СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Описательнаячасть
1.1. Общиесведения о токарно-винторезных станках
1.2. Системаэксплуатации и ремонта токарно-винторезного станка с ЧПУ модели 16К20Т1
1.3. Описаниеработы схемы управления
2. Расчетнаячасть
2.1. Расчетэлектродвигателя
2.2. Расчетэлементов схемы
3 Технологическая часть
3.1 Эксплуатация ЭО станка
3.2 Организация ремонта ЭО станка
3.3 Рекомендации по ремонту ЭО
3.3.1 Технологическая карта на укладкуобмотки статора
3.4 Вопросы ТБ, промышленной экологии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
За сравнительнокороткий срок станки с ЧПУ зарекомендовали себя как эффективноеавтоматизированное оборудование, позволяющее достигнуть высоких технических иэкономических показателей, решить ряд важных социальных задач. Основныепреимущества производства с помощью станков с ЧПУ по сравнению с производством,использующим универсальные станки с ручным управлением, следующие:
· сокращениеосновного и вспомогательного времени изготовления деталей;
· повышениеточности обработки;
· простотаи малое время переналадки;
· возможностьиспользования менее квалифицированной рабочей силы и сокращение потребности ввысококвалифицированной рабочей силе;
· возможностьприменения многостаночного обслуживания;
· снижениезатрат на специальные приспособления;
· сокращениецикла подготовки производства новых изделий и сроков их поставки;
· концентрацияопераций, что обеспечивает сокращение оборотных средств в незавершенномпроизводстве, а также затрат на транспортирование и контроль деталей;
· уменьшениечисла бракованных изделий по вине рабочего.
Опыт показывает, что наибольшийэкономический эффект дает изготовление на станках с ЧПУ сложных деталей, в томчисле из труднообрабатываемых материалов, повышенной точности, требующихвыполнения многих технологических операций.
Качество работы,выполненной продукции зависит от правильной эксплуатации и качественногоремонта электрооборудования.
1ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1.Общиесведения о токарно-винторезных станках.
В станочном паркепромышленности одно из ведущих мест занимает группа токарных станков. Несмотряна преобладания тенденции развития специальных токарных станков и автоматов,отвечающих задачам получения наибольшей производительности при максимальнойавтоматизации процессов, продолжают совершенствовать и универсальныетокарно-винторезные станки.
Токарный станок оснащенмодели 16К20Т1 оперативным УЧПУ модели «Электроника НЦ-31», установленного насуппорте станка, что обеспечивает удобство наблюдения за перемещениями режущегоинструмента при вводе управляющей программы. Этот станок предназначен длятокарной обработки (в центрах и в патроне) наружных и внутренних поверхностейдеталей типа тел вращения различной сложности, а также для нарезания резьбы.
Станок применяется вединичном, мелкосерийном и среднесерийном производстве.
Устройствоэлектродвигателей станка обусловлено особенностями станочного электропривода:повторно-кратковременным режимом работы, большой частотой включений, широкимдиапазоном регулирования скорости и частыми реверсами. Электродвигатели должныудовлетворять по конструктивному исполнению условиям окружающей среды.
К электроприводу станкапредъявляются следующие требования:
1) экономичность,т.е. электропривод должен потреблять минимальное количество электрическойэнергии; применение определенного вида электропривода должно быть экономическиобосновано;
2) надежность —это свойство электропривода выполнять требуемые функции, сохраняя своиэксплуатационные показатели и характеристики в течение заданного периодавремени. В понятие надежности входят несколько понятий:
- работоспособность— состояние электропривода, при котором он способен выполнять свои функции;
- безотказность- свойство электропривода сохранять свою работоспособность в течениеопределенного времени;
- долговечность- свойство электропривода сохранять свою работоспособность до предельного состояния,когда его эксплуатация становится невозможной по техническим или экономическимпричинам, условиям техники безопасности или из-за необходимости капитальногоремонта. Период времен от начала эксплуатации до предельного состояния называютсроком службы или наработкой электропривода.
- ремонтопригодность- определяет приспособленность электропривода к предупреждению и обнаружениюнеисправностей и отказов и устранению их путем проведения ремонтов итехнического обслуживания;
- сохраняемость- свойство электропривода непрерывно поддерживать свою работоспособность втечение и после хранения и транспортировки.
Основным средствомповышения надежности электропривода является введение различного родаизбыточности, под которой предусматриваются дополнительные средства ивозможности, превышающие минимально необходимые для выполнения заданныхфункций. Избыточность может быть внутриэлементной, структурной и временной.
Вутриэлементнаяизбыточность предусматривает снижение электрических нагрузок на элементысистемы. Это достигается заменой одного элемента другим, функциональноподобным, но с более высокими определяющими параметрами.
Структурнаяизбыточность предполагает включение в схему дополнительных резервных элементов,блоков, устройств, что позволяет создавать даже из не очень надежныхкомпонентов надежные электроприводы. Включение в схему дополнительных элементовувеличивает его массу, габариты и стоимость, поэтому применение этого способадолжно быть экономически обосновано.
Временная избыточностьпредусматривает использование технологических резервов времени длявосстановления работоспособности электропривода.
3) помехозащищенность —помехи вызывают сбои в работе элементов электропривода, а иногда и ихповреждения, тем самым, снижая надежность электропривода. Поэтому любойэлектропривод должен быть спроектирован, изготовлен и смонтирован так, чтобыего компоненты не создавали помех друг другу и соседним электроустановкам, и ондолжен быть защищен от воздействия внешних помех, создаваемых другимэлектрооборудованием.
Главное движение — вращение шпинделя с заготовкой; движение подач – перемещение каретки впродольном и салазок в поперечном направлениях; вспомогательные движения —быстрое перемещение каретки в продольном и салазок в поперечном направлениях ототдельного привода и т.д.
В качестве приводаглавного движения используется электродвигатель М1- частотно-регулируемыйасинхронный. Возможно использование регулируемого электродвигателя постоянноготока. От электродвигателя М1 посредством передачи вращение передается на вал Iшпиндельной бабки, а затем через зубчатые колеса z=48и z=48 — на вал II. Далееобеспечивается три диапазона частоты вращения шпинделя. В пределах каждогодиапазона частота вращения регулируется бесступенчато путем изменения частотывращения электродвигателя М1.
Дляполучения каждого диапазона частота вращения движение от вала II через зубчатыеколеса 2 = 48 и 2 — 48 передается на вал Ш, затем через зубчатые колеса z= 24 и z = 66-на вал IV и далеечерез зубчатые колеса z= 30 и z = 60 — на вал V(шпиндель). Для получения второго диапазона двойной блок зубчатых колес нашпинделе (вал V) вводится в зацепление с колесом z= 60 на валу II, а колесо z= 45 на валу Ш выводится из зацепления с колесом z=45 на валу П. Затем колеса z= 60 на валах V и VI служат для вращения датчика ВЕ-178 резьбонарезания.Зубчатое колесо z = 60 на валу V— разрезное и служит для выборки зазора в зацеплении в цепях предотвращениярассогласования положения шпинделя и датчика.
В качестве приводаподач суппорта по оси X (поперечное перемещение) применяют электродвигатель М2(регулируемый высокомоментный постоянного тока или частотного — регулируемыйасинхронный). От электродвигателя М2 вращение передается через зубчатые колеса z= 40 и z. = 40 на шариковыйвинт-гайку качения с шагом Рх.в. = 5 мм; обратная связь по пути осуществляетсяфотоимпульсом датчиком ВЕ — 178.
Кинематическая цепьпривода подач суппорта по оси Z(продольное перемещение); электродвигатель МЗ — зубчатые колеса z= 50 и z = 50- шариковый винт — гайка качения с шагом Рх.в. =5мм — датчик ВЕ- 178.
Кинематическая цепьповорота шестипозиционной револьверной головки: асинхронный электродвигатель М4— зубчатые колеса z = 20 и z= 62 — червячная передача z= 1 и z =38.
Асинхронный электродвигательМ5 приводит во вращение шестеренный насос ВГ-11-11 А, осуществляющийцентрализованное смазывание станка.
Кинематическая схемастанка
/>
1.2Система эксплуатации и ремонта токарно-винторезного станка с ЧПУ модели 16К20Т1
Одним из условийэффективной организации работы любого предприя-тия является наличие отлаженногомеханизма выполнения ремонтных работ. Чем меньше удельный вес расходов наремонт, обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, темвыше эффективность произ-водства и самой ремонтной службы. Для предупреждениянерациональных по-терь в производстве и сокращения затрат на ремонт служитсистема планово-предупредительного ремонта (ППР). Системойпланово-предупредительного ремонта называется совокупность различного видаработ по техническому ухо-ду и ремонту оборудования, проводимых по заранеесоставленному плану с целью обеспечения наиболее эффективной эксплуатацииоборудования.
Сущность системы ППРзаключается в том, что помимо повседневного ухода электроустановки подвергаютчерез определенные промежутки времени плановым профилактическим осмотрам,проверкам, испытаниям и различным видам ремонта.
Система ППР позволяетподдерживать электроустановки в состоянии, обеспечивающем их нормальныетехнические параметры, предотвращать час-тично случаи отказов, снижать расходына ремонт, улучшать технические параметры при плановых ремонтах в результатетой или иной модернизации.
Ремонтэлектрооборудования и аппаратов, непосредственно связанных с технологическимиагрегатами, производят одновременно с ремонтом последних. Перед выводом вкапитальный ремонт каждого агрегата выполняют следующие подготовительныемероприятия:
-составляют ведомостьобъема работ и смету, которые уточняют после вскрытия и осмотра агрегата;
-составляют графикпроведения ремонтных работ;
-подготавливаютсогласно ведомостям объемов работ необходимые мате-риалы и запасные части;
-составляют иутверждают техническую документацию на реконструк-ционные работы, намеченные квыполнению в период капитального ремонта;
-приводят в исправноесостояние инструмент, приспособления, такелаж-ное оборудование иподъемно-транспортные механизмы;
-готовят рабочие местадля ремонта;
-комплектуют ремонтныебригады.
Ремонт оборудования иаппаратов производят по инструкциям.
При ремонте основного ивспомогательного электрооборудования результаты центровки и балансировки, атакже величины всех зазоров и другие замеры, связанные с износом и изменениемсостояния деталей, заносят в формуляры, а данные о выполненных работах — времонтный журнал или паспорт данного оборудования электроустановки.
В процессе ремонтаагрегата ответственный за электрооборудование (или уполномоченные им лица)производит приемку из ремонта отремонтированных узлов и вспомогательныхмеханизмов. При приемке основного оборудования из капитального ремонта даютоценку качества ремонта, а также оценку внешнего состояния оборудования(изоляция, чистота, покраска и т. д.).
Вновь вводимое послеремонта оборудование испытывают в соответ-ствии с предусмотренными ПУЭ нормамииспытания электрооборудования. Специальные испытания эксплуатируемогооборудования проводят по разра-ботанным схемам и программам, утвержденнымлицом, ответственным за электрооборудование в связи со специфичной работой.
На основании ППРсоставляется схема ремонтного цикла:
КР-ТО-ТО-МР1-ТО-МР2-ТО-СР-ТО-СР-ТО-ТО-МР3-ТО-КР
Включает в себяпроводимые в определенной последовательности сле-дующие виды ремонта:ТО-техническое обслуживание, МР-малый ремонт, СР-средний ремонт иКР-капитальный ремонт.
При проведении каждоговида ремонта выполняются определенные работы:
1) при ТО станкапроводят наружный осмотр (без разборки) его узлов и механизмов и их общеесостояние: устраняют зазоры; проверяют работу механизмов переключения скоростейи подач; выполняют мелкий ремонт системы смазки; проверяют работуограничительных устройств.
2) при МР проводятчастичную разборку и ремонт узлов и механизмов; регулируют или заменяютподшипники.
3) при СР выполняютразборку узлов, составляют дефектную ведомость, заменяют или восстанавливаютизношенные детали (шестерни, втулки, валы), шлифуют, строгают или фрезеруютизношенные направляющие.
4) при КР выполняютполную разборку узлов станка и составляют дефектную ведомость; заменяют иливосстанавливают изношенные детали и узлы, сборочные единицы, включая базовые.
Кроме перечисленныхплановых видов ремонта для постоянного под-держания высоких эксплуатационныххарактеристик станка необходимо своевременно проводить его техническоеобслуживание. Техническое обслуживание включает регулировку узлов и элементовдля восстановления их нормальной работы и своевременную смазку.
Межремонтный период(периодичность выполнения ремонтных работ), а также их трудоемкость и материалоемкостьзависят от конструктивных особенностей оборудования.
Исходя из всего этого,оборудование на предприятии группируется по категориям ремонтной сложности,которые устанавливаются по справочникам.
На основании вышеперечисленных показателей строится график планово-предупредительного ремонта.После чего рассчитывается трудоёмкость и материалоемкость ремонтных работ, атак же численность ремонтного персонала.
Наряду с плановымивидами ремонтов существует аварийный ремонт, не предусмотренный годовым планоми выполняемый для возврата станка в эксплуатации при возникновении аварийнойситуаций.
2РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1Расчет электродвигателя
Процесс обработкидеталей на токарных станках происходит при определенных значений величиныхарактеризующий режим резания. К ним относятся (рисунок 2.1): глубина резания t,подача S (перемещение резца наодин оборот шпинделя, скорость резания V, т.е. линейная скорость, с которойперемещается слой металла (стружка) относительно резца.
/>/>
1 – деталь
2 – резец
3 — шпиндельная бабка
4 — главное движение
5 — движение подачи.
Рисунок 2.1. Схематокарной обработки
Мощность на валудвигателя главного привода в установившемся режиме складывается из мощностирезания, зависящей от усилия и скорости резания, и мощности потерь в механизмахпередач, которая зависит от нагрузки, числа звеньев кинематической цепи ичастоты вращения привода. При расчетах обычно пользуются коэффициентомполезного действия станка, который определяется как произведение КПД отдельныхзвеньев кинематической цепи при работе на данной скорости.
При увеличении частотывращении рабочих органов станка потери в передачах увеличивается, поэтому КПДстанка уменьшается. Для станков токарной группы КПД кинематической цепиглавного привода при полной нагрузке в среднем составляет 0,7-0,8. Мощность,кВт, на валу главного двигателя в установившемся режиме с учетом потерь впередачах определяется по формуле
/>
/>гдеКПД станка при данной мощности резания.
Fz— усилие резания, преодолеваемое шпинделем станка, Н
Vz — скорость при обработке деталей. Vz= 60м/мин.
Fz= 8250 Н
Определяем мощностьрезания :
/>
где Fz=8250 Н – усилие резания,
Vz=60м/мин – скорость обработки детали
/>
По полученным даннымвыбираем двигатель модели 4АБ2Ш32М4ПБ
Ммах/Мдоп = 2, где Мдоп — дополнительно допустимый момент
КПД= 87,5%
cosφ=0,87
2.2.Расчет элементов схемы
Проводникиэлектрических сетей от проходящего по ним тока согласно закону Джоуля — Ленцанагреваются. Количество выделяемой тепловой энергии Qпропорционально квадрату тока, сопротивлению и времени протекания тока: Q= 0,24 I2Rt.Нарастание температуры проводника происходит до тех пор, пока не наступиттепловое равновесие между теплом, выделяемым в проводнике с током, и отдачей вокружающую среду.
Чрезмерно высокаятемпература нагрева проводника может привести к преждевременному износуизоляции, ухудшению контактных соединений и пожарной опасности. Поэтомуустанавливаются предельно допустимые значения температуры нагрева проводников взависимости от марки и материала проводника в различных режимах.
Длительно протекающийпо проводнику ток, при котором устанавливается наибольшая длительно допустимаятемпература нагрева проводника, называется предельно допустимым током понагреву. Значения максимальных допустимых токов определены из условиядопустимого теплового износа материала изоляции проводников различных марок исечений, температуры окружающей среды и способа прокладки, безопасностиобслуживания электрической сети, обеспечения надежности (срока службы) иэкономичности.
При расчете сети понагреву сначала выбирают марку проводника в зависимости от характеристики средыпомещения, его конфигурации и способа прокладки сети. Затем переходят к выборусечения проводников по условию допустимых длительных токов по нагреву.
Допустимая температуранагрева проводников имеет важное значение для безопасной эксплуатации сети, таккак перегрев проводов токов может привести к выходу проводника из строя, а внекоторых случаях может возникнуть пожар и даже взрыв (во взрывоопасной среде).Для выбора сечения проводника по условиям нагрева токами нагрузки сравниваютсярасчетный максимальный Iр и допустимый Iд токи проводника принятой марки иусловием его прокладки. При этом должно соблюдаться соотношение Iд>Iр. Значение допустимыхдлительных токовых нагрузок составлены для нормальных условий прокладкипроводников: температура воздуха +25°С, земли +15°С и при условии, что втраншее уложен только один кабель. Если условия прокладки проводниковотличаются от нормальных, то допустимый ток нагрузки, А, определяется споправкой на температуру (Кп1) и количество прокладываемых кабелей водной траншее (Кп2)
Расчетный ток, А,нагрузки для одного двигателя определяется следующим образом:
/>,
где соsφ — коэффициент мощностидвигателя; соsφ = 0,87
РДВ — мощность электродвигателя; РДВ = 11 кВт.
η — КПД механизмапередвижения; η=87,5%
VН — линейное напряжение, В; VН= 380 В
/>
Выбираем кабель смедной гибкой жилой, с резиновой изоляцией, обработанной защитными свойствами, четырехжильныйс сечением 4 мм2, с Iдоп = 60 А.
Iд= Кп1Кп2Iд,где Кп1 —поправочный температурный коэффициент (при t° = +15°С); Кп1 = 1,15
Кп2 — поправочный коэффициент, зависящий от количества параллельно прокладываемыхкабелей и от расстояний между ними (при нормируемой температуры жилы t° = +55°С);
Iд= 30*1,15*1,0=34,5А
Iд>Iр 34,5> 23, условиевыполняется, кабель выбран верно.
В эксплуатацииэлектрической сети возможны нарушения нормального режима ее работы: перегрузки,короткие замыкания, при которых ток в проводниках резко возрастает. Поэтомуэлектрические сети должны быть надежно защищены от аномальных (аварийных)режимов.
Токи КЗ могут достигатьзначении, в десятки раз превышающие номинальные токи присоединения ЭП идопустимые токи проводников Iд. Для предотвращения чрезмерного нагревапроводников и электрооборудования каждый участок сети должен быть снабжензащитным аппаратом, отключающим поврежденный элемент сети с наибольшим временимдействия. Защита электрических сетей от токов КЗ должна быть предусмотрена вовсех случаях.
Другим распространеннымвидом анормального режима электроустановок является перегрузка,сопровождающиеся прохождением по проводникам, обмоткам электродвигателей,вызывающих их нагревание сверх допустимого значения.
Согласно ПУЭ отперегрузок необходимо защищать силовые и осветительные сети, выполненные внутрипомещений открыто проложенными незащищенными проводниками с горючей изоляцией;силовые сети, когда по условиям технологического процесса или режима их работымогут возникнуть длительные перегрузки; сети взрывоопасных помещениях.
Для защиты электрическихсетей напряжением до 1 кВ применяют плавкие предохранители, автоматическиевыключатели, тепловые реле магнитных пускателей.
Выбор аппаратов защитыпроизводится с учетом следующих основных требований:
1) Номинальный ток инапряжение аппарата защиты должны соответствовать расчетному длительному току инапряжению электрической цепи. Номинальные токи расцепителей автоматическихвыключателей и плавких вставок предохранителей нужно выбирать по возможности
Для многодвигательногоэлектропривода номинальный ток, А, применяется с учетом соsφ и η наиболеемощного ЭП такого привода.
/>
Где ∑Рном — сумма номинальных мощностей ЭП многодвигательного привода, кВт
/>
Максимальныйкратковременный ток электрической сети продолжительностью в несколько секундназывают пиковым током Iпик
Iпик = Iпуск+ ∑Iном
Iпуск= λ*Iном
Iпуск= 3*23=69А
Iном1 — номинальный ток первого двигателя.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
∑Iном=22,5+2,2+2,2+0,3+4,4=31,6А
/>
Выбираем автоматическийвыключатель ВА – 51 – 31 – 3, />, />, токовой отсечкой />, тепловым расцепителем />.
3ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1Эксплуатация электрооборудования станка
Техническаяэксплуатация и обслуживание электрооборудования станка состоит в обеспеченииежедневного контроля за выполнением правил эксплуатации и инструкцийзавода-изготовителя.
Одним из существенныхэлементов обслуживания электрооборудования станка являются систематическиеосмотры этого оборудования дежурными электромонтерами. Основной их обязанностьюпри осмотрах является наблюдение за правильной эксплуатациейэлектрооборудования, чтобы перегрузки не превышали допустимые, и чтобы оносодержалось в чистоте, своевременно смазывалось и т. п.
Помимо указанныхосмотров, эксплуатируемое электрооборудование время от времени подвергают ремонтами профилактическим (межремонтным) испытаниям. Назначение этих испытанийзаключается в своевременном выявлении таких дефектов, которые не могут бытьвыявлены внешними осмотрами.
Профилактическиеиспытания электрических машин и аппаратов с использованием средств техническойдиагностики, позволяют выявить уровень предельной выработки ресурса их узлов идеталей и предупреждения аварийных ситуаций.
Систематические осмотрыи профилактические испытания электрооборудования обеспечивают своевременныйвывод его в ремонт, увеличивая тем самым срок его службы. Совокупностьперечисленных мероприятий по обслуживанию эксплуатируемого оборудованияпромышленных предприятий носит название системы планово-предупредительногоремонта (ППР).
Система ППР имеетпрофилактическую сущность, поскольку работы по техническому обслуживанию иремонту электрооборудования производятся с целью предотвращения нарастающегоизноса, предупреждения аварийных ситуаций.
Возникающие в практикеэксплуатации оборудования аварийные ситуации, связанные с неполадками и отказомтехники приводят к дополнительным внеплановым расходам. По этой причине важнуюроль в организации производства играет деятельность, направленная напрофилактику аварий, а не на их устранение.
В основе системы ППРзаложены работы по техническому обслуживанию оборудования и по выполнениюплановых ремонтов – текущих, средних и капитальных.
Организация ипланирование ремонта оборудования при системе ППР основываются на определенныхнормативах, позволяющих планировать объемы ремонтных работ, их очередность,сроки проведения, как по группам однородных станков, так и в целом попредприятию и его отдельным подразделениям.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что основной задачей технического обслуживанияи ремонта является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования приминимальных затратах.
Поставленная задачарешается путем рациональной организации текущего обслуживания оборудования впроцессе его эксплуатации для предупреждения прогрессирующего износа, организациейсвоевременного планово-предупредительного ремонта и модернизацией устаревшегооборудования.
3.2Организация ремонта электрооборудования станка
В процессе эксплуатациитокарное оборудование подвергается физическому износу, из-за чего снижаются еготочность, производительность и т.д. Это становится причиной снижения качествапродукции, ухудшения технико-эксплуатационных характеристик оборудования итехнико-экономических показателей производства.
Для компенсации износаи поддержания оборудования в работоспособном состоянии необходимо своевременнозаменять износившиеся части оборудования, восстанавливать их первоначальныесвойства, производить настройку отдельных агрегатов и выполнять другие видыработ по техническому обслуживанию и ремонту станка.
Техническоеобслуживание и ремонт оборудования на предприятии осуществляет ремонтноехозяйство. Назначение ремонтного хозяйства предприятия заключается всвоевременном и в полном объеме удовлетворение потребностей производственныхподразделений предприятия в техническом обслуживании и ремонте оборудования сминимальными затратами.
Характерными работамидля ремонтного предприятия являются: паспортизация и аттестация оборудования,разработка технологических процессов ремонта и их оснащение, планирование и выполнениеработ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, модернизацияоборудования.
Одним из условийэффективной организации любого предприятия является наличие отлаженногомеханизма выполнения ремонтных работ. Чем ниже удельный вес расходов на ремонт,обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, тем вышеэффективность производства и самого ремонтного хозяйства.
Выполнению ремонтныхработ предшествует техническая, материальная и организационная подготовка.
Техническая подготовкахарактеризуется выполнением проектных работ по разборке и последующей сборкеоборудования, составлением ведомости дефектов, поломок, неисправностей. Ихустранение требует соответствующей проработки восстановительных работ иопераций.
Материальная подготовкасводится к составлению ведомости материалов, комплектующих деталей, инструментаи приспособлений. Материальная подготовка предполагает наличие достаточногозапаса сменных деталей и узлов, а также транспортно-подъемных средств.
Ремонтные работы могутбыть организованы одним из следующих методов: централизованным,децентрализованным и смешанным.
Централизацияремонтного хозяйства предполагает выполнение всех видов ремонта силамизаводского ремонтно-механического цеха.
Децентрализованныйметод более подходит для предприятий, где число производственного оборудованиясравнительно невелико. В этом случае организуют небольшие ремонтные мастерские,в которых в течение года проходят ремонт до 60% всех машин и аппаратов.
В настоящее времянаиболее распространенной и эффективной является смешанная форма организацииремонтов. Организация ремонта по данному методу заключается в том, что все видытехнического обслуживания и ремонтов, за исключением капитального выполняетцеховая ремонтная служба, а капитальный ремонт – ремонтно-механический цех.
При такой организацииремонта можно пользоваться приемами узловой замены изношенных блоков, а такжевыполнение работ по ремонту во время технологического или междусменного простояоборудования.
Все виды ремонтаэлектрооборудования, независимо от формы организации, выполняют в определеннойтехнологической последовательности, требующей организации характерных дляремонтного производства участков, отделений и бригад.
В ремонтныхпредприятиях, как правило, организуется соответствующая инфраструктура:складское отделение, отделения для разборки, дефекации и промывки поступившегов ремонт электрооборудования, масляное хозяйство, отделение производстваобмоточных работ, отделение для механической обработки и сборки отремонтированногооборудования, а также испытательная станция.
Особое внимание приорганизации электроремонтного производства следует уделять качеству ремонта,чтобы в соответствии с задачами ремонта работоспособность электрического иэлектромеханического оборудования была бы полностью восстановлена. Это в своюочередь требует применения достаточно дорогого специализированногооборудования, окупающегося при достаточно высокой его загрузке.
В настоящее время приотсутствии дефицита в современном производственном оборудованиицелесообразность ремонта не всегда очевидна. В случае если качественный ремонтневозможно обеспечить, целесообразнее заменить вышедшее из строя оборудованиена новое.
Организация специализированных ремонтных предприятий создаетусловия для эффективного применения в ремонтном производствевысокопроизводительного оборудования и оснастки, прогрессивных технологическихпроцессов и методов труда.
3.3Рекомендации по ремонту электрооборудования
Капитальный ремонтпроводится для восстановления работоспособности и полного восстановленияресурса электрической машины с восстановлением или заменой всех изношенных илиповрежденных узлов и заменой обмоток. Ремонт машины нецелесообразен, еслиимеются значительные повреждения механических узлов, которые невозможно устранитьсилами ремонтного предприятия.
Задача капитальногоремонта — привести агрегат в состояние, полностью отвечающее его назначению,классу точности и производительности. По мере возможности капитальный ремонтэлектрооборудования должен сопровождаться его модернизацией.
Ремонт необходимовыполнять качественно, чтобы после него был обеспечен необходимый уровеньэксплуатационной надежности, а технические показатели соответствовалистандартам и нормам.
Перед плановымкапитальным ремонтом любого электрооборудования обязательно проводят еепредремонтные испытания. Целью данных испытаний является предупреждение случаевошибочного вывода в ремонт исправного оборудования. Только на основании неудовлетворительных результатов испытаний электрооборудование можно выводить времонт.
Ремонтэлектрооборудования на предприятии, осуществляет специализированная ремонтнаяорганизация. На ремонтном предприятии существуют технологические карты ремонтаосновных узлов электрооборудования с содержанием всех технологических операций,условий и указаний по содержанию ремонта. Там же приводятся данные об оснасткеи оборудовании необходимом для ремонта.
Осуществлению ремонта,как уже отмечалось выше, предшествует техническая организационная иматериальная подготовка. Хорошо проведенная подготовка помогает избежатьнеоправданных простоев оборудования и уменьшить ущерб от простоя оборудования.
Ремонт электрическоймашины начинается с ее разборки. В условиях электроремонтной мастерскойразборку двигателя производят на специальном стенде, с использованиемспециализированного инструмента и приспособлений. Разобранные узлы подвергаютсямойке и деффектации, после чего становится возможным окончательно установитьобъем необходимого ремонта.
Отремонтированнаямашина снабжается всеми необходимыми деталями, включая при необходимостисоединительные и установочные детали.
После проведениякапитального ремонта ремонтное предприятие должно гарантировать безотказнуюработу машины в течение одного года при соблюдении условий транспортировки,хранения и эксплуатации.
3.3.1Технологическая карта на укладку обмотки статора
Укладка обмотокявляется одной из наиболее ответственных операций технологического процессаремонта. Перед укладкой обмотчик должен получить и подробно ознакомиться собмоточно-расчетной запиской ремонтируемого электродвигателя. Обмоточнаязаписка содержит данные о сечении и марке провода, числе проводников в пазу,геометрической форме и размерах витков, шаге обмотки по пазам и схемесоединения обмоток.
Статор должен бытьподготовлен к укладке обмотки, пазы прочищены, продуты и проверены по размерам.Так же должны быть подготовлены все изоляционные детали и катушки обмотки.
Катушечные группынаматывают на автоматизированных станках. Предварительно устанавливаетсяпрограмма намотки и размер шаблона. После окончания намотки станокостанавливают, щеки шаблона сближают, ослабляя намотку, для облегчения съемакатушек. Намотанные катушечные группы обмотки передают на рабочее местоукладки.
Рабочим местомобмотчика является поворотный стол, дающий возможность поворачивать статорвокруг вертикальной оси. Указанное приспособление дает возможность установить изакрепить статор в любом удобном для обмотчика положении при незначительныхусилиях с его стороны.
Перед началом работ, вкаждом отдельном случае решается вопрос о том, какой из способов укладкиобмотки выбрать, чтобы обмотка получилась более правильной и имела аккуратныйвид. Обычный способ укладки двухслойной обмотки — способ с подъемом шага.Обмотку укладывают путем «всыпания» проводников внутрь паза, каждый раз приэтом корпус статора поворачивают на одно пазовое деление.
Во избежаниеперекрещивания проводников в пазу укладку их производят в том же порядке, вкотором эти проводники наматывались шаблон. При этом внимательно следят, чтобывсе проводники располагались параллельно друг другу.
Во время укладкипериодически производят подбойку витков загиб лобовых частей. Данные операциинеобходимо производить максимально аккуратно, чтобы не вызвать повреждениеизоляции. В местах, где лобовые части обмотки плотно прижимаются друг к другуили соприкасаются с сердечником, необходима дополнительная изоляция.
В процессе ремонтаобмоток проводят их испытания повышенным напряжением промышленной частоты.Испытания обмоток должны производится в следующем порядке:
— после укладки в пазы допайки выводных концов;
— после пайки иизолирования схемы;
— после пропитки;
— после сборки.
3.4Вопросы техники безопасности, промышленной экологии
В промышленнуюбезопасность входят мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий длясохранения здоровья работников, исключения несчастных случаев и травматизма.
Перед тем какприступить к какой-либо работе по обслуживанию электрического иэлектромеханического оборудования, проверяют состояние защитного заземления. Втом случае, когда работу разрешено выполнять лишь при снятом напряжении, вотсутствии напряжения на электроприводе убеждаются при помощи указателянапряжения. Указатель напряжения в свою очередь перед употреблением проверяютна исправность действия.
При осмотрах элементовработающего электрооборудования не следует приближаться к токоведущим частямэлектроустановки. Важно также проявлять осторожность при очистке элементовэлектропривода, поскольку такие работы, выполняемые без снятия напряжения, создаютопасность для исполнения.
Опасность, вызваннаянарушением правил техники безопасности, при обслуживании электрооборудованиявозрастает в цехах, которые относятся к категории помещений с «повышеннойопасностью» и «особо опасным».
Без снятия напряжения сэлектроустановки, но с соблюдением мер необходимой осторожности можно приэксплуатации выполнять такие работы, как чистку и обтирку корпусовэлектрооборудования, доливку масла в подшипники электродвигателей, заменутрубчатых или пробочных предохранителей.
Если требуетсяпроизвести какие-либо ремонтные работы в электродвигателях или аппаратахуправления, а также заменить плавкие вставки открытого типа, такие работыразрешается выполнять одному лицу после предварительного отключения этогоэлектродвигателя или аппарата от источников питания. Отключение производится неменее чем в двух местах (например, на щите и непосредственно на месте работы)рубильником, со снятием предохранителей. Во избежание ошибочной подачинапряжения к месту работ персонал, произведший отключение, должен вывеситьпредупредительные плакаты «Не включать работают люди». Плакаты вывешиваются нарукоятках отклюючающих аппаратов, при помощи которых может быть поданонапряжение. По окончании работ плакаты снимают.
Ремонтные работыдолжны производиться не менее чем двумя лицами. Ручное управление пусковымиустройствами, имеющими открытые токоведущие части, является операцией, могущейпри несоблюдении правил техники безопасности представлять опасность дляобслуживающего персонала. Поэтому указанную операцию необходимо выполнять вдиэлектрических перчатках. В сырых местах перед пусковыми устройствами кладутизолирующие подкладки.
В процессе эксплуатацииможет возникнуть необходимость в том, чтобы открыть ящик пускового устройства,находящийся под напряжением.
Открывать ящикразрешается лицу, имеющему необходимую для таких работ квалификацию. Есливыявится надобность в выполнении каких-либо работ внутри ящика, предварительнос ремонтируемого устройства снимают напряжение.
При вращении электродвигателейпроизводить какие-либо работы в его цепях опасно. Если возникает необходимостьпроизвести работы в цепи реостата ротора во время вращения электродвигателя, тоэто разрешается только при поднятых щетках или полностью выведенном реостате.Эту работу выполняют в диэлектрических перчатках или инструментом сизолированными рукоятками, стоя на резиновом коврике.
Если электродвигательдлительно работает с повышенной вибрацией, что вредно для здоровьяобслуживающего персонала, то указанную ненормальность подлежит устранить ввозможно короткий срок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовогопроектирования мною был рассмотрены вопросы технической эксплуатации иобслуживания токарно-винторезного станка с ЧПУ модели 16К20Т1 .
Объектом рассмотрения вданной работе является реально функционирующее оборудование и находящееся вэксплуатации на многих предприятиях машиностроения.
Основная цельэксплуатации заключается в обеспечении требуемого уровня надежности работыэлектрооборудования в течение установленного срока службы с наилучшимитехнико-экономическими показателями.
Важным резервом встремлении обеспечить надежную и бесперебойную работу оборудования являетсяправильный выбор оборудования по мощности и уровню использования.
В данном направлениимною были произведены расчеты основных элементов электрооборудования станка и определенуровень их надежности в условиях эксплуатации.
Надежность работыстанка определяется не только правильным выбором устанавливаемого на немоборудования, но и уровнем организации его эксплуатации, составными частямикоторой являются техническое обслуживание и ремонты.
Вопросы эффективнойорганизации ремонтного производства в настоящее время особенно актуальны,поскольку производственное оборудование многих предприятий сильно изношено.Требуются большие вложения в модернизацию и ремонт, поэтому в условияхограниченных ресурсов важно правильно и грамотно организовать его эксплуатацию.
Осуществляяэксплуатацию и обслуживание электрооборудования, помимо выполнения требованийпо обеспечению надежности его работы, необходимо также руководствоватьсяэкономическими соображениями, поскольку стоимость технического обслуживанияоборудования и ремонта входит в себестоимость готовой продукции.
Очевидной становитсянеобходимость предупреждения аварийных отказов электрооборудования, посколькувнеплановый ремонт и связанный с ним простой оборудования оборачиваются дляпредприятия большими затратами.
Главным итогом даннойработы является решение вопроса эффективной организации техническогообслуживания и ремонта токарно-винторезного станка с ЧПУ модели 16К20Т1 всоответствии с особенностями его устройства и условиями эксплуатации.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова Н.А. Монтаж,техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования.– М.: Мастерство, 2001 – 296с.
2. Елисеев В.А.,Шинянский А.В. Справочник по автоматизированному электроприводу. – М.:Энергоатомиздат – 1983 – 816с.
3. Зимин Е.Н.Электрооборудование промышленных предприятий и установок в машиностроении. –М.: Энергия, 1987 – 526с.
4. Зюзин А.М. Техническаяэксплуатация и ремонт электрооборудования- М.: Энергоатомиздат, 1980 – 530с.
5. Коновалова Л.Г.,Рожкова Л.Д. Электрооборудование станций и подстанций: учебник для техникумов –М.: Энергия, 1981 – 600с.
6. Москаленко В.В.Системы автоматизированного управления электроприводом. – М.: ИНФРА-М, 2004 –208с.
7. Осинов К.А., НефёдовС.Б. Сборник задач по резанию металлов и режущему инструменту – М.:Машиностроение, 1990 – 448с.
8. Сибикин М.Ю.Технологическое оборудование. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 400с.
9. Сибикин Ю.Д.Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий – М.:Высшая школа, 2005 – 400с.
10. Харизаменов И.В.Электрооборудование станков и автоматических линий. – М.: Машиностроение, 1964–240с.