Реферат по предмету "Психология"


Аффективные дети

Содержание
 
Введение
Глава 1. Анализпсихолого-педагогической литературы по данной проблеме
1.1.    Характеристикадетей с аффективным поведением
1.2.    Методикикоррекционной работы  с детьми-аффектиками
Глава 2. Практическаячасть
2.1. Констатирующийэксперимент
2.2. Формирующийэксперимент
2.3. Заключительныйэксперимент
Выводы по курсовой работе
Литература
Приложение

Введение
В последние годы резкоувеличилось число «трудных детей». «Трудные» дети более возбудимые и менееуправляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфальтивные,они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут самозабвенноиграть. Причинами увеличения «трудных» детей являются внешние факторы, такиекак:
 - бесконечный просмотртелепередач. Мало того. Что дети находятся у экранов телевизоров часами. Но ещеи дети смотрят мультики, фильмы, которые не обогащают детей ни нравственно,  нидуховно.
Эти передачи не вселяют вдетей ничего хорошего, красивого, а наоборот делают детей жестокими, злыми,учат непристойным выражениям.
У современных детей несуществует таких дружеских отношений, которые были во времена моего детства,так как мы выросли на красивых и чистых мультфильмах о дружбе, взаимопомощи,которые влияли на наше сознание.
 - длительное пребываниев детском саду.
 - наметившийся кризис всемье.
Бесконечное пребывание укомпьютера и многое другое, что расшатывает нервную систему детей.
Психолог А.И. Захаровсчитает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенкаиграет семья, личность родителей.
Он выделяет нескольконеблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность –избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги,страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности,беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся,испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из подконтроля чувствами. Мать шестилетней девочки сказала:» Я понимаю, как нужноделать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повыситьголоса. Потом я долго переживаю и думаю, что это в последний раз и больше неповторится. Но вот наступает утро, и все повторяется снова».
Аффективность проявляетсяу матерей с холерическим темпераментом. Здесь на первый план выступаетнетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность.А потом мать жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее спервого раза. Но чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя накрик, тем более возбудимым или заторможенным становиться ребенок.
Можно предположить, чтодети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженноепсихическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей.Поэтому необходимо:
 - определить условияполноценного психического развития в каждом возрасте;
 - определить в чемспецифика развития детей с трудностями в поведении;
 - разработатьспециальные меры, направленные на нормализацию психического развития «трудныхдетей».
Меня очень затронула этатема. Мне больно наблюдать за тем, что «трудных» детей не принимают в игру, таккак не воспринимают этих детей.
«Трудный» ребенок растетнеполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Онстановиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за этополучает лишь наказание со стороны воспитателя и детей. Я хочу помочь «трудным»детям выйти из этого состояния, так как, если ребенку не помочь в дошкольномвозрасте, то отклонение от нормального психического развития перерастет впсихическое заболевание.
Я хочу, чтобы у детейбыло именно счастливое детство. Вот почему я решила взять эту тему.

Глава 1. Анализпсихолого-педагогической литературы по данной проблеме
1.1.    Характеристикадетей с аффективным поведением
« Аффективное поведение –это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которыевозникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них сосверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:
 - длительное пребываниев детском саду.
 - наметившийся кризиссемьи.
 - избыток родительскогораздражения.
Аффективный ребенокагрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей.Однако такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроениевзрослого. Он робок, но и бесстрашен – может вступить в конфликт, в драку сболее сильными детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая опоследствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, вкоторой может быть обижен;  он застенчив и назойлив; не переносит шума и шуменсам; истощаем. Но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости,чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но ибесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного,но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот какимнам предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов.
А вот как характеризуетпсихолог Е.Е. Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей вповедении» детей – аффектиков.
Отрицательные аффективныепереживания вызывают соответствующие формы поведения – это упрямство,заторможенность, негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это непсихическое заболевание, это отклонение в психическом развитии».
Детям с отрицательнымиаффективными переживаниями характерно такое поведение, они:
 - теряются, плачут,бояться страшного;
 - не могут переключитьвнимание с одной ситуации на другую;
 - не могут включиться вколлективную игру, занятие;
 - плачут при расставаниис родителями;
 - в конкретной ситуациине знают как поступить;
 - часто плачут, падаютна пол, бьют ногами и руками;
 - зависят от конкретнойситуации (вошел и не вышел из ситуации);
 - низкий уровеньпроизвольного поведения;
 - безинициативность ивнешняя послушность взрослому;
 - ребенок может принятьпоставленную перед ним задачу, но не может решить ее.
Условия необходимыедля психологической коррекции детей с аффективным поведением:
I.           для того,  чтобыпомочь детям  с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований вработе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семьеребенок проводит большую часть времени.
II.          Основныетребования к родителям выдвигает психолог В.И. Гарбузов такие:
  -  не изнеживатьребенка;
 -  не воевать сребенком;
 - не капитулироватьперед ребенком. Родителям следует создать в семье условия для спокойствия исдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, своеповедение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизорутолько детские  мультфильмы, не более 30 минут в день.
III.        Воспитатель недолжен оставлять без своего внимания детей с признаками аффектизма. Воспитательдолжен проверить свои подозрения.
В науке известны разные способы диагностики детей с аффективным поведением:
Наблюдение за поведением ребенка.
В Российской педагогическойэнциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что  аффекты могут легковозникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенкаили любого конфликта.
 В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенказначительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера.
Если ребенок приучен ктому, что его желание легко и беспрепятственно удовлетворяются окружающимиребенка людьми,  то непривычное для ребенка появление препятствий на путиудовлетворения его потребностей и желаний может вызвать аффекты гнева, ярости.А это можно продиагностировать в ходе наблюдения за поведением ребенка.
Изучение рисунков детей.
Изучение рисунков детейпозволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента,переживаний и внутреннего мира.
Преобладание серых тонови доминирование черного цвета в рисунках детей подчеркивает отсутствиежизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, скоторыми ребенок не может справиться.
Яркие, светлые инасыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.
Широкие мазки пририсовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков ипоследующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенностьи решительность.
Находясь в беспокойномсостоянии дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
Повышенная возбудимостьнаходит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности.
Особую ценностьпредставляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждомзанятии  темам: « В детском саду», « На улице, во дворе», «дома», «семья», «чтомне снится страшное или чего я боюсь днем», что было со мной плохое илихорошее», «кем я хочу стать».
В рисунке на тему: « В детскомсаду» дети-эгоисты, не зависимо от своего реального положения, рисуют себя вцентре группы.
У детей аффектиков обычнона рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем.
То же относится к рисункуна тему: «на улице, во дворе».
На рисунке «дома» изображаетсякакая-либо семейная сцена.
Наиболее информативнымявляется рисунок на тему: «семья».
Дается инструкциянарисовать всех с кем ребенок живет. При анализе рисунка следует учитыватьобъективное отражение семейной ситуации; порядок и близость расположения фигури особенно место, где находится ребенок;. Между родителями или рядом с одним изних это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей).
Заслуживает внимание иразмеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребенка.
Тема: «что мне снитсястрашное или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркийстрах. Какой именно страх воспитатель не поясняет.
Тема: «самое плохое илихорошее» представляет возможность выбора событий, происходивших с детьми.
«Кем я хочу стать» — заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в негооптимистическую струю и способствующий повышению уверенности ребенка в своихсилах.
Следующим этапомрисования в группе может быть направленное  на выявление страхов ( выяснить боитсяли ребенок одиночества, заболеть, умереть, смерти родителей,  некоторых людей,наказания, сказочных персонажей, опоздать в детский сад, темноты, животных,транспорт, высоты, глубины, тесной комнаты (замкнутого пространства), воды,огня, войны, площадей ( открытого пространства), врачей (кроме зубных), крови,уколов, боли, звуков).
Составив список страхов удетей, воспитатель может начать коррекционную работу, которая по рекомендациипсихолога-исследователя А.И. Захарова представляет из себя в первую очередьзанятия по ИЗО деятельности.
Воспитатель дает заданиенарисовать страхи. Продолжительность занятия 30 минут (не более). На одномзанятии рисуется несколько страхов.
Организуя занятия,воспитатель должен соблюдать ряд требований:
1.   Нельзя торопит детей с выполнениемзадания.
2.   При среднем количестве страхов (умальчиков – 8, у девочек -11) необходимо проводить 4-6 занятий, а если этогобудет недостаточно, то их количество можно будет увеличить.
3.   рисовать лучше красками или фломастерами(шестицветными).
1.2.Методики коррекционной работы  с детьми-аффектиками
Воспитатель объясняетребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенкудается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как толькоребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание нарисовать следующийстрах. Важно чтобы воспитатель выражал одобрение по поводу того, что ребеноксправился с заданием.  Следует избегать заверений о том, что страхипрекращаются сразу после рисования и тем более спрашивать боится еще ребенокили нет. Это будет выражением недоверия, а ребенок нуждается в доверии к своейспособности преодолеть страх.
При рисовании исключаютсятемы смерти, так как они наиболее трудны для отображения.
Через несколько днейпроводится обсуждение рисунков. Последовательно показываются рисунки и задаетсявопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Отрицание страха закрепляетсяпохвалой. Если страх сохраняется, то это также находит свое понимание и поддержку  педагога.
Оставшиеся страхипредлагается нарисовать снова, но так чтобы на рисунке ребенок изобразил себя небоящимся.Воспитатель говорит: « А теперь нарисуй, что ты уже не боишься….»
Через несколько днейпосле окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальноеобсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится ли теперь ребенок или нет.Положительный ответ закрепляется похвалой. Большинство детей перестаютиспытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются.
Изучениесоставленных детьми    рассказов по картинкам.
Психолог – исследовательА.И. Захаров в книге «как предупредить отклонения в поведении ребенка»предлагает методику диагностирования и коррекционной работы с детьми саффективным поведением основанную на составлении рассказов по картинкам.Предполагается, что ребенок будет исходить из личного опыта и спроецирует своивнутренние чувства и отношения.
Цель:
Получить  большеинформации о взаимоотношениях в семье, что поможет исследовать проблемусоперничества между братьями и сестрами, проблематику наказания и страхов.
Тестированиес помощью составления ребенком рассказов по картинкам.
Для помощи детям саффективным поведением можно использовать методику предложенную А.И. Захаровым«Тест восприятия (САТО)». Тест состоит из одной вводной и 12-ти тематическихчерно-белых картинок форматом 13х18 см.
Описание  картинок и ихмотивирующее действие:
1.   Персонажи: мать, отец, двое детей.
Ситуация: мать с детьми унакрытого стола, отец в открытых дверях.
2.   Персонажи: отец, дети.
Ситуация: отец сидит вкресле, читает газету, в дверях силуэты детей.
Тематическая область:отношение отца и детей, отношение к авторитету.
3.   Персонажи: мать, двое детей.
Ситуация: мать на кухнекачает на коленях маленького ребенка. Второй ребенок сидит в стороне, на полуразбросаны игрушки.
Тематическая область:отношение к матери, к маленькому ребенку.
4.   Персонажи: ребенок.
Ситуация: ночь, темнота,ребенок один в комнате, сидит на кровати, за окном светит луна.
Тематическая область:отклонение (бессонница, страх).
5.    Персонажи: отец, ребенок.
Ситуация: ребенок с отцомв комнате, отец держит руку на плече ребенка. На столе около отца нарезанныйторт. В комнате поодаль телевизор и часы, показывающие ранний вечер.
Тематическая область:отношение ребенка к отцу.
6.    Персонажи: отец, мать, двое детей.
Ситуация: семья напрогулке, отец держит мать под руку, мать ведет за руку одного из детей,который несет мороженное.
Тематическая область:взаимоотношения в семье, проблема вины и наказания.
7.    Персонажи:  двое спящих, ребенок.
Ситуация: ребенок стоитперед открытыми дверьми комнаты, где спят двое взрослых.
Тематическая область:отношение к родителям, страх, любопытство.
8.    Персонажи:  двое детей, отец.
Ситуация: комната сразбитой вазой на переднем плане, около нее ребенок, второй ребенок согнулся зашкафом. В дверь входит отец, у второй двери – кошка.
Тематическая область:наказание и провинности.
9.    Персонажи:  двое детей.
Ситуация: старший ребеноку кроватки с маленьким ребенком, за окном дети играют на площадке.
10.         Персонажи: мать, отец, ребенок.
Ситуация: двое взрослыхдержат рубашку в позиции, которая могла бы обозначать конфликт, рядомопрокинутый стул, в стороне силуэт ребенка.
Тематическая область:отношения между родителями.
11.         Персонажи: мужская и женская фигуры.
Ситуация: два силуэта закустами.
Тематическая область:отношения.
12.        Персонажи: мужчина, ребенок.
Ситуация: бегущийребенок, за углом мужская фигура.
Тематическая область:наказание, вина, угроза.
Детский психолог Е.Е.Кравцова считает, что основным средством помощи детям с трудностями в поведенииявляется игра. Её коррекционная методика вывода детей из аффективного состоянияпредполагает три этапа.
Iэтап:
Нужно помочь ребенкуудерживать позицию режиссера с помощью роли – образа. Важно научить ребенка придумываниюсюжета. Вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала  задавать ребенкуопределенную позицию, с помощью которой он в дальнейшем «управлял быпредметами, игрушками. Ребенок в играх берет на себя роль сильного, хитрого,храброго, тот образ, который дает детям возможность чувствовать себя уверенно.Это может быть и волшебник, и маг, и царь. Проигрывание таких ролейспособствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектомдеятельности, обретает способность овладеть ситуацией.
I этап.
1 стадия:
 Взрослый предлагаетребенку сюжет игры. Ребенок становится всемогущим, учится управлять ситуацией,защищать слабых, побеждать злых.
Ситуация: два героясталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет,не знает, что делать. Другой ищет выход из создавшегося положения.
2 стадия:
субъектом деятельностистановиться ребенок.
Ситуация: герои попадаютв беду,,,
Сюжет развиваетсясамостоятельно, то есть ребенок без помощи взрослого решает ситуацию.
Ценность заключается втом, что ребенок разнообразит выход из ситуации.  Однако это происходит в томслучае, когда ребенок берет на себя роль спасителя.
II этап.
Задача:
Формировать у детейспособности осмысливания и переосмысливания ситуации не с точки зрениякакого-то образа, а как бы из вне.
1 стадия.
Детей обучаютрежиссерской игре. С этой целью используется набор экспериментальных кубиков.
С помощью кубиков детямрассказывают смешные нелепицы.
Например:
1.   подошел великан к светофору, взял егов руки и стал светофором чистить зубы.
2.   Появился великан на стадионе.Захотелось ему поиграть в футбол. Великан нашел лавочку и стал ею играть вфутбол.
Когда ребенок приобрететзнание историй, он начнет их разыгрывать.
Ценность: Вызываетуверенность в ребенке, у ребенка формируется внутренняя позиция.
2 стадия.
На второй стадиипродолжают учить детей режиссерской игре. Воспитатель начинает рассказ, аребенок заканчивает его.
«Саша сказал своейсестре, что он в тетради нарисовал машину, а что же было дальше?».
Если окончания рассказовтрагические, то педагог продолжает придумывать ситуации.
3 стадия.
Ребенок сам придумываетсюжет. Для наглядности ему предлагаются разнообразные кубики.
4 стадия.
Ребенок учится разрешатьразличные ситуации, учиться выходить из своих отрицательных ситуаций.
Ситуация: Воспитательпринесла в группу интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталосьигрушки. Как поступит мальчик?
III  этап.
1 стадия
    Ребенок учитьсязаканчивать ситуацию   без кубиков и игрушек.
Методика: воспитательсадиться с ребенком в уютное место и предлагает поиграть. Важно чтобывоспитатель обращался с ребенком ласково, говорил тихим, спокойным голосом.Воспитатель должен установить доверительные отношения с ребенком: сесть рядом,смотреть ребенку в глаза, взять руку ребенка в свою руку. Рассказ педагогадолжен быть эмоциональным и выразительным.
Ситуация: однажды Вова иКоля пошли в лес за ягодами. Мальчики нашли поляну где было много ягод. Онинабрали полные корзины ягод. И тут Вова увидел куст похожий на волчьи ягоды…(Воспитательпрерывает рассказ. Если ребенок придумал рассказу положительное окончание, топедагог предлагает другой вариант.)
2 стадия
Воспитатель останавливаетрассказ на более опасном месте.
Если ребенок не закончитрассказ положительно, то педагог продолжает работу с ребенком.
Ситуация: Вова и Таняпошли за грибами. Вова перешел дорогу а Таня упала. И тут появилась машина…
3 стадия
Важно чтобы назаключительной стадии ребенок реалистически подходил к ситуации.
Ситуация: Дети пошли влес за грибами. Они собрали много грибов и пошли домой. Но тут выбежала собака…
Для того чтобы проверитьсвои предположения о том, что ребенок Дима Урожаев склонен к аффективномуповедению я продумала методику констатирующего эксперимента.

Глава 2.Практическая часть
2.1. Констатирующийэксперимент
Цель:
Выявить наличие илиотсутствие детей с аффективным поведением в группе.
Методика  констатирующегоэксперимента.
Опираясь на методикупсихолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, смоей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе.
I. Наблюдение за поведением ребенка вигре; в общении со сверстниками; на занятии.
Наблюдая за поведениемдетей, я обращала внимание на следующие параметры их проявления:
1.   частые вспышки ярости, гнева.
2.   низкий уровень произвольногоповедения.
3.   не могут включиться в коллективнуюигру, занятие.
4.   не могут переключить внимание с однойситуации на другую.
5.   в конкретной ситуации не знают какпоступить.
II.                    Изучение рисунковдетей.
Для того, чтобы лучшепонять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний ивнутреннего мира я использовала методику изучения рисунков детей, предложеннуюпсихологом- исследователем А.И. Захаровым.
Для рисования япредложила детям две темы:
1.            «В детском саду»(дети аффектики обычно  на рисунке изображают мало сверстников или сверстникиотсутствуют совсем.
2.            «Семья» — (этатема способствует выявлению взаимоотношений в семье, отношение ребенка кавтотранспорту, его привязанность к родителям).
III.                  Беседа: «Как быпоступил мальчик» .
( Поможет выявитьаффективные проявления: дети аффектики обычно решают ситуацию трагично).
IV.                  Работа сродителями.
Беседа.
1.   Чем любит заниматься Дима дома?
2.   Часто ли случаются у Димы вспышкигнева, ярости, капризы, слезы? По какой причине?
3.    Когда вы гуляете с Димой на улицезамечаете ли вы, чтобы он забирал игрушки у других детей?
Описаниеработы с детьми во время констатирующего эксперимента
Наблюдая за поведениемдетей группы, я особое внимание уделила Урожаеву Диме, так как он выделялся извсех детей группы своим особым поведением.
Цель: выявить особенностиповедения Урожаева Димы.
I.            Наблюдая за Димойв разных видах детской деятельности, я увидела следующее:
 - ребенок повышеннойактивности (Дима и минуты не может усидеть спокойно).
 - в случаенеудовлетворения каких-либо желаний или потребностей (например: не досталосьжелаемой игрушки, не приняли в игру) у Димы проявляются вспышки ярости, гнева(бьет детей, бросается на пол, бьет ногами о пол).
 - Диме не удаетсявключиться в коллективную игру, так как он не умеет играть и стараетсядиктовать свои условия.
 - во времясамостоятельной игровой деятельности детей Дима отбирает понравившиеся игрушкиу детей группы.
 - сюжет игры «Шоферы» уДимы прост. Он играет с машиной. Эта машина обычно попадает в аварии, врезаетсяв кубики.
 - во время игры детей состроительными материалами, Дима пытается разрушить постройки детей.
II.                       Я предложиладетям нарисовать всех, с кем живет ребенок.
При анализе рисунков яучитывала порядок и близость расположения фигур, что говорит о взаимоотношениив семье и указывает на лидера. Так же учитывала место, где находится ребенок:между родителями или рядом с одним из них – это говорит о более выраженнойпривязанности к одному из родителей. Если сам ребенок отсутствует на рисунке,то это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки на тему:«семья», я обратила особое внимание на рисунок Димы Урожаева.
Дети группы рисовалиразное: себя в окружении родителей, сестер, братьев. А Дима не изобразил себяна рисунке и фигуры родителей изобразил очень мелко – это говорит о том, чторебенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки детей натему: «В детском саду», я так же обратила внимание на рисунок Димы Урожаева.
Если другие дети группыизображали себя в окружении сверстников, воспитателя, игрушек, то Дима неизобразил ни одного сверстника вокруг себя.
III.         В беседе я предложилаДиме ситуацию: «В группу воспитатель принесла интересные игрушки, но игрушекбыло мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь,  как поступит мальчик?
Дима: «Плохо. Он будетотбирать игрушки у детей».
Воспитатель: « А  если не получится отобрать игрушки?».
Дима: «Будет драться».
IV.        Побеседовав сродителями Димы Урожаева, я узнала о их отношению к ребенку.
Родители предоставляютребенку полную свободу, позволяют ему бесконечно просматривать телепередачи,что травмирует психику ребенка. Бойня, аварии, трагические ситуацииспособствуют тому, что мальчик хочет стать «Шварцнегером», то есть большим,сильным, беспощадным. Такие передачи воспитывают в ребенке такую черту какжестокость.
Данные констатирующегоэксперимента я записала в таблицу, в которой выделила следующие обозначения:
1. Изучение рисунковдетей.
а) тема «Семья»
+ на рисунке изображенаполная семья. Фигуры членов семьи крупные, отчетливые.
— на рисунке отсутствуетодин из членов семьи, фигуры родителей мелкие.
б) тема «В детском саду»
+ на рисунке изображеныигрушки, сверстники, воспитатель.
— на рисунке нет ниодного сверстника.
2. Наблюдение заповедением детей в разных видах деятельности:
+ отсутствие аффективныхпроявлений.
— наличие аффективныхпроявлений.
3. Беседа.
+ положительный исходситуации
— трагичное решениеситуации.
Таблица №1.
Ф.И.О.
детей Изучение рисунков детей Наблюдение за поведением детей беседа
% соотно
шение положитель-
ных
результатов. семья
В дет-
ском
саду В игре
В
общении со сверстни-
ками На занятии Богданов В. + + + + - + 90 Сергиенко К. + + + + + + 100 Савченко Н. - + + + + + 90 Егоров С. + + + + + + 100 Урожаев Д. - - - - - - Петрова Н. + - - - + + 50 Жданов Р. + + + + - + 90 Силин В. + + + + + - 75 Назаренко А. + + + + + + 100 Ляшко С. + + + + + + 100 Бондаренко Д. + + + + - + 90 Цыцылин В. - + + + + - 75 Ящук М. - + + + - - 50
Вывод: Данныеконстатирующего эксперимента, проведенного со всеми детьми группы, я занесла втаблицу. Из 13 детей Дима имел нулевой процент положительных результатов, а этопозволило мне прийти к выводу, что в поведении Димы Урожаева имеют место аффективныепроявления.
2.2.Формирующий эксперимент
Рабочая гипотеза: Еслисистематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйтииз аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективесверстников.»
Цель: используя коррекционнуюметодику вывода детей из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой,облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников.
Методика моей работы сДимой состояла из трех этапов: каждый включал в себя несколько стадий:
Первый этап включал двестадии;
Второй этап – четырестадии;
Третий этап – три стадии.
Главной целью каждогоэтапа являлось:
I.                     Этап
Цель: помочь ребенкупочувствовать себя всемогущим (побеждать зло)
II.                    этап
Цель: через режиссерскуюигру научить преодолевать отрицательные  эмоции.
III. этап
Цель: обучить общению сдетьми.
План работы с Димой ссентября 2004г. По март 2005г.
Таблица №2№ дата Место в режиме дня Содержание работы примечание
1
2
20.09
27.09
1 п.д.
1 п.д.
I.этап
1 стадия
слушание историй, рассказанных воспитателем, в которых зло побеждается маленьким, находчивым героем.
3
4
5
6
4.10
18.10
25.10
8.11
2 п.д.
2 п.д.
1 п.д.
2 п.д.
2 стадия
д/и «Как поступить?»
цель: научить ребенка видеть победу добра над злом.
Рассказать Диме сказки, в которых добро побеждает зло.( «золушка», «Красная шапочка» и др.) Работу проводит воспитатель
7
8
9
15.11.
22.11
6.12
1 п.д.
1 п.д.
1 п.д.
I.этап
1 стадия
С помощью экспериментального набора кубиков, рассказать смешные нелепицы.
Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции.
10
11
12
13.12
31.01
7.02
1 п.д.
2 п.д.
2 п.д.
I.этап
2 стадия
Д/и «Закончи рассказ»
Цель: учить ребенка высказывать свою положительно-эмоциональную точку зрения.
Д/и «Как поступить?»
Цель: показать ребенку другие варианты положительно-эмоционального выхода из ситуации. Работу проводит воспитатель
13
14
14.02
21.02
1 п.д.
1 п.д.
3 стадия
Д/и: «Придумай сказку»
Цель: развивать воображение ребенка.
15
16
17
28.02
6.03
13.03
1 п.д.
1 п.д.
2 п.д.
4 стадия
Д/и: «как поступить?»
Цель: научить ребенка выходить из отрицательных ситуаций.
Беседа: «как бы поступил ты?»
Цель: вызвать понимание ребенка, что друг с другом нужно делиться, помогать друг-другу. Работу проводит воспитатель
2.3.Заключительный эксперимент
Цель: проверить верностьрабочей гипотезы: «если систематически проводить с ребенком работу, то можнопомочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенкав коллективе сверстников.
Проведя методикукоррекционной работы: вывода ребенка из аффективного состояния, предложеннуюдетским психологом Е.Е. Кравцовой, я решала провести заключительный экспериментпо методике констатирующего эксперимента.
I.               Наблюдение заДимой в разных видах деятельности, позволили мне выявить изменения,произошедшие в его поведении:
 - стали значительно режепроявляться вспышки ярости;
 - поведение не всегдарегулируется ребенком, очень часто произвольность носит низкий уровень;
 - включается в коллективнуюигру;
 - у Димы появилисьдрузья ( Силин В., Савченко Н.), но положительно-эмоциональное общение сосверстниками еще носит напряженный характер.(дети группы не стремятся к общениюс Димой);
 - перестал разрушатьпостройки детей;
 - не отбирает игрушки удетей.
II.             Из анализарисунка на тему: «Семья» я увидела, что ребенок по прежнему не видит себя врамках семьи.
Анализ рисунка на тему:«В детском саду»показал следующее:
Если раньше Дима вокругсебя не изобразил ни одного сверстника, то теперь на рисунке Дима окружен двумясверстниками.
III.            В беседе япредложила Диме ситуацию «Воспитатель принесла в группу очень интересныеигрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как поступит мальчик?».
Дима: «мальчик будетиграть с другим мальчиком у которого будет игрушка».
Для наглядностирезультатов экспериментальные данные я представила в таблице.
Таблица №3.
 
Ф.И.
Ребенка Изучение рисунков ребенка Наблюдение за поведением ребенка беседа
% соотно
шение положитель
ного результата семья В детском саду В игре В общении со сверстниками На занятии до После до
Пос
ле
До про
ведения экспери
мента
Пос
ле До после до
Пос
ле до
Пос
ле до
Пос
ле Урожаев Дима - - - + - + - - - - - + 0 % 50%
Вывод
Я полагаю, что выбраннаямной методика коррекционной работы вывода ребенка из аффективного состоянияоказалась верна. Я помогла частично выйти ребенку из этого состояния.

Выводы покурсовой работе
Для меня работа надкурсовой имеет очень большое значение.
Во-первых, я изучилабольшое количество литературы, которая помогла мне увидеть в группе ребенка саффективным поведением. А в дальнейшем помогла разработать методикуконстатирующего эксперимента и методику коррекционной работы с детьми.Изученная литература обогатила мои знания о «трудных» детях, о методах иприемах работы с ними.
Во-вторых, я приобрелаопыт работы с ребенком с аффективным поведением. И в дальнейшем мне будет легчевыявить таких детей в группе, разработать методику коррекционной работы, найтиобщий язык с ребенком-аффектиком.
В-третьих, я помоглачастично выйти ребенку из кризиса, что позволило мне убедиться в своих силах,возможностях.
Так же работа надкурсовой помогла мне убедиться в том, что работа с детьми будет иметь желаемыйрезультат только в том случае, если проводить систематически. Педагог должениметь желание помочь ребенку и семья должна поддерживать эту работу, вестисотрудничество с педагогом.
Моя работа имеет большоезначение и для детей. Эта работа помогает детям преодолеть вспышки ярости,гнева, страха, помогает влиться в коллектив сверстников.
Работа которую япроводила с Урожаевым Димой не прошла бесследно. Она  помогла ему частичновыйти из аффективного состояния, что облегчило пребывание ребенка в детскомсаду.
Ребенок стал постепенновливаться в коллектив сверстников: общаться с ними, играть. Я думаю, что Диме вдальнейшем будет легче общаться со сверстниками и взрослыми, но чтобы мальчикне вернулся на прежний этап аффективного поведения я буду продолжать своюработу и доведу ребенка до заключительного III этапа.
ПРОТОКОЛ №1
Формирующегоэксперимента от 20.09.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4года 9 месяцев.
Цель: Помочь ребенкупочувствовать себя сильным, сделать неуязвимым.
Методика Е.Кравцовой «Какпомочь детям преодолеть трудности в поведении»
I этап.
1 стадия.
Создам доверительнуюобстановку: выберу наиболее спокойное место в группе. Предлагаю ребенкупоиграть:
 «ты хочешь со мнойпоиграть?»
 Дима: « Да»
Предлагаю Диме сюжетигры:
«Однажды два зайчика,один большой, а другой маленький, отправились в лес. Вдруг на встречу им идет огромный злой волк. Большой зайчик прижал уши и стал плакать. А маленькийзайчик позвал на помощь свою подругу добрую Фею. Она победила злого волка.»
Дима внимательно слушалэту историю, ни о чем меня не спрашивал.
Через неделю я рассказалаДиме еще одну историю.
«Однажды два мальчикапошли на речку купаться. Вдруг на встречу им вышел злой колдун. Один мальчикиспугался, а другой вел себя храбро. И вдруг мальчикам на помощь пришелбогатырь, который победил злого колдуна»
Я спросила у Димы.
«Какой мальчик тебебольше нравиться: храбрый или трусливый?»
Дима ответил:
«Храбрый, а еще я хочубыть богатырем».
Я думаю, что ценностьэтой стадии заключается в том, что ребенок видит две стороны поведения,сравнивает себя с одним из героев. Ребенок видит ситуацию со стороны иприобретает опыт. Затем я спросила:
«Что ты будешь делать,когда станешь богатырем?»
Дима: «Буду защищатьлюдей.»
Увидев, что Дима начинаетчувствовать себя всемогущим, хочет защищать слабых, побеждать зло, я решилаперейти на  вторую стадию.
На второй стадиисубъектом деятельности становиться ребенок. Предлагаю Диме самому найти выходиз ситуации:
«Давай придумаем историю.Я начну, а ты продолжай: «Два зайчика попадают в беду…»
Дима не задумываясьответил:
«Их съел злой волк, изайцев больше никто не видел».
Через неделю я предложилаДиме еще одну ситуацию:
«Жили-были два щенка. Онипошли гулять. И встретили страшного, злого волка…»
Дима немного подумал иответил: «Они испугались и убежали, потому что волк хотел их съесть.»
Так как у историйтрагическое окончание, я продолжила работу на 2 стадии:
«Однажды Саша никак немог заснуть. Он долго лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафапослышался шорох…»
Дима ответил: «Сашаиспугался, но посмотрел кто там сидит. А это был его кот.»
Благодаря воспитателю,которая по моей просьбе рассказывала Диме сказки, в которых добро побеждает зло(«Золушка»,  «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»). Димапостепенно начал придумывать истории с хорошим концом.
«На опушке леса жил маленькийгномик. Однажды он бродил по лесу, а было уже поздно. И тут он увидел  лису…»
Дима: «Лисе было скучно.У нее не было друзей. Они подружились и стали вместе играть.»
Так как Дима сталположительно решать ситуации, я решила перейти на II этап.
ПРОТОКОЛ №2
Формирующегоэксперимента от 15.11.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4года 11 месяцев.
Цель: Помочь ребенкуобрести уверенность в себе, сформировать внутреннюю позицию.
Методика Е.Кравцовой «Какпомочь детям преодолеть трудности в поведении»
II этап.
1 стадия.
Обучаю ребенкарежиссерской игре. Для этого изготавливаю экспериментальный набор кубиков.
С помощью кубиковрассказываю Диме смешные нелепицы:
«Подошел великан к светофору,взял его в руки и стал светофором чистить зубы».
Эта история вызвала уребенка недоумение.
Через неделю я предложилаДиме еще одну нелепицу:
«Пришел великан настадион. Захотелось ему поиграть в футбол. Нашел великан лавочку и стал еюиграть в футбол.»
Теперь история вызвала уДимы интерес и оживление. Дима сказал: «Этот великан смешной».
Через какой-то промежутоквремени Дима сам подошел ко мне и попросил, чтобы я рассказала ему смешнуюисторию:
«Однажды, рано утром,великан вышел на улицу, прогуляться. Проходя мимо забора великан вспомнил, чтоон еще не расчесывался. Он взял забор, расчесал волосы, и поставил забор наместо. А затем пошел дальше.»
Эта история вызвала уДимы эмоциональный подъем, радость.
Я решила перейти на 2стадию.
На 2 стадии  я продолжалаобучать Диму режиссерской игре.
Я начинаю рассказ, а Димапродолжает его.
«Дима, давай придумаемрассказ. Я начну, а ты продолжай:
«Саша сказал своейсестре, что в тетради нарисовал машину. А что же было дальше?»
Дима: «Сестра поругалаСашу и поставила его в угол».
Через неделю я предложилаДиме еще одну ситуацию:
«Брат и сестра осталисьодни дома. Мальчик случайно толкнул чашку.  Она упала и разбилась. Пришли домойродители. И что было дальше?»
Дима: «Они наказалимальчика, его потом простили.»
Благодаря педагогическимзадачам, удалось показать, что одна ситуация может разрешаться какотрицательно, так и положительно. Это помогло мне добиться желаемогорезультата. И вот как Дима разрешил очередную ситуацию:
«Таня сказала брату, чтоона нечаянно наступила на его любимую машинку и она поломалась. Что  былодальше ?»
Дима:»Брат не ругал Таню.Он сам починил машинку.»
Дима научилсяположительно разрешать ситуации, что позволило мне перейти на 3 стадию.
На 3 стадии я предложилаДиме самому придумать сюжет рассказа или небылицы. Для этого я предложиларебенку разнообразные кубики.
«Дима расскажи мнекакую-нибудь историю, какую хочешь».
Дима сказал, что емуочень понравилась история про великана, которую ему рассказывала я.
Дима рассказал мне о том,как великан играл в футбол. При рассказе он использовал кубики. Через неделюДима подошел ко мне и сказал, что он придумал еще одну историю про великана. Ивот. Что он мне рассказал, используя кубики:
«Великан пошел купаться.Искупался и захотел вытереться. Мимо бежала кошка. Он взял кошку, вытерся ею ипошел гулять.»
Я перешла к работе на 4стадию.
Предложила Диме ситуации,с помощью которых он учится разрешать различные ситуации, учится выходить изсвоих отрицательных ситуаций:
«Воспитатель принесла вгруппу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Какты думаешь, как поступит мальчик?»
Дима ответил:
«Заберет у кого-нибудь.»
Благодаря беседам,которые с ребенком проводил воспитатель, удалось приблизиться к желаемомурезультату:
«В день своего рождениябелочка испекла торт и позвала лесных жителей в гости. Но гостей пришло такмного, что зайчику не досталось торта. Как поступит зайчик?»
Дима: «Может с ним поделятся?»
Таким образом,  я считаю,что главный способ преодоления аффективного поведения – индивидуальный подход.
Индивидуальный подходпредполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, чтоимеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности, на егоинтересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе,животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательноеотношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиесяположительные черты, ориентируя на их укрепление поведение ребенка, поощряяположительные поступки, воспитатель может рассчитывать на успех.
Таким образом, аффективноеповедение может развиваться под влиянием разных факторов. Для его коррекциитребуется индивидуальный подход.

Литература
1.     «Дети сотклонениями поведения» (под ред. В.С. Мухиной, М., стр.228)
2.     Кащенко В.П.«Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей иподростков» М., 1992г., стр. 160)
3.     Кочетов А.И.,Верцинская Н.Н. «Работа с трудными детьми» М.,1986г., стр. 160)
4.     Кравцова Е.Е.«Как помочь детям преодолеть трудности в поведении», Минск, 1990г., стр.43)
5.     Степанов В.Г. «Психология трудных школьников» М., 1996г., стр. 320.
6.     Захаров А.И. «Какпредупредить отклонения в поведении ребенка», М., 1986г.
7.     Кащенко В.П.«Педагогическая коррекция.» М., 1994г.
8.     Славина Л.С.«Дети с аффективным поведением», М., 1998г.
9.     Гонеев А.Д.,Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., «Основы коррекционной педагогики», М., 2002г.
10.    «Развитие социальных эмоций у детейдошкольного возраста» (под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З., М., 1986г.
11.    «Коррекционная педагогика в начальномобразовании» (под ред. Кумариной Г.Ф., М., 2002г.стр. 250)
12.    «Воспитание трудного ребенка» (подред. Рожкова М.И., М., 2003г.)
13.    Подласый И.П. «Курс лекций покоррекционной педагогике», М., 2002г., стр.224-227.
14.    «Эмоциональное здоровье Вашегоребенка» (пер. с англ., М.0 1996г.)
15.    «Эмоциональные нарушения в детскомвозрасте и их коррекция» (под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., БаенскаяЕ.Р., Либлинг М.И… М., 1990г.)
16.    «Возрастно-психологический подход вконсультировании детей и подростков», М., 2002г., стр.399.
17.    Гарбузов В.И. «Нервные дети» М.,1990г.
18.    Психокоррекционная и развивающаяработа с детьми» М.,1999г., стр.160.
19.    «Наш проблемный подросток: понять идоговориться» (под ред. Ретуш Л.А.С-Пб. 2001г.)
20.    Раттерм «Помощь трудным детям» М.1987г.
21.    Фромм А. «Популярная педагогика:азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» Екатеринодар,1997г.
22.    Воспитание трудного ребенка» М.,2003г., стр.240.
23.    Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В.«Детки с характером», «Семья и школа-2000г.№2 стр. 11-13»
24.    Рычкова Н.А.»Поведенческиерасстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика» М., 2001г.
25.    Решетникова О.В. «Понять – значитпомочь» «Школьный психолог 2004г. №36 стр.22-23».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпаргалка по Химии 4
Реферат Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Реферат Кувейт и Бахрейн в Новое время
Реферат "Березневі статті Богдана Хмельницького"
Реферат Основные требования к подготовке служебных документов и ведению деловой переписки в деятельности
Реферат Электроснабжение очистных сооружений
Реферат Программное обеспечение системы обработки изображения в реальном времени
Реферат Сущность зароботной платы
Реферат Сущность макроэкономики
Реферат Сущность рынка труда
Реферат Обработка изображений с помощью пакета Adobe Pнotoshop
Реферат Теоретический анализ понятия бухгалтерская финансовая отчетность
Реферат Расчеты между банком и его клиентом, как особая форма безналичных расчетов
Реферат 8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
Реферат Тарифные и бестарифные системы оплаты труда