Реферат по предмету "Психология"


Агрессия у детей и подростков

--PAGE_BREAK--
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Большинство исследователей дивиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Мертон показал, что источником агрессивности является для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая работу, образование и др. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственно доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения — это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к дивиантности, хорошее отношение со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного

 Негативизм является нормальной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. После начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается у юношей и девушек.

Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.

При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность. Правонарушения, воровство, прогулы школы совершаются сплоченной группой сверстников. Обычно имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с взрослыми, представителями власти. У многих подобных подростков конформность выражена с детства. Здесь большую роль играют слабость и неустойчивость волевой сферы, приводящая к слепому копированию стиля поведения окружающих. При этом выбирается наиболее легкий путь, не требующий усилий. В младенческом возрасте и раннем детстве обычны теплые отношения с матерью. Проблемное поведение проявляется преимущественно в антисоциальной среде вне дома. По отношению к компании сверстников лояльны: не порицают и не доносят на них.

 Основная цель подобных компаний — поиск примитивных удовольствий и развлечений. С отдельными взрослыми могут поддерживать доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней.

Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующем снижением адаптации.
2.3.ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В качестве факторов индивидуального риска, обусловленных биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения, можно выделить следующие. Родовые травмы, а также нарушения пренатального развития нередко вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще возникают конфликты ребенка с окружающими, следовательно, вероятность агрессивного поведения также повышается. Наследственные нарушения, например наличие лишней У-хромосомы у мальчиков, ведет к проявлению агрессивного поведения в дальнейшем.

Среди других наследственных детерминант называют влияние гормонов (повышенный уровень тестостерона).

Травмы и органические заболевания мозга, например черепно-мозговая травма, эпилепсия, опухоль мозга. В ряде случаев формируется расстройство личности по органическому типу. Среди его симптомов — эмоциональные нарушения в виде раздражительности, вспышек гнева и агрессии.

Психические заболевания с началом в детском и подростковом возрасте также повышают вероятность агрессивного поведения (детский аутизм, шизофрения и др.). Аномалии развития, а также врожденные физические дефекты являются факторами, хронически фрустрирующими ребенка и затрудняющими его полноценное взаимодействие с другими людьми. Вследствие этого может повышаться склонность к агрессивным реакциям.

Большинство детей не имеют психических расстройств и аномалий развития. В то же время все дети различаются по типологическим свойствам нервной системы. Как известно, свойства нервной системы определяют темперамент человека — динамическую составляющую его психической жизни. Исследования детей первого года жизни позволяют сделать вывод, что в первые месяцы жизни ведущую роль играют такие факторы, как пренатальные условия и особенности родов.

Генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик (т. е. темперамента) проявляется примерно с 9 месячного возраста. Специалистами был выделен синдром трудного темперамента, признаками которого являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни, он также коррелирует с последующими нарушениями поведения и агрессивным поведением. К другим факторам риска можно отнести повышенную двигательную и общую активность ребенка, потребность в повышенной эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию и т. д.
2.4. АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Многочисленные исследования показывают, что взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение может быть следствием подражания. В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины.

Для определения меры ответственности и вида наказания важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой.

Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности.

 Агрессивные подростки, нарушающие общественные нормы и законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вину за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения [6].

Социопатическая личность испытывает доминирующую потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться, как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным, но холодность, агрессия и жестокость становятся постоянными личностными характеристиками.

Чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, социопатическая личность нуждается в резком, более «встряхивающем» опыте. «Особая конституция» может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других вещей — музыки, природы, хорошей работы.

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств. В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Родители могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

Психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» подтверждает выделением в ней нескольких диагностических подгрупп.

1.    Собственно антисоциальное расстройство личности характеризуется, прежде всего, тяжелой патологией Супер-эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться (даже к животным); отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану.

2.    Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый «злокачественный нарциссизм». Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство «Я»), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте

3.    Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нарциссического расстройства личности, с преобладанием неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций, безответственности, эмоциональной или финансовой эксплуатации других.

 4.   Следующая группа включает в себя антисоциальное поведение при других — ненарциссических — расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).

5.    В случае невротического расстройства личности антисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная драма.

6.    Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации, влияние окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

 7.   Наконец, это могут быть диссоциальные реакции некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.

Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимыхпроблем современной семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

Таким образом, агрессивное поведение детей и подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.
3.ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения можно назвать следующие: опросники, проективные   рисуночные тесты, методы наблюдения.

Наиболее известной диагностической процедурой изучения агрессивных проявлений с помощью опросного метода является методика Баса-Дарки. Этот опросник направлен на диагностику так називаемой мотивационной агрессии — прямое проявление реализации присущих личности диструктивных тенденций. Создавая опросник, А.Басс и А. Дарка выделили следующие виды агрессивных реакций:

1.    Физическая агрессия ( нападение) – использование физической силы против другого лица;

2.    Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо ( сплетни злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрыва ярости, топанье ногами);

3.  Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

4.   Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства;

5.   Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

6.  Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

7.   Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( угрозы, проклятия).       

Цель курсовой работы: выяснить к каким видам агрессии предрасположены подростки с учетом их полового различия.

Задачи курсовой:

1. Провести тестирование  видов агрессии в группе подростков с учетом пола;

2. Проанализировать результаты;

3. Сделать выводы по исследованию.

Объект курсовой работы: объектом исследования послужили ученики 8 класса школ № 2, 5, 8 г. Жлобина,  50 мальчиков и 50 девочек.

Предмет курсовой работы:различные формы подростковой агрессии.

Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки — косвенной и вербальной.

Методика исследования: для исследования был использован опросник направленный на диагностику мотивационной агрессии – опросник Баса-Дарки.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы опросника, ставя «+», либо «-» в случаи положительного или отрицательного ответа соответственно.

Обработка данных опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1.Физическая агрессия: «Да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет» — № 9, 17,41.

2.Косвенная агрессия: «Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» — № 10, 26, 49.

3.Раздражение: «Да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет»-№ 11,35,69.

4.Негативизм: «Да» — № 4, 12, 20, 23, 36.

5.Обида: «Да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» -№44.

6.Подозрительность: «Да» — № 6, 14, 22, 30,38,45, 52, 59; «Нет» — № 65, 70.

7.Вербальная агрессия: «Да» — № 7,15, 28,31,46, 53,60, 71, 73; «Нет» — № 39,66, 74, 75.

8.Угрызение совести, чувство вины: «Да» — № 8, 16, 24, 32,40,47,54,61,67.
Таблица общих результатов ответов испытуемых в баллах

(девочки)



Испытуемые


Количество набранных баллов по соответствующим формам агрессии

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

2

3

3

6

4

11

7

2

3

2

3

2

3

4

8

7

3

2

2

4

2

2

4

9

6

4

5

3

3

2

2

4

10

4

5

4

1

3

2

2

5

12

5

6

4

4

3

-

3

4

12

3

7

3

3

5

3

1

4

8

5

8

2

-

6

2

4

4

7

5

9

-

4

6

3

3

4

8

3

10

2

3

8

3

3

3

10

4

11

4

5

7

3

3

4

7

5

12

1

6

6

3

2

5

10

5

13

3

3

4

3

2

4

8

2

14

3

2

3

4

4

5

8

5

15

2

4

3

2

2

5

8

5

16

4

5

2

2

2

5

9

1

17

5

5

5

3

5

4

8

3

18

3

5

5

2

2

4

8

3

19

3

1

5

2

2

6

11

2

20

2

3

6

2

6

4

6

4

21

1

2

5

2

3

4

7

5

22

3

6

5

2

3

3

6

6

23

1

2

7

3

4

4

9

1

24

1

3

7

2

3

4

8

3

25

4

2

6

2

3

5

7

3

26

2

2

5

3

2

5

5

3

27

4

4

8

3

2

4

10

4

28

2

5

5

3

2

4

8

3

29

5

5

6

3

1

5

8

3

30

4

5

6

2

3

5

8

7

31

2

6

6

2

3

5

10

4

32

-

2

3

2

2

5

12

5

33

2

2

6

2

3

4

12

4

34

1

3

5

-

2

4

11

4

35

4

1

4

3

2

5

12

3

36

3

4

3

2

3

4

8

4

37

2

5

4

1

1

2

9

4

38

5

5

3

2

1

6

8

1

39

1

3

4

2

3

4

8

4

40

3

6

6

2

2

5

12

4

41

2

4

6

1

5

4

12

6

42

4

3

7

3

4

4

10

3

43

1

2

6

3

5

4

12

2

44

3

4

6

2

3

4

9

2

45

2

4

3

1

4

3

9

5

46

2

4

6

3

2

5

8

4

47

3

2

5

1

3

4

8

5

48

1

1

5

3

3

4

9

3

49

2

3

4

2

3

3

7

4

50

3

2

8

3

2

2

9

3
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Таблица общих результатов ответов испытуемых в баллах

(мальчики)



Испытуемые

Количество набранных баллов по соответствующим формам агрессии

1

1

2

3

4

5

6

7

8

2

5

3

3

1

4

3

7

6

3

5

3

3

4

5

6

7

4

4

7

6

5

3

5

6

7

5

5

5

3

3

3

4

4

8

3

6

5

3

7

3

4

4

7

3

7

7

4

4

4

7

3

7

7

8

8

6

4

3

3

3

3

5

9

7

3

3

3

5

7

7

4

10

7

3

3

2

7

5

7

2

11

8

5

7

3



4

8

3

12

10

3

5

3

2

6

8

5

13

8

4

5

4

2

7

8

6

14

5

4

8

2

4

7

8

7

15

5

5

4

4

2

5

8

5

16

5

3

3

4

2

5

3

4

17

7

5

3

2

7

3

6

3

18

7

6

6

4

4

3

8

4

19

8

3

4

4

5

4

8

4

20

5

3

7

3

7

3

7

4

21

6

4

7

3

3

3

7

3

22

5

6

8

3

3

6

7

3

23

5

6

3

3

8

6

7

4

24

7

5

3

2

8

4

8

2

25

5

3

3

3

2

4

7

3

26

9

4

5

3

2

7

8

5

27

7

3

3

2

5

3

9

6

28

6

3

3

2

5

3

10

5

29

5

5

6

2

3

5

7

3

30

5

6

3

3

5

5

7

2

31

4

5

8

1

3

6

8

3

32

5

4

5

2

3

3

9

5

33

5

5

3

3

1

4

8

3

34

7

4

3

3

7

3

7

4

35

8

4

6

3

4

3

6

5

36

5

6

4

1

4

3

9

4

37

5

3

5

4

3

6

9

6

38

5

3

6

4

4

7

6

3

39

6

3

3

2

4

3

8

6

40

5

5

3

2

2

3

7

5

41

5

4

5

3

2

5

8

6

42

7

5

3

2

4

4

7

3

43

7

5

3

2

3

5

7

2

44

7

3

3

4

4

6

7

4

45

5

4

5

1

2

6

9

2

46

5

4

8

1

2

7

8

3

47

5

4

3

3

3

4

7

2

48

8

5

5

3

3

3

3

1

49

8

4

8

3

3

3

7

3

50

5

6

5

2

2

5

8

3
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.