Реферат по предмету "Психология"


Азбука самореализации

Е.И. Сотник
Азбука самореализации

Утверждено на заседаниикафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственногоуниверситета 27 марта 2008г
протокол № 9.
Рецензенты:        докторпедагогических наук, профессор И.И. Казимирская, доктор педагогических наук,профессор И.И.Рыданова

Тебе,стремящемуся к самореализации…
Добропожаловать!
Цивилизационный процесс,атака разнообразных новшеств и вариантов, небывалые интеллектуальныедостижения, свежие идеи и новая культура, открывающие умы людей, изменяютнаправленность нашего образа жизни. Наше подсознание успешно усваивает новыереалии и сообщает об открывающихся возможностях, а в определенный момент своейжизни помогает осознать свою недостаточность. Тогда и возникает противоречиемежду собой желаемым, нужным в данных условиях, и собой реальным. И только тебесамому решать — состояться как личность или не состояться, сделать все лучшее всебе действительностью или остаться одной лишь потенциальностью. Бесспорно,никому не дано с безукоризненной точностью определить своё будущее, но, тем неменее, каждому под силу наметить собственный путь самосозидания, определить,что в его власти необходимо усилить в себе, а что отбросить или хотя бысмягчить.
Уважаемый друг! Возможно,именно сегодня у тебя проснулся дух творчества, трудолюбия ицелеустремлённости, способность регулярно и непрестанно решать повседневновозникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутиныи шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следоватьнестандартным мыслям. Тогда эта азбука для тебя.
Чувствуешь, как возникаетв тебе противоречие между собой желаемым и собою реальным? Как же преодолетьпротиворечие и достигнуть желаемого? Все зависит от тебя самого. А мы лишьпостараемся помочь тебе разобраться в самом себе, понять самого себя, помочьувидеть возможности реализовать самого себя при любых жизненных обстоятельствах.Открытие самого себя, реализация своих возможностей и способностей – самоепрекрасное, что может испытать человек.
На страницах предложеннойтебе азбуки ты познакомишься с механизмами самосовершенствования, будешьучиться понимать себя и оценивать себя с точки зрения других, исследоватьсамого себя, критически анализировать свои возможности и перспективы, узнаватьнеизведанное, планировать свое будущее — и у тебя все непременно получится.
В добрый путь!

ЧАСТЬ 1. НА ПУТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
______________________________________________________
Всепроисходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей,- гласит надписьна фронтисписе «Великой дидактики»
Я.А.Коменский Кто есть Я?
Открытие самого себя,реализация своих возможностей и способностей – самое прекрасное, что можетиспытать человек. В этом заключен огромный смысл: каждый человек может раскрытьсвои реальные, но до времени не выявленные возможности, найти в себе истинноеЯ, а непридуманное ожидаемое, нереальное, определить свои сильные и слабыестороны, дать оценку собственному реальному Я с целью определения путейсамосозидания к себе идеальному, самому себе лучшему.
К сожалению, ты не знаешьпутей к открытию и познанию самого себя. Не расстраивайся, открой первуюстраничку азбуки " Кто есть Я?", внимательно прочитай предложенныетебе пошаговые инструкции, честно и искренне ответь на вопросы, поразмышляй надсложными проблемами, поднятыми в книге, сделай вывод для себя. И тогда, может быть,предложенный материал поможет тебе немного лучше познать самого себя, а этозначит соотнести уровень притязаний и возможностей, способностей для достижениясвоей жизненной цели. «Ведь не выстроив жизненной стратегии, не осуществивсобственную самореализацию, личность оказывается нежизнеспособной»(В.Н.Мясищев).
Итак, 1- ая пошаговаяинструкция. Исследуй себя, определи свой тип направленности, используя методикуВ.Смекала и М.Кучера (приложение 1).
Небольшая подсказка
@   Объектысамопознания:
направленность личности:установки, интересы, потребности; задатки, способности, дарования;отрицательные свойства и привычки; нравственные качества.
@   Путисамопознания:
 соотнесение результатовдеятельности с имеющимися положительными (отрицательными) качествами; сравнениесебя с другими людьми сопоставление собственного мнения о себе с мнением других
@   Приемысамопознания:
самонаблюдение,самоанализ, самокритика, самооценка
Заметки наполях
Совокупность устойчивыхмотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых отналичных ситуаций, называется направленностью личности.
Интерес — мотив,способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новымифактами, более полному и глубокому отражению действительности[35,205;211].
Авторы В.Смекала иМ.Кучера выделяют три вида направленности
@   Личностная направленность связываетсяс преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением удовлетворитьпрежде всего свои притязания – это направленность на себя;
@    Коллективистская направленностьсвязывается с преобладанием мотивов общения, стремлением поддерживать хорошиеотношения с людьми, проявлением интереса к совместной деятельности – это направленностьна взаимодействие;
@   Деловая направленность отражаетпреобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессомдеятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новым опытом – этонаправленность на задачу.
Все три виданаправленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются, поэтому врезультате говорят о доминирующей направленности личности. Позитивными видаминаправленности личности мы считаем направленность на взаимодействие инаправленность на задачу, которые связаны с преобладанием мотивов общения имотивов овладения новыми знаниями, умениями и навыками
2-ая пошаговаяинструкция. Соотнеси себя с типажами, представленными в книге  Н.Козлова«Формула успеха, или философия жизни эффективного человека»
Способ инаправленности жизниЗабота (в первую очередь) За свой счет За счет других О себе
/>
/> Потребитель Паразит О людях и жизни
/>
/> Творец Романтик
Нет смысла пытаться точноопределить, кем являешься ты или другие интересные тебе люди: чистых типажейнет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, иПаразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, ты сможешь точно и ответственноопределить свою философию жизни, понять, что действительно тебя привлекает,после чего честно отслеживать, как – кем? – ты в разных ситуациях себя реальнопредставляешь.
3-ая пошаговая инструкция.Ответь на вопросы анкеты для самого себя.
1.     Как ты думаешь,ты себя знаешь? ____________________________
2.     Считаешь ли ты,что человек в своей жизни стремится к какой – либо цели?______________________________________________________
3.     Какая цель вжизни привлекает тебя?_________________________
4.     У тебя естьпрограмма достижения выбранной цели:
_________она отсутствует;
_________трудно сказатьопределенно;
_________она примернонамечена;
_________она ужевыполняется
5.     Считаешь ли ты,что самовоспитание, действительно, совершенствует личность?____________________________________
6.     Какой возраст, потвоему мнению, наиболее эффективный для самореализации?____________________________________________
7.     Имеешь ли тыпотребность в приобретении знаний в достижении успеха?____________________________________________________
8.     Если«да», то чем такая потребность обусловлена:
_________стремлением кпрогрессу человечества;
_________стремлением бытьпохожим на кого-то;
_________стремлением куспеху в жизни;
_________стремлением бытьпохожим сразу на несколько человек;
_________стремлением бытьнужным людям;
_________стремлениемдобиваться цели, несмотря на неблагоприятные обстоятельства;
_________стремлением ксамореализации;
_________(другое).
9.     Знаешь ли ты своиотрицательные качества?___________________
10.    Считаешь ли ты себя способнымисправить имеющиеся недостатки?________________________________________________
11.    Какие качества личности ты хотел бы всебе воспитать?_________________________________________________
4- ая пошаговаяинструкция. Проанализируй ответы, очерти основные направления своегосамосовершенствования и самореализации.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5-а я пошаговаяинструкция. Заполни хит – лист «Кто есть Я»
_____________________________________________________________
Ктоесть Я?
Дата
Моя самая заветная мечта– это…
Я горжусь собой, когда я…
Я симпатичный человек,потому что
В достижении намеченнойцели мне помогают такие черты моего характера, как
Я восторгаюсь двумятакими качествами, которыми я обладаю, — это
Меня привлекают, и явосторгаюсь такими людьми, которые имеют следующие качества:
Я горжусь своимпоступком, который я в своей жизни совершил
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поразмысли наедине ссамим собой
@      Трудно былоотвечать на вопросы? Почему?
@      Испытывал ли тысмущение, когда писал о себе хорошо, хотя и знал, что никто не будет читать.Почему?
@      Приятно ли думатьо своих положительных качествах
6 — ая пошаговая инструкция. Возьми чистый лист бумаги, в левойчасти которого напиши дату своего рождения, в правой — поставь точку и напишисегодняшнюю дату. Отметь линией самые значительные события твоей жизни: хорошие– проводи линию вверх, чтобы получилась гора; плохие – проводи линию так, чтобыполучилась долина в виде впадины, поставь дату и название каждого события. Проанализируйсвои жизненные этапы.
Возможно, линия твоейжизни будет выглядеть примерно так
/>

                         
/>

Поразмысли наедине ссамим собой
@  Хотел бы ли ты, чтобы какие – тособытия твоей жизни повторились? Какие?
@  Какой должна была бы быть твоя жизнь,чтобы ты смог назвать её совершенной?
@  Нравится ли тебе говорить приятноедругим?
@  Нравится ли тебе получатькомплименты?
Каждый человек обладаетсобственным самосознанием, поэтому каждый человек уникален и неповторим
Дорогой друг! В твоемвозрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места вжизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряженостановление самосознания, формирование образа собственного Я. В образ Явстраивается и отношение к самому себе: можно уважать или презирать себя,любить или ненавидеть и даже понимать и не понимать себя и т.д. Взаимодействуяи общаясь с людьми, ты выделяешь сам себя из окружающей среды, ощущаешь себясубъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов,выступаешь для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с темнеразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается,прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе внастоящем, прошлом и будущем.
Заметки на полях
Самосознание – это то,как люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения имыслей человека о себе.
Образ Я – этоотносительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимаясистема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своевзаимодействие с другими[35,215;216].
7 -я пошаговаяинструкция. Заполни хит – лист «Образ Я»
_____________________________________________________________
ОбразЯ
Дата
Я люблю себя за…
Я восторгаюсь такимисвоими способностями, как…
Проранжируй качества,которые для тебя являются главными:
самоуважение;
самокритичность;
себялюбие;
самоуничтожение;
другое
Ответь на вопрос: тыобладаешь стремлением быть понятным, завоевать симпатии, уважение сверстников истарших, повысить свой статус и т.д.
Как ты относишься клюдям, которые обладают желанием быть незамеченными, уклониться от оценки икритики, скрыть свои недостатки и т.д.
8 -ая пошаговаяинструкция. Поразмысли наедине с самим собой
1. Насколько, по – твоемумнению, положительно твое самосознание
2. Как можно попытатьсяулучшить свое самосознание
3. Какие признакиотличают человека, обладающего положительным самосознанием
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогой друг! Мы обретаемсамосознание с рождения. На наше самосознание влияет то, как мы смотрим на мир,то, как мы поступаем, и то, как нас воспринимают окружающие. Важно понять ипомнить, что самосознанию учатся, поэтому его можем  изменить и придать емуположительный характер. Для успешной самореализации важным является уверенностьв своих силах.
9- ая пошаговая инструкция. Поразмышляй над  представлениями психологов в области уверенного поведения.
ЛазарусА.А. на основе своего клинического опыта выделил следующие содержательныеспособности, которые необходимо развить человеку. Это:
— способность сказать «нет»;
— способность открыто говорить о чувствах и требованиях;
— способность устанавливать контакты, уметь начинать и оканчивать беседу;
— способность открыто выражать позитивные и негативные чувства;
— способность управлять мимикой и жестами;
— способность использовать Я.
Помнению Сальтера, важнейшими характеристиками уверенного поведения являются:
1.Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражениев речи всех испытываемых чувств;
2.Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальнойплоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
3.Противостояние и атака (contradict and attack) как прямое и честное выражениесобственного мнения, без оглядки на окружающих;
4. Использованиеместоимения«Я»(deliberate use of the word «I;
5.Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) как отказ от самоуничиженияи недооценки своих сил и качеств;
6. Импровизация как спонтанное выражениечувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности ипланирования.
10- ая пошаговая инструкция. Проведи тест ПатрицииЯкубовской на умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение (Приложение2).
Найдиутверждения, относительно которых твои оценки отличаются от ключа предлагаемоготеста, запиши их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10- ая пошаговая инструкция. Внимательно изучируководство по уверенному поведению
Руководствопо успешному уверенному поведению
1.Если ты хочешь  в чем-либо отказать другому, скажи ему ясно и однозначно»нет"; объясни, почему ты отказываешь, однако, не извиняйся  слишкомдолго.
2.Отвечай без паузы — так быстро, как только это вообще возможно.
3.Настаивайна том, чтобы с тобой  говорили честно и откровенно.
4.Проси  пояснить, почему тебя   просят о чем-либо, чего ты  не хочешь  делать.
5.Смотри на человека, с которым ты  говоришь. Следи за его невербальным поведением:есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта,бегающие глаза и т.п.).
6.Если ты злишься, то дай понять, что это касается поведения партнера и не затрагиваетего или ее как личность
7.Если ты комментируешь поведение другого, используй речь от первого лица — местоимение«Я».
8.По возможности, предлагай альтернативные способы поведения, которые, по твоему  мнению,будут лучше восприняты.
8.Хвали тех (и себя в том числе), кому, по твоему мнению, удалось вести себя уверенно(независимо от того, достигнута цель или нет).
9.Не упрекай себя за неуверенность  или агрессивность. Попытайтесь вместо этоговыяснить, в какой момент ты «соскользнул» с правильного пути, и как тысможешь поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычкибыстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.
11-ая пошаговая инструкция. С учетом полученныхзнаний дай оценку своему собственному поведению, определи, как на основе ужеимеющихся предпосылок они могут формировать уверенность посредством небольшихшагов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнибланк домашнего задания
В течение недели с… по… я буду тренировать:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это мне удалось следующим образом:_______________________________-___________________
Насколько я удовлетворен моим поведением: _______
(по 10-бальной шкале 1-совсем не удовлетворен,  10 — очень удовлетворен)
Мои наблюдения относительно стимулирующих и блокирующих условий:
Стимулирующие: Внутренние:______________________________________________________
Внешние:________________________________________________________
Блокирующие:
Внутренние:_______________________________________________________
Внешние:____________________________________________________________________________
@   Помнио том, что готовность тренировать уверенное поведение создают первыепредпосылки к полноценному и успешному самоутверждению.
@   Дорогойдруг, ты уже, конечно, уяснил, что человек становится личностью в результатесовместной деятельности и общения. Человек в деятельности и общении сверяет то,что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, сверяется с их мнениями,чувствами и требованиями, т.е. имеет своего рода «внутреннийманометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себяоценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Важнымипоказателями своих поступков, действий являются самооценка, ожидаемая оценка,оценка личностью группы; и хочет человек того или нет, он объективно вынужденсчитаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе,успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе иокружающим.
12 -ая пошаговаяинструкция. Поразмысли наедине с самим собой
@  Что такое самооценка?______________________________________
@  Чем самооценка отличается отсамодовольства?_________________
Заметки наполях
Самооценка – оценкаличностью самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Спомощью самооценки происходит регуляция поведения личности[35,218]
Дорогой друг!
Прежде чем закрыть первуюусловную страницу азбуки «Кто есть Я» — небольшое резюме:
@   самопознание – это важнейшее условиеопределения человеком своего предназначения, своих возможностей, задатков, ужесформированных черт характера;
@   самопознание – путь к самореализации;
@   самопознание – выявление своихположительных качеств, потенциальных способностей, а также отрицательныхпривычек и установок;
@   самопознание – это поиск в себеистинного Я.
Стремленье к Познанью. Тознак Прохожденья,
Смен мест обитанья…Исканья, подходы…
Но медленный рост будет длитьсявсе годы,
Ему характерно ДушиВозрожденье.
Движенье наткнется накрепкие стены.
Но верен останься Добру иМечте!
Служи, как и прежде,Святой Красоте
И знай, что победа Твоянепременна!
Елена Пехота
Процесс самопознаниябесконечен. Дерзай, познавай, совершенствуй себя. Удачи тебе и вдохновения всамопознании!
Страница 2.Что я думаю о самореализации (диалог ссамим собой)?
@   Подбираю слова, скоторыми у меня ассоциируется понятие «самореализация»
@   Расшифровываю слово самореализация побуквам, ассоциируя  на каждую букву слово, связанное с семантикой данногопонятия:
с____________________________________________________________
а____________________________________________________________
м____________________________________________________________
о____________________________________________________________
р____________________________________________________________
е____________________________________________________________
а____________________________________________________________
л____________________________________________________________
и____________________________________________________________
з____________________________________________________________
а____________________________________________________________
ц____________________________________________________________
и____________________________________________________________
я ____________________________________________________________
@   Выписываю изразличных научных, литературных источников определения понятия самореализация
@   Сравниваю данныеопределения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные.Обосновываю свой выбор
@   Сравниваю данныеопределения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные.Обосновываю свой выбор Заметки на полях
Правила составлениясинквейна
1 строка- тема синквейна,его суть (одно слово или смысловая единица, как правило, существительное);
2 строка — дваопределения, характеризующие основные качества темы;
3 строка — три глагола,имеющих отношение к теме;
4 строка — фраза илислово, определяющее главный смысл или свое отношение к ней (все желательносрифмовать)
Мой синквейн:
Самореализация
1.  ___________________________________________________________
2.  ___________________________________________________________
3.  ___________________________________________________________
@   Попытаюсь взятьинтервью с интересным и самореализовавшимся, на мой взгляд, человеком
@   Напишу сочинение– миниатюру по сказке Г.- Х. Андерсена «Гадкий Утенок», главный геройкоторого – это Я
@   Как я понимаюсамореализацию применительно к самому себе?
Самореализация для меня –это
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@    Выделяю приоритетныенаправления моей самореализации:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@    Как я вижуперспективу моей самореализации (отображаю в виде схемы, таблицы)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@    Пробую выработатьсвое философское понимание  самореализации (например, написать хокку, эссе)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.