Федерация- традиционная для Германии форма государственного устройства. Германия какединое государство существует сравнительно недолго. В середина XIX в. на территории Германии располагалисьдесятки независимых государств. В 1871 г. прежние независимые государства сталиединым, введена федеративная форма устройства государства, которая существоваладо прихода германских нацистов. Нацисты (12 лет правления) упразднили федерацию,создав унитарное государство, но они не смогли уничтожить традициирегионализма. После II мировой войны происходит восстановлениегерманской государственности — элемент демократизации, важный конституционныйпринцип, который не подлежит пересмотру.
Германиясегодня — это конститутивная федерация, т.е. федерация, основанная наконституции. Создание ФРГ — следствие принятия ОЗ. В ОЗ нет специальногораздела о федеральном устройстве, но соответствующие положения можно найти впреамбуле и практически в каждой главе ОЗ. В конституции содержится принципывзаимоотношений Федерации и ее субъектов, также основы разграничениякомпетенции между ними. Согласно п.3 ст.79 деление федерации на земли,принципиальное участие земель в законодательстве, а также сам принципфедерализма не могут быть отменены даже в случае пересмотра конституции.Закрепляется перечень земель, образующих ФРГ.
Субъектамифедерации являются земли. Других образований нет, симметричная федерация.Подавляющее большинство земель образовалось после 1945 года, не имеют ничегообщего с исторически существовавшими государствами. Исключение — земли Бавария,Саксония, Гамбург и Бремен (Hansa-Stдdte). Все земли различаются между собой пообъективным характеристикам, но в конституционно-правовом плане они равны.
Конституционныйстатус земель в ОЗ не определен. Некоторые земли в своих конституциях именуютсебя государствами (Бавария, Берлин, Гамбург), но земли нельзя считатьгосударствами, это скорее особые государственные образования, поскольку ихсуверенитет ограничен, их конституционный строй должен соответствоватьтребованиям конституции государства, ОЗ не предусматривает права сецессии,существует возможность применения федерального принуждения и т.п.
ВзаимоотношенияФедерации и земель строятся на основе следующих положений:
1)конституционныйстрой земель должен соответствовать принципам республиканского,демократического и социального правового государства в духе ОЗ (ч.1 ст. 28);
2)федеральнаяКонституция предусматривает презумпцию компетенции земель. Осуществлениегосударственных полномочий и решение государственных задач относится ккомпетенции земель, если иное не установлено ОЗ (ст.30), одновременнозакрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст.31);
3)закрепляетсяобязанность учреждений федерации и земель оказывать друг другу взаимнуюправовую и административную помощь (ст.35). Кооперативный федерализм.
4)навсей территории Германии должен быть обеспечен единый уровень жизни, все немцыимеют равные права и обязанности, в федеральных учреждениях должныиспользоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель (в остальныхведомствах — чиновники, как правило, из той земли, в которой действует этоучреждение).
Порядок формирования правительства, его состав и компетенция,роль федерального канцлера. Порядок прекращения полномочий
Федеральноеправительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Конституционныйзаконодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительнуювласть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту. Германиювследствие этого нередко именуют «канцлерской республикой».
ОЗпредусматривает следующий порядок формирования: Бундестаг по предложениюПрезидента ФРГ избирает федерального Канцлера — главу правительства (в ФРГизбирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительствазаканчивается). Для избрания кандидату необходимо поучить абсолютноебольшинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение егона пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительноПравительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются иувольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.
Еслиу предложенного Президентом кандидата нет поддержки в парламенте, то Бундестагв течение 2 недель должен избрать на пост Канцлера абсолютным большинствомдругое лицо, и Президент обязан назначить его на пост Канцлера. Приотносительном большинстве — есть выбор у Президента: либо назначить егоКанцлером, либо распустить Бундестаг.
Канцлерназначается с созывом нового Бундестага. В ФРГ установлены юридические правиладля обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может бытьсмещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия.Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходитв отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 Основного закона). Егополномочия могут быть прекращены досрочно также при добровольной отставке.
Федеральныеминистры возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры безпортфеля (по особым поручениям). Министерств относительно немного (в 1949 г. — 13, в 1987 г. — 17). В большинстве случаев создается коалиционноеПравительство, вице-канцлер — представитель партии, находящейся в блоке спартией большинства. Число членов Правительства определяется Канцлером.
ОЗФРГ устанавливает в стране канцлерскую демократию. Канцлер — центр политическойвласти в ФРГ. Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Онв соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несетза них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральныйминистр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; прирасхождении мнений между федеральными министрами вопрос решаетсяправительством. В основном законе подчеркивается особая роль федеральногоминистра обороны, который наделен правом издавать приказы и командоватьвооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороныкомандование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.
Основувспомогательного аппарата Канцлера составляют 3 ведомства:
СлужбаФедерального Канцлера,
Службапрессы и информации Федерального правительства,
Федеральнаяразведывательная служба.
Федеральноеправительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрениифедерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. вредакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федеральногоканцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральныхминистров, о порядке работы правительства.
Вкомпетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики,вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральноеправительство активно использует имеющееся у него право законодательнойинициативы.
Делегированноезаконодательство — парламент может уполномочить правительство или какого-либоминистра издавать постановления общего характера (ст.80). Федеральноеправительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнениезаконов. По отдельным вопросам Правительство может издавать постановления,имеющие силу закона (ст.119), в сфере управления Федеральное правительство иминистры могут издавать общие административные предписания.
Контрольза деятельностью органов управления в землях — правительство контролируетисполнение землями федеральных законов. При помощи конференций министров земельпод председательством компетентного федерального министра правительствоосуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления вземлях.
ЗаседанияКабинета проходят по мере необходимости, обычно раз в неделю в резиденцииФедерального канцлера. Заседания закрытые. Круг лиц, приглашенных на заседаниеопределяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.
Разграничение компетенции между Федерациейи землями
Всфере законодательной компетенции доминирует Федерация, в сфере управления иправосудия — земли. ОЗ закрепляет 3 вида компетенции:
исключительнаякомпетенция федерации;
конкурирующаякомпетенция федерации и земель — ст. 74. Федерация не пользуется своим правомиздавать законы. Земли могут принимать законодательные акты до тех пор ипостольку, пока и поскольку федерация не использует свои законодательныепрерогативы. На самом деле землям ничего не остается, так как все урегулированона уровне федерации.
исключительнаякомпетенция земель — ст. 73.
Партийнаясистема ФРГ
ФРГ- пионер в правовом регулировании положения политических партий. Основыправового статуса ПП, их организационные принципы и задачи урегулированы нетолько ОЗ (ст. 21), существует специальный Закон о партиях от 24 июля 1967года.
Конституционныйзакон рассматривает ПП как инструмент формирования политической воли народа.Подчеркивается большая роль ПП в демократическом государстве. Однако ПП непревращаются в квазигосударственные учреждения и возводятся в рангконституционных органов государства. Согласно господствующему в ФРГ мнению ППявляются свободными общественными объединениями, преследующие политическиецели.
В1966 году ФКС подтвердил, что ПП являются общественными объединениями, былопроведено четкое различие между формированием волей народа на выборах, котороепартии осуществляют в свободной от влияния государства сфере общества иформированием воли государства, которое осуществляется через егоконституционные органы. Партии подбирают и выдвигают кандидатов насоответствующие официальные посты. Выборы — то средство, когда политическаяволя народа трансформируется в волю государства.
ПоКонституции предусмотрена возможность запрета ПП, подрывающих демократическийстрой. Возможность запрета гарантирована ФКС. Два раза в истории ФРГзапрещались ПП:
1952год — неонацистская Социалистическая имперская партия (СИП),
1956год — компартия.
Нов общественном мнении отношение к запрету партий неоднозначно. Указывается, вчастности, на то, что запрет ПП неэффективен, поскольку сторонники ППзагоняются в подполье, и, следовательно, затрудняется их преследование.
ППосуществляют свою деятельность на общественных началах. Финансирование ППведется за счет государственных средств. 5 марок с каждого, имеющего правоголоса, гражданина. Эти средства идут на возмещение ПП их расходов наизбирательную кампанию. ФКС запрещает использование этих средств на иные цели.ПП публикуют отчет о происхождении своих финансовых средств, он ежегоднонаправляется председателю Бундестага и публикуется.
Внутренняяструктура ПП должна отвечать предписаниям ОЗ. Ст. 21 К — внутренняя структураПП должна соответствовать демократическим принципам. В Законе о партияхопределено, что руководящие органы ПП должны быть избираемыми навнутрипартийных выборах, споры между партией и ее членами решают партийныетретейские суды.
Партиимогут создаваться свободно. Партия должна иметь четкое наименование, необходимоналичие письменного устава и программы, в основу построения партии должен бытьположен территориальный принцип.
* * *
ВГермании — многопартийная система. Существует более 100 партий, но реальныйполитический вес имеют не более 10ти. За 50-летнюю историю ФРГ партийнаясистема претерпела определенные изменения. К 1961 году число партий сократилосьдо 3. С 1961 по 1983 гг. Ведущие партии — ХДС-ХСС и СДПГ по очереди возглавлялиправительство, но они не могли обходиться без маленькой третьей партии — СвДП.В 80-ые годы стабильная партийная система начала рушиться. Дальнейшие изменениябыли связаны с воссоединением Германии. ХДС-ХСС и СДПГ остаются ведущимипартиями, но число партий, представленных в парламенте, возросло до 5. С 1981года появляется партия «зеленых», с воссоединением Германии — ПДС.
* * *
ХДСвозникла после 11-й мировой войны как объединение католика-клерикальных,консервативных и праволиберальных течений; как партия, чья стратегия станетбазироваться на клерикальном социальном учении. Первоначально она трактоваласебя как социальную, либеральную и консервативную народную партию, обращающуюсяко всем слоям населения, как партию, чья политика основывается на христианскомпонимании человека и его ответственности перед Богом. Она выступала за«социальную рыночную экономику», за базирующуюся на неолиберальныхтеориях более непрямую форму экономического регулирования, обеспечивающуюширокую свободу предпринимательства. Ныне ХДС выступает за экологическиориентированную рыночную экономику, за свое превращение в партию«центра», которая не могла бы колебаться ни вправо, ни влево.Численность ХДС ‑ около 658 тыс. членов".
ХСС,именуемый немецкими теоретиками «баварским вариантом» ХДС, действуететолько на территории земли Бавария и имеет сильную поддержку в местностях скатолическим населением. Так же как у ХДС целью этого союза является построениеэкологически ориентированной социальной рыночной экономики; кроме того, ХССвыступает за соблюдение основных прав и свобод граждан, за признание роли семьикак «основной ячейки общества», значения религии как основыцивилизации, за превращение Германии в интерконфессиональное государство.Социальная база ХСС ‑ люди, принадлежащие к средним слоям населения сел имелких городов (с преобладанием крестьян). В составе ХСС ‑ около 182 тыс.членов.
СДПГ‑ старейшая партия в Германии, основана в 1863 г. (как Всеобщий немецкийрабочий союз, чьим первым председателем был Ф.Лассаль). Она и ныне находитнаибольшую поддержку среди рабочих и в промышленно-развитых регионах. В еепрограмме ‑ экономическое преобразование рыночной экономики, социальнаясправедливость, экологическая перестройка индустриального общества. Онаотклоняет идеи революционного преобразования общества, выступает за сохранениесуществующего государства и частной собственности на средства производства.Численный состав партии ‑ свыше 880 тыс. членов, в ее рядах много женщин.Традиционно сильны связи СДПГ с профсоюзами.
СвДП,в которой после 1945 г. объединились группы прогрессивно-либерального иконсервативно-либерального толка, представляет специфические интересы среднихслоев, верхушки служащих и находят своих сторонников в их среде. Она,отталкиваясь от идей капиталистической конкуренции и свободнойпредпринимательской инициативы, выступает за свободную рыночную экономику,против огосударствления, обобществления, введения элементов плановогохозяйства. Имеет поддержку у части интеллигенции крупных городов и т.д. Численностьпартии достигает свыше 103 тыс. членов.
ПартииХДС/ХСС и СДПГ считают себя народными организациями, которые не связаны синтересами определенных классов и групп и которые пытаются склонить на своюсторону людей различного социального происхождения и мировоззрения. Партийнаясистема в ФРГ характеризуется дуализмом СДПГ и ХДС/ХСС, означающим, что квласти поочередно приходит одна из двух этих политических сил; обе они гораздокрупнее, чем СвДП и «Зеленые». Вместе ХДС/ХСС и СДПГ на национальныхвыборах получают 80-90*6 голосов избирателей.
Партиязеленых сложилась из трех политических течений ‑ студенческое движениепротеста, гражданские инициативы различного толка, движение за мир; в отличиеот иных партий и движений она пытается представлять не интересы определенныхсоциальных групп, а интересы всего общества. В ее программе: отказ отзлоупотреблений в отношении природы и человека; экологический гуманизм. Приприоритетном отношении к экологии принятие мер по улучшению многих сфер жизниобщества: энергетика, производство и транспорт, жилищное строительство,совершенствование институтов демократии, образование и наука и т.д. В составепартии зеленых свыше 31 тыс. членов.
Партиядемократического социализма (ПДС) первоначально провозгласила себя наследницейСоциалистической единой партии Германии, т.е. коммунистической партии. Внастоящее время она выступает за рыночную экономику с высокой степеньюсоциальной и экологической безопасности, за солидарность и справедливость, занаполненное смыслом проведение рабочего и свободного времени, за свободу идемократию и права человека, за охрану природы. ПДС наиболее реальным считаетсредний путь между потерпевшим провал реальным социализмом и существующимкапитализмом. Влияние ПДС довольно велико в «новых землях», т.е. натерритории бывшей ГДР. Численность ПДС превышает 150 тыс. человек.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/