Реферат по предмету "Психология"


Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ

Оглавление
 
Введение
Раздел I
Общие теоретические основы исследования социально-психологическойготовности
1.1 Обобщение исследования социально-психологическойготовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии
1.2 Традиции и подходы к изучению социально-психологическойготовности к труду
1.3 Методы исследования социально-психологическойготовности к труду
1.4 Обобщение и анализ методов исследованиясоциально – психологической готовности к труду выпускников ПТУ
Раздел II
Эмпирическое исследование социально-психологическойготовности к труду выпускников ПТУ
2.1 Планирование представление и анализ результатовэмпирического исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Введение
 
Актуальность. Современное общество, производство,рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма,неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенностьстановятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всехуровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Этипринципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистовна всех уровнях профессионального образования.
Успешноеформирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистовбазируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности кпрофессиональной деятельности является психологическая готовность, котораяпонимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплавфункциональных, операциональных и личностных компонентов.
В условияхсмены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий,профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние,психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качествопрофессиональной деятельности обуславливается особенностями психологическойготовности специалиста.
В зависимостиот определения психологической готовности, различными авторами выделяются еёструктура, главные составляющие, строятся пути его формирования.
Вотечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблемасоциально-психологической готовности человека к труду, хотя имеетсяопределенный потенциал теоретических и практических исследований конкретныхформ готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности ктрудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовомусостоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевойзадачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесяни др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупностьмотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общеепсихофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Наиболееинвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нампредставляется мотивационный компонент т. к.: «Проблемымотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализаобщественных условий, противоречий общества, места личности в нем». [19, с.7].Личность свое место в жизни, в обществе реализует по-своему, т.к. смысл жизни,потребности и ценности различных людей не совпадают. Для большинства основныммеханизмом реализации смысложизненных ориентации является профессиональнаядеятельность.
Цель: теоретическое и практическое изучениесоциально-психологической готовности к труду, оценка конкретных методовисследования.
Объект: социально-психологическаяготовность.
Предмет: исследование методовсоциально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ.
Гипотеза: у выпускников ПТУ готовность ктруду проявляется в понимании важности профессиональной жизненной сферыдеятельности.
Задачи:
1. На основе теоретическогоанализа психологической литературы выявить сущность понятия«социально-психологическая готовность к труду».
2. Определитьподходы к исследованию социально-психологической готовности к труду.
3. Выявитьметоды исследования социально-психологической готовности к труду выпускников.
4. Провестианализ методов исследования социально-психологической готовности к трудувыпускников ПТУ.
5. Исходя изтеоретического анализа определить более подходящий метод исследования провестиэмпирическое исследование, представить результаты.

Раздел IОбщие теоретические основыисследования социально-психологической готовности
 
1.1 Обобщение исследованиясоциально-психологической готовности к труду в современной, отечественной изарубежной психологии
 
Междупонятиями «готовность» и «социально-психологическая готовность», существуетродовидовое отношение, поэтому, чтобы выявить сущность категории «социально-психологическаяготовность», необходимо исходить из категории «готовность». Проанализируемнесколько дефиниций понятия «готовность». Изучение общей проблемыготовности к труду началось в 50-е годы в связи с необходимостьюпрофессионального обучения людей различным видам труда. Готовность — этоусловие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должнаформироваться и совершенствоваться человеком.
Понятие«готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда,общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей» [1].
Влитературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность».
К.К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуреготовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую ипрофессиональную. [24] Данноепонятие он рассматривает какособое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как«психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическимипроцессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фонекоторого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативностипрофессиональной деятельности». По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [11],готовность — это настрой личности на определенное поведение, установка наактивные действия, приспособление личности для успешных действий в данныймомент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.
М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [11] выделяют заблаговременную, общую, илидлительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Перваяпредставляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения,мотивы деятельности.
Наоснове ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущихзадач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация,приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешныхдействий в данный момент.
Ситуативнаяготовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенностьна определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные ицелесообразные действия.
Будучицелостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовностьвключает следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнитьпоставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха ипоказать себя с лучшей стороны); б) познавательные (понимание обязанностей,задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представлениевероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности,уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой имобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий,преодоление сомнений, боязни).
Авторыподробно рассматривают пути создания общей и ситуативной готовности.
Готовностьчеловека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из еголичностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации ослучившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации,наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведениячеловека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем,приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительнаяи достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила быкомпенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки,развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опытдля успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способностьпереключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию ипредвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем ираспределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийнойситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а тольконеобходимые.
Предупредитьскованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогаетпланирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительнаяобработка возможных вариантов действий при возникновении тех или иных положенийв работе вплоть до аварийных.
Приемыформирования психологической готовности имеют много общего с приемами волевойподготовки. И не случайно: создание состояния готовности к труду прямо зависитот уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщениеметодов и приемов создания и поддержания психологической готовности и ихуточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабоиспользуемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальныхусловиях.
В.А.Крутецкий [16] определяет «готовность» как пригодность к деятельности,выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматьсяею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие«готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запасазнаний, умений, навыков в соответствующей области.
Подчеркиваяважность личностного подхода к изучению состояния готовности, П.А. Рудик [27]рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет вней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие сторонывыполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать,так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующихсовершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.
Л.В.Кондрашова [14] считает, что готовность к деятельности предполагает образованиетаких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которыеобеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, сознанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции иобязанности.
Каквидно из вышеприведенных и других нам известных определений понятия«готовность» различные исследователи раскрывают отдельные признакирассматриваемого понятия. По нашему мнению, все они многословны. В данныхопределениях присутствуют такие понятия как «настрой», «установка»,«приспособление», «психическое состояние», «свойство, качество», «склонность» ит.д., которые усложняют понимание сущности этого понятия.
Врамках данного исследования нами принято следующее определение «готовности кпрофессиональной деятельности». Готовность к профессиональной деятельности — это способность субъекта результативно выполнять свои профессиональные функции.Понятие «способность» в данном контексте имеет разностороннюю функциональнуюзначимость, зависящую от вида деятельности. Выявляя основные видовые признакипонятия «социально-психологическая готовность», мы опирались на это рабочееопределение.
Многиеисследователи отождествляют понятие «готовность» с такими понятиями как«установка», «социально-психологическая установка».
Относительно«готовности» достаточно подробно было сказано выше. Возникает необходимостьрассмотрения категорий «установка» и «социально-психологическая установка» иразвести их сферу действия.
Имеютсяразличные представления понятия установки и социальной установки — аттитюда.Набор определений, раскрывающих содержание этих понятий, схож: «готовность»,«предрасположенность», «направленность».
Какизвестно, проблема установки была специальным предметом в школе Узнадзе. ПоД.Н.Узнадзе,«установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состояниемготовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумяфакторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [32].Предложенное им понимание установки не связано с анализомсоциально-психологических факторов, детерминирующих поведение личности сусвоением индивидом социального опыта. Установка в контексте концепции Д.Н.Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологическихпотребностей человека. По нашему мнению, понимание Д.Н. Узнадзе установки какбессознательного исключает применение этого понятия к изучению наиболеесложных, высших форм человеческой деятельности. Д.Н.Узнадзепонимал установку как более широкое явление, чем готовность. Готовность определяласьим как существенный признак установки. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А.Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологическойприроды феноменов, которые данные дефиниции обозначают. Установка, с их точкизрения, является лишь формой готовности.
Традицииизучения социально-психологических установок сложились в западной социальнойпсихологии, в которой для обозначения социальных установок используется термин«аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как«социальная установка», либо употребляется как калька с английского (безперевода) «аттитюд». Для термина «установка» в том смысле, который емупридавался в школе Д. Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английскомязыке — «set». В психологическом словаре под общей редакцией А.В.Петровского иМ.Г. Ярошевского дается определение установки как «готовности,предрасположенности субъекта, возникающей при предвосхищении им появленияопределенного объекта и обеспечивающей устойчивый, целенаправленный характерпротекания деятельности по отношению к данному объекту» [25]. В словаресоциально-психологических понятий под редакцией Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова этопонятие раскрывается следующим образом: «Установка социальная — готовностьк определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность,отношение к чему-либо или кому-либо» [13]. Данной проблеме в отечественныхи зарубежных исследованиях уделяют большое внимание Л. А. Надирашвили, А. Г.Асмолов, Г. М. Андреева, В. А. Ядов, П. Н. Шихирев, В. С. Магун, Г. Олпорт, К.Обуховский, Д. Майерс и другие. Исторически первичными были определенияаттитюда через его функции, а именно как регулятора поведения, деятельностичеловека. Рассмотрев семнадцать различных дефиниций, Г. Олпорт пришел к выводу,что существует «единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг отдруга определения. Так или иначе, каждое из них рассматривает в качествесущественной характеристики аттитюда готовность к реакции. Аттитюд — это нечтозарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное. Это неповедение, а его предпосылка» [23].
Д.Майерс установку рассматривает как «благоприятную или неблагоприятнуюоценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях,чувствах и целенаправленном поведении» [20]. Развивая подход к установке сточки зрения теории деятельности, А. Г. Асмолов описывает установку в качестве«стабилизатора деятельности » или «фактора энергииповедения», что является указанием на ее функцию [3].
П.Н. Шихирев предлагает выделение трех структурных компонентов социальнойустановки: аффективный (общее чувство симпатии или антипатии относительнокакого-либо реального или символического объекта), когнитивный (осознаниеаффективного компонента, выражающееся в мнении или убеждении относительноданного объекта) и, наконец, поведенческий (вербальная реакция, как выражениеосознанного аффективного компонента или невербальная реакция, то есть реальныедействия, направленные на данный объект) [33,с. 293].
А.Г. Асмолов рассматривает установочную регуляцию деятельности, выделяяоперациональный, целевой, смысловой уровни. Под операциональной установкой импонимается «готовность к осуществлению определенного способа действия, которыйвозникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличнойситуации и предвосхищения этих условий, опирающейся на прошлый опыт поведения вподобных ситуациях» [3,с. 84].Под целевой установкой автор понимает «готовность субъекта совершить преждевсего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает послепринятия определенной задачи» [3, с. 76].Поего мнению, ведущим уровнем установочной регуляции деятельности являетсяуровень смысловых установок, который «актуализируется мотивом деятельности ипредставляет собой форму личностного смысла в виде готовности к совершениюопределенным образом направленной деятельности» [3,с. 62-63].
МарковаА. К. определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе ипсихологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по несколькимнаправлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная иоперациональная сферы. Психологическую готовность к профессиональнойдеятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационнойсфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок,изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности[21].
СогалаевВ.В. отмечает что в структуру психологической готовности входят мотивационный,ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный иоценочно-рефлексивный компоненты [31].
Вместес тем можно сказать, что традиционно сложившаяся трехкомпонентная структурасоциальной установки также не является удовлетворительной.
Проблемасоциально-психологической готовности к чему-либо актуальна для личности во всепериоды ее развития. Так, например, по мнению Е.А.Климова, «в ходеразвития ребенка, а именно к концу дошкольного возраста, возникает своеобразнаяпотребность в ответственной деятельности, деятельности по заданию. Это важныйсимптом психологической готовности ребенка к учению в школе».«Готовить учащихся к жизни — это в любом случае готовить их к трудовойдеятельности в одной из ее „областей“, „сфер“ [12,с. 222].
Вчисле структурных составляющих деятельности человека одним из основных являетсяфактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к трудукак бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные для успешного решенияпоставленной задачи элементы предстоящего действия.
Психологическаяготовность к труду является обязательным условием не только её начала, но иэффективного решения.
1.2 Традиции и подходы к изучениюсоциально – психологической готовности к труду
Состояниепсихологической готовности к труду следует понимать как сложное,целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, междукомпонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясьудовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основевнутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализуетопределённую цель и достигает результата.
Готовностьчеловека к труду рассматривалась по-разному, в зависимости от спецификиструктуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняли готовностьчерез совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевыхкачеств личности общее психофизиологическое состояние, обеспечивающееактуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенныхдействий (Р. А. Гаспарян, Е. Г. Козлов, Л. С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.).Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я. Л.Коломинский).
Проблемуготовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления,формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе,начало получения профессионального образования (профессиональноесамоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность (Л.И. Божович,А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак).
в своём исследованиимы рассматриваем проблему психологической готовности к труду. Согласнообщепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст выделяется вкачестве отдельного периода, включающего позднюю юность (17–18 лет) ираннюю зрелость. Однако отмечается, что чаще всего студенческий возрастрассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастнойпериодизации ранней взрослости (20–40 лет).
А.А. вербицкий и Т.А. Платонова считают, что«усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качествепредмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельностипрофессиональной». это позволяетговорить о том, что во время обучения в вузе у студентов формируется основатрудовой, профессиональной деятельности, а именно – готовности к ней [5].
В трудепроявляются и развиваются разнообразные потребности, способности, мышление,характер и другие стороны личности. Процесс труда складывается из несколькихсоставных: 1) осознания поставленной задачи; 2) выработки плана предстоящих действий;3) применения средств и приёмов деятельности; 4) регулирования действий всоответствии с поставленной целью; 5) сличения полученных результатов сисходными условиями.
В анализе состоянияпроблемы готовности личности к деятельности показали, что это особое психическое состояние и относительноустойчивая характеристика личности. Несмотря на многообразие направлений,изучающих формы готовности, все сходятся на том, что это предрасположенностьсубъекта ориентировать свою деятельность определенным образом [11].
В.И. Байденкои Б. Оскарссон говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности,используют понятие „базовые навыки“ как „личностные имежличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены вразличных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Дляиндивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствиемежду уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получениязанятости“ В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторывключают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность каналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению;приспособляемость; способность работать в команде; способность работатьсамостоятельно; самосознание и самооценка [4].
Изучениюсостояния готовности к труду большое внимание уделялось в работахА.А.Ухтомского, М.И.Виноградова, Б.Ф.Ломова, В.Н.Пушкина и др.
Различныеавторы по-разному именовали психологическую готовность. Обобщенные еехарактеристики они обозначали близкими, но не идентичными понятиями:«бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность»и т.д. Например, А.А.Ухтомский (1951) назвал готовность к деятельности«оперативным покоем», механизм которого опирается на подвижность «нервныхприборов», обеспечивающих переход от «оперативного покоя» к срочному действию[33].
Климов Е. А.в своей работе „Образ мира в разнотипных профессиях“ отмечает:»Без ясности в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности)должен удерживать в сознании профессионал или обучающийся профессии, повышающийпрофессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошуюпостановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, нина разумное проектирование каждым человеком своих очередных шагов напрофессиональном жизненном пути, ни даже на хорошее взаимопонимание людей вобществе.
Подпсихологической готовностью традиционно понимают психический феномен,посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека вполимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский,Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова и другие).
Формированиеготовности к труду включает не только профессиональную, технологическуюподготовленность, вооружение участников труда определенными знаниями, умениямии навыками, но и формирование готовности к коллективной трудовой деятельности.Ведь нередко встречаются люди, знающие свое дело и даже желающие работать, ноне умеющие наладить положительные эмоциональные отношения с товарищами поработе. В таких случаях профессиональная квалификация зачастую утрачивает своюценность, так как эти люди либо не могут раскрыться в работе полностью, либорезультаты их деятельности неадекватно оцениваются другими членами коллектива.Здесь можно говорить об отсутствии социально-психологической готовности ктруду, которая рассматривается нами как определенный уровень развития личности,предполагающий сформированность целостной системы ценностно-ориентационных икоммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное функционирование личности втрудовом коллективе. Другими словами, для того чтобы трудиться эффективно,нужно не только знать свою работу и иметь соответствующие практические умения инавыки, но и обладать знаниями о том, как можно организовать деятельностьсовместно с другими людьми, а также иметь определенные умения и навыкикоммуникативного характера (например, умения оказать помощь партнеру, принятьпомощь с его стороны, адекватно оценить результаты своей работы и работы своихтоварищей, оптимально решить спорные вопросы).
Одним изпризнаков является коммуникативно-организационная основа деятельности,представляющая собой ряд организационных задач, решение которых необходимо дляосуществления совместной деятельности и по поводу решения которых участникивступают в общение между собой. Для осуществления совместного трудовогопроцесса нужно решить, что именно делать, каким способом, договориться ораспределении инструментов и материалов, контролировать правильность выполненияотдельных действий и операций, оптимально разрешать спорные вопросы.
Такимобразом, наличие в трудовой, учебной и игровой деятельностях сходнойкоммуникативно-организационной основы показывает один из путей формированиясоциально-психологической готовности к труду на ранних этапах онтогенеза [7].
Кузьмина Н.В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельностихарактеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющихему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки итехники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач,профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, преждевсего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методыспециальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оцениватьи выбирать методы наиболее подходящие для их решения[17].
Квалификациярабочего во многом определяется объемом знаний, умений и навыков, необходимых впроизводительном труде и решении технических задач. Как показывает опыт, умениетехнически мыслить приходит к учащимся через 2—3 года после окончания учебы.Поэтому проблема оптимизации процесса формирования технического мышления оченьважна. Поскольку техническое мышление способствует успешности и ускорениюобучения, приобретению и развитию производственных навыков, сформированностьтехнического мышления является одним из показателей психологической готовностик труду [8].
Посколькуобщей конечной целью обучения является профессиональная подготовкаспециалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можнорассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболееобобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональнаянаправленность, которая определяется как интерес к профессии и склонностьзаниматься ею. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели;мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этойдеятельности, удовлетворенность ею. Сама профессиональная направленностьпредставляет собой сложное многомерное образование, которое описываетсямножеством свойств и параметров. Н.В.Кузьмина выделяет такие свойствапрофессиональной направленности, как объектность, специфичность, обобщенность,валентность, удовлетворенность, сопротивляемость, устойчивость, центральность идр. В тех же свойствах характеризуется например, профессиональнаянаправленность Ю.П.Платоновым, у которого они наполняются несколько инымпсихологическим содержанием.
Профессиональнаянаправленность (предполагающая и психологическую готовность) как обобщеннаяформа отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектомстепени личностной значимости (привлекательности — непривлекательности)различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условийосуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут выступать такиестороны профессиональной деятельности, как, например, возможность творчества,работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработок и др.
Психологическаяготовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевойпроявляется:
— в формеустановок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»),предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
— в видемотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира(такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, чтоон делает);
— в видепрофессионально-личностной готовности к самореализации через процессперсонализации [15].
Многообразиесоциальных ценностей общества, среди которых важнейшие — труд и образование,порождает определенную мотивационную структуру личности и направленность еедеятельности. Вместе с тем уровень, содержание и формы ценностных ориентацииличности обусловливаются принадлежностью к определенной профессиональнойгруппе, уровнем образования, половозрастными особенностями и другими факторами.
В связи сэтим изучение основных различий в ценностных ориентациях рабочих на трудовуюдеятельность позволяет получить данные, которые могут быть использованы как дляустановления оптимальных условий развития личности молодого рабочего, так и дляпостроения общей стратегии трудового воспитания и системы профессиональногообучения будущих рабочих из числа учащейся молодежи [6].
В работеОдинцовой Л.А. и Завицкой С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителяматематики…» психологическая готовность описывается как: «Психологическаяготовность к профессиональной деятельности характеризуетсяличностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании ипринятии себя и другого как уникальной сущности, а такжемотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуютсясубъект-субъектные отношения»[22].
Штейнмец А.Э.в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности»определил психологическую готовность к профессиональной деятельности какпроцесс формирования совокупности (системы) психических образований –представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качествличности и др.,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способностьсубъекта к осуществлению профессиональной деятельности [34].
Врамках данного исследования социально-психологическая готовность к труду намипонимается как направленность на нее, соответствующая предрасположенность,позволяющая субъекту результативно выполнять свои профессиональные функции.Исходя из такого понимания социально-психологической готовности мы выделяемследующие ее критерии:
— сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;
— выраженность профессионально важных качеств;
— удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимыдля становления профессионала. Остановимся на рассмотрении содержаниявыделенных социально-психологических критериев — готовности к профессиональнойдеятельности.
Психологическуюготовность к профессиональной деятельности мы будем понимать как степеньсформированности в личности студента мотивационно — целевой структурыпозволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Конечноже, психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себяпомимо мотивационно-целевого блока также операциональный блок — степеньосвоения профессионально значимых ЗУН, индивидуально-типологические особенностичеловека (степень соответствия их профессии). Но мы выделяем мотивационноцелевой аспект психологической готовности предполагая что именно вмотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристикипсихологической готовности к труду.
Под мотивамипрофессионального становления понимается направленность активности личности наценности осваиваемой профессии, побуждающие личность ставить перед собойопределенные цели в сфере профессиональной деятельности и совершать действия поих достижению[9].
Принципиальнымэтапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этомопределяется тем, насколько представление человека о профессии соответствуетего потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует»свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных спрофессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворениепотребностей. Чем «богаче» потребности человека, тем более высокиетребования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить ибольшее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненнымиинтересами, с «богатыми» потребностями способен на вдохновенный,творческий труд и высокую общественную активность.
Проблемемотивации в психологии уделяется серьезное внимание, поскольку мотив являетсяодним из основных компонентов в любой деятельности и обусловливает ееуспешность.
Средисоветских психологов, внесших определенный вклад в разработку теории мотивации,следует отметить Н. А. Бершнтейна, П. К.Анохина, А. Н.Леонтьева, Р. С. Немова,Р. Х. Шакурова и других. Не вдаваясь в качественный анализ структуры мотивации,надо отметить, что исследователи: С. А. Рубинштейн [28], В. Г. Асеев [2], А. Н.Леонтьев [18] и др. включают в понятие данного феномена совокупность осознанныхпобуждений, где систематизирующими компонентами являются потребности, цели,мотивы, которые в свою очередь, связаны с ценностными ориентациями, идеалами,чувствами, эмоциями, установками. Иногда, принимая за мотив один феномен, отрицаютпричастность к мотиву других. В одних случаях от мотива отделяется цель, вдругих — потребность, в третьих — и то, и другое.
О.С. Гребенюк, обобщая концепции, предложенные различными исследователями,понимает под мотивацией личности — «систему ее целей, потребностей имотивов, которые детерминируют деятельность и поведение человека. Качественноесодержание мотивации определяет содержание видов деятельности, характерных дляданного человека».[10, с.18].Ввиду широкой представленности в литературе различных классификаций мотивов, мыостановимся лишь на классификации, предложенной М. Г. Роговым [26]. Все мотивыобъединены в две большие группы — «непосредственных» и«опосредованных» мотивов [26]. Под первыми понимаются мотивы,непосредственно включенные в сам процесс деятельности и соответствующие еесоциально заданным целям и ценностям. Опосредованные же мотивы связаны с целямии ценностями, которые лежат вне самой деятельности, но могут в ней хотя бычастично удовлетворяться.
Каждаяиз названных групп, в свою очередь, имеет собственную структуру.Непосредственные мотивы могут быть представлены познавательными мотивами, атакже мотивами, связанными с развитием личности. Среди опосредованныхвыделяются три явно различимые группы: социальные, мотивы достижения истимульные. К социальным мотивам относятся те, содержание которых составляютпотребности в общении, социальных контактах, престиже, авторитете и признании,лидерстве и власти. К мотивам достижения относятся мотивы, обусловленныепотребностью в успехе, например, иметь высокий жизненный уровень,профессиональный и должностной статус. И, наконец, к стимульным относятсямотивы, заметно отличающиеся друг от друга по содержанию: мотив стремления кдостижению независимости, мотив подражания. В нашем случае классификациямотивов наполнена своим конкретным содержанием. К непосредственным мотивам намибыли отнесены: мотив развития личности — желание раскрыть и использовать свойтворческий потенциал; и познавательные мотивы — стремление получить глубокиепрофессиональные знания, интерес к будущей профессии и соответственно кизучаемым дисциплинам, понимание того, что глубокие знания необходимы длядостижения материального благосостояния, понимание того, что глубокие знаниянеобходимы для достижения успеха в жизни, в том числе и в деятельности. Копосредованным мотивам относятся: мотив достижения — желание самоутвердиться;стимульный мотив — желание получать заработную плату; социальный — желаниеизбежать всевозможных неприятностей. Второй критерий социально-психологическойготовности к будущей профессиональной деятельности — степень сформированностипрофессионально важных качеств.
Мотивацияпредставляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы — этоосознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностямии побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь,потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимыхдля существования и развития индивида и личности.
Существуетбольшое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностейхарактеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятсяпотребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении. Другиепотребности являются промежуточными между биологическими и социальными. Этосексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорныхвпечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Наконец, частьпотребностей характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные ипознавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении,потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха,нравственные и эстетические потребности.
Адекватноймерой интенсивности потребностей является частота актуализации этихпотребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокойсилой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может непроявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться вкакой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуацийвозникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризуетустойчивую черту личности человека.
Мотивыличности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, ониобусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, сдругой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются этипотребности.
Любаядеятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов,обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определеннуюиерархическую структуру. Например, направленность на учебную илипрофессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями:познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут бытьнаиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальныепотребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивамидеятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми илиактуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшейстепени.
Соотношениемежду мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому,поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждыймотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других. В свою очередь,каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которыемогут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать,что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться иизменяться в ходе ее освоения и реализации.
Возникновениесостояния психологической готовности к деятельности начинается с постановкицели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной иливозникшей перед ним задачи). Далее идёт выработка плана, моделей, схемпредстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейсяготовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способыдеятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью,вносит коррективы.
Таким образом, понятие профессиональной готовностирассматривается как категория теории деятельности (состояние) и понимается, содной стороны, как результат процесса подготовки, с другой – установки начто-то.
Итак,мы рассматриваем готовность к труду как целостное проявление личности и подготовностью к труду понимаем особое личностное состояние, которое предполагаетналичие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленностисознания на его выполнение.
Настоящимисследованием установлено, что структура личностного уровня готовности к трудупредставляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурныхкомпонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный икогнитивный компоненты. В структуре готовности к профессиональной деятельностицентральное место занимает мотивационно-ценностный компонент.
1.3 Методы исследования социально-психологическойготовности к труду
Дляпрактического исследования социально-психологической готовности к труду, какрассматривалось выше, различными авторами использовались методики направленныена изучение: социально-психологических установок (Узнадзе Д. Н., М.Краснорядцева, Л. В. Кондрашова, Г. Олпорт, Д. Майерс идр.), коммуникативных навыков (Г.В. Шавырина, Я. Л. Коломинский),мотивационно — ценностной структуры личности (М. Г. Рогов, С.А. Рубинштейн, Одинцова Л. А., Завицкая С. В., В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, К.К.Платонови др.).
Длядиагностики социально-психологических установок возможно использование:Методики диагностикисоциально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфереО.Ф.Потемкиной
Выявлениестепени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат»
Ориентация на процесс. Ориентация нарезультат. Ориентация на альтруизм.Ориентация на эгоизм. Ориентация на труд. Ориентация на деньги. Ориентация на свободу. Ориентация на власть.
Длядиагностики коммуникативных навыков используются методики:
Тестоценки коммуникативных умений
Включаетв себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умениеустановить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.Методика предназначена для проверки этих качеств.
Диагностикакоммуникативной толерантности (В. В. Бойко)
Оценкачеловеческих отношений, ситуаций взаимодействия с другими людьми.
Всеэти методики можно использовать для диагностики отдельных аспектов личности,однако в формировании психологической готовности особое место принадлежитмотивационно — ценностному компоненту, который является «стержневым, своегорода направляющим образованием», т. к. «вне мотива и смысла невозможны ни однадеятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельносформированные умения»[88]. Правда, наличие мотивационной готовности «еще неговорит о наличии психологической готовности к деятельности, но существованиепоследней невозможно без первой» (Мельничук А.С., 1996). Наиболее уместным прианализе мотивационной готовности является системный подход, развиваемый вработах. Б. Ф. Ломова (1988), А. Раппопорта (1994), Л. Ф. Алексеевой (1997), А.В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1998) и др. Мотивационная готовностьличностным показателем перевода возможности в действительность как способа(механизма) самореализации и саморазвития.
Длядиагностики мотивационно — ценностных ориентаций возможно использованиеследующих методик:
Ценностныйопросник (ЦО) С. Шварца
Обработкатеста проходит по шкалам:
Наслаждение;Достижения; Социальная власть; Самоопределение; Стимуляция; Конформизм;Социальность; Безопасность; Зрелость; Поддержка традиций; Социальная культура;Духовность.
Гипотезаавторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярнымиотношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектомпротиворечивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте)мотивационных, целевых и т.п. единиц.
Методика«Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Системаценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личностии составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себесамой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основужизненной концепции и «философии жизни».
М.Рокич различает два класса ценностей:
1)терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существованиястоит того, чтобы к ней стремиться;
2)инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойстволичности является предпочтительным в любой ситуации.
Этоделение соответствует традиционному делению на ценности-цели иценности-средства.
Изучениемотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.Реана)
Методикаможет применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. Воснову положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типемотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность самапо себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежитстремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержаниюсамой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данномслучае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивыдифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешниеположительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всехточек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
Методикапозволяет диагностировать мотивационный(МП) и эмоциональный (ЭП)профили личности.
На основесоотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можновыделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
Типы мотивационного профиля:
Прогрессивный, Регрессивный,Импульсивный, Экспрессивный, Уплощенный
Типы эмоционального профиля:
Стенический, Астенический,Смешанный стенический,Смешанный астенический.

Морфологическийтест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)
Предлагаемыйвариант опросника жизненных ценностей предназначен для исследования различныхгрупп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшегопонимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла какрезультат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.
Основнымдиагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином«ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объектуи субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Переченьжизненных ценностей включает:
Развитиесебя. Духовное удовлетворение. Креативность. Активные социальные контакты.Собственный престиж. Высокое материальное положение. Достижение. Сохранениесобственной индивидуальности.
Терминальныеценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненнойсферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека.Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова. Также для диагностики мотивационной сферыиспользуются проективные и психосемантические методики.
1.4 Обобщение и анализ методовисследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ
О.С.Гребенюк, изучая формирование готовности к учебной и трудовой деятельности уучащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития мотивацииучебно-трудовой деятельности:
I уровень(низкий) характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной итрудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфортаили узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны.
II уровень –проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишьс результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата,учение выступает в качестве средства достижения цели.
III уровень –сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленностьпознавательных мотивов устойчивая.
IV уровень –отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность [10].
Мотивационнаясфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей,интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системойотношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, ксамому себе, к своей деятельности и т. д. В структуре отношений одними изнаиболее значимых являются отношение к своему будущему, к себе и к различнымвидам деятельности. Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами,намерениями, планами, представлениями человека о том, что с ним можетпроизойти, что он будет делать. Отношение к себе определяет, кем человек себясчитает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит.Отношение к различным видам деятельности характеризует наличие, силу исодержание побуждений к соответствующим видам деятельности и содержаниевозникающих в связи с ними переживаний.
Дляопределения социально-психологической готовности к труду выпускниковПТУ в данной работе мы будем исследовать мотивационно — ценностную сферуличности, т. к. определив жизненные ценности и движущие мотивы мы сможемопределить готовность к труду и делать прогнозы на будущую трудовуюдеятельность.
Проведятеоретический анализ методик диагностики мотивационно – ценностной сферы мыопределили, что использование проективных методик является трудоемкойпроцедурой. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методикне позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишькачественное определение тех или иных черт.
Психосемантическаядиагностика мотивации включает в себя выбор и формулирование оцениваемыхпонятий и оценочных признаков, сбор, обработку и интерпретацию данных. Однаконеудобство и сложность обработки полученных результатов предполагаетиспользование компьютерной техники, что не всегда представляется возможным.
Поэтомудля диагностики мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности намииспользуется тестирование, методики направленные на выявление движущих мотивовв жизнедеятельности личности.
Резюме
Такимобразом, мы рассмотрели в первом разделе основные теоретические положенияпроблемы социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Мыпроанализировали проблему социально-психологической готовности к труду вконтекстах коммуникативных навыков, а также социально-психологических установоки мотивационно-ценностных ориентаций личности учащихся ПТУ.
Рассмотрелиряд отечественных и зарубежных взглядов, посвященных проблемесоциально-психологической готовности к труду.
Далее мыпереходим ко второму разделу нашей курсовой работы, где опишем этапы и методыпроведенного нами экспериментально-психологического исследования и представимполученные результаты. Для этого нами будет выбрана мотивационно – ценностная структураличности.

Раздел II.Эмпирическое исследование социально-психологической готовности к трудувыпускников ПТУ
 
2.1 Планирование исследования
 
Исходяиз теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мыпредполагаем, что: в ходе профессионального становления, во время обучения вПТУ, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысленияосновных терминальных ценностей и это является показателем психологическойготовности к профессиональной деятельности. В связи с этим в практической частисвоей работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Исследовать ценностные ориентации студентов.
2.Изучить особенности профессиональной сферы студентов.
3.Произвести анализ полученных данных.
В данномисследовании принимали участие студенты 4 курса, выпускники, обучающиеся в строительном училище. Всего в эксперименте приняло участие32 человека. Для решения поставленных задач была выбрана методика:
Морфологическийтест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), [30] при этом изперечня жизненных сфер исследуемых в этой методики мы особое внимание уделимсфере профессиональной жизни, сфере образования а также сфере общественнойактивности.
Вконструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человекасоциального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого(на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог — 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.
Испытуемымпредлагается 112 утверждений, которые необходимо оценить по 5бальной шкале, где5 – очень важно, а 1 – совсем не важно.
Поданным проведения МТЖЦ оказалось, что среди выбора жизненных ценностей увыпускников ПТУ преобладают эгоистично – престижные, это такие ценности как:достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, атакже собственный престиж. Средние показатели эгоистично-престижных ценностей упарней больше показателей нравственно-деловых ценностей на 38%, а у девушек на10%.
Изполученных результатов видно, что наиболее важными жизненными сферами длявыпускников ПТУ являются (см. Приложение 2, 3):
Сфераобщественной жизни – 60%,
профессиональнаясфера – 58%, а также
сфераобучения и образования – 58%.
Поэтим сферам в % показателях девушек значительно чаще, чем у парней встречаютсявысокие показатели (см. Приложение 2,3).
Высокиепоказатели выраженности профессиональной направленности, а также направленностина обучение и образование у выпускников ПТУ свидетельствуют о высокой степенисоциально-психологической готовности к будущей трудовой деятельности.

Заключение
 
Теоретическийанализ литературы показал, что лучшим методом для оценки социально — психологической готовности к труду выпускников ПТУ, является «Морфологическийтест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест позволяетвыявить направленность личности, лидирующие жизненные ценности, а такжеопределить важные жизненные сферы выпускников 17-18 лет.
Данный метод показал,что для изучения социально – психологической готовности к труду необходимоопределить направленность личности, ориентацию на жизненные ценности впрофессиональной и общественной жизненной сфере. В ходе данного исследованиябыли изучены основные терминальные ценности выпускников ПТУ.
Данныеисследования выявили нацеленность студентов больше на эгоистично — престижные ценности,и развитие себя в профессиональном становлении. Также результаты теста показали,что у большей части студентов высокие стремления к обучению и образованию.
Такимобразом, наша гипотеза подтвердилась. Выпускники ПТУ понимают важностьпрофессиональной сферы деятельности, у выборки осмысленная мотивация впрофессиональной сфере жизненных ценностей, это дает возможность определить,что из выборки 32 человека 87 % выпускников социально — психологически готовы ктруду. При этом женская и мужская часть находятся в равном соотношении,возможно такие показатели из-за неоднородности выборки для подтверждениянеобходимо провести исследование на выборке с равным количеством парней идевушек.
Даннаяметодика является актуальной для диагностики направленности личности, она можетбыть рекомендована для исследования социально-психологической готовности ктруду выпускников ПТУ.

Литература
 
1. Ананьев Б.Г. О проблемахсовременного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебнойдеятельности и формирование личности. М., 1976г.
3.Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
4. БайденкоВ.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующийфактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формированиеличности специалиста. Нау.-метод. Сборник. – М., 2002.
5. Вербицкий А.А.,Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональноймотивации. М., 1986. С.14.
6.Вопросыпсихологии, 85/5 Р.А.. Пономарева (НИИ психологии УССР). Психологическиеособенности ценностных ориентации молодых рабочих на трудовую деятельность,с.71.
7.Вопросыпсихологии, 85/5 Я.Л. Коломинский (Минский пединститут им. А. М. Горького).Социально-психогическая готовность к труду с. 14.
8.Вопросыпсихологии, 85/5 Вопросы психологии Г.В. Шавырина (НИИ общей и педагогическойпсихологии АПН СССР). Уровень развития технического мышления как условиеформирования психологической готовности к труду с. 82.
9.Вопросыпсихологии, 85/5 В.С. Ульянов (Запорожское областное управлениепрофтехобразования). Профессиональная мотивация у учащихся ПТУ.с 41.
10. Гребенюк О.С. Формированиеинтереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-техучилищ. М., 1986г
11. Дьяченко М. И, Кандыбович Л. А. Психологическиепроблемы готовности к деятельности. — Мн.: БГУ, 1978, 182 с.
12. Климов Е.А. Психологияпрофессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.
13.Коллектив, личность, общение /Словарь социально-психологических понятий /Подред. Кузьмина Е.С.и Семенова В.Е. Лениздат, 1987.
14.Кондрашова Л. Формуючий потенціал навчання в сучасній вищій педагогічнійшколі// Рідна школа.- 2005.- №8.- с. 25.
15. Краснорядцева О.М. Особенностипрофессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул,1998
16. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С.39.
17. Кузьмина Н.В. «Професиионализмличности преподавателя и мастера производственного обучения» М 1990
18.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., 1992,
20.Майерс Д. Дж. Социальная психология, 7-е изд., 2002.21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
22. Одинцова Л.А. и Завицкая С.В. «Реализацияпрофессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневойсистемы высшего педагогического образования» изд. БГПУ Белгород, 2000.
23. Олпорт Г. Личность впсихологии.СПб.: Изд-во Ювента, 1998, 306 с.
24. Платонов Ю.П. «Профессионально-педагогическаянаправленность мастера производственного обучения», Л, 1987.
25.Психология.Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во политической литературы, 1990. – С.238.
26. Рогов М. Г.Системно-деятельностный подход исследованию ценностно-мотивационной сферыличности в процессе ее профессионализации.//Системные исследования в общей иприкладной психологии. Сборник научных трудов/институт управления, 2000 с.32.
27.Рудик П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС,1976.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. М., 1989 г.
29. Санжаева Р. Д. Психологическиемеханизмы формирования готовности человека к деятельности. Дис. к-ра психол.наук. — Новосибирск, 1997.- 347 с.
30. Сопов В. Ф. Морфологический тестжизненных ценностей/.Сопов В. Ф., Карпушина Л. В.//Прикладная психология –2001-№4, стр.22.
31. Согалаев В.В «Педагогическиеусловия формирования готовности курсантов ВУЗа к воспитательной деятельности»:Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997
32.УзнадзеД. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с.
33.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.
33. Ухтомский А.А. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
34. Штейнмец А.Э. «Психологическаяподготовка к педагогической деятельности» Калуга, КГПУ, 1998 Шкуркин В.И.«Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза» М 1981


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.