Министерство высшего и средне специального
образования Республики Узбекистан
Ташкентский Профессиональный
Политехнический Колледж
Курсовая работа
по предмету: Товароведение
тема: Водка
Введение
«Функционирование свободных рыночныхцен, складывающихся на основе действительного спроса и предложения, являетсяважнейшим звеном рыночной экономики, обеспечивающим тесное взаимодействиепроизводителей и потребителей продукции». «Пожалуй, в выборе подходов, тактикии стратегии либерализации цен как нигде конкретно проявился один из принциповреформирования экономики – постепенность и поэтапность проводимых реформ вреспублике».
И. А. Каримов
С каждым днем нашего продвижения по пути независимостистановится все очевиднее, что важнейшими и решающими условиями сохранениястабильности и обеспечения национальной безопасности является ускорениеосуществление процессов глубокого реформирования и обновления политической,экономической жизни, социальной сферы нашего общества.
Принципиальными подходами к реформированию общества являютсяприоритет экономических преобразований, однозначный отказ от командно –административной распределительной системы и формирование общественныхотношений, базирующихся на рыночной экономике.
Производство этилового спирта-сырца вУзбекистане в янв.-марте 2009г. снизилось на 2,2% по сравнению с аналогичнымпериодом 2008г. до 1,090 млн. дал, по данным государственного комитета постатистике республики. По данным Госкомстата, производство пищевого спирта вянв.-марте составило 987,6 тыс. дал (минус 8,9%), производство техническогоспирта — 6,1 тыс. дал (+3,4%), спирта-ректификата — 192 тыс. дал (минус 6,7%).Часть производных спирта-сырца выпускается за счет импортируемого сырья. Поданным статистического ведомства, производство водки и ликероводочных изделий вУзбекистане в янв.-марте 2009г. составило 2,145 млн. дал (+8,4%), коньяка — 5,8тыс. дал (+19,4%), виноградного вина — 556 тыс. дал (минус 8,3%), шампанского — 22,7 тыс. дал (минус 28,6%), пива — 1,851 млн. дал (+ 3,8%).
На сегодняшний день вассоциации действуют два совместных предприятия: «Узбек-Винклер»(совместное с ФРГ), выпускает оборудование для небольших пекарен; «Интерко-Супер»(совместно с США), занимается выпуском алмазных инструментов для шлифовкисверхтвердых инструментов.
В отрасли осуществляетсядевять крупных инвестиционных проектов, в том числе с такими фирмами как«Арчелик», «Рам» (Турция), «Кулькони», «ЮнгХайринг» (Германия), «Се Мюнг Металл ЛТД» (Корея), «Луммускорпорация» (США) и т.д.
Тема курсовой работы – водка. Судя по историческимисточникам, водка существовала очень давно. Но даже про такой продукт, всем намизвестный как водка, на сегодняшний день, мы можем многое узнать в различныхинформационных источниках. Но многие предпочтут этот продукт употребить, чем онем узнать.
Целью курсовой работы является — это переработать различногорода информацию о данном продукте и сделать многочисленные выводы.
Ассортимент
Водка «Аврора»
Состав: вода питьевая исправленная, спирт этиловыйректифиованный «люкс» из пищевого сырья, патока, регулятор кислотности- сода пищевая, растительный экстракт «Абсолют ASM 665».
Крепость 40% об. Объем 0.5л. и 0.75л.
Кедровая водка из сибирской тайги
«На кедровых орехах»
«На кедровых орехах с медом»
«На кедровой живице»
Бутылка с уникальной укупоркой с защитной пломбой
Термоусадочный колпачок
Веревка, запаянная внутрь
Защитная пломба
Способ укупорки защищен патентом на 10 лет каждая бутылказащищена металлической пломбой с индивидуальным номером для открывания бутылкинеобходимо потянуть веревку с защитной пломбой.
Водка «Пять озер Особая»
В состав водки особой «Пять озер» Особая"включен настой таежных трав «Пять озер» Особая" придется повкусу ценителям особых водок и сибирских традиций. Все компоненты водки сисключительно натуральны.
Водка «Ташкент» 0,5 л.
Водка «Ташкент 2200» 1 л.
Водка «Хлебная» 0,75 л.
Водка «Красная площадь» 0,75 л.
Водка «Элита» 1 л.
«Финляндия» 0,5 л.
«Русский стандарт» 0,5 л.
«Русский стандарт» 0,375 л.
«Русский стандарт» 0,05 л.
Водка «SV» 0,5 л.
Водка «SV» в ассорт. 0,2 л.
«Немирофф» мед/перц 0,5 л.
Настойка «Немирофф» 0,37 л.
Настойка «Немирофф» 0,25 л.
Водка «Немирофф» 0,05 л.
Водка Немирофф 0,1 л.
История
С древности за алкоголем закрепилосьназвание «похититель рассудка». Согласно некоторым предположениям, примерно за10000 лет до нашей эры люди узнали об особенностях спиртных напитков из меда,фруктов и ягод.
Спирт в чистом виде первыми получилиарабы в VII или VIII веке. Прототип водки изготовил в XI веке персидский врачАр-Рази, который первым выделил этанол путём перегонки. Жидкость использоваласьисключительно в медицинских целях, так как Коран запрещает употреблениеалкоголя. В Европе первая перегонка спиртосодержащей жидкости была сделанаитальянским монахом-алхимиком Валентиусом.
Классификация
Содержание спирта в напитке обычно выражается в градусах иобозначается на этикетке цифрой с маленьким кружочком наверху: 40°, 45° и т.д.Однако в 70-е годы по образцу некоторых западных стран у нас начали обозначатькрепость водки в процентах. Вряд ли в этом есть особый смысл, поскольку нигдене указывается, от чего исчисляется этот процент — от веса или от объема. Внашей стране был отработан четкий порядок обозначения содержания алкоголя внапитке: при исчислении весовых процентов обозначалось количество градусов — 40°, 35° и т.д., при исчислении объемных на этикетках значилось: «крепость18-20% об.» или «спирт 16% об.»
На некоторых этикетках крепких алкогольных напитков внастоящее время можно встретить двойное обозначение крепости водки и виски,например: 40% об. (70' Br.Proof)". Это вызвано тем, что на Западесложилась традиция не учитывать факта концентрации (сжатия) спирта и исчислятькрепость алкогольных напитков на основе вносимых в купаж компонентов, а неисходить из реальной его оценки. Таким образом, наряду с русской, менделеевскойсистемой определения крепости водки, указывается старая, «завышенная»система, которая и обозначается в скобках. С научной точки зрения«rpaдyсом» крепости считается одна сотая (0,01) часть безводного(100%) спирта.
До недавнего времени ассортимент отечественных водок былограничен действующими стандартами и ТУ. В основном производилась водкаМосковская особая, Столичная (40%-, 50%- и 56%-ная). Несколько позднее сталивыпускать водку Пшеничную, Русскую, Сибирскую, Петровскую и др.
За последние несколько лет ассортимент водок резко возрос — до десятков наименований. Наряду с общепризнанными наименованиями отечественныеизготовители выпускают множество новых наименований водок, порой имеющихнесущественные отличия друг от друга. Каждый изготовитель стремится выпускатьсвои оригинальные наименования водок, рецептура и технология которых составляюткоммерческую тайну. Поэтому информация, доводимая до потребителя с помощьюмаркировки, не позволяет сделать компетентный выбор и выявить отличия,формирующие потребительские предпочтения. Потребителю остается надеяться направдивость информации изготовителя, а также на предыдущий опыт опробованияводки того же наименования.
Различают две группы водок — обыкновенные и особые.
К обыкновенным относятся водки, являющиеся водно-спиртовымисмесями. К ним относятся водки Обыкновенная, Старорусская, Экстра, Пшеничная,Сибирская, водка крепостью 40, 50, 56% об.
Особыми считаются водки, при производстве которыхиспользованы различные вкусовые и ароматические добавки, улучшающие вкус и запах,смягчающие жгучий вкус спирта. Ассортимент этих водок: Русская, Российская,Столичная, Московская особая, Лимонная, Посольская, Украинская горилка и др.
Факторы качества. Основными факторами, формирующими качествоводки, являются сырье и степень очистки водно-спиртовой смеси.
Сырье для получения водки делится на основное (этиловыйспирт, вода, смягчающие вкусовые добавки) и вспомогательное (пряности,ароматические травы, свежие и сушеные плоды, ягоды, овощи, иногда красители).
Основное разнообразие водок обусловлено подвидом и сортом спирта-ректификата,качеством воды, вспомогательным сырьем (добавками), а также степенью очисткисводно-спиртовой смеси. При производстве водки используют спирт-ректификатсортов люкс, экстра, высшей очистки. Для отдельных видов водки применяюттройную перегонку спирта. Например, Кремлевская водка отличается мягким вкусоми практически не содержит сивушные масла благодаря использованию новейшейтехнологии тройной перегонки.
Вода, используемая при производстве водок, должна бытьпрозрачная, бесцветная, без посторонних вкуса и запаха, соответствующаяустановленным требованиям по показателям безопасности. Вода умягчается путемосвобождения от кальциевых и магниевых солей (жесткость не выше 0,36 мг.экв/л). При применении жесткой воды на внутренней поверхности бутылок выпадаетбелый осадок кальциево-магниевых солей, ухудшающий товарный вид продукции.
Для отдельных наименований водки применяют природную воду,отличающуюся особыми свойствами, например повышенным содержанием ионов серебра.Так, при производстве водки Серебряный родник используют родниковую воду,содержащую ионы серебра. Используют и различные способы обработки воды иливодки, например обработку магнитными полями.
Для улучшения вкуса отдельных видов водки применяют добавки:двууглекислый и уксуснокислый натрий — для Московской особой водки, сахар — для водки Столичной, определенные наборы ароматических трав и ягод для новыхнаименований водок — Никит, Петр I, Екатерина, Господин Великий Новгород и др.
Существенно влияет на смягчение резкого вкуса и запаха,присущего этиловому спирту-ректификату, очистка водно-спиртовой смеси.
Для этого водку фильтруют через отмытый зернистый кварцевыйпесок, свободный от известковых загрязнений, отстаивают для выделенияминеральных осадков, фильтруют через древесный активированный уголь и передрозливом пропускают снова через песочный фильтр.
Скорость фильтрации, особенно через активированный уголь,имеет большое значение для качества водки. При контакте водки с активированнымуглем частично адсорбируются сивушные масла (25-40% общего количества в водке),уксусный альдегид (10-17%) и частично этиловый спирт. Происходит такжечастичное окисление кислородом, содержащимся в порах угля, этилового спирта доорганических кислот с последующим образованием сложных эфиров, ацеталей.
При этом снижается крепость водки на 0,1-0,2% об., улучшаютсяее вкус и аромат. Чем медленнее фильтруется водка и чем дольше онасоприкасается с углем, тем выше качество готового продукта.
Очищенную водку подвергают окончательному лабораторномуконтролю по крепости и показателям безопасности, после чего доводят до необходимойкрепости и разливают.
Технология производства
Основным показателемкачества водки является ее безопасность, причем в первую очередь ''химическая''безопасность.
Согласно Федеральномузакону '' О качестве и безопасности пищевых продуктов'', безопасность продуктовв частности водок — это состояние обоснованной уверенности в том что продуктыпри обычных условиях их использования не являются вредными и не представляютопасности для здоровья нынешнего и будущего поколений.
Энергетическая ценностьводки составляет 235ккал в 100гр продукта и обусловлена в основном содержаниемэтилового спирта (при сгорании 1г в организме выделяется 7ккал).
Основной причиной,стимулирующей потребление спиртных напитков, является их способностьфизиологического воздействия на человеческий организм. Физиологическоевоздействие пищевых продуктов на организм обусловлено содержанием следующихгрупп физиологически активных веществ, воздействующих на системы организмачеловека: нервную (этиловый спирт, кофеин, никотин, теобромин и др.); сердечно- сосудистую (этиловый спирт, кофеин, соли калия, магния, ферменты и др.);пищеварительную (минеральные соли, органические кислоты, ферменты, пектиновыевещества, клетчатка и др.).
Основное физиологическоедействие алкогольных напитков на организм человека связано с влиянием этиловогоспирта на нервную и сердечно- сосудистую системы, а степень воздействия зависитот дозы алкоголя.
Основным сырьем для производстварусской водки всегда служили зерновые — сначала рожь и ржаной солод, а ссередины XIX в. во все больших масштабах стали использовать пшеницу. Косновному зерновому компоненту в сусло традиционно добавляют в небольшихколичествах ячмень, овес, просо, кукурузу, гречиху, горох.
Вода — тоже важнейший компонентводки, как, впрочем, и других крепких спиртных напитков. Именно от используемойводы в значительной мере зависят уникальные вкусовые качества русской водки.Лучшей является мягкая вода из верховьев рек, а также из родников. Досмешивания с зерновым спиртом вода проходит несколько стадий очистки:отстаивание, аэрацию, фильтрацию через кварцевый песок. Она должна бытьсовершенно прозрачной, бесцветной, с минимальным содержанием солей, ее некипятят и не дистиллируют. Поэтому настоящая русская водка обладает особоймягкостью, своеобразным вкусом и хрустальной чистотой.
Технология производства водки быларазработана Техническим комитетом при Департаменте неокладных сборов в 90-егоды девятнадцатого века и практически в неизменном виде дожила до настоящеговремени. Сначала готовят смесь воды и спирта-ректификата, т. н. «сортировку».Затем сортировка проходит механическую фильтрацию и фильтрацию сквозь активированныйуголь. В некоторых случаях, в особенности для водок класса «премиум» осуществляетсяещё и дополнительная обработка полученного продукта — молоком, яичным белком,серебром и т. п. — так называемая «очистка». Хотя в физическом смысле подобнаяобработка очисткой вовсе не является. В лучшем случае можно говорить онасыщении водно-спиртового раствора дополнительными микроэлементами (например,если речь идет о молоке), в худшем — лишь о маркетинговом приеме. СовременныйГОСТ допускает использование многочисленных добавок (хотя и в незначительныхколичествах), улучшающих вкусовые качества и «питкость» водки. Водки сиспользованием добавок относятся к классу «водок особых» [ РодионовБ. Полугар. Водка, которую мы потеряли. — М.: Зебра Е, 2009 Готовую водкуразливают, укупоривают и этикетируют.
Внешний вид (прозрачность) и цвет спирта и водки оценивают, визуально сравнивая впроходящем рассеянном свете анализируемое изделие и дистиллированную воду. Сэтой целью берут две одинаковые по размеру и однородные по цвету стеклапробирки. В одну из их наливают 10 смі анализируемого напитка, а в другую 10ісм дистиллированной воды, устанавливают различные отклонения от цвета иопределяют наличие механических примесей.
При оценке вкуса и запаха спирта его предварительноразбавляют умягченной (исправленной) водой до объемной доли 40% при 20 °С,помещают в посуду объемом 500 смі с пришлифованной пробкой, перемешивают иразливают в дегустационные бокалы. Оценить запах и аромат спирта можно такжепутем растирания между ладонями небольших количеств спирта и вдыхания егопаров, улетучивающихся в результате нагревания при растирании. Это определениепроводится с момента взятия пробы спирта на ладонь до полного его испарения,для того чтобы уловить первые, легко улетучивающиеся фракции (эфиры),промежуточные и последние, (например, сивушное масло).
После того как оценили запах и аромат спирта, оценивают еговкус, устанавливая, имеет ли спирт нормальный жгучий спиртовой вкус или жерезко жгучий, имеется ли горьковатость или сладковатость, зависящие от вида исходногосырья, из которого выработан спирт, и т.д.
Вкус и аромат должны быть гармоничными, приятными, безжгучего вкуса и запаха спирта, посторонних привкуса и запаха, таких как запахрезины, керосина, металлический привкус от емкостей с поврежденным покрытием,посторонний вкус и запах в результате производства водки на плохо обработанномоборудовании.
Физико-химические показатели
Физико-химическими методами оценивают полноту налива,массовую долю спирта, сахара, вредных примесей и другие показатели в соответствиис действующими ГОСТ.
Полнота налива оценивается с помощью мерной лабораторной по суды. Поочереди определяют объем каждой из 20 бутылок. За окончательный результатпринимают округленное до первого десятичного знака среднее арифметическоерезультатов измерений в каждой из 20 бутылок.
Крепость — измеряют концентрацию этилового спирта ареометром дляспирта в водно-спиртовом растворе, полученном после предварительной перегонкиводки.
Щелочность (объем соляной кислоты концентрацией 0,1 моль/дм израсходованныйна титрование 100 см водки) — применяют химический метод, основанный наопределении объема соляной кислоты концентрацией 0,1 моль/дм израсходованногона титрование 100 см водки, и потенциометрический, при котором устанавливаютточки нейтрализации анализируемой водки с применением слабого раствора солянойкислоты.
Массовая концентрация альдегидов — определяют путем реакцииприсутствующих в водке альдегидов с фуксинсернистым реактивом.
Массовая концентрация сивушного масла. Устанавливают при реакции высшихспиртов с раствором салицилового альдегида в присутствии серной кислоты.
Массовая концентрация сложных эфиров. Сложные эфиры определяюттитрометрически, путем омыления их щелочью после предварительной нейтрализациисодержащихся в водке кислот.
Подлинность и показатели безопасности определяются по ГОСТ Р 51786—2001«Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохроматографический методопределения подлинности».
Массовая концентрация общего экстракта определяется пикнометрическим илирефрактометрическим методами.
Массовая концентрация сахара определяется методом прямоготитрования раствора окислителя (раствор Фелинга) раствором сахара с известнойконцентрацией до полного восстановления окисной меди в закисную. Этот методнаиболее точный, его используют и в качестве арбитражного.
Массовая концентрация кислот определяется ацидометрическим
методом (по индикатору бромтимоловому синему илифенолфталеину) или используют электрометрическое титрование.
Для розничной торговли спирт, водку и разливают в бутылки изобесцвеченного, полубелого или зеленого стекла различной вместимости, а такжефигурные бутылки, стеклянные, хрустальные, фарфоровые и керамические графины.
Хранят водку в сухих, хорошо вентилируемых помещениях приоптимальной температуре 10- 20 °С и влажности воздуха не более 85%.
Гарантийный срок хранения водки 12 месяцев.
Упаковка водки
Упаковка водки – это упаковочное изделие, предназначенное длязащиты от боя бутылок водки и других винно-водочных изделий во времятранспортировки. Стеклянная тара является хрупкой продукцией подверженная боюво время транспортировки и многочисленных разгрузок. Для обеспечениябезопасности стеклянной тары и ее содержимого используется картонная упаковкаводки, выполненная из гофрированного картона самых прочных марок. Обычно дляэтой цели используют трехслойный гофрокартон марки Т-23 и Т-24. Кроме этогокоробка водки обладает дополнительной защитой благодаря профилю гофрированногокартона, то есть высоте гофры промежуточного слоя гофролиста. Обычно для этойцели подбирают профиль «С» — он хорошо гасит удары во времяпогрузо-разгрузочных работ и лучше переживает штабелирование в несколько рядов.Для усиления дна коробки под водку используют донные прокладки или вкладыши.
Для нанесения маркировки и обозначений на коробки под водкуиспользуют флексопечать. Обычно картонная тара для водки хорошо раскрученныхмарок содержит печать до 3-х и 4-х цветов как дополнительную защиту отподделок, так как дорогостоящие 3-х и 4-х цветные печатные машины флексопечативстречаются только у ограниченного количества производителей гофротары. Хотячасто встречаются и исключения, как например, коробка водки «Журавли» или«Кристалл» — тут печать ограничивается одним цветом. В данном случае имеетместо экономическая составляющая, так как упаковка водки, выполненная в одинцвет, отличается низкой ценой и большей возможностью выбора оптимального поцене поставщика среди небольших фирм.
На этикетке водки присутствует несколько видов информации:
– наименование продукта,
– объем,
– крепость,
– гост,
– срок хранения,
– описание продукта,
– наименование и адрес завода изготовителя,
– штрих-код.
На бутылке также должна присутствовать акцизная марка.
Маркировка водки
Художественно оформленная этикеткасодержит строго определенную информацию, которая позволяет многое узнать осодержащемся напитке. Прежде всего это наименование водки на русском языке.
Правда, в последние годы отдельныероссийские производители стали грешить, размещая русское по духу название наиностранный манер (водка «Peter The Great», например). Спрашивается,зачем?
По названиям новых водок можно судитьо степени требовательности к себе многих производителей. Если такие названияводок как Евпатий Коловрат, Касимовская невеста, еще можно как-то объяснитьчувством местного патриотизма, то такие как Осторожно, ГАИ!, Огненная вода,Батька Махно, На перекате, Улыбка Джоконды, Татьянин день представляются нам,мягко говоря, неоправданными ни с какой точки зрения.
Более того, названия некоторых водоксвидетельствует о явно низкой культуре их создателей (например, Дикий мужик,Хреновина .
Водочная этикетка также содержитсведения об организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель; овместимости бутылки в дм3 (л); о стандарте на данную продукцию.
Что же касается номера бригады и датырозлива, то эти данные проставляют компостером или штампом на оборотной сторонеэтикетки.
Очень важный показатель — крепостьводки.
Существует правило, согласно которомусодержание спирта в алкогольном напитке должно в обязательном порядкеуказываться на бутылочной этикетке.
В России и в СССР традиционносодержание спирта выражалось в градусах и обозначалось цифрой с маленькимкружочком вверху: 40°, 45°.
Однако в 70-е годы получилораспространение нетрадиционное выражение в процентах, которое было бездумнозаимствовано у ряда зарубежных стран. В самом деле: указание на процент (%) неявляется оправданным, так как не указывает, от чего исчисляется этот процент — от веса или от объема. В то же время в нашей стране был отработан четкийпорядок обозначения содержания алкоголя в напитке: при исчислении весовыхпроцентов указывалось количество градусов — 40°, 35° и так далее.
При исчислении же объемных процентовобозначение на этикетках следующее: «крепость 18-20% об.» или«спирт 16% об.».
На некоторых этикетках крепкихалкогольных напитков в настоящее время можно увидеть двойное обозначениекрепости водки и виски, например: Московская особая водка 40% об. (70° Br.Proof). Это вызвано тем, что на Западе не учитывают факта концентрации (сжатия)спирта и исчисляют крепость алкогольных напитков на основе вносимых в купажкомпонентов, а не указывают реальную крепость напитка. Таким образом, сейчас наэтикетках иногда указывается наряду с русской системой определения крепости алкогольногонапитка старая, «завышенная» система, которая и обозначается вскобках.
С научной точки зрения,«градусом» крепости считают одну сотую (0,01) часть безводного (100%)спирта. В Англии спирт измеряют объемом, как обыкновенную воду. Но не объемомбезводного (100%) спирта, а объемом так называемого «пробного, илипрактического спирта», обозначаемого Proof, в единице которого лишь 57,3объема безводного спирта.
Самым правильным являетсяменделеевское обозначение крепости алкоголя: это точная оценка количестваалкоголя в напитке по весу. Английское же обозначение учитывает лишьтехническую ступень дистилляции спирта, послужившего сырьем для получения водкиили виски, но ничего не говорит о том, что мы на самом деле потребляем, так какупускает сложнейшие биохимические и физические превращения, происходящие соспиртом при контракции.
Срок хранения
Обычно считается, что водка имеетнеограниченный срок хранения. Это не совсем так. При длительной выдержке водкипроисходит увеличение щелочности напитка и может появиться осадок, ухудшающийвкус напитка. Согласно действующему ГОСТу, срок хранения водки определен в 12месяцев, а поставляемой на экспорт – 5 лет.
В принципе, если водкадоброкачественная, то она может храниться не менее десяти лет, так как спирт,на основе которого она изготовлена, практически не может испортиться.
При длительном хранении водкаиспаряется даже через неоткрытый колпачок.
Контроль качества
Контроль качества и безопасностипроизводится хроматографическим методом, а также путём дегустации.
Взаимосвязь фирм Узбекистана сфирмами импортерами
Для полного удовлетворенияпотребностей внутреннего рынка достаточно не более 30%, остальное вывозится запределы республики. Поэтому завоевание внешних рынков сбыта продукции являетсястратегической задачей развития отрасли.
Экспортный ассортимент предприятийотрасли представлен следующими видами продукции: концентрированный виноградныйсок, виноматериалы в ассортименте, коньяк, коньячный, этиловый и пищевой спирт.
Общая динамика экспорта продукциипредприятий компании «Узвинпром-холдинг» за период с 1999-2005 г.г. и по видам продукции приведена в Приложении.
По данным Государственноготаможенного комитета Республики Узбекистан, объем экспорта предприятий холдингав 2005 году составил 4 286 тыс. долл. США, из которых 1,3 млн. дал винавиноградного и виноматериалов на сумму 2,5 млн. долларов США, 33,2 тыс. далконьячного спирта на сумму 506 тыс.долл. США и 242 тыс.дал этилового спирта насумму 1341 тыс. долл. США.
Основными странами импортерами виннойпродукции республики явились Российская Федерация, Республики Кыргызстан и Казахстан.
В 2005 году в Российскую Федерациюбыло экспортировано 1,125 млн.дал винодельческой продукции на сумму 2,3млн.долларов США или 58% от общего объема экспорта продукции холдинга.
Отличительной чертой узбекскойэкспортной продукции на внешних рынках является — натуральность продукции, бездобавления красителей, ароматизаторов и др. компонентов.
Компанией «Узвинпром-холдинг» принимаютсямеры по внедрению на предприятиях систем управления качеством по международнымстандартам. В целях внедрения указанных систем, совместно с Агентством «Узстандарт»разработан поэтапный план подготовки к разработке, внедрению и сертификациисистем качества, в разрезе каждого предприятия. На сегодняшний день завершенпервый подготовительный этап. На предприятиях холдинга были проведены выездныесеминары и курсы, подготовлены и обучены специалисты по подготовке документациисистемы менеджмента качества в соответствии с требованиями международныхстандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., а также подготовлены внутренниеаудиторы из числа специалистов предприятий, для проведения внутренних проверок.
Компанией «Узвинпром-холдинг»постоянно ведется работа по установлению и развитию торгово-экономическихсвязей с различными странами мира.
Холдинговая компания «Узвинпром-холдинг»
Предприятия по производствуалкогольной продукции полностью обеспечивают потребности республики в винно-водочнойпродукции.
В 2009 году произведены винавиноградного 3399 тыс.дал, водки и ликероводочных изделий 11052 тыс.дал,коньяка 36 тыс. дал, шампанского 2537 тыс.бут. и спирта пищевого 4928 тыс. дал.
На сегодняшний день предприятиямивинодельческой отрасли холдинговой компании вырабатывается большой ассортиментпродукции: 21 вид шампанских и газированных вин, 24 вида коньяков, 470 видовликероводочных изделий и 163 наименования крепленных, сухих, марочных и десертныхвин. Основной производственный потенциал винодельческих предприятий позволяетпереработку до 250 тыс. тонн винограда на виноделие, производство 15 млн. далвиноматериалов и виноградных вин, 9 млн. дал ликероводочных изделий, 10 млн.бутылок игристых и шампанских вин, 150 тыс. дал коньяка-бренди в год.
За последние 5 лет предприятиямивинно-водочной промышленности освоены 328 новых видов алкогольной продукции:такие как водки «Камхар», «Махсус»,«Эксклюзивная», «Ржаная», «Штоф» и«Оригинальная»; вина «Маргарита», «КораМарварид», «Ветка Сакуры», «Шарк Гузали»,«Чио-Чио-Сан», «Кизил мусаллас» и полусухое «Мускатное»и другие.
В настоящее время компанией совместнос агентством «Узстандарт» по поэтапному плану предприятий ведётся работа повнедрению системы менеджмента качества и сертификации в соответствии смеждународными стандартами.
Акционерная компания «Узспиртсаноат»— в состав которого входят ОАО «Андижон-Биокимё», ОАО «Янгиюль-Биокимё», ОАО «Коканд-спирт»,ОАО «Тошкентвино» и АО «Бектемир-спирт».
Основные задачи компании —осуществление маркетинговых исследований во внутренних и внешних рынкахспиртовой продукции, на основе анализа и расчёта потребностей обеспечитьустойчивое производство высококачественной и конкурентоспособной продукции,расширение экспортного потенциала.
Производство пищевого спиртаосуществляется Андижанским, Кокандским, Янгиюльским и Бектемирским спиртовымизаводами.
В целях улучшения качества иповышения конкурентоспособности, в истекшем году освоено производство спирта«Экстра» и «Люкс» на Бектемирском опытно-экспериментальном заводе.
Специализированные оптовые базы«Шаробсавдо»
По холдинговой компании функционируют83 специализированные оптовые базы и в их состав входят 560 фирменныхмагазинов. Создание специализированной сети оптовой и розничной торговлиспособствовали в 2009 году доведению объема товарооборота до 467,1 млрд. сумпротив 1,5 млрд. сум в 1999 году.
В целях удовлетворенияпокупательского спроса постоянно проводятся выставки, ярмарки и мероприятия порекламированию выпускаемой продукции.
Вкус водки
Очевидно, вкус водки, точнее,различия этого вкуса определяются в первую очередь видом и количествомконкретных примесей (кроме этанола и воды) в различных видах или образцах водки(также отчасти её крепостью). Утверждают, что примеси отвечают за основную частьвкуса, что неточно определяется словами «горький вкус» или «жгучий вкус» уразных сортов водки; это подтверждается тем, что сорта, состоящие из более чистогоспирта и воды по крайней мере гораздо менее горьки (почти «как вода»). Такимобразом, в заметной мере мягкий вкус водки является критерием её чистоты (хотясуществуют и примеси, так или иначе маскирующие горечь).
Фраза «вкус водки» или «дегустацияводки» встречается в рекламе (да и в досужих разговорах), рецептахприготовления, а также в бытовых разговорах:
Есть ли у водки вкус или одна горечь?Утверждающие, что у водки есть особый вкус, часто говорят, что у каждойконкретной водки есть свой особый вкус или, точнее, привкус.
Вкус проявляется в виде остаточногоощущения во рту непосредственно после выпитой рюмки. Например, одну издегустаций описывают так: «Дегустация подтвердила, что водки разнятся по запахуи вкусу, а также другим ощущениям, которые они вызывают: скажем, обжигают языкили наоборот проглатываются легко, „словно масло“».
Вкус в сочетании с закусками. Водку,как правило, закусывают. Закуски могут быть холодными (например, огурец илигрибы) и горячими (например, описанные Булгаковым в «Собачьем сердце»).Закускам посвящены отдельные разделы в меню ресторанов и кулинарных книгах.Также водку запивают (натуральными соками или компотами, а также газированныминапитками различной степени качества, рассолами, пивом).
Объем продаж и производства в XXIвеке
Конвейер по розливу водки.
Ежегодно в мире производится ипродается более 4,6 млрд литров водки на сумму не менее 50 млрд. USD. На этотнапиток приходится примерно 20 % глобальных расходов на крепкий алкоголь(помимо водки к этой категории напитков международная статистика относит коньяки бренди, виски, ром, джин, текилу, ликёры, абсент, исключаются все виды вина ипива).
В денежном выражении, крупнейшимрынком водки является США. Россия занимает второе место. Это обусловленосущественно более высоким уровнем цен на крепкие спиртные напитки в СоединённыхШтатах, а также тем, что в рейтингах не учитывается нелегально произведённаяпродукция, самогон.
Разновидности водки
Самой дорогой водкой в мире является«Diva», приготовленная шотландскими мастерами с соблюдением всех мыслимых инемыслимых правил. Она фильтруется через уголь северной березы, а для полнойочистки — сквозь песок и крошку бриллиантов и других драгоценных камней.Стандартная бутыль украшается кубическими цирконами, однако по желанию заказчикаони могут быть заменены на любые другие самоцветы. В зависимости от стоимостиукрашений варьируется и цена бутылки — от стандартных 400 до 1000 долларов.
Заключение
Как следует из моей курсовой работы секрет качества водкикроется прежде всего в качестве используемого сырья: зернового спирта,изготовленного из отборных сортов пшеницы и ржи, и живой, мягкой природнойводы. К тому же, чем сложнее процесс очистки спиртов, воды и водно-спиртовойсмеси, чем лучше смягчители, тем, в конечном итоге, выше качество напитка.Понятно, что чем больше примесей, тем заметней становится тот неприятный сивушныйзапах, с которым долго боролись первые российские винокуры. Кроме степениочистки, большую роль в качестве спирта играет сырье, из которого он былпроизведен. Существенное влияние на смягчение резкого вкуса и спиртового запахаводки оказывает очистка спиртово-водной смеси. Для этого применяются различныеметоды, самый известный из которых — фильтрация смеси через древесныйактивированный уголь. Одним словом, сделать хорошую водку — дело достаточносложное, поэтому гарантией качества водки для покупателя сегодня бесспорноявляется честность и репутация производителя. «Секрет успеха той или иноймарки водки у потребителя заключается в умении сделать напиток вкусным,стабильным, грамотно его распространять и поддерживать имидж, — считает ДаниилМатюхин, директор петербургского филиала компании „Руст Инк.“,- Еслихотя бы один из компонентов нестабилен, популярность марки сразу падает.Покупатель должен знать, что он может всегда рассчитывать на определенныйпродукт, это дает ему ощущение безопасности».
Список используемой литературы
1. Герасимова В.А., Белокурова Е.С., Вытовтов А.А. «Товароведениеи экспертиза вкусовых товаров».
2. «Книга о водке». / Сост. Ю.Г. Иванов.
3. Похлебкин В.В. «История водки».
4. Жигалов А.А., Хануков Э.Р. «Тенденции изменения нарынке алкогольной продукции. Пиво и напитки».
5. Коваленко А.П. «Самогон и водка: технология ирецепты». – М. Рольф.
6. ФЗ « О качестве и безопасности пищевых продуктов»,№ 29-ФЗ
от 02.01.2000 г.
7. Похлёбкин В.В. «История водки».
8. «Спиртные напитки и пиво».Новинки рынка.2004.
9. www.google.ru
10. aboutcompany.ru
11. dvinaland.ru
12. www.norma.uz
13. ru.wikipedia.org
14. uzpromvin.uz
15. Ислам Каримов «Узбекистан по пути углубленияэкономических реформ» Тошкент – Узбекистон 1995 год
16. Ислам Каримов «Узбекистан на пороге XXI века». Тошкент – «Узбекистон» 1997 год.
Приложение
На рынке в небольшом количестве присутствуют национальныевиды водок зарубежных стран
Национальные виды водокСтрана Наименование водки Основное сырье для получения спирта Грузия Чача (виноградная)
виноград Венгрия, Словения, Румыния, Югославия Сливовица (сливовая)
чернослив Индонезия Бамбузе (бамбуковая)
зерна бамбука Китай Майотай (рисовая)
рис, рисовый солод, дробленое зерно Израиль Пейсах
изюм Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань Кизлярка
яблоки, груши, сливы, абрикосы и других фруктов Франция Кальвадос
хорошо сохранившихся неперезрелых яблок Мексика
Текилла (кактусовая)
Пульке (кактусовая)
кактусы Азербайджан, Армения Тутовка
ягоды белого и черного тута Калмыкия и Бурятия Арька
Кумыс, закисшее молоко Турция Араки (финиковая)
финики Япония Сакэ (рисовая)
рис, рисовый солод