Заключение брака и его прекращение – факты весьмазначимые в жизни каждого человека и далеко не безразличные для общества.Поэтому правовое регулирование порядка заключения брака и его прекращениясоставляют важную часть семейно-правового регулирования.
На определение порядка расторжения брака в ряде страни, в частности в нашей республике, в настоящее время продолжает воздействоватьрелигиозный фактор.
У российского и мусульманского права различные подходык вопросам процедуры и необходимых условий развода. Отношение к самомурасторжению брака мусульманского и российского права также отличается.
Отношение мусульманского права к разводу выражено вхадисе: " Развод — самый противный из поступков, дозволенныхАллахом". Из чего делается вывод о том, что развод в своей сущностиявляется порицаемым действием, но никто не вправе помешать расторжению брака вслучае, если расторжение брака было совершено с соблюдением всех необходимыхусловий.
Российское законодательство относится к разводу индифферентнои считает его личным делом супругов. Государство не вправе препятствоватьрасторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака (ст.23СК РФ). Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд можетпредоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязанрасторгнуть брак.
В российском праве для прекращения брака необходимарегистрация расторжения брака государством либо принятие соответствующегосудебного решения. В шариате для признания расторжения брака законнымдостаточно соблюдения ряда условий, принятие какого-либо решения органамигосударственной власти не обязательно, хотя развод может быть осуществлен исудом.
В соответствии с российским законодательством бракможет быть расторгнут либо органами ЗАГСа, либо судом по совместному требованиюсупругов, или по требованию одного из них. Мусульманским правом предусмотренодва способа прекращения брака, первый из них — собственно развод (талак), правона который имеет только муж, второй (фисх) — аннулирования брака судьей (позаявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий.
Основанием для расторжения брака согласно российскомузаконодательству является взаимное согласие супругов на развод. По требованиюодного из супругов в случае не согласия второго супруга на развод, основаниемдля расторжения брака служит вывод суда о том, что дальнейшая совместная жизньсупругов и сохранение семьи невозможны.
Основанием для развода в соответствии с мусульманскимправом является либо произнесение мужем слов развода, либо решение судьи.
Право на развод предоставлено шариатом мужу и судье.Жена, хотя и лишена права объявления развода самостоятельно, может обратиться всуд при наличии специально оговоренных причин. Причины, по которым жене такоеправо не предоставлено, сводятся к следующим. В соответствии с шариатом мужобязан материально обеспечивать жену во время брака, а также во время срока`идда. Кроме того, он обязан при заключении брака выплатить жене михр, которыйпорой достигает существенных размеров. Таким образом, муж оказываетсяэкономически заинтересованным в сохранении брака, поскольку все материальныеиздержки развода возлагаются на него, в то время как жена такойзаинтересованности не имеет. Второй причиной такого ограничения прав женщиныявляется то, что процедура развода согласно мусульманскому праву чрезвычайнооблегчена, и женщина вследствие своей большей эмоциональности, могла бы бытьнеосторожной в расторжении брака и объявлять развод без каких либо серьезныхоснований.
Мусульманское и российское право по разному подходят копределению момента расторжения брака. В соответствии с российским правом браксчитается прекращенным, при расторжении брака в органах ЗАГСа, с моментавнесения соответствующей записи в книгу актов гражданского состояния. В случаерасторжения брака судом брак считается расторгнутым с момента вступлениярешения суда в законную силу.
Определение момента расторжения брака в соответствии смусульманским правом зависит от того, является ли расторжение брака окончательнымили нет. Развод баин приводит к немедленному расторжению брака. При разводераджи'и брак считается расторгнутым по прошествии периода 'идда послеобъявлении развода.
Поскольку брак до окончания срока 'идда не считаетсярасторгнутым, то муж имеет право восстановления договора брака до истеченияуказанного срока, для чего ему необходимо сказать: я возвращаю тебя и т.п.слова в которых явно выражено его желание восстановить брак. Согласие жены навосстановление договора брака в этом случае не требуется.
Жена, кроме того, может попросить у мужа развод завознаграждение, которое она ему передает из своего личного имущества, муж можетлибо согласиться на ее предложение и принять вознаграждение, либо отказать ей вразводе. Развод по требованию жены (хул') является разводом баин.Вознаграждение, передаваемое женой мужу, должно соответствовать общимтребованиям, предъявляемым шариатом к товару.
В мусульманском праве возможен и условный развод суказанием времени или места. Так, например, муж может сказать жене: «Тыразведена в таком-то месяце, году и т.д.», в этом случае брак считаетсярасторгнутым сразу же с наступлением указанного срока. Если же муж сказал:«Ты разведена в доме своего отца», то она получает развод, как тольковойдет в дом отца.
И мусульманское и российское право исходит изнеобходимости укрепления семьи. В связи с этим и в том и в другомзаконодательстве предусмотрены институты, направленные на примирение супругов.В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляетсуд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен наразвод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представителисемей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснитьпричины их разногласий, и в случае, если не предоставляется возможным сохранитьсемью, то они осуществляют расторжение брака. На мой взгляд, процедурапримирения, предусмотренная мусульманским правом, является более эффективной,поскольку родственники могут более действенным образом повлиять на примирениесупругов, вникнуть в сущность их разногласий, в то время как официальномулицу-судье, супруги не всегда могут полностью раскрыть причины своихразногласий.
В случае, если муж обвиняет жену в прелюбодеянии илине признает своего отцовства по отношению к ребенку, рожденному женой, и принесогласии жены с его обвинениями, не может предоставить необходимыхдоказательств этого, то каждый из них обязан поклясться именем Аллаха в своейправоте четыре раза, если же кто-либо из них откажется принести клятву, то онпризнается проигравшим. В случае же, если никто из них не откажется от клятвы ипоклянется четыре раза, то клятва должна быть подтверждена «признаниемпроклятия Аллаха со стороны мужа и жены». После признания проклятия браксчитается расторгнутым окончательным разводом.
Расторжение брака в судебном порядке согласнороссийскому семейному праву производится в случае, если супруги имеют общихнесовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов наразвод. Между этими двумя случаями существуют значительные различия. В судебномпорядке рассматриваются также дела о расторжении брака, если один из супругов,хотя и заявляет о своем согласии на развод, но уклоняется от расторжения бракав органах ЗАГСа: не подает совместное заявление, не является для регистрацииразвода (п. 2 ст. 21 СК РФ). Необходимость наделения другого супруга правом вэтой ситуации обратиться в суд связана с тем, что в противном случае он несможет получить развод, так как принудить другого супруга явиться в ЗАГСневозможно. Таким образом, можно было бы затягивать бракоразводный процесс добесконечности. Что касается родовой подсудности. В судебной практике нередковозникают разногласия между районными и мировыми судьями о применении правилродовой подсудности по делам о расторжении брака супругов, имеющихнесовершеннолетних детей.
Так, гр-ка М. обратилась в суд с заявлением орасторжении брака, в котором указала, что ее муж не возражает против развода, атакже против того, что их общий ребенок будет проживать с ней. Однако онапросила, чтобы в решении суда место жительства ребенка после расторжения бракабыло определено. В районном суде заявление от нее не было принято со ссылкой наподсудность спора мировому судье, поскольку между родителями отсутствует спор оместе проживания ребенка. Однако мировой судья, к которому обратилась истица,также посчитал ее требования неподсудными, сославшись на то, что вопрос о местепроживания ребенка после расторжения брака относится к подсудности районногосуда.
Такие разногласия в судебной практике возникают из-занечеткости формулировок правил родовой подсудности, что является недопустимым исвидетельствует о несогласованности процессуальных правил семейного игражданского процессуального законодательства. Анализ судебной статистикипоказывает, что большинство дел о расторжении брака супругов, имеющихнесовершеннолетних детей, рассматривается в мировых, а не в районных судах.Отсюда можно сделать вывод, что место жительства детей после развода судами неопределяется в нарушение ст.24 СК.
При расторжении брака по взаимному согласию супругов,имеющих общих несовершеннолетних детей, роль суда в принципе такая же, как ироль органов ЗАГСа. Суд не вправе выяснять причины развода, принимать меры кпримирению супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их личную жизнь.В статье 23 Семейного Кодекса РФ прямо указано, что суд расторгает брак безвыяснения мотивов развода. Суд не обладает правом отказать в расторжении брака,если оба супруга заявляют об этом требование. Расторжение брака производится вэтом случае в суде только потому, что этого требуют интересы несовершеннолетнихдетей. Однако речь идет не о том, что, исходя из интересов детей, суд долженстремиться сохранить семью любой ценой. Задача суда в этих случаях рассмотретьсоглашение супругов о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние детии в каком порядке и размере им будут уплачивать алименты. Суд обязан проверить,отвечает ли соглашение интересам детей. Если нет оснований полагать, что такоесоглашение нарушает интересы несовершеннолетних, суд утверждает соглашениесвоим решением. Если соглашение не достигнуто или представленное соглашениепротиворечит интересам детей, суд обязан по своей инициативе разрешитьуказанные вопросы в судебном заседании и вынести по ним решение.
При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживатьнесовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные праваи несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но прирассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев бездостаточных оснований отдают предпочтение матери.
М. обратилась в Федеральный суд Советского района г.Махачкалы с иском о расторжении брака к М. и передачи ей на воспитание 6летнего сына. Без проверки заявления о том, что М. злоупотребляет спиртныминапиткам суд принял решение об удовлетворении иска М.
По жалобе ответчика указанное решение в части передачиребенка на воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховногосуда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела в суде доводыответчика нашли подтверждение и в иске М. было отказано.
При принятии решения относительно детей старше 10 летсуд обязан принимать во внимание их мнение.
Мусульманское право при решении вопроса о том с кембудет проживать несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правомвоспитания ребенка его родственники пользуются в таком порядке: мать, матьматери, отец, его мать, затем родственники по степени близости их родства,причем женщины предпочтительнее мужчин. По шариату после разводапреимущественным правом на воспитание детей, не достигших 6-7 лет, обладаетмать. Если дети достигли старшего возраста, то они сами выбирают, с кемостаться. Однако с кем бы они ни находились — с отцом или с матерью, — обязанность материальной опеки над детьми все равно лежит на плечах отца.
В данном случае нет необходимости в судебном процессе,поскольку шариат точно определяет принадлежность права на воспитание ребенка.При нарушении права на воспитание дело рассматривается судом, который принимаетрешение о том, кому принадлежит право на воспитание ребенка. Расходы насодержание ребенка мусульманское право возлагает на лицо, воспитывающееребенка. Если лицо, воспитывающее ребенка, ведет аморальный образ жизни, то онопо решению шариатского суда может быть лишено права на воспитание ребенка.
Неожиданное судебное решение показывает, каким можетбыть компромисс между двумя такими разными системами права, как светскоероссийское и законы шариата. В Советском районном суде Махачкалырассматривалось дело, которое выиграла гражданка М. Она настаивала на признанииза ней права собственности на долю частного домовладения, ссылаясь на то, чтооно было построено ею совместно с мужем А., с которым она вступила в брак пошариату еще в 1936 году. Сын другой, официальной жены утверждал, что истица неможет быть признана супругой его покойного отца, поскольку брак между ними небыл зарегистрирован в органах ЗАГСа. Тем не менее суд удовлетворил иск,признав, что М. в период с 1936 по 1954 год находилась в фактических брачныхотношениях с А., и в силу этого признал за ней право на собственность.Фактические брачные отношения или религиозный брак, заключенный до УказаПрезидиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могут иметь те жеправовые последствия, что и зарегистрированный в ЗАГСе.
Другое дело, что воспользоваться этим могут толькодолгожители.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта referat.ru/