Плутарх
Из трактата «Об Исиде и Осирисе»
рактат знаменитого греческого писателя IIв.н.э. свидетельствует ошироком интересе квосточным культурам итайным учениям, характерном дляэпохи ранней империи. Некоторымегипетским богам Плутахдает греческие имена иотождествляетих сперсонажами античноймифологии. Ещесущественнеето, чтоон пытается осмыслить египетские сюжеты имотивы врационалистическом духе.
12 А вот и сам миф в пересказе по возможности самом кратком, судалением всего ненужного илишнего. Говорят, что когдаГелиос узнал отом, чтоРея тайно сочеталась сКроном1, онизрекей проклятие, гласящее, чтоона неродит нивкакой месяц инивкакой год. НоГермес2, влюбленный вбогиню, сошелся снею, апотом, играя слуной вшашки, отыграл семнадцатую часть каждого изеециклов, сложил изних пять дней иприставилих ктремстам шестидесяти; идосихпор египтяне называютих «вставленными»3 и«днями рождения богов». Рассказывают, что впервый день родился Осирис ивмомент егорождения некий голосизрек: владыка всего сущего является насвет. Иныеже говорят, чтонекто Памил, черпавший воду вФивах, услышал изсвятилища Зевсаголос, приказавшийему громко провозгласить, чтородился великий царь иблагодетель— Осирис; заэто якобы онстал воспитателем Осириса, которого емувручил Крон, ивчесть него справляют праздник Памилий, напоминающий фаллические процессии. Навторой день родился Аруэрис4, которого называют Аполлоном, анекоторые также старшим Гором. Натретий день насвет явился Тифон, ноневовремя инедолжным образом: онвыскочил избока матери, пробив его ударом. Начетвертый день вовлаге родилась Исида; напятый— Нефтис5, которую называют Концом иАфродитой, анекоторые— Победой. Мифгласит, чтоОсирис иАруэрис произошли отГелиоса, Исида— отГермеса, аТифон иНефтис— отКрона. Поэтомуцари считали третий извставленных дней несчастливым, незанимались вэтовремя общественными делами инезаботились осебе доночи. Ирассказывают, чтоНефтис стала женою Тифона, аИсида иОсирис, полюбив другдруга, соединились вомраке чрева дорождения. Некоторые говорят, чтоотэтого брака ипроизошел Аруэрис, которого египтяне называют старшим Гором, аэллины— Аполлоном.
13 Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян отскудного извероподобного образажизни, показалим плоды земли инаучил чтить богов; апотом онстранствовал, подчиняя себе всюземлю исовсем ненуждаясь дляэтого воружии, ибобольшинство людей онсклонял насвою сторону, очаровываяих убедительным словом, соединенным спением и всевозможной музыкой. Поэтомугреки отождествилиего сДионисом. Иговорят, чтоТифон вего отсутствие ничего непредпринимал, потомучто Исида, обладая всей полнотой власти, очень старательно стерегла его инаблюдала заним, повозвращенииже Осириса стал готовить ему западню, втянув взаговор семьдесятдва человека иимея сообщницей эфиопскую царицу поимениАсо. Онизмерил тайно телоОсириса, соорудил померке саркофаг, прекрасный ичудесно украшенный, ипринес егонапир. Втовремя какэто зрелище вызвало восторг иудивление, Тифон какбы вшутку предложил преподнести саркофаг вдартому, ктоуляжется внего поразмеру. Послетого какпопробоваливсе поочереди иниодному гостю оннепришелся впору, Осирисвступил вгроб илег. Ибудто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотивее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб вреку ипустили вморе уТаниса, черезустье, которое поэтому итеперь еще египтяне зовут ненавистным имерзким. Говорят, чтоэто случилось всемнадцатый день месяца Афира6, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, вдвадцать восьмойгод царствованияОсириса. Иныеже утверждают, чтоэто срок егожизни, анецарствования.
14 Так как первыми ослучившемся узнали иразгласилиэто событие паны исатиры7, обитавшие вместности уХеммиса, тоитеперьеще неожиданное смятение истрах толпы называют паникой. Говорят, чтоИсида, получив весть, тотчас отрезала однуизсвоих прядей иоблачилась втраурное покрывало там, гдедосихпор город носит имяКопт8. Другиеже полагают, чтоназвание этоозначает «утрата», ибоговорят «коптенн» всмысле «утратить». Рассказывают, чтоона блуждала всюду иникого непропускала безвопроса; также встретив детей, онаспросилаих огробе. Случайно онивиделиего иназвали устье, через которое друзья Тифона вытолкнули гроб вморе. Поэтомуегиптяне думают, чтодети обладают даром предсказания ичаще всего ищутуних пророчеств, когда они играют всвященных местах иболтают, чтопридется. Акогда Исида узнала, чтолюбящий Осирис поошибке сочетался сеесестрой каксней самой, иувидела доказательство этого ввенке излотоса, которыйон оставил уНефтис, тоона стала искать дитя, ибоНефтис, родив, тотчас удалилаего изстраха перед Тифоном; ребенок былнайден сбольшим трудом испомощью собак, которые вели Исиду; онавскормила его, ион, названный Анубисом, стал еезащитником испутником, иговорят, чтоон сторожит богов каксобаки— людей.
15 И потом, как рассказывают, онаузнала осаркофаге, чтоморе пригналоего кберегу Библа9 иприбой осторожно вынесего взаросли вереска. Авереск, вмалое время выросши вогромный ипрекрасный ствол, объялиохватилего, иукрыл всебе. Царьудивился размерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол какподпорку длякрыши. Говорят, чтоИсида, узнав обэтом отбожественного духамолвы, явилась вБибл, села уисточника, смиренная изаплаканная, инеговорила нискем, нотолько приветствовала служанок царицы, ласкалаих, заплеталаим косы инавевала отсебя наихтело удивительный аромат. Лишьтолько царица увидела служанок, каквней возникло влечение кнезнакомке, волосам ителу, источающему благовоние. ЗаИсидой послали, акогдаона прижилась, еесделали кормилицей царского сына, иговорят, чтоимя того царя было Малькандр10, ацарицу одни называют Астартой11, другие— Саосис, атретьи— Неманус; эллиныже назвалибыее Атенаидой.
16 Предание гласит, чтоИсида выкармливала дитя, вкладываяему врот вместо груди палец, аночью выжигала огнем смертную оболочку еготела; самаже, превращаясь власточку, сжалобным криком вилась вокруг колонны— итак дотехпор, пока царица неподстереглаее инезакричала привиде ребенка вогне, лишивего темсамым бессмертия. Тогдаизобличенная богиня выпросила столп из-под кровли; легко освободивего, онарасщепила вереск, апотом, закутавего вполотно иумастив миром, вручила царю ицарице; итеперьеще жители Библа почитают дерево, положенное всвятилище Исиды. Ирассказывают, чтоона паланагроб ивозопилатак, чтомладший сынцаря тутжеумер, астаршего онаякобы забрала ссобой и, поместив гроб насудно, отплыла. Нотаккакрека Федр перед зарей выпестовала всебе бурный ветер, онаразгневалась ииссушила русло.
17 И вот в первом же пустынном месте, оставшись наедине ссобой, онаоткрыла саркофаг и, припав лицом клицу, стала целовать иплакать. Акогда оназаметила ребенка, тихо подошедшего сзади инаблюдавшегоэто, тооглянулась ибросила нанего ужасный игневный взгляд; мальчик невынес потрясения иумер. Другиерассказывают нетак, ноговорят, чторебенок, какяобэтомупоминал раньше, упал вморе ичто вчесть богини емуоказывают почести: якобыон— тотсамый Манерос, которого египтяне воспевают напирах. Анекоторые утверждают, чтомальчика звали Палестин илиПелузий12 ичто ондал имягороду, основанному богиней. Онизаявляют, чтоМанерос, упоминаемый впеснях, первым изобрелмузыку. Третьиговорят, чтоэто нечье-тоимя, новыражение, употребляемое вкругу пьющих ипирующих людей: дабудет всеэто ксчастью! Иякобы когда египтяне хотят сказать что-либо похожее, онивсякийраз восклицают: Манерос! Такчто, несомненно, фигурка покойника вковчежце, которую импоказывают, обнося покругу, служит ненапоминанием осмерти Осириса, какполагают некоторые, но, пуская несколькораз неприятного сотрапезника, убеждают самих зрителей пользоваться инаслаждаться настоящим, потомучто всескоро стануттакимиже.
18 И рассказывают, чтопотом, когдаИсида ушла вБут ксыну Гору, который тамвоспитывался, ипоместила гроб вдали отдороги, Тифон, охотясь прилуне, наткнулся нанего и, узнав тело, растерзалего начетырнадцать частей ирассеялих. КогдаИсида узнала обэтом, онаотправилась напоиски, переплывая болота напапирусной лодке. Поэтой причине будтобы крокодилы нетрогают плавающих впапирусных челноках, испытывая илистрах или, клянусь Зевсом, почтение передбогиней. Ипотому якобы вЕгипте называют много гробниц Осириса, чтоИсида, отыскивая, хоронила каждый егочлен. Иныеже отрицаютэто иговорят, чтоона изготовила статуи идала ихкаждому городу вместо телаОсириса длятого, чтобыТифону, еслибы онпобедил Гора истал отыскивать истинную гробницу, пришлось отказаться отэтого, таккак емуназывалибы ипоказывали многомогил. Извсех частей тела Осириса Исида ненашла толькофалл, ибоон тотчас упал вреку иим кормились лепидоты, фагры иосетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исидаже, порассказам, вместонего сделалаего изображение иосвятила фалл; вчесть него исейчас египтяне устраивают празднества.
19 Потом,— какгласит предание, Осирис, явившись Гору изцарства мертвых, тренировал иупражнялего длябоя, азатем спросил, чтоонсчитает самым прекрасным насвете. Когдатот ответил: отомстить заотца имать, которым причинилизло,— снова спросил, какое животное кажется ему самым полезным длятого, ктоидет набитву. Услышав вответ отГора «конь», онудивился истал допытываться, почемуконь, анелев. ТогдаГор сказал, чтолев нужентем, ктонуждается взащите, аконь нужен, чтобы отрезать иуничтожить бегущего врага. Услышавэто, Осирис обрадовался, ибоГор былсовсем готов дляборьбы. Ирассказывают, что, втовремя какбеспрерывно многие переходили насторону Гора, явилась кнему иналожница Тифона Туэрис13 ичто змею, которая еепреследовала, убилидрузья Гора; идосихпор впамять этого бросают веревку иперерубают еепосередине. Чтокасается сражения, тоонобудтобы продолжалось много дней ипобедил Гор. Исида же, получив скованного Тифона, неказнилаего, норазвязала иотпустила. УГора нехватило терпения снестиэто: онподнял намать руку исорвал сголовы еецарский венец. НоГермес увенчал еерогатым шлемом. ЗатемТифон предъявил Гору обвинение внезаконнорожденности, нопризащите Гермеса Горбыл признан богами законным сыном, аТифон потерпел поражение ещевдвух битвах. Осирисже сочетался сИсидой после смерти, ионапроизвела насвет Гарпократа14, родившегося преждевременно иимевшего слабыеноги.[...]
33 Самые мудрые из жрецов не только Нил называют Осирисом, аморе— Тифоном, новообще даютимя Осириса всякому влажному началу иэнергии, считаяих причиной рождения исубстанцией семени. Тифономже ониименуют всесухое, огненное, отдающее воду ивообще враждебное влаге. Полагая, чтотело Тифона было красным ижелтым, онинеочень охотно встречаются ибез удовольствия общаются слюдьми, имеющими подобный вид. ОбОсирисе, напротив, ихпредания рассказывают, чтоон былтемный, потомучто вода делает темным все, счем нисмешивается: землю, одежду, облака; ивлага, заключенная втелах юношей, порождает темный цвет волос, аседина иликакбы бесцветность появляются устареющих людей из-за сухости. Такжевесна обильна, плодородна иблаготворна, апоздняя осень, лишенная влаги, враждебна растениям ивредна животным. Бык, которого выхаживают вГелиополе иназывают Мневис15 (онпосвящен Осирису, анекоторые считают егоотцом Аписа),— весь черный; ион имеет почести, уступающие только почестям Аписа. АЕгипет, расположенный насамой черноземной почве, называют, подобно зрачку глаза, Хемиа исравнивают ссердцем, ибоонтеплый ивлажный иприлегает кюжным землям вселенной, окруженныйими, каксердце человека— левой стороной тела.
Примечания: Рея и Крон соответствуют Нут и Гебу. Гермес — богТот, покровитель мудрости илунное божество. Египетский год состоял из 12месяцев по30дней ипяти дополнительных («вставленных»). Аруэрис — египетскийХорур, «Хор Старший». Нефтис — младшая дочьГеба иНут, женаСета. Семнадцатый, день месяца Афира — 13ноября. Паны исатиры — очевидное заимствование изгреческих мифов, связанных сДионисом. Копт — ассоциируется уПлутарха сглаголом, означающим «отрезать». Отрезаннаяпрядьволос — знак траура. Библ — то, что Плутарх рассказывает опребывании Исиды вБибле, отчастинавеяно греческими гимнами, посвященными богине Деметре. Малькандр — очевидно, финикийский бог Мелькарт. Астарта — финикийская богиня, соответствующая аккадскойИштар. Пелузий — город ввосточной части Дельты. Туэрас — египетская богиня Тауэрт, изображавшаяся ввиде самки гиппопотама. Гарпократ — Харпократ, божество, довольно популярное вантичноммире; вЕгипте— Хор-ребенок.
Мневис — египетское божество, изображавшееся ввиде черного быка ссолнечнымдиском междурогами.
Использованная литература
Перевод Н.Н.Трухиной. Печатается по: ВДИ.1977, №3, стр.254-258, 264.