Контрольная работа
Выполнил студент 2 курса ИАТ Специальность190701 Харченко А.Г.
Северо-западный Государственный заочныйтехнический университет
Санкт-Петербург 2010
Введение
Президент, глава государства, избираемый гражданами,парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок;высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем вКонституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентскиевыборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Официальная резиденция Президента Российской Федерации– Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг),представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флагаРоссийской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. Надревке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем иотчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, егороли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использованиисовместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурныхподразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании –парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть Iст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент РоссийскойФедерации является главой государства России как демократического федеративногоправового государства с республиканской формой правления. В соответствии сосвоим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единствомногонационального народа Российской Федерации, суверенную государственностьРоссии и незыблемость ее демократической основы.
Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступаеткак гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека игражданина.
Президент – совершенно новый для Россиигосударственный институт, введение которого внесло существенные изменения впрежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. былзакреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появилисьпрезиденты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президентавведен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашалсявысшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закреплениеэтого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительнойдисциплины в период углубления политического и экономического кризиса,обострение межнациональных отношений.
Президентская власть была призвана наладитьгосударственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность поотношению к представительным органам, укрепление с помощью Президентаисполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылкистабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечиваядеятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленныхКонституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватываетнесколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент является Верховным ГлавнокомандующимВооруженными Силами;
3. Президент обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даныширокие полномочия.
Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделатьвывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системеорганов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а этоПрезидент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены наобеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдениеКонституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственногосуверенитета.
Конституционно-правовой статус Президента России.
В Конституции Российской Федерации предусмотренинститут президентства. Ему посвящена глава 4 .
Статья 80 определяет, что Президент РоссийскойФедерации является главой государства. В предшествующей Конституции Президентявлялся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РоссийскойФедерации.
Данные изменения были необходимы, в связи с изменениемположения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительствагосударства. Определение «глава государства» соответствует более высокомустатусу государства.
Правовой статус Президента России основан на учетемирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройствопрезидентской власти в России весьма специфично, отражает условия политическойжизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либостраны.
Институт президентства в России сочетает в себе чертыкак президентской, так и полупрезидентской республики.
Статус Президента Российской Федерации, содержащийся всегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место всистеме органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну изее ветвей .
Данное понятие не значит, что президентская властьстоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет своиконституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействиис другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти ина Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек ипротивовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей.Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляетне на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках КонституцииРоссийской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, вовзаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.
Для того чтобы не повторилась ситуация советскогопериода Конституция Российской Федерации предусматривает систему гарантий,препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарногоправителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которойговориться о том, что «Президент Российской Федерации избирается на четыре годагражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании». Так же предусмотрено, что «одно итоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации болеедвух сроков подряд». Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешениеПрезидента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституциейпредусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституциинормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.
Закрепляя статус Президента Российской Федерации какглавы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной формесвязанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства иобщества.
Президент Российской Федерации является гарантомКонституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданиназакрепленных в главе 2 Конституции. То есть Президент несет персональнуюответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека игражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинамв их реализации.
Выполняя функцию гаранта Президент имеет правотребовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ неуклонногособлюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так жеимеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетныхему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей техгосударственных структур, по которым глава государства вносит предложения окадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральныйпрокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению,защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерациипредложение об освобождении его от занимаемой должности.
В установленном Конституцией порядке Президентпринимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости игосударственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.
В осуществлении этих функций Президент можетиспользовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действоватьтолько в рамках Конституции.
Это относится и к такой функции Президента, какопределение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Онаформируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может импротиворечить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатовв Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаютсястратегические направления развития государства и общества, и избрание того илииного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней установок большинствомизбирателей.
Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, вкоторых формируется основные направления внутренней и внешней политикиРоссийской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий,общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президентас использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимноевоздействие одних государственных структур на другие, влияние на нихобщественных и социальных движений.
Президент как глава государства представляет Россиювнутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80Конституции.
Эта конституционная формулировка отнюдь не означает,что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем ивнешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результатсложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвейгосударственной власти.
Основные параметры, направления государственнойполитики России определены в Конституции, которая является не толькоюридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромиссразличных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определениеосновных направлений государственной политики, ограничены действующейКонституцией.
Но вместе с тем Президент России обладает большимчислом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешнейполитики РФ. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направленийвоенной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие вформировании правовой политики, руководства текущей социально-экономическойполитики.
Важным аспектом в характеристике статуса Президентаявляется само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает переченьглав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежнейКонституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительныхорганах. Это было закономерно, так как в ней Президент был главойисполнительной власти.
Место, которое занимает в ныне действующей Конституцииглава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямойформе то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвейвласти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это являетсяпредпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечиватьсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной властиРоссии.
Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место всистеме источников российского права
Свои полномочия Президент реализует, прежде всего, впринятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указыи распоряжения.
Указами оформляются решения Президента РФ нормативногохарактера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные надлительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругусубъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указовиздаются решения о назначении и освобождении от должности руководителейподотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, огражданстве и др.
Распоряжения Президента РФ – это актыорганизационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение вправовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, какправило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам. Данная конституционнаянорма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельностиПрезидента РФ.
Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемыхПрезидентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:
— направление законопроектов президента РФ вГосударственную Думу;
— направление Запросов Президента РФ, вКонституционный Суд РФ;
— направления ежегодных посланий Федеральному Собраниюо положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политикигосударства;
— представления президента РФ, в которых содержатсяпредложения Президента РФ Совету Федерации по кандидатурам для назначения надолжности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобожденииГенерального Прокурора РФ;
— предложения Государственной Думе РФ о кандидатуреПредседателя Правительства РФ и Председателя Центрального банка России;
Но не только Конституция РФ определяет виды правовыхактов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне»предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает директивы иприказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ,другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Полномочия Президента Российской Федерации реализуютсячерез принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции, Президент издастуказы и распоряжения.
Конституция устанавливает, что указы и распоряженияПрезидента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следоватьпредписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также органыместного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. Вслучае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерациис актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушеноустановленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и еесубъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционностинормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решениепоследнего о не конституционности актов Президента влечет утрату имиюридической силы.
Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы ираспоряжения не должны противоречить не только Конституции РоссийскойФедерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носятподзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место виерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации,поскольку органом законодательной власти в России является ФедеральноеСобрание.
Действующим законодательством не установлены строгиеюридические критерии, позволяющие четко отграничить указы и распоряжения какразличные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществленияпрезидентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторыхразличий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащиеобщие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные надлительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами.Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и ПравительстваРоссийской Федерации (утверждены положения о структурных подразделенияхПрезидента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственнойполитики). Указы Президента могут носить и индивидуальный характер, имиоформляются решения о назначении на должность и освобождении от должностируководителей подотчетных Президенту федеральных органов, а также иных структурвертикали исполнительной власти (представители Президента в субъектахФедерации, главы администраций краев, областей, округов, городов федеральногозначения). Наконец, указы Президента принимаются по вопросам гражданства,предоставления политического убежища, награждения государственными наградами,присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Вформе указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное вышедает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основным видомправовых актов Президента Российской Федерации.
В отличие от указов, распоряжения Президента —организационно-оперативные акты, они имеют вспомогательное значение в правовомрегулировании деятельности главы государства. Как правило, распоряжения неносят нормативного характера, регламентируют организационно-технические сторонывзаимоотношений Президента с органами власти России и ее субъектов деятельностьего Администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.
Важным для нормотворческой деятельности ФедеральногоСобрания и Президента является вопрос о разграничении предмета закона инормативного указа Президента. В ст. 90 Конституции, посвященной актамПрезидента, этот вопрос специально не регулируется. В силу особых условийпроведения конституционной реформы в России сложилась практика, когда отдельныеуказы Президента выполняли функции закона. Так, согласно Указу ПрезидентаРоссийской Федерации от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» до начала работыфедерального Собрания законодательное регулирование вопросов бюджета,федеральных налогов и сборов, банковской, инвестиционной деятельности,валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельнойреформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной зашитынаселения передавалось Президенту и осуществлялось через принятие его указов.Названный Указ, а также ряд других нормативных актов Президента, принятых в тотпериод, предусматривали их утверждение Федеральным Собранием.
Решение Президентом вопросов, составляющих предметзаконодательной деятельности Федерального Собрания, практиковалось и посленачала работы нового парламента России.
Осуществление Президентом ряда законодательныхфункций, будучи вынужденной мерой в период поэтапной конституционной реформы,не предусматривается действующей Конституцией. В ней отсутствует и процедурарассмотрения Федеральным Собранием нормативных указов Президента, посколькуосновной закон предусматривает четкое разграничение компетенции между каждым изорганов федеральной власти. Очевидно, что по мере активизации законодательнойдеятельности Федерального Собрания будет прекращена практика регулированиянормативными указами вопросов, составляющих предмет законодательнойдеятельности парламента.
Ответственность Президента РФ
Ответственность президента РФ как представителягосударства и ответственность в личном качестве как должностного лица.Президент за свои действия может нести ответственность. Он выступает в качествеответчика в Конституционном Суде РФ в связи с ходатайством о признании его актанеконституционным (это имело место, например, при рассмотрении указовПрезидента РФ Б.Н. Ельцина о запрещении коммунистической партии). Ненормативныйакт президента может быть оспорен в Высшем Арбитражном Суде, если этим актомнарушены законные экономические интересы и права физического или юридическоголица – предпринимателя. Президент может оказаться ответчиком по гражданскомуиску в Верховном Суде РФ или ином суде общей юрисдикции (куда сначала подаетсяиск, доходящий затем до верховного Суда). Так было, например, в 1996г. в связис иском мэра г. Владивостока В.И. Черепкова, освобожденного от должностиПрезидентом РФ Указом 1994г. хамовнический межмуниципальный суд признал незаконнымуказ Президента РФ (Президент, исполняя решение суда, восстановил В.И.Черепкова новым указом в прежней должности). Возможны также иски имущественногохарактера, если указы Президента РФ нарушают законные имущественные интересы иправа физических или юридических лиц. Однако в этом случае Президент можетвыступать только как представитель государства, к которому по существу обращениск. Он не присутствует лично в суде (такова практика государств мира), егопредставляют уполномоченные им должностные лица (члены Правительства,руководители Администрации Президента и др.), назначенные им адвокаты, иныелица.
Вместе с тем, Президент РФ может нести ответственностьне только как представители государства, но и ответственность в личном качествекак должностное лицо. В связи с этим возможно лишь досрочное освобождениеПрезидента РФ от должности, дальнейшие санкции последуют потом, когда главагосударства станет обычным гражданином. Наконец, он может быть освобожден отдолжности не в связи с ответственностью, а по объективно сложившимсяобстоятельствам.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФвозможно: 1) в результате отставки по его желанию; 2)при стойкой неспособностипо состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) в случаеотрешения от должности (импичмента).
Отставка Президента РФ имела место 31 декабря 1999г.(Б.Н. Ельцин). Временное исполнение обязанностей Президента РФ в соответствии сКонституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло к Председателю Правительства РФ (В.В.путин). Исполняющий обязанности Президента не вправе распускать ГосударственнуюДуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках ипересмотре положений Конституции РФ. В других отношениях он пользуется объемомполномочий Президента РФ (например, и.о. Президента В.В. Путин в 2000 г. налагал вето на законы, принятые парламентом). 12 февраля 2001г. принят Закон о гарантияхПрезиденту РФ, прекратившему исполнение своих обязанностей в случаях истечениясрока пребывания в должности, отставки и прекращения исполнения полномочий всвязи со стойкой неспособностью их осуществлять (не в результате импичмента), атакже членам его семьи. Закон предусматривает, что президент, прекратившийисполнение своих полномочий по указанным выше основаниям (но не в результатеимпичмента), не может быть привлечен к уголовной или административнойответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личномудосмотру. Это распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения,транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, наего переписку. Предусмотрены пожизненное денежное вознаграждение в размере 75%прежнего оклада, государственная охрана, государственная дача, бесплатнаяправительственная связь, аппарат помощников, медицинское обслуживание ему ичленам семьи и т.д.
В связи с отставкой Президента РФ Совет Федерации 5января 2000г. в соответствии с Конституцией РФ назначил досрочные выборы на 26марта 2000г.
Конституция РФ, федеральное законодательство не регулируютпроцедуру прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособностипо состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, и на практике это не имеломеста. В зарубежных странах, там где это в единичных случаях осуществлялось,создавалась специальная медицинская комиссия, в решении вопроса участвовалорган конституционного контроля.
Процедура импичмента урегулирована в статье 93Конституции РФ. Она применялась на практике в 1999г., процедура импичментаявляется достаточно сложной, что обусловлено необходимостью обеспечениястабильности в государстве, защиты высшего должностного лица от внутрипартийнойборьбы в парламенте или популистских лозунгов. В процедуре отрешения Президентаот должности задействованы несколько высших органов государства: обе палатыпарламента, Верховный Суд и Конституционный Суд. Процесс может начаться лишь поинициативе одной трети членов Государственной Думы (150 человек), которыеподписываются под обращением об импичменте. Дума создает Комиссию на основепропорционального представительства фракций, которая готовит проектобвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов от общего числа ипредседателя в Верховный Суд для заключения о наличии в действиях Президентапризнаков состава преступления. Затем Конституционный Суд дает заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документыпоступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении ПрезидентаРФ большинством в 2/3 голосов. На любой стадии эта процедура может бытьпрекращена (в том числе из-за недостаточного количества голосов). Процедураимпичмента в отношении Б.Н. Ельцина в 1999г. не была завершена. Комиссиясоставила проект обвинительного заключения, но дума не утвердила ни один изпяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного по шести статьям УК(государственная измена, насильственный захват или удержание власти, ослаблениеобороны и безопасности РФ и др.).
Вступление в должность Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации, избранный всоответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральнымзаконом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления вдолжность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборахПрезидента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также вслучае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должностьПрезидента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначеныповторные выборы Президента Российской Федерации, — на тридцатый день со дняофициального опубликования Центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
При вступлении в должность Президента РоссийскойФедерации приносит народу присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий ПрезидентаРоссийской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина,соблюдать и защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостностьгосударства, верно служить народу».
Список литературы
Конституция Российской Федерации.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное правоРоссии», Москва, 2003г.
Радченко И.И. «Президент в конституционном строеРоссийской Федерации», Москва, 2003г.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта referat.ru/