Реферат по предмету "Государство и право"


Экология человека

1 . Экология человека 1. Основные модели и понятия Активное освоение экстремальных по условиям жизни людей районов , усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой во внерабочее время резко обострили интерес к изучению влияния окружающей среды на практически здорового человека , к вопросам управления окружающей средой . Возникла потребность в разработке моделей и системы понятий экологии

человека . В этот процесс включаются медицина , география , биология , общественные науки. 1.1.1 . Эволюция модели медицинской географии В центре внимания всегда в той или иной форме стоял вопрос о связи человека ( и главным образом его состояние здоровья ил нездоровья ) с окружающей средой . В 20 – 30 –х годах ( первый этап ) развитие медицинской географии, тесно связанное с идеями , развиваемыми в краевой , а затем географической патологии , опиралось на модель , основными блоками которой были

люди ( население ) , характеризующиеся определенным состоянием здоровья. Предметом ее выступали разнообразные медико – биологические явления .Так называли различные проявления как здоровья , так и нездоровья населения. Главной задачей было изучение закономерностей варьирования их по территории. В 40 – 50 – х годах ( второй этап ) углубленное изучение причин и условий возникновения эндемичных

болезней привело к трансформации предмета медицинской географии .Начали закладываться представления о том , что предметом ее изучения должны быть объекты внешнего по отношению к человеку мира . Исследования стали опираться на модель , основными блоками которой были главным образом . Начало третьего этапа мы относим к 50 –60 - м годам и связываем его с всеобщей экологизацией науки . С этого времени медицинская география стала постепенно превращаться в науку о свойствах окружающей

человека среды в полном смысле этого слова. Обращалось внимание на то , что объяснение состояния здоровья человека только свойствам внешних по отношению к нему географических объектов было бы оправданным в том случае , если бы человек существовал в природе пассивно .На самом же деле он находится в активных связях и отношениях с природой. Поэтому природные предпосылки болезней и патологических состояний ( впрочем , так же ,как и стимуляторы

здоровья ) при некоторых видах связей и отношений человека с природой реализуются в полной мере , при других бывают существенно ослаблены , а при третьих, наоборот , значительно усиливаются. 2. Модель антропоэкологической системы В начале 70 – х годов было высказано положение о необходимости введения в состав модели различных уровней рассмотрения «человека» как по биологическим , мок и по социально – экономическим параметрам. Подчеркивалось , что рассматриваться должен не только больное , но и здоровый

человек. Отмечалась необходимость введения в состав окружающей человека среды природной и социально – экономической составляющих. Указывалось ,что все связи и отношения в модели замыкаются на человеке. Обращалось внимание на значение показателя здоровья человека как важнейшей характеристики окружающей его среды . Таким образом , впервые были охарактеризованы важные составляющие антропоэкологической системы. Известно , что большинство экосистем , в которых центральным элементом выступает биота , относится

к классу самоорганизующихся. Такая логика была заложена и в моделях первого ,второго и начала третьего периодов. Но позже , когда уже ясен стал тезис о роли вправления , показ активного начала ,регулирующего и направляющего развитие ТАЭС ,согласно заданным обществом целям ими управляет ( или по крайней мере может управлять ) . ТАЭС – это одновременно и управляемая и самоорганизующаяся система. Рис 1 Модель объекта медицинской географии в 80- х годах ( третий этап ) 1 – система , выступающая

в роли объекта науки: А – управляемая часть . Б – управляющая часть ; 2 – орган управления ; 3- человек ( население ) ; территориальный тип среды : 4 – природный , 5 – хозяйственно – бытовой , 6- социальный ; блок переработки информации о состоянии и поведении управляемой части системы в критерии ее функционирования : 7 - медико – биологический , 8 – социальный , 9- экономический ;

10 – блок соотнесения критериев функционирования системы с целевыми функциями и определение тенденций ее развития ( варианты ) ; 11- блок разработки мероприятий , необходимых для регулирования и изменения тенденций развития системы в соответствии с ее целевыми функциями ( варианты ) ; 12- блок принятия решений ( варианты ) ; 13 – связи в управляемой части системы ; 14- изменение состояния системы во времени ; 15- информация о состоянии и поведении системы ;

16 – связи в управляющей части системы ; 17 – команды управления ; 18 – внешние связи в системе Базовая модель ТАЭС имеет вид , показанный на рисунке 1. В ней были выделены две части : управляемая ( А ) и управляющая ( Б ) . Для управляемой части характерна самоорганизация , которая обеспечивается прежде всего процессами адаптации , существующими между всеми ее звеньями : : человеком ( №3) и средой ( 4 – 6 ) , между отдельными

типами среды ( 4-6 ) и т.д. Информация о состоянии и поведении управляемой части системы поступает в орган управления ( 2 ). Однако ,чтобы эта информация могла быть использован для целей управления ,т.е. для поддержания системы в данном состоянии ,возвращения ее в некоторое предыдущее состояние , считавшееся «нормальным» , переводы ее в другое , «более благоприятное состояние , информация эта должна получить предварительную специальную оценку. Оценка , естественно , может учитывать разные аспекты : медико –

биологический , социальный , экономический .Эти различные виды оценки могут формировать критерии эффективности функционирования системы ( 7-9 ). В ходе развертывания исследований по проблеме «Человек – окружающая среда» было отмечено , что представление об антропоэкосистеме ( а в территориальном преломлении – территориальной антропоэкоситеме ) имеет общенаучное содержание и может широка использоваться в качестве базовой модели при решении широкого класса задач экологии человека.

1.1.3.Формирование системы понятий В становлении экологии человека как научного направления активно участвуют общественные , медико – биологические и географические науки. Естественно ,что каждая из них опирается на свой набор понятий. Однако постепенно , даже в размытом виде эти понятия ,вступая в контакт друг с другом , приобретают новое значение. На наших глазах начинает складываться понятийно-терминологическая база экологии человека.

К понятиям , которые введены для характеристики блоков управляемой части системы ,относятся в первую очередь «человек» ( население ) и «среда» ( см. рис. 1) Человек –индивид , группа ( по полу и возрасту ) , конституциональный тип ,раса ,человечество ; а иерархическая группа ,выделенная по социальному признаку , терминами : человек – социальная личность , семья , группа населения , класс , общество, человечество.

В свою очередь , «среда» , или , правильнее , окружающая человека среда – обобщающее понятие , относящееся к условиям жизни человека (населения). Эти условия определяются совокупностью явлений , имеющих самое различное происхождение и характер :природных , технических ,социальных , экономических ( см. рис. 1, 4 – б) Представление о специфической связи в антропоэкологической системе точнее всего отражает обобщающее понятие «адаптация» . При этом под адаптацией понимается постоянно развивающиеся в пространстве

и во времени внутрисистемные процессы приведения в соответствие частей и блоков ТАЭС. Именно из строгой соотносительности понятий экологии человека вытекает логика превращения информации о жизни и деятельности человека ( населения ) в критерии функционирования ( территориальной антропоэкологической системы ) или критерии эффективности . Если в качестве примера использовать информацию о состоянии здоровья человека ( населения ) , эта логика превращения выглядит примерно следующим образом :

1. При оптимально развивающихся связях и отношения в ТАЭС здоровье человека ( населения ) стремится к «норме» , т.е. человек полноценно выполняет свои биосоциальные функции , среда воспринимается и оценивается им как здоровая , или комфортная ( имеется в виду восприятие и оценка , исходящие не только от самого населения , но и от органов управления ) . 2. При неблагоприятно развивающихся связях и отношениях в

ТАЭС появляются отклонения в состоянии здоровья человека ( населения ) от нормы, выражающиеся в форме болезней и невыполнении или затрудненном выполнении некоторых из биосоциальных функций, среда воспринимается и оценивается человеком как нездоровая , или дискомфортная. 3. При невозможности развивать связи и отношения меду человеком ( населением ) и окружающей его средой без специальных систем жизнеобеспечения из - за возникновения нарушений в состоянии его здоровья ,имеющих

необратимый характер , среда воспринимается и оценивается как абсолютно экстремальная. В непосредственной связи с функциями систем в моделях используются разные критерии их эффективности . Одним из наиболее общезначимых является социально – трудовой потенциал населения .При этом имеется в виду возможность его воспроизводства и расширения. 1.2. Проблема и перспективы 1.2.1. Постановка проблем

Современный период в эволюции Земли характеризуется масштабами , интенсивно растущим взаимодействием социально – исторических и естественно – природных факторов . Воздействие научно – технических революций , которое обозначалось В.И. Вернадским как «взрывы научного мышления» , приводит к глобальной перестройке биосферы и вызывает далека идущие экологические последствия .Именно поэтому экологические проблемы включаются в число важнейших

глобальных проблем современности. Регионы планеты претерпевают различную производственно – хозяйственную дифференцировку. Это связано с получение природных ресурсов . Наряду с этим стремительно растет урбанизация. Миграционные потоки людей , изменения экологических условий их жизнедеятельности , вызванные преобразованием биосферы , ведет и к определенным изменениям человеческого здоровья (индивидуального и популяционного) .

Адаптация к меняющимся экологическим условиям вызывает появление специфических форм напряжения здоровья , выражающихся в растущей затрате психических и физических резервов организма на предотвращение патологических процессов Необходимость единого фронта исследований по данной комплексной проблеме определяет появление нового междисциплинарного научного направления – экологии человека . Эта синтезирующая наука изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой , проблемы

развития «качества» народонаселения , сохранения и развития здоровья , совершенствования психофизических возможностей человека . Фундаментальное направление экологии человека состоит в изучении закономерностей сохранения и развития здоровья населения , участвующего в производственно – экономическом целевом освоении регионов Земли , прежде мало охваченных деятельностью человека и , как правило, экстремальных по экологическим условиям. Основные направления экологии человека строятся в соответствии с социально-целевым принципом

, из которого вытекает , что объективное содержание этой науки есть изучение взаимодействия человека и космопланетарной среды , направленное на благо человека. 1.2.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере Несомненно , что особое место в теоретическом аппарате экологии человека принадлежит обобщающему естественнонаучному учению В.И. Вернадского о боисфере и ноосфере . Выдающееся значение этого учения состоит в том что развитие

жизни на Земле рассматривалось ученым – энциклопедистом как космопланетарный процесс , идущий в неразрывном единстве с планетными и космическими процессами. При этом сама жизнь определялась как особый , единый монолит живого вещество , как совокупность всех живых организмов на поверхности планеты , по которой эти организмы распространяются , преобразуя ее и создавая особую организованность . Вся область распространения живых организмов на планете определялась

В.И. Вернадским как биосфера , как особое вместилище единого монолита жизни. Выделим лишь следующее фундаментальное положение учения В.И. Вернадского . Речь идет о двух сформулированных ученым биогеохимических принципах , которые имеют основополагающее значение при рассмотрении развития биосферы в целом как особого космопланетарного явления .Первый биогеохимический принцип гласит , что геохимическая энергия живого вещества в биосфере (включая

человечество как высшее , наделенное разумом , проявление живого вещества) стремится к максимальному проявлению. Второй биогеохимический принцип гласит , что в ходе эволюции видов выживают организмы ( отдельности живого вещества ) , которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию. Органическим продолжением учения о биосфере является анализ ученым того , как социальная деятельность человека , особенно в связи с достижениями научной мысли ,выступает в истории планеты в качестве нового

,непрерывно растущего по мощи геологического фактора. Впоследствии это выкристаллизовалось в виде учения В.И. Вернадского о ноосфере. Под ноосферой следует понимать планетарное космическое пространство , которое преобразуется и управляется человеческим разумом , гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества. Ноосфера – это единая система : человечество-производство - природа , развивающаяся на

основе новых социальных законов в интересах настоящего и будущего человечества. Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека , роста производительности общественного труда , рационального природопользования , сохранения и развития здоровья населения. По мере формирования ноосферы человечество весе менее зависит непосредственно от природных факторов. Грандиозные архитектурные комплексы , создающие искусственную среду обитания , транспорт ,

основанный на современной технологии и энергоообеспечении , синтетическая одежда , синтез полимеров , достижения современной медицины по созданию аппаратуры для проживания в экстремальных и непригодных для земной жизни средах, создание искусственных аналогов органов тела успехи генной инженерии , развитие биотехнологии для удовлетворения различных потребностей ( культивирование биомассы микроорганизмов в целях питания , проведение очистных мероприятий и т.д. ) , а также многие другие достижения

НТР – все это может рассматриваться как последовательные события одной направленности , одной диалектической закономерности : изменения взаимодействия общества и природы. 1.2.3. Некоторые особенности ноосферогеноза Ноосферогеноз , как превращение биосферы в ноосферу выражает социально – исторический и естественно – природные законы в их взаимодействии , диалектику взаимоотношений живого и косного вещества. При этом человечество может рассматриваться как особая часть живого вещества

, организованная на основе социально – исторических законов. По мере развития современного знания , включая экологию человека и космическую антропоэкологию , становится все более очевидным , что в первоначальном виде ноосферогеноз начинает осуществляться с появлением в биосфере разумной формы ( отдельности , по В.И. Вернадскому ) живого вещества , т.е. социально – биологического социально - природного вида Homo sapiens . В настоящее время ноосферогенез осуществляется достаточно

противоречивым , несовершенным образом . Социум (особенно в связи с существованием капиталистической общественной системы ) , планетарная природная среда , околоземный космос имеют компоненты , которые являются эпицентрами противоречий ïî значительным разрушительным потенциалом . Устранение современных противоречей ноосферогенеза предполагает в качестве необходимой предпосылки социальную реорганизацию человечества , создание нового уровня организованности биосферы в целом , максимально

отвечающего социальной реорганизации , развитие психобиологической природы самого человека а также , переустройство космопланетарной среды в широком смысле ( ноокосмогенез ). В соответствии с этим могут быть выделены ( в значительной мере ) некоторые стадии ноосферогенеза. Стадия 1 . Она имеет подготовительный характер и берет начало в современном историческом периоде . Здесь имеет место значительная противоречивость , разнонаправленность многих социально – исторических

процессов ( борьба прогресса и регресса ) , противоречивые взаимоотношения определенных общественных процессов с космопланетарной средой . Стадия 2 . Следует полагать , что стадия 1 завершится реорганизация человечества на основе наиболее прогрессивных социальных законов . Эта предпосылка создает возможности для переустройства планетарной и прилегающей космической среды на основе оптимальных сочетаний социально – исторических и естественно – природных законов.

Стадия 3 . Развитие научного знания и совершенствования технологических и энергетических возможностей в более отдаленной перспективе приведет , вероятно , к максимальной реализации автотрофности человечества , освобождению его от зависимости от ресурсов биосферы , к освоению дальнего космоса , а также к максимально возможной саморегуляции и развитию психической и физической природы людей. 1.2.4. Функции здоровья и социльно – трудовой потенциал населения

Ключевым звеном в рамках этого объекта служит человеческое здоровье как явление , определяемое взаимодействием фундаментальных социально – исторических и естественно - природных процессов на Земле . Человеческое здоровье следует рассматривать как один из главных , интегральных показателей преобразований , происходящих в современную эпоху. В то же время оно есть первостепенной важности объект управления в обществе, руководствующемся наиболее прогрессивными социальными законами.

Необходимо подчеркнуть то важное обстоятельство , что здоровье изучается на индивидуальном и популяционном уровнях. Под здоровьем индивида понимается динамическое состояние ( процесс ) сохранения и развития его психофизиологических функций , оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни .Под здоровьем популяции понимается процесс социально – исторического развития биологической и психосоциальной жизнеспособности населения , проживающего на определенной территории

, в ряду поколений повышения его трудоспособности и производительности коллективного труда , роста экологического доминирования совершенствования вида Homo sapiens . С позиции экологии человека комплексное видение феномена здоровья человеческой популяция рассматривается как самоорганизованная на основе социальных законов целостность ( система ) во взаимодействии с задающей ее целостность социально – производственной средой и природной средой , обеспечивающими жизнедеятельность

популяций в отдельных регионах и биосфере в целом в ее антропогенной динамике . Иными словами , исследование здоровья популяции , его сохранения и развития во взаимодействии социльно – исторических и естественно – природных процессов требует анализа основных функций , которые обеспечивают здоровую жизнедеятельность самоорганизованной популяции . Назовем такие основные функции целевыми функциями здоровья популяции .

Оценка здоровья населения ( популяций ) в настоящее время строится на основе широкого теоретико-социологического и естественнонаучного видения проблемы , которому следует и экология человека. Выделяется совокупность общественных социально – исторических и естественно – природных показателей здоровья популяции , в которую как обязательные элементы входят медицинские и социально – гигиенические показатели. Затраты здоровья популяции в процессах общественно – трудовой деятельности должны обеспечивать

поддержание и воспроизводство его состояния не ниже некоторых пределов , за которыми происходит уменьшение возможностей осуществления основных социально – экономических целей общественной системы . Задачи развитого социалистического общества в настоящее время и мирового сообщества как целого в будущем как раз состоят в развитии здоровья ( количество и качество ) общества , его социально – трудового потенциала в ближайшей и отдаленной перспективе. Имеющиеся к настоящему времени результаты в области экологии человека

позволяют сформулировать в соответствии с понятием здоровья популяции основные функции здоровья, сочетание которых определяет качественные и количественные характеристики данного социально-природного явления в целом. Функция 1 – величина конкретного живого труда ( психофизиологические затраты ) , реализуемая в процессе общественно – трудовой деятельности . Эта величина включает соотношения стереотипных ( репродуктивных ) и творческих , эвристических компоненты труда , которые социально обусловлены .

Увеличение компоненты творческого труда гарантирует ( при прочных равных условиях ) социально – биологическое сохранение и развитие здоровья членов популяции и индивидуальной продолжительности их активной жизни. Функция 2 сводится в процессу воспитания ,обучения и развития каждого члена популяции. Очевидно , что здоровье популяции в целом без этой функции поддерживаться не может. Наибольшее значение для реализации функции имеют институты воспитания и обучения , адекватные индивидуальным

генофенотипическим качествам, т.е. максимальной реализации индивидуальных задатков , дарований талантов. Функция 3 - это функция воспроизводства популяции . С ней связаны институт семьи , количество и качество потомства . Специализированные показатели , которые можно связать с этой функцией , разрабатываются генетикой человека , демографией , медициной и т.д. С точки зрения экологии человека оптимизация этой функции , вероятно

, позволит осуществить более эффективные подходы к демографическому регулированию, разработке идей эколого – демографического проектирования управления . Т.о рассмотренные выше три функции здоровья популяции , их сочетание составляют важнейшую сторону жизнедеятельности популяции , необходимое условие их полноценного участия в общественном труде . Для реализации каждой из этих функций на конкретном историческом этапе общественная система расходует часть совокупного социального времени.

На основе введения представлений о функциях здоровья может быть проанализирован ряж важных в научно – практическом отношении проблем, например проблема трудового потенциала , активно разрабатываемая в настоящее время в политэкономических исследованиях. Данная проблема при освещении с позиций экологии человека может быть обозначена как социально - трудовой потенциал ( СТП) населения. СТП населения следует рассматривать как способ организации жизнедеятельности

популяции , при котором осуществление различных естественно – природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяции создает оптимальные условия для социально полезной обшественно – трудовой деятельности индивидов и групп населения. В природном аспекте они выражают закономерности , соответствующие оптимальным вариантам перестройки биосферы в ноосферу. Движение в этом новом понятийном горизонте, осуществляемое в соответствии с задачами развития экологии

человека , сохраняет прочную преемственность с проблемами, разрабатываемыми ранее в общественных науках и естествознании. Следует подчеркнуть ,что проблемы сбалансированности психофизиологических затрат живого труда ( и двух других функций здоровья ),определяющих состояние СТП , имеют очень важное научно – практическое значение в связи с освоением новых территорий ( например , таких регионов , экстремальных по экологическим условиям , но богатых природными ресурсами , как

Север и др. ) Необходима большая работа по изучению функций здоровья и состояния социально – трудового потенциала на вновь осваиваемых территориях. Т.О требуются : дельнейшее углубленное изучение аспектов социльно - трудового потенциала ; разработка мер коррекции возможных напряженных его состояний , включая меры первичной профилактики ; рекреационные меры ; создание целесообразных маршрутов здоровья для индивидов с повышенными психофизиологическими затратами. 2.Экология человека и социология

Социология – наука об обществе как целостной системе , как целостной системе , об отдельных социальных институтах, группах , процессах , рассматриваемых в их связи с общественным целым . Как и всякая наука , она имеет общую теорию ( в марксистско – ленинской социологии эта теория опирается на исторический материализм ) , отраслевые теории типа социологии труда , семьи , города и т.п наконец инструментальные теории , обобщающие опыт эмпирических исследований на основе изучения документов и

литературы , стороннего и включенного наблюдения , опроса населения и экспертов , постановочного или уже проведенного эксперимента , представления собранной информации в виде математических и схематических моделей и т.д. Социологические исследования тесно связаны с экономическими демографическими , психологическими , педагогическими др в том числе с экологическими. Социология представляет для экологии человека особый интерес в связи с тем , что позволяет выявить социальные

законы , обусловливающие появление, сохранение и изменение стереотипов сознания и поведения ( в том числе экологического характера ) , выходящие за рамки экономических и психологических законов . Изучение жизненной среды общества в социологическом плане позволяет выявить закономерности ее структурно – функциональных изменений. Без учета социальной проблематики труда невозможно полноценно разрабатывать проблематику экологии человека. То же самое относится к социальной проблематике семьи и быта .

Особый интерес представляет перспективная проблематика социальных последствий НТР. 3.Социальная экология №3.1 Экологическое образование и просвещение населения Возникновение экологических проблем обусловлено прежде всего социально экономическими факторами и решаться эти проблемы должны не только исключительно техническими средствами , но и путем переориентации ценностей , взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде.

Речь идет о формировании на этой основе нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития общества , когда общественное экологическое сознание как средство социального воздействия обеспечивает нормальное функционирования всех механизмов социального контроля и когда население будет осознано отдавать приоритет вопросам поддержания благоприятного состояния окружающей среды . Приоритетность и законодательная основа экологического образования и просвещения населения определена

Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду , достоверную о ее состоянии и на возмещение ущерба приносимого их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями ( ст. 42 ), а также поощрение деятельности способствующей экологическому благополучию ( ст. 41 ) . В Российской Федерации с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается

система всеобщего , комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания ( ст. 7 ) . Проведение мероприятий в данном направлении входит в задачу системы управления в области охраны окружающей природной среды в тесном взаимодействии с системой образования. В системе управления в области охраны окружающей природной среды выделяются две группы . К первой группе относятся Правительство Российской

Федерации ( ст. 6 ) и специально уполномоченные государственные органы в лице координатора Госкомэкологии России ( ст. 7 ) Вторую группу составляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( ст. 8 ) и органы местного самоуправления ( ст.10 ) Сегодня в условиях происходящего социально – политического переустройства общества в России стала заметна тенденция к снижению уровня экологической культуры .

На фоне негативных проявлений Экологической политики прошлых десятилетий наблюдается возникновение в сознании части населения потребительских мотивов в отношении к природе и природным ресурсам . Действия предпринимателей в достижении прибыли зачастую не согласовываются с экологическими интересами . В целом различными формами получения образования , которыми в той или иной степени затрагиваются экологические аспекты , охвачено около 50 млн. человека , свыше тысячи общественных экологических организаций , ведущих

большую просветительскую работу среди населения. Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры : I .Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания , состоящей из федерального ,отраслевого и регионального компонентов. 1. Создание системы управления экологическим образованием в Росссии на федеральном , межрегиональном , местном и отраслевом уровнях.

2. Создание организационной инфраструктуры систем экологического образования. 3. Создание сети центров по обеспечению организационно – технической и информационно- правовой поддержки экологического образования населения. 4. Формирование сети межрегиональных базовых методологических центров экологического образования на основе имеющегося потенциала учреждений культуры и образования и общественных организаций 5. Создание системы государственно - общественного регулирования экологического

образования населения. 6. Разработка системы контроля эффективности экологического образования населения. 7. Организация инновационного менеджмента в системе всеобщего непрерывного экологического образования населения . 8. Создание системы маркетинга эколого –образовательных услуг и научно – методической продукции. II. Совершенствовании законодательных основ экологического образования населения III. Разработка научно – педагогических обоснованной государственной стратегии развития экологического

образования населения страны и программ ее реализации ,осуществление которой возможно только при комплексном подходе на региональном и федеральном уровнях. IV. Принятие организованных мер , направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования , просвещения , воспитания. V.Обработка механизмов взаимодействия и координации деятельности всех участников создания системы непрерывного экологического образования : учреждений образования и культуры , природохранных

органов. Органов управления образованием , других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных формирований. VI. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. 1. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. 2. Создание федерально –региональной и межрегиональной системы доступа населения к экологической информации. 3. Создание открытого экологического университета с участием средств массовой информации

и телекоммуникации. 4. Создание федерального , межрегионального и региональных банков данных в области экологического образования населения. VII. Научно-методическое обеспечение экологического образования. 1.Научные исследования в области содержания и методов экологического образования населения. 2.Разработка новых дидактических и интерактивных методов экологического образования населения. 3. Разработка новых педагогических методов и подходов в области экологического образования населения.

5. Разработка модели дистанционного ( автономного ) экологического образования и самообразования населения VIII.Организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области экологии и природопользования . IX .Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения. X . Государственная и общественная поддержка экологического образования и распространения экологической информации , в первую очередь , через целевое финансирование как из госбюджета , так и из внебюджетных

источников. XI .Международное сотрудничество в области экологического образования и населения. 3.2.Анализ состояния социальной базы , прогноз развития экологического движения Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности деятельности государственных природоохранных органов ,определения потенциальных партнеров с и сторонников движения по оздоровлению окружающей среды , поиска оптимальной модели их взаимодействия.

Развитие экологического движения связано с осознанием общественностью , официальными кругами , все более широкими слоями населения перерастания процессов деградации в природной среде , вызванных антропогенными воздействиями , из локальных и региональных в глобальные, то есть с пониманием планетарного масштаба экологической опасности Под экологическим движением обычно понимается общественное экологическое движение , в том числе самодеятельное , а экологическая деятельность государственных органов и учреждений «выносится»

за его пределы. Вопреки общепринятому мнению , экологическая деятельность государственных органов , предприятий , учреждений должна быть отнесена к экологическому движению , и , прежде всего потому , что она необходима и крайне важна для решения многообразных задач движения ( деятельность государственных органов управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов , государственных предприятий – по производству экологически чистых технологий природоохранного оборудование , государственных

научных и учебных заведений – по исследованию экологических проблем , по экологическому образованию и воспитанию учащихся студентов и т. д. ) . Государственные структуры неотделимы от экологического движения и потому ,что взаимодействуют с другими его субъектами ( совместная разработка экологических программ и т.д. ),оказывают поддержку , в том числе финансово – экономическую, многим из них. 3.2.1.Объективные условия возникновения экологического движения в

России С одной стороны , зарождение и развитие экологического движения в наше стране связывают с образованием и многими десятилетиями деятельности республиканских обществ охраны природы или по крайне мере , с появление в начале 60 – х годов студенческого движения за охрану природы. С другой стороны, в ряде работ даже конца 80 – х годов отрицалось , по сути дела , существование в стране и некоторых ветвей экологического движения , и движения в целом.

Во – второй половине 80 – х годов Россия уже находилась в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран ( хотя официально такая международная оценка прозвучала позже – в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию ) Экономические причины , обуславливающее истощительный и разрушительный характер природопользования , усугублялись политическими правовыми ,информационными , мировоззренческими и иными причинами , в том числе недостаточным государственным контролем за охраной

природы и использованием ее ресурсов ; нарушениями и без того слабого законодательства об охране природы со стороны руководителей и работников многих объединений , предприятий ; экологической цензурой о неисчерпаемости естественных богатств страны , о практически безграничной экологической емкости ее территории , под влиянием которых формировалось утилитарно- потребительское отношение к природным ресурсам , безответственное отношение к вопросам защиты окружающей среды от загряз нений.

Важнейшей причиной , давшей толчок развитию экологического движения ,стало ухудшение состояния здоровья населения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды. Значительные трудности в решении экологических проблем создавала несовершенная нормативно – правовая база. Несмотря на требования ученых и общественности , длительное время сдерживалось , создание государственной системы охраны природы. 3.2.2. Субъективные факторы возникновения экологического движения

Основными показателями возникновения и становления во второй половине 80 – х годов экологического движения стали заметные сдвиги в сфере природоохранной деятельности. Во –первых , в этой сфере произошли значительные количественные изменения , выразившиеся : • В усилении внимания государства к проблемам окружающей природной среды • В активизации деятельности традиционных природоохранных организаций : обществ охраны природы, научных

обществ и т.д. • В расширении социальной базы выступлений в защиту природы и в их географическом распространении Во – вторых , возникновении экологического движения означало и качественные изменения в сфере природоохранной деятельности , среди которых особо выделим : • Создание – в соответствии с принятым в 1988 году постановлением – союзно –республиканского Государственного комитета по охране природы , одна из функции которого состояла в улучшении координации деятельности в области экологической политики , а также местных комитетов по

охране природы; • Выход природоохранных движений за рамки деятельности , которая фактически ограничивалась адаптацией к экологическим программам государственных органов и исключала альтернативные подходы , и , прежде всего, • Появление самодеятельного экологического движения : уде в 1986 – 1988 годах возникли десятки и сотни новых экологических групп ,клубов , обществ , фондов , союзов и т.д. ; • Обогащение природоохранной деятельности многими новыми видами , связанными с решением экологических

проблем локального , регионального , межрегионального и международного уровней , с переходом к задачам рационализации природопользования , с формированием инвайронментального движения , направленного на защиту и природной , социальной среды обитания. • 3.2.3. Параметры и структура экодвижения В настоящее время сложно даже приблизительно установить количество экологических объединений и их численностью. Состав участников экологического движения представлен практически

всеми социальными слоями современного общества и имеет сравнительно высокий образовательный и интеллектуальный уровень ,что потенциально позволяет лучше разобраться в назревших экологических проблемах , активнее привлекать в ряды экологического движения новых участников. В общественном экологическом движении необходимо выделить деятельность традиционных новых структур . Особенность традиционных экологических организаций – обществ охраны природы и защиты животных ,академических

научных обществ , природоохранных структур общества «Знание» и профсоюзов и т.д. – состоит в том ,что на протяжении многих лет и десятилетий они тесно связаны с государством : учреждены при участии или поддержке органов власти ,получили правовой статус и работают по официально – учрежденному уставу , их цель – содействие государственным органам в выработке и реализации экологической политики ( посредством участия в природоохранных мероприятиях ,экологических исследованиях ,разработке экологически чистых

технологий , экологическом просветительстве ) . Для этих организаций характерны централизованная структура , вертикальная иерархия , индивидуальное и коллективное членство , платный аппарат. Новые общественные ( в том числе и самодеятельные ) организации возникшие во второй половине 80 – х годов , аккумулировали нараставшую в обществе неудовлетворенность состояние экологической деятельности государства , а также традиционных экологических организаций.

Они различаются по численности - от небольших групп до крупных объединений; по территориальному охвату – от местных до общероссийских ( многие из них имеют международные контакты ) ;по уровню решаемых экологических проблем – от локальных до глобальных ; по диапазону видов деятельности – от сравнительно узкой специализации до проведения широкого комплекса работ ; по отношению к государственным природоохранным органам – от установки на сотрудничество с ними до выступления с альтернативных позиций

До сих пор , несмотря на усилия отдельных лидеров руководителей экологических структур , существует противоречие между призывами к консолидации действий всех звеньев экологического движения и претворением этих призывов в жизнь. Очевидна особая необходимость: • регулярного двухстороннего информационного обмена и постоянного прямого диалога; • поощрения и стимулирования участия общественных организаций в государственной экологической политике на стадиях ее формирования и реализации; • государственной поддержки инициатив

,программ , проектов и инноваций , предлагаемых общественностью; • государственных мер «протекционистского» характера по отношению к экопредпринимательской деятельности неправительственных организаций и граждан. 3.2.4. Основные тенденции изменений в экологическом движении Анализ формирования экологического движения показывает, насколько исторически и психологически сложным и противоречивым было развитие производных составляющих экологического движения.

В истории экологического движения можно выделить 4 этапа . За исключением первого этапа – этапа возникновения – остальные этапы ( формирования , развития и интеграции ) основные звенья экологического движения прошли практически одновременно. Показатели в этом отношении история самодеятельного течения российского экологического движения. В период возникновения ( начало 60 – х - середина 80 – х годов ) , в период формирования ( середина 80

– х годов – 1988 год ) и период развития ( 1988 – 1989 годы ) самодеятельное экологическое движение имело в основном конкретный природоохранный характер : основным мотивом объединения людей в самодеятельные экологические группы было стремление решить какой – либо вопрос . Вместе с тем создавались ( хотя их было значительно меньше ) экологические группы ,союзы ,ассоциации , члены которых объединялись на идейной основе и ставили задачей разработку и реализацию общегуманных

экологических идей. Эти организации пользовались авторитетом в среде как «экологов – профессионалов» , так и «экологов – любителей», но из – за слабой включенности в решение практических задач не получили массовой поддержки населения. В конце 1988 – начале 1989 годов появился ряд самодеятельных экологических организаций , образованных на политической платформе . В это же время и многие уже существующие экологические организации «конкретно – проблемного» и «гуманно

– идейного» течений начали приобретать политическую окраску. Одновременно с тенденцией политизации общественной жизни сложилась тенденция политизации самодеятельного экологического движения. Одним из стимулов политизации экологического движения явилась предвыборная компания 1989 г. В этот период ( 1989 – 1991 ) происходит «всплеск» численности и активности самодеятельных экологических организаций . Однако смещение деятельности большинства экологических организаций с практически

– экологических мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на политические акции привело к кризису всего экологического движения. В результате , к началу 1992 года произошло снижение численности и количества самодеятельных экологических организаций , лишь к 1994 году произошла некоторая стабилизация этого процесса. 3.2.5. Перспективы и прогноз развития экодвижения К середине 1991 года , несмотря на значительное увеличение числа участников движения , оно не переросло

в действительности массовое . Гораздо меньше чем ожидалось , оказался приток в это движение членов самодеятельных экологических организаций. Была подорвана материальная база движения , и сохранившиеся его структуры не могли рассчитывать на серьезную поддержку со стороны государственных органов и их руководителей. Перспективы представлялись мало оптимистичными . Вынужденные рассчитывать в основном на собственные силы, все ведущие течения экологического движения пересмотрели свои позиции и направления деятельности

, изменили подходы к решению экологических проблем. Необходимым условием развертывания экологического движения является решение проблемы общенационального характера ,начиная от преодоления кризиса в экономике , ее стабилизации и подъема нормализации уровня жизни. Несмотря на переживаемые кризис , Россия располагает благоприятными возможностями для перехода в будущем к устойчивому , экологически ориентированному развитию.

Более успешному стимулированию внутренних потенций , заложенных в самой сути возрождающегося на новой платформе экологического движения , могли бы способствовать следующие меры правительства : • Установление процедуры проведения консультаций правительства с экологическими группами и участия их лидеров и экоактивистов в процессе принятия решений по проблемам охраны окружающей среды ; • создание механизмов которые, открыли бы «зеленым»больший доступ к информации по экологическим проблемам и предоставили

им возможность участвовать в подготовке правительственных решений; • содействие ведению диалога с самодеятельными и государственными экологическими организациями по вопросам разработки и оценки планов в области охраны окружающей среды , труда и здоровья ; • расширение возможности участия «зеленых» в организации экологического образования населения; • создание сети экологического информационно – правовой поддержки населения и общественных организаций. Выделим некоторые перспективные пути направления деятельности экологического

движения на ближайший период времени. 1. В большинстве общественных , самодеятельных экологических организаций при условии стабилизации политической и экономической обстановки основное внимание будет уделяться решению конкретных задач , политика – экологическим проблемам. 2. Усилится тенденция к объединению экологических организаций , в том числе вновь созданных , в союзы , ассоциации , фонды и т. д. Для совместного решения экологических задач.

3. На основе взаимных целей и проблем взаимопроникновения функций и идей , произойдет сближение позиций всех звеньев экологического движения ,будут созданы возможности для более тесного сотрудничества. 4. В поле зрения экологического движения попадет более широкий спектр проблем связанных с экологической безопасностью. В этой связи следует обратить внимание на необходимость уменьшения экологического противостояния сторон. 5. Вслед за распространением географии локальных очагов экологического кризиса будет расширяться

и география экологического движения. Использованная литература 1.Экология человека . Основные проблемы. Издательство «Наука» .Москва 1988г. 2. Экология , охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие под ред. В.И. Данилова – Данильяна- М. : Изд- во МНЭПУ, 1997. – 3. Социальная экология .

Маркович Д.Ж. М.: Восточный университет-Союз , 1996г. 4.Экология и культура . Гирусов Э.В Ширянова И.Ю. М.:1995 г. 5.Социальная экология . Сосунова И.А М.: ИСПИ РАН, 1996 г. План реферата



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.