Реферат по предмету "Литература"


Образ художника в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита»
«Из всех писателей 20-х — 30-хгг. XXвека, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российс­комобщественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которойвспоминают обычно его письма Ста­лину и единственный телефонный разговор стираном, сколь­ко своими гениальными произведениями, главное из кото­рых —»Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколе­нию читателей романоткрывается новыми гранями. Вспом­ним хотя бы «осетрину второйсвежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второйсвежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще дока­зал",— вот так в нескольких словах Борис Соколов, извест­ный исследовательтворчества Булгакова, сумел показать, ка­кой вклад внес писатель в русскую имировую литера­туру.
Слово«мастер» не случайно вынесено Булгако­вым в заглавие его знаменитого романа«Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из цент­ральных фигурбулгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человекталантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Оннаписал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будеткому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хорошийроман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когдаоказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты,что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряетвсякий смысл.
Мастер   —  во  многом   автобиографический  герой.  Его возраст в момент действия романа («человек примерно трид­цативосьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетнаякампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетнуюкампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес«Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»,«Багровый остров» и роман «Белая гвардия».
СудьбаМастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил,каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарованписательский талант, который де­лает безвестного сотрудника музея Мастером.Рабо­тая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всадникеПонтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире,где злые, пошлые, скудоумные ничтоже­ства пришли к власти, где, повеликолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этоммире божественный дар Мастера оказывает­ся под запретом как нечто оченьопасное. Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, накоторую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он темсамым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов,захвативших “литературную ниву” и считающих её своей законной кормушкой, своейвотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Ониприспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человеквнутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И онистараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, ноМастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей егоугнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, егоромана. И Мастер отчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Онрешил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, отом,  «что можно». Но егонеприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах.Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, пособственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
“У меня большенет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто менявокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”.“А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытализ-за него”.
Но возникаетвопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другуюцель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, иМаргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.
Булгаков несоглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Новсе-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить делосвоей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
На примересудьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суж­денияи размышления о месте художника, творче­ской личности в обществе, в мире, о еговзаимо­отношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том,что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет,не в ладу со своей совестью, теряет всякое пра­во на творчество.
В связи сэтим фигура Мастера в романе неодноз­начна: он остается внутренне верен себе,но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо согла­шаясь илинастойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчестволишено комп­ромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслу­жил покой». Иименно Воланд и его свита восстанав­ливают справедливость по отношению кМастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самогоБулгакова, что только истинное твор­чество бессмертно!
Для писем:
katerina-post@yandex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.