет).Но если сердце не воспитано — надо же с чего-то начинать.
Бывает,что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которуюназывают тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно стараетсясделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно спомощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий,«Союзмультфильм») (Приложение, рис. 2). Он тоже — о воспитании сердца, о том,как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой изнескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерыхкозлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образодного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уноситпетушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасаетпетушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегаетзвать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильмэтот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждаетволка, а тем, что Вася при этом — самый-самый маленький. А значит, если кому-тонужна помощь, рост не имеет значения.
Вмультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всегооказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в видумускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П.Носов, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 3).
В Африкеживет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком,колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот.Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не оченькрупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический моментиспугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помогмаленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.
Рассмотримтакой пример, в беду попадает сам враг — крокодил. Крокодил довольнораспространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть вмультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»)(Приложение, рис. 4). У этого крокодила, как полагается, все было страшное:страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никомуне сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самоестрашное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодиларазболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Ноприлетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы нечистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведьстоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые вжизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И дляребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизнитакие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм можетрассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот,привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.
1.2Особенности содержания Американских мультфильмов
Телевидениеориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобызавлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы,сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того,что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотрамультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия,а порой страхи.
Американскиймультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так жекажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особойсмысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этихмультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходятсобытия мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в видекаких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило,уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия всказках, где со злом старались бороться другими способами: его пыталисьперехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего),просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как«очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детямсмотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влиянияданной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят этифильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе — «по телевизорудетям плохого не покажут». Этому заблуждению подвержены не только люди старшегопоколения, но и совсем молодые, — те, кто уже знает и хорошо прочувствовалпорочность современных СМИ. Для того чтобы и они поняли, приходится специальнонацеливать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребенок.После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов, (особенно приобращении их внимания на некоторые особо характерные детали такихмультфильмов), эти люди.
Такиепрекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка»,«Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало.Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят неочень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях ивсемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствуетконфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивногоповедения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией,причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктормедицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи,тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.
Ребенокпочти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится егомодель мира [9; 234]. Одним из самых важных образов является женский образ.Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женскогоповедения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который онбудет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько — поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.)просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, чтоповедение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что присистематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем.Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашиваетсяреализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранеетрадиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старыедобрые сказки — такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, иматеринство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм,порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям,братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительныйгерой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так какположительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом,демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс — в чем то продолжение унисексамультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествамимужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено вфантастических мультфильмах.
Детямнравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится -для них полезно.Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть — родителиего отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральныекачества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент,закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок напротяжении жизни [17; 159-160]. Многие из взрослых воспитаны не достаточноправильным образом, и такое воспитание транслируется на детей. Ребенокнуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолькопогружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенкувнимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотретьмультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что — нет.
1.3Персонажи современных мультфильмов
Теперьболее подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов.Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д.Барберра) (Приложение, рис. 5). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбираясамые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временемтакже пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будетделать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители далитакую возможность
— смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можнобить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама ипапа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
А такиедобрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек», в которых,казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производителей. Но,присмотревшись внимательно можно заметить, что образ женщины здесь представленярко. Если в наших добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщиныприкрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты в основном выражены черезвнутренние качества, духовность, то героини западных мультфильмов физиологичны,обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, чтодолжно нравится взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело ихиспользуют, у них нет целомудрия — того, что отличает продукцию для детей 1 отфильмов для взрослых. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. В нашихмультфильмах самая большая эротика — сомкнутые руки, поцелуи лишь обозначены,он сокровенен, тогда как западные герои откровенно заигрывают друг с другом,прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как впопулярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознаниесхватывает такие моменты и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик может считатьнормой такое поведение по отношению к женщине. С точки зрения психологов (М.В.Ба-шова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения в детскихмультиках показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенкеполовое влечение, к которому эмоционально и физически ребенок еще не готов. Допервого интереса ребенка к противоположному полу, ему необходима сказка,загадка. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчикможет стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка,способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость истеснительность — одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжениярода в будущем.
Взападных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскимикачествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать.Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательномуровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.
Рассмотримамериканский мультик «Вуди и его друзья»(реж. У. Ланс, С. Маркус)(Приложение, рис. 6). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечногомультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек,который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занятчем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, пообслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает ит.д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. Врезультате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлув его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показываетсяэдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов»неумелыми неудачниками.
Вполнеестественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя»,то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данныймультик прямо воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, чтоэто случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведениевстречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и рассмотреть тусоциально-психологическую модель, лежащую в основе любого американскогомультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное.
В этихмультфильмах показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворениясвоим сугубо личным стремлениям. Как правило, стремлениям к единоличномулидерству и силовому превосходству над окружающими. Если на первом плане — превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства оказывается навтором плане.
Отсюда ичастый показ как поведения героического — совершенно антисоциального поведениягероев. Проанализировав несколько взятых особо популярных американскихмультфильмов. Во всех находится нечто, несущее откровенно антисоциальноесодержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Как считаетзарубежный психолог X. Би, что показтакого поведения в мультфильмах ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностейиндивида».
Даннаямультпродукция откровенно учит конкурентному поведению -достижениюпревосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде.
Героимультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами,но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые.В связи с этим вАмерике очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти детибьют со всей силы молотками и прочими тяжёлыми предметами своих домашнихживотных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращенияне ведут себя так же, как герои мультфильмов.
Вамериканских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героевмультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, — сериал «Чёрныйплащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но тольконе созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются.Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже кого-тоубивают. Никогда в этих Западных мультиках не бывает коллектива. Всевзаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные.Изредка, как нечто необязательное — дружеское. Всегда эти мультики показываютповедение и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебномсоциальном окружении.
Всюжетно-ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым героям. Впроцессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормыповедения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильнуюэмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает,ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будеткопировать жесты, манеру поведения персонажа, ив игре не будет ни творчества,ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханическиесооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление,образ, что способствует конфликту с родителями.
ГлаваII. Отрицательное влияние мультфильмовна развитие детей дошкольного возраста
мультфильм дошкольник психика восприятие
2.1Последствия просмотра мультфильма у дошкольников
1. Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольномдетстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятияво многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотрелюбых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершеннобездействуют. Значит — восприятие не может полноценно развиваться[18;153].
2. Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опытевосприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) вмозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предметаотсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственныхобразов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей — если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точностипередать копию.
3.Развитие мозга. Основноеразвитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенкадостигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз большенервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячидендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиесяблагодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточномиелинизированные нервные связи («миелин» — жироподобное изолирующее вещество,повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых,самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливатьновые связи потому что:
1) не работают основные виды восприятия;
2) зрительное восприятие пассивно;
3) информация не требует переработки, асразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);
4) мозг не успевает установить связимежду объектами, «выхватывает» их обрывочно;
5) при повторном просмотре одного и тогоже изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученныйшаблон [18; 155- 157].
4. Обработкаинформации в мозгу.Как уже упоминалось,мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации,поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют ина построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматриваяповторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозгкаждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень пониманияповышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.
Припросмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленновоспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны«простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткийпромежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматриванияколичество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервнуюсистему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы инервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедномперегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции[18; 157-159].
5. Пассивноевремяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают кпассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу кболее опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего неделая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могутспровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.
6.Детство — очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (А.В. Запорожец, М.М.Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов др.) получили большое количество данных,показывающих, что дошкольные годы — время интенсивного физического и духовногоразвития способностей человека [14; 318].
7. Сенсорныеэталоны. Дошкольноедетство — период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие,нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильныепредставления о действительности. К концу дошкольного периода заканчиваетсяформирование «первого абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин) [16; 32-33].Но из карикатурных, рисованных персонажей не может складываться мировоззрение.
8. Чередованиеактивной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получатьвпечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработанывпечатления, чем больше между ними установлено связей, тем вышеинтеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку «мало»предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что для мозгаважнее качество информации, а не ее количество. Поверхностность восприятия(много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь ина мышление [17; 76].
9. Неправильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятыеправила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возрастазакрепляется представление о допустимости подобных форм поведения,расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемогоповедения.
10.Зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не в состоянии оторваться от мультика самостоятельно, без уговоров. Смотрятлюбимый мультсериал по нескольку раз в день. [14; 311]
2.2Восприятие детей на разных этапах развития
Телевизордавно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотремногие дошкольники становятся его заложниками. Теле-и видеопродукция являетсячастью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмовов и фильмов дляних так же важна, как для взрослых — в вопросах литературы или искусства.Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапахразвития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальнуюпользу,
0-6месяцев. Чеммладше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. Иесли его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы онслужит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полногопоглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. Впервыенедели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает ребенка, но уже в 2 — 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще двамесяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь междузрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связьслухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изученымало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: впервом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И дети былигораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, каквоздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя.Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери,отца или человека, ухаживающего за дошкольником.
Нельзяиспользовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Нельзясмотреть любимую телепередачу, когда дают ребенку грудь или бутылочку, прикормлении ребенку необходимо все внимание взрослого без остатка.
6 — 18месяцев. В этомвозрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем неменее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцевребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, увиденной сутки назадпо телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность кимитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этомсмысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того как ребенокначнет говорить, смотреть телевизор для него означает — слышать и видетьчто-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для негосмысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могутизвлечь из просмотра совсем: не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться:наблюдая за непонятным сюжетом, дошколбник все-таки переживает егоэмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на ребенка никакоговлияния.
Наиболеесоответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи,короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких детей. Чтокасается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен длядетей такого возраста.
18месяцев — Згода. Нужностараться не оставлять ребенка дошкольного возраста один на один с включеннымтелевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьетсянеобоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире,поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными иэмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране.Ребенка, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но емукатастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход дляродителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. Например, «Узнаешь? Этоптичка летит за львенком:. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает,показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условииповторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаютсяи обретают смысл,
В идеаленеобходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, этопринесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма послетого, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев.Ошибочно думать, что 2 — 3-летний ребенок все понимает, только потому чтоузнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тотделает и почему.
3 — 6 лет. Только к 3-4годам' ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Онуже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мирпрекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать егомечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздаютцепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями иличным:.опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, иосознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-тодругим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора,который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любятидентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживанияим ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он покане сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себяс выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение вбольшей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том,насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям,воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностныесвязи вообще.
Нужноограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма.Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместеходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Бытьосторожными с агрессивными,. жестокими изображениями, которые могут оказатьнегативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужнорасшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка непринимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-топредставление о действительности с самой действительностью.
Заключение
Мультипликационныефильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Содной стороны, — это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые,доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добреи зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимымигероями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя,справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать егоосведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать егомировоззрение.
С другойстороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, восновном американские. Большая часть продукции американской фабрики небезвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами изарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокиерасхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная дляребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этойкартине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существуетотрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Взарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма,безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Необходиморегулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественныхмультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезноиспользовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же делеребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается,то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
В ходеисследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив ихвлияние на развитие детей дошкольного возраста, поставленная нами цельдостигнута.
Списокиспользованной литературы
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети ителевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшиеродительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. //Родительское собрание. — 2007.
-№11.-С132-140.
3. Аромаштам М. Дети смотрятмультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производствамультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
4. Башова М.В. Педагогика и практическаяпсихология: учебное пособие. — Ростов-наДону.: Феникс, 2000. — 416 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастнойпедагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Акодемия, 2000. — 192 с.
6. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. — 768с.
7. Большой энциклопедический словарь.М.: науч. издание «Большая Рос сийская энциклопедия», 1998. -1434 с.
8. Борьба идей на мировом: сборник. -М.:Знание, 1985. — 144 с.
9. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б.Воспитание сенсорной культу ры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. длявоспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, — 1988. — 144с.
10.Возрастная психология: Детство,отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. — М.:Академия, 2003. -624 с.
1 ЬГлушкова Е. Телевидение и здоровьедетей. // Дошк. восп. — 1989. — №4. -С. 88-91.
12.Гришеева Н.П. Социально-психологическиеаспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — №8. -С.75.
13.Гундарева И. О последствияхвосприятия телевизионной информации.
// Восп. шк. — 2005. — №9. — С.45-54.
14.Дереклеева Н.И. «Новыеродительские собрания» 1-4 классы. — М.: Ва-ко, 2006.-131 с.
15.Козлова С.А. Дошкольнаяпедагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. — М.: Академия,2004. — 416 с.
16.Крайг Г, Бокум Д. Психологияразвития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 940с: ил. — (Серия «мастерапсихологии»).
17.Мэш Э, Вольф Д. Детскаяпатопсихология: нарушение психики ребенка. — С — П.: Праен-Еврознак, 2003. — 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
18.Немов Р.С. Психология: в трехкнигах. — к. 3. — М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с.
19. Психология дошкольника:хрестоматия / сост: Г.А.Урунтаева. — М.: Академия, 2000. — 407 с.
20.Широкова Г.А. Справочникдошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. — 384 с.
21.Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов ипедагогов. — М.: ЮНИКИ, 2009. — 463 с.
22.Эстетическое воспитание и развитиедетей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской,С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
23.http: // artmed.Com. ua /plediatriya /
24.http: // lady mama.ru / forum5/topic 690. htm /
25.http: // olmi — azarov. narul.ru /mult, htm /
26.http: // ayverso. at.ua / news /