МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогический
Кафедра технологии сметодикой преподавания
Дата регистрации работы вдеканате __________________
Дата регистрации работына кафедре__________________
Отметка о допуске кзащите __________________
Оценка за защиту __________________
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплинехудожественное проектирование и моделирование
Тема: «Развитиесовременного костюма»
Барановичи 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 История развития костюма
1.1 Сущность понятия «костюм»
1.2 Историческая эволюция костюма в контекстесмены художественных стилей в искусстве
1.3 Костюм в системе художественной культуры
ГЛАВА 2Костюм в контексте современности
2.1 Понятие о композиции
2.2 Костюм как система
2.3 Стиль и стилизация в дизайне
2.4 Цвет в композиции костюма
2.4.1 Теория цвета
2.4.2 Цвет как средство композиции костюма
2.4.3 Гармонии цветового круга
2.4.4 Цветовые предпочтения потребителей
2.5 Значение трикотажных изделий в современноймоде
2.6 Понятие «коллекция». Проектирование коллекции
2.6.1 Виды коллекций одежды
2.7 Роль аксессуаров в композиции костюма
2.8 Методы проектирования в дизайне одежды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Какизвестно, встречают по одежке, а провожают по уму. Но до оценки ума испособностей человека дело может и не дойти, если его внешний вид будетнеопрятным и неприятным для собеседников. Поэтому для современного человекаестественно следить за своим внешним видом, чтобы не только производить благоприятноевпечатление, но и самому чувствовать себя комфортно. Но часто комфорт приноситсяв жертву – красоте и моде. Каждый из нас хочет выглядеть, модная и красиваяодежда помогает воплотиться этому желанию. Но что такое красота? Что такоемода? С одной стороны, трактовка этих определений индивидуальна, зависит от личныхвкусов и привычек человека.
Сдругой, существуют признанные каноны красоты, на которые ориентируетсябольшинство из нас. К сожалению, эти каноны зачастую подменяются сиюминутнымимодными тенденциями, которые изменяться буквально через несколько месяцев.Важно помнить, что классические модели будут модны и востребованы всегда. И нестараться во всем следовать текущим тенденциям, не обращая внимания на то,подходят ли они именно вам. И в то же время нельзя недооценивать значение моды,ведь она отражает весь стиль жизни общества. Каждый человек вынужденподчиняться ее диктату, некоторые делают это добровольно и с восторгом, другиеже пассивно и бездумно, но так или иначе людей вне моды не существует. Те, ктосчитают себя свободными от требований моды, на самом деле просто старомодны, тоесть их одежда соответствует модным канонам прошедших лет. Глупо вестинепримиримую борьбу с модными тенденциями, но также неразумна и другаякрайность — слепое подражание модным образцам. Первые представления о красоте,а потребность в ней является естественным качеством существа разумного, человекчерпал из окружающего мира, украшая свои покровы незамысловатыми узорами,изображающими растения, животных, сцены охоты и быта. Постепенно от подражанияприроде он переходил к художественно-образному решению одежды и ее эстетическойфункции, благодаря которой мы и определяем костюм как вид искусства.
Свозникновением религии одежда приобретает ещё одно важное значение —мистическое. По представлениям наших предков, она должна была укрыть, защититьчеловека от влияния грозных сил природы, причин, возникновения которыхпервобытные люди еще не знали, а потому обожествляли. Одежда декорироваласьорнаментами, мотивы которых имели религиозно-мистическую семантику, превращаясьтаким образом в своеобразный «оберег». Появляется новая функция одежды —обрядово-символическая.
Ужев первобытном обществе происходит классовое расслоение: среди соплеменниковвыделяются вожди и старейшины. И сразу же с возникновением имущественного иобщественного неравенства людей по отношению друг к другу одежда приобретаетзнаки социального отличия вместе с ними новое значение — социальное, котороестало ее неотъемлемой функцией. Возникает принцип «сословной чести»,предписывающей каждому сословию разные знаки отличия в одежде. Разделениеодежды по сословному признаку было непреложным вплоть до XX века, которыйположил начало демократизации костюма.
Всовременной одежде, то есть в одежде XX века, сформировались и прочноутвердились следующие стилевые направления: классический, романтический,спортивный и фольклорный. Все они в отличие от исторических художественныхстилей предыдущих эпох определяются в основном функциональностью и назначениемкостюма.
Несмотряна изменения модных тенденций, перечисленные стили присутствуют в одежде всехвременных периодов нашего столетия, что дает основание называть ихтрадиционными. Но в тоже время человек на каждом этапе своей жизни пытаетсясоздавать костюм соответствующий времени, этот костюм должен быть красив,удобен и современен, следовательно имеет смысл заводить речь о развитиисовременного костюма на каждом этапе развития нашей цивилизации.
Целькурсового проекта — проследить особенности развития современного костюма.
Длядостижения этой цели были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать специализированнуюлитературу;2. Изучить понятия «костюм» и «одежда», историю развития костюма,понятие костюма как системы;3. Определить значение цвета в композиции костюма,роль аксессуаров в современном костюме;4. Охарактеризовать основные методы проектированияв дизайне одежды;
Объекткурсового проекта — современный костюм.
Предметкурсового проекта – процедура развития современного костюма.
ГЛАВА 1 История развитиякостюма
1.1 Сущность понятия «костюм»
Французскоеслово «костюм» в России впервые стали употреблять в XVII веке после петровскихреформ. Значение этого слова связывалось тогда с обычаем, привычкой,определяющими характер эпохи, стиля, и, вместе с тем, включало в себя способ иманеру ношения одежды.
Сегоднямодный костюм в силу частой сменяемости его форм не успевает стать обычаем дажена короткий период. Теперь под термином «костюм» понимается набор элементоводежды и аксессуаров, который несет информацию об образе отдельного человекаили социальной группы людей. Очевиден вывод: понятие «костюм» является болееемким, чем понятие «одежда», так как костюм всегда по сути своей одежда, тогдакак одежда не всегда может быть костюмом. Значение костюма в наше времямногогранно, не совсем правомерно, ограничивать использование костюма толькодвумя функциями — защитной и эстетической, которые более характерны для одежды.Как уже было отмечено понятия «костюм» и «одежда» в современном представлениидовольно близки, но не идентичны. Оба эти термина довольно выразительнообрисовывают две стороны одной и той же проблемы, отражают двойственностьфункций, присущих платью. В одном случае платье (в значении «наряд») выполняетутилитарное назначение, отчетливо выраженное в русском слове «одежда»,означающем сокрытие, изоляцию тела от окружающей внешней среды. В другом случае— обозначает бытовую традицию, которой следует общество или его отдельные слои(группы, классы), традицию, представляющую собою совокупность общепризнанныхпривычек, обратившихся в обычай, охраняемый нормами неписаного (или писаного)закона. Итак, если термином «одежда» обозначается некая материальная функцияплатья, имеющая утилитарный смысл, то термином «костюм» именуется функциястилистического порядка, выраженная в образной стороне туалета. Другимисловами, платье-одежда прикрывает тело, в то время как платье-костюм выделяетотдельного человека из массы ему подобных и внешне дифференцирует общественныеслои по классовому, имущественному, профессиональному или другому признаку. Содной стороны, платье — вещь, предмет носки, бытовая и необходимаяпринадлежность, с другой — смысловой знак, обладающий своеобразной «речью». Обеэти черты платья имеют свою эволюцию. Каждая эпоха, а в ее пределах классы,сословия, профессии порождают те или иные формы одежды-костюма, которые ивыполняют практическое назначение, и обладают образно-смысловым содержанием.Одежда появилась уже на ранних этапах развития человеческого общества какискусственный покров тела человека, защищающий его от атмосферных воздействий.Понятие «одежда» в широком смысле слова включает также обувь, чулки, перчатки,головные уборы. Одежда — изделие или совокупность изделий, для предохранениятела человека от внешних воздействий и несущих утилитарные и эстетическиефункции.
Характеродежды первоначально определялся в основном климатическими условиями средыобитания первобытных людей. Первой одеждой человека, укрывающей его от палящегосолнца или лютого холода, были шкуры убитых животных, первые «ткани», которым»обертывали тело, создавались из пеньки, крупных листьев и травы. Однако уже впервобытном обществе значение одежды не ограничивалось лишь защитной функцией. Крометого, одежда во все времена определяла национальную, региональную,профессиональную, имущественную принадлежность человека. Способ жизни обществана каждом этапе его исторической эволюции отражался на характере использованияодежды, поэтому можно сказать, что разнообразные функции одежды складывалисьисторически.В ходе общественного развития постепенно одежда усложнялась исовершенствовалась, расширяя спектр своего назначения. Определенный образныйстрой одежды становился образцом для подражания. Так возникало понятие костюма,который отражал общественные представления, нормы поведения, индивидуальныеособенности личности. Костюм в отличие от одежды нес в себе образнуюхарактеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и дажецелой эпохи. Он, как произведение искусства, всегда отражал определенный этапразвития культуры, был тесно связан с архитектурой, скульптурой, живописью,музыкой, театром. Историческую эволюцию костюма можно проследить по смене художественныхстилей в искусстве.
1.2 Историческая эволюциякостюма в контексте смены художественных стилей в искусстве
1.Так для готическогостиля 12-14 веков сложившегося в Западной Европе, отражающегорелигиозно-идеалистическую философию той поры – схоластику, основанную нацерковных догмах было характерно асимметричное решение, подчеркнутое цветом, общеестремление к форме вытянутого треугольника придают костюму динамичность(рисунок 1).2. В эпоху Возрождения, которая пришла на смену Средневековью впротивовес его мрачному католическому миропониманию сложилось новое,жизнеутверждающее мировоззрение. Пропорции костюма резко изменились, они сталисоответствовать пропорциям человеческого тела. Использовались богатые плотные ткани,такие как бархат и парча.3.Эпоха Возрождения сменилась стилем барокко, которомусвойственны театральность, фееричность. Для стиля барокко характерны пышность,вычурность, исчезновение конкретной формы. Пришли многослойные тяжеловесныенефункциональные костюмы. Характерны женские металлические корсеты.
4. Слово«рококо» происходит от французского rocalle, что означает «завиток, раковина». Его часто называют«галантным стилем». Костюм все более отрицает свою утилитарную функцию иподчиняется лишь эстетической, приобретает черты театрально-бутафорские.Парики, белила, пудра румяна принадлежность мужского и женского туалетов.
5. В периодпереходов от феодального строя к буржуазному строю складывается стильклассицизма. Формирование этого стиля привело к новому обращению к античному искусствукак идеальному образцу.
6. Начало XIX века характеризуетсяпоявлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Стиль ампиротличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском ипомпезностью. Силуэт костюма ампир стремился к цилиндрическим очертаниямвысокой и стройной колонны. Композиция костюма статична, декоративное решениепреобладает над конструктивным.
6.1 Вторуюполовину XIX века в истории костюма называют вторым рококо. Характернойособенностью женского костюма этого периода является разнообразие егоассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные ивечерние туалеты.
7. В начале XX века стиль модерн,утвердившийся в женском костюме еще в XIX веке, продолжаетоказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решениекостюма. Наиболее интересен силуэт в профиль, который создается с помощьюкорсета S-образной формы.
Для одеждывторого десятилетия XX века характерны мягкие линии, умеренные объемы. Появляются новыеудобные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмыразнообразных форм, рабочая и производственная одежда.
Главнойчертой моды первой половины третьего десятилетия становится свобода формы.Наиболее характерным является силуэт «бочонок».
Основным иединственным силуэтом верхней женской одежды второй половины третьегодесятилетия становится прямой, по ширине облегающий бедра, длиной досередины коленей. Идеальныйвнешний облик женщины 30-х годов —удлиненная стройная фигура с узкими талией и бедрами, плоской грудью. Силуэтуодежды соответствуют фигуре. Ассортимент верхней женской одежды достаточноразнообразен; костюмы, юбки, пальто, женские брюки. Одежда 40-х годовукоротилась (до коленей) и расширилась в плечах с помощью плечевых накладок.Талия четко обозначилась на естественном месте с помощью широкого пояса. Вассортименте верхней женской одежды преобладают пальто и жакеты прямого иприлегающего силуэтов.
Одежда конца40-х — начала 60-х годов очень разнообразна по силуэтному решению. Для верхнейженской одежды характерными являются силуэты прямой и овальный, А-образный и другие.Характерным для моды этих лет является покатое плечо, увеличенная длина.
Для 60-хгодов характерными силуэтными формами верхней женской одежды являются прямая и полуприлегающаянесколько уплощенная спереди и со стороны спинки. Ведущим силуэтом являетсяполуприлегающий, с использованием вертикальных и горизонтальных рельефов.
В 70-е годы(первая половина) широкое распространение в верхней женской одежде имел прямойсилуэт. Это объемная, мягкая форма, не похожая на форму 60-х годов, хотя в нейи сохраняется несколько смягченно принцип геометризации. Преобладающие всилуэте широкие плечи для зрительного равновесия потребовали некоторогорасширения формы книзу.
К концу 70-хи началу 80-х годов мода, минуя относительно короткий период так называемойбескройной одежды и упрощенного плоскостного кроя (по принципу покроев народнойодежды), переходит к утверждению более сложной женственной линии,характеризующейся одновременным сосуществованием множества различных покроев иформ. Мода перестает быть однозначной. Пропорции условно-идеальной фигуры этогопериода в целом женственные, с ясно обозначенной линией талии, овальной линиейбедер, предполагают, однако, расширенные прямые плечи. Это обстоятельствообусловливает ведущую роль прямого силуэта.
Принципмногообразия форм позволяет решать их с разной степенью объемности полочки,спинки и рукавов, разным характером перехода от объемов верхней части к объемув области талии, бедер и низа. При этом в каждом конкретном случае пропорциипрямоугольника, в который вписывается форма, разные: от узкого вытянутого доболее широкого и укороченного.
Для 80-хгодов характерно разное прочтение форм изделий по вертикали — участок плечагеометризированный; форма в области бедер смягченная овальная. Практически этаразница осуществлялась не столько конструктивно, сколько за счет более плотногостягивания талии поясом и перераспределением сборок (по талии ближе к центру).
Существеннуюроль в силуэте одежды 80-х годов играют рукава. В изделиях 80-х годовувеличенные в объеме рукава как бы обужают форму стана, отчего усиливаетсявпечатление стройности и вытянутости фигуры.
Такимобразом, в отличие от других произведений архитектонических искусств костюмимеет наиболее тесные связи с человеком, приобретая значение только будучинадетым на его тело. Он в большей степени, чем другие предметы, способен влиятьна эстетическое воспитание людей, формирование их вкуса, представлений окрасоте. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытиювнутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств.
1.3 Костюм в системехудожественной культуры
Развитиекультуры в XX веке изменило многие казавшиеся незыблемыми Представления обискусстве. Научно-техническая революция, ускорившая темпы техническогопрогресса, оказала огромное влияние на художественную культуру в целом.Появилось массовое искусство с его эстетикой и новыми художественнымикритериями тиражирования изделий способом массового производства. Однакопроблема гармонической связи между отдельными видами искусства, созданиеединого стиля, стремление к целостности и завершенности его приобретает всеболее острый характер. Каждая эпоха, стиль, культура непременным условиемставили обязательную связь между средой и костюмом, скульптурой и архитектурой.Органическое слияние костюма с окружающим миром предметов и архитектурыявляется стилевым признаком культуры определенного исторического периода.
Стиль отражаетсущественные факторы в жизни общества. Глубокие связи мы находим в пределахстиля между различными формами искусства, что характеризует определеннуюкультуру в целом. Так, если обратиться к прошлому, можно обнаружить весьмалюбопытные факты. Несмотря на разницу в материалах, задачах и масштабах,архитектура, скульптура и костюм следуют сходным законам формообразования,подчиняются единой символике.
Каждыйисторический период «выбирал» характерные для себя формы, диктовал определенныйэстетический идеал человека, выраженный в значительной степени через костюм. Нарисунке 1 мы видим фигуры в костюмах, которые олицетворяли эстетические идеалыкрасоты в различные исторические периоды.
В основе идеиформы костюма любого исторического периода были образ и фигура человека —полная или худая, с определенным пластическим изгибом, фигура человека быламодулем и для архитектуры. Каждая эпоха развивала свое понятие о гармонии исовершенстве, эстетическом идеале человеческой фигуры, а отсюда различиепропорций, масштабов геометрических объемов форм и цветов костюма.
Представленияо красоте неотделимы от понятия гармонии. Системная целостность, гармониявсегда были показателем единства стиля, среды и костюма. Мера, эстетическийидеал, с каким подходили художники той или иной общественно-экономическойформации, собственно, определяли характер стиля, «единство в многообразии»предметов материальной среды. Понятие гармонии в исторические эпохи также былотесно связано с идеалом человеческой личности.
Гармониявыявляет общую логику развития, единство форм и содержания. В широком смыслегармония — это обобщение законов композиции, в более узком — грамматика,правила построения, координация элементов. Вместе с этим гармония — это такаяорганизация элементов формы или среды, когда достигается совершенство с точкизрения эстетических норм для данного стиля или национального региона. Гармония фиксируетнаиболее характерные черты стиля, высшую стадию его развития. В основегармонии лежит идеальное представление об образе человека.
Гармоническисопряженное и слаженноецелое производит всегда благоприятноевпечатление, успокаивает, вызывает чувство удовлетворения.
Гармоническиепринципы отбирались различными поколениями людей и складывались в каноническиеи модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы и зодчим, искульпторам, и живописцам, и художникам прикладного искусства. До нас дошлинаиболее завершенными и целостными три канона: индо-тибетский (которыйнасчитывает более 3000 лет), египетский канон, и канон, основанный напропорциях «золотого сечения». Этот канон был воспринят и развит зодчими и художникамиэпохи Ренессанса и получил название «квадратура круга» (канон Леонардо даВинчи).
Широкоераспространение в XX веке получила модульная система Ле Корбюзье. Древние каноническиесхемы отражали в геометрических абстракциях мировоззренческие принципы,применявшиеся зодчими в целях достижения гармонического единства между природой,архитектурным пространством и человеком.
/>/>/>
Рисунок – 1.1. Костюм имодная пластика женской
фигуры: а — XVIIвек; б — конца XIXвека.;
в — 20-х гг. XXвека; е — 50-х гг. XXвека.
Подлинноеопределение гармонии дал К. Маркс, который увязывал его непременно с понятиями«мера», «целостность» и «пропорциональность». Эти категории он рассматривалчерез призму диалектического развития.
Высокооценивая античное искусство, подчеркивая его целостность, К. Маркс отмечал внем стилевое единство между всеми видами искусства как наивысшее проявлениемеры. «… древний мир, — говорил он, — действительно возвышеннее современногово всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранееустановленное ограничение». В античной эстетике существует положение о том, чтомера является основой прекрасного, а отсутствие меры — безобразно. Греки тесноувязывали понятия гармонии и меры, где мера выступает и как корма социальнойпрактики; гармония у греков имела числовое выражение.
Согласноучениям Пифагорийской школы, создавшей науку о числовой гармонии, было развитоучение о математических основах музыкальных интервалов, таких как октава — 1/2,кварта — 3/4, квинта — 2/3. Это учение ярко воплотилось в пластическихискусствах, особенно в трудах греческого скульптора Поликлета. В своемтеоретическом трактате он разработал систему идеальных пропорций и законовсимметрии для изображения человеческого тела, чему следовал при создании своихскульптур. Парфенон — одно из величайших достижений в истории греческойклассической архитектуры, построенный также на основе использования строгойчисловой гармонии. Каждая его деталь целесообразна, естественна и логична;членения и пропорции найдены по принципу «золотого сечения».
Идеаломразмеренной формы греки считали человеческую фигуру; изучая ее, греческиеархитекторы постигали гармонию, а греческая архитектура и костюм являлись лишь «эхомчеловеческого тела».
Костюм грековразвивался в соответствии с временными сменами трех архитектурных ордеров(дорического, ионического, коринфского) и отражал те же самые идеи гармонии.Одежда не стесняла свободы движения, легко следовала его ритму. Живописныегруппы складок лишь усиливали естественную красоту фигуры. Располагаясоответствующим образом эти складки, человек мог варьировать ими каждый раз взависимости от своего настроения и назначения костюма. Однако необходимы былибольшое мастерство, культура и вкус, чтобы владеть искусством одеваться инаходить многообразие в «стандартной» форме, состоящей, по сути, изпрямоугольных полотнищ тканей.Архитекторы средневековья в отличие от античныхархитекторов видели источник красоты не в геометрических и числовых пропорциях,а в соотношении и сопряжении сложных геометрических линий, объемов и цветовыхконтрастов. Ощущается «воплощение» средневековых музыкальных хоралов в зданиях,в каменной резьбе, уходе «ввинчивающейся» в небо форме башен, в трехчастностиструктуры самих зданий.
Однако в силуобострившихся противоречий между духовным и материальным началами всредневековом искусстве особое выражение нашли диспропорция и асимметрия.Канонизация норм поведения отразилась на костюме, который стал жесткойрегламентированной системой, диктующей человеку «условия» и схему движения.Отсюда и появление стилизации и геометризации фигуры, изломанных линий, сложныхракурсов движений в костюме.Обращение к идеальному образу женщины-матери(мадонны) было отражением данной ситуации. Костюм в профиль имитировал костюмбеременной женщины. Сложные силуэтные очертания его соответствоваликриволинейной пластике фигуры (рисунок 3). В костюме, с одной стороны,отразились стремления подчеркнуть женственность, материнство, а с другой,—закрыть тело, утопить все в складках согласно предписаниям церкви.Средневековый костюм положил начало развитию «футлярной» системы, когда телостали сильно стягивать различного рода средствами (шнуровкой, корсетом) с цельюотойти от его естественной формы. Костюм стал оболочкой, «следующей» заданнойформе фигуры. Стилизация тела, сложные криволинейные очертания силуэта,изрезанность кроя — все это черты, характеризующие костюм средневековья.
В эпохуВозрождения происходит процесс переоценки эстетических взглядов на мир:формируется новая, гуманистическая идеология. В эстетике гуманистов возникаетпонятие о «гармоническом человеке». Человек эпохи Возрождения деятелен, силен иэнергичен. Его движения спокойны и уверенны.Он не стесняетсясвоеготела, как в средние века, а гордится им. Микеланджело создает сложные образы,полные титанической мощи. Широкие окна домов, большие фасады, выраженные линиикладки камня. Архитектор любуется спокойной величавостью простой геометрическойформы прямоугольника. Нет необходимости изгибать причудливо формы: образцомявляется естественная осанка человека.
Чем болееестественно движение человека, тем прекраснее — таков девиз этой замечательнойэпохи (рисунок 4). Костюм характеризуется пышными юбками, рукавами, открытымдекольте, массивными складками на юбке, выполненной из тяжелого бархата илипарчи. Складки только подчеркивают спокойную величавость человека. Прическипросты, естественны, в моде косы; головы украшены сетками и вуалями. Туалетзавершает обувь на очень высоких деревянных подставках-контурах, появившихся в XV веке.
ЭпохаВозрождения характеризуется научными и техническими открытиями, смелымимыслями, гуманистическими идеалами; это была веха на пути развития культуры.
/>
Рисунок — 1.2…Древнегреческий Рисунок — 1.3. Средневековая
мужской костюм. пластикафигуры и костюма
/>
Рисунок – 1.4. Костюм эпохиитальянского Возрождения
В противовесспокойным гармоническим формам этой эпохи выступает искусство XVII века стиля барокко.Безудержная роскошь господствует в архитектуре, скульптуре и костюме.
Если стильэпохи Возрождения пытался разделить форму равномерно и гармонически, то стильбарокко концентрирует внимание на определённых участках. Содержание любогопроизведения наполнено внутренним драматизмом и противоречием, идеи искусства —возвеличивание, дисгармония, помпезность. В этот период строят грандиозныехрамы, дворцы, обелиски, загородные виллы с фонтанами и водопадами, задачаискусства — пропаганда доблестей отдельных личностей.
Человекбольше не демонстрирует духовную мощь, красоту пропорций фигуры; в центревнимания образ человека, могущественного в социальном и финансовом мире.Появляются нарочитая поза, театральный жест, пышные, декоративные атрибуты.Архитектура, скульптура и костюм, приобретают театрально-бутафорские черты.
Овал,трапеция — характерные геометрические мотивы этого периода — создают ощущениебеспокойства, неустойчивости движения, исчезновения конкретной формы.Изменяется модная пластика фигуры, в связи с чем появляется обувь на каблуке,которая способствует удержанию фигуры в новом пластическом положении, посколькуво дворцах ходили на цыпочках. Чтобы фигура выглядела «достойнее», в костюмеприбегают к различным прокладкам в области плеч и живота, костюм обильноукрашают причудливыми завитками орнамента. Мужской военный костюм этого периодатакже украшается бесчисленными бантами и кружевами. В моде господствует париккак яркий символ искусственности (рисунок 5).
/> />
Рисунок – 1.5. Костюмстиля Рисунок – 1.6. Костюм
барокко, XVIIвек. стиля рококо, XVIIIвек.
В XVIII веке на смену стилюбарокко приходит утонченный стиль под названием рококо. Этот стиль утверждаетсяв архитектуре и живописи, он отличается изысканной сложностью форм ипричудливым орнаментом. Особое внимание уделяется строительству загородныхвилл, тайных гротов, беседок. В одежде этот стиль утверждает костюм, не имеющийникакой связи с его утилитарной функцией (рисунок 6). Для стиля рококохарактерно стремление к уходу от действительности в интимный мир грез и любви.
Сравниваяпредшествующее искусство с искусством XIX века, можно сказать, что все великие стилипрошли, и XIX век не сформировал, по сути, ни одного сколько-нибудь законченногодолговременного стиля.
Проходят, какв калейдоскопе, все минувшие стилю классицизм, который напоминаетдревнеантичное искусство, псевдоготика, повое барокко, новое рококо. Это былвек имитации. Быстрое развитие производительных сил в эпоху капитализмаприводит к коренным изменениям в технике производства, архитектуре, костюме.Появление бетона и стали в архитектуре дает толчок к созданию нового типаградостроительства, а появление швейной машины открывает новые возможности массовогопроизводства одежды.
Применениенового материала в архитектуре XIX века при строительстве таких сооружений, какЭйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондоне, является лишь попыткойпродемонстрировать возможности новых материалов. Нет еще тесной связи междуназначением, логикой конструкции и материалом. Порой старые формы воплощают вновых материалах. Ведутся бесчисленные поиски, сталкиваются два разных,принципиально отличных направления: старое традиционное искусство, созданноекропотливым ремесленным трудом, и новое искусство.
Начало XX века входит в историюпод названием стиля «арнуво» (новое искусство), который провозглашает своимпринципом строгую функциональность, простоту, свободу в выборе новых форм и материалов.
Появляютсяновые эстетические ценности в товарах, изготовленных промышленным способом.
В архитектуреначала XX века используются новые материалы, новые конструкции,геометризация форм. На этом этапе то же самое происходит и с костюмом, которыйосвобождает тело женщины от корсета, раскрепощает в известной мере от старыхпредставлений об элегантности. Появляется свободная, «висящая» одежда,используются яркие восточные мотивы в моделях французского модельера Поля Пуарэ(рисунок 7).
/>
Рисунок – 1.7. МодельПоля Пуарэ, 1909 год
Происшедшая революцияв области техники, науки и градостроительства связана с появлением новыхвзглядов на жизнь.
Архитектуройруководят точность, экономия, тектоническая ясность. Основным содержаниемсовременной архитектуры является ее стремление выразить свои возможности,максимально соответствовать действиям человека, не подавлять его, не диктоватьему, а следовать его жизненным процессами.
В историиискусства XX век можно выделить следующие периоды:
1901 — 1914 года (рисунок 8), 1919—1930 года (рисунок 9), 1931—1939 года (рисунок10) и 1946—1966 года (рисунок 11).
/>
Рисунок – 1.8. Фрагментархитектурной постройки Гауди и рисунок костюма Бердслея
/>
Рисунок – 1.9. Макетбашни. Рисунок – 1.10. Костюм и украшения
начала 30-х годов XXвека
/>
Рисунок – 1.11. Костюм издание 60-х годов XXвека
/>
Рисунок – 1.12. Эскизыкостюмов конца 70-х годов XXвека и элементов среды (а), макет костюма и архитектурныйфрагмент, созданные Ней-Пиером, начало 80-х годов XXвека. (б)
Это главныевехи на пути развития современной архитектуры. Развитие костюма в XX веке. соответствует этимпериодам; костюм отражает те же самые пластические тенденции формы, чтоархитектура и малая скульптура (рисунок 12).
20-е годы XX столетия — это, пожалуй,наиболее яркая страница XX века, когда фактически сформировалась ипроявилась новая конструктивная концепция в искусстве, архитектуре, костюме ипластике.В основе всех проектов XX века, будь то здание, платье или бытовойпредмет, заложена, по существу, одна идея формы — идея динамичного преодолениясилы земного притяжения, тяжести предмета, статичности. Архитекторы решаютпроблему сочетания традиционного города и движения, нового «парящего» города иприроды, проблему искусственного климата, нового «человеческого рая». В костюмпрочно входят идеи космоса, периодически в моде появляется одежда, напоминающаято скафандр (рисунок 13), то комбинезон (рисунок 14).
/>
Рисунок – 1.13 ЭскизыЖака Эстереля, 60-е года. XXвека
/>
Рисунок – 1.14. Модныйкостюм в виде комбинезона, 1978 год
Немалую рольв развитии костюма человека XX века сыграл спорт. Увлечение женщин коньками,плаванием, туризмом, гимнастикой, велосипедным спортом повлекло за собойпоявление специальных костюмов, что оказало большое влияние на бытовой костюм.
Активную рольв формировании костюма играют промышленное производство, дизайн какпромышленное творчество и метод проектирования, который за основу взялфункциональность вещей. Удобство, соответствие назначению, простота формы икроя объявляются критерием красоты. Более функциональный мужской костюм былзаимствован женщиной. Он своими геометризированными формами соответствовал духувремени.
XX век выработал довольностабильные для себя элементы и, оперируя ими, добился огромного разнообразияформ женской одежды. Хотя на протяжении 90 лет сменилось много модных формкостюма, ведущей формой в XX веке остаётся туника – рубашка, основанная напрямоугольной форме полотнищ, только в отдельные периоды ей присущи разныесилуэты, линии, декор, длина. Обилие новых тканей производит впечатлениеновизны форм. Конечно, в костюме XX века появились новые сложности и тонкости:во-первых, его образная выразительность достигается иными способами, чемраньше, то есть силуэт чаще меняется, линии капризны и непостоянны; во-вторых,взаимосвязь фигуры и костюма выражается в динамике – одежда одной и той жеформы то облегает тело, то слегка его касается, то свободно свисает.
Стилевыерешения костюма XX века предопределены в основном развитием костюма конца XIX века, когда французскойпышности, изобиловавшей изысканным сочетанием тканей, кружев, различных отделоки украшений противостояла английская строгость этикета и догматизм «учения» обискусстве одеваться. Аскетизм английского костюма был неприемлем французскомужизнелюбию. Модельеры в своем творчестве пытались обыгрывать мотивы природы,заимствовали идеи из народного костюма, особенный интерес проявляли к культуре Востока. В этот же период началось движение за эмансипацию женщины, сопровождавшеесяборьбой за упрощение форм одежды. Врачи и различные общества выступали противкорсетов к других элементов каркасных конструкций, поддерживавших формы платья,и пропагандировали введение различных видов шаровар, брюк, юбок-брюк,освобождавших движения для светских увлечений спортом (вошли в моду катание навелосипедах, коньках, лыжах, игра в гольф, крокет, теннис; непременныматрибутом светской жизни были пышные выезды на лошадях на охоту).
В это времяутвердился английский тип женского костюма, состоящий из юбки, блузки и жакета.Его графическая строгость распространилась и на другие виды одежды, напримервизитные платья, которые оформлялись крахмальными белыми воротничками и манжетами,а галстук придавал подчеркнуто деловой вид.
Еще в конце XIX века сложился новый типодежды — юбка клеш и блузка с рукавами «жиго», интерпретация которой помогла вдальнейшем создать как спортивную, так и вечернюю одежду в стиле модерн(современный). Новый стиль проявился в вычурных формах, отразивших чувственное пониманиекрасоты.
Развитиеформы костюма в XX веке выработало основные стилевые решения различных по назначениюформ одежды. Это стили классический, спортивный и фантази.
Классическийстиль характеризуется особой гармонией функционального в решении официальногоделового костюма. Классический стиль костюма складывается постепенно, в неморганически сливаются традиции с наиболее ценными для людей данного периодадостижениями в развитии костюма (целесообразность форм, соответствие егообъемов пропорциям фигуры человека, соразмерность деталей между собой,лаконичность и ясность линий конструктивных членений). Общая сдержанностьподчеркивается строгостью тканей (геометрическая четкость ткацких переплетений,некрупный печатный рисунок).Для костюма спортивного стиля характерны свободныеформы, обеспечивающие активное движение; геометричность линий, укрупненность ивыразительность накладных деталей и фурнитуры (чаще металлической идеревянной), обилие отделочных строчек. Материалы применяются в основноммелкоузорчатые или пестротканые. В рисунках широко используются разнообразныеполосы, клетки, горох.
Костюм стиляф а н т а з и характеризуется необычными формами и членениями, сложнымконструктивным решением, неожиданными линиями, разнообразными отделками иукрашениями. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и колорита.
Но существуетеще отношение к стилям, как к образно-эмоциональной характеристике типа костюмана человеке. В этом случае определение несет оттенок возрастной характеристики.Классический стиль с присущими ему сдержанностью форм, пластической гармониейчастей и целого свойствен людям среднего возраста, когда зрелость мировоззренияи выполняемая роль в семье, в обществе определяют характер поведения и обликчеловека. Романтический стиль фантази в большей степени свойствен юности с еемечтательностью, поэтичностью или порывистостью, некоторой неуравновешенностью.Спортивный же стиль одежды подчеркивает подтянутость, динамичность, целеустремленность— все это может характеризовать людей разного возраста.
Такимобразом, «костюм» — французское слово, которое в России впервые сталиупотреблять в XVII веке после петровских реформ. Значение этого словасвязывалось тогда с обычаем, привычкой, определяющими характер эпохи, стиля, и,вместе с тем, включало в себя способ и манеру ношения одежды. Значение костюмав наше время многогранно, теперь под термином «костюм» понимается наборэлементов одежды и аксессуаров, который несет информацию об образе отдельногочеловека или социальной группы людей. Очевиден вывод: понятие «костюм» являетсяболее емким, чем понятие «одежда», так как костюм всегда по сути своей одежда,тогда как одежда не всегда может быть костюмом.
ГЛАВА 2 Костюм вконтексте современности
2.1 Понятие о композиции
Композициякостюма как объемно-пространственной структуры может развиваться от однойкакой-либо исходной формы по принципу наполнения ее в целом или увеличениякакой-то одной части силуэта, при этом неизбежным является развитие формы в томили ином конструктивном поясе.Объемно-пространственную структуру костюмаопределяет не только форма одежды, но и видимые части тела человека. Логикастроения фигуры в формообразовании костюма диктует пределы развитияопределенного участка формы. Например, юбка, удлиняясь, каждый раз создастновую объемно-пространственную структуру. Однако при этом пределом увеличенияформы по длине является уровень стопы.
При всем многообразии вариантов развития формы костюма очевидно положение: чемменьше по своей массе потом, тем больше пространства в его структуре, инаоборот: большой по массе костюм оставляет меньше пространства в общейструктуре формы. Крайним проявлением первого случая служит костюм, которыйпредставляет собой оболочку, повторяющую очертания человеческого тела. Диапазонразвития величины форм костюма во многом определяет существо моды какформообразования одежды и смены ее вида. С другой стороны, форма развивается нетолько в пространстве, но и во времени, благодаря накоплению различныхпризнаков, таких как пропорциональное соотношение частей и элементов, ритм ипластика формообразующих линий, местонахождение опорных конструктивных поясов итак далее. Временное развитие формы предполагает преемственность этихпризнаков: сначала появляется эталон современной формы, который становитсяидеалом для своего времени, затем он претерпевает постепенные количественныеизменения, наконец, в какой-то момент видоизменения становятся настолькозначительными, что разрушается предыдущая форма и появляются предпосылки дляпоявления новой, то есть к смене стиля, новизне. Процесс этот абсолютно логиченс позиций диалектики.В момент формирования модного направления одновременновозникает несколько тенденций, из которых сохраняются только наиболее устойчивые,соответствующие объективным требованиям социального и экономического характера.В период становления модной формы элементы костюма вступают в борьбу междусобой, в результате которой и происходит отбор более «жизнеспособных», азначит, более целесообразных признаков. В «зрелом» состоянии форма приобретаетнекоторую неустойчивость, неуравновешенность, уже чувствуется определеннаяусталость, приводящая к усиленным преобразованиям пока еще внутри стиля. И, вконце концов, количественные изменения приводят к качественному скачку — формапереходит в новое, более устойчивое состояние с новыми признаками.Сменяемостьформ модной одежды, таким образом, подчиняется общему закону развития всехприродных, социальных и культурных явлений. Она, как и всякий природный организмили явление, последовательно проходит стадии рождения, становления, илимолодости, расцвета, старения и, наконец, умирания. В процессе формотворчестваважной стадией является работа над рисунками-набросками будущего костюма,эскизами. Особенно это важно в тех случаях, когда ставится задача извлечениямаксимального эффекта из одной идеи. Подобная задача может быть поставлена присоздании коллекции моделей, в ходе которого основная форма-идея модифицируетсяво множестве вариантов. Прообразами силуэтов выступают фигуры, близкие посвоему начертанию к геометрическим: прямоугольники, квадраты, трапеции, овалы —что отражено и в самих названиях силуэтов. Замена реальной, как правило, оченьсложной формы геометрическим аналогом — прием, который часто используютхудожники-дизайнеры в своем творчестве, так как сведение задуманной формы илисилуэта проектируемого предмета (к частности, костюма) к геометрическомупрообразу способствует более цельному видению пропорций, ритме отдельных частейотносительно целого. В работе художника-модельера обращение к геометриивстречается и при композиции форм, и при расчете Конструкции, гдегеометрические понятия выступают как средство построения технического чертежахудожественного формообразования костюма. Геометризация формы используется и вграфике, при рисовании костюма, начиная от первоначальных фор-эскизов и кончаярекламными выставочными листами.
2.2 Костюмкак система
Можно сказатькостюм — это обычай, или обычай — это костюм, то есть внешнее проявлениечего-то более устоявшегося, существенного. Костюм обозначал принадлежность кколлективу и личные качества человека. Таким образом, костюм — это признакприобщения к сословию, акт узнавания, знакомства.
Костюм можетсостоять из неограниченного количества элементов, его характеристикой такжемогут быть символы в виде татуировки. Костюм несет в себе психологическую иобразную характеристику. Например, мы говорим: женский костюм эпохи Великойфранцузской революции или костюм стиля ампир и так далее.
Костюм,являясь областью прикладного искусства, может раскрывать и воплощать в художественно-убедительнойформе достоверный социальный опыт, материально-технический уровень развитияобщества, быть своеобразным источником информации.
В отличие отобъемно-пространственных видов искусства костюм полностью раскрывает своесодержание лишь на человеке и в движении (то есть во времени и пространстве).Мягкая игра пластичных тканей в полуприлегающих формах одежды, «танцующие» уколеней, расширенные к низу юбки, развевающиеся концы шарфа, неожиданный эффектблеска тканей с люрексом, переливы тканей с эффектом шан-жан и так далее — всеэто является эстетическими свойствами костюма. Поэтому костюм наилучшим образомвыглядит на людях, «чувствующих» его, умеющих его «носить», обладающих «искусствомдвигаться» (недаром профессиональные манекенщицы проходят специальнуюподготовку, включающую элементы хореографии, ритмики, театрального искусства).
Посколькукостюм относится к определенной системе и через него можно выразитьиндивидуальность человека или определенный этнический тип, он являетсяважнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру или цивилизацию.
Будучи единойи относительно постоянной системой элементов, костюм дает возможностьфиксировать серьезные перемены и кристаллизировать черты времени.
В XX веке понятие «костюм»несколько утратило свой первоначальный смысл, и теперь оно скорее употребляетсялибо в значении исторического костюма, либо театрального, либо ансамблевогорешения, наиболее полно и ярко характеризующего образ индивидуальности. Костюм нестоль подвержен моде.
Модный костюмне успевает стать обычаем, привычкой даже на короткий период, поскольку впонятие «костюм» мы вкладываем отражение более длительных и серьезных измененийи связываем его более с понятием современности и культуры. С позиций моды и еесвязи с костюмом следует принять термины «модная одежда», «модный силуэт»,«модные элементы костюма». Таким образом, под словом «костюм» мы условимсяпонимать определенный набор элементов одежды, обуви, дополнений, которыехарактеризуют образ отдельного человека или социальную группу людей. Только приусловии соблюдения определенной системы расположения элементов одежды, обуви,дополнений и их взаимосвязи можно говорить о понятии «костюм». Каждый костюмпредполагает определенную манеру его ношения.
2.3Стиль и стилизация в дизайне
Стильявляется одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени ив человеческом обществе. Можно выделить так называемый стиль эпохи, стильисторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль.
Стиль –наиболее общая категория художественного мышления, характеризующая определенныйэтап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов вискусстве определенного периода или в отдельном произведении;художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складываетсяв ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого,объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетическиепризнаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражаетсясистема идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение каждой эпохи. Поэтомустиль можно считать художественным выражением эпохи, художественнымпереживанием человеком своего времени. В стиле появляется, в частности, идеалкрасоты, преобладающий в данную историческую эпоху.
Стиль – этоконкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих длявсей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типыструктурных связей, которое и являются основой однородности предметной среды наопределенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественнымистилями эпохи», они проявляются во всех видах искусства – в архитектуре,скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства трактуюткак последовательную смену «больших стилей эпохи»: романский стиль, готика,ренессанс, маньеризм, барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм, ампир,романтизм, историзм, модерн. Общие принципы формирования, характерны длякаждого «большого стиля эпохи», определяли особенности формообразованияисторического костюма каждого периода, что дает основания сравнивать формы ипропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени.
Каждый стиль впроцессе своего развития переживает определенные стадии: зарождение, апогея,упадка. При этом, как правило, в каждую эпоху сосуществовало несколько стилей:предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегосябудущего стиля.
Средимножества стилей можно выделить те, которые называют «классическими»: стили,которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительноговремени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествамикоторые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных «мод»и модных стилей: универсальностью, многофункциональностью, целостностью ипростотой форм, соответствием потребностям человека и долговременным тенденциямобраза жизни. К классическим относятся такие стили как английский, Шанель,джинсовый, вестерн, кантри, морской и так далее.
Помимо«больших художественных стилей» существует такое понятие, как «авторскийстиль», или «индивидуальный стиль мастера», — совокупность главныхидейно-художественных особенностей творчества проявляющееся в типичных для неготема, идеях, в своеобразии изобразительно-выразительных средств ихудожественных приемов. Авторским стилем отличалось творчество таких крупнейшихКутюрье и дизайнеров одежды, как К.Шанель, К. Диор, К. Баленсиага, А. Курреж,Дж. Версаче, К. Лакруа и другие. При всем многообразии стилей, которые каждыйсезон предлагают модельеры и рекламируют модные журналы, телевидение иИнтернет, можно выявить общие тенденции, определяющие направление развитиясовременного дизайна одежды. Одна из этих тенденций – продолжающаясядемократизация моды, своеобразное «освобождение от иго моды», которыепроявляются в отсутствии единого и обязательного для всех модного образца, встирании границ между одеждой разного назначения, в необязательности законов«хорошего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов. Другаятенденция – индивидуализация предметной среды, создание условий для свободногосамовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способногопомочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как он можетвлиять на формирование образа жизни, определять структуру потребностейчеловека.
2.4 Цвет в композициикостюма
2.4.1 Теория цвета
Знание оцвете занимало умы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо даВинчи, изучая теорию цветовых сочетаний, считал, что основных цветов толькопять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составилсимволический цветоряд, который обозначал: белый – свет, желтый – земля,зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь.Систематическое и научноеизучение цвета началось с XIX века и связано с именами Гетте, Гельмгольца,Оствальда и другими. В их трудах были предприняты попытки определить принципыцветовой гармонии, явления контраста, оптического смешения цветов.
2.4.2 Цвет как средствокомпозиции костюма
Смена модныхцветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Частоассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки,блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Цветаподразделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Кахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой(оттенки серого), рисунок 15.
/>
Рисунок – 2.15. Градацияахроматических цветов
2.4.3 Гармонии цветовогокруга
Гармония — соразмерностьчастей, слияния различных компонентов в единое органичное целое. Одна изцветовых гармонии – это гармония цветового круга. Цветовой круг строится наконтрастных парах (красный-зеленый, желтый — синий) или на четырех основныхцветах, которые находятся на концах диаметра круга. Кроме того, между основнымицветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, открасного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого). Еслицветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то каждойчетверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которыенаходятся внутри этой четверти. Первая четверть (верхняя правая) цветовогокруга содержит цвета от желтого до красного пигмента через теплый желтый,оранжевый и красно-оранжевый. Вторая четверть (нижняя правая) цветового кругавключает в себя цвета от красного до синего пигмента через холодный красный,фиолетовый и сине-фиолетовый.Третья четверть (нижняя левая) цветового кругасодержит цвета от синего до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морскойволны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы.Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе родственныецвета от зеленого до желтого пигмента через теплый зеленый, зелено-желтый ижелто-зеленый, рисунок 16.
/>
Рисунок — 2.16. Цветовойкруг. 28 цветов
Каждаячетверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цветов, а если взятьцветовые сочетания от желтого до синего, то получим гармонииродственно-контрастных сочетаний цветов.Сочетания родственных цветов – этосравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма,особенно когда нет резких светлотных противопоставлений.(Приложение А)Родственно-контрастныецветовые сочетания – сочетания родственных цветов и контрастных пар. Онихарактеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использованиеродственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплыежелто-красные родственные цвета дополняются холодными красно-сине-фиолетовыми.Например, если две левые четверти цветового круга объединить, то получимродственно-контрастные сочетания цветов, где встречаются и
/> /> />
Рисунок – 2.17.Контрастные триады цветов
Цвет можноподразделить на несколько категорий:
— содержательную — смысл, значение, самостоятельное содержание независимы отформы. Содержательность – это миф, символ, аллегория, образ, знак;
— физическую– пространство, масса, свет;
— эстетическую – прекрасное, безобразное.
Все этикатегории в каждом произведении, объекте дизайна существуют не смешиваясь.
2.4.4 Цветовыепредпочтения потребителей
Цвет изделийявляется сложным стимулом для зрительной системы человека. В пределахзрительного восприятия цвет вызывает разную эмоциональную реакцию у каждогочеловека. Эмоциональное воздействие цвета связана с физиологическимвоздействием и ассоциациями, присущими этому цвету. Например, красный цветобладает большей силой воздействия, чем голубой. Красный цвет возбуждаетнервную систему и активизирует мышечную силу. Синий цвет оказывает тормозящеедействие. Теплые цвета являются цветами экстраверсии (обращенные наружу),синие, фиолетовые, зеленые – цветами пассивной интроверсии (обращение внутрь).Исследования в области цвета применительно к потребностям человека показали,что при выборе цвета любой вещи, предназначенной для человека, необходимоучитывать его цветовые предпочтения. Так, дети в возрасте от одного годанезависимо от расы и места проживания предпочитают одинаковые цвета: красный,оранжевый, желтый. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярностираспределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый,фиолетовый, белый. Закономерная картина цветовых предпочтений может временновидоизменяться под влиянием моды. Модный цвет нужен не только для одежды.Модный цвет связан с костюмом, интерьером, бытовыми предметами и архитектурой.Мода на определенный цвет зарождается исподволь, предварительно появляютсянезначительные признаки того или иного модного цвета.При всей общностипредставлений о красивых и некрасивых цветах даже у дизайнеров, занимающихсяпроектированием изделий, нет единства представлений о цвете этих изделий. Чтоприобретает покупатель, в каком количестве и по какой цене – это проблемы,превращающие производство и сбыт продукции в своего рода рискованную операцию.Данные статистики о наиболее популярных цветах для товаров широкого потребленияне дают исчерпывающего ответа на все вопросы, но ценность этого исследованиязаключается в том, что оно отражает жизненный опыт и мировосприятиечеловека.Проблема цветового предпочтения является весьма актуальной с точкизрения достижения оптимального цветового ассортимента товаров народногопотребления и предъявляет повышенные требования к цвету в процессе проектированияпродуктов дизайна.
2.5 Значение трикотажныхизделий в современной моде
Трикотажсегодня – это не только дополнение к одежде, часть ансамбля, когда выпускалитолько жакеты, джемпера и жилеты. Трикотаж сегодня – это платья и костюмы,комплекты «двойки» и «тройки», пальто легкие, демисезонные и меховые, жакеты,заменяющие мужские пиджаки, и великолепные спортивные костюмы. Это помимоодежды для работы, улицы или спорта туалеты нарядные и элегантные. Сейчас втрикотаж человека можно одеть буквально с головы до ног, не прибегая к услугамтекстильщиков, причем не просто одеть, а выбрать одежду по сезону и к любомуслучаю. (Приложение Б)Трикотажная одежда не только красива, но удобна ипрактична. Благодаря трикотажу модную одежду удалось сделать ярче и разнообразнее.Основными факторами, определяющими моду в трикотаже, являются переплетения иорнаменты трикотажных полотен, цвет, силуэт и форма изделий, пропорций,характер деталей и отделок. (Приложение В)
Из трикотажаможно изготовить практически все изделия, выпускаемые швейной промышленностьюиз тканей. Если учесть замечательные гигиенические свойства трикотажа –гигроскопичность, теплопроводность, несминаемость и способность выдерживатьпродолжительную носку, не изменяя внешнего вида,- станет понятно, почему одеждаиз трикотажа любима потребителем. Мода в трикотаже, развиваясь с учетом общегонаправления моды в одежде, представляет в настоящее время самостоятельныйраздел искусства моделирования и не подвержена столь частым изменениям, как водежде в целом. Она более стабильна и вместе с тем более гибка. Если в одеждеиз тканей очень много значат силуэт, форма, линии (как конструктивные, так идекоративные), то в трикотаже они не являются главным фактором.
Элегантностьтрикотажа, способность распускаться подсказывают более простые формы. Разныелинии, крой по косому направлению почти отсутствуют, если их и применяют, толишь в небольшой части изделий, кроенных из полотен устойчивых переплетений.
Такимобразом, моделирование можно определить как способы и приемы созданиякакой-либо объемной формы из плоского трикотажного полотна. Изменение моды втрикотаже в основном происходит путем изменения характера переплетений,рисунков, орнаментов, цветопластического решения отделки, путем создания новыхпропорций в композиции трикотажной одежды.
Новая мода,логически вытекая из предыдущей, развивая и дополняя уже существующие формы,детали, линии, бережно сохраняя наиболее интересные и вместе с тем приемлемыедля последующих лет предложения. Основная черта современной моды из трикотажа –это элегантная простота и удобство, красота и утилитарность. (Приложение Г)
Сегоднятрикотаж – это одежда для различных сезонов и любого назначения. Характернойчертой при этом является строгое разграничение комплектов одежды по сезонам, назначению,возрастным и размерным группам. Повседневные комплекты одежды отличаютсяпростотой, целесообразностью, а к признакам спортивных комплектов следуетотнести стройность и легкость пропорции, лаконизм и динамизм композиции, четкиецветовые решения и так далее.
2.6 Понятие «коллекция».Проектирование коллекции.
Коллекция –(от латинского collection – собрание) – это систематизированное собрание каких – либооднородных предметов, представляющих научный, исторический или художественныйинтерес. Коллекция и моделирование одежды – это серия моделей различногонаправления, составляющих единство:
авторскойколлекции;
образа;
применяемых вколлекции материалов;
цветовогорешения;
формы;
базовыхконструкций;
стилевогорешения.
Созданиесерии моделей на одной базовой основе является экономически более оправданным,так как промышленному производству не выгодно изготовление разнородныхединичных моделей: это требует частой переналадки потоков и разработкитехнической документации. Кроме того, новые модные стили и направления требуютот промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, какправило, в ритме смены сезонной моды.
В зависимостиот типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. Вавторской творческой коллекции, например, более существенным является единствоколлекции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. Влюбой коллекции важнейшим признаком является ее целостность, что отличаетколлекцию от механического собрания разнородных моделей. Целостностьобеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структурыматериалов, формы, образов. Кроме того, признаком грамотно разработаннойколлекции является динамика, то есть развитие центральной идеи в даннойколлекции.
Таким образом,коллекция – это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересноеконструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» даннойколлекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», вколлекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.
2.6.1 Виды коллекцийодежды
Коллекцияподразделяется на несколько видов:
— перспективныеколлекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, набудущий сезон, представляют новые стили и тенденции. К перспективным коллекциямможно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих домов моды),коллекции «прет-а-порте», созданные известными дизайнерами. Для этих коллекцийхарактерны «заостренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами,технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образыбудущего человека, поэтому при их проектировании учитываются данные прогнозовмоды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данныеоб изменении цветовых предпочтений. Коллекция «прет-а-порте» одновременноявляется промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы;
— промышленныебазовые коллекции предлагают концепцию ассортимента, для непосредственноговнедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, и они предназначеныдля массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды(например, на Парижском салоне или ярмарке моды в Дюссельдорфе) дляпредставителей торговли. Для промышленных коллекций характерны «смягченные» формы,уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях скореевоплощаются в определенных структурах материалов и цветовой гамме;
— авторскиеколлекции выражают творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциямиявляются коллекции высокой моды и коллекции «прет-а-порте», созданныеизвестными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента илимассового потребления, а также коллекции, созданные для демонстрации намеждународных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, дляучастия в творческих конкурсах;
— коллекцииспециального назначения, например коллекции школьной одежды, коллекцииформенной одежды.
К. Диорпредложил такую последовательность работы над коллекцией.
Первый этапработы над коллекцией высокой моды он назвал «студия». На этом этапе:
создаютпервые наброски силуэтных форм будущей коллекции на основе ассоциаций сприродными и другими формами, разрабатывают эскизы моделей; (Приложение Д)
идеи будущейколлекции обсуждают, отбирают самые удачные эскизы и дорабатывают всоответствии с основной идеей коллекции; на основании отобранных эскизовсоздают макеты моделей, выбирают варианты их отделки. По одному эскизу возможносоздание нескольких макетов из ткани, из которых затем будет отобран наилучший;
просматриваютвсе макеты моделей коллекции, и происходит окончательный отбор.
Второй этапК. Диор назвал «мастерские». На этом этапе:
разрабатываютплан коллекции;
подбираютткани для моделей коллекции;
выбираютманекенщиц, которые будут демонстрировать те или иные модели;
шьют моделина конкретных манекенщиц, проводят примерки;
выполняютмодели – варианты;
подбираютаксессуары, с которыми предполагается демонстрировать модели коллекции;
проводятрабочую репетицию;
осуществляютпросмотр и окончательную доработку коллекции;
проводятгенеральную репетицию просмотра коллекции.
На третьемэтапе, названном К. Диором «салон», разрабатывают план показа коллекции,определяют порядок показа моделей, режиссуру показа.Проектирование промышленноймассовой коллекции имеет свою специфику. Прежде чем создать эскизы, определяютконцепцию коллекции, ассортимент, сырье, назначение моделей и всей коллекции.
На первомэтапе, который можно условно назвать «создание», разрабатывают серии эскизовмоделей будущей коллекции в соответствии с определенной цветовой гаммой иконкретными материалами, определяют ведущий силуэт и стиль коллекции.
На второмэтапе – планирование коллекции – определяют требуемое количество моделей вколлекции, которое зависит от политики цен данной фирмы, методов распределения,количества коллекций, выпускаемых в год, проводят предварительный отборэскизов, которые затем будут воплощены в материале.
На третьемэтапе – выполнение моделей – на основании эскиза модели создают муляж из ткани(как правило, муслина), на котором проверяется конструкция модели, вносятсякоррективы и исправления. Конструкцию модели создают чаще всего методомконструктивного моделирования, когда трансформируют чертеж уже существующихбазовых моделей и в него вносят модельные особенности. Затем шьют модели изткани на манекенщиц.
На четвертомэтапе – отбор моделей, или прополка коллекции – отбор моделей проводят доофициального показа из уже готовых вещей, сшитых на манекенщиц. Отбор проводят,как правило, директор компании, работники отдела продаж, а также основнойзаказчик, который лучше продает модели данной фирмы. На основании данных отенденциях спроса выбирают наиболее удачные и выгодные модели. При этомобязательно учитывается мнение манекенщиц о демонстрируемых ими моделях. Методотбора зависит от политики фирмы, но в любом случае от коллекции остаетсянебольшое количество моделей, на которые устанавливают цены.
Пятый этап –создание лекал. Так как разработка лекал для всех типоразмеров являетсядорогостоящим этапом, к нему приступают после полной разработки коллекции.Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить расходы наэтом этапе.
На шестомэтапе – производство – шьют серии моделей коллекции, количество моделей в сериизависит от политики цен данной фирмы.
Седьмой этап– распределение и реклама коллекции. Сюда относят не только деятельностьторговых предприятий, но и участие фирмы в промышленных выставках и ярмарках,которое помогает найти деловых партнеров и расширить масштабы деятельности, атакже реклама в средствах массовой информации.
2.7 Роль аксессуаров вкомпозиции костюма
Аксессуар –второстепенная деталь произведения.В композиции костюма аксессуары – сумки,перчатки, пояса, очки, зонты, бижутерия и прочие — выполняют роль не толькодополнительных деталей, но и участвуют в создании общего стиля костюма. Крометого, аксессуары живут в моде особой жизнью. С одной стороны, они обязаны«подстраиваться» к стилю одежды, с другой — у них есть собственная «внутренняя»мода, которая не всегда совпадает с идеями художников по костюму. (ПриложениеЕ)Иногда одни силуэты в обуви и аксессуарах задерживаются дольше тогонаправления, которое уже сменилось в одежде, другие их опережают, прогнозируяперспективные тенденции в зарождающейся моде. Очарование моды всегда соткано измножества мелких деталей, подбор которых должен быть обусловлен грамотностью ввопросах культуры одежды. Чувство стиля, меры и реальное отношение кокружающему миру помогают дизайнеру добиться образной завершенности целостногоансамбля: одновременно сегодняшнего – актуального, элегантного, комфортного изавтрашнего – живого, динамичного, образного и всегда привлекательного.Новыйвек диктует свои правила жизни, поведения, общения, мышления. Жизнь меняется скалейдоскопической быстротой. Современному человеку, изменчивому и мобильному,очень важно иметь соответствующий имидж, который должен выделять человека наобщем фоне, и способствовать его личному и профессиональному успеху. Приметанового стиля мышления – личная оригинальность и неповторимость каждого человека.Только вещи – одежда, обувь, дополнения – без их гармоничного сочетания большене интересуют потребителя. Потенциального потребителя скорее интересуетвозможность казаться разным в зависимости от настроения или определеннойситуации, а этого можно достичь с помощью определенных сочетаний вещей, будь тоголовные уборы, одежда, украшение или очки. Вместе с новыми сочетаниями вещейчеловек интуитивно примеряет на себя новый образ, манеры поведения, роли. Этоестественная потребность.Дизайнеру необходимо обладать комплексным,синтетическим мышлением, остро чувствовать гармонию. Например, проектируя очки,нельзя забывать об украшениях, макияже, прическе, головном уборе.Сумки, пояса,перчатки выполняют не только утилитарную функцию, но и, сочетаясь с одеждой иобувь, придают ансамблю одежды законченный вид.К одежде, по конструкции сложнойи перегруженной деталями, подбирают аксессуары, простые по форме и декору, кболее аскетичной одежде должны быть подобраны более сложные формы и декор сумоки поясов.
2.8.Методы проектированияв дизайне одежды
Основнаязадача обучения дизайнера одежды в современных условиях – подготовитьспециалиста способного ставить перед собой сложные проектные задачи, связанныес важнейшими проблемами культуры и социума, и разрешать их, пользуясьразнообразными методами проектирования. Таким образом, дизайн одежды пытаетсярешить проблемы комфортности одежды, гармоничного слияния человека с окружающейсредой, создания новых форм одежды. Используя такие методы проектирования, каккомбинаторные, модульные, деконструкции и другие, дизайн одежды предлагаетновые пути развития одежды в будущем.
1.Комбинаторныеметоды являются основными методами проектирования с применением комбинирования.К ним относятся комбинаторика, трансформация, кинетизм, создание безразмернойодежды, создание одежды из целого плоского куска ткани.
Комбинаторика– метод формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании иприменения закономерностей вариантного изменения пространственных,конструктивных, функциональных и графических структур, а так же на способахпроектирования объектов дизайна из типизированных элементов.
Комбинаторика«оперирует» определёнными приёмами комбинирования: перестановкой, вставкой,группировкой, переворотом, организацией ритмов. Например, прием перестановкипредпологает изменение элементов, их замену. Приём вставок используется длясоздания сложной формы из простой.
Трансформация-метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектированииодежды. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движением превращенияили небольшого изменения.
Кинетизм –комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движенияформы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамикиформ, декора, рисунков тканей. В дизайне одежды метод кинетизма используетсявсе шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихсядеталей костюма, в применении светящихся объектов, световодов, автономногоосвещения, крутящихся или движущихся элементов костюма.Создание безразмернойодежды — комбинаторный метод проектирования для изготовления одежды одногосреднего размера, которая подойдет большому числу покупателей разнойкомплекции. Безразмерная одежда уже существует в виде трикотажных изделийразного объема, которые носят и худые, и полные.Создание одежды из целогоплоского куска ткани — метод комбинаторики без применения традиционных методовсшивания одежды из кроенных деталей.
Идеякинетического рисунка стала чрезвычайно интересной для художников по текстилю,так как позволяет создать необыкновенные и парадоксальные эффекты графики.Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы. (ПриложениеЖ)2.Модульный метод проектирования. Применение модульного проектирования впроизводстве изделий дизайна есть высшая форма деятельности в областистандартизации. Модуль – это исходная единица измерения, которая повторяется иукладывается без остатка в целостной форме.Форма модулей может быть и болеесложная: в виде цветов, листьев, бабочек, зверей, птиц. Такие модули достаточносложно пристегивать и отстегивать, но их можно соединить «наглухо», встык другк другу, с помощью «брид» (элементов вышивки «ришелье»). Создаются красивейшиеажурные композиции, которые накладываются на лекала изделия и все фрагментысшиваются с изнанки. Из получившегося ажурного полотна можно моделироватьвставки или целиком изделия. Модули разной конфигурации могут создавать сложныеварианты комплектования одежды, наслаиваясь друг на друга. (Приложение З) 3.Метод деконструкции. Этот метод заключается в новом подходе к моделированиюодежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкойизделия на фигуре. (Приложение И) Особый интерес представляет собойиспользование инверсии – метода проектирования «от противного», метода«переворота», зачастую абсурдной перестановки.
Такимобразом, видно, что существуют разнообразные методы проектирования костюма,способы и этапы создания коллекции. В процессе этого учитываются такиенемаловажные составляющие как: композиция костюма, стиль, цвет, подбор тканей.Так же большое значение имеет правильный подбор аксессуаров, которые в нашевремя достаточно разнообразны. Сегодня модный костюм в силу частой сменяемостиего форм не успевает стать обычаем даже на короткий период. На современномэтапе костюм непостоянен, и поэтому сложно предугадать модные тенденции надлительный промежуток времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С давнихвремен костюм проходил многочисленные стадии развития. В каждую эпоху для модыбыл характерен свой стиль, который не менялся на протяжении столетия. В отличиеот барокко или ампира современный костюм меняется очень быстро. Развитиекостюма отражает изменения, которые происходят во всех сферах общества. Однаконе всякое нововведение становится модным и актуальным в настоящее время.Довольно часто в современном костюме можно встретить отголоски прошедших эпох. Новыйвек диктует свои правила жизни, поведения, общения, мышления. Жизнь меняется скалейдоскопической быстротой. Современному человеку, изменчивому и мобильному,очень важно иметь соответствующий имидж, который должен выделять человека наобщем фоне, и способствовать его личному и профессиональному успеху. Приметанового стиля мышления – личная оригинальность и неповторимость каждогочеловека. Только вещи – одежда, обувь, дополнения – без их гармоничногосочетания больше не интересуют общество.
В данномкурсовом проекте были выявлены особенности развития современного костюма. Входе исследования было прослежено изменение костюма каждой эпохи, вплоть досовременности: в частности была раскрыта сущность понятия «костюм», определенароль костюма в системе художественной культуры. В курсовом проектеиспользовались такие понятия как композиция, цвет в композиции, коллекция,стиль и стилизация в дизайне, которые были детально рассмотрены и изучены. Длявсестороннего раскрытия избранной темы важно определить значение трикотажныхизделий в современной моде, а также роль аксессуаров в композиции костюма.
Такимобразом, в результате проведенного исследования стало очевидно, что современныйкостюм в сравнении с его предшественниками оказался более гибким, изменчивым инепредсказуемым.
Следуетотметить, что при создании современного костюма дизайнер должен учитывать нетолько новшества в моде, но также и удобства, многофункциональность исоответствие требованиям и вкусам современного общества. В общем смысле словасовременным костюмом принято считать одежду XX века, одежду современной намэпохи, основной особенностью которой является довольно частая, а в последнеевремя даже стремительная смена костюмных форм. Современный и модный костюмлогически вытекает из предыдущей моды, развивая и дополняя уже существующиеформы, детали, линии, бережно сохраняя наиболее интересные и вместе с темприемлемые для последующих лет предложения. Основная черта современного костюма– это элегантная простота и удобство, красота и утилитарность.
Собранныйтеоретический и практический материал по исследуемой проблеме может бытьиспользован авторами в последующей педагогической деятельности, а такжерекомендован учителю труда и технологии, студентам, изучающим в курсетехнологии швейного производства тему: «Развитие современного костюма» и всем заинтересованнымлицам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. ЕрмиловаВ.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. — М.:Академия, 2000.
2. КильпеМ.В. Композиция. — М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1996.
3. КозловВ.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. — М.: Легкая ипищевая промышленность, 1981.
4. ПлатовЮ.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. — Владивосток: Изд-во Дальневосточногоуниверситета, 1990.
5. Беляева-ЭкземплярскаяС.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. — М.: Академиямоды, 1996.
6. ЛиндсейЯ., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию). — М.:Мир, 1974.
7. ГоринаГ.С. Моделирование формы одежды. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
8. КудимоваЛ. Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды. Учебное пособие. — Л.:ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1983.
9. Методикахудожественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1978.
10. Моделированиеи художественное оформление женской и детской одежды / Под ред. Т. В. Козловой.— М.: Легпромбытиздат, 1990.
11. ПармонФ.М., Бадеева М.О. Художественное моделирование промышленных образцов: Учебноепособие. — М.: Легпромбытиздат, 1986.
12. ПармонФ.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. — М.: Легпромбытиздат,1997.
13. ЧеремныхА.И. Основы художественного конструирования женской одежды. — М.: Легкая ипищевая промышленность, 1983.
14. ЛитвинаЛ.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественноеоформление женской и детской одежды, — М.: Легкая индустрия, 1972.
15. ОрленкоЛ.В. Терминологический словарь одежды. — М.: Легпромбытиздат, 1996.
16. ЖердевЕ.В. Художественное осмысление объекта дизайна. — М.: Аутопан, 1993. ЖердевЕ.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. — М.: Аутопан, 1994. ЛебедевЮ.С. Архитектура и бионика. — М.: Наука, 1971.
17. ПраздниковГ.А. Процесс художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1972. РаппопортС.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. — М.: Знание, 1987.Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера:Учебное пособие. — М.: МТИ им. А.Н.Косыгина, 1980.
18. ЯковлевВ.Г. Проблемы художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1972.
19. Акилова3.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципатрансформации. — М.: Легпромбытиздат, 1995. Колейчук В.Ф. Кинетизм. — М.:Галарт, 1994.
20. СтриженоваТ. Из истории советского костюма. — М.: Советский художник, 1972. Хан-МагомедовС.О. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.
21. НешатаевА.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажныхполотен. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Графическоерешение фигуры в костюме с введением двух хроматических цветов
/>/>
/>/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Трикотажный костюм помотивам народного костюма
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Примерыбезразмерной одежды из трикотажа («гибкий гардероб»)
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Разработка моделейтрикотажной одежды с использованием в качестве творческого источника флоры ифауны
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Фор – эскиз (а),творческие эскизы (б), рабочий эскиз (в) и рекламная графика (г)
/>/>
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Использование ассоциацийв композиции перчаток
/>
Декоративное решениекомпозиции перчаток
/>
Различные фактурыколготок
Различные фактурыколготок
/>
Композиция очков
/>
Композиция поясов
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Примерыиспользования метода кинетизма (создание иллюзии динамики внутри статичнойформы)
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Пример сложных по формемодулей, которые накладываются друг на друга и закрепляются при помощи кнопок
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ И
/>/>
Метод деконструкции вмоделях Р. Кавакубо