Реферат по предмету "Психология"


Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

Содержание
Введение
Глава 1. Проблема влияния индивидныхсвойств человека на эффективность трудовой деятельности
1.1 Профессиональная и трудоваядеятельность
1.2 Особенности профессии системы«человек-человек»
1.3 Индивидные свойства личности,влияющие на эффективность трудовой деятельности
1.4 Понятие о стилях деятельности иих характеристика
Выводы по главе 1
Заключение
Литература

Введение
 
Актуальность проблемы. Выбор профессии можно считатьоправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личностиприведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будетуспешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека.Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии – неединственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание.Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и откачественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этойвзаимосвязи профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, чертхарактера и способностей, ведущая роль принадлежит индивидным особенностям.Отсутствие биологически обусловленных предпосылок не является непреодолимымпрепятствием на пути к профессии. Однако задача состоит в том, чтобы выборпрофессии оказывался логическим следствием уникальной неповторимости субъекта, чтобывыбранная профессия представляла собой наиболее благоприятные условия дляраскрытия данного от рождения творческого потенциала субъекта. Характер,способности человека и как следствие – отношение к труду, развиваются при жизнивследствие взаимодействия с окружающим миром, в условиях профессиональнойдеятельности, при условии деятельностно — смыслового единства — совпаденияценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного аспектовдеятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности нетолько проявляются, но и создаются. Природные возможности являютсяанатомо-физиологическими особенностями, которые прежде всего необходимоучитывать уже на этапе выбора профессии.
Тип темперамента зависитот врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и егопоследователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типатемперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и дляспособностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формированииспособностей (Б.М.Теплов) большую роль играют задатки, система воспитания,сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний,умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Темперамент – природнообусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В немпроявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональностьего поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость,легкость или затрудненность социальной адаптации.
К.Роджерс психологическихарактеризует человека как феномен, как уникальное, от рождения наделенноетворческим потенциалом существо. Будет ли реализован творческий потенциалличности — зависит от тех условий жизни и деятельности, в которых он окажется.
Согласно Е.А.Климовунаилучшее осуществление данной деятельности, индивидуальный стиль деятельностив узком смысле обусловлены типологическими особенностями человека.
Таким образом, изучивтруды знаменитых психологов, мы старались охватить характерные особенностиданной проблемы, что даст возможность более компетентно разбираться взакономерностях развития и становления профессионала.
Цель исследования: теоретическое и практическоеизучение влияния индивидных особенностей на эффективность трудовойдеятельности.
Объектом исследования: выступили продавцы магазина«Квинта» г. Стерлитамак (20 человек).
Предметом исследования: явилась эффективность труда,индивидные особенности – свойства темперамента, тип темперамента и нервнойсистемы, тип мышления.
Гипотеза исследования:Наибольшейэффективности труда достигают продавцы с сильным типом нервной системы,холерики, сангвиники, имеющим неригидное мышление, с высокими показателямисвойств темперамента — эргичности (ЭР) и эргичностисоциальная (СЭР), пластичности предметной (П) и пластичности социальной (СП),скорости (темпа) предмет­ной (Т) и скорости (темпа) социальной (СТ),эмоциональной чув­ствительности предметной (ЭМ) и эмоциональной чувствитель­ностисоциальной (СЭМ).
Методы исследования:
1.   Анализ работ известных психологов Е.А.Климова,В.С.МерлинаТ.А. Матис, Орлова А.Б., Леонтьева А.А.), в которых отраженыразличные взгляды и подходы по данной проблеме.
2.   Сбор и обобщение данных, полученных впсихологии, имеющих отношение к исследуемой проблеме.
3.   Анкетирование и тестирование длявыявления индивидных особенностей и эффективности трудовой деятельности.
4.   Методы количественной и качественнойобработки полученных результатов.
В ходе написаниядипломной работы нами решались следующиезадачи исследования:
1. Изучить состояниепроблемы в психологической литературе.
2. Рассмотреть ипроанализировать эффективность трудовой деятельности.
3. Подобрать иразработать методики для изучения индивидных особенностей и эффективноститрудовой деятельности.
4. Провестиэкспериментальное исследование с использованием разработанных и подобранныхметодик для выявления влияния индивидных особенностей на эффективность трудовойдеятельности.
Научная и практическаязначимость исследования: В работе проанализированы и обобщены теоретические аспекты поставленнойпроблемы; проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердитьгипотезу о неоднозначности влияния индивидных особенностей на эффективностьтрудовой деятельности. Выявлены закономерные связи свойств темперамента суровнем эффективности труда. Результаты исследования могут быть использованы руководителямипредприятий, практическими психологами, так как они дают возможность болеекомпетентно разбираться в закономерностях развития и становления профессионализма,а также разработать рекомендации по ее оптимизации.

Глава 1 Проблемавлияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности
1.1 Профессиональная итрудовая деятельность
Труд осуществляется вразных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной,внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической,производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественно-полезнойдеятельности по своей сути являются трудовой деятельностью. Деятельность – этоформа активного отношения субъекта к действительности, направленная надостижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественнозначимых ценностей или освоением социального опыта.
Трудовая деятельностьпредполагает получение какого-либо общественно значимого продукта результата,создание так называемых потребительных стоимостей.
В целом можно выделитьследующие основные этапы в эволюции представлении о труде: 1 – труд какнеобходимость выживания; 2 – труд как обязанность и долг (человек – как элементсоциальной системы); 3 – труд как производственная и технологическаянеобходимость (человек как «фактор» эффективного производства); 4 – труд каксоциально-экономическая потребность (как условие развития человека); 5 – трудкак личностная потребность и условие развития человека.
Таким образом,наблюдается общая тенденция развития представлений о труде, т.е подчеркиваетсяпостоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе.
В «Краткой философскойэнциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человекаи сопротивление вещи». Труд рассматривается как «стремление стать над вещью»,как «способ познания вещи и самого себя» (12 ). В «Философскомэнциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельностьчеловека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природуи использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворениясвоих потребностей» (40).
Очень интересны взглядына природу труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманиютрудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развитияотечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане.
К. Маркс рассматривалтруд в двух аспектах: 1) качество труда (это конкретный труд, его содержание);2)количество труда (это «всеобщий труд», «абстрактный труд», который можновыразить в его общеприемлемой «стоимости»);
Если по К. Марксу трудопредмечивается в капитале, по Э. Фромму главной особенностью трудящегосячеловека становится его идентичность своему делу.
Перспективным здесьпредставляется выделение такого понятия как «ощущение собственной значимости»,которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-тоопределенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешносоздавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а такжеосознает улучшение самого себя, ведь известно, что улучшая окружающий мир, мыулучшаем себя в этом мире.
Введение понятия«ощущение собственной значимости» позволяет выделить новые смыслы трудовойдеятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своемтруде стремиться к лучшему, а в идеале — стремиться к самому лучшему, кэлитному. При этом ощущение собственной значимости позволяет по-новомуанализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых втруде
А.Н. Леонтьев связывал свозникновением и развитием коллективного труда появление человеческогосознания.
Е.А. Климов выделилосновные психологические регуляторы труда: 1) образ объекта труда (чувственныйобраз; репрезентативный образ, например, память, воображение…); 2) образсубъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себяпредставителем профессии, членом общества…); 3) образ субъект-объективных исубъект-субъективных отношений (потребности, эмоции, характер, направленностьличности и ее мировоззрение…). ( )
Е.А. Климовым выделеныбыли также более конкретные психологические признаки труда:
1) сознательное предвосхищениесоциально ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознаниеего социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношениек этому знанию);
2) сознаниеобязательности достижения заданного результата (понимание ответственности;переживание ответственности);
3) владение внешними ивнутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическоевладение средствами деятельности; переживание, связанные с применением средствдеятельности);
4) ориентировка вмежлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантоввзаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Е.А. Климовым выделенытакже основные «эргатические функции», которые являются основой для различныхвидов трудовой и профессиональной деятельности. Напомним, что под эргатическойсистемой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в болееразвернутом виде – это система «человек – машина – среда – социум – культура».Сама эргатическая функция определяется как «любое уменьшение неопределенностисвязи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешнимиобстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых этасистема создана, то есть – это любая трудовая функция (функция эргатическойсистемы).
Можно выделить следующиеосновные группы эргатических функций:
1 – духовное производство(построение идеологий, образование, искусство, наука…);
2 – производствоупорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовойинформации – СМИ, планирование – экономика, управление крупнымисоциально-экономическими и политическими системами…);
3 – производство полезныхдействий обслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовойдеятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание,совершенствование эргатических систем…);
4 – материальноепроизводство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения;оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальнойсреды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование,управление средствами труда, воздействие на предметы труда…).
Выделение и рассмотрениепонятия «трудовой пост и его структура» важно для уточнения производственного«смысла» данной профессиональной деятельности.
Трудовой пост – это нето, что можно «очертить конкретно».., — это «многомерное, разно- имногопризнаковое системное образование, основными составляющими которогоявляются:
1 – цели, представление орезультате труда;
2 – заданный предметтруда;
3 – система средств труда;
4 – системапрофессиональных служебных обязанностей;
5 – система правработника;
6 – производственнаясреда (предметные и социальные условия труда)
При психологическомрассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий:профессия, специальность, квалификация и должность. Е.А. Климов выделилследующие значения употребления понятия «профессия»: 1 – область приложения силчеловека (как субъекта труда); 2 — общность людей – профессионалов; 3 –подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4 –деятельность, сам процесс реализация трудовых функций.
Можно выделить следующиеосновные характеристики профессии:
1 – это ограниченный видтрудовой деятельности (вследствие разделения труда);
2 – деятельность должнабыть общественно-полезной;
3 – профессиональнаядеятельность предполагает специальную подготовку;
4 – это деятельность,выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающеечеловеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности иявляющееся условием его всестороннего развития;
5 – наконец, этодеятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.
Примечательно, что уамериканцев различаются понятие труд, трудовые занятия, связанные с различнымиуровнями выполнения работы и понятие профессия, с которой связываютотносительно высокие уровни выполнения данной работы. (11)
В современном мирерыночных отношении цель коммерческой организации достигается удовлетворенностьюпотребителя. Такова мировоззренческая основа современного рынка. Такой высотыдостигло хозяйственное и духовное развитие человечества. Все крупныесовременные фирмы придерживаются концепции суверенитета потребителя. Прибыльнымстало максимальное удовлетворение нужд человека.
Коммерческая организация,фирма «Квинта» — это пять современных магазинов, расположенных во всех районахгорода, склады с железнодорожными путями и огромный двухэтажный супермаркет наРаевском тракте, 1К. Сегодня «Квинта» — это огромный выбор всей гаммыстроительно-отделочных материалов, ассортимент, рассчитанный на покупателя сразными возможностями и запросами, грамотное и профессиональное обслуживание ирепутация профессионалов своего дела.
Фирма отслеживает иучитывает такие факторы, как удобство времени — экспонирование и обеспечениеналичия товара в период актуализированной покупательской потребности; удобстваместа – размещение товара в наиболее доступных для клиентов местах и удобствопроцедуры приобретения товара — обеспечение доступности и комфортных условий приобретениятовара.
 
1.2 Особенностипрофессии системы «человек-человек»
В настоящее время числоспециальностей стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходитстремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельныхспециальностей. Для успешного решения вопроса о профессиональной пригодностинеобходим системный подход.
При анализепсихологического содержания различных видов профессиональной деятельности могутбыть выделены несколько компонентов, разделяющих специальности на те, гдекритическими являются следующие профессионально важные качества:
1.Личностный компонентдеятельности, т.е. характеристики эмоциональной, волевой и мотивационной сфер,организаторские способности.
2. Сенсорно-перцептивныйкомпонент деятельности, т.е. характеристики восприятия и внимания.
3. Гностический, илиинтеллектуальный компонент деятельности, т.е. характеристики процесса обработкиинформации, принятия решения и т.п.
4. Моторный компонентдеятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств и речи.
Приведенное вышевыделение критических для эффективности профессиональной деятельности наборовпрофессионально важных качеств не противоречит и разделению профессий посистемам взаимодействия субъект-объект труда.
Профессия(специальности), где взаимодействие происходит в системе «человек-человек» врешающей степени обусловлена сформированностью у него таких качеств как:
— стремление к общению;
— умение легко вступать вконтакт с незнакомыми людьми;
— устойчивое хорошеесамочувствие при работе с людьми;
— доброжелательность,отзывчивость;
-выдержка, умениесдерживать эмоции;
— способностьанализировать поведение окружающих, понимать намерения и настроения другихлюдей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умениеулаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
— умение слушать,учитывать мнение другого человека;
— способность владетьречью, мимикой, жестами;
— аккуратность,пунктуальность, собранность;
— знание психологиилюдей.
Профессионально важнымикачествами специалиста в системе «человек-человек» являются прежде всеголичностные компоненты деятельности. То есть для составления прогноза в этойсистеме необходимо оценить эмоционально-волевую сферу, коммуникативную иорганизаторские способности.
Профессии этого типа деятельностисвязаны с обслуживанием, обучением, воспитанием, правовой защитой человека.
В данном случае мырассматриваем профессию, связанную со сферой обслуживания; профессию продавца.
Продавец должен адекватноотражать свойства своего товара. Лучшая реклама – довольный клиент.Разочарованный клиент становится источником отрицательной личной информации,существенно влияющим на поведение потенциальных покупателей. Продавец многотеряет, приобретая неудовлетворенного покупателя. Продавцу должно быть небезынтересным,как поступает покупатель с приобретенным товаром – эффективно использует поназначению, использует не по назначению, хранит его в бездействии, выбрасываетили выгодно перепродает. С целевым рынком можно успешно взаимодействовать, лишьпознав механизмы его целеобразования и целедостижения.
 При внедрении на рыноктовара-новинки необходимо учитывать индивидуальные особенности людей в ихготовности к восприятию новшеств. Некоторые люди быстро и охотно воспринимаютновшества, другие становятся их ранними последователями. Многие люди выжидают.Часть людей настолько привязываются к привычным вещам, что всю жизнь отвергаютвсе новое. Энтузиасты-новаторы составляют примерно 3% потенциального количествапокупателей, а ранние последователи – около 15%. Все новаторы – люди, склонныек риску. Мнение же ранних последователей новаторов более значимо длябольшинства покупателей. Они-то и оказывают основное личное влияние набольшинство потенциальных покупателей.
Деятели маркетинга должнызнать, что содействует возникновению этого психического образа, что вызываетповышенную ориентировочную реакцию потенциального покупателя на конкретныйтовар. С этой целью должны проводиться соответствующие исследования.Формирование покупательского побуждения – стратегическая задача маркетинга. Упокупателя должно возникнуть чувство положительного отношения к определенномутовару и желание действовать в целях его приобретения. Возникает мотивационноепобуждение ориентирует покупателя на сбор необходимой информации. Задачамаркетинга – преподнести эту информацию в удобной для покупателя форме.Покупатель может воспользоваться как личными, так и коммерческимиинформационными источниками. Коммерческие источники информируют, личные жеисточники убеждают. Необходимо всячески избегать негативной оценки товара состороны личных источников. Комплект осведомленности покупателя может бытьзначительно уже полного комплекта данного вида товара. Задача фирмы – ввестивсе свои товары в комплект осведомленности покупателя. Более того – фирма должнаобеспечить комплект реального выбора товара. Как потребитель оцениваетинформацию о товаре и осуществляет свой выбор? Каждый потребитель оцениваеттовар как наиболее подходящий для него набор потребительских свойств.
 Деятель маркетингадолжен оценивать набор свойств товара не со своей точки зрения, а с позицииотдельных категорий покупателей. Так называемые марочные товары несут в себеэталон образа данного вида товара, сформированный на основесреднестатистического анализа покупательских предпочтений. На купленный товар употребителя возникает определенная реакция, а затем и обоснованное,сознательное одобрение или неодобрение покупки. Работа деятеля торговли должнапродолжаться и в послепродажном периоде. Удовлетворение покупкой возникает вслучае соответствия товара ожиданиям покупателя. Товар может и превышатьожидания покупателя, вызывать его восхищение. Слишком высокие ожидания,сформированные недобросовестной рекламой, ведут к разочарованию товаром, чтонеизбежно понижает спрос на него.
 Одна треть потребителейсовершает покупки под влиянием информации, полученной в непосредственномобщении. Темп принятия потребителем товара-новинки зависит: от резкого егопревосходства над существующим аналогичным товаром (новая партия компьютеровбыла быстро раскуплена в США благодаря удобству в подсчете на них суммыподоходного налога), совместимость с опытом основной массы потребителей,облегченность понимания сущности товара-новинки, простота в его использовании,возможность первоначального апробирования в ограниченном объеме,коммуникативная доступность, функциональная наглядность.
 На современном рынкераспространены фирмы, которые закупают товары для дальнейшего ихраспространения в производстве и торговой сети. Покупателей здесь значительноменьше, но они крупнее и более компактно сосредоточены по различным регионам.Закупки здесь осуществляются профессионалами. Продавцу товаров следует знать,каковы основные критерии покупателя, кто оказывает решающее влияние на принятиезакупочных решений, какие поправочные изменения в товаре могут обеспечитьнаиболее успешное его продвижение на рынке. Большую емкость имеет рынокгосударственных учреждений, которые осуществляют закупки исходя из жесткихтехнических требований и стандартов. Большая часть этих закупок осуществляетсяспособом открытых торгов или заключением контрактов по результатам переговоров.В США за деятельностью правительственных закупщиков установлен строжайшийконтроль со стороны Конгресса и Бюджетного бюро. Все агенты по закупкам товаровпромышленного назначения имеют специальную профессиональную подготовку.
 В настоящее времяпродавцы товаров переходят от методов массового и товарно-дифференцированногомаркетинга к целевому маркетингу, позволяющему в большой мере выявлять рыночнуюконъюнктуру, создавать более эффективные товары и маркетинговые комплексы.Целевой маркетинг основан на сегментирование рынка – дифференциации рынка наопределенные товары и услуги. В потребительском маркетинге существенноезначение приобретает сегментирование по демографическим, географическим,психографическим и поведенческим признакам. Сегментирование товарапромышленного назначения осуществляется по разновидностям потребителей и ихгеографическому положению. Если фирма занимает на рынке позицию рядом сконкурентами, она должна уделить первостепенное внимание новизне и качествусвоего товара и более низкой его цене. Дифференцированный маркетинг – работа внескольких сегментах рынка с предложением на каждом из них отдельного товара.Действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке образуютпозиционирование товара на рынке. Производство и продвижение товаров с высокимипотребительскими качествами не исключают деятельности по стимулированию сбыта –принятию специальных мер по продвижению товара или услуги. Средствастимулирования: реклама, пропаганда, личная продажа. Стимулировать потребителейи распространением образцов, красивой и удобной, премиями; стимулирование сферыторговли посредством проведения торговых конкурсов дилеров, бесплатногопредоставления части товара и др., стимулирование торгового персонала фирмыпремиями, конкурсами и др. Широкое распространение получили экспозиции идемонстрации товара в местах его продажи, специализированные выставки и встречисо специалистами, всевозможные конкурсы, лотереи и вознаграждаемые игры.Значительное внимание фирмы уделяют пропаганде своих товаров и услуг,средствами организации общественного мнения. Фирмы формируют свой имидж какорганизации с высокой гражданской ответственностью.(9)
 Администрация Компании«Квинта», принимая на работу сотрудников, руководствуется потребностями вопределенных категориях специалистов, а также их профессиональными иличностными качествами. Администрация Компании, нанимая сотрудников на работу,ожидает от них проявления следующих основных компетенций:
Внимание к покупателю – стремление уделять первостепенноевнимание потребностям покупателей, предлагать помощь и пути решения, оставаясьнеизменно дружелюбным и искренним.
Инициативность – Стремление выдвигать ценные длябизнеса идеи, браться за их исполнение и воплощать в реальность. Делать все длявыполнения и перевыполнения задач, не дожидаясь дополнительных указаний.
Работа в команде – стремление эффективно работатьвместе, помогая и поддерживая друг друга.
Стремление к успеху – неудовлетворенность существующимположением дел, стремление к новому, установление высоких стандартов и сложныхзадач и постоянное стремление к их перевыполнению.
 Цель компании «Квинта» стремление клидерству на рынке строительно-отделочных материалов и получение прибылипосредством продаж товаров для дома, ремонта и строительства с предоставлениеммаксимально комфортных условий обслуживания покупателей.
1.3 Индивидныесвойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности
 
Темперамент – закономерноесоотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихразличные стороны динамики психической деятельности.
 Понятие темпераментвозникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н.э),утверждающего, что пропорция четырех элементов, из которых якобы состоитчеловеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней. Свойстватемперамента – индивидуальный темп и ритм психических процессов, степеньустойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всемсторонам психической деятельности а следовательно, и указанные выше свойстватемперамента могут быть связаны с другими психологическими условиям –настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т.п. Вместе с темсвойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные особенности,сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности,зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы.
 Различные сочетаниязакономерно связанных между собой свойств темперамента называют типамитемперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификациейтипов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
 Представление отемпераменте человека складываются на основе характерных для него психологическихособенностей. Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся наокружение события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более илименее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состоянийназывают флегматиком. Холерик – человек быстрый, порывистый, способныйотдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный кбурным эмоциональным вспышкам. Резким сменам настроения. Меланхоликом женазывают человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даженезначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
 У людей одного и того жетипа темперамента степень выраженности отдельных его свойств может бытьразличной. Типичны в темпераменте, во-первых, те крайние полюса, между которымивозможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых,соотношение различных свойств темперамента. Поэтому, хотя каждого человекаможно отнести к определенному типу темперамента, индивидуальные различия междулюдьми по свойствам темперамента бесконечно разнообразны.
 Тип темперамента зависитот врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и егопоследователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типатемперамента от общего типа нервной системы. Имеются факты, говорящие окосвенной зависимости типа темперамента и от анатомо-физиологическихособенностей всего организма в целом. Каждое отдельное свойство темпераментазависит от нескольких физиологических свойств общего типа нервной системы.Точно так же от какого-либо одного физиологического свойства общего типанервной системы зависит несколько различных свойств темперамента. Лишь типунервной системы в целом соответствует определенный тип темперамента. Поэтому,чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать физиологические свойстваего общего типа нервной системы; необходимо провести психологическоеисследование.
 Тип темперамента, как иврожденный тип нервной системы, от которого он зависит. Может несколькоизмениться в зависимости от условий жизни и воспитания.
 Темперамент человека непредопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Людисовершенно различного темперамента могут обладать одной и той жесоциально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового темпераментамогут быть очень различными по своей социально-нравственной ценности.
 Динамическаяхарактеристика психической деятельности не имеет формального характера. Оназависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивидак тому, что он делает, и к тем условиям в которых он находиться. Темпы моейдеятельности будут, очевидно различными в том случае, когда направление еевынуждено идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями испособностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждоммне окружении и в том случае, когда я захвачена и увлечена содержанием моейработы и чувствую, что нахожусь в созвучной мне среде.
 Даже динамика выразительныхдвижений человека не обусловлена только врожденными органическими особенностямитемперамента, тонусом органической жизнедеятельности. Она обусловлена всемобразом жизни человека, в которую тонус органической жизнедеятельностивключается как зависимый момент.
 В реальном образе жизниконкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведениятонус его жизнедеятельности и регуляция динамических особенностей егоповедения, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственнойжизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногдапротивоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамикиповедения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека,может конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще самуличность, ее темперамент, при этом внутренние особенности темперамента человекамогут находиться в противоречии с динамическими особенностями поведения,которого он внешне придерживается. Но в конечном счете особенности поведения,которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше илипозже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда дажекомпенсаторно – антагонистического – на внутренний строй личности, на еетемперамент.
 Таким образом, во всехпроявлениях темперамент опосредован, обусловлен всеми реальными условиями иконкретным содержанием жизни человека. Темперамент – пустая абстракция внеличности, которая формируется, совершая свой жизненный путь. Будучидинамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своихкачественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимостиимпульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуяоснову свойств характера, свойства темперамента, однако не предопределяют их. Темпераментнадо строго отличать от характера, Темперамент ни в коей мере не характеризуетсодержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы ит.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данногочеловека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической сторонедеятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, всилу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различнымсвойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — отповедения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так наоснове импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условийвоспитания и всего жизненного пути, могут выработаться волевые различныекачества характера, в одном случае на основе большой импульсивности у человекакоторый не приучился контролировать свои поступки размышлением над ихпоследствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычкарубить с плеча, действовать под влиянием аффекта, в других случаях на основетой же импульсивности разовьются решительность, способность без лишнихпромедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненногопути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального иэстетического развития впечатлительность как свойства темперамента может водном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюдак робости и застенчивости, в другом – на основе той же впечатлительности могутразвиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическаявосприимчивость, в третьем – чувствительность в смысле сентиментальности.
 Во всех проявленияхтемперамент опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретнымсодержанием жизни человека. Например отсутствие выдержки и самообладание необязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствиемнедостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что уодного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакцииповедении, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иныхпсихических качеств, для другого – другие.
 Бесспорно, что при любомтемпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однакоконкретные приемы развития этих свойств существенно зависит от темперамента.Поэтому темперамент — важное условие с которым надо считаться при индивидуальномподходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннемуразвитию умственных и физических способностей.
 Наблюдения за поведениелюдей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначнопроявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культуранакладывает определенные ограничения на социальное поведение человека. Витальянской культуре разрешается громко разговаривать, совершать активныетелодвижения и размахивать руками при общении, в английской это запрещаетсяделать. В японской культуре считается неэтичным открыто выражать свои эмоции ит.д.
 Культура, обучение ивоспитание, несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешниепроявления темперамента человека. В результате этого в наблюдаемых извнединамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с такназываемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым какиндивидуальный стиль деятельности.
 Индивидуальный стильдеятельности можно определять по-разному, и относительно самостоятельно, и вего сравнении с темпераментом человека. Самостоятельное определениеиндивидуального стиля деятельности выглядит следующим образом. Это –характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые,в свою очередь, могут быть двух видов, ситуации деятельности и ситуацииобщения.
 Индивидуальный стильдеятельности, хотя и зависит от свойств нервной системы человека и, возможно,от генотипа, врожденным не является. Зная свойства нервной системы, которымиобладает человек с рождения, невозможно предсказать, каким станет егоиндивидуальный стиль деятельности.
 Индивидуальный стильдеятельности человека способен меняться в течение его жизни, а темперамент нет.Скажем, если человек выбирает новую для себя специальность или поступает наработу, где от него требуется иной стиль деятельности по сравнению с тем, ккоторому он привык, то для того, чтобы получить соответствующую специальность ине потерять вновь приобретенную работу, человек вынужден изменить свой стильиндивидуальной деятельности. Изменить темперамент человека при всем желанииневозможно.
 Вместе с тем темпераменти индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг сдругом.
 Их связь проявляется вследующем. Индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическимособенностям обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствиенаблюдается не всегда. Между динамическими особенностями темперамента ииндивидуального стиля деятельности могут существовать расхождения. Например,будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью,выполнение которой требует от него проявления динамических особенностей,свойственных сангвинику. Бывает и наоборот, сангвиник, занимаясь чем-либо,вынужден вести себя как флегматик. В этих случаях человек, выполняясоответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и скореевсего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Еслитемперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют другдругу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нееудовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность.
 Индивидуальный стильдеятельности, с другой стороны, не может быть полностью независимым оттемперамента, и тот основной тип темперамента, который свойственен данномучеловеку, так или иначе, но обязательно проявиться в его индивидуальном стиледеятельности. Поясним сказанное, вспомнив, что у большинства людей имеютсясмешанные типы темперамента и тип темперамента человека условно определяется подоминирующим свойствам нервной системы. Они-то имеются в виду, когда говоритсяоб основном типе темперамента данного человека. Именно этот тип проявляется виндивидуальном стиле деятельности человека.
 Какие же факторы влияютна формирования и развитие индивидуального стиля деятельности. Таких факторовнесколько, и они могут действовать, оказывая влияние на индивидуальный стильдеятельности, в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальныйстиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складываетсяи под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, и подвоздействием наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей,ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы егоиндивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его жетемперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методомпроб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности егоиндивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям еготемперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.
 У взрослых людейиндивидуальный стиль деятельности складывается под воздействием ихпрофессиональной деятельности, в частности, успехов и неудач в этойдеятельности, те особенности индивидуального деятельности, которые приводятчеловека к успехам в работе, отражаются и закрепляются в индивидуальном стилеего деятельности; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, современем устраняются. Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента,индивидуальный стиль деятельности человека становится обычно уже в зрелые годы,когда человек накапливает достаточно большой жизненный опыт и перед ним встаетзадача максимально оптимизировать свою деятельность, добиться в ней наилучшихрезультатов при минимальных затратах энергии, усилий и времени (18)
 Наряду с характером,направленность личности, индивидуальным стилем деятельности существует и сдругими свойствами личности, такими, как способности и мотивация. Всовокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальныеразличия, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями междунаследственностью индивида и его средой (2).
 Тип темперамента зависитот врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов и егопоследователи научно доказали непосредственную и прямую зависимость типатемперамента от общего типа нервной системы. Как для темперамента, так и дляспособностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формированииспособностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивныйвозраст. Способности проявляются в динамике, формирования знаний, умений инавыков в условиях конкретной деятельности.
 Б.М. Теплов, признанныйавторитет в области исследования проблем способностей, так определил ихосновные признаки (39):
 1)индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого;
 2) не всякиеиндивидуальные особенности, а лишь, которые имеют отношение к успешностивыполнения какой-либо конкретной деятельности;
 3) способность несводима к психологическим образованиям, т.е. к знаниям, умениям, навыкам.
 Исходя из данныхпризнаков, дается следующее определение способностей. Способности – этоиндивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешноговыполнения той или иной продуктивной деятельности.
 Я. Стреляу исследовалисьвзаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойств темперамента(37). Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей междууровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено.Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальныхспособностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков,так и меланхоликов.
 Способностиобнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общейнаправленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
 Мотивация – этопобуждение, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Вмотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних ивнешних причин психологического характера. Когда говорят о внутренних причинах,то имеют в виду психологические свойства субъекта поведения (мотивы,потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.) и мотивацию называютдиспозиционной. Когда говорят о внешних причинах, то имеют в виду внешниеусловия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуационные стимулы)и мотивацию называют ситуационной.
 Разновидностью мотивациидеятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивидадобиваться успехов или избегать неудач.
 Теория мотивациидостижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом иД. Аткинсонном. Согласно этой теории люди мотивированные на успех ставят передсобой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Онистремятся во что бы не стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы ирешительны, рассчитывают получить одобрение за действия направленные надостижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех ресурсов исосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначеведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них выраженная цель вдеятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том чтобыизбежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на избегание неудачи,проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боитсякритики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны ивременные неудачи.
 Из сказанного следует,что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнооценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У нихвыявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированныена избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что в свою очередь, ведет кнереалистическим притязанием (завышенном или заниженном). В поведении этопроявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышеннойтревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования,соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.
 Темперамент и отчастиспособности относятся к тем особенностям индивидуальных различий, которые взначительной степени обусловлены наследственностью, изначально закрепленыгенетически. Как для темперамента, так и для способностей характернаотносительно высокая стабильность. Однако если свойства темпераментапрактически не поддаются изменению, то способности, характер формируются напротяжении всей жизни индивида, особенно в сенситивном возрасте и на первыхстадиях социализации личности. Формирование же направленности и мотивационнойсферы личности происходит на более поздних стадиях социализации, в процессестановления личности и под влиянием воспитания, жизненного уклада и образажизни.
 В общем, темперамент,характер, способности и мотивация личности относятся к тем жеиндивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенноотличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально- психологическиеособенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
 М.К. Тутушкина отмечает,что тип темперамента – «это не только источник сложности для человека, но ипотенциал сильных сторон его личности». Как могут проявляться эти сильныестороны в различных жизненных ситуациях? «Если Вы чувствительный меланхолик,значит, Вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способнына жертвенный героический поступок; если Вы флегматик, то за вами «как закаменной стеной могут спрятаться Ваши друзья и подчиненные, ведь Вы оченьнадежны; если холерик, то можно надеяться на успешность Вашего пути, Вы хорошоумеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если Вы сангвиник, тотогда от Вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашейнелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом темпераменте,намного больше, чем подозревает сам человек. Любая деятельность характеризуетсяопределенным стилем. Стиль деятельности – «это обусловленная типологическимиособенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, … индивидуально-своеобразнаясистема психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегаетчеловек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметнымивнешними условиями деятельности» [19;246]. В этом определении особенно подчеркивается,что это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов,обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности.
1.4 Понятие о стиляхдеятельности и их характеристика
 История изучения стиляначинается, наверное, с того самого момента, когда человек задумался о причинахиндивидуального своеобразия собственного бытия. Сфера применения категории«стиль» так широка, что в различных областях знания стиль (впрочем, также как ихарактер) считается понятием междисциплинарным, входящим в категориальныйаппарат философии, психологии, литературы, искусствоведения, лингвистики,биологии.
Психологическиеисследования стиля в ХХ веке стали проводиться в трех направлениях,использовавших различные начальные системы координат: личностные диспозиции; характеристикикогнитивных процессов параметры поведения.
 Как показываютисследования, функционирование стиля обеспечивается действием механизмов,опосредующих взаимосвязь параметров разных психологических образований:темперамента-интеллекта, характера-способностей, способностей-темперамента,темперамента-характера. Специфика сопряженности проявляется на разных уровняхорганизации индивидуальности – от биохимического до межличностного. Можносказать, что изучение статуса стиля в структуре индивидуальности показало егопромежуточное положение между вышеназванными психологическими образованиями.
В целом, во взаимосвязипонятий «стиль», «темперамент», «характер» А.В. Либинвыделяет следующиезакономерности.
Довольно часто понятия«темперамент» и «стиль», «темперамент» и «характер» (и даже «темперамент» и«личность») объединяются в рамках одной концептуально плоскости. При этомнаиболее характерными «кодами» при анализе понятий являются следующие.
А. Отождествление понятий«стиль» и «темперамент». При этом вся стилевая сфера индивидуальности можетсузиться до отдельных темпераментальных проявлений, например, тревожности ипсихотизма. Г.Оллпорт, связывая стиль с формой, а не с содержанием поведения,отождествлял его с темпераментом, т.е. восприимчивостью к эмоциональным стимулам,типичной силой и скоростью реакций, фоном преобладающего настроения иинтенсивностью его колебаний. Интересно, что в основе темпераментальныхпроявлений Г. Оллпорт предполагал обнаружить общий конституциональный фактор,указывая на важнейший признак темпераментальных черт – наследуемость. ЯнСтреляу также во многих своих работах специально отмечает, что темпераментобразует стилевой аспект поведения, а личность – содержательный.
Б. Разделение стилевых итемпераментальных проявлений как отдельных психологических признаков индивидуальности,производных, однако, от общего, психодинамического фактора. Вопрос: «Как?»,относящийся, по общему мнению, к формальной стороне поведения и деятельности,имеет существенную роль для определения самих формальных характеристик ипоэтому оказывается не столь важным, какие конструкты объясняют анализируемуюфеноменологию поведения.В. Стиль, также как и темперамент, понимается какподкласс психических свойств личности и имеет ряд отличительных признаков, всоответствии с которыми занимает промежуточное положение междутемпераментальными (конституциональными) факторами и другими личностнымиобразованиями, такими как темперамент, характер, способности.
Г. В некоторых концепцияхстилю, в отличие от темперамента, приписывается важнейшая, иногда иопределяющая роль по отношению к остальным психологическим подструктурам. Так,по мнению Дж.Ройса, стиль – это ядро личности. В.С.Мерлин, вслед за А.Адлером,также считал стиль важнейшим интегрирующим механизмом в структуре человеческойиндивидуальности.
По Е.А.Климову,индивидуальный стиль деятельности в узком смысле – это обусловленнаятипологическими особенностями устойчивая система способов, которая складываетсяу человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности…индивидуально-типологическая система психологических средств, к которымсознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешиваниясвоей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.
Любая деятельность характеризуетсяопределенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности –устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ееосуществления. Он обуславливается спецификой самой деятельности,индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. В узком смыслеиндивидуальный стиль деятельности – «это обусловленная типологическимиособенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, …индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которымсознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешиваниясвоей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [19;246].В этом определении особенно подчеркивается, что это индивидуальное своеобразноесочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности.Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки, выявляяспособности самого объекта и определяясь его индивидуально-психологическими иличностными особенностями.
Стиль деятельности связансо стилем саморегуляции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороныцелостного индивидуального стиля активности, деятельности человека. В последнеедесятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля,определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегосяполенезависимостью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в оченьшироком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль общения … ит.д. Как подчеркивает психолог Андреева Г.М.: «Определенные стили поведенияотносились к типу принятия решения руководителями. Были обозначены три стиляруководства: авторитарный, демократический и попустительский» [1;212]. Впоследующих исследованиях были введены такие его определения, как директивный,коллегиальный и разрешительный. В стиле выделяются две стороны: содержательнаяи техническая, то есть формальная (приемы, способы). Ниже приводится полнаяхарактеристика формальной и содержательной сторон трех стилей по Андреевой Г.М.[1; 210].




Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения
Запреты без снисхождения, с угрозой
Четкий язык, неприветливый тон
Похвала и порицание субъективны
Эмоции не применяются в расчет
Показ приемов – не система
Позиция лидера – вне группы
Дела в группе планируются заранее
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны
Голос руководителя — решающий
Демократический стиль
Инструкция в форме предложений
Не сухая речь, а дружеский тон
Похвала и порицание – с советами
Распоряжения и запреты с дискуссиями
Позиция лидера – внутри группы
Мероприятия планируются не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все
Все разделы работы не только предлагаются, но и все обсуждаются
Попустительский стиль
Тон – конвенциональный
Отсутствие похвалы, порицаний
Никакого сотрудничества
Дела в группе идут сами собой
Лидер не дает указаний
Можно сделать вывод, чтоприменительно к поведению, деятельности, общению наиболее общими являютсяопределения типов стиля (в совокупности его формальной и содержательнойсторон).
Исследования к. Левинапоказали, что, хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилемруководства, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятнымиотношениями был наивысший, также как и стремление к творчеству, в группе лидерас авторитарным стилем показатели продуктивности были самыми высокими, посравнению с остальными группами. Благодушно-попустительский стиль руководстваприводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтам, чтонеизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы посравнению с двумя другими группами.
Современный анализприроды стилевого своеобразия человека именно сейчас начинает приобретать чертыцелостной и непротиворечивой теории. Существование десятков параметровиндивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, представляет собойотображение одной и той же психологической реальности, обозначаемой различнымитерминами. В то же время, устойчивость этих проявлений заставляет думать осуществовании общих факторов, латентных переменных, с помощью которых возможносоздание адекватных объяснительных моделей. Кажется своевременным внести иновый термин для изучаемого феномена – стиль человека. Тем самым подчеркиваетсяцелостность этой уникальной характеристики взаимодействия субъекта с окружающиммиром.
 Как может выглядетьопределение стиля человека, отражающее соединение общепсихологического –непривычно звучащего в этом контексте – и традиционногодифференциально-психологичекого подходов. Например, так. Стиль человека – этоустойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся впредпочтении конкретной формы взаимодействия субъекта с физической и социальнойсредой. Структура стиля представляет собой определенный тип связей междуразными параметрами индивидуальности, с одной стороны, и между этимипараметрами и ситуативными переменными – с другой.

Выводы по первой главе
 
1.        Трудоваядеятельность – физическая и умственная деятельность, т.е. специфическая формачеловеческого отношения к окружающему миру, содержание которой составляетцелесообразное изменение и преобразование этого мира.
2.        Темперамент имеетотношение лишь к динамической стороне деятельности. Изменить темпераментчеловека при всем желании невозможно, но, включаясь в развитие характера,свойства темперамента претерпевают изменения. Во всех своих проявленияхтемперамент обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизничеловека.
3.        При любом темпераментеразвиваются общественно ценные свойства личности. Конкретные приемы развитияэтих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент – важноеусловие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию иобучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных ифизических способностей.
4.        Таким образом, ниодна сторона личности – ее направленность, характер, уровень общих испециальных способностей – не предопределена темпераментом, однако динамическиеособенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят оттипа темперамента.
5.        Те или иныесвойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельностимогут способствовать достижению успеха в ней, в других при той же деятельностимешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойствутемперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которыенаиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияниеотрицательных в данных условиях проявлений темперамента.

Заключение
Современная сфераобслуживания ставит многообразие задач, решение которых непосредственно связанос теми или иными особенностями работников. Так для того, чтобы реализовать однуиз важнейших целей сферы обслуживания – обеспечивать наиболее удачно нуждынаселения, необходимо осуществлять эффективный подбор кадров торговогопредприятия. Для решения задач торгового предприятия необходимо проводитьсистематическую диагностическую работу. Специальных методов изучения индивидныхособенностей немного, тем не менее, психологи располагают определеннойсовокупностью достаточно надежных методик для изучения продавцов разноговозраста. Наиболее проверенными являются тесты темперамента. Темперамент – этоустойчивое состояние психодинамических свойств личности, проявляющихся вобщении и деятельности. Таким образом, темперамент зависит отпсихофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной системы.Темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельностииндивида постоянен. Свойства темперамента являются наследственными, поэтомучрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должныбыть направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознаниеособенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности,которые в наибольшей степени соответствуют природным качествам, природномударованию.
Особенностииндивидуального стиля деятельности и его развития у продавцов с разным типомтемперамента не вошли в предмет нашего исследования, однако представляетинтерес проблема индивидуальных различий в развитии индивидуального стилядеятельности холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов.

Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемачеловекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996.
2. Асмолов А.Г. Психология личности:Учебник. М, 1990
3. Батаршев А.В. Психодиагностикаспособности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативныекачества личности. М., 1999.
4. Батаршев А.В. Психологияиндивидуальных различий: От темперамента к характеру и типология личности. М.,2000.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999
6. Выготский Л.С. Проблемы общейпсихологии. Соб. Соч – М. 1962
7. Гиппенрейтор Ю.Б. Психологияиндивидуальных различий. М., 1990
8. Глейтман Г, Фринлунд А. РайсбергД. Основы психологии. СПб., 2000
9. Еникеев М.И. Социальнаяпсихология. М.,1981
10. Климов Е.А. Индивидуальный стильдеятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань,1969.
11. Климов Е.А. Введение в психологиютруда. М., 1988.
12. Козинец Краткая философскаяэнциклопедия. М., 1994.
13. Купер К. Индивидуальные различия.М., 2000.
14. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.3-е изд. М., 1964.
15. Мерлин В.С. Психологияиндивидуальности. М., 1969.
16. Небылицын В.Д. Основные свойстванервной системы человека. М., 1966
17. Небылицын В.Д. Темперамент //Психологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976.
18. Немов Р.С. Психология: Учебник. В3 кн.1. Общие основы психологии. 4-е изд., доп, и перераб, М., 2000.
19. Немов Р.С. Общая психология. М.,2003
20. Обозов Н.Н. Типы личности,темперамент и характер (Метод. Пособие). СПб., 1998.
21. Особенности обучения ипсихического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука- реформешколы) / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С Круглова. М., 1988.
22. Павлов И.П. Полн. Собр. Соч. 2-еизд. Т.3. Кн.2. М., Л., 1951.
23. Первин Л., Джон О. Психологияличности: Теория и исследования. М.,2000.
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Психология: Учебник. М., 1998.
25. Пряжников Н.С. Психологическийсмысл труда. М.,1997.
26. Практическая психология: Учебник.2-е изд., перераб, и доп./ Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1996.
27. Практическая психология дляменеджеров / М.К. Тутушкина, С.А. Волков, О.В. Годлиник и др,; Под ред. М.К.Тутушкиной. М., 1996.
28. Психология и психоанализхарактера. Хрестоматия по психологии и типология характера / Ред.- сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1997.
29. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред, И.В. Дубровиной.М., 1991.
30. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога: Учеб.пособие. В2 кн. 3-е изд., перераб и доп. Кн.1.Система работы психолога с детьми разного возраста. М., 2000.
31. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога: Учеб. Пособие, В 2кн. 3-е изд., перераб и доп. Кн.2.Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 2000.
32. Русалов В.М. О природетемперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросыпсихологии. 1985. №11.
33. Симонов П.В., Ершов П.М.Темперамент, характер, личность. М., 1984
34. Смирнов Б.Н. Психологическаяхарактеристика темперамента // Практическое занятия по психологии: Учеб.Пособие / Под ред. Д.Я. Богданова, И.П. Волкова. М., 1989.
35. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 1997.
36. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии: Практикум. Ростов н/Д., 1999.
37. Стреляу Я. Роль темперамента впсихологическом развит / Под общ. Ред. М.В. Равич-Щербо. М., 1982.
38. Теплов Б.М., Небылицын В, Д.Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологиииндивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. №5
39. Теплов Б.М. Психологияиндивидуальных различий // Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.1. М., 1985.
40. Философский энциклопедическийсловарь. М., 1983.
41. Щукин М.Р. Некоторыетипологически обусловленные различия в протекании ориентировочной иисполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений //Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда: Сб.ст./ Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1964.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.