Реферат по предмету "Психология"


Библиотерапевтический эффект художественной литературы

Введение.
 
Актуальность. В современной России сформироваласьчрезвычайно сложная социальная ситуация. Население дифференцировалось нанебольшую кучку богачей и материально обездоленное большинство. Оно четкоразделилось на приверженцев различных идеологий, сторонников взаимоисключающихвариантов дальнейшего развития России. Недовольство условиями жизниподавляющего большинства населения растет, что дестабилизирует общественнуюжизнь. Читатели библиотек крайне растревожены итогами проведенных реформ,неустойчивостью политического строя, коррумпированностью власти, своим будущими перспективами жизнедеятельности своих детей. Многие их них нуждаются впсихокоррекции мышления и поведения. Сегодня читатели идут в библиотеку нетолько и столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, запсихокоррекционной помощью. Поэтому значимость библиотерапевтического эффектахудожественной литературы в современных условиях, резко возросла. И чрезвычайноактуально стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия.
Объект: Библиотерапия.
Предмет: библиотерапевтический эффектхудожественной литературы.
Цель: проанализировать воздействиехудожественной литературы на читателей.
Задачи: 1. Анализ опубликованных документов.
2. Рассмотрение понятия«библиотерапия».
3. Анализ влиянияэкранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.
4. Акцентированиевнимания на влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественнойлитературы.
5. Раскрыть эффектвозвращения к прочитанному тексту.
Гипотеза: Не все жанры литературы пользуютсяравным успехом при перечитывании литературных произведений.   
Методы: 1. Анализ опубликованных документов.
2. Анкетирование.
Изученность. Заметно возросший в последнее времяинтерес специалистов к такому направлению работы библиотек, как библиотерапиявыражается в публикации статей, проведении исследований, конференций,симпозиумов, семинаров, создаются Ассоциации библиотерапевтов (Финляндия) иготовятся специальные кадры.
Родоначальникомбиблиотерапии как науки считается шведский невропатолог Яроб Биллс.Практический интерес к новому направлению проявляют специальные библиотеки(чаще библиотеки для слепых) и научные универсальные библиотеки (ОУНБ г.Пензы,АКУНБ им. В.Я. Шишкова г.Барнаула и ГМИЦ).
Главным отличиембиблиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работыявляется выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблем.
 Библиотерапия – сложноеявление. Эта сложность проистекает из неуловимой цепи взаимосвязи широкогокруга смежных с библиотековедением наук. По мнению А.Е. Шапошникова,библиотерапия находится на стыке библиотековедения и медицины. С точки зрениямедиков библиотерапия является частью психотерапии, т.е. планомерногоиспользования психического воздействия на больного с лечебными целями (А.Белик, Л. Дмитриева, И. Куталин, Н. Несвистенко, В. Семке, В. Фоменко). Вбиблиотековедческом контексте библиотерапия чаще всего рассматривалась и рассматриваетсякак одно из направлений педагогики чтения (Л. Беляева, О. Егорова, Л. Беляков,В. Терешин).
В конце 19 – начале 20века самое большое внимание исследованию восприятия художественных текстовуделялось специалистами общей и педагогической психологии. Харьковскаяпсихологическая школа (Потебин, Овсянников-Куликовский, Харцев и другие)отстаивали мысль о том, что «Идею вкладывает тот, кто воспринимаетхудожественное произведение, кто его толкует, кто им пользуется для уясненияжизненных явлений… Нет ни этого объективного содержания, на раз навсегдаданного смысла, ни идеи художественного произведения, есть лишь форма для всегоэтого, неподвижный образ, рождающий содержание в читателе из данной прозы».Именно такие идеи впоследствии послужили толчком к изучению терапевтическоговосприятия чтения художественной литературы, который нашел реальное воплощениев работе врачей кафедры психотерапии, психогигиены и психопрофилактикиХарьковского института усовершенствования врачей, где активно применяется методбиблиотерапии (А. Фикатов, А. Миллер) и где создан центр по изучению ивнедрению библиотерапии в практику.
Активномунаучно-психологическому изучению чтения художественной литературы положилиначало А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и Н.А. Рубакин, разработавший свою теориюбиблиопсихологии.
В частности Н.А. Рубакинмного внимания уделял влиянию различных «психических способностей» на выборкниги и на отношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональныйобщепсихологический подход к исследованию художественного восприятия не совсембыл принят и позднее активно критиковался как психологами, так ибиблиотековедами. 
Библиотерапия основана наутверждении, что художественная литература воздействует на психику человека итем самым изменяет физиологические и патологические процессы в его организме,лечит с помощью специально подобранных книг с учетом психических особенностейчитателя, библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечение различныхсоматических и психических заболеваний, неврозов. Целенаправленное лечениечтением может «иметь успокаивающее действие, но оно может быть и средствомтонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Оно может выравниватьэмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер болееустойчивым», — так писал И.П. Кутанин, одним из первых в России поставившийвопрос о применении библиотерапии. В дальнейшем он предупреждал том, что чтениеможет и навредить – внести разлад в психику и не рекомендовал книги, требующиеособого умственного напряжения, с преобладанием мрачного, пессимистическогосодержания, эмоционально перевозбуждающих.
Библиотерапевтическийэффект может исходить не только от чтения художественной литературы, но и отсамого широкого круга материалов – журналов мод, газет, учебников, научныхкниг, энциклопедий и словарей. Наряду с художественной литературой можноиспользовать поэзию, литературу по интересам. По существу библиотерапевтическийэффект художественной литературы необходим тем, кто временно нуждается в особомвнимании в связи с какими-то проблемами.
Структура выпускнойквалификационной работы. Первая глава – введение, в которой говорится об актуальностибиблиотерапевтического эффекта художественной литературы, определяется объект,предмет, цель, задачи, гипотеза и методы выпускной работы. А также изученностьданной темы. Вторая глава раскрывает понятие термина «библиотерапия». Третьяглава освещает анализ внимания на влияние массовой и личной библиотеки привыборе художественной литературы. В четвертой главе помещена информация обанализе влияния экранизации художественной литературы на юношеские аудитории. Впятой главе раскрывается эффект возвращения к прочитанному тексту. Шестая глава– заключение, в которой подытоживается информация всей выпускнойквалификационной работы. 

Глава 1. Сущностьбиблиотерапии.
 
Изменившиеся социальныеусловия значительно повысили уровень тревожности населения. Это отразилось какна поведении, так и на всей деятельности пользователей библиотек. В связи сэтим чрезвычайно актуальным стало такое направление работы библиотек, какбиблиотерапия.
Библиотеки могут повыситьстрессоустойчивость личности, находящейся в дискомфортном или кризисномсостоянии, в том числе и вызванном дестабилизацией информации. Не случайнонаиболее творческие личности среди библиотекарей рассматривают библиотерапиюкак одну из форм работы, ориентированную на читательское развитие и включают вэто понятие весь комплекс библиотечных мероприятий.
Библиотерапия (лечениечтением) – это отрасль, изучающая терапевтический эффект различных типов иразновидностей литературы, преимущественно художественной. Известно несколькоопределений библиотерапии. Приведем некоторые из них, чтобы обнаружить общее ихарактерное.
В книговедческом словаребиблиотерапия определяется как метод книголечения, оказывающий при помощьспециально подобранной преимущественно художественной литературы,профилактическое и психологическое воздействие на личность с повышенной меройконфликтности.
По Р. Баркеру«библиотерапия есть использование литературы и поэзии в лечении больных,страдающих от эмоциональных проблем или умственных расстройств. Библиотерапиячасто используется в социальной работе с группами или групповой терапии и, какправило, достаточно эффективна при работе с людьми всех возрастов, с больнымикак госпитализированными, так и с амбулаторными,  а также со здоровыми людьми,желающими использовать литературу как средство личного развития исамосовершенствования».
Само понятиебиблиотерапия ранее в основном рассматривалось как лечение книгой, что заметносужало круг проблем библиотерапевтической деятельности. Библиотерапия какнаправление работы библиотек с читателями, сущность которого – целенаправленноевоздействие с помощью как книг, так и средств библиотечной работы в различныхдискомфортных и кризисных ситуациях, ориентированное на выбор оптимальныхспособов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсациии коррекции через совершенствование читательской деятельности. Основная задачабиблиотерапевтической работы библиотек – оказание помощи для саморегуляциичитательской деятельности личности в условиях психологического дискомфорта истимуляции читательского развития.
Библиотерапия – этовоздействие всем информационным пространством библиотеки как социальногоинститута, происходящее по закону перехода количества в качество, т.к.библиотека является базой читательского развития личности, совершенствованияэтой деятельности, ее стимуляции средствами библиотечной работы, местомдостижения определенной информационной гармонии духовного мира личности.
Главным отличиембиблиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работыявляется выявление через чтение механизмов конкретного выхода из проблемы.
В конце 19 – начале 20века самое большое внимание исследованию восприятия художественных текстовуделялось специалистами общей и педагогической психологии. Харьковскаяпсихологическая школа (Потебин, Овсянников-Куликовский, Харцев и другие)отстаивали мысль о том, что «Идею вкладывает тот, кто воспринимаетхудожественное произведение, кто его толкует, кто им пользуется для уясненияжизненных явлений… Нет ни этого объективного содержания, на раз навсегдаданного смысла, ни идеи художественного произведения, есть лишь форма для всегоэтого, неподвижный образ, рождающий содержание в читателе из данной прозы».Именно такие идеи впоследствии послужили толчком к изучению терапевтическоговосприятия чтения художественной литературы, который нашел реальное воплощениев работе врачей кафедры психотерапии, психогигиены и психопрофилактикиХарьковского института усовершенствования врачей, где активно применяется методбиблиотерапии (А. Фикатов, А. Миллер) и где создан центр по изучению ивнедрению библиотерапии в практику.
Активномунаучно-психологическому изучению чтения художественной литературы положилиначало А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и Н.А. Рубакин, разработавший свою теориюбиблиопсихологии.
Много внимания Н.А.Рубакин уделял влиянию различных «психических способностей» на выбор книги и наотношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональныйобщепсихологический подход к исследованию художественного восприятия не совсембыл принят и позднее активно критиковался как психологами, так ибиблиотековедами. Интерес к этой теме, а особенно к ее частному проявлению –библиотерапии был приторможен.
Библиотерапия основана наутверждении, что художественная литература, воздействуя на психику человека итем самым изменяя физиологические и патологические процессы в его организме,лечит больного. С помощью специально подобранных книг с учетом психическихособенностей пациентов библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечениеразных соматических и психических заболеваний, неврозов. Целенаправленноелечение чтением может «иметь успокаивающее действие, но оно может быть и средствомтонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Оно может выравниватьэмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер болееустойчивым», — так писал И.П. Кутанин, одним из первых в России поставившийвопрос о применении библиотерапии. В дальнейшем он предупреждал том, что чтениеможет и навредить – внести разлад в психику и не рекомендовал книги, требующиеособого умственного напряжения, с преобладанием мрачного, пессимистическогосодержания, эмоционально перевозбуждающих.
Сейчас уже доказано (втом числе и онкологами), что положительные эмоции – любовь, надежда, вера,радость, смех, уверенность в собственных силах, воля к жизни таят в себе своегорода терапевтический потенциал. Однако не так просто привести в действие, запуститьмеханизм положительных эмоций.
Библиотерапевтическийэффект может исходить не только от чтения художественной литературы, но и отсамого широкого круга материалов – журналов мод, газет, учебников, научныхкниг, энциклопедий и словарей. Наряду с художественной литературой можноиспользовать поэзию, литературу по интересам, медицинскому просвещению с учетомпрофиля заболевания. Для исследователей весьма любопытным должны быть результатот чтения литературы серии «Помоги себе сам» (Ю. Андреев, Н. Семенова, А.Малахов, П. Брэгг, Г. Шелтом, И. Васильева, В. Травинка, А. Левшинов и др.).Сюда же следует отнести авантюрные романы, детективы, фантастику и религиознуюлитературу, к которой особый интерес проявляют люди старше 40 лет.
По существу,библиотерапия необходима не только при лечении неврозов и соматическихзаболеваний, не только тем, кто оказался в больнице на продолжительный срок(беременные, послеоперационные и т.д.). У таких людей меняются культурныеконтакты, происходит тягостное отключение от тех ритмов, к которым онипривыкли. Это изменяет мотивацию отношения к чтению. Они заинтересованы в иномчтении, которое помогло бы им благополучно пережить медицинское «заключение».Библиотерапия может применятся и в работе с негоспитализированными – инвалидами,которым необходима помощь в налаживании контактов с внешним миром илиприспособлении к изменившимся из-за их болезни условиям, а также теми, ктовременно нуждается в особом внимании в связи с какими-то проблемами. Болеевсего метод библиотерапии применяется в работе с инвалидами.
Использование методабиблиотерапии поможет преодолеть в определенной степени дефицит общения,эмоционального отчуждения и наличие дискомфорта. Поможет снизить повышеннуюраздражительность, разлад с собой и окружающими.
Рассмотрение методабиблиотерапии в таком ракурсе увеличивает объект его воздействия. В качествеобъекта библиотерапии будут выступать не только и не столько больные, скольковполне нормальные люди, но испытывающие какие-то проблемы, стрессы илипребывающие в кризисных ситуациях. Среди них те, кто блокировал свои эмоции какэнергетический фундамент жизнедеятельности, кто нашел обходные способывысвобождения, что привело к разбалансировке их отношений с окружающим миром.Задачи библиотерапии в этой связи будет заключаться в противостоянии негативнымпатологическим тенденциям и в формировании установки к позитивнойсамореализации.
По мнению американскихпсихологов, способность независимого манипулирования образами в воображении,сопереживания в процессе восприятия художественного произведения даютвозможность компенсировать то, что человеку не удается реализовать вдействительности.
Рассмотрениебиблиотерапии в ключе библиосоциальной работы ощутимо меняет ее конфигурацию.
Во-первых, увеличиваетугол распространения библиотерапии, под ее воздействие попадают различныегруппы клиентов.
Во-вторых, в настоящеевремя начинается расширение границ ее применения.
В-третьих, изменяетсяфункциональное предназначение библиотерапии. Рекомендуемая литература имеетцель адекватной самооценки клиента и выступает в качестве его защитной силы.
Идеябиблиотерапевтического влияния на понижение агрессивности личностивыстраивается на конфликтологической парадигме. Мысль о возможностирегулятивного воздействия чтения на состояние конфликтогенности и позитивногопреобразования стратегии социального поведения требует серьезных эмпирическихподтверждений.

Глава 2. Влияниеэкранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.
 
Еще в 80-е гг. социологиотмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивамиобращения школьников к телевидению являются познавательный ирекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений детей иподростков очень широк, от второго к пятому классу увеличивается количествопросматриваемых передач, причем как детских, так и взрослых. Сегодняшнийшкольник обращается не к одному-двум, а к четырем-шести постоянно действующимисточникам информации. Дети смотрят все телепрограммы, не разделяя их навзрослые и детские. 
Наблюдается тенденциязамедленного вхождения детей в книжную культуру и отсутствия стабильнойпривычки к чтению у младших школьников. Но и подростки не являются исключением,для них чтение также необязательное ежедневное занятие. И лишь немногие из них,в основном те, кто приучен был к постоянному чтению с раннего детства,регулярно обращаются к книге.
В чтении детей Россиинакапливаются негативные тенденции. В новых исследованиях отмечается повышенноеувлечение детей не только теле-, но и видеопрограммами. Все ширераспространяется кабельное телевидение. А это означает, что наступает или уженаступило время, которое можно назвать кризисом чтения.
Различия телевизионной ичитательской культур многообразны, но известный социолог С.Плотников выделяеттри.
Первое – тип внимания.Телевидение, в силу доступности, не требует подготовки, легко воспринимается,а, следовательно, порождает рассеянное внимание. А чтение требуетсосредоточенности.
Второе – особенностьсодержания. Телевидение – это огромное количество разнородных сведений. Все ониинтересны, увлекательны, но разбросаны и бессистемны. Они, как рассыпаннаямозаика, не дают целостной картины мира. Тогда как книга – это всегдаорганизованный материал, это система определенных знаний, наблюдений, образов,чувств, это целостность.
Третье – характервосприятия. Телевидение – это скорость, темп, динамика, быстродействие. Чтение,особенно художественной литературы, всегда остается медленным, вдумчивым,неторопливым процессом.
Особенно важнымпредставляется процесс вхождения ребенка в информационную среду, где развитыоба типа культуры – вербальный (книжный) и визуальный. Когда ребенок учитсячитать, когда он продвигается от полного неумения к расшифровке, увеличениюскорости и, наконец, постижению информации и получению знания, — его опыттелезрителя оказывает серьезное влияние. Если домашнее окружение усиливает ипоощряет читательскую активность малыша, то он имеет хороший шанс одолеть всетри фазы без особых проблем и стать настоящим читателем. Но если семья придаетнепомерное значение телевизору как главному средству развлечения, единственномуканалу получения информации, то развитие ребенка как читателя может бытьприостановлено.
Дети эры телевидения всееще читают, и с удовольствием. Правда, несколько по-своему. Их принято называтьленивыми читателями. Ленивый читатель – это ребенок из образованной семьи,приобретший навыки чтения, но неспособный вникать в смысл прочитанного ианализировать полученную из книги информацию. Джордж Штайнер по поводу такогорода читателей отмечает: «Большинство тех, кто прошел через начальное школьноеобразование, могут читать, о не в состоянии прочесть». И год от года ленивыхчитателей становится все больше. Способность концентрировать свое внимание –это навык, требующий постоянной практики. А у телеэкрана воспитать в себевнимательность практически невозможно. Состояние телезрителя точнее всего можнобыло бы охарактеризовать как некую ментальную распыленность. Вполнеестественно, что дети, проводящие перед телевизором много часов, входят в мирчтения более нетерпеливыми и рассеянными. Телевидение заставляет детские глазаметаться по страницам, а это очень далекая от чтения вещь.
Какие книги для чтениявыбирает ленивый читатель? Что его интересует? Оказывается, дело не в жанре ине в содержании. Исследования последних лет констатируют, что у детей появилсяогромный интерес к тому сорту книг, который и книгами-то в полном смысле этогослова и назвать нельзя. Выдающийся пример – «Книга рекордов Гиннеса». Такаянекнига вполне по душе ленивому читателю. В ней нет сюжета, логик, стало быть,нет и необходимости начинать читать ее с начала и до конца. Ее проглядывают,пролистывают, начинают, бросают и схватывают снова. Подобная книга не требуетсфокусированного внимания, но содержит достаточно информации, чтобы развлечьребенка, не привыкшего к старому доброму последовательному чтению.
Привыкнув ктелепередачам, и при чтении дети жаждут картинок, коротких захватывающихтекстов. Поскольку телевидение приучает потреблять готовые образы и схемы, те,кто много смотрит ТВ, всем книгам предпочитают комиксы. Наряду с комиксамипредпочитаются такие журналы, где иллюстративный материал преобладает надтекстовым.
Они легко воспринимаются,но в то же время их чтение все же поддерживает привычку обращения к печатномуслову.
Компьютерные игру – ещеодна альтернатива чтению. В России, также как на Западе и в Японии, наступил«игровой бум». Но игры играм рознь. Есть специальные обучающие компьютерныеигры, предоставляющие большие возможности для развития творчества детей, ихобучения основам наук и т.д. В США к услугам школьников сегодня существуетпочти 10 тысяч образовательных и обучающих программ, поэтому для американцевпроблема в выборе лучших. Рынок отечественных компьютерных обучающих игр тольконачал развиваться. Но ярые его противники уже не дремлют. Даже в эпоху НТРаудиовизуальные средства многими воспринимаются как ненужная обуза. Однако. Поданным исследований, человек запоминает лишь 10 % из прочитанного, 20 % изуслышанного и 30 % из увиденного. Если же он слышит и видит одновременно,запоминает до 50 % информации. Поэтому во многих странах распространяетсяобучение «медиа-грамотности» (визуальной грамотности).
Овладение языком каккниги, так и старых (радио, кино, пресса, телевидение и др.) и новых СМИ(аудиотехника, видеотехника, электронные игры и программы и т.д.) необходимоподрастающему поколению уже сегодня. Книга и телевидение – это два гигантскихдрева культуры, растущие из разных корней… Поэтому сегодня важнейшей задачейявляется поиск гармонии всех видов культуры прошлого, настоящего и будущего.       

Глава 3. Влияниемассовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.
 
Представляется, чтонаиболее плодотворен такой подход к изучению массовой библиотеки, когда онарассматривается не просто как одни из каналов получения книг, а какспецифический социальный институт. При этом важно помнить, что библиотека – этоне случайный набор книг, а собрание, обладающее определенным смысловымединством (в этом смысле книжный склад и книжный магазин нельзя назватьбиблиотекой). Причем данным собранием кто-то постоянно пользуется, иначе – этохранилище, коллекция, музей и т.д. Понимаемая таким образом библиотекаисторически возникает при определенных условиях – усложнение комплекса идей и знаний,которыми располагает общество; возникновение письменности и т.д., когдасоциальная общность для поддержания своей идентичности в пространстве и времениначинает создавать собрания письменных текстов – библиотеки.
Причину возникновенияличных библиотек усматривают в том, что «потребление информации непосредственнона дому удобно и практично», «позволяет оперативно удовлетворять возникшуюпотребность, беречь силы и время на поиски нужных сведений».
Библиотека являетсяспецифическим звеном в системе функционирования книги и осуществляет сложнуюдеятельность по селекции книжного потока и подбора изданий в рамкахопределенной системы, и читатель имеет дело не с книгой, а с библиотекой вцелом. Как из одних и тех же кирпичей можно выстроить разные здания, так и изодних и тех же издаваемых в стране книг можно скомплектовать разные библиотеки.Скопление изданий превращается в библиотеку лишь в том случае, если оноорганизовано по определенным принципам (в подборе книг есть какая-то логика,собрание моделирует круг вкусов и интересов создателей, достигнута некотораяполнота подбора книг по избранным темам и т.п.).
В личной библиотеки напервый план выходят ценности и интересы данной личности (семьи – еслибиблиотека семейная). Поэтому можно полагать, что в большинстве личныхбиблиотек гораздо большее место, чем в массовых, будет принадлежатьхудожественной литературе, здесь будет высок удельный вес книг по домоводству,воспитанию детей, лечению в домашних условиях, любительским развлечениям,детской литературы.
Таким образом,общественная библиотека ориентирована главным образом на сохранение и передачуобщих ценностей, личная – ценностей конкретной личности.
Вышесказанное не следуетабсолютизировать, полагая, что в общественной библиотеке читатель берет те издания,которые общество считает необходимыми для прочтения, а дома собирает то, чтосчитает обязательным прочесть (и перечитывать) сам. Личность и общество тесновзаимосвязаны: и общество обычно заинтересовано в том, чтобы личностьразвивалась и обогащалась (до той степени пока это не идет во вред обществу), иличность в той ил иной степени стремится к нормальному функционированию исовершенствованию общества. Одни и те же типы литературы, одни и те жепроизведения, могут быть представлены и в общественных, и в личных библиотеках.Речь может идти лишь об их месте в рамках целого, о том, что объединяет его,лежит в основе комплектования.
На решение создать личнуюбиблиотеку и характер ее комплектования немалое влияние оказывают такиеобъективные, лежащие вне книжной сферы, факторы, как наличие и размержилплощади, финансовая обеспеченность, удаленность массовой библиотеки от местажительства. Кроме того, нужно подчеркнуть, что для общественного книжногособрания важнее момент используемости книги, ее пребывания вне стенкнигохранилища, для личного собрания – ее смысловой, репрезентативный момент,пребывание на книжной полке. В первом случае нормально, когда книга «на руках»,во втором – когда она стоит на своем месте. Массовая библиотека прежде всегозаинтересована в тексте произведения, собиратель книг особое внимание обращаетеще на характер издания (оформление, качество бумаги, формат, серийность т.д.). При определенных обстоятельствах, когда массовая библиотекавоспринимается лишь как потенциальный источник материала для текущего чтения(газета или журнал), а библиотека – личная – как коллекция, набор ценныхпредметов, сопоставление их вообще теряет смысл.
Функционально массоваябиблиотека – это библиотека «для всех», личная – «для себя и своих близких».Массовая библиотека – это форма просвещения и воспитания, личная библиотека — форма самопостроения и самопредставление личности и семьи. В массовойбиблиотеке берут принадлежащую обществу книгу во временное пользование, а вличной библиотеке хранят свою для постоянного пользования.
Фонд массовой библиотекисодержит главным образом издания, которые воплощают основные ценности общества,и ориентирован, условно говоря, на то, что «должен знать каждый». Уже в ходекомплектования массовая библиотека постоянно осуществляет отбор, который носитвесьма целенаправленный характер: отсекается специальная литература узкогоадреса и остаются здания, которые могут заинтересовать некоего среднегочитателя (так называемые «массовые» издания). Однако из-за идеологической направленностикомплектования в предыдущие годы и из-за дефицитарной ситуации на книжном рынкете темы и жанры, которые пользуются повышенным читательским спросом, обычнопредставлены в фондах отдельными названиями в малом числе экземпляров. Врезультате при формальной «наполненности» этих разделов реальный состав книгмассовых библиотек по сравнению с некой идеальной моделью универсального фондаудовлетворяет лишь часть всего спектра читательских запросов. Поэтому одной изпобудительных причин создания личной библиотеки является стремление достатькнигу для прочтения, которую нельзя получить в библиотеке общественной. Однако,если бы дело было только в этом, то затем эта книга передавалась бы другим, ане хранилась у владельца.
Основу большинства личныхбиблиотек составляет художественная литература, а также книги для детей,учебная литература, справочники и энциклопедии, книги по домоводству. В трехпоследних случаях находит выражение прагматический аспект личной библиотеки. Делов том, что общественная библиотека предоставляет книгу для прочтения. А целыйряд изданий, необходимых читателям для длительного или постоянногоиспользования, должен быть постоянно од рукой (учебники, справочники, пособияпо домашнему хозяйству  т.д.).
Сопоставления показывают,что в личной библиотеке читатели стремятся иметь нехудожественные издания двухтипов, затрагивающие основные жизненные интересы человека и используемыедовольно часто, необходимые в повседневной жизни. Среди них – книги помедицине, педагогике (прежде всего – с целью воспитания собственных детей),искусству, сельскому хозяйству (для горожан – это пособия по ведениюприусадебных участков). За нехудожественными книгами иной тематики читателипредпочитают обращаться в массовую библиотеку.
Таким образом, следуетучесть, что в отличие от ситуации предшествующего периода советской власти,когда собиратель был образованнее и культурнее рядового абонента библиотеки,сейчас он, напротив, имеет более низкий образовательный ценз. Это связано ссущественными переменами в сфере отношения к книге. Многие уже приобщенные ккниге, но не освоившие нормы библиотечной культуры (и не желающие ихосваивать), отказались от услуг библиотек и стали составлять личные библиотекив соответствии со своими потребностями. Причем значительная часть новыхсобирателей, усвоив ориентацию на личную библиотеку, стремясь киндивидуализации, обособлению своего духовного мира, не имеет еще необходимыхзнаний, нужного уровня культуры, самостоятельности суждений для созданиясвоеобразного книжного собрания. Их ориентированные на систематичность иактуальность коллекции по своему функциональному типу – это как бы библиотекимассовые, уменьшенные до масштабов квартиры. В результате сейчас личнаябиблиотека комплектуется без учета существования общественной, в немалойстепени дублирует ее по составу и функциям. И тем не менее даже в наши днифункциональное разделение личных и общественных библиотек довольно ощутимо.

Глава 4. Эффектвозвращения к прочитанному тексту.
 
Существует два видачтения: интенсивное чтение литературного произведения, когда книга многораз берется с полки и перечитывается, и экстенсивное чтение, котороеозначает не качественное, а количественное (в противоположность интенсивному)чтение, т.е. увеличение, распространение, расширение круга читателей. 
Проблема познанияхудожественной литературы так трудна, что иногда, несмотря на многолетнеезнакомство с литературным произведением, без посторонней помощи не добраться досложной сути образа даже читателю высокой квалификации.
Перечитывание может быть«онтогенетическим» и «филогенетическим».
Под «онтогенетическим» перечитываниеммы понимаем перечитывание какого-либо одного произведения одним человеком вразличном его возрасте.
Возраст, жизненный опыт,образование, умственное развитие, политический кругозор, классоваяпринадлежность – все это, так или иначе сказывается на восприятии литературногопроизведения, на полноценности его чтения. «Филогенетическое» перечитывание –перечитывание какого-либо одного произведения различными поколениями.
Если «онтогенетическое»перечитывание характеризует культурный уровень читателя, его кругозор, степеньего эстетического развития, а в итоге – читателей, страну, эпоху, топеречитывание «филогенетическое», помимо этого, выполняет «резолютивную»функцию: каждый писатель, в конце концов, занимает то место, какое емунадлежит; незначительное или ничтожное отсеивается, а значительное или великоеживет; живет не только на полках библиотек или в исследованиях специалистов, ав сознании нового поколения, в мыслях и эмоциях читательских масс.«Филогенетическое» перечитывание помогает преодолеть недостатки перечитывания «онтогенетического».
Длительность процессаознакомления с литературным произведением и качество его восприятия не естьвеличина постоянная. Многое зависит от того, что ищет читатель в художественнойлитературе, чего он ждет.
Мнение Мопассана:
«В сущности, публикасостоит из множества групп, которые кричат нам:
— Утешьте меня.
— Позабавьте меня.
— Дайте мне погрустить.
— Растрогайте меня.
— Дайте мне помечтать.
— Рассмешите меня.
— Заставьте менясодрогнуться.
— Заставьте меня плакать.
— Заставьте меняразмышлять.
И только немногиеизбранные умы просят художника:
— создайте нам что-нибудьпрекрасное, в той форме, которая всего более присуща вашему темпераменту».
Рассмотрим теперьнекоторые особенности возрастного восприятия литературного произведения.
Ребенок находится вовласти конкретного; навыков к абстрактному мышлению у него нет. Вот почему вбезвыходном положении оказывается подросток в том случае, когда писательотражает в образах не конкретную действительность, а «зерно» ее (абстракцию).Тогда читателю надо не только представлять, а «подставлять», т.е. на основеопределенной закономерности данный образ заменить другим, известным ему наосновании личного опыта или из книг.
У писателя-классикаконкретное особенно богато, абстрактное – глубоко. Все это в единстве дано и вединстве должно быть воспринято. Чем взрослее читатель, чем полнее егожизненный опыт, чем шире кругозор, тем больше предпосылок к тому, что единствоконкретного и абстрактного будет должным образом понято, усвоено, оценено.
Эрудиция в любойспециальной области, если она находит соответствие в картине, нарисованнойписателем-художником, обогащая «подстановкой», повышает степень идейного иэмоционального воздействия литературного произведения.
Восприятие литературногопроизведения меняется под воздействием различных факторов.
Изменение социальнойдействительности. Каждаяэпоха имеет свое господствующее идейное настроение, свои влияния, свой«аромат», свою специфику, и все это так или иначе не может не сказаться навосприятии литературного произведения, на его оценке. Исторический момент,революционная ситуация эпохи особенно обостряет восприятие некоторыхлитературных произведений. В каждой эпохе есть определенный факты, и ониневольно вторгаются в процесс восприятия произведения искусства.
Восприятие прочитанногозависит от настроения, психофизиологии читателя. Целенаправленное чтение иперечитывание может иметь успокаивающее действие, может обладать тонизирующимсредством, создающим бодрость и хорошее настроение. Может выравниватьэмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер болееустойчивым.
Но с другой стороны –чтение может и навредить, внести разлад в психику, поэтому не рекомендуютсякниги, требующие умственного напряжения, пессимистического содержания,эмоционально перевозбуждающих.
Эстетическое качествопроизведения искусства и реакция на него лица воспринимающего (его культурныйуровень, степень эстетического развития и другие свойства интеллекта мыоставляем в стороне) не всегда находятся в прямом соотношении. Иногда – всоотношении обратном. Такова бывает степень воздействия настроения,психофизиологии в определенный момент, что великое может оставить равнодушным,а посредственное – привести в восторг.
Из других условий,определяющих восприятие литературного произведения, важнейшее значение имееттемп чтения. Быстрота чтения и глубина понимания находятся в обратномсоотношении. Перечитывание, — сюжет уже известен, — создает предпосылку дляболее спокойного темпа, а это в свою очередь приводит к открытию «мелочей» — золотых крупинок отдельных наблюдений, из которых слагается целое. Открытие«мелочей» при перечитывании имеет немаловажное значение потому, что«созерцание» (отправной пункт абстрактного мышления) должно быть живым. Икаждая мелочь, поскольку она содействует реальному представлению обизображаемой писателем действительности, не безразлична в этом отношении.
Глубина психологииперсонажа раскрывается при перечитывании.
Русская художественнаялитература вообще славится тонкостью и глубиной раскрытия психологии персонажа.Удивительная проникновенность часто сочетается с краткостью характеристики,скупостью в обрисовке внешних проявлений внутренней жизни человека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.