Реферат по предмету "Разное"


«Заметки господина из города N»

Министерство образования Российской ФедерацииГосударственный университет –Высшая Школа ЭкономикиФакультет Мировой ЭкономикиЭссе по дисциплине «Социология»Тема: «Заметки господина из города N»Выполнил: Кузнецов Сергей 1 курс, группа 163(1)Москва, 2006 г.Введение.Почему я написал это эссе? Для начала расскажу немного о себе. Я приехал покорять Москву из провинциального города Нижнего Новгорода, где прожил всю свою сознательную жизнь до 2005 года (которую я теперь с ностальгией именую «детством»), пока результаты олимпиады ГУ ВШЭ неожиданно не превратили меня в студента первого курса факультета Мировой Экономики. Радость от поступления в московский ВУЗ была настолько велика, что на ум не приходили мысли о том, что моя жизнь кардинально меняется. Причем резко и бесповоротно. Меняется ее образ, мое мировосприятие, а также общество вокруг. О последнем тогда я задумывался меньше всего, хотя сейчас понимаю, что на самом деле именно этот аспект был и остается одним из самых важных – ведь социальное окружение и место, которое человек в нем занимает, оказывают колоссальное влияние как на его деятельность, так и на оценку им окружающего мира. Вливание в новую для меня среду первые три-четыре месяца проходили безболезненно – новые люди присматривались друг к другу, пытались понять и проанализировать каждого члена новой социальной группы. Однако когда стадия первоначального анализа была завершена, во взаимоотношениях стали происходить видимые перемены. Я четко осознал, что там, куда я прибыл, действуют совсем другие законы, нежели действовали в моем родном городе, хотя, если честно, то, скорее всего, я попросту не замечал никаких законов, беззаботно живя и наслаждаясь «детством». Здесь же я стал свидетелем, да к тому же еще и субъектом, некой «социологии в действии», выделив некоторые законы функционирования общества, и попытался поделиться своими наблюдениями в этом эссе. Итак, вы читаете «Наблюдения господина из города N», фактически стороннего лица, подобного литературным героям XIX века, изучавшим общество и его законы, часто с наивных позиций еще не испорченных им детей. ^ Каждому своеТолчком к началу моего анализа послужило противоречие реальному положению дел доктрины ГУ ВШЭ о том, что студенты приходят в этот ВУЗ учиться, причем учиться с полной самоотдачей и «рвением». Наивно, конечно, с моей стороны было предполагать, что если в одном городе тренд общественного мнения и поведения склоняется к уходу от работы и нежеланию учиться, то в другом городе той же страны, где живут люди того же менталитета что-то кардинально иначе. Однако, я бы не хотел заострять внимание на этих вопросах, так как к нашей теме это относится несколько иным образом. Повторюсь, что этот факт лишь послужил толчком для последующего анализа. Дело в том, что примерно через полгода пребывания на первом курсе я смог четко определить для себя примерные жизненные цели, планы и политику поведения каждого его члена. Причем по этим признакам я сформировал несколько групп, и, что интересно, их членов объединяли схожие социальные положения, манеры поведения, стили одежды и т.п. Хочу также предупредить читателя, что данная классификация не учитывает исключительных личностей, то есть исключений из правил, а рассматривает общую массу. Итак, рассмотрим эти несколько групп в отдельности.^ Москвичи (юноши) из семей с доходами выше средних Практически все представители этой группы занимают платные места, ибо доходы их родителей, в основном относящихся к сфере среднего и крупного бизнеса, легко это позволяют. Скорее всего, в будущем они либо унаследуют родительский бизнес, либо откроют свой собственный, либо, устроятся (или их устроят) на высокооплачиваемую работу. Таким образом, их судьба и карьера в основном предопределена, и чаще именно происхождением, образование же им нужно именно для того, чтобы руководить делом, так как без него это сегодня невозможно. Они учатся действительно для себя, хотя порой и не учатся, что тоже оправданно. Их можно узнать по одежде – это модные тенденции сезона, московский стиль, который сложно спутать с чем-то другим; по манере разговора и поведению – они ведут себя независимо, вальяжно, чувствуя свое превосходство (прежде всего материальное, а значит, и социальное) над другими, за что их часто называют «мажорами»**.^ Москвички из семей с доходами выше средних Эта категория несколько отличается от вышеописанной, в основном жизненными целями и приоритетами. Притом, что они выходят практически из таких же семей, как и представители первой группы, их жизненный план отличен от предыдущего, прежде всего в силу того, что они девушки. Вряд ли многие из них возьмут в свои руки руководство крупным бизнесом, или будут в поте лица анализировать сдвиги на мировом рынке. Они выросли в такой обстановке, где все воспитание было направлено вовсе не на создание их стремления работать. В основном, высшее образование нужно им, чтобы стать женами состоятельных мужей, ибо для девушки без него в нашем обществе это вряд ли возможно. Таким образом, главное для них – это получить диплом, который станет пропуском в хорошую и стабильную жизнь, и это вполне оправданная и естественная тенденция, которая присутствует в разных формах уже давно. В соответствии с этим лозунг Высшей Школы Экономики «Не для школы, для жизни мы учимся» приобретает несколько иной, хотя и не менее верный смысл, чем задумывали его создатели. Прекрасных представительниц этой группы можно узнать, предварительно разглядев новейшие каталоги мод. Все они одеты очень похоже. Например, тенденция последних нескольких лет – низкие обтягивающие джинсы, засученные до колен или заправленные в высокие сапоги, ремень с огромной пряжкой, изящная курточка или розовая кофточка, волосы чаще всего перекрашены в блонд, живот оголен, повсюду эмблемы знаменитых дизайнерских брендов. Основные темы разговоров зачастую корреспондируют с внешним видом. Свободное время посвящено походам в места развлечения с целью (1) развлечения и (2) воздействия на первую категорию.^ Москвичи (москвички) и жители ближнего Подмосковьяиз семей со средним доходом Студенты, принадлежащие этой группе, поступают в ВУЗы в основном для получения образования, чтобы потом найти хорошо оплачиваемую работу или заняться мелким или средним бизнесом (для начала) - это будущий средний класс. Это одна из двух подгрупп нашей целевой аудитории, ради которых и создавался ГУ ВШЭ. А создавался он как раз для целеустремленных, инициативных и энергичных людей, способных что-то кардинально изменить в российской экономике, а также обеспечивать её нормальное функционирование (не стоит забывать, что средний класс – это опора любой эффективной рыночной экономики, без которого ни «верхушка», ни государство существовать не смогут). Что касается манеры поведения представителей этой группы, то ведут они себя спокойнее и сдержаннее, чем члены двух предыдущих; одеваются также в соответствии с московским стилем, однако не так вызывающе, но, повторюсь, их сразу можно распознать в толпе как «москвичей». ^ Оговорка по Фрейду Здесь хотелось бы разъяснить, что под категорией «москвичи» я понимаю тех молодых людей, кто имеет московскую прописку и прожил в столице минимум три-четыре года, а соответственно приехал в нее вместе с родителями. Дело в том, что по данным статистики количество коренных москвичей относится к количеству приезжих примерно как 1:3, поэтому выражение «распознать в толпе как «москвичей» не должно показаться Вам аллегоричным – боюсь, что состав толпы в Москве соответствует именно этому отношению. В связи с этим неправомерно было бы отождествлять понятия «коренной москвич» и то понятие «москвича», которое я отношу к первым трем группам. Более того, среди представителей первых двух групп коренных москвичей крайне мало, в основном – это дети предприимчивых выходцев из провинции, редко являвшихся когда-либо, однако, членами следующей категории.^ Иногородние студенты (не рассматривая иностранных граждан* ) Студенты, приехавшие из провинциальных городов нашей необъятной Родины (в число которых, стало быть, вхожу и я), составляют с частью предыдущей категории именно тот локомотив, благодаря которому Высшие Учебные Заведения называются «Высшими Учебными». Их основная задача – это именно получение образования с целью последующего построения карьеры и самостоятельного построения своей жизни. И если у первых трех категорий есть некие поддерживающие факторы (семья, московская прописка и т.д.), благодаря которым они могут быть уверены, что им всегда помогут, то эта категория четко осознает, что никто за них ничего делать не будет и свою жизнь надо строить самим. Учиться, таким образом, приходится все равно, ибо риски у этой группы довольно велики. Большинство же бюджетных мест в ВУЗах занято именно приезжими. Приезжие пытаются либо во всем подражать москвичам, чтобы стать частью столичной культуры, влиться в mainstream, либо наоборот противопоставляют себя той среде, в которой они находятся, однако в обоих случаях их можно легко распознать. Их выдают акценты, манеры, штрихи в одежде, но самое главное – немосковское мировоззрение. Лучше это или хуже – судить не мне, скажу только, что стремление влиться в общее течение, поддаться конформизму, или же стремление противопоставить себя среде, проявив девиантное поведение (что тоже, по сути, является видом конформизма) во мне очень сильны, хотя пока и преобладает второе. Кстати, о конформизме...^ Конформизм и стереотипыТак как социология изучает именно социальные группы и взаимоотношения между ними, то логично выделить основные тенденции именно межгрупповых связей вышеописанных групп. Почти у каждой из них существует комплекс стереотипов по отношению друг другу, а внутри групп просматривается высокая степень конформизма. Однако, как я уже говорил, конформизм выходит в большой степени и за рамки этих четырех групп, определяя направления унификации для всех в целом. Так, среди москвичей (даже в моей интерпретации термина) царят настроения типа «понаехали» по отношению к остальным, причем эти настроения имеют скорее конформную природу, нежели какую-либо иную, то есть конформизм находит свое выражение не только во внешних проявлениях, будь то вышеупомянутые тенденции во внешнем виде, стиле и интонациях речи или манерах поведения. Москвичи смотрят на приезжих свысока, хотя вполне возможно это обуславливается тем, что последние составляют им конкуренцию, причем довольно сильную – первые видят и побаиваются заложенного в них потенциала. Соответственно и отношение приезжих к москвичам первых двух категорий, часто делающих опрометчивые и не всегда объективные (а следовательно, подверженные стороннему влиянию) выводы о праздности их нахождения в ВУЗе. Примерно общие интересы последних двух групп, очевидно, способствуют их объединению, и это в определенной мере сглаживает стереотипы, иногда даже действует схема «враг моего врага – мой друг», если несколько утрировать степень межгруппового противостояния. Первые же две группы, по-видимому, созданы друг для друга, и эта концепция вполне оправдывает себя. Таким образом, во взаимоотношениях студентов, только начинающих познавать жизнь, четко прослеживается некое групповое мышление, основанное на конформных стереотипах. ЗаключениеВы только что прочитали наблюдения человека, прожившего в новом для него социуме всего девять месяцев, и, вполне возможно, нашли в них оттенок субъективизма. Однако это и предполагает концепция эссе – свободное выражение своих мыслей и своей точки зрения – так я вижу то общество, в котором сейчас нахожусь и с которым тесно взаимодействую. Я написал здесь о наиболее явных тенденциях, предложив свою классификацию по видимым мной предполагаемым целям членов сообщества сегодняшних студентов – завтрашних политиков, экономистов, бизнесменов. Кто знает, может быть, все еще изменится кардинальным образом, но я сторонник той теории, что происхождение человека и дальнейшее поведение в соответствии с этим происхождением оказывает наибольшее влияние на его будущее. Что ж, поживем – увидим!  Я бы не сказал, что сам являюсь заядлым трудоголиком и ярым противником безделья, но все же считаю, что если человек приходит в ВУЗ, то хоть какая-то тяга к образованию должна существовать. ** От англ. «major» - «более важный», «значительный», или америк. сленг «ходить с важным видом», «ходить с напыщенным видом», «показывать свою власть над кем-л.»  Хочу заметить, что данная характеристика категории москвичек из семей с доходами выше средних распространяется не на всех ее представительниц, однако, это общая тенденция. Эта характеристика также не является каким-то предвзятым или отрицательным отношением автора к данной категории. Еще раз подчеркиваю, что подобная ситуация естественна и закономерна во всех обществах мира. * Присутствие иностранных граждан в московских (и российских ВУЗах) имеет особую специфику, поэтому в данном эссе я решил не рассматривать этот вопрос, поскольку здесь затронуто все же российское общество


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.