СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
1. Общее понятие о подростковомвозрасте и акцентуации характера.
2. Степень выраженности акцентуациихарактера.
3. Динамика развития акцентуациихарактера.
4. Классификация акцентуации.
5. Типы акцентуации характера иподростковые проблемы.
Заключение. Акцентуациихарактера: зло или …?
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодняни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуацийхарактера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо «ведущих тенденций» «составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности».
Знание акцентуаций помогает человеку определить своипредрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и«сгладить углы» межличностных отношений.
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковомвозрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим вразвитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершаетсянаибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь частоформируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).
Акцентуация характера — это явление динамическое,зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуациихарактера предполагают различные типы и методы воспитания[1],в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковыепроблемы.
Данное положение объясняет актуальность и важностьпостановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков, чему ипосвящена нижеследующая работа.
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И АКЦЕНТУАЦИЯХХАРАКТЕРА.
Подростковый возраст обычно характеризуют какпереломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взглядамЛ.С.Выготского, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивыйпериод. Ст.Холл в силу парадоксальности, анбивалентности и ряда противоречий внастроении и поведении подростка по праву назвал это периодом «бури инатиска». Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризиссамосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности.Действительно, ряд современных теорий сходится во мнении, что в детскомвозрасте характер еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты[2].Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этомуспособствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностнаянестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования,в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей,проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.
Об акцентуации характера говорят, когда отдельныечерты чрезмерно усилены, „заострены“. А.Е.Личко отделяет акцентуациихарактера от психопатии, определяя первые как „крайние варианты нормыхарактера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчегообнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного родапсихогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к др.“.То есть при акцентуации характера, его особенности, в отличие от психопатии,могут проявляться не везде и не всегда, обнаруживаясь только в определенныхусловиях. При акцентуации социальная адаптация нарушается только при ударах по,так называемым, „места наименьшего сопротивления“. И главное — особенности характера либо вообще не препятствуют адаптации, либо ее нарушениябывают преходящими[3].
А.Е.Личко отмечает, что каждому типу акцентуациихарактера присущи свои, отличные от других типов „слабые места“, укаждого типа своя „ахиллесова пята“. Так, для замкнутого,погруженного в свой внутренний мир мальчика (шизоидный характер) этонеобходимость быстро устанавливать неформальные отношения с малознакомымилюдьми, вхождение в новый коллектив; одиночество он переносит легко. В то времякак его сверстник с противоположными чертами характера: общительный, энергичный(гипертимный характер) — с легкостью входит в любую группу, но трудно переносит(проявляет слабую устойчивость) одиночество и жесткий режим.
2. СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.
Выделяют (Е.А.Личко, К.Леонгард) две степенивыраженности акцентуации характера:
· скрытую — обычный вариант нормы;даже при длительном наблюдении трудно определить тип характера;
· явную — крайний вариант нормы;черты характера достаточно постоянны и выражены; могут возникать такиенарушения поведения, которые производят впечатление психопатических.
К.Леонгард описывал нормальнуюгармоничную личность в виде ровного колеса, „которое гладко катится подорогам жизни“. Все жизненные трудности у такой личности связаны струдностями внешней ситуации, а не с самим собой (рис.А).
При скрытой акцентуации особенности,связанные с задатками или способностями, сглаживаются правильным воспитанием. Вобщении признаки акцентуации не выявляются, хотя сама личность испытываетопределенные трудности. Признаки акцентуации могут проявиться при ослаблениикомпенсаторных механизмов (рис.Б).
При явной акцентуации особенностиличности проявляются лишь в особых условиях, „когда “колесо»личности столкнется с дорогой жизни своим шипом" (рис.В).
При неблагополучной социальной ситуацииможет произойти полная деформация личности, трудноотличимая от психопатии — патохарактерологическое развитие (рис.Г).
Тотальная деформация личности,нарушающая ее социальную адаптацию — психопатия, представляется К.Леонгардуполностью искореженным колесом (рис.Д).
3. ДИМАМИКА РАЗВИТИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.
Подростки данной категории — это вбольшинстве случаев трудные подростки. Что же происходит с их характерами напротяжении этого сложно возрастного периода и какая перспектива их ожидает?
А.Е.Личко выделяет пять наиболеезначимых феноменов в динамике акцентуации характера.
1.Трансформация типов акцентуациихарактера в силу конституциональнозаложенных механизмов или влияния среды. Предполагается, что акцентуациихарактера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначальноесть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Новлияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, илисглаживает, или изменяет. Так «чистые» типы акцентуации характера могутсочетаться, образуя смешанный или мозаичный характер.
Существуют некоторые закономерноститрансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением половогосозревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты порой сменяютсяциклотимностью; невротические — психастеничностью или сенситивностью;эмоциональная лабильность — истероидностью; к гипертимности может добавитьсянеустойчивость.
2. Изменение характера наблюдаются не так уж часто. Обычно происходитусиление, развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуацияхв явную под влиянием трудных ситуаций или психических травм, оказавшихся ударомпо месту наименьшего сопротивления данного вида характера.
3.Возникновение на фоне явной акцентуации характера временных нарушенийповедения, острых аффективных реакций, неврозов и других неблагоприятныхявлений. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект можетразряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогеннойситуации или разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация слишкомтяжела или длительна, развивается затяжной невроз.
Наиболее частыми нарушениями поведения вподростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являютсяделинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания,наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку ониситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет этинарушения. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасныхформ поведения. Подоплекой этих ситуативно обусловленных деформаций поведенияА.Е.Личко считает поведенческие реакции как общие для детей и подростков:
· реакция оппозиции;
· реакция имитации;
· реакция компенсации;
· реакция гиперкомпенсации; —
так и специфически подростковые:
· реакция эмансипации;
· реакция группирования сосверстниками;
· реакция увлечения (хобби);
· реакции, обусловленныеформирующимися сексуальными увлечениями.
4.Усиление явной акцентуации характера и, как следствие, формированиеприобретенных психопатий. Неразрешенные ситуации, длительная психическаятравматизация, адресующаяся к месту наименьшего сопротивления, влекут кповторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатическоеразвитие, поэтому подростков с явными акцентуациями характера считают «группойповышенного риска».
5.Данный вариант развития связан с благоприятным прогнозом. Большинствотипов акцентуаций (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) оказываютсянаиболее выраженными именно в подростковом возрасте, не препятствуя все жеудовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периодаакцентуации могут сгладиться и компенсироваться. Иначе говоря, явныеакцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.
4. КЛАССИФИКАЦИИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА.
Разработчик понятия акцентуации — К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента:
· гипертимный (склонный к повышенному фону настроения);
· дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни);
· циклотимный (склонный к колебаниям настроения);
· экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы);
· тревожный (робкий, покорный, приниженный);
· эмотивный (чувствительный, тонко восприимчивый) —
и четыре типа акцентуированных личностей, которымсвойственны:
· демонстративная — авантюризм, тщеславие, жалость к себе, необдуманностьпоступков, стремление к игре определенной социальной роли;
· педантичная — ригидность (тугоподвижность) нервных процессов,добросовестность, обязательность;
· застревающая — патологическая стойкость аффекта, злопамятность,честолюбие, подозрительность, склонность к ревности, настойчивость;
· возбудимая — недостаточность самоконтроля, импульсивностьреакций, склонность к алкоголизации.
Позже, в 1976 году она была нескольковидоизменена. К «старым» акцентуациям личности он добавил шесть типовтемперамента (разделив циклотимный на аффективно-лабильный иаффективно-экзальтированный) и три новых типа экстравертированный,интровертированный и сенситивный.
А.Е.Личко в 1977 году опубликовал свою классификациюакцентуаций характера, разработанную специально для подростковоговозраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные вподростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а такжеастено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, таккак в подростковом возрасте они практически не встречаются.
Таким образом, классификация типовакцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е.Личко выглядит следующимобразом[4]:
· истероидный (демонстративный);
· психастенический (педантичный);
· эпилептоидный (возбудимый);
· гипертимный (гипертимический);
· циклоидный (аффективно-лабильный);
· лабильный(аффективно-экзальтированный и эмотивный);
· сенситивный (тревожный);
· шизоидный (интровертированный);
· неустойчивый;
· конформный;
· астено-невротический.
К тому же А.Е.Личко выделяет группусмешанных типов акцентуации характера (гипертимно-конформный и т.д.).
5. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Как отмечалось выше, подросток с явнойакцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниямсреды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти воздействия ондает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Соответственно, приразличного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних — ранняяалкоголизация, у других — опасность суицида и т.д. Тип акцентуации определяет имежличностные отношения. Поэтому, для избежания нежелательных последствий(усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома,попыток самоубийства, противоправного поведения и т.д.), мы считаем наиболееэффективным рассмотрение типов акцентуации личности (по данным А.Е.Личко) всвете подростковых проблем, свойственных каждому конкретному типу.
Гипертимный тип. Гипертимныеподростки с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности,учатся неровно.
В подростковом возрасте их главной чертойстановится приподнятое настроение: оптимизм в сочетании с кипучей энергией. Вкомпаниях — это лидеры, «заводилы». У них есть неудержимый интерес ковсему новому — людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этихпривлекательных качеств. С энтузиазмом включаясь в новое дело, они не доводятего до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнить работу,требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.
Они плохо переносят одиночество и жесткийконтроль со стороны взрослых, дают вспышки раздражения и гнева. В семье борютсяза самостоятельность (реакция эмансипации); есть склонность к самовольнымотлучкам из дома. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но ис учителями в школе.
Из острых подростковых проблем имсвойственны делинквентность и алкоголизация (в компании сверстников); могутпопробовать другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальныесвязи.
Циклоидный тип. Эти подросткипроизводят впечатление гипертимов. Но в начале или при завершении половогосозревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза).Появляются апатия, раздражительность, ощущается упадок сил. Учиться ставитсятруднее, компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подросткипревращаются в унылых домоседов.
Обычно состояние меняется через одну — двенедели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема случаются все реже.
В периоды подъема циклоидные подростки плохопереносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Имсвойственны проблемы гипертимов.
В субдепрессивной фазе тяжело переживаютизменение привычного образа жизни, мелкие неприятности и неудачи в учении,неизбежные из-за падения работоспособности. Серьезные неудачи, укоры и упрекимогут вызвать острую аффективную реакцию (возможны попытки самоубийства).
Лабильный тип. Главная черта этоготипа — крайняя изменчивость настроения, повышенная эмоциональная лабильность.От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит,работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству.
Лабильным подросткам свойственны глубокиечувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участиеи заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость,несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, ктоспособен им сопереживать.
При этом типе акцентуации глубокопереживаются упреки, нотации, осуждение. Утрата близких, вынужденная разлука,отвержение со стороны значимых людей вызывают аффективные реакции, неврозы идепрессии.
Астено-невротический тип. Главныечерты — повышенная утомляемость, раздражительность и ипохондричность.Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, чтосказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается наокружающих, но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легкосменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в патологическойзаботе о собственном здоровье.
На основе этой акцентуации может начатьсяневротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизацияздесь не встречаются.
Сенситивный тип. Эти подростки сдетства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние дети». Школасначала пугает их, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остатьсяв нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно,бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.
Основные черты — высокая чувствительность ичувство неполноценности. Их «ахиллесова пята» — отношение окружающих:крайне тяжела ситуация, в которой они становятся объектом насмешек илиподозрений. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Ониусваивают моральные нормы поведения и духовные ценности старшего поколения.Предъявляют высокие этические требования в окружающим и, прежде всего, к себе.В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать,занимаются самобичеванием.
К родственникам сохраняют детскуюпривязанность, подчиняются их опеке, упреки и наказания вызывают угрызениясовести, слезы и даже отчаяние. Эти подростки предпочитают близкого другабольшой компании, им свойственны романтические влюбленности, однако, своичувства или скрывают, или выражаю так неудачно, что любовь остаетсябезответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.
Когда сенситивный подросток попадает вполосу неудач, разочарований или когда ему предъявляют серьезные несправедливыеобвинения, появляются депрессивные реакции. Бываю попытки самоубийства.
Психастенический тип. Становлениюпсихастении способствует воспитание в условиях повышенной моральнойответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожиданияродителей. Так как в основном надежды и обязанности связаны с учением,критическим периодом становятся первые классы школы.
В подростковом возрасте появляетсянерешительность, склонность к самоанализу и тревожная мнительность. Им труденлюбой, даже малозначимый выбор. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, онииногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают ихсомнения. Они обнаруживают страстную, патологическую привязанность своимблизким. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становитсяпедантизм, точное следование намеченному плану и специально придуманныепредметы и ритуалы.
Нарушений поведения при этой акцентуации небывает. Основная проблема — легкость возникновения навязчивых страхов,действий, все более усложняющихся мыслей и представлений.
Шизоидный тип. Черты этого типапроявляются особенно рано. С детства ребенка отличает холодность, избеганиесверстников, игры в одиночестве. В половом возрасте выступают такие черты, какзамкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежеланиеустанавливать эмоциональные контакты.
Внутренний мир подростков богат только привысоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательноскрываемых от посторонних. Духовное одиночество их не тяготит, неспособность кобщению связана с недостатком интуиции («любят меня или ненавидят?»)и отсутствием сопереживания другим. Недоступность их внутреннего мира,сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непотнымидля окружающих.
Алкоголизация здесь встречается редко, такопьянение не вызывает у них подъема настроения. Наиболее острая проблема — использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих ихболее красочными и чувственными.
Делинквентность нечасто, но встречается,причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи,сексуальная агрессия и др.).
Эпилептоидный тип. Главные черты — склонность к дисфории[5],напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности,других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны (до нескольких дней):раздражение приводит к поиску объекту, на котором можно сорвать зло, подростокдолго не может остыть. Аффект может возникнуть по любому поводу, но частобурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежнымипри властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков.
Эмансипация от взрослых протекает оченьтяжело. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляетсяозлобленность и мстительность. Их власть в группе сверстников держится настрахе слабых, но в тоже время они умеют угодить начальству.
Влюбленности эпилептоидных подростков всегдаокрашены мрачными тонами ревности. Появляется напряженное сексуальное влечение.Возможны сексуальные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизациивозникает потребность пить «до отключения».
Несмотря на положительные качества — аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условияхвоспитания — эпилептоидный тип характера является одним из самыхнеблагоприятных для социальной адаптации.
Истероидный тип. Эти подростки невыносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания.Успешность их учения во многом зависит от того, ставят их в пример другим илинет.
Главная черта — демонстративность,ненасыщаемая потребность во внимании, восхищении и сочувствии окружающих. С нейсвязаны лживость, внушаемость, театральность и т.д.
Их «слабое место» — утратавсеобщего внимания, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этихслучаях появляются «бегство в болезнь», попытки избавиться от того накого внимание переключилось. Нередко используются суицидальные демонстрации(способы самоубийства рассчитаны на быструю помощь и предотвращение). Нарушениеповедения часто тоже служит этим целям: выпивки, воровство, прогулы — сигналдля родственников: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!»
Поскольку они претендуют на исключительноеположение или лидерство в группе сверстников, «пускают пыль в глаза»,то долго эти подростки нигде не задерживаются.
Алкоголизм здесь встречается редко,делинквентность обычно носит несерьезный характер, но они любят похвастатьсяэтим.
Неустойчивый тип. Подростки с детстванепослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняютсядругим детям. Учатся только при постоянном строгом контроле.
Главная черта — неустойчивость поведения,слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. Частозабрасывают учебу (никакой труд для них не привлекателен). Любят гулять,включаются в уличные компании, часто — в асоциальные группы.
Основная проблема — делинквентность,связанная с желанием развлечься (кража, угон мотоциклов, хулиганство и т.д.).Склонны к алкоголизму, токсикомании или наркомании. Часто убегают из дома. Вовремя побегов ищут компанию или подходящего спутника, легко попадают под еговлияние.
К родителям обычно равнодушны. Рассматриваютих как источник средств для развлечений. Не способны на преданную дружбу иромантическую влюбленность.
Конформный тип[6].Главная черта — чрезмерная конформность к своему окружению, а, следовательно,не критичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.
Такие подростки — продукт своей микросреды.В благополучном окружении им несвойственны нарушения поведения. Попав в другуюсреду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ееобычаи, привычки, манеру поведения. Они дорожат своим местом и стабильностью вгруппе сверстников. Одна из самых тяжелых ситуаций — изгнание из подростковойкомпании.
Попав в асоциальные группы, конформныеподростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбитьна побег из дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА: ЗЛО ИЛИ …?
Акцентуация личности, так ли это плохо?
К.Леонгард отмечал: «Акцентуированныеличности — это далеко не худшая половина человечества». По его данным,около половины европейских подростков являются акцентуантами.
Л.Н.Собчик считает, что «именноакцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом”.Она приводит следующую информацию. Проведенное социально-психологическоеисследование в Вузах Москвы показало, что „среди наиболее успешных в учебестудентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированнымиличностями“.
К.Леонгард пишет, что „если выоказались человеком акцентуированным, то поищете себе должное применение, чтобываша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозилаего“. Но не следует забывать, что „в акцентуированных… личностяхпотенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так исоциально отрицательный заряд“. Иначе говоря, в зависимости от ситуации акцентуациимогут способствовать или развитию способностей личности (социальноположительные достижения), или возникновению различных форм личностнойпатологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния,патохарактерологические развития.
Так, демонстративную личность не стоиториентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, апри буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта, заняться писательством.Педанту лучше поручить очень сложную, ответственную работу, требующую четкостии пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми сбольшим успехом справится гипертим, склонный быстро сходиться с людьми и полныйоптимизма и т.д.
Итак, так ли уж страшны акцентуации?
Ведь при своевременной диагностике и умелооказанной помощи (родителей, педагогов, психолога) мы в состоянии не толькопомочь подростку максимально легко, без осложнений, пройти все „подводныекамни“ подросткового возраста, но и обернуть кажущийся недостаток впреимущество, в ту „изюминку“, которая наилучшим образом способствуетразвитию творческих способностей подростка в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бухановский А.О. и др. Общаяпсихопатология: Пособие для врачей/ А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: изд-во ЛРНЦ „Феникс“,1998.-416с.
2. Кулагина И.Ю. Личность школьникаот задержки психического развития до одаренности. Уч.пособие для студентов ипреподавателей. — М.: ТЦ „Сфера“, 1999.-192с.
3. К.Леонгард. Акцентуированныеличности. Пер. с нем. Ростов н/Д; изд-во ЛРНЦ „Феникс“, 2000.- 544с.
4. Личко А.Е. Типы акцентуацийхарактера и психопатий у подростков. — М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-воЭКСМО-Пресс, 1999.- 416с.(серия „Психология — ХХ века“).
5. Обухова Л.Ф. Возрастнаяпсихология. Учебное пособие. -М.: Педологическое общество России. — 1999. — 442с.
6. Собчик Л.Н. Введение в психологиюиндивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладнойпсихологии, 1998.- 512с.