Реферат по предмету "Психология"


Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Московский городскойпсихолого-педагогический университет
Факультет Психологииобразования
Курсоваяработа
по курсу: Общаяпсихология
Гештальтпсихология:основные идеи и факты
Студента группы (ПОВВ)-31
Башкиной И.Н.
Преподаватель: д. п. наук
Профессор
Т. М. МарютинаМосква, 2008 г

Содержание
 
Введение
1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии
1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии
2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии
2.1 Постулаты М. Вертгеймера
2.2 Теория «Поля» Курта Левина
Заключение
Список использованной литературы
 
ВведениеНастоящеесодержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельныхи интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизмаи механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихологияявилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкойи австрийской психологии, а также философии конца XIX — начала XX века.
Основателями гештальтпсихологии(от нем. Gestalt — образ, структура), возникшейкак противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаютсянемецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941),К. Левин (1890-1947).
Эти учеными былиустановлены следующие идеи гештальтпсихологии:
1. Предмет изученияпсихологии — сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
2. Сознание естьдинамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всемиостальными.
3. Единицей анализаэтого поля (т. е. сознания) выступает гештальт — целостная образная структура.
4. Метод исследованиягештальтов — объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своеговосприятия.
5. Восприятиене может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.
6. Зрительноевосприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развитияпсихики, и имеет свои закономерности.
7. Мышление неможет рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а естьпроцесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть черезинсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакогозначения для решения поставленной задачи.
К. Левин разработал теориюполя и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю.Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемампатопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подходбыл с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психологиявосприятия и социальная психология.
 

1. Возникновениеи развитие гештальтпсихологии
Впервые, понятие«гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий.Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). ОднакоЭренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
Новый подход внаправлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (ФеликсКрюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которыесоздали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества,как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовалас конца – 10-, начала 30-х годов.
1.1 Историявозникновения гештальтпсихологиигештальтпсихологияпсихология вертгеймер левин
История гештальтпсихологииначинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальныеисследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычноепредставление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственнопосле этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складываетсяберлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), КуртКоффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие,мышление, потребности, аффекты, волю.
В. Келлер в книге«Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том,что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтистыначинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяютсязакономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитныхполей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа.Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурногоединства мира — физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностейдля всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривалэту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениямиданным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. ЭдгарРубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал рольгештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.
В 1921 году Вертгеймер,Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологическиеисследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследованияэтой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важноезначение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921),« О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келерчитает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическоеи пожалуй, лучшее изложение этой теории.
Плодотворные исследованияпродолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологиив области теории не получило значительного продвижения.
К 50-м годам интереск гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологиименяется.
Гештальтпсихолгияоказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американскиетеории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усилениеинтереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 годубыло основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»Аоктябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатногооргана этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных странмира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р.Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии,Финляндии, Швейцарии.
1.2 Общая характеристикагештальтпсихологии
 
Гештальтпсихологияисследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатываяновые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений(психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали,что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализпознавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.
Главная идея этойшколы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания,но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств ихчастей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психикиосновывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельныеэлементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеориявозникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том,что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов,которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтомумногие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психическогоразвития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов.Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они виделидоказательства правильности своих постулатов.
Идеи, развиваемыегештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательныхпроцессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, котораяначала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как методпсихоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным,ни экспериментальным.
Методологическийподход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психическогополя, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики.Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физическогополя, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущейдля гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаютсяв виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться,становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле,в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходитк принципиально новому решению задачи (инсайт).
Психические гештальтыизоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходятв коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаютсянами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (таккруг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнемполе, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости оттого, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
Человек можетосознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этогоему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений,связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход былзаимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого быличрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личногоопыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» влюбых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах ихисследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верностьспособа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми.Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которыхвводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, целидеятельности, а не прошлого опыта.
В исследованияхученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящее время свойства восприятия,доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивныхфункций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новомупредставить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значениеобразов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанныев этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.
Не меньшее значениеимеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, и для психологииличности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы,намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпалисебя почти через шестьдесят лет после его смерти.

2. Основныеидеи и факты гештальт-психологии
 
2.1 Исследованияпроцесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки
 
Одним из ведущихпредставителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университетаон изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, которыйвпервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехавв Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитилв 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургскойшколы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые привели его к обоснованиюположений новой психологической школы.
В 1910 году вПсихологическом институте во Франкфурте-на-Майне он встречается с Вольфгангом Келероми Куртом Коффкой, которые становятся вначале испытуемыми в опытах Вертгеймера поисследованию восприятия, а затем его друзьями и коллегами, в содружестве с которымибыли разработаны основные положения нового психологического направления – гештальт-психологии.Перейдя в Берлинский университет, Вертгеймер занимается преподавательской и исследовательскойдеятельностью, уделяя значительное внимание исследованию мышления и обоснованиюосновных принципов гештальт-психологии, которые излагаются в основанном им (совместнос Келером и Коффкой) журнале “Психологическое исследование”. В 1933 году ему, каки Левину, Келеру и Коффке пришлось уехать из фашистской Германии. После эмиграциив США он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, однако создатьновое объединение единомышленников ему не удалось.
Первые работы Вертгеймерапосвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия.
Остановимся подробнеена этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростьюодин за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениямибыл относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно,а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонированиис оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятиедвижения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую,в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенныймомент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали,что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом.Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления,его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймерпризнал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервалемежду двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальныеисследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.
Данные, полученныев этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы новогоподхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймеробосновывал совместно с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левиным.
Таким образомв качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостностив противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определеннымзаконам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальт-психологии,Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых то, что происходит в целом,не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанныхпотом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяетсявнутренним структурным законом этого целого.”
Исследования восприятия,а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальт-психологами,позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законамилюбого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем “полем”действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, котораяи дает возможность соотнести и структурировать между собой отдельные образы, сохраняяих базовую форму. При этом соотношения образов предметов в сознании не являлосьстатичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями,которые устанавливаются в процессе познания.
В дальнейших исследованияхВертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных,которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированныев программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923).Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры(гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поляобъединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство,замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависитсовершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения — ритмичность впостроении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняетсяосновному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей”формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимическихпроцессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
Считая перцептивныепроцессы врожденными, и объясняя их особенностями организации коры головного мозга,Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) междуфизическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическимгештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятсяпсихические образы. Таким образом вводилась необходимая объективность, которая превращалапсихологию в объяснительную науку.
В середине двадцатыхгодов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатомэтих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликованауже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных егодостижений.
Изучая на большомэмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, втом числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймерприходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логическогоподхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческийхарактер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизациив новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка,центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ееспецифически психологическую сторону, отличную от логической.
В своем анализепроблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основныхэтапов мыслительного процесс:
1. Возникновениетемы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизуеттворческие силы человека.
2. Анализ ситуации,осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образаситуации.
3. Решение проблемы.Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительнаясознательная работа необходима.
4. Возникновениеидеи решения — инсайт.
5. Исполнительскаястадия.
В опытах Вертгеймераобнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношениймежду компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей,обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднеевыработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге такжеописываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятсяуникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализумеханизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймеромвывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивныхнародов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал,что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляетсяусловие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильностьрешения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов иявляется процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы,включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрируетребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а нена вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход клогическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том,что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксацияодного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное вниманиеуделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая,что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучениедолжно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радостьоткрытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального”мышления и носили общий характер.
Данные, полученныев исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, чтоведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, являетсявосприятие.
Изучением егоразвития занимался главным образом К. Коффка, который стремился соединить генетическуюпсихологию и гештальт-психологию. Он, также как и Вертгеймер, окончил Берлинскийуниверситет, а затем работал под руководством Штумпфа, написав докторскую диссертациюо восприятии музыкального ритма (1909).
В своей книге«Основы психического развития» (1921), и других работах Коффка доказывал,что от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуации.К такому выводу он пришел потому, что считал, что процесс психического развития- это рост и дифференциация гештальтов. Это мнение разделяли и другие гештальт-психологи.Изучая процесс восприятия, гештальт-психологи утверждали, что его основные свойствапоявляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность иправильность восприятия, а также его осмысленность.
Исследования развитиявосприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что ребенокрождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепеннов процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Такпри рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и егоголос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (1-2месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко поменяет прическуили сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первогополугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица,в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образыголоса, тела.
Исследования Коффкипоказали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимаютокружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этомнеокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенноеделится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборовфигура-фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное,которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное(фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное(фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу отом, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на которомдемонстрируется данный предмет.
Он доказывал,что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, наих контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции,был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета,но их отношения. Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, котораябыла в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала вчашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфеткиникогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между чернойи темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. Втом случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серуюкрышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистыйцвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опытбыл проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетанияцветов, а не сам цвет.
Обобщающие результатысвоего исследования восприятия Коффка изложил в работе «Принципы гештальт-психологии»(1935). В этой книге описываются свойства и процесс формирования восприятия, наосновании которых ученым сформулирована теория восприятия, не потерявшая значенияи в настоящее время.
Исследованиемразвития восприятия у детей занимался еще один ученый (представитель Лейпцигскойгруппы гештальт-психологов) Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детскихрисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисованиягеометрических фигур детьми разного возраста. Так при рисовании конуса 4-5 летниедети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них ещенет адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожимигештальтами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему детиначинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводили сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети видели и тех, которыеони не видели, а только ощупывали. При этом оказалось, что в том случае, когда детиощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передаваясвое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило, как и доказывалигештальт-психологи, схватывание целостного образа предмета, его формы, а затем егопросветление и дифференциация. Эти исследования гештальт-психологов имели большоезначение для отечественных работ по исследованию зрительного восприятия в школеЗапорожца, и привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о том, чтов процессе восприятия существуют определенные образы — сенсорные эталоны, которыележат в основе восприятия и узнавания предметов.
Такой же переходот схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальномразвитии, доказывал В. Келер. Свою научную деятельность он начинал в Берлинскомуниверситете, обучаясь у известного психолога, одного из основателей европейскогофункционализма К. Штумпфа. Наряду с психологическим получил физико-математическоеобразование, его учителем был создатель теории квантов Макс Планк.
После встречис Максом Вертгеймером, Келер становится одним из его горячих сторонников и сподвижникомв разработке основ нового психологического направления. За несколько месяцев доначала первой мировой войны Келер, по предложению Прусской академии наук, отправилсяна испанский остров Тенериф (на Канарских островах) для изучения поведения шимпанзе.Его исследования, легли в основу его знаменитой книги “Исследование интеллекта человекообразныхобезьян” (1917). После войны Келер вернулся в Берлинский университет, в которомв это время работали и другие члены научного содружества — Вертгеймер, Коффка, Левин,возглавив кафедру психологии, которую до него занимал его учитель К. Штумпф. Такимобразом Берлинский университет становится центром гештальт-психологии. В 1933 годуКелер, как и многие другие немецкие ученые, эмигрирует в США, где продолжает научнуюработу.
Первые работыКелера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимомуоткрытию — открытию “инсайта” (озарение). Исходя из того, что интеллектуальноеповедение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которыхподопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции,которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы “двухфазными”,так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одногоорудия, получить другое, которое было необходимо для решения проблемы — например,при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюсяна некотором расстоянии от клетки. Во второй части полученное орудие использовалосьдля достижения искомой цели — например, для получения банана, находящегося далекоот обезьяны.
Вопрос, на которыйотвечал эксперимент, состоял в выяснении того, каким способом решается задача — происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу проб и ошибок) или обезьянадостигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. ЭкспериментыКелера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути. Объясняя феномен“инсайта” он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуациюони приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанныхс их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которогосоставляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированиемгештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно ине зависит от прошлого опыта субъекта, а только от способа расположения предметовв поле. Именно это “переструктурирование” и происходит в момент “инсайта”.
Доказывая универсальностьоткрытого им процесса решения задач, Келер, по возвращении в Германию, провел сериюэкспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям подобнуюпроблемную ситуацию. Например, детям предлагалось достать машинку, которая быларасположена высоко на шкафу. Для того, чтобы ее достать детям надо было использоватьразные предметы — лесенку, ящик или стул. Оказалось, что если в комнате была лестница,дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо былодогадаться использовать ящик, но наибольшие затруднения вызывал вариант, где в комнатебыл только стул, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку.Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается как предмет,помогающий достать что-то, расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальтсо шкафом не представляет для ребенка трудностей. Включение ящика уже нуждаетсяв некоторой перестановке, так как он может осознаваться в нескольких функциях, чтоже касается стула, то он осознается ребенком уже включенным в другой гештальт — со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решенияданной задачи детям надо сначала разбить прежде целостный образ — стол-стул на два,а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую роль. Именнопоэтому этот вариант является самым сложным для решения.
Таким образом,опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления,в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришелк похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркиваяего внезапность и одномоментность.
Понятие об“инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всехформ мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показанов работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.
Дальнейшие исследованияКелера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая этот вопрос, он пришел к выводуо необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих вкоре головного мозга. Изоморфизм, то есть идея о соответствии между физической,физиологической и психологической системами, давал возможность привести сознаниев соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним,физическим гештальтам, соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь,связаны психологические образы и понятия.
Изучение изоморфизмапривело его к открытию новых законов восприятия – значения (предметности восприятия)и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции), изложенныхим в книге “Гештальт-психология” (1929). Однако теория изоморфизма осталась самымслабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальт-психологии в целом.
2.2 Динамическаятеория личности и группы К. Левина
 
Теория немецкого психологаК.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики.Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшисьв университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгостьэксперимента. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашениепреподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, онсближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии.Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивныхпроцессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподаетв Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главнымобразом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательскийцентр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.
Свою теорию личности Левинразрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологическогополя". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическомполе окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свойзнак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаковопритягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызываютв нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды,вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е.удовлетворению потребности.
Левин различал два рода потребностей– биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личностине изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. Приэтом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейсяв них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможностькоммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека болеегибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находитьудовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодарясложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных междусобой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действиюили способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение.Это расширяет его адаптационные возможности.
В одном из исследований Левинадетей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помытьпосуду. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. В контрольномэксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенокприходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались,особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников.Частыми были и агрессивные проявления. В этот момент экспериментатор предлагал выполнитьдругое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновеннопереключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в другом виде деятельности.Но некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособитьсяк новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность росли.
Левин приходит к мнению, чтоне только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение,забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали,что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличиетаких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственноевлияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин.Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает подвлиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходитк важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведениечеловека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя,своего прошлого и будущего.
Появление временнóйперспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что важно в техслучаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленькогоребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов,и они вошли в его фильм «Хана садится на камень». Это сюжет о девочке,которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достатьего, так как нужно было повернуться к нему спиной.
Большое значение для формированияличности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений.Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступкадети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметамис отрицательной валентностью). Система наказаний, с точки зрения Левина, не способствуетразвитию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивностьдетей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером (запредметом с отрицательной валентностью), следует предмет, вызывающий положительныеэмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможностьвыстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.
Левин создал серию интересныхпсихологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинскихресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся спосетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, чтов данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения»и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментальноисследовать различия в запоминании незавершенных и завершенных действий. Экспериментыподтвердили его прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Былизучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулатао динамике напряжения в психологическом поле.
Принцип разрядки мотивационногонапряжения лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда.
Подход К. Леви отличало двамомента.
Во-первых, он ушел от представленияо том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе«организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельногодинамического целого.
Во-вторых, Левин полагал,что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другимилюдьми (например, экспериментатором). Тем самым за мотивацией признавался собственнопсихологический статус и она не сводилась только к удовлетворению своих биологическихпотребностей.
Это открыло путь к новым методикамизучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степенитрудности цели, к которой она стремится. Левин показал необходимость не только целостного,но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровеньпритязаний и «аффект неадекватности», который проявляется при попыткахдоказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную рольв психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал,что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровеньпритязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установленияустойчивого равновесия со средой.
 
Заключение
Наконец, в заключение, остановимсяна общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология — психологическоенаправление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителейэмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийскойшколой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К.Коффка, К. Левин. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философскиеидеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э.Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов вмозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
По аналогии с электромагнитнымиполями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое,„поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследованияэтого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт.Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрическихиллюзий.
Введенный гештальтпсихологиейструктурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как «великое незыбленноезавоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.
Среди других достижений гештальтпсихологовследует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психическихи нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапноепонимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимаетсяне в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами);представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного,шаблонного запоминания); выявление феномена «прегнантности» (хорошая форма самапо себе становится мотивирующим фактором).
В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширилсферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“.
Гештальт-подходпроник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии,Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в такихобластях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Гештальтпсихологияоказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию,
Теория гештальтпсихологии,в основном интерпретация в ней интеллекта, была предметом специального рассмотренияв трудах Ж.Пиаже.
Гештальтпсихологияполучила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципахосновывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии–гештальттерапия, основателем которой является Ф.Перлз (1893-1970).
Отсюда ясно, какоеогромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.
Список использованной литературы
1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.М., 1987.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в6 томах, М, 1982.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античностик современности. М., 1999.
5. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобныхобезьян. М., 1999.
6. Левин К, Дембо, Фестфингер Л,, СиреП. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты.М., 1982.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках.СПб., 2000.
8. Марцинковская Т.Д. История психологии.,М. Академия,2004.
9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.М. Питер.2008.
11. Ярошевский М. Г. История психологии.М., 2000.
12. Шульц Д, Шульц С.Э. История современнойпсихологии. СПб,, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.