Реферат по предмету "Психология"


Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

Министерствовысшего и среднего специального образования РУз
ТГПУим.Низами
Самостоятельнаяработа
по предмету:Семейнаяпсихология
На тему:Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

План
/>Введение
1. Историческийэкскурс
2. Бабушкии дедушки в современной семье
3. Трудности,связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек
Заключение
Литература

Введение
Социализация в семье
Социализация – этопроцесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы,ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в нейнеобходимыми и желательными, агентами социализации выступают люди и социальныеинституты, включенные в этот процесс, — родители, сверстники, учителя,представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать наребенка большое влияние семья, как правило, является наиболее значимой частьюмира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный инаиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формированииличностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передачеценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации, т.е.личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение,которое он должен усвоить, — варьируют от одной культуры к другой, точно так жекак и методы, используемые для социализации ребенка.
Детерминантывоспитательного процесса.
Стиль и методывоспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множествавзаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них –культурныйконтекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым ввоспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторыхее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическоенаказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родителиприбегают к этому крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методоввоздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становитсяребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическоепроявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражениялюбви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растетэффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений ирассуждений.
Согласно Белски,факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории:1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убежденияотносительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методовсоциализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивныеспособности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключеныродительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей,область их социальных и профессиональных контактов.
Социальный контекст.
Отношения междусупругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчаютадаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сенситивнымвоспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенкак родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности ккомпромиссу в умении считаться с личными интересами и потребностями партнера,уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистикабракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают всфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура общенияпредполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность,чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.
Нормальнывоспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов,их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особоеположительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения всемье, а так же социально-психологическая готовность супругов к браку, включаяусвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностейпо отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги,отца, матери и т.п.
Взаимная поддержкародителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первыйиз них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс,неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержкаповышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействоватьс ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют народительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства,беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляютособенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет кобщему решению.
Частыми причинамианомалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этикивнутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы,уважения, психологической поддержки и защиты.
Нередко причиной такогорода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа,жены, хозяина, главы семьи, завышение требования, предъявляемые супругами другк другу. Но самым пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимсяна воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов,рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности передсемьей, меру ответственности за состояние дел в семье.
Как и социальнаяподдержка, получаемая от супружеских отношений, социальная поддержкародственников и друзей существенным образом влияет на родительское поведение. Уродителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функцийвызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятсяо детях
В социальной психологиипонятие социальной роли интерпретируется как «позиция, т.е. положение,которое занимает человек в конкретной социальной системе». В семейнойгруппе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедушка и т.д.Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, оттого, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определеннуюпозицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько«ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членовсемьи по отношению друг к другу.
Социализирующие функциисемьи
Какую бы сторонуразвития ребенка мы ни взяли. Всегда окажется, что решающую роль в егоэффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтомуограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечиваетфизическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детствесемья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтамисоциализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остаетсяведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функцииуменьшается.
Во-вторых, семья влияетна формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни этовлияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностныххарактеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческиеобразцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью(женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжаетиграть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированиюпсихологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играетведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил,что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучныхи неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношениедетей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всехэтапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываютсяна интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает,на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеетважное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет онормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семьедетерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
Родители, которые самив детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семьесвои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило,не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируютсяфундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтническихотношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненныеустремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большуюроль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка,безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему илимешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствамего жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосферасемьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и аренойсамореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

1.Исторический экскурс
В русском быту бабушкаи дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семейони пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они,несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба,бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добростережешь», — говорит русская пословица.   У русских старики жили обычно всемье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая задетьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенноесли в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Онанянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла,напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала заподросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, неубегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать,вязать, играть в куклы. Дед маленькимидетьми занимался редко. Обычно его роль заключалась визготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взрослениядетей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовномумиру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителямиинформации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладаютмудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направитьразвитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушкипередавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданныемногими поколениями предков.
Бабушки и дедушкибыли первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними повоскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие,жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники,обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно сэтим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческойРуси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, оматери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомойсиле, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разныммагическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере,от дьявола, бесов и колдунов.  Отношениябабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими итеплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им«не давать много воли», наказывали детей за провинности,бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам,закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали вгорестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушкеповеренных своих тайн и утешителей.
2. Бабушки и дедушки всовременной семье
Семья -это нетолько родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки идедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе ссемьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
Прежде всегоследует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходеза детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними вовремя болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театрили в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая имснять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозорребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственныйопыт общения со старшими людьми.
Дедушки ибабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своегоэмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка илииз-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что междустарыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»:сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая,рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такоеважное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят,но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их ввоспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда онаположительна.
Нередкомногие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмернымвниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подаркамии чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношенияхбабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы».Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенкуделать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери,заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобывсе с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, вовсе вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногдарешающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, икогда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Личные отношенияпрародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. Воздействие бабушек идедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьитрудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителейи их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влиянияна ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например,одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнскойлинии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений удетей.
Приобретение новойвнутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существеннойперестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшейсоциальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин — роли жены, мамы, свекрови илитещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статусатребует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовностьбабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли.Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап ихжизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу,создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторойпомощи — бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующегозвена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенныеценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость,неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются отновой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоженикто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием»захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
А. С. Спиваковскаяприводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва»и «бабушка-соперница».
«Бабушка-жертва»воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечигруз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись отпрофессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг.Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовавдругими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивыечувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарностьс их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудностисамоконтроля и общения с другими детьми.
«Бабушка-соперница»,на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности,продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденцияее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобыбыть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поискошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются еюсебе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость поотношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтностьвзаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущаясвою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позицийвзрослых.
По данным американской исследовательницыП. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаевприносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Это деятельность повоспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженныхконфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такиетипы бабушек:
гармоничные — сочетаютвысокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченностьв жизнь внуков;
далекие — имеютзаниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек изанимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
символические — имеютвысокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальныхвзаимоотношений с внуками;
индивидуальные — акцентированы личностные аспекты поведения.
На основании мненийсамих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье,имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членовсемьи.
1. Присутствие — каксимвол стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор приугрозе распада семьи.
2. Семейная «национальнаягвардия» — призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку вкризисной ситуации.
3. Арбитры — согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение семейнойистории — ощущение преемственности и единства семьи.
Классификациюпрародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагаетотечественный психолог О. В. Краснова:
формальные — строятотношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
суррогатные родители — берут на себя ответственность и заботу о внуках;
источник семейноймудрости — осуществляют связь с семейными корнями;
затейники — организуютотдых и досуг внуков;
отстраненные — редковключены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.
В отечественнойпсихологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детейи взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог»(рук.О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москвеи в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющиевнуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное илираздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности,характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов,возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместныхзанятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; осистеме поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям ввоспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участиястаршего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; оконфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.
На основании анализаполученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная»,или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая»,или «отстраненная», «символическая».
«Обычные бабушки»принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитаниемони скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовлениеобедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи.Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной».Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними,летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовленииуроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуютнезначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупаютмороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «простотак» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая».В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушанияпредпочитают не общаться с ними или поругать.
«Активные», «увлеченныебабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своихвнуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют сними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных ифизических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявлениядоброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуетсяподдержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость»ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут датьподзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность внаказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют наэто право.
«Далекие», «отстраненныебабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушекс рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшегопоколения «с другой стороны», т. е. бабушки «отстраненного»типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению квнуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаютсяпротиворечия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье — воспитаниевнуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежемвоздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку,видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания — единственный вид совместной деятельности.
Проведенноеисследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамикусемейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.
Первый — «молодаябабушка» — начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, онапродолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанностипо уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной»бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основномзанимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. «кормлением», «прогулками»и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогаетматериально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем иливместе с детьми и внуками.
Именно в группе молодыхбабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки отдочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей большевовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.
В дальнейшем, по мерероста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемыхдел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраставнука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской»деятельности.
Второй — «стараябабушка» — наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушкеобычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе«молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет.Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.
Выход на пенсию, особеннов большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть «обычных»бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных».Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие вмегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапазанимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки,редко ее изменяют при сохранении условий проживания.
Если «молодую»бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляютсятревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии,друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особогозначения, от кого внуки — от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка,заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит своюосновную роль в семье.
Третий — «пожилаяженщина», «старая женщина» — начинается после достижения внуками18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляютсяобязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаютсяв помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот»ролей — меняется баланс независимости и автономии членов семьи.
Таким образом, этапыпрародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщини состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, чтовклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только отвозраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственныхсвязей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественныхпотребностей и ожиданий.
Представления пожилых освоем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп.Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однакорешение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредованоличностными факторами, личными нормами бабушек.
Анализ подходов крассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, чтоона скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь междупоколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегдаосознаются самими членами семьи, детьми и внуками.
3. Трудности, связанные с влиянием на детей бабушеки дедушек
Трудности,связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бываютразными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельноепроживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начальногоприспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальнойзрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня,идеальной представляется модель «близкие отношения на известномрасстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуетсяуслугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережитьболезни и одиночество.
Однако влюбом случае совместное сосуществование поколений является школой личнойзрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость,обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатсявзаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которойудалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детяммного ценного для их общественного, эмоционального, нравственного ипсихического развития.
Время,которое ребёнок проводит с бабушкой или дедушкой, помогает развивать социальныенавыки и предотвращать потенциальные поведенческие проблемы, утверждаютпсихологи The Hebrew University (Иерусалим, Израиль).
Бабушки разговаривают с внуками на «языкемладенцев», во всем потакают, неумеренно нежат,неоднозначно относятся к закаливанию — и еще много других спорных вопросов ввоспитании, которые могут накалить отношения между родителями ибабушками-дедушками. В этих спорах о ребенке и его интересах иногда забывают. Поведениебабушек можно объяснять различными причинами, как сложившейся социальнойситуацией (родители продолжают играть значительную роль в жизни своих взрослыхдетей), проблемами физиологического характера (климактерический период),устоявшимися взглядами на воспитание детей, а также привыканием к ролисвекрови-тещи и бабушки. Но, порой, к разрешению конфликтов они не приближают, нина шаг. Помочь в воспитании могут правила, которых строго придерживаются папа имама. Если сами родители знают, как они хотят воспитать своего ребенка, толегче ожидать исполнения этих требований от других. Например, в ситуации снеумеренными ласками (равно как и с наказаниями) меру должны определятьродители. До года можно ласкать и целовать абсолютно все в теле малыша и маме,и папе, и другим любвеобильным родственникам. После 2-х лет ласки должныприближаться все ближе к социально приемлемому стереотипу. То, что позволеномаме и папе, не всегда должно позволяться бабушкам и дедушкам или дядям итетям. В ситуации, когда бабушка живет вместе с внуками, однозначным решениемвсех проблем может быть разъезд. Если разъехаться нельзя, значит надо сделатьвсего три шага, которые приведут к положительным результатам в общении трехсторон. Всего три, но до конца и каждый из них должен быть искренним: 1. Принять, что каждый из взрослых имеет право иметьсвою собственную точку зрения на то, как воспитывать ребенка и чтоему разрешать, а что запрещать. И считать естественным, что каждый имеет правоотноситься к ребенку в соответствии со своими воззрениями. 2. Признать на семейном совете, чтопротиворечия в своих мнениях при ребенке недопустимы! Далее выработать или найтите правила, с которыми каждый из членов семьи полностью согласен или согласентерпеть. 3. Принять домашний закон,что когда вся семья вместе, то действуют правила из пункта 2. Когда кто-то изчленов семьи остается с ребенком, то действуют его правила и, если в это времяпришел тот, кто с этим не согласен, то он спокойно это терпит. Если ребенокбывает у бабушки, живущей отдельно, а бабушка жалуется на то, что внук невыполняет ее требования, то вы должны помнить, что каждая сторона самараспутывает все последствия своего воспитания. Если бабушка балует и всепозволяет, то на все бабушкины жалобы «вот это делает, а это не делает»вы можете ответить, что на своей территории каждый сам себе хозяин. Ни однабабушка, даже со средствами Рокфеллера и терпением ангела долго не выдержитвседозволенности и начнет устанавливать рамки. И тогда ребенку захочется кпредсказуемым родителям. Когда вы к этому сможете прийти, ребенок станетспокойнее и к тому же у него появится возможность научиться варьировать своеповедение, а не только манипулировать другими, когда нет взаимного согласия. Учитесьотноситься терпимо к своим близким. Помните, что несмотря ни на что они васлюбят и желают вам добра.

Заключение
Объектом большинстваисследовательских работ о семье до недавнего времени являлись наиболее значимыедиадные( т.е. между двумя людьми) отношения, как правило, отношения междуматерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая из множествавзаимовлияющих и взаимозависимых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок,брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.).
Таким образом, качествоотношений между матерью и отцом может влиять на систему мать-ребенок иотец-ребенок; стабильные, благополучные супружеские отношения обуславливаютблагожелательное и заботливое родительское поведение; тогда какнеудовлетворительные отношения между мужем и женой могут привести к напряженностии тревоге, которые отразятся на родительском поведении. С другой стороны,некоторые родители, обычно матери, могут компенсировать неудовлетворенностьсобственным браком, проявляя особую чуткость и отзывчивость к своим детям. Илималенький мальчик, подвергающийся жестокому обращению со стороны родителей,может избежать социальной и эмоциональной дезадаптации, находя теплоту иподдержку в отношениях со старшей сестрой или с любящими бабушкой и дедушкой.
С системной точкизрения, диадные отношения, к примеру между отцом и ребенком не могут выступатькак независимые, их можно понять только в контексте семьи и ее разнообразныхподсистем. Семья – «открытая» система; это означает, что онапереживает периоды стабильности и периоды колебаний. Многие параметры семейнойсистемы и установившиеся модели взаимодействия между членами семьи поддерживаютее стабильное, адаптивное и довольно ровное функционирование.
Используемые родителямиметоды воспитания – функция от множества взаимодействующих между собойфакторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровеньразвития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекстсоциальных отношений, в частности отношений между родителями.
Дети социализируются нетолько по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е. черезподражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий.Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваиваетотдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека.Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности кчеловеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенкомсвоего сходства с человеком.
Стиль воспитанияварьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому;они также неадекватны в разных семьях.
Семью можнорассматривать как сложную систему, состоящую из взаимовлияющих ивзаимозависимых подсистем. В системной модели каждый член семьи рассматриваетсякак активный участник ряда взаимодействующих подсистем.
Поэтому, чтобы понятьиндивидуальное развитие и личность ребенка необходимо проанализировать и исследоватьсвою систему семьи и ее подсистемы.

Литература
1.Немов Р. С. т-2 " Психология"
2.Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин " Развитие ребенка и егоотношения с окружающими"
3.Зимска М. " Семья и личность". – М., 1986
4.Лисина М. И. " Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни"
Хрестоматияпо возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109
5.Нора Ньюкомб " Развитие личности ребенка" — П., 2002
6.Артамонова.«Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.