МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
по предмету:
«Правоохранительные органы Российской Федерации»
Студент группы
Преподаватель
СуторминГ.М.
2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………….3
Органывнутренних дел, их задачи и структура………………………………………4
Организация милиции вРоссийской Федерации…………………………………….8
Иныеструктурные подразделения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации……………………………………………………………………………..……..12
Внутренниевойска Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации…………………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………….19
Списокиспользуемой литературы…………………………………………………….20
Введение
Одно из центральныхмест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органывнутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охранеобщественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплениюзаконности, защите прав и свобод человека, охране законных интересовгосударственных и негосударственных предприятий, организаций различных формсобственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Системаорганов внутренних дел состоит из множества структурных звеньев, именно об этоми пойдет речь в моей работе.
Органы внутренних дел, ихзадачи и структура
Положениемо Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным УказомПрезидента РФ от18 июля1996 г.№ 1039,на МВД возлагаются следующие основные задачи:
-разработка и принятие в пределах своей компетенции мер позащите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от формсобственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
-организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административныхправонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
-руководство органами внутренних дел и внутренними войсками вцелях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованиюих деятельности;
-совершенствование нормативной правовой основы деятельностиорганов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельностии некоторые другие.
Системуорганов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерствавнутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) иуправления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РоссийскойФедерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном иводном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах),региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Крометого, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главныеследственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органахвнутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте,Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружныеуправления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС),образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-Петербургскийуниверситет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения).Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другиенаучно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия,учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных наорганы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренниевойска.
Правовойосновой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации,федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения ПрезидентаРоссийской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РоссийскойФедерации, принципы и нормы международного права, международные договорыРоссийской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации,а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.
Своюдеятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюденияправ человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия сорганами государственной власти и управления, общественными объединениями,гражданами, средствами массовой информации.
Всоответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетныенаправления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексныепрограммы совершенствования их деятельности, участвует в формировании ивыполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраныправопорядка и борьбы с преступностью.
МВДорганизует и проводит научные исследования проблем охраны общественногопорядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений,безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельностивнутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские ипроектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки,техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.
В органахвнутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательствапо вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения посовершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проектынормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутреннихдел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органами подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесеннымк их компетенции.
Реализуясвои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации:оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскнойдеятельности', экспертно-криминалистическую деятельность органов внутреннихдел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия)по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенцииорганов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних делуголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальноймилицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходекоторого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении,раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органоввнутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжкихпреступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественноезначение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью,коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлениимероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственнойграницы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.
Министерствомвнутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц,совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда,уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лицв случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанныхтрупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координируетдеятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иныхправонарушений, охране общественного порядка.
Структурнымиподразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой иразрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания итранзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждани лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектовсобственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частнойдетективной и охранной деятельностью и контроль за ней.
МВД РоссийскойФедерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальнымимоторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка припроведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерствовнутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентнымиорганами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режимачрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территорииРоссийской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местахучаствуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.
НаМинистерство внутренних дел возложено руководство Государственнойпротивопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управлениесилами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидациипоследствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иныхчрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территорииРоссийской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров,непосредственно организует тушение крупных пожаров.
Структурнымиподразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иныхнормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределахсвоей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации ипредупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализациимежправительственных соглашений о развитии международного автомобильногосообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортныхсредств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом;руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Органывнутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывшихуголовное наказание и утративших социально полезные связи.
Работе пораскрытию, расследованию и предупреждению преступлений цправонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиесяминистерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты,автоматизированные банки данных (абд), необходимыедля эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена иорганизованная ведомственная статистика преступлений и административныхправонарушений.
По вопросаморганизации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВДналаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежныхгосударств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке справительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также сзарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам,отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовкепроектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение повопросам, относящимся к ведению МВД.
МВДподчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к егокомпетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, атакже Правительству Российской Федерации.
Министерствовнутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители иглавнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается отдолжности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ.Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии сраспределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра иглавнокомандующий внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в составеминистра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности)и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегииустанавливается Президентом РФ. Состав коллегии, кроме лиц, входящих в еесостав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваютсянаиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутреннихвойск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляютсяприказом министра внутренних дел Российской Федерации. Решения, принятые насовместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств РоссийскойФедерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел иРуководителей соответствующих министерств и ведомств.
Как ужебыло отмечено, задачи и функции Министерства внутренних Дел в рамках регионов(субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняютсоответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системыМВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы.Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают впорядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД, УВД,УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию сглавами местных администраций. Начальников городских и районных органоввнутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД УВДпо согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органоввнутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.
Организациямилиции в Российской Федерации
Одним изосновных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция,осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью вРоссийской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый18 апреля1991г. Закон РСФСР «О милиции». В этом Законе впервые комплексно урегулированправовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также местои роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшейюридической силы получили правовое регулирование общественные отношения,касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видовсобственности, а также интересов общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств. С принятием этого Закона в деятельностиправоохранительных органов, и прежде всего милиции, произошел ряд кардинальныхизменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что «процессыдемократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанногомеждународным сообществом положения, в соответствии с которым должностныелица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности отполитических пристрастий, сохраняя при любых условиях «политическийнейтралитет» и служа лишь закону и народу».
В Законе омилиции (ст.2) в известной мере былавоплощена идея деуниверсализации милиции, котораявпоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от31 марта1999г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О милиции“», чтов настоящее время позволило оставить за ней решение следующих задач:
-обеспечение безопасности личности;
действийлибо проявления бездействия со стороны какого-то лица.
-предупреждение и пресечение преступлений и административныхправонарушений;
-выявление и раскрытие преступлений;
-охрана общественного порядка и обеспечение общественнойбезопасности;
-защита частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности;
-оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите ихправ и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Решениепервой задачи обеспечивается милицией в рамках предоставленных полномочий попредотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан. Такаяугроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправныхВыполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины иусловия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своейкомпетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаблению либо устранению.Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и подготавливаемыхпреступлений.
Оченьважной и сложной является задача по обеспечению выявления и раскрытияпреступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направленнуюна обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, ихсовершивших, а также обеспечение возмещения причиненного в результатепреступления материального ущерба и компенсации морального вреда.
Реализуязадачу по охране общественного порядка и обеспечению общественнойбезопасности, милиция призвана поддерживать установленный нормами права порядокотношений между людьми при их нахождении в различных местах; предотвращать илиже снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, например, создаваемуюкаким-то источником повышенной опасности (оружие, автомототранспорт) либовозникшую в результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения,крупные пожары, стихийные бедствия, аварии с тяжкими последствиями и др.).
Всоответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию имилицию общественной безопасности, которые являются органами дознания.
Основнымизадачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение ираскрытие преступлений, по делам о которыхпроизводство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболееопасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся оторганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовногонаказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях предусмотренныхзаконодательством.
Для решенияуказанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируютоперативно-розыскные подразделения: уголовного розыска; по борьбе спреступлениями в сфере экономики; экспертно-криминалистические. В составкриминальной милиции входят также специализированные подразделения по борьбе сорганизованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованнойпреступностью (ГУБОП)- в составе МВД РФи региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП)- в соответствующих регионах Российской Федерации'.Компетенция этих подразделений смешанная, они осуществляют борьбу спреступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии борьбы с экономическойпреступностью. В составе криминальной милиции, кроме того, имеютсяподразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН, ОНОН).
Перечисленныеподразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной милицией, ав необходимых случаях оказывать помощь милиции общественной безопасности.
Начальникикриминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от нееначальником вышестоящего органа внутренних дел. Начальники криминальноймилиции одновременно являются заместителями начальников соответствующих органоввнутренних дел. Криминальная милиция финансируется за счет средств федеральногобюджета.
Всвязи с тем, что деятельность криминальной милиции направлена на достижениецелей, выходящих за рамки местных интересов, и нуждается в независимости отместных влияний, закон вывел криминальную милицию из подчинения местным органамвласти, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали- вышестоящему органу внутренних дел.
В отличиеот криминальной милиции милиция общественной безопасности (МОЕ) призванарешать следующие основные задачи: обеспечение безопасности личности,общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка;выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительногоследствия не обязательно;
розыскотдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено ккомпетенции МОЕ.
Численныйсостав милиции общественной безопасности составляет примерно60 % от общей численности милиции. В составМОЕ входят:
дежурныечасти, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движенияс дорожно-патрульной службой, подразделения патрульно-постовой службы,участковые инспектора милиции, подразделения милиции вневедомственной охраны,изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), отрядымилиции особого назначения (ОМОН)1, подразделения по предупреждениюправонарушений несовершеннолетних, специализированные подразделения дознания,подразделения паспортно-визовой службы и некоторые другие. -
Деятельностьмилиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросыместного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не тольковышестоящему органу внутренних дел, но и органам государственной властисубъектов Федерации и органам местного самоуправления, т. е. имеет двойноеподчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, эти органы не вправевмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельностьмилиции и осуществляемое ею производство по делам об административныхправонарушениях.
В настоящеевремя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправесоздавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерствомвнутренних дел Российской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счетбюджета субъекта Федерации и местного бюджета. Органы государственной властисубъектов Федерации и органы местного самоуправления могут увеличивать впределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавливатьдополнительную штатную численность подразделений милиции общественнойбезопасности.
Начальникмилиции общественной безопасности является заместителем начальника органавнутренних дел. Начальник милиции общественной безопасности субъекта Федерацииназначается (освобождается) органом исполнительной власти данного субъекта попредставлению министра внутренних дел (начальника ГУВД, УВД). Начальник милицииобщественной безопасности города (района) назначается министром, начальникомГУВД, УВД по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
Такимобразом, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реальновлиять на деятельность милиции общественной безопасности. И все же ее поканельзя отождествлять с муниципальной милицией в ее «чистом виде», посколькудвойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопасности (нетолько органам местного самоуправления, но и вышестоящему органу внутреннихдел) сохраняется. Заметим к тому же, что большая часть милиции общественнойбезопасности содержится за счет бюджетов Российской Федерации и входящих в неесубъектов Федерации. Видимо, можно расценивать милицию общественной безопасности,учрежденную российским законом, как переходную ступень к муниципальной милиции,создание которой, скорее всего, явится задачей дальнейшего этапа развитияместного самоуправления в Российской Федерации.
Учреждениев перспективе муниципальной милиции, подчиненной органам местногосамоуправления, наряду с федеральной милицией, подчиненной Министерствувнутренних дел Российской Федерации, позволит создать оптимальную модельполицейской системы, обеспечивающей в своей деятельности разумное сочетаниеинтересов государства и местного самоуправления.
Иные структурные подразделенияМинистерства внутренних дел Российской Федерации
Полноепредставление о направлениях деятельности Министерства внутренних делРоссийской Федерации не может быть достигнуто без освещения других важных идостаточно крупных его структурных частей.
1.Следственный комитет при МВД Российской Федерации всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от23 ноября 1998 г.№ 1422 «О мерах по совершенствованиюорганизации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации»2является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнениезаконодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительногоследствия в системе МВД РФ. Помимо обеспечения организационно-методическогоруководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия СК приМВД РФ осуществляет также процессуальный контроль за производствомпредварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболеесложным уголовным делам.
ВозглавляетСледственный комитет начальник, который подчиняется непосредственно министрувнутренних дел, являясь одновременно его первым заместителем.
Всоставе Следственного комитета создаются подразделения зонального контроля иметодического обеспечения предварительного следствия. Кроме них функционируеттакже следственная часть (на правах управления). В составе Следственногокомитета и его следственной части создаются специализированные подразделения(например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сферах экономики,организованных преступных формирований и др.). Во исполнение названного вышеУказа Президента РФ в составе СК при МВД РФ было образовано Региональноеуправление по расследованию организованной преступной деятельности на СеверномКавказе. Деятельность Следственного комитета осуществляется попредметно-зональному принципу на основе перспективных и текущих планов.
Основнымизадачами Следственного комитета являются:
-обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прави свобод, собственности, а также прав предприятий, учреждений и организаций отпреступных посягательств путем всестороннего, полного и объективногорасследования преступлений, правильного применения закона и привлечения к ответственностивиновных;
-совершенствование следственной работы на основе внедрения впрактику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форморганизации и методов предварительного следствия;
-осуществление контроля за соблюдением законности на предварительномследствии; обеспечение процессуальной самостоятельности следователей;
-подбор, расстановка и воспитание кадров; повышениепрофессионального мастерства следственных работников, оказание помощи в социально-бытовомобеспечении сотрудников.
В соответствии свозложенными на него задачами Следственный комитет имеет определенные функции,касающиеся: анализа и обобщения информации о состоянии преступности,результатах деятельности следственного аппарата; изучения следственной исудебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступленияхпо регионам Российской Федерации; планирования следственной работы;организации работы органов предварительного следствия, контроля за ихдеятельностью, оказания им методической и практической помощи; обеспечениявзаимодействия следственных подразделений со службами и подразделениямикриминальной милиции и милиции общественной безопасности; изучения, обобщенияи распространения положительного опыта работы; кадрового и ресурсногообеспечения деятельности органов предварительного следствия; других направленийработы.
Примерноаналогичны структурное построение и организация работы следственных управлений(следственных отделов) при МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ. Начальникследственного управления (отдела) подчиняется непосредственно руководителюсоответствующего органа внутренних дел (министру, начальнику управления),являясь одновременно его заместителем, а также начальнику Следственногокомитета при МВД РФ.
Следственныеподразделения при городских и районных органах внутренних дел и органахвнутренних дел на транспорте расследуют основную массу уголовных дел опреступлениях общеуголовной подследственности, совершаемых на территории РоссийскойФедерации. Начальники следственных подразделений при этих органах подчиняютсянепосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дел, являясьодновременно его заместителями, а также начальнику вышестоящего следственногоаппарата.
Руководителиследственных подразделений при горрайлинорганах организуютработу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому иполному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильногоприменения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам июридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлениюпредусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранениюпричин и условий, способствовавших совершению преступлений.
2.Главное управление Государственной противопожарнойслужбы (ГУГПС) МВД Российской Федерации как самостоятельное структурноеподразделение МВД возглавляет систему Государственной противопожарной службыРоссии. ГУГПС является федеральным органом государственного пожарного надзорав Российской Федерации, лицензирования и центральным органом сертификации вобласти пожарной безопасности, а также государственным заказчиком на пожарнуютехнику и пожарно-техническую продукцию. Основными задачами ГУГПС являются:
-руководство системой Государственной противопожарнойслужбы;
-организация и осуществление: разработкигосударственных мер и нормативного регулирования в области пожарнойбезопасности; государственного пожарного надзора в Российской Федерации;единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности; взаимодействияпротивопожарных служб министерств и ведомств, а также международного сотрудничествав области пожарной безопасности;
-организация тушения пожаров и проведение связанных с нимипервоочередных аварийно-спасательных работ; организация профессиональнойподготовки кадров для Государственной противопожарной службы;
-содействие работе по совершенствованию социальной защитыличного состава Государственной противопожарной службы;
-противопожарная пропаганда, организация взаимодействия вустановленном порядке со средствами массовой информации;
-содействие укреплению и всемерному развитию добровольныхпротивопожарных объединений и формирований с целью привлечения граждан кучастию в охране от пожаров населенных пунктов и предприятий.
ГУГПСвозглавляет начальник, который по должности является главным государственныминспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Начальник и егозаместители назначаются на должность и освобождаются от должности министромвнутренних дел. При ГУГПС создается Координационный совет по вопросам пожарнойбезопасности, положение о котором и его состав утверждаются министром.
В целяхвыполнения названных выше задач в структуре ГУГПС образованы следующиеструктурные подразделения: организации госпожнадзора;
координациии правового обеспечения пожарной безопасности; организационно-аналитическое;лицензирования и сертификации; противопожарной пропаганды, агитации и связи собщественностью; нормативно-техническое; пожаротушения; пожарной охраныобъектов; пожарной техники и вооружения и некоторые другие.
ГУГПС всвоей работе наряду с» нормативными актами, касающимися деятельности МВДРФ, руководствуется и Федеральным законом «О пожарной безопасности» от21 декабря1994г.
Внутренниевойска Министерства внутренних дел Российской Федерации
В системуМВД Российской Федерации входят внутренние войска. Они состоят из округов,соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учрежденийобеспечения деятельности внутренних войск и органов управления ими.
Всоответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997г. №27-ФЗ «О внутреннихвойсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войскапредназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства,защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправныхпосягательств. В этих целях на внутренние войска возложены следующие задачи:
-участие совместно с органами внутренних дел в охранеобщественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режимачрезвычайного положения;
-охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
-конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;
-участие в территориальной обороне Российской Федерации;
-оказание содействия пограничным войскам Федеральнойпограничной службы РФ в охране Государственной границы.
Деятельностьвнутренних войск осуществляется на основе конституционных требованийзаконности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а такжеорганизационных основ единоначалия и централизации управления.
Правовойосновой деятельности внутренних войск являются Конституция РоссийскойФедерации, Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации», федеральные законы и нормативные акты федеральныхорганов государственной власти. Должностные и специальные обязанностивоеннослужащи